Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Текст: Ирина Толкачева

 

1. и 2. Михаил Фридман. Из проекта «Донбасс. Романтизм». 2009–2011

 

Обычно пейзаж, который, например, показывал на своих фотографиях непревзойденный классик Ансель Адамс, представлял величественные виды американского Запада: скалы, ущелья, прозрачные озера, водопады. Непокоренная, девственная природа. Человек в ней, как правило, отсутствует, но именно его человеческие эмоции, мечты и философские рассуждения о бытии выражает такой пейзаж. Зритель не устает радоваться, глядя на «прекрасное». Он знает, что прекрасное — это скала, водопад, море, озеро и почтенный столетний дуб, — к этому его приучила традиция романтического пейзажа XIX века.

Кроме того, вся эта стихийная мощь скорее всего не связана с его повседневным опытом. Водопад, море и скалы не видны из окна, их можно увидеть только на фотографии Анселя Адамса или на репродукции Каспара Давида Фридриха. Смотришь на них — и воспаряешь над повседневностью. Но даже если фотограф (например, Майнор Уайт, Эдвард Вестон или Пол Капонигро) показывает нам нечто менее экзотичное: дорогу, уходящую вдаль, кукурузное поле или травинки, выглядывающие из-под снега, он делает это так, что мы все равно поднимаемся над суетой и безошибочно считываем «красоту».

Закат, восход, молния, романтический туман, солнечные блики, драматические тени, низкий горизонт и прочие подобные вещи сообщают нам о серьезных намерениях автора. Это и есть настоящее искусство, ошибки быть не может. Мы видим туман — и погружаемся в благородную меланхолию, смотрим на водопад — и воодушевляемся, устремляем взгляд вдаль — и думаем о вечном. Все понятно, никаких вопросов. 

3. Александр Гронский. Новые Мытищи. 2010 Courtesy of Grinberg Gallery

Участники выставки «Новая топография» предложили в качестве пейзажа нечто совершенно антихудожественное. То есть скучную повседневность. Типовые постройки, магазин, бензоколонку, вид на чей-то задний двор, какие-то гаражи, обычное шоссе, обыкновенный пригород. И пусть они сняты более-менее ровно, с учетом правил композиции, но где же искусство? Мы все это видим каждый день вокруг себя, что в этом прекрасного? Какие мысли эти фотографии должны рождать, какие порывы будить, что за эмоции вызывать?

Слово «топография» в названии выставки намекало образованному зрителю на более ранние традиции американской пейзажной фотографии. Во второй половине XIX века такие фотографы, как Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Карлтон Уоткинс, снимали американский Запад — те же горы, ущелья, водопады, гейзеры, озера и пещеры.

Впрочем, их первоочередной задачей было не искусство, а та самая топография, то есть простое и ясное фотографическое описание, документальное запечатление некоего вида. Они работали в составе правительственных и коммерческих миссий — геологических, географических, железнодорожных и т. п., которые изучали и описывали территорию страны, чтобы со временем сделать ее пригодной для цивилизованной жизни — с дорогами, городами, заводами, фабриками и транспортом.

В то время, куда бы они ни направились, перед их глазами действительно представали дикие нетронутые земли, во всем своем величии, спокойствии или враждебности — это уж кто как привык интерпретировать пейзаж в соответствии со своим темпераментом и культурным багажом.

Такова была фактическая реальность, и они фиксировали ее. Но с тех пор американский Запад несколько изменился, что как бы осталось незамеченным Анселем Адамсом и его коллегами. «Новые топографы» предлагали признать: вот пейзаж, в котором мы живем. 

 

4. Александр Гронский. Митино. Москва, 2009 Courtesy of Grinberg Gallery

 

Почему бы нам не подумать о нем в категориях искусства? Почему бы не начать, наконец, художественно осмысливать именно наш реальный мир, а не какой-то прошлый или воображаемый? Собственно, с 1975 года и по сей день современный фотографический пейзаж («измененный человеком») предлагает нам две основные темы для рассмотрения:

1. Что именно мы считаем «искусством», «прекрасным», «возвышенным», «красивым»? Почему одни объекты кажутся нам более художественными или красивыми, чем другие? Почему гараж и пустырь за домом, снятые при ровном дневном свете, кажутся нам менее достойными называться искусством, чем большое дерево или море в свете грозовых вспышек? Почему нечто экзотическое кажется нам предпочтительнее банального? Если вдуматься, второе может рождать не меньше драматических ассоциаций, эмоций и философских умозаключений, чем первое, именно в силу того, что оно нам лучше знакомо, мы можем судить о нем, исходя из непосредственного опыта.

 

5,6,7. Алексей Мякишев. Из проекта «Колодозеро»

 

 2. От чего именно зависит решение, которое мы принимаем по первому вопросу? Что заставляет нас называть искусством одно и неискусством другое? Чем обусловлено наше суждение? Что формирует наши художественные предпочтения и вкус? Школьное образование? Влияние общества? Массовая культура? В какой момент категории прошлого или позапрошлого века настолько крепко утверждаются у нас в мозгу, что кажутся незыблемыми и вечными?

Каким же должен быть современный пейзаж, если учесть, что большинство людей сейчас живет в типовых городских домах, пользуется общественным и личным транспортом, потребляет товары и зрелища и загрязняет окружающую среду в планетарных масштабах? Как наша история, память, системы наших знаний формируют внешний вид тех мест, которые мы посещаем, на которые смотрим, о которых мечтаем? Как наши жизненные наблюдения сочетаются с впечатлениями и знаниями, почерпнутыми из литературы, искусства, науки?

