Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Текст: Ирина Толкачева

 

1. и 2. Михаил Фридман. Из проекта «Донбасс. Романтизм». 2009–2011

 

Обычно пейзаж, который, например, показывал на своих фотографиях непревзойденный классик Ансель Адамс, представлял величественные виды американского Запада: скалы, ущелья, прозрачные озера, водопады. Непокоренная, девственная природа. Человек в ней, как правило, отсутствует, но именно его человеческие эмоции, мечты и философские рассуждения о бытии выражает такой пейзаж. Зритель не устает радоваться, глядя на «прекрасное». Он знает, что прекрасное — это скала, водопад, море, озеро и почтенный столетний дуб, — к этому его приучила традиция романтического пейзажа XIX века.

Кроме того, вся эта стихийная мощь скорее всего не связана с его повседневным опытом. Водопад, море и скалы не видны из окна, их можно увидеть только на фотографии Анселя Адамса или на репродукции Каспара Давида Фридриха. Смотришь на них — и воспаряешь над повседневностью. Но даже если фотограф (например, Майнор Уайт, Эдвард Вестон или Пол Капонигро) показывает нам нечто менее экзотичное: дорогу, уходящую вдаль, кукурузное поле или травинки, выглядывающие из-под снега, он делает это так, что мы все равно поднимаемся над суетой и безошибочно считываем «красоту».

Закат, восход, молния, романтический туман, солнечные блики, драматические тени, низкий горизонт и прочие подобные вещи сообщают нам о серьезных намерениях автора. Это и есть настоящее искусство, ошибки быть не может. Мы видим туман — и погружаемся в благородную меланхолию, смотрим на водопад — и воодушевляемся, устремляем взгляд вдаль — и думаем о вечном. Все понятно, никаких вопросов. 

3. Александр Гронский. Новые Мытищи. 2010 Courtesy of Grinberg Gallery

Участники выставки «Новая топография» предложили в качестве пейзажа нечто совершенно антихудожественное. То есть скучную повседневность. Типовые постройки, магазин, бензоколонку, вид на чей-то задний двор, какие-то гаражи, обычное шоссе, обыкновенный пригород. И пусть они сняты более-менее ровно, с учетом правил композиции, но где же искусство? Мы все это видим каждый день вокруг себя, что в этом прекрасного? Какие мысли эти фотографии должны рождать, какие порывы будить, что за эмоции вызывать?

Слово «топография» в названии выставки намекало образованному зрителю на более ранние традиции американской пейзажной фотографии. Во второй половине XIX века такие фотографы, как Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Карлтон Уоткинс, снимали американский Запад — те же горы, ущелья, водопады, гейзеры, озера и пещеры.

Впрочем, их первоочередной задачей было не искусство, а та самая топография, то есть простое и ясное фотографическое описание, документальное запечатление некоего вида. Они работали в составе правительственных и коммерческих миссий — геологических, географических, железнодорожных и т. п., которые изучали и описывали территорию страны, чтобы со временем сделать ее пригодной для цивилизованной жизни — с дорогами, городами, заводами, фабриками и транспортом.

В то время, куда бы они ни направились, перед их глазами действительно представали дикие нетронутые земли, во всем своем величии, спокойствии или враждебности — это уж кто как привык интерпретировать пейзаж в соответствии со своим темпераментом и культурным багажом.

Такова была фактическая реальность, и они фиксировали ее. Но с тех пор американский Запад несколько изменился, что как бы осталось незамеченным Анселем Адамсом и его коллегами. «Новые топографы» предлагали признать: вот пейзаж, в котором мы живем. 

 

4. Александр Гронский. Митино. Москва, 2009 Courtesy of Grinberg Gallery

 

Почему бы нам не подумать о нем в категориях искусства? Почему бы не начать, наконец, художественно осмысливать именно наш реальный мир, а не какой-то прошлый или воображаемый? Собственно, с 1975 года и по сей день современный фотографический пейзаж («измененный человеком») предлагает нам две основные темы для рассмотрения:

1. Что именно мы считаем «искусством», «прекрасным», «возвышенным», «красивым»? Почему одни объекты кажутся нам более художественными или красивыми, чем другие? Почему гараж и пустырь за домом, снятые при ровном дневном свете, кажутся нам менее достойными называться искусством, чем большое дерево или море в свете грозовых вспышек? Почему нечто экзотическое кажется нам предпочтительнее банального? Если вдуматься, второе может рождать не меньше драматических ассоциаций, эмоций и философских умозаключений, чем первое, именно в силу того, что оно нам лучше знакомо, мы можем судить о нем, исходя из непосредственного опыта.

