Марина ГАЛКИНА
Чемпион России по спортивному туризму.
Марина в одиночку — где пешком, где вплавь на каяке — осуществила сложнейший двухмесячный переход через Чукотку. За прохождение этого 1000-километрового маршрута она и получила свой чемпионский титул. Стартовав из Анадыря, Марина поднялась на каяке по рекам вверх, перевалила водораздельные хребты и, сплавившись по реке Пегтымель, достигла Северного Ледовитого океана. Но на этом путешествие не закончилось, надо было еще успеть до появления льдов доплыть вдоль берега до поселка с аэродромом. О своем уникальном походе Марина написала книгу «Одна на краю света». Есть там и рассказы о других ее приключениях.
— Марина, расскажи, ты использовала в своем походе какое-нибудь особенное снаряжение?
— Снаряжение более или менее обычное. Разве что максимально облегченное, поэтому по большей части самодельное. Прежде всего, мой любимый каркасно-надувной каяк собственного изготовления. Весит он 9 кг и в разобранном виде занимает меньше половины рюкзака. Его каркас сделан на основе широко распространенных деталей набора «Тайменя», а значит, в случае поломки их легко заменить. Кроме того, он хорошо поддается ремонту в полевых условиях. Кстати, сейчас налажено производство таких каркасно-надувных каяков на продажу.
— А почему именно каркасно-надувной каяк, а не современный полиэтиленовый? Ведь они позволяют проходить гораздо более сложные препятствия и не боятся ударов о камни, в то время как КНК довольно хрупкая вещь?
— Действительно, на экстремальном сплаве по бурной воде КНК сейчас вытесняются цельнолитыми полиэтиленовыми. Но их вряд ли можно использовать в длительных автономных пеше-водных путешествиях. Тут судно должно быть разборным и легким.
1. Каяк
«Шкуры» каяка были сшиты из финского тентового материала (у меня ведь есть две шкуры), отличающегося толщиной. Тентовый материал бывает очень разнообразным, но в основе его лежит более или менее плотная капроновая ткань, с двух сторон покрытая слоем пластика. Таким материалом обтягивают кузова грузовых машин.
На Чукотку я взяла более тяжелую, но зато более прочную оболочку. «Шкура» в основном протирается в тех местах, где соприкасается с каркасом, поэтому я усилила ее дополнительным протектором — приклеила узкую ленту того же материала по днищу (по кильсону). И кроме этого под кильсон я всегда вставляю полоску пенополиуретана — ижевского туристского коврика, который смягчает удары кильсона о камни.
Между каркасом и «шкурой» каяка, вдоль его бортов, располагаются надувные баллоны. Они распирают «шкуру», придавая ей ровную плавную форму, и одновременно защищают оболочку, не давая ей прорываться в местах, где проходят стрингеры и привальники, амортизируют при навале бортов каяка на камни. А главное, они придают каяку непотопляемость. Даже если его залить водой до самого верха. Баллоны моего каяка были склеены из того же материала, что и гидроштаны, гидрочулки и гермомешки — легкого и прочного прорезиненного капрона — «черного дождя», в просторечии называемого «чернухой».
2. Весло
Важно, чтобы лопасть весла не была такая тонкая, как дюралюминиевое весло от «Тайменя». Такое весло на бурной воде проваливается в воду, не держит опору. Мое весло, изготовленное питерской фирмой «Тритон», сделано с металлическим цевьем и стеклопластиковыми лопастями. Стеклопластиковое цевье легче, но больше вероятность его поломки. Весло с деревянными лопастями отлично держит опору, но тяжелее. По длине оно выбирается так: на высоту вашего роста с вытянутой рукой до сгиба кистевого сустава.
3. Спасжилет
У меня чешский, фирмы Hiko, из мягкой пористой пены. Помимо страховки он защищал меня от холода, и еще я могла спать на нем и сидеть под тентом. А когда тащила каяк бечевой, жилет не давал веревке врезаться в плечо. Для защиты спины и удобства опоры на жесткую дугу шпангоута я удлинила его, пришив сзади кусок пены.
4. Гидрокуртка
Легкую (350 г) куртку я склеила из более тонкого, чем «чернуха», прорезиненного материала — «зеленого дождя». Спереди куртка была наглухо закрыта, на рукава я приклеила обшлага, плотно обтягивающие руку.
5. Гидроштаны
Склеены из «чернухи».
6. Защита
Чтобы гидроштаны не порвались, сверху я надеваю капроновые штаны. На коленях и голенях к ним пришиты полоски пены — если перевернешься и не встанешь на груженом каяке, то не так сильно побьешься о камни. И в каяке сидеть теплее и мягче — ноги защищены от металла шпангоута и упоров.
7. Юбка
Там, где есть малейшая возможность перевернуться или быть залитым валами, юбка должна быть одета.
К тому же под юбкой гораздо теплее. Хотя при прохождении мелких галечных перекатов и многочисленных проток, когда проходилось часто выскакивать из каяка, одевать каждый раз юбку было бы просто невозможно.
8. Каска
Хоккейная, она легкая, но обеспечивает достаточную защиту, если, конечно, не прыгать с водопадов.
Важно также, что она регулируется в больших пределах: можно надеть ее сразу на голову, а можно и на капюшон гидры, да еще с одетой под него шапочкой.
Комментарии