Все уже давно привыкли к словосочетанию «домашняя студия», никого не удивляет, что дома можно создать музыку, не уступающую по качеству студийной продукции. Однако далеко не всегда возможно организовать звукозапись непосредственно в квартире в силу специфики источника звука. Громко петь или играть на гитаре у себя в гостиной неудобно, так как это может не понравиться соседям. Среднестатистическая рок-группа, которых так много в Москве и в России, не в состоянии разместиться даже в большой квартире. Обычным местом обитания таких коллективов являются гаражи, ангары, актовые залы школ или, самое частое, арендованные специализированные репетиционные базы. Даже если на базе есть звукозапись, услуга эта платная, а ее реализация оставляет желать лучшего как с точки зрения качества оборудования, так и с точки зрения квалификации звукорежиссера и его заинтересованности в улучшении вашего проекта. Лучше взять все в свои руки, а для этого студию придется принести с собой.
Портативная студия может быть реализована с участием компьютера или без, на разных аппаратных платформах, с разными видами звуковых карт и периферийного оборудования. В этой статье мы попробуем рассмотреть все варианты построения студии, их плюсы и минусы.
ПЛАТФОРМА
При построении портативной студии на основе компьютера необходимо выбрать, какой же компьютер станет ядром системы. Существует два противоположных полюса — полноразмерный ПК и лэптоп, а также средний вариант — компьютер в компактном корпусе, например Shuttle. Напомним, что для обработки звуков, работы программных синтезаторов и реализации эффектов в реальном времени необходим мощный процессор (желательно Pentium IV 2 ГГц и выше) и не менее 512 Мб оперативной памяти, а также быстрый жесткий диск.
Полноразмерный ПК. Очевидными и главными недостатками обычного компьютера являются его размер и вес. Даже донести его до машины не так просто, а если музыканты добираются до места записи общественным транспортом, о большом корпусе вообще придется забыть. Сродни этим минусам и еще один — необходимость транспортировки монитора. Очевидно, дисплей должен быть жидкокристаллическим. При этом качество изображения значительной роли не играет: вряд ли вы будете монтировать клип или рисовать обложку альбома прямо на репетиционной базе — это можно сделать и дома. Разумеется, с собой придется захватить клавиатуру и мышь.
Следующий недостаток стандартного ПК — высокий уровень шума. Несколько вентиляторов в качестве источников звука и большой металлический корпус в роли резонатора создают внушительное звуковое сопровождение. Конечно, все относительно: шум компьютера не сравнить с фоном плохо экранированной электрогитары. Для того чтобы подготовить компьютер к работе со звуком, можно приобрести малошумный вентилятор (например, Zalman), звукоизоляционные панели для корпуса и тихий блок питания. Неплохой вариант — программы, позволяющие в реальном времени отслеживать температуру процессора и плат и регулировать интенсивность работы вентилятора. С их помощью шум на некоторое время можно свести на нет.
Размеры и стоимость большого компьютера слишком высоки, чтобы позволить себе использовать его только для музыкальных нужд. Как правило, для записи используется домашний компьютер, который помимо специальных программ набит офисными приложениями, рабочими и учебными документами, любимыми картинками, фильмами и, конечно же, играми. Обилие софта дестабилизирует хрупкую операционную систему Windows и может привести к тому, что в самый неподходящий момент компьютер будет зависать без сохранения материалов, терять нужные драйверы, требовать перезагрузки. Это особенно неприятно, когда происходит на платных репетиционных базах, где учитывается время аренды.
Поговорив о недостатках большого компьютера, перейдем к его достоинствам. Самое главное — широкие возможности по расширению системы. Несмотря на обилие качественных внешних устройств, самые профессиональные платы (например, Lynx) до сих пор выпускаются в варианте PCI. При необходимости обеспечить многоканальность, например, чтобы писать всю группу сразу, гораздо дешевле установить несколько внутренних устройств, чем несколько внешних. Вот тут-то и пригодятся многочисленные слоты расширения материнской платы ATX.
При возникновении неполадок классический компьютер гораздо проще починить, чем тот же лэптоп — разобрал корпус, поменял карту или блок и все. То же самое касается и апгрейдов системы. Да и потенциальная мощность ПК выше: несколько больших жестких дисков, несколько CD-приводов могут быть совмещены в одном корпусе. Надо признать и то, что классической клавиатурой и мышкой пользоваться гораздо удобнее, чем компактными. А работать в музыкальных приложениях при помощи TouchPad можно даже не пытаться.
