Обзор XIV Международной фотовыставки: Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне

Русская фотография на FotoFest 2012 в Хьюстоне: новый мировой тренд или чествование неизвестных героев?

В марте — апреле 2012 года в Хьюстоне (США) прошла XIV Международная биеннале фотографии и искусств, основанных на фотографии, — FotoFest. Главной темой была заявлена «Современная российская фотография».

Текст: Ирина Чмырева.

1. Николай Маторин. Ритм труда.

Николай Маторин. Ритм труда.

1960. Собрание центра фотографии им. братьев Люмьер

В былые годы FotoFest* заслужил высокую репутацию, впервые представив публике неизвестные, ставшие позднее признанными, фотографические явления. Он обратил внимание международного профессионального сообщества на фотографию из Кореи, провел первый масштабный показ китайской фотографии, почти двадцать лет назад впервые представил американской публике искусство фотографии из стран Латинской Америки.

В конце 1990-х — начале 2000-х организация FotoFest первая в истории современной фотографии создала несколько тематических биеннале, посвященных наиболее острым социальным и глобальным проблемам планеты. Такими стали биеннале 2004 года, посвященное теме «Вода», 2006-й был годом Земли, второй темой того же фестиваля стала «Ярость» (точнее, художники против агрессии), под эгидой которой были представлены проекты из «горячих точек», исторические фотографические исследования преступлений против человечности, документальные проекты молодых авторов, исследующих агрессию уличных группировок, и многое другое. В 2010 году главной темой биеннале была «Современная американская фотография».

В 2012-м настал черед современной российской фотографии. FotoFest не впервые обращается к российской фотографии: в 1992 фестиваль представлял «Фотоманифесту» — пожалуй, наиболее амбициозный проект рубежа 1980-х и 1990-х, созданный с американским размахом и наивностью и тем покоривший мир. «Фотоманифесту» создали двое молодых американских бизнесменов из Нью- Йорка. Они приехали в Россию на пике интереса к изменениям в нашей стране и увлечения современным русским искусством, буквально продали последнее, чтобы купить работы современных (тогда очень молодых) фотографов, издать книгу, сделать выставку. Путешествующая выставка и альбом запустили следующий виток интереса и взаимодействия с российскими авторами в США: несколько коллекций, в том числе большая часть русской коллекции отдела фотографии МОМа в Нью-Йорке, были созданы именно после предъявления «Фотоманифестой» новой фотографии из России. В 1994 FotoFest представил экспозицию из частного собрания, посвященную журналу «СССР на стройке», признанному одним из лучших иллюстрированных изданий ХХ века.

Биеннале 2002 года в Хьюстоне было посвящено теме «От классики до новых технологий». «Классику» представляла российская фотография — выставка «Русская пикториальная фотография, 1890–1990-е» из произведений коллекции Михаила Голосовского, архива семьи Николая Андреева и Кировского художественного музея им. Братьев Васнецовых**.

В 2012 году FotoFest обращается к фотографии из России, снятой в течение последних шестидесяти лет. Это не пересказ исторических изменений, не иллюстрирование превращения СССР в новую Россию. Это история кристаллизации творческого начала в визуальной культуре страны с богатейшими традициями изобразительного искусства. Это история трансформации фотографии как пиктограммы идеологии в пространство свободного творческого самовыражения, доступного не только профессиональным художникам, но и талантливым самоучкам, для которых техническое медиа фотографии позволило осознать и выразить свое личное творческое начало.

Показ в Хьюстоне — новый взгляд на историю российской фотографии второй половины ХХ — начала XXI века, сжатый очерк основных тенденций; попытка ухода от существующих стереотипов, возвращение имен, работа с мифологией российской фотографии. Говоря о мифологии, мы предполагаем, что явление укоренено в культуре до такой степени, что обрастает реминисценциями, считывается через коды параллельно существующих в культуре пространств. Фотография в российском обществе опознается как культурный феномен немногими, но внутри себя фотография как пространство уже давно живет собственными героями, «божками», авторитетами, мифологией и аллюзиями, апеллирующими к внешнему (за пределами территории фотографии) культурному контексту. Вот с этим внутрифотографическом пространством России и работали кураторы, создавая выставки для FotoFest 2012.

