Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер

Осенью 2013 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер с большим успехом прошла выставка фотографий Вивиан Майер. История открытия фотографа Вивиан Майер — почти детективный сюжет, что привлекает к ней не меньше внимания, чем ее фотографии. История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. И мы  благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Вивиан Майер

Благодарим Центр фотографии им. братьев Люмьер 
за предоставленные для публикации фотографии.

 

 

В 2007 году молодой чикагский риэлтор-краевед Джон Малуф купил на местном аукционе несколько коробок со старыми пленками, надеясь найти среди них что-нибудь для иллюстраций к своей книге о пригороде Чикаго. Ничего подходящего в этих коробках не оказалось, но, отсканировав несколько пленок, Джон понял, что фотографии небезынтересны, и стал понемногу выкладывать их в свой блог. 

Там их мало кто заметил, но чем больше Джон сканировал, тем больше увлекался, понимая, что нашел нечто замечательное. Это подтвердилось после публикации фотографий на Flickr: посыпались восторженные комментарии и предложения выставок. Имя автора — Вивиан Майер — было несложно выяснить: оно подписано на конвертах и квитанциях из проявок. Также удалось найти информацию о том, что Майер жива, находится в доме престарелых, но по состоянию здоровья не может часто принимать посетителей.

Дальше этого Джон Малуф не пошел, но фотографий выкладывал все больше, общественный интерес возрастал, и к 2009 году стало понятно, что неплохо бы все же получить больше сведений об авторе. Джон «погуглил» еще и на сайте местной газеты обнаружил короткий некролог: Вивиан Майер скончалась два дня назад. Задавать вопросы теперь было некому, кроме разве что неких Джона, Лэйна и Мэтью, которые сообщили о своей скорби по поводу кончины «второй матери», «прекрасного человека, кинокритика и замечательного фотографа». Ничего, кроме этой информации и содержимого коробок, которые до сих пор не были до конца разобраны, у Джона не осталось. Но, увлекшись расследованием, он нашел несколько зацепок, которые позволили ему по крупицам восстановить биографию Вивиан Майер. Все, что мы о ней знаем, извлечено из этих коробок и воспоминаний нескольких, знавших ее людей.

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но в юности жила также во Франции. В 1956 году прибыла в Чикаго и устроилась работать няней в семейство Генсбургов, у которых было три сына: Джон, Лэйн и Мэтью. Они сравнивали Майер с Мэри Поппинс. Эксцентричная, замкнутая, строгая девушка в большой шляпе, мешковатом пиджаке и мужских ботинках, которая ничего не рассказывает о себе, ни с кем не встречается, везде ходит с камерой и снимает по пленке в день, но никому не показывает фотографий.

Любит говорить о кино, политике и обществе, но пресекает любые попытки вторжения в личное пространство. Но с ней невероятно интересно: она приносит в дом дохлую змею, водит мальчиков на кладбище, смотрит с ними авангардные фильмы и договаривается с молочником, чтобы он отвез их в школу на своем фургоне. Единственная ценная собственность, которую она накапливает, — отснятые пленки, кассеты с любительскими аудио- и видеозаписями и газеты. Стопки газет, которые нельзя выбросить, потому что в каждой есть какая-нибудь нужная статья, которую когда-нибудь захочется перечитать.

 

 

В 1972 году Вивиан покидает Генсбургов: дети выросли, им больше не нужна няня. Вместе со своим огромным архивом в последующие годы она переезжает из семьи в семью. Но что случается с одинокими нянями без определенного места жительства, когда они стареют? Некоторые улетают с ветром, а некоторых, к счастью, находят их благодарные воспитанники, снимают им квартиру и помогают с деньгами, а когда няни сами начинают нуждаться в постоянном присмотре — помещают в приличный дом престарелых. Джон, Лэйн и Мэтью Генсбурги заботились о своей бывшей няне до конца. Но ее вещи, похоже, совсем перестали кого-либо интересовать. Плата за хранение многочисленных коробок на складе перестала поступать, и склад распродал их с аукциона. Если бы покупатель Джон Малуф не проявил энтузиазма, мир никогда не узнал бы о фотографе Вивиан Майер.

