Детективная история из жизни фотографа Вивиан Майер

Осенью 2013 года в Центре фотографии им. братьев Люмьер с большим успехом прошла выставка фотографий Вивиан Майер. История открытия фотографа Вивиан Майер — почти детективный сюжет, что привлекает к ней не меньше внимания, чем ее фотографии. История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. И мы  благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

Текст: Ирина Толкачева; Фото: Вивиан Майер

Благодарим Центр фотографии им. братьев Люмьер 
за предоставленные для публикации фотографии.

 

 

В 2007 году молодой чикагский риэлтор-краевед Джон Малуф купил на местном аукционе несколько коробок со старыми пленками, надеясь найти среди них что-нибудь для иллюстраций к своей книге о пригороде Чикаго. Ничего подходящего в этих коробках не оказалось, но, отсканировав несколько пленок, Джон понял, что фотографии небезынтересны, и стал понемногу выкладывать их в свой блог. 

Там их мало кто заметил, но чем больше Джон сканировал, тем больше увлекался, понимая, что нашел нечто замечательное. Это подтвердилось после публикации фотографий на Flickr: посыпались восторженные комментарии и предложения выставок. Имя автора — Вивиан Майер — было несложно выяснить: оно подписано на конвертах и квитанциях из проявок. Также удалось найти информацию о том, что Майер жива, находится в доме престарелых, но по состоянию здоровья не может часто принимать посетителей.

Дальше этого Джон Малуф не пошел, но фотографий выкладывал все больше, общественный интерес возрастал, и к 2009 году стало понятно, что неплохо бы все же получить больше сведений об авторе. Джон «погуглил» еще и на сайте местной газеты обнаружил короткий некролог: Вивиан Майер скончалась два дня назад. Задавать вопросы теперь было некому, кроме разве что неких Джона, Лэйна и Мэтью, которые сообщили о своей скорби по поводу кончины «второй матери», «прекрасного человека, кинокритика и замечательного фотографа». Ничего, кроме этой информации и содержимого коробок, которые до сих пор не были до конца разобраны, у Джона не осталось. Но, увлекшись расследованием, он нашел несколько зацепок, которые позволили ему по крупицам восстановить биографию Вивиан Майер. Все, что мы о ней знаем, извлечено из этих коробок и воспоминаний нескольких, знавших ее людей.

Вивиан Майер родилась в Нью-Йорке, но в юности жила также во Франции. В 1956 году прибыла в Чикаго и устроилась работать няней в семейство Генсбургов, у которых было три сына: Джон, Лэйн и Мэтью. Они сравнивали Майер с Мэри Поппинс. Эксцентричная, замкнутая, строгая девушка в большой шляпе, мешковатом пиджаке и мужских ботинках, которая ничего не рассказывает о себе, ни с кем не встречается, везде ходит с камерой и снимает по пленке в день, но никому не показывает фотографий.

Любит говорить о кино, политике и обществе, но пресекает любые попытки вторжения в личное пространство. Но с ней невероятно интересно: она приносит в дом дохлую змею, водит мальчиков на кладбище, смотрит с ними авангардные фильмы и договаривается с молочником, чтобы он отвез их в школу на своем фургоне. Единственная ценная собственность, которую она накапливает, — отснятые пленки, кассеты с любительскими аудио- и видеозаписями и газеты. Стопки газет, которые нельзя выбросить, потому что в каждой есть какая-нибудь нужная статья, которую когда-нибудь захочется перечитать.

 

 

В 1972 году Вивиан покидает Генсбургов: дети выросли, им больше не нужна няня. Вместе со своим огромным архивом в последующие годы она переезжает из семьи в семью. Но что случается с одинокими нянями без определенного места жительства, когда они стареют? Некоторые улетают с ветром, а некоторых, к счастью, находят их благодарные воспитанники, снимают им квартиру и помогают с деньгами, а когда няни сами начинают нуждаться в постоянном присмотре — помещают в приличный дом престарелых. Джон, Лэйн и Мэтью Генсбурги заботились о своей бывшей няне до конца. Но ее вещи, похоже, совсем перестали кого-либо интересовать. Плата за хранение многочисленных коробок на складе перестала поступать, и склад распродал их с аукциона. Если бы покупатель Джон Малуф не проявил энтузиазма, мир никогда не узнал бы о фотографе Вивиан Майер.

