Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Текст: Ирина Толкачева

 

1. и 2. Михаил Фридман. Из проекта «Донбасс. Романтизм». 2009–2011

 

Обычно пейзаж, который, например, показывал на своих фотографиях непревзойденный классик Ансель Адамс, представлял величественные виды американского Запада: скалы, ущелья, прозрачные озера, водопады. Непокоренная, девственная природа. Человек в ней, как правило, отсутствует, но именно его человеческие эмоции, мечты и философские рассуждения о бытии выражает такой пейзаж. Зритель не устает радоваться, глядя на «прекрасное». Он знает, что прекрасное — это скала, водопад, море, озеро и почтенный столетний дуб, — к этому его приучила традиция романтического пейзажа XIX века.

Кроме того, вся эта стихийная мощь скорее всего не связана с его повседневным опытом. Водопад, море и скалы не видны из окна, их можно увидеть только на фотографии Анселя Адамса или на репродукции Каспара Давида Фридриха. Смотришь на них — и воспаряешь над повседневностью. Но даже если фотограф (например, Майнор Уайт, Эдвард Вестон или Пол Капонигро) показывает нам нечто менее экзотичное: дорогу, уходящую вдаль, кукурузное поле или травинки, выглядывающие из-под снега, он делает это так, что мы все равно поднимаемся над суетой и безошибочно считываем «красоту».

Закат, восход, молния, романтический туман, солнечные блики, драматические тени, низкий горизонт и прочие подобные вещи сообщают нам о серьезных намерениях автора. Это и есть настоящее искусство, ошибки быть не может. Мы видим туман — и погружаемся в благородную меланхолию, смотрим на водопад — и воодушевляемся, устремляем взгляд вдаль — и думаем о вечном. Все понятно, никаких вопросов. 

3. Александр Гронский. Новые Мытищи. 2010 Courtesy of Grinberg Gallery

Участники выставки «Новая топография» предложили в качестве пейзажа нечто совершенно антихудожественное. То есть скучную повседневность. Типовые постройки, магазин, бензоколонку, вид на чей-то задний двор, какие-то гаражи, обычное шоссе, обыкновенный пригород. И пусть они сняты более-менее ровно, с учетом правил композиции, но где же искусство? Мы все это видим каждый день вокруг себя, что в этом прекрасного? Какие мысли эти фотографии должны рождать, какие порывы будить, что за эмоции вызывать?

Слово «топография» в названии выставки намекало образованному зрителю на более ранние традиции американской пейзажной фотографии. Во второй половине XIX века такие фотографы, как Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Карлтон Уоткинс, снимали американский Запад — те же горы, ущелья, водопады, гейзеры, озера и пещеры.

Впрочем, их первоочередной задачей было не искусство, а та самая топография, то есть простое и ясное фотографическое описание, документальное запечатление некоего вида. Они работали в составе правительственных и коммерческих миссий — геологических, географических, железнодорожных и т. п., которые изучали и описывали территорию страны, чтобы со временем сделать ее пригодной для цивилизованной жизни — с дорогами, городами, заводами, фабриками и транспортом.

В то время, куда бы они ни направились, перед их глазами действительно представали дикие нетронутые земли, во всем своем величии, спокойствии или враждебности — это уж кто как привык интерпретировать пейзаж в соответствии со своим темпераментом и культурным багажом.

Такова была фактическая реальность, и они фиксировали ее. Но с тех пор американский Запад несколько изменился, что как бы осталось незамеченным Анселем Адамсом и его коллегами. «Новые топографы» предлагали признать: вот пейзаж, в котором мы живем. 