Последнее по порядку, но не по значимости, достоинство полноразмерного компьютера — его цена. Его пользователь не платит за портативность, которая дается инженерам нелегко. Кроме того, покупатель такого ПК зачастую сам выбирает набор компонентов, собирая машину под собственные задачи и экономя на ненужных деталях.
Лэптоп, или, как его называют в России, ноутбук, подкупает своей портативностью. Более компактной платформы для музыкальной студии быть не может. Лэптопы менее шумны, чем обычные ПК. Важное достоинство лэптопа — встроенный монитор, зачастую неплохого качества.
На этом достоинства ноутбука заканчиваются. Очевидно, что к такому компьютеру можно подключить только внешние звукозаписывающие устройства, причем их количество ограничено количеством портов и пропускной способностью интерфейса. Например, битрейт USB не позволит подключить к лэптопу даже две звуковые карты.
Следует отдельно отметить работу с электронной музыкой на основе сэмплов и сигналов программных синтезаторов и сэмплеров. В данном случае отсутствует необходимость в устройстве записи, нужен только мониторинг сигнала. Для этой цели подходит даже внутренняя звуковая карта, которыми оснащены почти все лэптопы, разумеется, с использованием наушников, а не встроенных «пищалок». Для более качественного мониторинга существуют чрезвычайно компактные звуковые карты, например M-Audio Sonica (USB) или Echo Indigo (PCMCA).
Не стоит надеяться на встроенные батареи лэптопа. Мощные компьютеры не в состоянии работать автономно в течение времени, хоть сколько-нибудь достаточного для работы с музыкой. Так что для работы с лэптопом все равно понадобится электрическая розетка.
Лэптоп практически невозможно самостоятельно починить и очень сложно проапгрейдить. А главная проблема мощных лэптопов — чрезвычайно высокая цена.
Shuttle. Так называется фирма, изначальной специализацией которой являлось производство материнских плат. В настоящее время компания известна как законодатель моды в области компактных компьютеров. Компьютеры Shuttle представляют собой нечто среднее между полноразмерным ПК и лэптопом, сочетая в себе ряд достоинств и недостатков одного и другого. Размером и стильным дизайном Shuttle напоминает не компьютер, а скорее компактный музыкальный центр. Монитор ему все-таки нужен, но некоторых других проблем он лишен.
Компания Shuttle и фирма, экспортирующая ее продукцию в Россию (Мультимедиа клуб), руководствуются следующим принципом: для того чтобы использовать компьютер, не обязательно собирать его самому и знать, как он устроен. Базовый продукт фирмы Shuttle представляет собой компактный корпус и материнскую плату. В зависимости от модели может наличествовать встроенная многоканальная звуковая карта, интегрированная видеокарта, модем, сетевая карта. Shuttle имеет один слот AGP и один PCI, так что возможности использования с ним внутренних устройств звукозаписи ограничены. Выбрав подходящий дизайн компьютера, клиент объясняет свои задачи консультанту дилера. В соответствии с ними консультант помогает подобрать процессор, жесткий диск, приводы дисков, устройства звукозаписи, даже необходимый софт и акустику. В результате клиент получает систему, полностью готовую к выполнению поставленных задач.
С Shuttle очень удобно работать. Наиболее часто используемые порты и разъемы вынесены на переднюю панель корпуса. Компьютер практически не шумит благодаря системе жидкостного охлаждения. Цена системы на основе Shuttle не превышает средней стоимости обычного компьютера аналогичной конфигурации.
ЗВУКОВАЯ КАРТА
Определившись с платформой, необходимо выбрать устройство, которое будет записывать звук на жесткий диск и воспроизводить его. Основной выбор предстоит сделать между внутренними и внешними устройствами.
Внутренние звуковые карты PCI. Основными достоинствами этих устройств является сравнительно низкая цена и неограниченная скорость передачи данных. Открытость платы позволяет опытному пользователю легко выяснить состав элементов, из которых состоит устройство, оценить звуковой процессор, цифроаналоговые и аналогово-цифровые преобразователи, качество распайки. При необходимости повысить число каналов ввода-вывода можно легко установить несколько одинаковых плат. Многие из них специально на это рассчитаны.
