Фотограф Мария Плешкова: автопортрет в башне из слоновой кости

 

История постепенно ускоряется, сейчас она достигла невероятно быстрых темпов: счет идет на дни, иногда на часы, даже на минуты. Каждый день — клубок событий, от микроскопических до мировых. В то же время современный мир сегментирован. И все, что происходит внутри каждого сегмента, интересно, как правило, только непосредственным участникам событий. Так и с фотографией. Все чаще складывается впечатление, что фотография существует ради себя самой, а фотографы все больше замыкаются в своей башне из слоновой кости. Человеку, далекому от фотографической жизни, будет чужда как эстетика современной арт-фотографии, так и подчас слишком жесткие темы фотожурналистики. Мнения людей, не вовлеченных в фотографический процесс, колеблются от «ну и что в этом особенного?» до «ужас, зачем вообще это надо снимать?».

Текст и Фото: Мария Плешкова

 

Автопортрет. 2012 г.

 

Мария ПЛЕШКОВА — документальный фотограф. Родилась в Москве в 1986 году.

Образование

2012 — XXV Barnstorm: the Eddie Adams Workshop, Jeffersonville, New York.

2010–2011 — курс Татьяны Данильянц «Создание короткометражного фильма: теория и практика», Школа визуальных искусств.

2010 — курс Сергея Максимишина «Фотожурналистика. Фотография в журнале. Фотоистория», Школа визуальных искусств.

2009–2010 — программа профессиональной переподготовки «Фотожурналистика», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

2003–2008 — юридический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Выставки и фестивали

2013 — Festival Circulation (s): Young European Photography (Париж, Франция)

2012 — групповая выставка «Молодая фотография 2012 2/2. Реальность/Декорации» (Санкт-Петербург, «ФотоДепартамент»).

2012 — Международный московский фестиваль Femme Fest: групповая выставка «Мир без женщин» (Москва, Центр дизайна ArtPlay).

2012 — Photography Open Salon Arles (Арль, Франция).

2012 — групповая выставка «Молодые фотографы России 2012» (Чебоксары).

2012 — групповая выставка «Фотоболото и Фотосахар. Хроники оЧУРОВанной страны. Зима двенадцатого года» (Москва, Центр фотографии им. братьев Люмьер).

2011 — Фестиваль европейского кино в Севилье (Севилья, Испания).

2011 — Международная выставка молодого искусства «Мастерская 20’11. Сегодня/Завтра»: программа «Артхаус в коротком метре», куратор Татьяна Данильянц (Москва, Московский музей современного искусства).

2011 — групповая выставка «Молодые фотографы России 2011» (Казань).

2011 — групповая выставка учеников Владимира Вяткина «Блики Мастера» (Москва, «Фотоцентр» Союза журналистов).

Награды

2012 International Photography Awards: почетное упоминание.

2012 The Inge Morath Award: финалист.

2012 Молодые фотографы России: победитель.

2012 China International Press Photo Contest: Gold prize — Nature & Environment News Stories.

 

2012 China International Press Photo Contest: Bronze prize — Art Culture & Entertainment News Stories.

 

Мужчина в маске Гая Фокса во время несанкционированной акции у телецентра «Останкино». 2012

 

Но говорить о том, что фотография существует сама по себе, было бы не совсем верно. Скорее речь идет о фотографии как части современного искусства, для которого характерно повсеместное стирание границ — как географических, так и жанровых. В эпоху глобализации информационно-культурное пространство становится более или менее единым, хотя, конечно, в каждом регионе сохраняется своя специфика: европейское современное искусство будет отличаться от азиатского.

И внутри отдельного региона: испанская фотография будет несколько иной, нежели, например, норвежская. Стирание границы между искусствами, точнее смешение всего со всем, тоже происходит. Фотография уживается с аудио и видео внутри одного аудиовизуального произведения, живописные и фотографические техники сосуществуют на одном холсте, изображение соединяется с текстом.

В результате симбиоза рождаются не только новые смыслы, но и новые жанры, к примеру, мультимедиа, соединяющие в себе разные медиа и опирающиеся на законы драматургии. И это только один из примеров. Другие искусства также проникают друг в друга. Что получится в результате — не решусь прогнозировать. Хочется верить, что в искусстве случится что-то новое, и оно не станет вещью в себе, и мы не окажемся свидетелями игры в бисер, как это было в романе Германа Гессе.

 

Из проекта «Дни войны: интимный дневник».