 

5,6,7. Алексей Мякишев. Из проекта «Колодозеро»

 

 2. От чего именно зависит решение, которое мы принимаем по первому вопросу? Что заставляет нас называть искусством одно и неискусством другое? Чем обусловлено наше суждение? Что формирует наши художественные предпочтения и вкус? Школьное образование? Влияние общества? Массовая культура? В какой момент категории прошлого или позапрошлого века настолько крепко утверждаются у нас в мозгу, что кажутся незыблемыми и вечными?

Каким же должен быть современный пейзаж, если учесть, что большинство людей сейчас живет в типовых городских домах, пользуется общественным и личным транспортом, потребляет товары и зрелища и загрязняет окружающую среду в планетарных масштабах? Как наша история, память, системы наших знаний формируют внешний вид тех мест, которые мы посещаем, на которые смотрим, о которых мечтаем? Как наши жизненные наблюдения сочетаются с впечатлениями и знаниями, почерпнутыми из литературы, искусства, науки?

Какое место во всех этих процессах занимает художник? Какие картины он изображает, какие послания транслирует, каким именно образом мы их считываем и усваиваем? Вот темы современного концептуального пейзажа. В нем, так же, как у Анселя Адамса, может не быть человека, но не заметить его присутствия невозможно, потому что именно благодаря ему природа теперь выглядит именно так.

Эти темы могут рассматриваться как камерно, так и эпически. Это могут быть однотипные пригороды Токио, как у Такеши Хомма, или грандиозные свалки, или нефть, разлившаяся в океане, или красные озера никелевых отходов, или пожары в пустыне, как у Эдварда Буртинского и Ричарда Мизраха.

Это могут быть исследования английских «уголков природы», тщательно культивируемых искусственно, как у Джема Саутема, или мирные виды московских спальных районов Александра Гронского, неожиданно напоминающие о Брейгеле. В любом случае современный пейзаж не может говорить только о «природе» и «чувствах», потому что ни того, ни другого — в том виде, в котором их понимали в эпохи сентиментализма и романтизма, — давно не существует. Современный пейзаж говорит о политике, экологии, экономике, культуре и, разумеется, о том, что со всем этим делать искусству.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Моделирование оконного света в студии
15 января 2018
Мастер-классы

Моделирование оконного света в студии

Одним из самых выразительных источников света для портрета является обычный естественный свет, особенно весной и летом. Оконный свет в вашем доме или студии превосходен для создания портретов. Это хороший инструмент, который позволит выделить особенные черты и подчеркнуть характер вашей модели, предоставляя возможность реализовать ваш творческий замысел.

C компактными фотокамерами Nikon COOLPIX S9700 и COOLPIX S9600 можно попасть в эпицентр событий
11 февраля 2014
Новости

C компактными фотокамерами Nikon COOLPIX S9700 и COOLPIX S9600 можно попасть в эпицентр событий

Компания Nikon представляет две новые стильные и элегантные фотокамеры, которые пополнят линейку COOLPIX. Эти высокопроизводительные компактные фотокамеры оптимизированы для передачи изображений на интеллектуальные устройства. Фотокамера COOLPIX S9700 оснащена 30‑кратным*, а фотокамера COOLPIX S9600 — 22‑кратным оптическим зумом**. С их помощью можно запечатлеть рок-группу на концерте, находясь в последнем ряду, или снять видеоролик, поймав в фокус удаленный объект.

Компактная фотокамера Sony Cyber-shot DSC-RX1 имеет полнокадровую 35-мм матрицу
19 сентября 2012
Новости

Компактная фотокамера Sony Cyber-shot DSC-RX1 имеет полнокадровую 35-мм матрицу

Новая фотокамера Sony Cyber-shot™ DSC-RX1 воплотила мечты фотографов по всему миру. Фотокамера весит всего 482 г (с батареей и картой памяти), оснащена 35-мм полнокадровой матрицей и супер-светосильным объективом F2, в конструкции которого применяются усовершенствованные асферические линзы. Компактная камера с широкими возможностями фиксированной оптики прекрасно подходит для путешествий и уличной фотографии, а также создания портретов и ежедневной съемки.