Главным недостатком звуковых плат является незащищенность от электромагнитных помех и наводок, которыми кишит корпус компьютера. Из-за этого большинство внутренних карт не оснащаются усилителями для микрофонов или наушников. Внутренняя звуковая карта, как правило, представляет собой только устройство ввода-вывода сигнала линейного уровня. Для записи необходимо использовать микшер или процессор эффектов. Кстати, такие устройства имеются на всех прокатных репетиционных базах, и их хозяева могут оказаться не против подключения к ним.
Внешние звуковые карты. Внешние устройства, как правило, более удобны в работе, чем внутренние. Они устанавливаются вне компьютера, не ловят помех от его плат, поэтому оснащаются встроенными усилителями для микрофонов, инструментов, наушников. Усилители порой оказываются очень качественными, с фантомным питанием для конденсаторных микрофонов. Уровни сигналов на внешних устройствах контролируются и регулируются с помощью аппаратных регуляторов, а не компьютерной мышки.
Основной проблемой внешних звуковых карт является скорость работы, ограниченная пропускной способностью интерфейса. Например, USB-устройства в большинстве своем даже не способны к воспроизведению и записи звука в формате 24 бит/96 кГц с полным дуплексом. Интерфейс USB 2.0 является более быстрым, однако выполненные на его основе карты зачастую имеют проблемы с подключением.
Проблем с ограниченной пропускной способности интерфейса полностью лишены звуковые карты FireWire. Рынок таких устройств пока только развивается, их предлагают M-Audio и Egosys.
Карты PCI с внешним блоком совмещают все достоинства внутренних и внешних устройств. Их единственным недостатком является высокая стоимость. При покупке такой карты следует убедиться, что данные от платы PCI к внешнему блоку передаются исключительно в цифровом виде — иначе не избежать помех и наводок.
ПЕРИФЕРИЯ
При транспортировке портативной студии звукозаписи не стоит забывать о необходимых соединительных кабелях, периферийных устройствах и, конечно, акустике. Профессиональные студийные мониторы из любой портативной системы сделают стационарную. Качественные мониторные наушники, напротив, обеспечивают качество звучания профессионального уровня при несущественных размерах. С разрешения хозяина систему можно подключить к колонкам на репетиционной базе.
Кстати, на стадии планирования системы советуем обратить внимание на профессиональные цифровые портастудии: возможно, вам вообще не понадобится компьютер. Приятного творчества!
Magix music maker 2005 deluxe
Magix music maker — это совершенно новый продукт на рынке программ для создания музыки. Его основные преимущества — низкая цена и чрезвычайно дружелюбный интерфейс, благодаря которому музыку могут создавать пользователи, не имеющие музыкального образования или специальных навыков. По заявлению производителя, music maker содержит все средства, необходимые для создания готового к распространению музыкального продукта с нуля.
Music maker выполнен как классический музыкальный редактор на основе сэмплов. Верхняя половина рабочего окна представляет собой временной ряд с дорожками, нижняя — библиотеку, из которой сэмплы могут перетаскиваться мышкой на дорожки, растягиваться или сужаться, перемещаться, вырезаться и копироваться. Простота работы с программой связана с особым строением библиотеки. Классический способ работы с music maker предполагает наличие специальных компакт-дисков с сэмплами, два из них входят в комплект поставки. Сэмплы на них организованы особым образом. Во-первых, они разделены по стилям, что существенно упрощает выбор нужных звуков. Во-вторых, каждый инструментальный сэмпл имеет семь вариаций по тонам. Обозначены они не по названиям нот, а цифрами — от одного до семи. Гармоничный микс сможет построить даже абсолютный новичок в музыке — достаточно сделать так, чтобы в определенный момент времени играли сэмплы только с одинаковыми цифрами. Программа рассчитана на начинающих, которым даже не придет в голову менять тональность — иначе вариаций было бы не семь, а двенадцать, с полутонами.
В виде сэмплов в music maker реализованы не только собственно звуки, но и готовые эффекты. Такой эффект можно перетащить мышкой на сэмпл или комбинацию сэмплов на звуковой дорожке и растянуть, указав время его действия. В библиотеке готовых эффектов имеются самые разнообразные настройки реверберации, хоруса, дисторшна, эквалайзера, вокодера, компрессора и многое другое. Отдельную группу составляют пространственные эффекты, реализующие всевозможные перемещения звука по стереопанораме. Опять же, пользоваться такими эффектами может даже абсолютный новичок в музыке.
