Взгляд на мир «рыбьим глазом»

За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника для светописи прошла огромный путь эволюции. В том числе и основной элемент этой техники — ее глаз, объектив. В настоящее время существует множество объективов, различающихся по области применения, фокусным расстояниям, светосиле, оптическим схемам да и по габаритам и весу в конце концов! И от примитивного пинхола ценой в пару-тройку долларов до супертелеобъектива за несколько десятков тысяч долларов расстояние такое же, как от первого колеса древнего человека до космической орбитальной станции. И все же в этом видовом разнообразии есть класс объективов, который стоит особняком.

Текст и фото: Арсен Алабердов.

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДАFisheye, или «рыбий глаз» (а именно так звучит его название в переводе с английского), — класс объективов, пожалуй, самый неоднозначный и, наверное, самый недооцениваемый. Термин fisheye придумал в 1906 году американский физик-оптик Роберт Вуд для объективов со сверхшироким углом, создающих характерное полусферическое изображение, предположительно похожее на то, как рыба видит небо из воды. Такой объектив понадобился Вуду для ряда экспериментов, а практическое применение этого объектива началось в 1920 году в метеорологии для изучения движения облаков. Массовое производство фишаев для фотографии началось в начале 1960-х, и какое-то время они были в моде из-за необычного и очень броского характера изображения. Со временем мода прошла, но объективы такого рода заняли свое уникальное место в фотографическом инструментарии.

Теперь стоит разобраться, что же это такое — фишай. Этот тип объективов относится к сверхширокоугольным: угол охвата изображения составляет примерно 180 градусов. В этом главное его отличие от обычной оптики: широкоугольники с таким же ФР обеспечивают меньший угол. Другое отличие в том, что в фишае нет линз, корректирующих искажения, и поэтому изображения, полученные с его помощью, имеет характерную сильную сферическую дисторсию.

С углом охвата связана первая трудность, с которой может столкнуться новичок при выборе подобного объектива. Кроме деления на фиксы и зумы, они делятся по типу получаемого изображения на циркулярные и диагональные. Картинка диагонального фишая имеет угол 180 градусов по диагонали — отсюда и название. Картинка циркулярного представляет собой круг, вписанный в прямоугольник изображения, получаемого с матрицы, и имеет угол в 180 градусов по всем направлениям. Но при покупке нужно знать, для какого формата камер предназначена выбранная вами модель, так как циркулярный фишай для полного кадра на камере с кропнутой матрицей превращается в некоторое подобие диагонального, а диагональный — и вовсе в широкоугольник с заметной сильно выраженной дисторсией. Но главные сложности, конечно, начинаются при съемке. Фишай дает огромное поле зрения, в корне отличающееся от того, что вы можете увидеть в реальности. Кроме преимуществ, это создает ряд проблем. Начиная с самых банальных — угол обзора настолько велик, что фотографу приходится заботиться о вещах, думать о которых до того даже в голову не приходило! Например о том, чтобы в кадр не попадали собственные руки, ноги или даже козырек от кепки! При использовании штатива нужно следить за расположением ножек, если, кончено, их присутствие на фотографии вами не запланировано.

Другая особенность будет неприятна для фотографов, привыкших использовать в работе фильтры. Внешняя линза объективов этого типа имеет сильно выпуклую форму, что делает невозможным применение фильтров на большинстве современных моделей. Лишь на некоторых (например, на отечественном «Зенитаре») предусмотрена возможность установки фильтров со стороны байонета.

Эта же самая характерная форма делает проблематичной съемку в плохих погодных условиях: малейшие признаки снега и дождя тут же оставляют следы на рабочей поверхности. Бленда, частично решающая проблему, в случае с фишаем, как вы понимаете, не поможет. Сверхширокий угол делает ее применение невозможным. Та бленда, которая есть в частности на используемом мной зуме Pentax DA 10-17/3,5-4,5 настолько мала, что блендой ее можно назвать лишь условно. К тому же выпирающая передняя линза и в обычных условиях очень подвержена загрязнению. И опять же выручающий в таких случаях защитный фильтр, как уже было сказано выше, на фишае неприменим.

Еще одной особенностью «рыбьего глаза» является его глубина резко изображаемого поля. Надо ли говорить, сколь важной составляющей зрительного восприятия является малая ГРИП. Добиться такого эффекта в нашем случае не удастся: даже на открытых диафрагмах резкость будет практически одинаковой на расстояниях от нескольких десятков сантиметров и до бесконечности. Так что красиво размытый фон получить не удастся!

