Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Текст: Ирина Толкачева

 

1. и 2. Михаил Фридман. Из проекта «Донбасс. Романтизм». 2009–2011

 

Обычно пейзаж, который, например, показывал на своих фотографиях непревзойденный классик Ансель Адамс, представлял величественные виды американского Запада: скалы, ущелья, прозрачные озера, водопады. Непокоренная, девственная природа. Человек в ней, как правило, отсутствует, но именно его человеческие эмоции, мечты и философские рассуждения о бытии выражает такой пейзаж. Зритель не устает радоваться, глядя на «прекрасное». Он знает, что прекрасное — это скала, водопад, море, озеро и почтенный столетний дуб, — к этому его приучила традиция романтического пейзажа XIX века.

Кроме того, вся эта стихийная мощь скорее всего не связана с его повседневным опытом. Водопад, море и скалы не видны из окна, их можно увидеть только на фотографии Анселя Адамса или на репродукции Каспара Давида Фридриха. Смотришь на них — и воспаряешь над повседневностью. Но даже если фотограф (например, Майнор Уайт, Эдвард Вестон или Пол Капонигро) показывает нам нечто менее экзотичное: дорогу, уходящую вдаль, кукурузное поле или травинки, выглядывающие из-под снега, он делает это так, что мы все равно поднимаемся над суетой и безошибочно считываем «красоту».

Закат, восход, молния, романтический туман, солнечные блики, драматические тени, низкий горизонт и прочие подобные вещи сообщают нам о серьезных намерениях автора. Это и есть настоящее искусство, ошибки быть не может. Мы видим туман — и погружаемся в благородную меланхолию, смотрим на водопад — и воодушевляемся, устремляем взгляд вдаль — и думаем о вечном. Все понятно, никаких вопросов. 

3. Александр Гронский. Новые Мытищи. 2010 Courtesy of Grinberg Gallery

Участники выставки «Новая топография» предложили в качестве пейзажа нечто совершенно антихудожественное. То есть скучную повседневность. Типовые постройки, магазин, бензоколонку, вид на чей-то задний двор, какие-то гаражи, обычное шоссе, обыкновенный пригород. И пусть они сняты более-менее ровно, с учетом правил композиции, но где же искусство? Мы все это видим каждый день вокруг себя, что в этом прекрасного? Какие мысли эти фотографии должны рождать, какие порывы будить, что за эмоции вызывать?

Слово «топография» в названии выставки намекало образованному зрителю на более ранние традиции американской пейзажной фотографии. Во второй половине XIX века такие фотографы, как Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Карлтон Уоткинс, снимали американский Запад — те же горы, ущелья, водопады, гейзеры, озера и пещеры.

Впрочем, их первоочередной задачей было не искусство, а та самая топография, то есть простое и ясное фотографическое описание, документальное запечатление некоего вида. Они работали в составе правительственных и коммерческих миссий — геологических, географических, железнодорожных и т. п., которые изучали и описывали территорию страны, чтобы со временем сделать ее пригодной для цивилизованной жизни — с дорогами, городами, заводами, фабриками и транспортом.

В то время, куда бы они ни направились, перед их глазами действительно представали дикие нетронутые земли, во всем своем величии, спокойствии или враждебности — это уж кто как привык интерпретировать пейзаж в соответствии со своим темпераментом и культурным багажом.

Такова была фактическая реальность, и они фиксировали ее. Но с тех пор американский Запад несколько изменился, что как бы осталось незамеченным Анселем Адамсом и его коллегами. «Новые топографы» предлагали признать: вот пейзаж, в котором мы живем. 

 

4. Александр Гронский. Митино. Москва, 2009 Courtesy of Grinberg Gallery

 

Почему бы нам не подумать о нем в категориях искусства? Почему бы не начать, наконец, художественно осмысливать именно наш реальный мир, а не какой-то прошлый или воображаемый? Собственно, с 1975 года и по сей день современный фотографический пейзаж («измененный человеком») предлагает нам две основные темы для рассмотрения:

1. Что именно мы считаем «искусством», «прекрасным», «возвышенным», «красивым»? Почему одни объекты кажутся нам более художественными или красивыми, чем другие? Почему гараж и пустырь за домом, снятые при ровном дневном свете, кажутся нам менее достойными называться искусством, чем большое дерево или море в свете грозовых вспышек? Почему нечто экзотическое кажется нам предпочтительнее банального? Если вдуматься, второе может рождать не меньше драматических ассоциаций, эмоций и философских умозаключений, чем первое, именно в силу того, что оно нам лучше знакомо, мы можем судить о нем, исходя из непосредственного опыта.