Она снимала все, что ее окружало и казалось ей интересным: людей, происшествия, предметы, витрины, товары, машины, мусор и собственные отражения, то есть занималась уличной фотографией. Отличие стрит-фотографии от близких ей репортажа и документальной съемки в том, что стрит-фотограф не имеет конкретной задачи. Он просто прогуливается и снимает все подряд. В чем состоит очарование Вивиан Майер? В том же, что привлекает нас в любой хорошей уличной съемке: яркие характеры, живые наблюдения, неожиданные сопоставления, ирония, юмор, парадоксы, легкий абсурд и красота повседневности, которую мы не замечаем в жизни, но любим в фотографии, потому что она придает ценность банальному, неважному, мимолетному.

Вивиан Майер сравнивают почти со всеми известными авторами, занимавшимися уличной съемкой: Эвансом, Кертешем, Картье-Брессоном, Дуано, Левиттом, Модел, Франком, Фридлендером, Винограндом и другими. Действительно, среди десятков тысяч ее снимков (а мы видели далеко не все из них — часть пленок все еще не отсканированы) можно найти фотографии «в стиле» любого из них. Тысячи фотографий, и никакого авторского отбора — вот с чем мы имеем дело. Зритель восхищается фотографиями Майер по понятным причинам: общий подъем интереса к стрит-фотографии, ностальгия, загадочная фигура автора и его несомненный талант. На фотографиях мы видим жизнь Чикаго 1950–1970-х годов. Колоритные типажи, смешные, странные или трогательные ситуации, разнообразие костюмов, деталей, точек зрения.

 

 

Изображения ясно читаемы, зрителю понятно, на что именно надо смотреть, кто главный герой, и что происходит. Но авторский отбор и редактирование снимков значит для истории не меньше, чем сам факт фотографирования. Представим, что мы вдруг нашли необработанные архивы неких никому не известных Анри Картье-Брессона или Анселя Адамса, в которых все вперемешку: и то, что они отобрали для книг и выставок, и то, что без сожаления выбросили бы. Случилось бы тогда, что Картье-Брессон и Адамс, которых мы знаем, стали классиками фотомастерства, которые участвовали в формировании визуальной культуры ХХ века? Вряд ли.

Критики говорят о Майер разное, иногда мнения диаметрально расходятся. Это не удивительно. Мы не знаем о ней ничего. Как фотограф по призванию, она снимала, потому что не могла не снимать. Как профессиональный автор она не существует. Она не выставлялась, не печаталась, не продавалась, у нее не было учителей, соратников, учеников и зрителей. Мы понятия не имеем о том, насколько она разбиралась в фотографии, знала ли других фотографов, подражала ли кому-то сознательно, цитировала ли или пародировала других. Выдающийся ли она мастер или просто талантливый — сказать затруднительно. Она сообщила нам слишком много — то есть ничего конкретного и внятного — о своем взгляде на человека, политику, общество, город, Америку, искусство и фотографию. Она никогда не будет частью истории фотографии — только примечательной частностью, только визуальным эхом вокруг знаковых авторов, взглядов и концепций. Мы также не знаем, хотела ли Вивиан Майер вообще что-то сообщать нам. Возможно, она снимала только для себя и не думала о себе как о фотографе.

История Вивиан Майер навсегда останется детективным сюжетом — интересным и поучительным. Но мы все равно благодарны за нее судьбе и Джону Малуфу.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

О современных гаджетах и «умных» девайсах на Mobile & Digital Форуме 2017
16 марта 2017
Новости

О современных гаджетах и «умных» девайсах на Mobile & Digital Форуме 2017

Не секрет, что развитие современных технологий приводит к постепенному размыванию рынка электронных девайсов, и даже к его упрощению. Вместо десятков устройств сегодня достаточно иметь один смартфон. Или все-таки недостаточно?

Итоговая выставка конкурса «Год собаки»
8 февраля 2018
Новости

Итоговая выставка конкурса «Год собаки»

Приглашаем Вас на открытие первой выставки по итогам конкурса «ГОД СОБАКИ», которое состоится 15 февраля 2018 года в 18.00 в Российской государственной библиотеке для молодежи.

