Вид из окна на гаражи: верните пейзаж фотоискусству!

Все началось в 1975 году с выставки «Новая топография» в Музее фотографии Джорджа Истмена в Рочестере, штат Нью-Йорк. Участвовали восемь американцев и два европейца (супруги Бехеры). Выставка была небольшая и особого успеха не имела. Более того, по свидетельству одного из участников, она «вызвала ненависть». Но последующие разговоры и отсылки к ней были столь часты (они продолжаются по сей день), что степень ее влияния на мировую арт-фотографию трудно переоценить. Название выставки имело подзаголовок: «Пейзаж, измененный человеком».

Текст: Ирина Толкачева

 

1. и 2. Михаил Фридман. Из проекта «Донбасс. Романтизм». 2009–2011

 

Обычно пейзаж, который, например, показывал на своих фотографиях непревзойденный классик Ансель Адамс, представлял величественные виды американского Запада: скалы, ущелья, прозрачные озера, водопады. Непокоренная, девственная природа. Человек в ней, как правило, отсутствует, но именно его человеческие эмоции, мечты и философские рассуждения о бытии выражает такой пейзаж. Зритель не устает радоваться, глядя на «прекрасное». Он знает, что прекрасное — это скала, водопад, море, озеро и почтенный столетний дуб, — к этому его приучила традиция романтического пейзажа XIX века.

Кроме того, вся эта стихийная мощь скорее всего не связана с его повседневным опытом. Водопад, море и скалы не видны из окна, их можно увидеть только на фотографии Анселя Адамса или на репродукции Каспара Давида Фридриха. Смотришь на них — и воспаряешь над повседневностью. Но даже если фотограф (например, Майнор Уайт, Эдвард Вестон или Пол Капонигро) показывает нам нечто менее экзотичное: дорогу, уходящую вдаль, кукурузное поле или травинки, выглядывающие из-под снега, он делает это так, что мы все равно поднимаемся над суетой и безошибочно считываем «красоту».

Закат, восход, молния, романтический туман, солнечные блики, драматические тени, низкий горизонт и прочие подобные вещи сообщают нам о серьезных намерениях автора. Это и есть настоящее искусство, ошибки быть не может. Мы видим туман — и погружаемся в благородную меланхолию, смотрим на водопад — и воодушевляемся, устремляем взгляд вдаль — и думаем о вечном. Все понятно, никаких вопросов. 

3. Александр Гронский. Новые Мытищи. 2010 Courtesy of Grinberg Gallery

Участники выставки «Новая топография» предложили в качестве пейзажа нечто совершенно антихудожественное. То есть скучную повседневность. Типовые постройки, магазин, бензоколонку, вид на чей-то задний двор, какие-то гаражи, обычное шоссе, обыкновенный пригород. И пусть они сняты более-менее ровно, с учетом правил композиции, но где же искусство? Мы все это видим каждый день вокруг себя, что в этом прекрасного? Какие мысли эти фотографии должны рождать, какие порывы будить, что за эмоции вызывать?

Слово «топография» в названии выставки намекало образованному зрителю на более ранние традиции американской пейзажной фотографии. Во второй половине XIX века такие фотографы, как Уильям Генри Джексон, Тимоти О’Салливан и Карлтон Уоткинс, снимали американский Запад — те же горы, ущелья, водопады, гейзеры, озера и пещеры.

Впрочем, их первоочередной задачей было не искусство, а та самая топография, то есть простое и ясное фотографическое описание, документальное запечатление некоего вида. Они работали в составе правительственных и коммерческих миссий — геологических, географических, железнодорожных и т. п., которые изучали и описывали территорию страны, чтобы со временем сделать ее пригодной для цивилизованной жизни — с дорогами, городами, заводами, фабриками и транспортом.

В то время, куда бы они ни направились, перед их глазами действительно представали дикие нетронутые земли, во всем своем величии, спокойствии или враждебности — это уж кто как привык интерпретировать пейзаж в соответствии со своим темпераментом и культурным багажом.

Такова была фактическая реальность, и они фиксировали ее. Но с тех пор американский Запад несколько изменился, что как бы осталось незамеченным Анселем Адамсом и его коллегами. «Новые топографы» предлагали признать: вот пейзаж, в котором мы живем. 

