Уроки Розова: жизнь без зеркала в ощущениях будущего

Это началось еще прошлой весной, когда фирма Sony любезно предложила нескольким российским фотографам протестировать новинку — первую в мире полноформатную беззеркалку RX1, самую маленькую и самую легкую полноформатку в мире. Правда, со встроенным, несменяемым объективом. Камеру подарили, попросив взамен всего только опубликовать в Сети свои впечатления.

Текст и фото: Георгий РОЗОВ.

Фото 1. Жовто-блакитные.

Ночной кадр витрины магазинчика, торгующего париками, сделан одним из лучших светосильных объективов «Олимпуса». Звенящая резкость переднего плана сочетается с породистым боке в середине и в правой трети кадра. Съемка с рук с виброкоррекцией гарантировала идеальную резкость, а высокая чувствительность не помешала легко достать из RAW-файла яркие краски.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 12/2.0
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/80 с
Диафрагма: f/4
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 24 мм пленочного стандарта.

Эту крошку в то время во всем мире уже называли «убивицей «Лейки», но свадебные фотографы смотрели на меня с высокомерным презрением, а в метро вообще никто не реагировал. За эту незаметность я в нее влюбился с первого взгляда.

Sony RX1 быстро стала незаменимой спутницей. Даже отправляясь в булочную, я вешал ее на шею. За каких-нибудь два месяца наснимал кучу красивых картинок. Многие — в процессе коммерческих съемок. Признаюсь, что вполне мог обойтись и своим прежним набором оптики, но «Цейсс» рисует так сладко!

После двух недель жизни с «Сонькой» я твердо решил оставить ее навсегда. Но, обещать — не жениться! Продал! Через четыре месяца. Взамен купил уже две беззеркалки вместо одной. У меня теперь два «Олимпуса»: OM-D E-M5 и E-M1.

Сорок лет хранил верность «Никону» и всегда снимал топовыми камерами этой фирмы. И сейчас у меня два Nikon — D4 и D800, но снимаю ими я все реже и реже.

Я воспринимаю это как тенденцию, которая может решительно повлиять на выбор аппаратуры очень многими фотографами. Вот почему решил поделиться впечатлениями о жизни без зеркала. Мне кажется, что в ближайшее время мир от зеркальных камер откажется. Уже сейчас многие любители, которые раньше покупали компакты, снимают смартфонами, а профи очень скоро получат от промышленности репортерские беззеркалки с матрицами разных размеров. Зеркальные камеры, вероятно, будут в ходу еще какое-то время у стойких приверженцев, но массовое производство будет сворачиваться.

Чем провинились зеркалки перед профессионалами?

Когда-то очень давно у моего отца был фодисный (от Fodis — фирменное обозначение приставного дальномера производства Leica, Германия, с 1924 г. — Ред.) фотоаппарат ФЭД-2. Для молодых фотографов напомню, что название расшифровывается просто: Феликc Эдмундович Дзержинский. Что объяснялось тоже просто: первые ФЭДы собирались из немецких деталей руками малолетних преступников и беспризорников в исправительной колонии. Спасибо малолеткам: они познакомили советских людей с камерой «Лейка». У ФЭДов был дальномерный видоискатель. В глазке его надо было совместить изображения двух разнесенных по разные стороны от объектива линзочек.

Тогда картинка считалась сфокусированной, и можно было спускать затвор. Процесс наводки на резкость был очень медленным и неудобным, но главная беда заключалась в том, что картинка в видоискателе была темной, слепой и не давала никакого представления о глубине резкости. На начальном этапе обучения искусству фотографирования это воспринималось как очень большое неудобство. И потому было придумано зеркальное устройство визира. Теперь фотограф уже в процессе съемки мог видеть через основной объектив, что в кадре резко, а что нет и даже в какой степени.

Впрочем, за эти прелести дорого заплатили: в придачу к оптическому визиру получили механизм с мотающимся вверх-вниз зеркалом. Его удары приводили к шевеленке. Для борьбы с этой бедой придумали демпферы. Зеркало заставило увеличить рабочий отрезок оптики и сделать камеры толще. Тогда их с легким презрением называли узкопленочными, а теперь — с придыханием — полноформатными. Увеличение рабочего отрезка потянуло за собой необходимость увеличить размеры и вес объективов.