Период в шестьдесят лет разделен на четыре выставки. В издание, сопровождающем фестиваль, также включена глава, описывающая более ранний период в истории фотографии: позднесталинскую эпоху. Как ни удивительно это русскому наблюдателю, но именно постановочная фотография из СССР этого периода известна интеллектуальному сообществу в США: изучение «холодной войны» и ее проявлений в искусстве здесь само по себе привычное явление культуры, ему посвящены выставки, университетские публикации. В конце 1940-х — начале 1950-х в СССР фотография буквально вторила живописи своего времени, построенной на догматах соцреализма и пластике поздней Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как будто опыт фотографического авангарда был забыт и единственное, что от него укоренилось в социалистическом фоторепортаже, — крупный портрет с контрастным драматическим светом и ренессансный ракурс снизу вверх, при котором все модели превращаются на снимках в героев.

Выставки в Хьюстоне начинаются с периода «хрущевской оттепели», первые годы которой в фотографии мало отличаются от предыдущего десятилетия, поскольку фотография вне прессы, вне государственного контроля, кажется, не имеет не только права, самой возможности существования. Но приход в журналистику молодых авторов, так называемый «призыв 1957 года» (вдохновленных новым знанием после фестиваля молодежи и студентов в Москве) даже в пресс-фотографии постепенно меняет соотношение постановки и живого репортажа. Среди «молодых» тогда начали работать будущие мэтры Валерий Генде-Роте, Лев Шерстенников, Геннадий Копосов, Юрий Абрамочкин, Виктор Ахломов. Их работы представлены в Хьюстоне наряду с произведениями Макса Альперта, Семена Фридлянда, Михаила Трахмана, Дмитрия Бальтерманца, Всеволода Тарасевича, блистательных фотографов, пришедших в профессию на излете фотографического авангарда еще в 1930-е годы и в период войны, и сохранивших в своем творчестве нерв конструктивистских поисков, пронеся его сквозь период «замороженного счастья» послевоенной постановочной фотографии.

Выставка фотографии из СССР 1960–1980-х, собранная из коллекций Центра фотографии имени братьев Люмьер, клуба «Новатор» и частных собраний, показывает те подспудные, медленные, но все-таки явные перемены, которые происходили не только в политической и общественной жизни, но и в фотографии как искусстве. Работы Эдуарда Мусина, Елены Глазычевой, Александра Виханского, Анатолия Ерина, Георгия Колосова, ранние работы Валерия Щеколдина обозначают диалог, в который фотография тех десятилетий вступала с современным кинематографом, живописью «сурового стиля», продолжала линию деревенщиков в литературе и нового городского романа…

В период перестройки в фотографию вошли сразу несколько десятков интересных авторов, чье появление не было связано ни с кузницей кадров прошлого периода — фотоклубами, ни с фотожурналистикой. Фотографы, появившиеся в период перестройки, выросли в кругу «неформалов», молодой богемы, из которой вышли художники, музыканты, писатели, самостоятельно интуитивно строившие себя из фрагментов бесед со старшим поколением художников, обрывками публикаций в западных изданиях по искусству и стилю, современной музыки, фестивальному кинематографу. Перемены, предчувствие которых наэлектризовывало атмосферу в обществе, как грядущая гроза воздух в летний день, вызвали на арт-сцену поколение невероятно разнообразных и глубоких художников.

В начале перестройки они, едва увидев фотографии мастеров фотоавангарда 1920–1930-х на выставках (тогда эти работы показывали впервые спустя полвека), объявили себя их наследниками. Концепция прерванного авангарда и продолжения традиций революционного искусства была в ходу в те времена не только в отношении живописи, но и в фотографии. Только нынешняя временная дистанция позволяет увидеть новизну и уникальность российской фотографии конца 1980-х — начала 1990-х. Ее корифеи были пионерами в поисках «отца», они ощущали себя как в вакууме в стране, где фотография продолжала восприниматься в качестве иллюстрация газетного текста и фото на паспорт, искали себе точку опоры — и находили ее в истории.

Выставка, представляющая явление «новая фотография от перестройки до наших дней», охватывает почти три десятилетия, поскольку многие из авторов этого поколения продолжают работать до сих пор, а те, кто появился в фотографии вплоть до начала 2000-х, вливались в ряды старшего поколения («перестроечников»), которое единственное сумело сформировать нестойкое, но живое сообщество. И только в последнее десятилетие развитие Интернета и новых технологий, большая свобода доступа к информации привели к появлению в российской фотографии совершенно нового поколения, более интегрированного в современную мировую фотографическую ситуацию и одновременно искусственно оторванного от поколения «отцов», российских фотографов девяностых, которые в большинстве своем так и не вышли во Всемирную сеть. Так вкратце можно описать основные перипетии сюжета истории современной российской фотографии, рассказанной в Хьюстоне.