 

4. Александр Гронский. Митино. Москва, 2009 Courtesy of Grinberg Gallery

 

Почему бы нам не подумать о нем в категориях искусства? Почему бы не начать, наконец, художественно осмысливать именно наш реальный мир, а не какой-то прошлый или воображаемый? Собственно, с 1975 года и по сей день современный фотографический пейзаж («измененный человеком») предлагает нам две основные темы для рассмотрения:

1. Что именно мы считаем «искусством», «прекрасным», «возвышенным», «красивым»? Почему одни объекты кажутся нам более художественными или красивыми, чем другие? Почему гараж и пустырь за домом, снятые при ровном дневном свете, кажутся нам менее достойными называться искусством, чем большое дерево или море в свете грозовых вспышек? Почему нечто экзотическое кажется нам предпочтительнее банального? Если вдуматься, второе может рождать не меньше драматических ассоциаций, эмоций и философских умозаключений, чем первое, именно в силу того, что оно нам лучше знакомо, мы можем судить о нем, исходя из непосредственного опыта.

 

5,6,7. Алексей Мякишев. Из проекта «Колодозеро»

 

 2. От чего именно зависит решение, которое мы принимаем по первому вопросу? Что заставляет нас называть искусством одно и неискусством другое? Чем обусловлено наше суждение? Что формирует наши художественные предпочтения и вкус? Школьное образование? Влияние общества? Массовая культура? В какой момент категории прошлого или позапрошлого века настолько крепко утверждаются у нас в мозгу, что кажутся незыблемыми и вечными?

Каким же должен быть современный пейзаж, если учесть, что большинство людей сейчас живет в типовых городских домах, пользуется общественным и личным транспортом, потребляет товары и зрелища и загрязняет окружающую среду в планетарных масштабах? Как наша история, память, системы наших знаний формируют внешний вид тех мест, которые мы посещаем, на которые смотрим, о которых мечтаем? Как наши жизненные наблюдения сочетаются с впечатлениями и знаниями, почерпнутыми из литературы, искусства, науки?

Какое место во всех этих процессах занимает художник? Какие картины он изображает, какие послания транслирует, каким именно образом мы их считываем и усваиваем? Вот темы современного концептуального пейзажа. В нем, так же, как у Анселя Адамса, может не быть человека, но не заметить его присутствия невозможно, потому что именно благодаря ему природа теперь выглядит именно так.

Эти темы могут рассматриваться как камерно, так и эпически. Это могут быть однотипные пригороды Токио, как у Такеши Хомма, или грандиозные свалки, или нефть, разлившаяся в океане, или красные озера никелевых отходов, или пожары в пустыне, как у Эдварда Буртинского и Ричарда Мизраха.

Это могут быть исследования английских «уголков природы», тщательно культивируемых искусственно, как у Джема Саутема, или мирные виды московских спальных районов Александра Гронского, неожиданно напоминающие о Брейгеле. В любом случае современный пейзаж не может говорить только о «природе» и «чувствах», потому что ни того, ни другого — в том виде, в котором их понимали в эпохи сентиментализма и романтизма, — давно не существует. Современный пейзаж говорит о политике, экологии, экономике, культуре и, разумеется, о том, что со всем этим делать искусству.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Запечатлейте каждое мгновение с новыми камерами Canon: LEGRIA HF G40 и серией LEGRIA HF R
22 апреля 2016
Новости

Запечатлейте каждое мгновение с новыми камерами Canon: LEGRIA HF G40 и серией LEGRIA HF R

Canon расширяет модельный ряд любительских видеокамер четырьмя новыми моделями в сериях LEGRIA HF G и LEGRIA HF R. Компактная камера LEGRIA HF G40 с производительным датчиком HD CMOS Pro типа 1/2,84, высоким качеством записи звука, полностью ручным управлением и модулем WiFi прекрасно подойдет как профессионалам, так и студентам кинематографических вузов. Кроме того, серия LEGRIA HF R пополнится новыми моделями LEGRIA HF R706, LEGRIA HF R76 и LEGRIA HF R78. Все они оснащены CMOS-датчиками Full HD и 57-кратным усовершенствованным зумом. С помощью любой из этих камер вы легко сможете снимать важные семейные события в потрясающем HD-качестве — от первых шагов ребенка до школьного выпускного — и показывать их близким.