Мирились с этим больше полувека, но настало время, когда фул-фрейм-матрицу удалось втиснуть в габариты легендарной «Лейки», сохранив при этом возможность визирования через объектив. Вес камер профессионального сегмента снизился сразу почти втрое. Желанные и престижные зеркалки стали уходящей натурой.

С появлением полноформатной камеры Sony RX-1 фотографическое сообщество словно проснулось и разом осознало, что наступает время прощания с зеркалом, а значит и необходимость вкладывать деньги в замену системы.

Это дорого, но так же неотвратимо, как переход от пленки к цифре.

До рекордной малышки все беззеркалки, кроме «Лейки», были кропнутыми, то есть имели маленькие матрицы. Для тех, кто не в курсе: главное различие между кропом и полным форматом в том, что большие матрицы позволяют получать меньшую глубину резкости объективов, а значит красивую зону нерезкости — боке.

Впрочем, на кропе породистое боке все-таки можно рисовать очень светосильными объективами (фото 1), но пока не удалось получить от маленьких матриц файлы, сопоставимые по качеству на высоких значениях чувствительности. Полноформатки Sony позволяют снимать со значением чувствительности 12 800 ISO и получать отличные файлы для полиграфического воспроизведения. А лучшие, профессиональные кропнутые беззеркалки дают сопоставимый файл при 1600 ISO (фото 1 и 2).

Фото 2. Ночной тест.

Ночь. Снимок сделан при свете уличного фонаря. То есть освещенность очень низкая, а контраст очень высокий. И тем не менее маленькая полноматричная беззеркалка выдала очень качественный файл. Мне не пришлось бороться с шумами, потому что их не было, не пришлось давить зернистость, и потому резкость и детализация оказались выше, чем на файлах, сделанных Nikon D4 примерно в таких же условиях.

Камера: Sony DSR-RX1
Объектив: встроенный 35/2.0
Чувствительность: 12 800 ISO
Выдержка: 1/400 с
Диафрагма: f/2,8
Экспокоррекция: +0,3 EV

Что мне нравится в жизни без зеркала?

Легкость! Легкость жизни необыкновенная! Я теперь редко выхожу из дому без камеры. Прежде это было моей мечтой, а теперь это явь. И сразу же количество хороших жанровых, портретных, архитектурных фотографий резко увеличилось. И это при том, что я почти ничем не поступился в своих требованиях к качеству. Больше того, некоторые сюжеты прежде снимал очень редко, а теперь в любой момент, стоит только увидеть.

Для примера покажу фотографии, сделанные супертелевиком Olympus M.ZUIKO 75–300/4.5–6.7. Это зум для беззеркальных «олимпусов» с кропом 2. То есть в пересчете на полный кадр 150–600 мм. Должен сказать, что съемка такими телевиками, надетыми на мой «Никон», — совсем не тривиальное занятие. К нему нужно специально готовиться. Штатив нужен тяжелый. Спускать затвор — только тросиком или радиопуском, да еще непременно с предварительным поднятием зеркала. Но даже это не всегда обеспечивает получение резкой картинки. Нельзя топать ногами возле штатива в момент съемки, снимать с мостов и высоких зданий — они гуляют. Нельзя снимать над метро, около трамвая или автомобилей. Надо опасаться ветра… Словом, резкая картинка дается непросто.

Впрочем, совсем недавно один знаменитый коллега хвалился, что для него это не проблема. Он ястреба в момент охоты снял с рук. Зеркалкой! Я как галантный мушкетер могу только восхищенно обмести шляпой пыль с ботинок.

До покупки «олимпусов», а у меня их два — OM-D E-M5 и E-M1, я иногда снимал с рук «никоном» на 400 мм со стабилизацией. При ярком солнечном освещении удавалось получать резкие файлы.

Но то, что я теперь «Олимпусом» делаю не задумываясь, мимоходом, прежде не могло даже присниться. Я снимаю этим объективом очень подвижные объекты, в серые дни, вечером и ночью. Со штатива и без. Супертелевик на какое-то время стал для меня любимым объективом (фото 3–6).