Фотография как метафорическое высказывание о своем времени, как неоднозначное послание, как исследование формы и света, столь различного в разные исторические эпохи, как проявление культурных кодов, как неожиданная трансляция личного и коллективного бессознательного, фотография как… Давно ставшее общим местом замечание о загадочности русской души в отношении российской фотографии в Хьюстоне срабатывает на все сто: из хаоса почти двухсот имен, тысячи фотографий разных направлений выкристаллизовывается представление о едином пространстве, большой стране, многолетнем опыте фотографической культуры, существующем независимо от наличия или отсутствия его артикуляции в вербальном пространстве, отсутствия показов в собственной стране, непризнанности главных героев… Может быть, Хьюстон 2012 действительно станет чествованием многолетних подвигов повседневного существования фотографов «чертовой четверти» земной суши, где фотография давно стала тотальным опытом, и оттого в ней так трудно быть независимым художником.

 

Из впечатлений о фестивале

Славка ГЛЕЙЗЕР, член совета директоров фестиваля, финансист:

— Что изумило меня, так это тот огромный диапазон, в котором представлена здесь Россия — другая часть мира; это сочетается с оригинальностью и индивидуальностью каждого из вошедших в состав выставок фотографов. Соединение общего и личного показывает, как происходило развитие России, что было в постсоветское время; особенно, что было в фотографии и в современном искусстве периода перестройки. Русский FotoFest этого года по насыщенности, сгущенности материалов ощущается как несколько фестивалей в одном: здесь продемонстрировано множество стратегий, столько разнообразного, свежего, созданного за короткий период времени. Это многое говорит о стране, стремящейся быть ко всему причастной, наверстывающей свою оторванность от всего мира. И это стремление полностью отражено в ее фотографии.

Фредерик БОЛДВИН, сооснователь и президент Международного фестиваля FotoFest, считает хьюстонское портфолио-ревю (Meeting Place) одним из самых действенных профессиональных инструментов:

— У России страшная и в то же время замечательная история. Ирония заключается в том, что, может быть, именно это соединение образует возможность создания чего-то ценного, что подлежит сохранению. Я могу констатировать, что в мире сейчас есть страны, где культурные богатства прямо-таки обрушиваются на художников, но в этих странах очень трудно обнаружить интересных авторов. И среди культурных столиц планеты самые известные те, которые просто-таки «озолочены» достижениями искусства. Там каждый поклоняется этим достижениям, там стоят длинные очереди в музеи, и люди воспринимают там культуру очень серьезно, и самих себя также воспринимают очень серьезно. Но не это создает художника. Художник рождается там, где трудности, когда сам проходит через испытания, правда, он рождается, если ему предоставляется такой шанс. В смысле рождения новых авторов Россия есть и всегда была хорошим местом. Сегодня в России происходят изменения, и, несмотря на сказанное, я надеюсь, что эти изменения к лучшему, поскольку я верю в то, что приходит из России».

Кшиштоф ЦАНДРОВИЧ, основатель и директор Центра искусств в Лодзи, директор Международного фестиваля фотографии FOTOFESTIWAL в Лодзи, Польша:

— Я хочу сравнить свои впечатления от российских выставок в Хьюстоне с тем, как о фотографии говорит Андраш Петерсен: фотографию можно воспринимать на разных уровнях, можно рационально, оценивая ее концепт, можно глазами, внимая ее выразительности, а можно эмоционально, сердцем. Лучше, если три уровня восприятия соединяются, когда мы смотрим на фотографию. Российская фотография в Хьюстоне и была для меня таким соединением: здесь были снимки, великолепные по точности выражения идеи, многие фотографии просто красивы, и их можно прочитывать и наслаждаться только на этом уровне, но большинство снимков я воспринимал на уровне сердца — и вплоть до боли в животе, которая появлялась в ответ на боль, запечатленную в фотографиях. Боль и красота. Это было очень сильным и глубоким впечатлением для меня, которое я не могу сравнить ни с чем, что было в моей многолетней кураторской практике».