Какое место во всех этих процессах занимает художник? Какие картины он изображает, какие послания транслирует, каким именно образом мы их считываем и усваиваем? Вот темы современного концептуального пейзажа. В нем, так же, как у Анселя Адамса, может не быть человека, но не заметить его присутствия невозможно, потому что именно благодаря ему природа теперь выглядит именно так.

Эти темы могут рассматриваться как камерно, так и эпически. Это могут быть однотипные пригороды Токио, как у Такеши Хомма, или грандиозные свалки, или нефть, разлившаяся в океане, или красные озера никелевых отходов, или пожары в пустыне, как у Эдварда Буртинского и Ричарда Мизраха.

Это могут быть исследования английских «уголков природы», тщательно культивируемых искусственно, как у Джема Саутема, или мирные виды московских спальных районов Александра Гронского, неожиданно напоминающие о Брейгеле. В любом случае современный пейзаж не может говорить только о «природе» и «чувствах», потому что ни того, ни другого — в том виде, в котором их понимали в эпохи сентиментализма и романтизма, — давно не существует. Современный пейзаж говорит о политике, экологии, экономике, культуре и, разумеется, о том, что со всем этим делать искусству.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест Full HD ЖК-телевизора Rolsen RL-32L12002F
6 марта 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора Rolsen RL-32L12002F

Достоинства: краски не меняются при изменении угла просмотра, хорошая детальность темных и ярких сцен. Недостатки: при отображении движения мелкие детали несколько смазываются.

ViewSonic выпускает новую серию интерактивных дисплеев ViewBoard UHD 4K с сенсорным экраном
18 июля 2017
Новости

ViewSonic выпускает новую серию интерактивных дисплеев ViewBoard UHD 4K с сенсорным экраном

Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, представляет новую линейку интерактивных плоских панелей ViewBoard, которые обеспечивают невероятные возможности совместной работы для залов заседаний и учебных аудиторий. Серия ViewSonic IFP50 включает в себя панели: IFP6550 (65 дюймов), IFP7550 (75 дюймов) и IFP8650 (86 дюймов) с разрешением UHD 4K (3840x2160) и сенсорным экраном с распознаванием касания до 20 точек (в зависимости от ОС).

Moto Z: виртуальная реальность ближе, чем кажется
14 декабря 2016
Новости

Moto Z: виртуальная реальность ближе, чем кажется

Москва, 13 декабря 2016 года: Компания Lenovo с гордостью сообщает, что смартфоны Moto Z, обновленные до Android 7, стали первыми мобильными гаджетами сторонних производителей, официально признанными Google готовыми для работы с платформой виртуальной реальности Daydream VR. Кроме Moto Z в этот список пока входят только собственные аппараты корпорации.

Смартфон HONOR View 20
23 января 2019
Новости

Смартфон HONOR View 20

Бренд HONOR представляет новый флагманский смартфон HONOR View 20, открывающий пользователям доступ к передовым мобильным технологиям. На презентации новинки были продемонстрированы пять функций и технологий, впервые примененные в устройстве бренда. Среди них: камера с разрешением 48 МП, встроенная в экран фронтальная камера с разрешением 25 МП, 7-нм интеллектуальный процессор Kirin 980, тройная интеллектуальная Wi-Fi антенна и нанотекстурное покрытие с эффектом сияния.

Новый встраиваемый усилитель WA40 от NuVo!
28 января 2013
Новости

Новый встраиваемый усилитель WA40 от NuVo!

Выпускаемая компанией NuVo модель WA40 позволяет оборудовать любое помещение простой в использовании системой усиления, предназначенной для воспроизведения мощного и чистого звучания.

Fujifilm обновила прошивку для беззеркальной камеры X-H1
30 марта 2018
Новости

Fujifilm обновила прошивку для беззеркальной камеры X-H1

Новая версия прошивки устраняет ряд ошибок, которые возникали при работе с камерой.

Неизвестный Photoshop
28 июня 2006
Обзоры

Неизвестный Photoshop

В программе Photoshop есть масса функций, значения которых мы не узнаем никогда: привычно обновляя старую версию, мы вряд ли сможем признаться, что успели попробовать все, что вложили в нее разработчики. Некоторые функции новых пакетов также мало известны и редко применяются на практике, хотя возможности у них довольно обширные.

Nikon официально объявила о разработке полнокадровой беззеркальной камеры следующего поколения
25 июля 2018
Новости

Nikon официально объявила о разработке полнокадровой беззеркальной камеры следующего поколения

Через два дня после публикации тизерного видео Nikon официально объявляет о разработке своей долгожданной полнокадровой беззеркальной камеры, в которой, как и предполагалось, будет использовано новое крепление, рассчитанное на новую серию оптики. Вся информация, связанная с новой беззеркальной системой, будет размещаться на отдельном микросайте Nikon.

Обзор саундбара LG NB4530A: звучащая палка
21 сентября 2013
Обзоры

Обзор саундбара LG NB4530A: звучащая палка

Саундбар выполнен в виде тонкой и изящной «трубы» длиною примерно по ширине 42-дюймовой панели. В комплекте также сабвуфер, — куда сегодня без него в системе домашнего кинотеатра? Соединение беспроводное, — по Bluetooth.

Adobe выпускает «крупное обновление» для профилей камеры в ACR и Lightroom
4 апреля 2018
Новости

Adobe выпускает «крупное обновление» для профилей камеры в ACR и Lightroom

Adobe выпустила крупное обновление для Camera Profiles (теперь известное как «Профили») в Adobe Camera Raw (ACR), Lightroom Classic CC, Lightroom CC и обеих версиях Lightroom Mobile. Обновление включает шесть новых профилей Adobe RAW, более 40 новых творческих профилей (Creative profiles), новый браузер профилей и множество новых функций и улучшений при работе с программой как на мобильных устройствах, так и на настольных компьютерах.