 

Оживить собой кадр

Фотография не бывает объективной и никогда таковой не была. Для меня гораздо важнее другой критерий. Фотографии бывают «живые» и «неживые». В «неживых» все, казалось бы, хорошо: и свет, и цвет, и композиция, и сюжет. Но картинка выглядит мертвой, не цепляет взгляд, не заставляет зрителя охнуть, забывается сразу после просмотра. «Живые», напротив, могут быть неидеальны с точки зрения техники и композиции, но держат зрителя в напряжении, дают пищу для ума и для сердца.

В этом для меня состоит фотографическая правда. Насколько прочувствован кадр? С одной стороны, энергия извне, сочувствие, сопереживание. Ты становишься объектом своей съемки, проживаешь чужую жизнь и на миг становишься кем-то другим. В этом есть и самоотречение, и познание мира. И это не зависит от того, что именно ты снимаешь: митинги в Москве, последствия наводнения в Крымске, повседневную жизнь российской глубинки, собственные автопортреты.

С другой стороны, ты вкладываешь в кадр самого себя. И в каком-то смысле каждый кадр — автопортрет. Именно из симбиоза внешнего и внутреннего получается живой образный кадр, на который смотришь и порой не можешь понять, в чем тут магия. А магия в том, что за канвой видимого проступает самая суть. Иначе говоря, вещи на таких кадрах становятся идеями вещей, по Аристотелю.

 

Мужчина в маске Владимира Путина во время митинга на проспекте Академика Сахарова. 2011

 

Космос в коконе

Техника, в том числа фототехника, развивается и совершенствуется стремительно, с каждым годом все быстрее. Человечеству понадобились века, чтобы получить первую фотографию, десятилетия чтобы спроектировать цифровой фотоаппарат. Сейчас новинки появляются каждый год… и все меньше удивляют.

Человек устает от постоянно меняющего мира вокруг себя — и уходит в себя, подальше от глобального мирового кризиса. Это касается и экономического кризиса, и неуверенности в собственном будущем; и культурного кризиса, и ускоряющегося с каждым годом темпа жизни, и лавинообразного потока информации. Человек уходит в свой внутренний «кокон», ему становится интересно собственное внутреннее пространство.

Интерес к внутреннему миру человека — и в современной фотографии. Взгляд фотографов все чаще фокусируется не на внешнем мире, а на внутреннем. Исследованию подвергаются не далекие страны с их экзотикой и не горячие события, а микрокосм человека. К этому примешивается еще то, что блоги и социальные сети постепенно размывают грань между интимным и общественным, приучают человека к тому, что личное может становиться достоянием публики.

Фотография документальна по своей природе, она фиксирует окружающую действительность. Казалось бы, откуда взяться психологизму? Но — берется. И переживания, страхи, мысли оказываются изображенными в кадре. Проекты получаются разные: кто-то снимает свои семьи и близких, кто-то увлекается автопортретами, кто-то фокусируется на своем внутреннем мире. Цели у всех разные. У кого-то это рассказ о глобальной проблеме на примере близкого окружения, у кого-то самопознание благодаря фотографии, у кого-то исцеление и арт-терапия.

 

Участники митинга на Болотной площади. 2011

 

Фотограф Анджело Мередино (Angelo Meredino) снимает историю своей жены, борющейся с раком груди. Он женился на девушке своей мечты, а спустя полгода после свадьбы у нее был диагностирован рак. На протяжении четырех лет Анджело помогает своей супруге и документирует ее борьбу с болезнью. Джованни Кокью (Giovanni Cocco) снимает историю про собственную сестру Монью, инвалида с рождения. Обе истории пронзительные.

Немалую роль играет уровень доверия между фотографом и моделью. Одно дело, когда фотограф появляется из ниоткуда. И совсем иное, когда фотограф — твой близкий человек. Конечно, талантливые фотографы могут найти подход почти к любому человеку, подружиться, расположить к себе, прочувствовать свою модель. Но если живешь с человеком бок о бок годами, уровень эмпатии будет в разы выше.

Я не хочу сказать, что фотографировать близких людей просто. Нет. Порой знаешь свою модель настолько хорошо — каждый жест, оттенки настроения, — что не понимаешь, с какой стороны подступиться. И еще — ответственность. Ответственность чувствуешь по отношению ко всем, кого снимаешь, не важно, кто он: близкий родственник или человек, которого видишь в первый раз. Его образ остается в твоих фотографиях. Каким ты его увидел и запечатлел, таким его увидит и запомнит мир. Перед близкими людьми ощущаешь ответственность вдвойне: тебе доверяют априори. Подобные истории — не только рассказ о людях, борющихся с болезнью. Они затрагивают и самих фотографов, помогающих в этой борьбе и участвующих в ней.