* FotoFest — расположенная в г. Хьюстоне, штат Техас, некоммерческая организация, осуществляющая международную деятельность в области фотографии и искусств, основанных на фотографии. FotoFest создал старейший в США фотобиеннале, а также реализует круглогодичную программу выставок. Биеннале, как и все программы FotoFest’а, служит развитию искусства и представляет собой платформу для возникновения новых идей. Он был основан в 1983 году его президентом Фредериком Болдвином и арт-директором Венди Вотрисc. За прошедшие 29 лет FotoFest инициировал, спонсировал, курировал и впервые представил выставки из Латинской Америки, Китая, России, Центральной и Восточной Европы, Кореи, Японии, Англии, Германии, Франции, Ближнего Востока и Северной Африки. Информацию о текущих программах FotoFest’а, о биеннале и портфолио-ревю 2012 года смотрите на сайте www.fotofest.org.

 

 

2. Эммануил Евзерихин. На субботник.

Эммануил Евзерихин. На субботник.

На строительство МГУ. Середина 1950.

Собрание центра фотографии им. братьев Люмьер

 

3. Стас Клевак. Без названия.

Стас Клевак. Без названия.

1994. Из цикла «Прогулка черной собаки». Собственность наследников автора

 

4. Юрий Абрамочкин. Члены Центрального комитета и Политбюро ЦК КПСС в Кремле перед началом майского парада.

Юрий Абрамочкин. Члены Центрального комитета и Политбюро ЦК КПСС в Кремле перед началом майского парада.

1 мая 1965. Собрание центра фотографии им. братьев Люмьер

 

5. Елена Глазычева. Над БАМом.

Елена Глазычева. Над БАМом. Середина 1970-х. Собственность наследников автора

 

6. Сергей Братков. Мы все поедаем друг друга

Сергей Братков. Мы все поедаем друг друга. 1991. Инсталляция. Собственность автора

 

7. Валерий Щеколдин. Рабочие у мавзолея Ленина на Красной площади

Валерий Щеколдин. Рабочие у мавзолея Ленина на Красной площади. 1970.

Собственность автора

8. Олег DOU. Ira’s Tears. 2008. Из пректа «Tears / Слезы».

Олег DOU. Ira’s Tears. 2008. Из пректа «Tears / Слезы». Собственность автора

 

9. Ольга Тобрелутс. Модернизация. 2002. Триптих (или фрагмент триптиха).

Ольга Тобрелутс. Модернизация. 2002. Триптих (или фрагмент триптиха). Собственность автора

 

10. Никита Пирогов. Наташа.

Никита Пирогов. Наташа. 2010. Из проекта «The other shore». Собственность автора

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

realme - самый быстрорастущий бренд смартфонов в мире
29 октября 2019
Новости

realme - самый быстрорастущий бренд смартфонов в мире

realme занял 7-е место по объемам поставок смартфонов в международном рейтинге компании Counterpoint за 3 квартал 2019 года. По сравнению с прошлым кварталом компания поднялась на 3 позиции и вошла в топ-7 ведущих брендов мобильных телефонов в мире, а общий объем поставок в 3 квартале превысил 10 млн. единиц

Обзор компактной цифровой фотокамеры Fujifilm FinePix XF1
5 февраля 2013
Обзоры

Обзор компактной цифровой фотокамеры Fujifilm FinePix XF1

В ставший неожиданно популярным класс карманных «профессиональных» компактов Fujifilm FinePix XF1 вносит яркое разнообразие. В самом буквальном смысле: кроме примечательных характеристик новинка отличается от конкурентов яркой выразительной внешностью. Этот компакт не только функционален, удобен для опытных фотографов и хорошо снимает, но будет также явственно подчеркивать стиль и вкус владельца.

HUAWEI представляет будущее мобильной фотографии: смартфоны с функциями искусственного интеллекта HUAWEI P20 и P20 Pro
27 марта 2018
Новости

HUAWEI представляет будущее мобильной фотографии: смартфоны с функциями искусственного интеллекта HUAWEI P20 и P20 Pro

Huawei Consumer Business Group представила новые флагманские смартфоны HUAWEI P20 и HUAWEI P20 Pro. Среди главных инноваций — первая в мире тройная камера Leica в модели HUAWEI P20 Pro и расширенные функции на базе искусственного интеллекта. Получив наивысшие оценки DxOMark1, серия HUAWEI P20 оснащена системой камер на базе искусственного интеллекта, которые открывают потребителям доступ к миру прфессиональной фотографии.