Но и работа широкоугольной оптики на беззеркалках меня вполне удовлетворяет. Вот, например, два кадра, сделанных уже не самыми крутыми объективами (фото 7 и 8).

Раньше всех других взялись за беззеркалки две фирмы — Sony и Olympus. Они успели нашпиговать свои камеры огромным количеством новых функций, возможности которых мы еще не успели толком оценить. Вот, к примеру, у «Олимпуса» есть возможность отключать автоматическую стабилизацию матрицы по всем возможным направлениям, выбирая стабилизацию только по вертикали или горизонтали. Эта особенность открывает возможности для получения новых изобразительных эффектов при съемке с длинными выдержками. Например, гладко мазать все по горизонтали, сохраняя резкость вертикальных смазок. Вообще для всяческих экспериментов со смазками теперь самое время (фото 9).

Я не сумел в рамках одной журнальной статьи подробно рассказать о полноформатной Sony RX1. Могу только сказать, что она выше всех похвал, которые высказаны уже по ее поводу, но судя по тому, с какой скоростью Sony приобретает патенты на новые и новые изобретения, нас ждет в очень близком будущем много приятных неожиданностей.

Две полноформатки со сменной оптикой, которые уже разлетелись по всему миру — Sony A7 и Sony A7r, несмотря на потоки елея, у меня не вызвали желания купить ни одну из них. По некоторым параметрам сравнения цены и качества они пока что уступают топовым «никонам». И потому происходит довольно странная штука.

Я снимаю свадьбы двумя системами. «Никоном» — всю важную свадебную хронику, а портреты, смазки, необязательные жанровые сценки — «Олимпусом» со светосильными фиксами. То же самое происходит на производстве. Предметка и макро — для «Олимпусов». Для Nikon D800 остались только пейзажи, архитектура и заказы, связанные с необходимостью получения сверхдетализации для больших увеличений.

 

Фото 3. Высший пилотаж 
(из серии «Птицы в большом городе»).

Резких птиц в полете можно гарантированно получать только на выдержках короче 1/2000 с. Вот почему даже в солнечный день мне пришлось поднять чувствительность, включить стабилизацию по всем пяти осям и воспользоваться максимальной скорострельностью затвора 10 кадров в секунду. Этот кадр сделан с первой же попытки. Впрочем, второй не было: еще одного такого нахала в воробьиной стайке в этот день не нашлось.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 640 ISO
Выдержка: 1/4000 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –0,3 EV
Фокусное расстояние 218 мм пленочного стандарта.

Фото 4. На закате 
(из серии «Кушадасы», Турция).

Я использовал общеизвестную способность больших телевиков сжимать пространство. Линейная перспектива на таких фотографиях не способна привычно отражать реальные размеры предметов. Картинки становятся чем-то похожими на иконы, хотя до обратной перспективы дело и не доходит. Мне хотелось максимально сблизить передний и задний планы, получив что-то вроде графического постера. Для этого я зажал диафрагму до предела, после которого начинает падать резкость. Света было много, и это позволило снимать с рук при включенной виброкоррекции.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 
75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 200 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/10
Фокусное расстояние 601 мм пленочного стандарта.

 

Фото 5. Дымный смог. Москва.

Именно изобразительные свойства телевика позволяют заменить линейную перспективу тональной. Темные силуэты переднего плана на почти белом фоне делают картинку похожей на рисунок. Штатив при съемке не использовался.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 400 ISO
Выдержка: 1/1250 с
Диафрагма: f/7,1
Экспокоррекция: –0,3 EV
Фокусное расстояние 417 мм пленочного стандарта.

Фото 6. Перст указующий.

Съемка репортажа о работе гос-учреждений, обслуживающих население, происходила в довольно тесных помещениях. Тут темно и спрятаться некуда. Метод скрытой камеры помогает снимать так, что люди на фотографиях ведут себя естественно. Тихий затвор «Олимпуса» и феноменальная виброкоррекция матрицы позволяют получать резкие картинки в довольно темных условиях. «Никоном» я бы снимал здесь при чувствительности минимум 6400 IS0.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 
75–300/4.8–6.7
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/80 с
Диафрагма: f/5,6
Фокусное расстояние 150 мм пленочного стандарта.

