Фотограф Мария Плешкова: автопортрет в башне из слоновой кости

 

История постепенно ускоряется, сейчас она достигла невероятно быстрых темпов: счет идет на дни, иногда на часы, даже на минуты. Каждый день — клубок событий, от микроскопических до мировых. В то же время современный мир сегментирован. И все, что происходит внутри каждого сегмента, интересно, как правило, только непосредственным участникам событий. Так и с фотографией. Все чаще складывается впечатление, что фотография существует ради себя самой, а фотографы все больше замыкаются в своей башне из слоновой кости. Человеку, далекому от фотографической жизни, будет чужда как эстетика современной арт-фотографии, так и подчас слишком жесткие темы фотожурналистики. Мнения людей, не вовлеченных в фотографический процесс, колеблются от «ну и что в этом особенного?» до «ужас, зачем вообще это надо снимать?».

Текст и Фото: Мария Плешкова

 

Автопортрет. 2012 г.

 

Мария ПЛЕШКОВА — документальный фотограф. Родилась в Москве в 1986 году.

Образование

2012 — XXV Barnstorm: the Eddie Adams Workshop, Jeffersonville, New York.

2010–2011 — курс Татьяны Данильянц «Создание короткометражного фильма: теория и практика», Школа визуальных искусств.

2010 — курс Сергея Максимишина «Фотожурналистика. Фотография в журнале. Фотоистория», Школа визуальных искусств.

2009–2010 — программа профессиональной переподготовки «Фотожурналистика», Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

2003–2008 — юридический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.

Выставки и фестивали

2013 — Festival Circulation (s): Young European Photography (Париж, Франция)

2012 — групповая выставка «Молодая фотография 2012 2/2. Реальность/Декорации» (Санкт-Петербург, «ФотоДепартамент»).

2012 — Международный московский фестиваль Femme Fest: групповая выставка «Мир без женщин» (Москва, Центр дизайна ArtPlay).

2012 — Photography Open Salon Arles (Арль, Франция).

2012 — групповая выставка «Молодые фотографы России 2012» (Чебоксары).

2012 — групповая выставка «Фотоболото и Фотосахар. Хроники оЧУРОВанной страны. Зима двенадцатого года» (Москва, Центр фотографии им. братьев Люмьер).

2011 — Фестиваль европейского кино в Севилье (Севилья, Испания).

2011 — Международная выставка молодого искусства «Мастерская 20’11. Сегодня/Завтра»: программа «Артхаус в коротком метре», куратор Татьяна Данильянц (Москва, Московский музей современного искусства).

2011 — групповая выставка «Молодые фотографы России 2011» (Казань).

2011 — групповая выставка учеников Владимира Вяткина «Блики Мастера» (Москва, «Фотоцентр» Союза журналистов).

Награды

2012 International Photography Awards: почетное упоминание.

2012 The Inge Morath Award: финалист.

2012 Молодые фотографы России: победитель.

2012 China International Press Photo Contest: Gold prize — Nature & Environment News Stories.

 

2012 China International Press Photo Contest: Bronze prize — Art Culture & Entertainment News Stories.

 

Мужчина в маске Гая Фокса во время несанкционированной акции у телецентра «Останкино». 2012

 

Но говорить о том, что фотография существует сама по себе, было бы не совсем верно. Скорее речь идет о фотографии как части современного искусства, для которого характерно повсеместное стирание границ — как географических, так и жанровых. В эпоху глобализации информационно-культурное пространство становится более или менее единым, хотя, конечно, в каждом регионе сохраняется своя специфика: европейское современное искусство будет отличаться от азиатского.

И внутри отдельного региона: испанская фотография будет несколько иной, нежели, например, норвежская. Стирание границы между искусствами, точнее смешение всего со всем, тоже происходит. Фотография уживается с аудио и видео внутри одного аудиовизуального произведения, живописные и фотографические техники сосуществуют на одном холсте, изображение соединяется с текстом.

В результате симбиоза рождаются не только новые смыслы, но и новые жанры, к примеру, мультимедиа, соединяющие в себе разные медиа и опирающиеся на законы драматургии. И это только один из примеров. Другие искусства также проникают друг в друга. Что получится в результате — не решусь прогнозировать. Хочется верить, что в искусстве случится что-то новое, и оно не станет вещью в себе, и мы не окажемся свидетелями игры в бисер, как это было в романе Германа Гессе.

 

Из проекта «Дни войны: интимный дневник».