Другая категория личных историй — автопортреты. Жанр автопортрета существует давно и занимает в искусстве особое место. Цели создания автопортрета могут быть разные. С одной стороны, это самопознание, осмысление собственного характера, своих достоинств и недостатков, рефлексия на тему собственной внешности. В момент создания автопортрета художник отвечает на вопросы «кто я?», «какой я?». Другая сторона жанра — самопозиционирование. Автопортреты далеко не всегда соответствуют действительности, и на них изображено не то, каким человек является на самом деле, а то, каким он хочет быть или казаться в глазах других.

И жанр, который кажется мне наиболее интересным и сложным в воплощении, — фотографирование невидимого, например, внутренних состояний. Как рассказать о страхе, о страсти, о меланхолии? Они невидимы, они внутри нас. А фотография — не рукотворна, в ней нельзя придумать и подобрать колорит, смешать краски, изобразить абстракцию, которая вызовет у зрителя определенные эмоции.

Фотография документальна, у фотографа под рукой есть только окружающая действительность, осязаемая и материальная. Тревожные фотографии Антуана д’Агата (Antoine D’Agata) и Майкла Акермана (Michael Ackerman) погружают зрителя во внутренние вселенные. Они мрачны и эмоциональны. На них, за канвой материального, проглядывает идеальное. Японский фотограф Хироши Сугимото (Hiroshi Sugimoto) исследует в фотографии течение времени. Благодаря сверхдлинным выдержкам фотограф запечатлевает в одном кадре полнометражный фильм, горение свечи, смену эпох…

Мне всегда было интересно, как с помощью визуального инструмента можно показать невидимое. И для меня всегда вызов — запечатлевать в фотографии то, то нельзя увидеть глазом.

 

Манекен в витрине магазина и участники шествия по улице Большая Якиманка. 2012

 

Репортаж из собственного дома

Фотографирование личного — уже, пожалуй, тренд в современной фотографии. Этот тренд коснулся и меня, правда, в момент придумывания проекта я вовсе не помышляла о том, что модно и актуально. Это выяснилось потом, когда проект был готов.

2012 год. Гражданская война в Ливии. Событие, которое сорвало с насиженных мест многих репортеров. В Ливию уехал близкий мне человек. Я очень хотела последовать за ним, но не смогла. Как выяснилось потом, правильно, что осталась.

Во-первых, я бы оказалась очередным молодым и «зеленым» фотографом, ломанувшимся на войну.

Во-вторых, я рассказала об этой войне совсем с другой позиции, с другой точки зрения. Я вела фотографический дневник. Каждый день — картинка обо мне и о том, что происходит вокруг меня. Но вокруг меня не происходило почти ничего, поэтому зачастую это были автопортреты, натюрморты, снятые у меня дома, и изображения экрана ноутбука, к которому я была буквально прикована все это время в ожидании вестей. Каждая фотография сопровождалась текстом — новостным заголовком о том, что произошло в Ливии в тот или иной день.

Пока я снимала эту историю, мне было, честно говоря, наплевать на тенденции и тренды современной фотографии, высоколобые концепции и прочую теорию. Мне было страшно за дорогого мне человека, я была погружена в новости, и мне казалось, что я сама нахожусь в Ливии, — настолько глубоким было погружение. Когда близкий мне человек вернулся и я завершила свой проект, можно было наконец-то успокоиться и попытаться взглянуть на проект со стороны. Мне кажется, получилась история не только обо мне. Это история обо всех женщинах, ждущих своих любимых из «горячих точек». Так конкретика преобразилась в обобщение, а личное стало образным. Хорошо, что я не поехала в Ливию.

 

Участницы панк-группы Pussy Riot в Хамовническом суде. 2012

 

Мальчик в одном из дворов Крымска. Все дворы после наводнения выглядели примерно одинаково: слой липкого ила и груды намокших вещей, вынесенных из домов. Краснодарский край, 2012

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

ViewSonic представляет ультракороткофокусный проектор для учебных аудиторий
21 июля 2017
Новости

ViewSonic представляет ультракороткофокусный проектор для учебных аудиторий

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, расширяет линейку решений для интерактивного обучения, представляя свой новый интерактивный ультракороткофокусный проектор PS750W. Проектор ViewSonic PS750W и встроенное интерактивное программное решение vBoard предоставляют инструменты для создания передовых учебный аудиторий и классов, где учащиеся могут еще эффективнее создавать контент, общаться и работать совместно.