 

4. Александр Гронский. Митино. Москва, 2009 Courtesy of Grinberg Gallery

 

Почему бы нам не подумать о нем в категориях искусства? Почему бы не начать, наконец, художественно осмысливать именно наш реальный мир, а не какой-то прошлый или воображаемый? Собственно, с 1975 года и по сей день современный фотографический пейзаж («измененный человеком») предлагает нам две основные темы для рассмотрения:

1. Что именно мы считаем «искусством», «прекрасным», «возвышенным», «красивым»? Почему одни объекты кажутся нам более художественными или красивыми, чем другие? Почему гараж и пустырь за домом, снятые при ровном дневном свете, кажутся нам менее достойными называться искусством, чем большое дерево или море в свете грозовых вспышек? Почему нечто экзотическое кажется нам предпочтительнее банального? Если вдуматься, второе может рождать не меньше драматических ассоциаций, эмоций и философских умозаключений, чем первое, именно в силу того, что оно нам лучше знакомо, мы можем судить о нем, исходя из непосредственного опыта.

 

5,6,7. Алексей Мякишев. Из проекта «Колодозеро»

 

 2. От чего именно зависит решение, которое мы принимаем по первому вопросу? Что заставляет нас называть искусством одно и неискусством другое? Чем обусловлено наше суждение? Что формирует наши художественные предпочтения и вкус? Школьное образование? Влияние общества? Массовая культура? В какой момент категории прошлого или позапрошлого века настолько крепко утверждаются у нас в мозгу, что кажутся незыблемыми и вечными?

Каким же должен быть современный пейзаж, если учесть, что большинство людей сейчас живет в типовых городских домах, пользуется общественным и личным транспортом, потребляет товары и зрелища и загрязняет окружающую среду в планетарных масштабах? Как наша история, память, системы наших знаний формируют внешний вид тех мест, которые мы посещаем, на которые смотрим, о которых мечтаем? Как наши жизненные наблюдения сочетаются с впечатлениями и знаниями, почерпнутыми из литературы, искусства, науки?

Какое место во всех этих процессах занимает художник? Какие картины он изображает, какие послания транслирует, каким именно образом мы их считываем и усваиваем? Вот темы современного концептуального пейзажа. В нем, так же, как у Анселя Адамса, может не быть человека, но не заметить его присутствия невозможно, потому что именно благодаря ему природа теперь выглядит именно так.

Эти темы могут рассматриваться как камерно, так и эпически. Это могут быть однотипные пригороды Токио, как у Такеши Хомма, или грандиозные свалки, или нефть, разлившаяся в океане, или красные озера никелевых отходов, или пожары в пустыне, как у Эдварда Буртинского и Ричарда Мизраха.

Это могут быть исследования английских «уголков природы», тщательно культивируемых искусственно, как у Джема Саутема, или мирные виды московских спальных районов Александра Гронского, неожиданно напоминающие о Брейгеле. В любом случае современный пейзаж не может говорить только о «природе» и «чувствах», потому что ни того, ни другого — в том виде, в котором их понимали в эпохи сентиментализма и романтизма, — давно не существует. Современный пейзаж говорит о политике, экологии, экономике, культуре и, разумеется, о том, что со всем этим делать искусству.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Исследуй абсолютный Звук
13 ноября 2017
Новости

Исследуй абсолютный Звук

Компания Neat представила долгожданный концепт новых напольных колонок Iota Xplorer. Внешне они выполнены в стилистике Iota Alpha, однако на техническом – самом важном – уровне сходство между моделями далеко не так очевидно. К примеру, верхняя часть корпуса здесь полностью изолирована от нижней: в ней располагается собственный комплект из басового и среднечастотного динамика, а также выполненный по технологии AMT твиттер.

Встречайте две долгожданные новинки из Японии- AUDIO-TECHNICA ATH DSR7BT и ATH DSR9BT!
24 октября 2017
Новости

Встречайте две долгожданные новинки из Японии- AUDIO-TECHNICA ATH DSR7BT и ATH DSR9BT!

Мы рады, наконец, объявить о стартах продаж двух новых топовых Bluetooth наушников DSR7BT и ATH-DSR9BT от японской AUDIO-TECHNICA. Они сочетают в себе самые последние технологии сферы аудио и непревзойдённое качество. Выполнены они в классическом монохромном дизайне из материалов наивысшего уровня, внешне смотрятся действительно стильно. Мягкие амбушюры с эффектом памяти, дарят непревзойдённый комфорт использования.