 

Оживить собой кадр

Фотография не бывает объективной и никогда таковой не была. Для меня гораздо важнее другой критерий. Фотографии бывают «живые» и «неживые». В «неживых» все, казалось бы, хорошо: и свет, и цвет, и композиция, и сюжет. Но картинка выглядит мертвой, не цепляет взгляд, не заставляет зрителя охнуть, забывается сразу после просмотра. «Живые», напротив, могут быть неидеальны с точки зрения техники и композиции, но держат зрителя в напряжении, дают пищу для ума и для сердца.

В этом для меня состоит фотографическая правда. Насколько прочувствован кадр? С одной стороны, энергия извне, сочувствие, сопереживание. Ты становишься объектом своей съемки, проживаешь чужую жизнь и на миг становишься кем-то другим. В этом есть и самоотречение, и познание мира. И это не зависит от того, что именно ты снимаешь: митинги в Москве, последствия наводнения в Крымске, повседневную жизнь российской глубинки, собственные автопортреты.

С другой стороны, ты вкладываешь в кадр самого себя. И в каком-то смысле каждый кадр — автопортрет. Именно из симбиоза внешнего и внутреннего получается живой образный кадр, на который смотришь и порой не можешь понять, в чем тут магия. А магия в том, что за канвой видимого проступает самая суть. Иначе говоря, вещи на таких кадрах становятся идеями вещей, по Аристотелю.

 

Мужчина в маске Владимира Путина во время митинга на проспекте Академика Сахарова. 2011

 

Космос в коконе

Техника, в том числа фототехника, развивается и совершенствуется стремительно, с каждым годом все быстрее. Человечеству понадобились века, чтобы получить первую фотографию, десятилетия чтобы спроектировать цифровой фотоаппарат. Сейчас новинки появляются каждый год… и все меньше удивляют.

Человек устает от постоянно меняющего мира вокруг себя — и уходит в себя, подальше от глобального мирового кризиса. Это касается и экономического кризиса, и неуверенности в собственном будущем; и культурного кризиса, и ускоряющегося с каждым годом темпа жизни, и лавинообразного потока информации. Человек уходит в свой внутренний «кокон», ему становится интересно собственное внутреннее пространство.

Интерес к внутреннему миру человека — и в современной фотографии. Взгляд фотографов все чаще фокусируется не на внешнем мире, а на внутреннем. Исследованию подвергаются не далекие страны с их экзотикой и не горячие события, а микрокосм человека. К этому примешивается еще то, что блоги и социальные сети постепенно размывают грань между интимным и общественным, приучают человека к тому, что личное может становиться достоянием публики.

Фотография документальна по своей природе, она фиксирует окружающую действительность. Казалось бы, откуда взяться психологизму? Но — берется. И переживания, страхи, мысли оказываются изображенными в кадре. Проекты получаются разные: кто-то снимает свои семьи и близких, кто-то увлекается автопортретами, кто-то фокусируется на своем внутреннем мире. Цели у всех разные. У кого-то это рассказ о глобальной проблеме на примере близкого окружения, у кого-то самопознание благодаря фотографии, у кого-то исцеление и арт-терапия.

 

Участники митинга на Болотной площади. 2011

 

Фотограф Анджело Мередино (Angelo Meredino) снимает историю своей жены, борющейся с раком груди. Он женился на девушке своей мечты, а спустя полгода после свадьбы у нее был диагностирован рак. На протяжении четырех лет Анджело помогает своей супруге и документирует ее борьбу с болезнью. Джованни Кокью (Giovanni Cocco) снимает историю про собственную сестру Монью, инвалида с рождения. Обе истории пронзительные.

Немалую роль играет уровень доверия между фотографом и моделью. Одно дело, когда фотограф появляется из ниоткуда. И совсем иное, когда фотограф — твой близкий человек. Конечно, талантливые фотографы могут найти подход почти к любому человеку, подружиться, расположить к себе, прочувствовать свою модель. Но если живешь с человеком бок о бок годами, уровень эмпатии будет в разы выше.

Я не хочу сказать, что фотографировать близких людей просто. Нет. Порой знаешь свою модель настолько хорошо — каждый жест, оттенки настроения, — что не понимаешь, с какой стороны подступиться. И еще — ответственность. Ответственность чувствуешь по отношению ко всем, кого снимаешь, не важно, кто он: близкий родственник или человек, которого видишь в первый раз. Его образ остается в твоих фотографиях. Каким ты его увидел и запечатлел, таким его увидит и запомнит мир. Перед близкими людьми ощущаешь ответственность вдвойне: тебе доверяют априори. Подобные истории — не только рассказ о людях, борющихся с болезнью. Они затрагивают и самих фотографов, помогающих в этой борьбе и участвующих в ней.