Отдельного слова заслуживает съемка спортивных сюжетов — пожалуй, самая традиционная область применения подобной оптики. Сложность в этом случае состоит в том, что для получения характерной «фишайной» картинки фотограф должен приблизиться к объекту съемки на максимально близкое расстояние. Хорошо, если вы снимаете соревнования по шахматам, а если нет? В любом другом виде спорта такие ракурсы грозят травматизмом как фотоаппаратуре, так и самому фотографу! В моей практике был случай, когда мне чувствительно досталось ручкой спортбайка на соревнованиях по стантрайдингу (исполнению трюков на мотоциклах). А уж сколько раз обдавало пылью и гравием на мотокроссе…

Но все перечисленные сложности — лишь технические нюансы. Основная проблема при съемке фишаем заключается в том, что это совсем другой взгляд. Даже самые обыденные вещи, даже самые простые сюжеты в интерпретации «рыбьего глаза» меняются до неузнаваемости. Все, что вы знали до этого о правилах фотографии, о перспективе, о построении кадра, в случае с этими объективами перестает работать. Но ведь если задуматься, в этом-то и состоит прелесть фишая — в нарушении всех правил и привычных взглядов! В способности преобразить обыденность — иногда до неузнаваемости. И даже те недостатки, о которых было сказано выше, можно превратить в достоинства. Например, снять завораживающую горную панораму с собственными ботинками, свисающими с обрыва. Или пейзаж с цветком на переднем плане и заснеженными вершинами на заднем — глубина резкости позволит это сделать. К тому же даже для этого объектива существуют правила и закономерности, освоив которые можно управлять получаемым эффектом. Я, например, в своей практике очень часто использую фишай в съемке пейзажей, причем по некоторым снимкам трудно понять, что они сделаны именно фишаем. Это связано с особенностями изображения: сильно искажаются объекты, расположенные ближе к краю. Находящиеся же по центру искажены только в том случае, если находятся достаточно близко к точке съемки. Соответственно, если снять пейзаж, в котором нет объектов на переднем плане, а также вертикальных или горизонтальных объектов у его краев, то он получится вполне «классическим». И наоборот: если расположить на переднем плане какой-то объект (например, одиноко стоящее дерево) или же сделать снимок в лесу, то можно получить интересный, весьма эффектный снимок.

Очень выразительным инструментом становится линия горизонта: если расположить ее выше середины кадра, получается выпуклая линия (при взгляде на такие кадры так и хочется воскликнуть: «Она действительно круглая»!); если ниже — соответственно, вогнутая, ну а если расположить точно по центру, то горизонт получится привычным, ровным. То же самое касается и архитектурной съемки: можно делать характерные «гнутые» фото или получать практически «нормальные» фотографии тех же небоскребов «Москва-Сити» (правда, для этого иногда все-таки может понадобиться небольшая коррекция в графическом редакторе).

Возникает вопрос: зачем использовать фишай для получения «нормальных» изображений? Все дело в угле обзора: фотограф имеет возможность сделать панорамный кадр одним нажатием кнопки спуска. Это хорошая альтернатива панорамной съемке при отсутствии времени, штатива или просто желания. К тому же хороший «рыбий глаз» имеет специальное многослойное покрытие, которое позволяет спокойно снимать против солнца, и я часто умышленно включаю его в кадр. Снимки с шестилучевой сияющей звездой по имени Солнце на синеве неба выглядят очень эффектно.

Таким образом, зная и умело применяя особенности фишая, им можно снимать в любом жанре — даже в свадебной и портретной фотографии. И в любой жанр он вносит свежесть и нестандартность, заставляет экспериментировать, искать новые ракурсы. Вы готовы к этому? Значит пора в магазин — выбирать «рыбий глаз»! А выбирать, к счастью, есть из чего. Неважно, камерой какого бренда вы пользуетесь, неважно, полнокадровая она или нет, — вы всегда сможете выбрать фишай на свой вкус и кошелек. Возможно, кто-то сразу замахнется на великолепный Canon EF 8-15 mm f/4 L Ficheye USM — зум из легендарной серии L, с ультразвуковым приводом, ценой в 50 тысяч рублей, но начинающим целесообразно приобрести что-то побюджетнее, например, упоминавшийся в статье MC Зенитар 16 мм f/2,8 российского производства или белорусский MC Пеленг 8 мм f/3,5 А. Также не сильно обременят бюджет Samyang 8 mm f/3.5 AS IF MC Fish-eye CS или однотипный Bower MF 8/3.5 Fisheye, но при этом нужно помнить, что все они представляют собой неавтофокусные объективы. Промежуточным решением являются объективы более именитых производителей — это Tokina AT-X 107 DX AF 10-17 mm f/3.5-4.5 Fish-Eye либо целый ряд моделей от SIGMA, в том числе уникальный Sigma AF 4.5 mm f/2.8 EX DC HSM — циркулярный фишай для фотоаппаратов формата APS. Возможно, став счастливым обладателем одного из них, через некоторое время вы, так же как и я, не будете выходить на фотоохоту без фишая в кофре.