Она снимала все, что ее окружало и казалось ей интересным: людей, происшествия, предметы, витрины, товары, машины, мусор и собственные отражения, то есть занималась уличной фотографией. Отличие стрит-фотографии от близких ей репортажа и документальной съемки в том, что стрит-фотограф не имеет конкретной задачи. Он просто прогуливается и снимает все подряд. В чем состоит очарование Вивиан Майер? В том же, что привлекает нас в любой хорошей уличной съемке: яркие характеры, живые наблюдения, неожиданные сопоставления, ирония, юмор, парадоксы, легкий абсурд и красота повседневности, которую мы не замечаем в жизни, но любим в фотографии, потому что она придает ценность банальному, неважному, мимолетному.

Вивиан Майер сравнивают почти со всеми известными авторами, занимавшимися уличной съемкой: Эвансом, Кертешем, Картье-Брессоном, Дуано, Левиттом, Модел, Франком, Фридлендером, Винограндом и другими. Действительно, среди десятков тысяч ее снимков (а мы видели далеко не все из них — часть пленок все еще не отсканированы) можно найти фотографии «в стиле» любого из них. Тысячи фотографий, и никакого авторского отбора — вот с чем мы имеем дело. Зритель восхищается фотографиями Майер по понятным причинам: общий подъем интереса к стрит-фотографии, ностальгия, загадочная фигура автора и его несомненный талант. На фотографиях мы видим жизнь Чикаго 1950–1970-х годов. Колоритные типажи, смешные, странные или трогательные ситуации, разнообразие костюмов, деталей, точек зрения.

 

 

Изображения ясно читаемы, зрителю понятно, на что именно надо смотреть, кто главный герой, и что происходит. Но авторский отбор и редактирование снимков значит для истории не меньше, чем сам факт фотографирования. Представим, что мы вдруг нашли необработанные архивы неких никому не известных Анри Картье-Брессона или Анселя Адамса, в которых все вперемешку: и то, что они отобрали для книг и выставок, и то, что без сожаления выбросили бы. Случилось бы тогда, что Картье-Брессон и Адамс, которых мы знаем, стали классиками фотомастерства, которые участвовали в формировании визуальной культуры ХХ века? Вряд ли.

Критики говорят о Майер разное, иногда мнения диаметрально расходятся. Это не удивительно. Мы не знаем о ней ничего. Как фотограф по призванию, она снимала, потому что не могла не снимать. Как профессиональный автор она не существует. Она не выставлялась, не печаталась, не продавалась, у нее не было учителей, соратников, учеников и зрителей. Мы понятия не имеем о том, насколько она разбиралась в фотографии, знала ли других фотографов, подражала ли кому-то сознательно, цитировала ли или пародировала других. Выдающийся ли она мастер или просто талантливый — сказать затруднительно. Она сообщила нам слишком много — то есть ничего конкретного и внятного — о своем взгляде на человека, политику, общество, город, Америку, искусство и фотографию. Она никогда не будет частью истории фотографии — только примечательной частностью, только визуальным эхом вокруг знаковых авторов, взглядов и концепций. Мы также не знаем, хотела ли Вивиан Майер вообще что-то сообщать нам. Возможно, она снимала только для себя и не думала о себе как о фотографе.

История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. Но мы все равно благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Ночь в большом городе
3 июля 2014
Видео

Ночь в большом городе

Ночью большой город похож на муравейник. Все куда-то снуют и слепят фарами. Промелькнули и тут же исчезли на крыльях ночи... А я люблю по ночам возвращаться в свою ячейку общества, чем выше скорость, тем ближе до рассвета. И кажется, что жизнь уже совсем не давит и не гложет долгами, как днем, будто бы специально ждала полуночи, чтобы приоткрыть в глубине души момент истины. В одной из этих иномарок, мчащихся по мокрому асфальту, я могу увидеть самого себя и помахать рукой - держись, парень...