 

5,6,7. Алексей Мякишев. Из проекта «Колодозеро»

 

 2. От чего именно зависит решение, которое мы принимаем по первому вопросу? Что заставляет нас называть искусством одно и неискусством другое? Чем обусловлено наше суждение? Что формирует наши художественные предпочтения и вкус? Школьное образование? Влияние общества? Массовая культура? В какой момент категории прошлого или позапрошлого века настолько крепко утверждаются у нас в мозгу, что кажутся незыблемыми и вечными?

Каким же должен быть современный пейзаж, если учесть, что большинство людей сейчас живет в типовых городских домах, пользуется общественным и личным транспортом, потребляет товары и зрелища и загрязняет окружающую среду в планетарных масштабах? Как наша история, память, системы наших знаний формируют внешний вид тех мест, которые мы посещаем, на которые смотрим, о которых мечтаем? Как наши жизненные наблюдения сочетаются с впечатлениями и знаниями, почерпнутыми из литературы, искусства, науки?

Какое место во всех этих процессах занимает художник? Какие картины он изображает, какие послания транслирует, каким именно образом мы их считываем и усваиваем? Вот темы современного концептуального пейзажа. В нем, так же, как у Анселя Адамса, может не быть человека, но не заметить его присутствия невозможно, потому что именно благодаря ему природа теперь выглядит именно так.

Эти темы могут рассматриваться как камерно, так и эпически. Это могут быть однотипные пригороды Токио, как у Такеши Хомма, или грандиозные свалки, или нефть, разлившаяся в океане, или красные озера никелевых отходов, или пожары в пустыне, как у Эдварда Буртинского и Ричарда Мизраха.

Это могут быть исследования английских «уголков природы», тщательно культивируемых искусственно, как у Джема Саутема, или мирные виды московских спальных районов Александра Гронского, неожиданно напоминающие о Брейгеле. В любом случае современный пейзаж не может говорить только о «природе» и «чувствах», потому что ни того, ни другого — в том виде, в котором их понимали в эпохи сентиментализма и романтизма, — давно не существует. Современный пейзаж говорит о политике, экологии, экономике, культуре и, разумеется, о том, что со всем этим делать искусству.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Аудун Рикардсен и «селфи» белого медведя, которое провело целый год в водах Арктики
7 марта 2019
Советы

Аудун Рикардсен и «селфи» белого медведя, которое провело целый год в водах Арктики

В 2017 году амбассадор Canon Аудун Рикардсен буквально за несколько секунд познал как счастье, так и горе фотографа. С помощью камеры-ловушки ему удалось крупным планом запечатлеть белого медведя, охотившегося на тюленей возле проруби, но затем камера упала в воду и скрылась в глубинах. Через год Аудун придумал смелый план по поиску камеры со сделанными кадрами.

Куда исчезла белая карета?
3 июля 2014
Видео

Куда исчезла белая карета?

Откуда не возьмись, передо мной зацокала упряжка пары лошадей с белокурыми гривами. А за ними, покачиваясь, следовала белая карета с золотыми вензелями и царственной короной. Куда ехала белая карета, из какой сказки и за какой принцессой? Я не успел об этом спросить двух бравых возниц в красных косоворотках. Пока снимал это чудо на камеру Samsung NX Min, белая карета растворилась, как далекое детство в моей памяти. Или это был какой-то знак для меня?

Samsung представляет Galaxy Note10 и Note10+
8 августа 2019
Новости

Samsung представляет Galaxy Note10 и Note10+

Компания Samsung Electronics впервые представляет флагман Galaxy Note10 в двух размерах: Note10+ c 6,8-дюймовым дисплеем и Note10 c размером экрана 6,3 дюйма. Note10+ – самый большой смартфон в истории линейки Note, в то время как Note10 – самая компактная модель в серии, но она по-прежнему отличается высокой производительностью и фирменным дизайном с электронным пером S Pen в комплекте.