Другая категория личных историй — автопортреты. Жанр автопортрета существует давно и занимает в искусстве особое место. Цели создания автопортрета могут быть разные. С одной стороны, это самопознание, осмысление собственного характера, своих достоинств и недостатков, рефлексия на тему собственной внешности. В момент создания автопортрета художник отвечает на вопросы «кто я?», «какой я?». Другая сторона жанра — самопозиционирование. Автопортреты далеко не всегда соответствуют действительности, и на них изображено не то, каким человек является на самом деле, а то, каким он хочет быть или казаться в глазах других.

И жанр, который кажется мне наиболее интересным и сложным в воплощении, — фотографирование невидимого, например, внутренних состояний. Как рассказать о страхе, о страсти, о меланхолии? Они невидимы, они внутри нас. А фотография — не рукотворна, в ней нельзя придумать и подобрать колорит, смешать краски, изобразить абстракцию, которая вызовет у зрителя определенные эмоции.

Фотография документальна, у фотографа под рукой есть только окружающая действительность, осязаемая и материальная. Тревожные фотографии Антуана д’Агата (Antoine D’Agata) и Майкла Акермана (Michael Ackerman) погружают зрителя во внутренние вселенные. Они мрачны и эмоциональны. На них, за канвой материального, проглядывает идеальное. Японский фотограф Хироши Сугимото (Hiroshi Sugimoto) исследует в фотографии течение времени. Благодаря сверхдлинным выдержкам фотограф запечатлевает в одном кадре полнометражный фильм, горение свечи, смену эпох…

Мне всегда было интересно, как с помощью визуального инструмента можно показать невидимое. И для меня всегда вызов — запечатлевать в фотографии то, то нельзя увидеть глазом.

 

Манекен в витрине магазина и участники шествия по улице Большая Якиманка. 2012

 

Репортаж из собственного дома

Фотографирование личного — уже, пожалуй, тренд в современной фотографии. Этот тренд коснулся и меня, правда, в момент придумывания проекта я вовсе не помышляла о том, что модно и актуально. Это выяснилось потом, когда проект был готов.

2012 год. Гражданская война в Ливии. Событие, которое сорвало с насиженных мест многих репортеров. В Ливию уехал близкий мне человек. Я очень хотела последовать за ним, но не смогла. Как выяснилось потом, правильно, что осталась.

Во-первых, я бы оказалась очередным молодым и «зеленым» фотографом, ломанувшимся на войну.

Во-вторых, я рассказала об этой войне совсем с другой позиции, с другой точки зрения. Я вела фотографический дневник. Каждый день — картинка обо мне и о том, что происходит вокруг меня. Но вокруг меня не происходило почти ничего, поэтому зачастую это были автопортреты, натюрморты, снятые у меня дома, и изображения экрана ноутбука, к которому я была буквально прикована все это время в ожидании вестей. Каждая фотография сопровождалась текстом — новостным заголовком о том, что произошло в Ливии в тот или иной день.

Пока я снимала эту историю, мне было, честно говоря, наплевать на тенденции и тренды современной фотографии, высоколобые концепции и прочую теорию. Мне было страшно за дорогого мне человека, я была погружена в новости, и мне казалось, что я сама нахожусь в Ливии, — настолько глубоким было погружение. Когда близкий мне человек вернулся и я завершила свой проект, можно было наконец-то успокоиться и попытаться взглянуть на проект со стороны. Мне кажется, получилась история не только обо мне. Это история обо всех женщинах, ждущих своих любимых из «горячих точек». Так конкретика преобразилась в обобщение, а личное стало образным. Хорошо, что я не поехала в Ливию.

 

Участницы панк-группы Pussy Riot в Хамовническом суде. 2012

 

Мальчик в одном из дворов Крымска. Все дворы после наводнения выглядели примерно одинаково: слой липкого ила и груды намокших вещей, вынесенных из домов. Краснодарский край, 2012

 

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Genius HS-G680: игровая гарнитура с объемным звуком 7.1
16 января 2017
Новости

Genius HS-G680: игровая гарнитура с объемным звуком 7.1

Genius, ведущий международный бренд в области персональных цифровых устройств, представляет игровую гарнитуру HS-G680, продвинутую модель с улучшенными характеристиками звука, агрессивным дизайном и легкой конструкцией. Благодаря поддержке звука 7.1, гарнитура обеспечивает объемное звучание и позволяет геймеру испытать ощущения в играх на новом уровне. С этой гарнитурой аудиоэффекты становятся максимально реалистичными и насыщенными.

Цифровые камеры Rekam
15 марта 2004
Новости

Цифровые камеры Rekam

Цифровые технологии доступны всем — заявляет канадская компания Rekam и представляет российским потребителям 4 принципиально новые цифровые камеры: PRESTO T55, PRESTO 50i, PRESTO 33i, PRESTO 30i. В модельный ряд 2004 года также входит выпущенная чуть раньше модель PRESTO X5. Почему новое семейство цифровых фотоаппаратов Rekam называется Presto, спросите вы? Ответ очевиден! Ведь термин Presto широко используется в музыке и переводится как быстрый.

Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом
1 декабря 2015
Советы

Зажигаем день, зажигаем ночь. Съемка Nikon D5500 на природе с искусственным светом

Когда речь заходит о съемках с искусственным светом, на ум сразу приходит студия, уставленная стойками с осветительными приборами, зонтами и софтбоксами. Но иногда искусственный свет - это гораздо проще и интереснее. Использовать внешний свет можно в репортаже, съемках архитектуры или в лав-стори. Причем снимать мы будем не в помещении, а на природе. Для работы нам понадобится вспышка, например, SB-600, SB-800 или SB-900 с комплектом гелевых фильтров, модуль дистанционного управления SU-800 и мощный тактический фонарик, который дает узкий луч света.

Надежность в каждой детали
28 апреля 2003
Новости

Надежность в каждой детали

Российская фирма Polar имеет вполне заслуженную популярность на территории России. Под этой маркой выпускается немало бытовой техники, сочетающей в себе отличную внешность, надежность, удобство пользования и превосходную цену. Естественно, что все это является большим плюсом в конкурентной борьбе, в которой сейчас участвует огромное количество брендов со всего мира.

Audio-Technica выпускает гарнитуры ANC33iS с активным шумоподавлением и CKS99i с наушниками Solid Ba
14 августа 2013
Новости

Audio-Technica выпускает гарнитуры ANC33iS с активным шумоподавлением и CKS99i с наушниками Solid Ba

В августе японская компания Audio-Technica выпустила на российский рынок две новые гарнитуры: ANC33iS с системой активного шумоподавления и ANC33iS, в которой используются наушники Solid Bass.

Открыт прием заявок на участие в Национальной Премии «Продукт Года»
28 февраля 2019
Новости

Открыт прием заявок на участие в Национальной Премии «Продукт Года»

Национальная Премия «Продукт Года» объявляет прием заявок на получение одной из самых авторитетных наград в области фототехники, материалов и оборудования открытым. Ежегодно номинантами Премии становятся известные мировые бренды и производители высококачественной техники, среди которых присутствуют Olympus, Panasonic, Sony, Nikon, Sigma, Sandisk, Asus, Huawei, DJI, Western Digital и другие.

Первая в России телетрансляция фильма в сверхвысоком разрешении прошла на 84-дюймовом Ultra HD телевизоре 84LM960V от LG
5 июля 2013
Новости

Первая в России телетрансляция фильма в сверхвысоком разрешении прошла на 84-дюймовом Ultra HD телевизоре 84LM960V от LG

Москва, 27 июня 2013 г. — В клубе Icon состоялась первая публичная спутниковая телетрансляция фильма в формате сверхвысокой четкости — Ultra HD на телевизоре LG 84LM960V. По заказу "Триколор ТВ", организатора мероприятия, телеканалом Russian Travel Guide был снят 16-минутный фильм в формате сверхвысокой четкости (4К) об экстремальных видах спорта.

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LZ40
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC–LZ40

Еще одна новинка в бюджетном классе DMC–LZ40 тоже может похвастать необычными характеристиками, несмотря на общую функциональную и конструктивную скромность. Здесь используется зум с нестандартным диапазоном фокусных расстояний, начинающимся с 22 мм. Надо сказать, что еще недавно в подавляющем большинстве аппаратов со сменной оптикой минимальное фокусное расстояние составляло 24 мм. Тренд на дальнейшее расширение угла зрения компактной оптики — свежее явление.

Международный фотоконкурс им. Андрея Стенина открывает новые имена
28 мая 2015
Новости

Международный фотоконкурс им. Андрея Стенина открывает новые имена

В ходе торжественной церемонии награждения участников Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина, которая пройдет 3 июня в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня», авторитетное международное жюри огласит имена лучших из лучших молодых фотожурналистов мира. Конкурс, организованный МИА «Россия сегодня» под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, стал крупнейшей площадкой фотобаталий молодых фотографов со всего мира, объединив представителей 4 континентов из 54 стран и собрав порядка 5000 работ.

Sigma объявила о выпуске трёх новых кинообъективов
14 сентября 2018
Новости

Sigma объявила о выпуске трёх новых кинообъективов

Компания Sigma анонсировала выпуск трёх новых кинообъективов с фокусным расстоянием 28 мм,40 мм, 105 мм и максимальной диафрагмой T1.5. Объективы пополнят линейку FF High Speed Prime и будут рассчитаны на работу с полнокадровыми камерами.