Adobe выпускает новые обновления для Lightroom CC, Lightroom Classic CC и Camera Raw
22 августа 2018
Новости

Adobe выпускает новые обновления для Lightroom CC, Lightroom Classic CC и Camera Raw

Adobe Lightroom CC обновляется до версии 1.5, Adobe Lightroom Classic CC до версии 7.5 и Adobe Camera Raw до версии 10.5. Обновления приносят исправления ошибок, новые функции и поддержку большего количества камер и объективов. Все обновления доступны для загрузки через Creative Cloud.

«Магнит» притягивает батарейки
20 ноября 2019
Новости

«Магнит» притягивает батарейки

Компания Duracell объявила о присоединении одного из крупнейших российских ритейлеров «Магнита» к федеральной инфраструктуре по сбору использованных батареек. Стратегическое партнёрство компаний в экологическом проекте успешно стартовало в Ярославле — в 26 магазинах сети были установлены специальные контейнеры.

Смартфон HUAWEI P30
27 марта 2019
Новости

Смартфон HUAWEI P30

Компания HUAWEI представила HUAWEI P30 и HUAWEI P30 Pro на презентации в Париже. Устройства серии HUAWEI P30 стали новыми флагманскими камерофонами компании, способными конкурировать с профессиональными камерами благодаря инновационному спектральному сенсору HUAWEI, объективам с суперзумом, новой TOF-камере (Time of Flight) и технологиям стабилизации изображения OIS и AIS.

Sony расширяет возможности для прослушивания музыки высокого разрешения в пути
10 октября 2014
Новости

Sony расширяет возможности для прослушивания музыки высокого разрешения в пути

Аудио высокого разрешения (High Resolution Audio) лучше передает эмоции исполнителя, как если бы вы услышали его на сцене или в звукозаписывающей студии. Sony расширяет возможности для прослушивания музыки высокого разрешения дома, на отдыхе или в дороге.

Christie поднимает планку
16 июня 2017
Новости

Christie поднимает планку

Компания Christie, признанный лидер в области многооконной обработки видеосигналов, представила новый процессор популярной линейки Spyder – Christie Spyder X80. На сегодняшний день это единственный процессор, поддерживающий разрешение 4К при частоте обновления 60 Гц на каждый канал.

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ
24 мая 2016
Новости

Фестиваль современной фотографии на ВДНХ

ВДНХ совместно с Центром документальной фотографии «Фотодок» представляет Фестиваль современной фотографии, который продлится с 29 апреля по 31 июля 2016 в Павильоне №59 (Зерно). Задача фестиваля — представить главные тенденции развития современной мировой фотографии, а также раскрыть ее документальные, художественные и прикладные аспекты. Цель кураторов — показать повсеместное присутствие фотографии и ее безграничные возможности фиксации событий, исследования сложных и протяженных во времени процессов, создания эмоционально заряженных зрительных образов.

Леонид Лазарев: о времени и о себе
28 июня 2006
Обзоры

Леонид Лазарев: о времени и о себе

«Мне повезло», - говорит Леонид Николаевич Лазарев — талантливый фотохудожник, плодотворно работающий в наши дни. Для многих и многих его имя тесно связано с творчеством легендарных шестидесятников. «Ровесник мальчишка - сосед по московской коммуналке, - рассказывает Л. Лазарев, - показал фотоаппарат, которым, оказывается, можно снимать девчонок на пляже.

Просто и стильно
11 октября 2006
Новости

Просто и стильно

Интегрированные системы домашнего кинотеатра или, как их иначе называют, «кинотеатры в одной коробке», в настоящее время буквально заполонили магазины бытовой электроники. Многие производители предлагают свою продукцию по столь низкой цене, за которую еще пару лет назад нельзя было купить даже один DVD-проигрыватель.

Обзор и тест смартфона realme C2
27 июня 2019
Тесты

Обзор и тест смартфона realme C2

Только – только стартовали продажи смартфонов realme в России. Интерес к новинкам колоссальный. Ведь производители заявили, что realme призван доказать: недорогие смартфоны могут быть качественными и технологичными. Посмотрим, что умеет realme C2 – «младший» смартфон в ассортименте realme. Понятно, что за 24 часа использования невозможно оценить все достоинства и почувствовать недостатки, но и за этот промежуток времени можно понять, нравится ли телефон, насколько удобно им пользоваться, чтобы общаться, работать, слушать музыку и, конечно же, делать фото.