LG представляет смартфоны Optimus L Series второго поколения на выставке Mobile World Congress
14 февраля 2013
Новости

LG представляет смартфоны Optimus L Series второго поколения на выставке Mobile World Congress

Сеул, 14 февраля 2013 г. — Компания LG остается верной своему богатому дизайнерскому наследию, представляя смартфоны серии Optimus L SeriesII на выставке Mobile World Congress (MWC) этого года. Успешная серия L Series получила новый виток развития, опираясь на эстетику современного дизайна и инновации, улучшающиие оригинальные модели. За первые 10 месяцев было продано 10 миллионов смартфонов серии Optimus L. Благодаря утонченному стилю и неординарным возможностям, смартфоны Optimus L SeriesII продолжат эту динамику.

Коллекция бытовой техники LG Signature дебютирует в Европе на выставке IFA 2016
7 сентября 2016
Новости

Коллекция бытовой техники LG Signature дебютирует в Европе на выставке IFA 2016

LG Electronics планирует представить европейским потребителям свой брэнд класса премиум, LG SIGNATURE, на художественной выставке в рамках IFA 2016 в Берлине. Галерея «The Art of Essence» на базе выставочного комплекса "Messe Berlin" представит общую концепцию и отличительные особенности кол-лекции LG SIGNATURE, а именно ее утонченность и высокий класс.

Телевизоры Bravia серии NX720: отличное качество изображения в формате Full HD 3D
27 апреля 2012
Новости

Телевизоры Bravia серии NX720: отличное качество изображения в формате Full HD 3D

Реалистичное и красочное изображение в формате Full HD 3D. Уникальный дизайн Monolithic Design. Bravia Internet Video — коллекция лучшего контента ведущих мировых и российских ТВ каналов, а также популярные социальные сети онлайн. Технология Motionflow XR 200 обеспечивает четкую передачу быстродвижущихся объектов. А еще прямо с телевизора можно бесплатно звонить с помощью Skype и функции TrackID.

Горизонт говорит сам за себя
31 декабря 2003
Новости

Горизонт говорит сам за себя

HORIZONT 21BF22 ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ: телевизор оснащен кинескопом с абсолютно плоским экраном размером 21 дюйм (55 см) по диагонали, шасси, построенным с применением новейших разработок Philips, а также расширенным набором функциональных возможностей. КАЧЕСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ: в телевизоре используется функция TRINITY+ — это дополнительное устройство, которое позволяет оценивать изменение освещенности возле экрана.

OWC представляет ThunderBlade - внешний SSD накопитель с высокой скоростью передачи данных.
23 апреля 2018
Новости

OWC представляет ThunderBlade - внешний SSD накопитель с высокой скоростью передачи данных.

Компания OWC анонсировала внешний SSD накопитель под названием ThunderBlade, который обеспечивает скорость чтения-записи 2800-2450 Мб/с. Накопитель предлагается с емкостью от 1 до 8 ТБ и станет идеальным выбором для фотографов, видеоредакторов и других специалистов, занимающихся обработкой больших объемов данных.

И вновь премьеры!
8 декабря 2004
Новости

И вновь премьеры!

JVC HR-V205ER/V206ER JVC HR-V405ER/V406ER Двух- /четырехголовочный видеомагнитофон формата VHS ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СИСТЕМЫ ЦВЕТНОСТИ: запись и воспроизведение в PAL/MESECAM/NTSC (3.58/4.43). Воспроизведение NTSC на ТВ PAL. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ СИСТЕМ ЦВЕТНОСТИ: автоматическое определение PAL/MESECAM при записи и воспроизведении.

Rubicon на берегах Сены
25 октября 2019
Новости

Rubicon на берегах Сены

Компания DALI представила новую активную акустику Rubicon C: «скандинавский» дизайн, эталонный звук и прокаченный беспроводной хаб – всё по последней моде!

Электронная книга PocketBook А 10″: купил ридер и получил «Про съедобное и тому подобное»
8 января 2012
Новости

Электронная книга PocketBook А 10″: купил ридер и получил «Про съедобное и тому подобное»

В сезон чудес сбываются даже самые сказочные пожелания! Говорящая и оживающая от прикосновений электронная книга – именно ее получит в подарок каждый владелец и покупатель мультимедийного ридера PocketBook А 10″ в период с 26 декабря 2011 года по 8 января 2012 года. Интерактивная история «Про съедобное и тому подобное» создана авторами и иллюстраторами издательства Glowberry Books, а жизнь в нее вдохнули технические специалисты PocketBook.

Nikon D5500: перефокусировка и смена экспозиции
30 ноября 2015
Видео

Nikon D5500: перефокусировка и смена экспозиции

В авторежиме камера плавно отрабатывает изменение освещенности в кадре. Для тех, кто предпочитает все контролировать самостоятельно, в настройках есть возможность включить ручное управление видео. В этом случае, если перевести камеру в режим M и начать снимать ролик, можно полностью управлять выдержкой, диафрагмой и светосилой прямо во время съемки.