Джейсон Хоув: «Очень тяжело слышать плач матери»
30 июня 2011
Обзоры

Джейсон Хоув: «Очень тяжело слышать плач матери»

Джейсон ХОУВ (Jason Howe) Джейсон ХОУВ Фотограф-самоучка, родился в 1971 году в местечке Ипсвич (Великобритания). Его страстьк фотографии началась в школе и не исчезлаза десять лет работы в магазине фототехники.За это время Джейсон получил технические знания по фотографии и сделал свои первые поездки по Латинской Америке.

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit CSS5530: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн
24 декабря 2015
Новости

Cистема домашнего кинотеатра Philips Zenit CSS5530: превосходное качество звука и современный беспроводной дизайн

24 декабря 2015 года. Россия, Москва — Бренд Philips представляет в России систему домашнего кинотеатра Philips Zenit CSS5530. Новинка отличается воспроизведением кристально чистого кинематографического звука, а также сдержанным и элегантным внешним видом. Просмотр фильма в формате Ultra HD или просто беспроводное потоковое воспроизведение музыки с внешнего устройства — модель идеально справится с этими задачами.

Samsung представила в Южной Корее новую линейку UHD телевизоров
26 февраля 2014
Новости

Samsung представила в Южной Корее новую линейку UHD телевизоров

Москва, 24 февраля, 2014 года — Компания Samsung Electronics представила на мероприятии Media Day в Сеуле, Южная Корея, новую линейку телевизоров модельного ряда 2014 года, в которую входит и первый в мире UHD телевизор с изогнутым экраном.

Жилет-разгрузка для видеооператора Raylab Kino получил награду «Продукт года»
18 апреля 2013
Новости

Жилет-разгрузка для видеооператора Raylab Kino получил награду «Продукт года»

11 апреля 2013 года состоялось торжественное награждение победителей ежегодной национальной премии потребительской электроники и бытовой техники «ПРОДУКТ ГОДА». В номинации «Оборудование для видеосъемки камерой» лучшим был признан жилет-разгрузка Raylab Kino.

Балет двух столиц. Выставка fashion фотографа Олега Зотова
26 марта 2016
Новости

Балет двух столиц. Выставка fashion фотографа Олега Зотова

С 21 марта по 7 апреля в торговой галерее Модный Сезон будет представлена авторская выставка fashion фотографа Олега Зотова. В экспозиции будут представлены самые яркие герои балетной сцены Большого, Мариинского, Михайловского и Берлинского театров, балета Бориса Эйфмана. Но только не в классических балетных образах, а в современной fashion и арт стилистике, с огромным уважением и вниманием к человеку как личности, творцу и обладателю совершенного тела.

Внутриканальные наушники Rock jaw Resonate: гибриды с функцией британского хамелеона.
8 сентября 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники Rock jaw Resonate: гибриды с функцией британского хамелеона.

Пойдет ли Brexit на пользу наушникам-гибридам? Вопрос, конечно, интересный, поскольку новые британские двухдрайверные гибриды от ROCKJAW AUDIO могут выйти из свободного хождения по европейскому рынку. Но мы от этого, думаю, только выиграем. Наших меломанов уже не удивишь наушниками, использующими в своей конструкции арматурный и динамический излучатель. Были случаи, когда производители умудрялись втиснуть в корпус внутриканальных наушников несколько арматурных и динамических драйверов, но такая плотность драйверов вовсе не гарантирует совершенный звук. А вот новые гибриды ROCKJAW AUDIO не только отлично сложены, они имею на борту пару драйверов в ухо (1 динамик и 1 арматурный ресивер) и очень приличное звучание с вкусовой подстройкой, причем, за вполне разумный ценник. Можете проверить вместе со мной.

Тест проектора Vivitek H1180HD: куда вынесет гамма-кривая?
1 марта 2014
Тесты

Тест проектора Vivitek H1180HD: куда вынесет гамма-кривая?

Какая картинка яркая! Могу подтвердить: с изображением проектора Vivitek H1180HD не сравнится ничто, что было в доме: ни старинный ЭЛТ-персонаж, ни ЖК-панель, ни «плазма» – все это и рядом не стояло… Возможно, это все эмоции, потому что кругом будничная серость и не очень живые краски - даже на параде LED-панелей в гипермаркетах электроники. Но сегодня эмоции – в сторону, будем «алгеброй гармонию поверять..» Проекционную картинку проверим измерениями, графиками и диаграммами.