Минутное дело: Компания Chief выпустила новую портативную стойку PRSU, предназначенную для проведения временных инсталляций и экспозиций
30 августа 2017
Новости

Минутное дело: Компания Chief выпустила новую портативную стойку PRSU, предназначенную для проведения временных инсталляций и экспозиций

Сколько времени нужно, чтобы организовать полноценную «быструю» инсталляцию? Вопрос серьезный, ведь зачастую расстановка стоек и креплений под экраны и видео-панели занимает столько же времени, сколько и подготовка контента, который на этих экранах будет транслироваться. Естественным решением проблемы могут стать разборные и портативные стойки — такие, например, как новая модель PRSU от компании Chief.

«Ночь музеев» в Галерее Классической Фотографии
19 мая 2017
Новости

«Ночь музеев» в Галерее Классической Фотографии

20 мая в Галерее Классической Фотографии состоится традиционная ежегодная акция «Ночь музеев».В рамках «Ночи музеев-2017» вход в галерею будет свободным с 20.00 до 01.00. Галерея Классической Фотографии предложит своим гостям бесплатное посещение текущих выставочных проектов.

Panasonic приобретает компанию Video Insight
5 февраля 2015
Новости

Panasonic приобретает компанию Video Insight

Осака, Япония — Корпорация Panasonic заключила соглашение о покупке 100% акций компании Video Insight, ведущего разработчика программного обеспечения для систем видеонаблюдения, чей офис расположен в Хьюстоне, штат Техас. Этот шаг должен способствовать укреплению позиций обеих компаний на образовательном рынке Северной Америки.

Уникальное устройство WEXLER.RESHARIUMONE -для тех, кто думает и решает!
5 апреля 2015
Новости

Уникальное устройство WEXLER.RESHARIUMONE -для тех, кто думает и решает!

Компания WEXLER представляет уникальный продукт WEXLER.RESHARIUMONE, совмещающий в себе одновременно функции умных часов, мощного персонального компьютера и фитнесс-браслета. WEXLER.RESHARIUMONE– это настоящий помощник в учебе и работе, предназначенный для тех, кто по настоящему думает и решает. Устройство WEXLER.RESHARIUMONEобладает выдающимся дизайном, выдвинутым на премию REDDOT, и в прямом смыслеумеетпочти все!

Я и мое стадо. Документальный фотопроект Евгении Шабаевой о жизни грузинских чабанов
22 декабря 2016
Новости

Я и мое стадо. Документальный фотопроект Евгении Шабаевой о жизни грузинских чабанов

Год за годом грузинские чабаны гоняют отары овец на летние горные пастбища. Жизнь погонщика не назовешь легкой: месяцы в пути, нехитрая еда и отсутствие ночлега. Молодому поколению уклад жизни простого чабана кажется уже малопривлекательным.

Вперед вместе с Rolsen
8 декабря 2004
Новости

Вперед вместе с Rolsen

Компания Rolsen Electronics представляет на российский рынок новую линейку DVD-проигрывателей RDV-730 DivX и RDV-740 DivX. Новинки объединяют компактное slim-исполнение, зеркальная передняя панель с тонким загрузчиком, разъемы для подключения микрофонов, наличие встроенного декодера объемного звука Dolby Digital.

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня
14 сентября 2014
Обзоры

Кто все эти люди? Фотография и портрет сегодня

«Фотографический портрет — это портрет того, кто знает, что его фотографируют. То, как он распорядится этим знанием, является частью портрета», — говорил Ричард Аведон. Другая (основная) часть портрета — замысел фотографа и реализация этого замысла.

Adobe работает над полной версией Photoshop для iPad
14 июля 2018
Новости

Adobe работает над полной версией Photoshop для iPad

На данный момент Adobe предлагает множество приложений Photoshop для iPad, например Photoshop Express, Photoshop Fix , Photoshop Mix и Lightroom Mobile. Но всё это урезанные версии для мобильных устройств, возможности которых достаточно ограничены по сравнению с основной программой. Однако, недавний отчёт Bloomberg показывает, что ситуация в скором может измениться.