Компания LG представила инновационные цифровые дисплеи, выполненные по OLED-технологии, и новые LCD- дисплейные решения для бизнеса на выставке ISE 2017
15 февраля 2017
Новости

Компания LG представила инновационные цифровые дисплеи, выполненные по OLED-технологии, и новые LCD- дисплейные решения для бизнеса на выставке ISE 2017

Компания LG Electronics (LG) вывела технологии цифровых дисплеев на новый уровень, представив решения для бизнеса на выставке Integrated Systems Europe (ISE) 2017, проходившей в Амстердаме. Такие инновационные изделия компании LG, как OLED-панели Flexible Open Frame и In-Glass Wallpaper OLED, а также LCD-дисплеи Ultra Stretch помогут бизнесу создать уникальное визуальное представление для своих клиентов. На цифровые дисплеи можно выводить рекламу и интерактивные видеоролики. Новые видеопанели найдут широкое применение в сфере образования, индустрии гостеприимства и многих других отраслях.

Кнопочные телефоны могут и должны быть стильными! Nobby возвращает рынку мобильных телефонов красоту и эргономику
5 сентября 2019
Новости

Кнопочные телефоны могут и должны быть стильными! Nobby возвращает рынку мобильных телефонов красоту и эргономику

Производитель смартфонов и аксессуаров Nobby анонсировал выпуск сразу трёх бюджетных моделей телефонов: Nobby 120, Nobby 221 и Nobby 321. Все они сделаны из качественных комплектующих премиального уровня, а также отличаются продуманным дизайном. Приятно держать в руке, удобно пользоваться и практически невозможно случайно уронить.

Зарядный кабель Human Friends Marvel: для тех, кто дружит с любыми гаджетами
21 октября 2014
Новости

Зарядный кабель Human Friends Marvel: для тех, кто дружит с любыми гаджетами

Компания «АйТи-Бренд», производитель компьютерных аксессуаров под маркой CBR и ярких молодёжных аксессуаров и гаджетов для мобильных устройств под маркой Human Friends, объявляет о начале продаж уникального комплекта Human Friends Marvel для зарядки и обмена данными широкого круга мобильных устройств, включая современные решения от Apple и Samsung.

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»
15 апреля 2014
Новости

Компактная фотокамера COOLPIX S810c: можно поснимать, можно «поГуглить»

Компания Nikon объявила о выпуске новой компактной фотокамеры COOLPIX S810c с ОС Android (версия 4.2.2 Jelly Bean), которая предоставит больше возможностей для общения. Фотокамера снабжфена впечатляющим набором функций, благодаря чему вы всегда получите изображения высокого качества. С ее помощью можно подключаться к Интернету и иметь доступ к любимым социальным сетям, а также к игровым приложениям с веб-сайта Google PlayTM.

Календари Пирелли
27 июня 2005
Обзоры

Календари Пирелли

Норман Паркинсон Ноябрь, 1985 Итальянская фирма Pirelli — производитель автомобильных шин. Она единственная, пожалуй, так хорошо известна фотографам и ценителям высокого искусства по всему миру: раз в год Pirelli устраивает очередную презентацию своего легендарного календаря. Все календари Pirelli уникальны: с момента появления в 1964 году их материалы каждый год перепечатывает вся мировая пресса.

UC Browser для Android получил обновленный блокировщик рекламы
5 ноября 2015
Новости

UC Browser для Android получил обновленный блокировщик рекламы

Москва, 05 ноября 2015 г. — Компания UCWeb, лидирующий разработчик программного обеспечения для мобильного интернета, входящий в группу компании Alibaba (по данным StatCounter рыночная доля в мире составляет до 16%), стремясь делать веб-серфинг более быстрым и удобным выпустила обновленный UC Browser для Android с новым блокировщиком рекламы и функцией отображения информации о погоде в реальном времени. Нововведения в новой версии браузера призваны сделать использование мобильных устройств более удобным и облегчить доступ к локальной информации пользователям, где бы они ни находились.

На пикник всей семьей
31 декабря 2003
Советы

На пикник всей семьей

Новая флагманская голова от Clarion и Сабвуфер Чтобы показать товар лицом, по старой традиции водится строить демонстрационные автомобили с использованием аудио- и видеокомпонентов продвигаемых брендов. Здесь Clarion не исключение: выбор пал на «Крайслер Вояджер». Буквально за несколько дней до презентации демокар был готов.