Фото 7. Теплый вечер (из серии «Спальный район»).

Кошку, греющуюся на горячем капоте машины, я снял возле своего подъезда вовсе не светосильным объективом, а недорогим широкоугольным зумом, светосила которого не сулила никакой красоты в зоне боке. Но даже такая оптика у «Олимпуса» радует глаз красивым рисунком фона и резкостью «вырви глаз». Обратите внимание: кошка на всякий случай выпустила когти, когда камера оказалась в пяти сантиметрах от ее лапы. Я снял серию из нескольких кадров, но с места она не тронулась. Это потому, что затворы у «олимпусов» не стучат, а шуршат. Ни птицы, ни звери, ни люди на этот звук не реагируют.

А вот затворы зеркалок на серийной съемке стучат, как автомат Калашникова.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Olympus M.ZUIKO 9–18/4.0–5.6
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

Фото 8. На Беговой.

«Рыбий глаз» и отражения зданий в поверхностях припаркованных рядом машин способны довести до головокружения. Откидной монитор «Олимпуса» помогает кадрировать точно и без демонстрации фотографом акробатической гибкости. Напомню также, что любой объектив на «Олимпусе» становится стабилизированным и использует возможности ТТЛ-замера экспозиции. Еще один плюс — подтверждение фокусировки тоже работает с любым механическим объективом. Таким, например, как этот превосходный по рисунку мануальный фишай.

Камера: Olympus OM-D E-M5
Объектив: Samyang Fish-Eye MFT 7,5/3,5
Чувствительность: 500 ISO
Выдержка: 1/500 с
Диафрагма: f/5,6
Экспокоррекция: –1,0 EV
Фокусное расстояние 18 мм пленочного стандарта.

Фото 9. Переход.

Камера: 
Olympus OM-D E-M5
Объектив: Samyang 
Fish-Eye MFT 7,5/3,5
Чувствительность: 1600 ISO
Выдержка: 1/10 с
Диафрагма: f/2,8
Фокусное расстояние 15 мм пленочного стандарта.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Hi-Fi по-уральски. Что показывали и о чем говорили на Hi-Fi & High End Show Урал 2019
23 сентября 2019
Новости

Hi-Fi по-уральски. Что показывали и о чем говорили на Hi-Fi & High End Show Урал 2019

Hi-Fi & High End Show 2019 УРАЛ состоялась! Первой за 25 лет выездной локацией для выставки был выбран город Екатеринбург, куда съехались ценители качественного звука и изображения из многочисленных городов Уральского региона. Чем запомнилось двухдневное мероприятие посетителям? Несмотря на то, что московская Hi-Fi & High End Show прошла менее полугода назад, участники смогли привезти на Урал целую серию премьерных продуктов, которые впервые предстали перед российской публикой в рамках уральской выставки.

Новые микшерные наушники от Hercules — HDP DJ Light-Show Adv
29 октября 2013
Новости

Новые микшерные наушники от Hercules — HDP DJ Light-Show Adv

Москва, 28 октября 2013 г. Компания Hercules, эксперт в области решений для микширования и цифрового аудио, представляет новые наушники — HDP DJ Light-Show Adv. Эта модель — настоящая находка для любого диджея, которая сделает его центром любой вечеринки. Новинка обеспечит драйв и в большом зале, и в маленькой компании, где бы вам не пришлось развлекать друзей своими сетами. И, конечно же, HDP DJ Light-Show Adv гарантируют превосходную точность воспроизведения, мощный звук, шумоизоляцию и комфорт.

Инновация звука
22 мая 2007
Новости

Инновация звука

NX-PS1 В мире, опутанном сетями и беспроводными каналами связи, нам хочется иметь музыкальный центр, способный проигрывать все форматы музыкальных файлов, работать с внешними носителями и предоставить максимум комфорта. Новая микросистема JVC способна предоставить все эти возможности. Небольшая коробочка центрального блока бережно «одета» в белый пластик, сине-белый ЖК-дисплей радует своей простотой.

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2019
3 октября 2018
Новости

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2019

Всемирная организация фотографии рада представить членов жюри самого разностороннего конкурса фотографии в мире Sony World Photography Awards 2019. В честь этого события опубликована подборка работ, поданных для участия в Открытом конкурсе, и председатель экспертной комиссии дал полезные советы потенциальным участникам.

