Норман Паркинсон Ноябрь, 1985 Итальянская фирма Pirelli — производитель автомобильных шин. Она единственная, пожалуй, так хорошо известна фотографам и ценителям высокого искусства по всему миру: раз в год Pirelli устраивает очередную презентацию своего легендарного календаря.
Все календари Pirelli уникальны: с момента появления в 1964 году их материалы каждый год перепечатывает вся мировая пресса. После выпуска они приобретают коллекционную ценность, и не только потому, что их тираж ограничен, а каждый экземпляр имеет свой порядковый номер.
Дело прежде всего в том, что менеджеры британского отделения Pirelli обычно выделяют на эти календари очень большой бюджет: приглашают самых известных фотографов, позволяют им нанимать самых дорогих топ-моделей и никак не ограничивают творческую свободу.

Теренс Донован Декабрь, 1987 Ни один выпуск календаря не похож на другой, ежегодно меняются идеи, темы, авторы издания и модели. Концепция каждого издания держится в секрете до дня официальной презентации, которая традиционно проходит в Лондоне, в музее Виктории и Альберта.
Главный принцип издателей — собрать воедино все самое лучшее. Быть сфотографированным для этого календаря не менее престижно, чем попасть на страницы Vogue, поэтому мир рекламной фотографии Pirelli населяют совершенства.
Участвовать в нем не отказывается никто: это особая честь и посвящение в круг избранных.

Уве Оммер Декабрь, 1984 Многие фотографы ради престижа готовы работать для него бесплатно. Календари Pirelli не поступают в свободную продажу: весь тираж попадает в руки самых знаменитых и влиятельных людей из мира политики, моды и шоу-бизнеса.
Как и у многих явлений в искусстве, у календаря непростая судьба. Вначале его хотели запретить менеджеры-перестраховщики, опасавшиеся за имидж бренда.

Ричард Аведон Апрель, 1997 Его забросили на 9 лет с 1974 по 1984 годы из-за нефтяного кризиса, но он возродился и в новом веке стал настоящим фетишем и лотом на аукционах уровня Sotheby’s.
Для Pirelli снимали Ричард Аведон (в 1997 г.) и Херб Ритц (в 1999 г.), Питер Линдберг, Ник Найт, Хельмут Ньютон, Патрик Демаршелье. В список лучших фотографов попали три женщины: француженка Сара Мун (1972 г.) и две американки — Джойс Теннисон (1989 г.) и Анни Лейбовиц (2000 г.).
Всего вместе с календарем 2005 года это 31 издание, сделанное объективами 26 фотографов (7 из них снимали для Pirelli по несколько раз).

Фрэнсис Джакобетти Март, 1970 За эти годы уровень работ заметно менялся: все-таки непросто соблюдать баланс между заявленным художественным значением и вкусами широкой публики.
Характерный отзыв вышел в журнале «Авторевю» в 2001 году: «У календарей Pirelli, как и у породистых вин, бывают годы удачные, а бывают не очень.

Барри Латеган Декабрь, 1988 Ведь, приглашая фотографов высочайшего уровня, пиреллевцы все же рискуют: а вдруг творческая мысль художника воспарит на недосягаемую для обычного человека концептуальную высоту?
Именно так недавно и случилось. Календарь 2000 года снимала Анни Лейбовиц, которая представила миру фрагменты женских тел.
Ее интерпретация женской красоты была по-своему интересна, а некоторые работы выглядели словно запечатленные на холсте скульптуры каррарского мрамора.

Ник Найт Январь, 2004 Но дело в том, что «целевая группа» обладателей пиреллевских календарей, как ни крути, процентов на 90 состоит не из искусствоведов и эстетов, а из обыкновенных мужчин, которые вряд ли станут вешать на стенку фотоснимок бледной женской кожи, испещренной красноватыми прожилками...
Обжегшиcь на «женском молоке» Анни Лейбовиц, пиреллевцы на этот раз побоялись рисковать.