С помощью music maker 2005 можно создавать не только аудиокомпозиции, но и видеоклипы. Разные эффектные видеофрагменты также записаны на дисках в виде сэмплов и могут также перемещаться на дорожки. Существуют и видеоэффекты. Можно останавливать кадры и регулировать скорость, манипулировать яркостью, контрастностью и цветностью, использовать плавную смену сцен, затемнение, зеркальные эффекты и др. К видео могут быть добавлены динамические титры любого размера и содержания. Окно просмотра видео находится в левой нижней части экрана.
Собственные сэмплы можно создавать с помощью многочисленных встроенных программных синтезаторов. Здесь начинающим уже придется повозиться. Несколько ритм-машин работают по принципу профессиональных грувбоксов: звучание каждого барабана регулируется отдельно, включая выбор базового ударного сэмпла, его тон, искажения, усиление, фильтрация и пр. Затем позиции барабанов расставляются в ритмическом рисунке. По такому же принципу работают аналоговые синтезаторы, в том числе басовые. Диапазон звуков, создаваемых с их помощью, очень широк. Имеется синтезатор, имитирующий звучание концертного рояля. Для создания партий необходимо расставить значки на временной линейке напротив клавиш (как в Piano Roll в Cakewalk) или записать музыку на миди-клавиатуре. Похожий синтезатор позволяет создавать гитарные риффы и переборы. Очень интересный синтезатор имитирует скрэтчи на виниле: виртуальная пластинка крутится мышкой в реальном времени. Наконец, к music maker можно подключать любые VST-синтезаторы.
Разумеется, с помощью music maker можно записывать и собственные сэмплы и партии. К созданному миксу можно добавить свой голос или игру на гитаре. Фрагменты могут быть обработаны эффектами. Двойной щелчок на любом сэмпле открывает рэк эффектов. Он имитирует профессиональные устройства и включает графический эквалайзер, ревербератор, эхо, компрессор, дисторшн, фильтр и панель управления эффектами DirectX, с которыми music maker 2005 полностью совместим. Есть и другие эффекты: имитатор гитарного усилителя, вокодер, Vocalizer. Последний может корректировать фальшивые вокальные партии, а также добавлять голосу модные эффекты в стиле Eiffel 65.
Все дорожки могут сводиться с помощью микшера вполне профессионального вида, с индикаторами уровня, регулировкой панорамы и посылами на эффекты. Принципиально иной метод создания музыки предлагает режим Live Mode. Панель Live содержит 16 зон, в которую перетаскиваются все те же многочисленные сэмплы из библиотеки. Восемь зон соответствуют цифровым клавишам текстовой клавиатуры, другие — клавишам NumPad. Нажатие клавиши начинает воспроизведение соответствующего сэмпла. Клавиши могут нажиматься одновременно, сэмплы можно менять, не прекращая воспроизведения. При наличии быстрой фантазии и ловкости рук Live Mode позволяет играть внушительные диджейские миксы.
Как и было обещано, music maker способен помочь автору донести свой труд до зрителя. Первый способ сделать это — записать аудио компакт-диск, не выходя из программы. Второй — разместить музыку в Интернете на домашней страничке, сделанной с помощью встроенного в программу (!) редактора HTML. Для этого совершенно не обязательно знать язык и уметь программировать. Программа предложит вам варианты дизайна сайта, поможет выбрать цветовую гамму, разместить необходимые фотографию и анимацию. Останется только набить желаемый текст. Разместить страничку в глобальной сети тоже можно с помощью Magix music maker.
Профессиональные музыканты — народ консервативный. Они уже давно выбрали для себя софт, который позволяет им реализовать творческие идеи на соответствующем профессиональном уровне. Для этого им необходимы подробные настройки аппаратной части, поддержка сверхточных форматов и быстрых драйверов ASIO, GSIF, Kernel Streaming. А у Magix music maker даже нот не двенадцать, а всего семь. Зато такая программа необходима новичкам, чувствующим зов к творчеству, но не имеющим возможности долго учиться игре на музыкальных инструментах и навыкам работы в студии. Им music maker позволит удивить друзей качественными аудиокомпозициями и видеоклипами.
Комментарии