Компания Leica представила два новых объектива для системы Leica SL
16 января 2018
Новости

Компания Leica представила два новых объектива для системы Leica SL

Leica анонсировала два высокоэффективных объектива для своей полнокадровой беззеркальной камеры системы SL: APO-Summicron-SL75 mmf/2 ASPH и APO-Summicron SL90 mmf/2 ASPH. Объективы также будут совместимы с беззеркальнами камерами компании систем TL и CL, в которых установлен сенсор формата APS-C

Leef представляет Bridge 3.0 - высокоскоростной USB-накопитель для устройств на базе Android
21 ноября 2014
Новости

Leef представляет Bridge 3.0 - высокоскоростной USB-накопитель для устройств на базе Android

Москва, __ ноября 2014 года, Leef Ltd. − компания, занимающаяся проектированием и разработкой высококлассных устройств хранения данных на основе флеш-памяти, представляет USB-накопитель последнего поколения Leef Bridge 3.0. Новинка поможет за считанные секунды перенести данные с мобильного устройства на стационарный компьютер или ноутбук без кабелей, беспроводных сетей и «облачных» сервисов.

Leica представляет лимитированую серию камер M (Typ 262)
16 декабря 2017
Новости

Leica представляет лимитированую серию камер M (Typ 262)

Компания Leica выпустила ограниченную серию камер M (Typ 262) в количестве 100 штук. Особенностью лимитированной версии является то, что основание и верхняя часть корпуса сделаны из анодированного алюминия и покрашены в ярко красный цвет.

OPPOзиционный бренд смартфонов теперь и в России: OPPO Find 5 и Finder X907
25 апреля 2013
Новости

OPPOзиционный бренд смартфонов теперь и в России: OPPO Find 5 и Finder X907

С 25 апреля в российской рознице начались продажи смартфонов бренда OPPO. Пресс-конференция, посвященная выходу OPPO на российский рынок, состоялась 24 апреля в Москве. В центре внимания — презентация флагманского смартфона OPPO Find 5 с 5-дюймовым Full HD-экраном и четырехъядерным процессором Qualcomm Snapdragon S4 Pro. С начала апреля в продаже также представлен один из самых тонких смартфонов в мире OPPO Finder X907 (толщина 6,65 мм).

Тест ЖК-телевизора Hyundai H-LED24V8
19 февраля 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Hyundai H-LED24V8

Full HD ЖК-телевизор с LED-подсветкой, диагональ 24 дюйма. Достоинства: стильный дизайн аппарата, симпатичное оформление меню, невысокая стоимость. Недостатки: при сигнале с компонентного входа детальность ярких сцен могла бы быть несколько получше.

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова
11 сентября 2014
Советы

Уроки Розова: макароны на фотокухне Максима Полубояринова

Студия Максима Полубояринова расположилась, понятное дело, в полуподвале. Даже в названии хозяин обыграл «полубоярскую» фамилию — Halfmax studio. Впрочем, все остальное тут пополам не делится. 80 квадратных метров выделены для съемки. Еще примерно столько же — подсобные помещения, кухня с обязательной посудомоечной машиной и гостиная. Хозяин при этом считает, что места маловато. Потолки невысокие, зато есть возможность снимать воду.

Aurora Aperture выпускает новые светофильтры VXD PowerXND Mark II
15 июня 2018
Новости

Aurora Aperture выпускает новые светофильтры VXD PowerXND Mark II

Aurora Aperture впервые представила свой светофильтр ещё в 2016 году, выпустив модель PowerXND 2000 (ND). Средства на его производство были собраны через Kickstarter, где проект получил успешное завершение. Теперь компания снова использует краудфандинговую площадку, представляя сразу два новых светофильтра PowerXND-II 128 и PowerXND-II 2000

Тест акустических систем Yamaha
27 ноября 2012
Тесты

Тест акустических систем Yamaha

Главной проблемой при организации домашнего кинотеатра в гостиной традиционно выступает эстетический конфликт необходимых приборов с готовым интерьером. Объяснить супруге необходимость пары компонентов под телевизором несложно, а вот установка многочисленных черных ящиков акустических систем и вороха мешающихся под ногами проводов вряд ли найдет должное понимание. С учетом небольшой площади и наличия меблировки задача и вовсе может выглядеть невыполнимой. Поможет только чудо. Но раз на чудеса есть спрос – значит будет и предложение!