Ричард Аведон Апрель, 1997 И снизили планку. Календарь 2001 года решили снимать обязательно в Италии (раньше люди из Pirelli никогда не вмешивались в процесс выбора места съемок). И фотографа подобрали с итальянским именем — это 46-летний выходец из Перу, а ныне гражданин CША Марио Тестино. Широкой публике он неизвестен и не входит в когорту самых высокооплачиваемых фотографов вроде Аведона и Ритца. Но в узких кругах мира профессиональной моды Марио Тестино вращается уже 20 лет и постоянно снимает обложки и рекламные фото для многих глянцевых журналов и известных кутюрье.
«Когда мне позвонили из Pirelli, я долго не мог поверить в удачу, — говорил Тестино на презентации календаря. — Ведь получить заказ на съемку календаря Pirelli для фотографа означает высшую степень признания его мастерства, канонизацию в кругу небожителей фотографического Олимпа!»

Ричард Аведон Ноябрь, 1995 Крепкий профессионал, Тестино снял типичный «обложечный» календарь. Модели как на подбор — стройные ножки, упругие попки, крепкие грудки, полураскрытые губки. Плюс недвусмысленные и весьма откровенные мизансцены. На стенку повесить — любо-дорого. Но сравнивать работу Тестино с изящнейшими «инсталляциями» Аведона или с точнейшими эпохальными стилизациями Ритца (календарь 1999 года на тему «Женщины десятилетий») не стоит. Не тот уровень. Во всяком случае «календарем вне времени» нынешний я уже не назвал бы. Это календарь. Просто календарь.
Простые смертные могут сами оценить серии Pirelli в первую очередь через Интернет: существует специальный сайт с архивами всех изданных календарей. Нужно зайти на страницу www.pirellical.com, зарегистрироваться там (вписать действующий адрес своей электронной почты) и получить пароль.
После этого вам откроют доступ к календарям четырех десятилетий — с описанием концепции каждого выпуска, списком моделей, видеофайлами, историей и библиографией.

Гарри Печинотти Октябрь, 1968 Там же есть любопытные вещи раздела Backstages — фотографии с самого процесса съемок (позирующий для своей модели Ник Найт, например, в календаре 2004 года).
Все то, что вы, вероятно, уже скачивали из Интернета или встречали на страницах глянцевых журналов, можно было увидеть в подлиннике: 14 марта 2005 года в Москве в Новом Манеже прошло открытие выставки «Календарь Pirelli».
Оно стало частью крупнейшего фестиваля «Мода и стиль в фотографии». 232 снимка рассказали о «жизни» календаря с 1964 года до наших дней: от издания Роберта Фримана, фотографа The Beatles, до новейшего, 2005 года, который делал известнейший Патрик Демаршелье. Кроме него были Ньютон, Аведон, Линдберг, Анни Лейбовиц и модели — Наоми Кемпбелл, Кристи Терлингтон, Мила Йовович и даже Би-Би Кинг...

Марио Тестино Декабрь, 2001 Это была уникальная выставка: здесь через призму фотографии можно было видеть, как развивались вкус, мода и современное общество за последние сорок лет.
Московская выставка стала первой экспозицией календаря Pirelli после его 40-летнего юбилея. До премьеры в российской столице выставка, посвященная календарю, с огромным успехом прошла в Милане, Монте-Карло, Париже, Буэнос-Айресе, Сан Пауло и Токио.
Выставка в Москве прошла уже после того, как мир потерял великого фотографа — Ричарда Аведона.

Герб Ритц Декабрь, 1999 В знак памяти о нем центральное место в экспозиции заняли календари 1995-го и 1997-го годов, которые назывались «Четыре времени года» и «Женщины мира».
Эти серии Аведон создал в своей нью-йоркской студии, и обе стали одними из наиболее ярких и гениальных творений в истории календаря Pirelli. Первая через красоту женского тела воспевала стихии весны, зимы, лета и осени, а серия «Женщины мира» позволила почувствовать, что же это значит — быть предметом восхищения, женщиной в самых разных уголках земли.
В целом все выпуски календаря рассказывают именно об этом — о попытках притронуться к неуловимой красоте мира, который нас окружает. Фотографы Pirelli искали свой язык, чтобы выразить эту красоту, и следить за ними было очень интересно.
Комментарии