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE
6 февраля 2013
Новости

LG Optimus G в Корее: высокая производительность флагманского смартфона на скорости 4G LTE

Москва, 5 февраля 2013 г. — С целью демонстрации широких возможностей флагманского смартфона LG Optimus G с 26 января по 1 февраля 2013 года подразделение Mobile Communications (Мобильных коммуникаций) LG Electronics организовало пресс-тур российских СМИ в Южную Корею. Чтобы познакомиться подробнее с флагманским смартфоном компании — LG Optimus G, 12 журналистов посетили головной офис компании в Сеуле, дизайн-центр, LG Science Hall, Best Shop и фабрику по производству дисплеев для различной техники, в том числе и для смартфонов в г. Куми (Gumi).

Canon расширяет модельный ряд EOS, выпуская зеркальную и беззеркальную камеры с высокой скоростью съемки и потрясающим разрешением
28 августа 2019
Новости

Canon расширяет модельный ряд EOS, выпуская зеркальную и беззеркальную камеры с высокой скоростью съемки и потрясающим разрешением

Компания Canon объявила о выпуске двух камер — зеркальной EOS 90D и беззеркальной EOS M6 Mark II — с высокой скоростью съемки и высоким разрешением. Новые модели созданы, чтобы помочь увлеченным любителям фотографии выйти на новый уровень мастерства. Новинка EOS 90D — быстрая и надежная зеркальная камера с прочным корпусом в привычном дизайне — идеально подойдет для съемки спортивных соревнований или диких животных. В свою очередь, EOS M6 Mark II — это спутник на каждый день и для любых случаев: компактная, но мощная беззеркальная камера, отличающаяся великолепной четкостью съемки.

ViewSonic представляет портативный LED-проектор, получивший награду iF Design
16 марта 2018
Новости

ViewSonic представляет портативный LED-проектор, получивший награду iF Design

Корпорация ViewSonic, ведущий мировой поставщик продуктов для визуального представления информации, представляет ультрапортативный короткофокусный LED-проектор M1, ставший обладателем премии iF Design Award 2018 - одной из самых известных в мире наград в области дизайна. ViewSonic M1 со стильной, интуитивно понятной конструкцией обеспечит яркие и захватывающие впечатления от просмотра и подойдет для всех видов развлечений.

ONYX BOOX Bering 3 – недорогой букридер с емким аккумулятором
26 апреля 2016
Новости

ONYX BOOX Bering 3 – недорогой букридер с емким аккумулятором

Москва, 26 апреля 2016 года. - Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет на российском рынке модель ONYX BOOX Bering 3, продолжающую популярную серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам. Новая версия букридера получила функцию подсветки экрана MOON Light, удвоенный объем flash-памяти и аккумулятор емкостью 3000 мАч.

Вручены призы победителям фотоконкурса имени Андрея Стенина
6 июня 2015
Новости

Вручены призы победителям фотоконкурса имени Андрея Стенина

3 июня победители Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина получили свои награды. Всего на конкурс было прислано порядка 5000 работ из 54 стран мира, включая Россию, страны Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, Индии и Юго-Восточной Азии. Церемония награждения прошла в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня». Конкурс, организованный агентством под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, стал крупнейшей в России международной площадкой для молодых фотографов. Призовой фонд конкурса составил 50, 35 и 25 тысяч рублей за 1, 2 и 3 место; 500 тысяч рублей получил обладатель «Гран-при».

Fujifilm откатывает прошивку 4.0 для X-T2 к старой версии и откладывает обновления для GFX 50S, X-H1 и X-Pro2
17 мая 2018
Новости

Fujifilm откатывает прошивку 4.0 для X-T2 к старой версии и откладывает обновления для GFX 50S, X-H1 и X-Pro2

В последнем крупном обновлении прошивки 4.00, выпущенном для Fujifilm X-T2 было обнаружено довольно много ошибок и, очевидно, Fujifilm потребуется некоторое время для их устранения. В качестве временного решения компания выпустила прошивку 4.01, которая возвращает функционал камеры на уровень предыдущей версии 3.0