Техника для жизни
31 августа 2003
Новости

Техника для жизни

Продукция компании Vitek отлично знакома российским потребителям. Она отличается хорошей функциональностью — на уровне гораздо более дорогостоящих конкурентов. В настоящее время Vitek помимо прочего производит и аппаратуру для домашних кинотеатров. Принцип ее создания абсолютно тот же: покупатель получает полностью функциональные компоненты для своей развлекательной системы, не переплачивая за громкое имя.

Музыка у него в крови
8 мая 2019
Новости

Музыка у него в крови

Компания Quad официально объявила о начале продаж новейшего интегрального усилителя Vena II. С точными характеристиками устройства, как и всегда, можно ознакомиться на официальном сайте производителя – мы же упомянем лишь самые интересные особенности новинки.

Компания Fujifilm объявляет о разработке новой системы конвертации RAW-файлов FUJIFILM X RAW STUDIO
9 сентября 2017
Новости

Компания Fujifilm объявляет о разработке новой системы конвертации RAW-файлов FUJIFILM X RAW STUDIO

07.09.2017. Корпорация FUJIFILM объявила о разработке новой системы конвертации RAW-файлов FUJIFILM X RAW STUDIO.

Проектор 3D Full HD по доступной цене: Epson EH-TW5200
16 октября 2013
Новости

Проектор 3D Full HD по доступной цене: Epson EH-TW5200

Компания Epson — мировой лидер в области производства проекционного оборудования — продолжает выпуск новых моделей проекторов для домашнего использования и представляет доступный 3D проектор Epson EH-TW5200 для любителей кино и игр. Данная модель поддерживает Full HD разрешение, контрастность 15 000:1 и специальный игровой режим с очень низкой временной задержкой, что и делает его отличным вариантом для геймеров...

Тест наушников Beyerdynamic T70
10 января 2013
Тесты

Тест наушников Beyerdynamic T70

Компания Beyerdynamic базируется в Германии и занимается производством наушников и микрофонов. Немного кто знает, но именно этой компании, а точнее, её основателю — Ойгену Байеру — принадлежит авторство первых в мире динамических наушников — Beyerdynamic DT48 (В первые годы выпуска модель называлась просто Berlin). К слову, производство этой модели было «свёрнуто» совсем недавно.

Nikon обновила прошивку для D850
18 октября 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для D850

Компания Nikon обновила прошивку камеры D850 до версии 1.03. Обновление исправляет некоторые ошибки, возникавшие при работе камеры.

Для тех, кто понимает
31 декабря 2003
Новости

Для тех, кто понимает

VELAS VC-M814 CD/mp3-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: максимальная выходная мощность — 50 Вт х4.ТЮНЕР: работа в УКВ диапазоне. Память на 12 FM, 6 УКВ и 6 АМ станций. Система радиоданных RDS. Автоматическое занесение станций в память. Переключатель дальний/местный прием.ПРОИГРЫВАТЕЛЬ CD: поддержка форматов CD/ mp3 и воспроизведение CD-R/RW дисков.

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди
1 декабря 2015
Советы

Архитектурная съемка Nikon D5500: снимайте дома, чтобы узнать, как живут люди

Архитектурная фотография - понятие весьма широкое, но если взять хотя бы какую-то точку отсчета, чтобы было понятно, с чего начинать и как снимать, то получится довольно банально: архитектурная фотография - это снимок здания. Это может быть каталожная фотография особняка или квартала многоэтажек, одинокая церковь или причудливый арт-объект. Кроме всего прочего, архитектурная фотография имеет прямое отношение к популярному нынче жанру тревел-фотографии, то есть фотографии в путешествии. Посыл тут совсем простой: хочешь рассказать, как живут люди за тридевять земель, фотографируй их дома...

Видеообзор беззеркальной камеры Canon EOS R
19 января 2019
Видео

Видеообзор беззеркальной камеры Canon EOS R

Очевидно, за системой RF будущее. И EOS R - это только первая камера, которая впитала в себя многолетний инновационный опыт легендарного бренда и самые новейшие технологии. Полнокадровая беззеркальная камера Canon получилась сбалансированной. С нее можно получать фотографии отличного качества, поэтому эта камера подойдет и любителям, и профессионалам, но, правда, с ограничениями: если камера не будет использоваться в суровых условиях заполярного круга.