 

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

1. Фрески Дионисия. Монастырь в деревне Ферапонтово является одним из памятников истории, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удалось включить в изображение максимально возможную часть помещения, при этом дисторсия не только не мешает, но и придает картинке выразительность. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Хран

2. Храм. С помощью особенностей объектива удалось поместить в кадр с небольшого расстояния не только сам величественный храм, но и красивейшую окружающую панораму. Обрезав малоинформативные верхнюю и нижнюю части кадра, мне удалось усилить эффект панорамного кадра. Камера Pentax K20D, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

Йоер и стрекоза

3. Йоер и стрекоза. Граффити и йойинг — характерные направления молодежной субкультуры, и фишай как нельзя более подходит для их съемки. Так же, как и они, «рыбий глаз» нарушает правила и бросает вызов устоям.

Мой друг, умеющий летать

4. Мой друг, умеющий летать. Изогнутая линия горизонта гармонично перекликается с дугой крыла параплана, являясь как бы его зеркальным отражением. Облачное вечернее небо добавило картинке драматизма. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Вологда

5. Вологда. Такое изображение — одна из изюминок фишая. Вот такую картинку уже невозможно получить ничем другим. Вообще с фишаем стоит чаще смотреть вверх — можно увидеть много интересного и необычного! В данном случае удалось вместить в кадр (причем довольно эффектно) строения, расположенные ровно в противоположных направлениях от точки съемки. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

В мире зеркал

6. В мире зеркал. Огромный угол «рыбьего глаза» позволил поместить в кадр и небоскребы, и их отражение в воде. Расположение линии воды близко к середине кадра, вертикальная ориентация и линии зданий, не приближающиеся к зонам наиболее сильной дисторсии — краям, позволили получить практически «нормальное» изображение. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Кирилло-белозерский монастырь

7. Кирилло-белозерский монастырь. Следы обуви и снегоходных гусениц на переднем плане придали снимку объем. Здесь видна невероятно большая глубина резкости фишая: четкими, без всякого намека на замыленность, получились как снег под ногами, так и стены и башня монастыря на заднем плане, в сотнях метров от объектива. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Одиночество

8. Одиночество. Снимок был сделан в Западном Казахстане. Тут также очень кстати оказались и большая ГРИП, и большой угол — он позволил, поместив маленький росточек на передний план, показать как можно больше пространства вокруг, усилив этим эффект одиночества. Камера Pentax K7, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Устремленные в небо

9. Устремленные в небо. Размещение линии горизонта вплотную к нижнему краю кадра позволило эффектно ее изогнуть. При этом небо получилось огромной сферой, в которую устремлены высотки из стекла и бетона. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Паутина

10. Паутина. Этот мост, называемый Живописным, — излюбленный объект съемки. Но именно с помощью фишая удалось получить снимок, в котором ванты расходятся в небе, как раскинутые сети паутины. Изогнутая линия горизонта здесь так же сочетается с дугой ажурной металлической конструкции и придает картинке динамику. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

11. Огни большого города. Снимок сделан со штатива на длинной выдержке. Небольшая дисторсия заметна, но не портит общего впечатления от кадра. Для того чтобы снять этот сюжет другим объективом, понадобилось бы сделать панораму из нескольких кадров. Мало того что это гораздо более длительный процесс, который в дальнейшем еще потребует кропотливой работы в редакторе, но и сама съемка в такое время нескольких кадров с выдержками от нескольких десятков секунд до нескольких минут вызывает определенные сложности. Освещение за время, которое пройдет от первого и до последнего кадра, может очень сильно измениться. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Доработка объектива Zenit MC Zenitar-M 2s 50mm F/2.0 для эффектного боке
8 августа 2018
Советы

Доработка объектива Zenit MC Zenitar-M 2s 50mm F/2.0 для эффектного боке

Иранский фотограф Алиреза Ростами много лет занимается изучением и лёгкой доработкой различных объективов. Однажды одним из его подопытных оказался MC Zenitar-M 2s 50 mm F/2.0. Разбирая объектив, Ростами обнаружил, что может повлиять на рисунок его боке, сделав незначительные изменения в оптической схеме.