Asus представляет портативный светодиодный проектор P2B
12 декабря 2013
Новости

Asus представляет портативный светодиодный проектор P2B

Компания Asus представляет портативный светодиодный проектор P2B, оснащенный светодиодным источником света яркостью 350 лм, низкой рабочей температурой и длительным сроком службы. Модель Asus P2B способна проецировать изображение с разрешением 1280x800 пикселей, полностью воспроизводя все оттенки из цветового пространства NTSC. Срок службы ее светодиодного источника света, изготовленного без использования ртути, составляет 30 тысяч часов, а его яркость — 350 лм.

Выставка ИГОРЬ МУХИН «АЛТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 80-х»
9 февраля 2017
Новости

Выставка ИГОРЬ МУХИН «АЛТЕРНАТИВНАЯ КУЛЬТУРА 80-х»

В рамках 10 юбилейной московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2017» МАММ представляет выставку классика российской фотографии, одной из самых ярких звезд современной фотографии Игоря Мухина. Выставка будет проходить с 17 февраля по 9 апреля в Мультимедиа Арт Музее, Москва, ул. Остоженка, 16

Зенит и Leica впервые показали совместную фотокамеру в Кельне
27 сентября 2018
Новости

Зенит и Leica впервые показали совместную фотокамеру в Кельне

Разработчик российского бренда Зенит Красногорский завод им. С. А. Зверева в кооперации с немецким производителем фотокамер и оптики премиум-класса Leica Camera AG создали новую цифровую дальномерную камеру Zenit M с объективом нового поколения. Презентацию новой камеры провел Холдинг «Швабе» на своем стенде в рамках крупнейшей международной выставки в области фотоиндустрии Photokina 2018 в Кельне.

300 рецептов для мультиварки — в смартфоне! Polaris разработал специальное кулинарное приложение
4 сентября 2013
Новости

300 рецептов для мультиварки — в смартфоне! Polaris разработал специальное кулинарное приложение

В сентябре 2013 г. компания Polaris (один из крупнейших в России поставщиков малой бытовой техники) запустила кулинарное приложение для смартфонов и планшетов, работающих на Android. Мобильный помощник позволит иметь под рукой более 300 рецептов для мультиварки и напомнит, какие ингредиенты нужно купить в магазине.

Курс Варвары Гладкой: «Портрет — история о человеке»
19 сентября 2016
Новости

Курс Варвары Гладкой: «Портрет — история о человеке»

В 8-м учебном сезоне Школа визуальных искусств приглашает слушателей на новый курс Варвары Гладкой ПОРТРЕТ — ИСТОРИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ. Начало курса 22 (29) сентября 2016. Курс ориентирован на профессиональных фотографов, желающих повысить квалификацию и продвинутых фотолюбителей. Все занятия — разумное сочетание теории и практических заданий. Итог: индивидуальный проект — серия портретов, сделанных в течение курса.

ZTE представила новый смартфон премиум-класса Star 1 в России
12 декабря 2014
Новости

ZTE представила новый смартфон премиум-класса Star 1 в России

Компания ZTE, ведущий мировой поставщик телекоммуникационного оборудования и мобильных телефонов, вывела на российский рынок новинку — смартфон премиум-класса Star 1. Модель на базе Android 4.4.2 KitKat с поддержкой LTE появится в магазинах уже в конце месяца.

Samyang анонсировала объектив XP 50mm F1.2
20 февраля 2018
Новости

Samyang анонсировала объектив XP 50mm F1.2

Компания Samyang анонсировала новый объектив XP 50mm F1.2 для полнокадровых зеркальных камер с байонетом Canon EF. XP 50mm F1.2 - это третий объектив из премиальной серии XP, созданный под девизом «Excellence in Performance». Обеспечивая высокое качество изображения, XP 50mm F1.2 призван укрепить позиции компании на рынке объективов премиум класса.