Нет сомнения, что в творческой карьере любого фотохудожника присутствовал этап увлечения пейзажной фотосъемкой. У одних этот период был скоротечен, у других — затянулся на годы, для кого-то пейзажная фотография и вовсе стала профессией. Опросы показывают, что 80 % начинающих фотолюбителей снимают природу, буквально отождествляя пейзажную съемку и фотографию вообще. В чем причина подобной популярности жанра?
Сделать красивый пейзажный снимок проще, чем, например, репортаж или постановочную фотографию в студии? Отчасти с этим можно согласиться. Действительно, природа столь многообразна и красива сама по себе, что от фотографа часто требуется лишь правильно определить экспозицию, скадрировать изображение и… «шедевр» готов! А уж с появлением цифровых камер, когда без ущерба для бюджета можно сделать не один десяток дублей, задача еще упростилась. И все же… Как часто сталкиваешься с ситуацией, когда даже при грамотном подходе результат разочаровывает. И если фотограф, глядя на собственный снимок, помнит, как прекрасен был тот водопад в ущелье или лунная дорожка на поверхности моря, то для зрителей все оказывается куда скучнее. Постепенно понимаешь, что сделать по-настоящему интересный пейзажный снимок едва ли не сложнее, чем портрет или натюрморт. Тем более в условиях столь жесткой конкуренции со стороны многомиллионной армии пейзажистов.
Как бы ни была красива снимаемая вами натура, не стоит пренебрегать законами композиции. Внимательным нужно быть и при кадрировании: даже малейшие изменения формата кадра способны оживить скучный на первый взгляд сюжет. Большая глубина пространства заставляет фотографа с особым вниманием отнестись к линейным и тональным ритмам.
Нельзя не упомянуть и об основном элементе фотографической (не только пейзажной) съемки — освещения. В отличие от студийного фотографа, в арсенале которого имеется масса разнообразных источников освещения, фотографу-пейзажисту доступен лишь один — солнце. Зато какой! Конечно, его нельзя перемещать в пространстве с той же легкостью, что и студийные лампы-вспышки. Нельзя изменять мощность или спектральный состав солнечного излучения, пока сама природа не захочет это сделать. Но фотографические возможности солнца поистине неиссякаемы. В мире, где вместо линз можно использовать капли воды, а в роли фильтров и отражателей выступают небо и облака, настоящий фотограф должен владеть светом, словно художник кистью. Если добавить к этому немного терпения и фантазии, то успех в пейзажной съемке обеспечен.
Открывая на страницах нашего журнала рубрику, посвященную съемке пейзажей, мы не ставили цель создать полноценное справочное пособие. На эту тему написана не одна сотня статей и издан не один десяток книг. Мы лишь хотели познакомить вас с опытом фотографов, приоткрыв завесу таинственности над некоторыми техническими приемами.
Редактор раздела «ФОТОШКОЛА»
Комментарии