Тест Canon PowerShot G16: отличная съемка стремительных событий
16 ноября 2014
Тесты

Тест Canon PowerShot G16: отличная съемка стремительных событий

Повсеместное распространение смартфонов и планшетов привело к закату недорогих фотокамер, называемых в народе «мыльницами», поскольку многих рядовых потребителей устраивают возможности встроенных в мобильники камер. Но когда пользователь начинает немного разбираться в фотографии и впервые разочаровывается в результатах съемки после турпоездки, у него появляется желание обзавестись настоящим аппаратом, способным снимать разные события без осечек. Чтобы получить ощутимый прирост в качестве, покупателю стоит не скупиться и обратить внимание на продвинутые компактные камеры, такие как Canon PowerShot G16.

Киллер iPhone уже в России: фотосъемка смартфона Le Pro3
4 марта 2017
Тесты

Киллер iPhone уже в России: фотосъемка смартфона Le Pro3

Настоящий смартфон нужен не только для того, чтобы звонить. Надеюсь, это всем понятно. Особенно тем, кто любить делать селфи и снимать все интересное вокруг себя – в том числе и видеоролики. А как же Le Pro3 справляется с такой важной задачей?

Тест акустической системы JAMO C 807
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы JAMO C 807

JAMO C807 обладают нейтральным и естественным звучанием, с равной аккуратностью обра-щаясь с музыкальными подробностями во всех звуковых диапазонах. С807 — не самые динамичные АС в своем классе, зато их звучание отличает очень высокая комфортность.

Все краски домашних развлечений
25 декабря 2006
Новости

Все краски домашних развлечений

ЖКтелевизоры относятся к наиболее перспективным источникам видео-отображения. В Европе уже около года ЖК-телевизоров продается больше, чем кинескопных — лидеров продаж последнего времени. В нашей стране наблюдается та же тенденция: аналитики прочат им в ближайшее время половину общего рынка с последующим превышением этой доли.

Новое звучание ваших пластинок с первоклассным проигрывателем Sony
22 апреля 2016
Новости

Новое звучание ваших пластинок с первоклассным проигрывателем Sony

Популярность виниловых пластинок растет с каждым годом. Именно поэтому компания Sony объявляет о запуске нового первоклассного проигрывателя, благодаря которому меломаны всего мира смогут наслаждаться любимыми записями непревзойденного качества даже в дорогеi. Первая в своем роде модель Sony PS-HX500 поддерживает преобразование записей с пластинок в звуковые файлы высокого разрешения Hi-Res Audio. Теперь вы сможете оцифровать любимые коллекции винила и насладиться великолепным звуком в любом месте и в любое время с помощью портативных Hi-Res аудиоустройств.

Wharfedale: встречайте новый бренд
22 ноября 2016
Новости

Wharfedale: встречайте новый бренд

Компания Alef Hi-Fi, входящая в группу компаний DIGIS, объявляет, что с 17 ноября 2016 года является официальным дистрибьютором компании Wharfedale на территории РФ.

Newline: новая концепция выставочного стенда и не только
2 февраля 2017
Новости

Newline: новая концепция выставочного стенда и не только

Компания Newline традиционно подготовила к ежегодной интеграционной выставке в Амстердаме ISE-2017 ряд новинок. Так, в этом году будет представлена новая старшая модель в X-линейке интерактивных панелей для бизнеса — X9. Диагональ в 86 дюймов и разрешение 4K сделают X9 самым мощным устройством «всё в одном» для совещаний и конференций в ассортименте Newline.

Музыка дебюта: вставные наушники KEF M200 полностью оправдали свою стоимость в 8 тысяч рублей
20 июня 2014
Обзоры

Музыка дебюта: вставные наушники KEF M200 полностью оправдали свою стоимость в 8 тысяч рублей

В этом обзоре мы познакомимся со вставными наушниками KEF M200 от британской компании KEF, известного производителя высококлассной акустики. Наушники отличаются оригинальной формой, сделаны из металла, и оснащаются коаксиальными динамическими излучателями Dual Dynamic Driver. А стоят они около 8000 рублей. Насколько же они оправдывают свою цену?

Одушевленный портрет
1 декабря 2006
Обзоры

Одушевленный портрет

Съемочный процесс со всех сторон. Геннадий Головин Когда начинаешь размышлять о жанре портрета и загадках создания проникновенного снимка, то невольно задаешься вопросом: что еще можно сказать в фотографическом портрете после Ричарда Аведона, Дианы Арбус, Ирвина Пенна, Арнольда Ньюмана? Точно также: что можно сказать в петербургском портрете после Александра Китаева? Темно-серую, как будто подернутую тленом, стенку его мастерской знают многие знаменитости, чьи портреты сделаны на ее фоне; знают фотографы, не раз сами встававшие напротив нее и превращавшиеся в героев снимков мастера; знают его почитатели и последователи.