Средь шемного бала... или Как улучшить качество записи звука

Большинство видеолюбителей, выбирая новую камеру, прежде всего обращают внимание на качество изображения и функциональные возможности модели. Что же касается качества записи звука, то для подавляющего большинства эта характеристика по степени важности находится на одном из последних мест после габаритов, дизайна, цены и других факторов, влияющих на выбор модели. Очень многих вполне удовлетворяет то качество фонограммы, которое получается «само собой», то есть при использовании встроенного микрофона в автоматическом режиме. Именно поэтому все камеры, рассчитанные на любителей, даже самые дорогие, не имеют режима ручной регулировки уровня записи аудиосигнала.

Между тем среди владельцев любительских видеокамер есть и такие, для которых качество звука так же важно, как и качество изображения. Например, музыканты, которым нужно делать записи репетиций или концертов; ученые, ведущие наблюдения за животными или птицами. Да и обычному человеку, не музыканту и не ученому, часто становится обидно, если дорогие для памяти кадры семейной хроники сопровождаются очень сильными посторонними шумами или, наоборот, имеют очень слабый уровень звука.

Цель этой статьи — помочь обладателям дорогих и не очень дорогих любительских камер повысить качество записи звука.

Все видеокамеры формата miniDV могут записывать высококачественный стереозвук. Звуковой тракт этих камер включает в себя высококачественный аудиопроцессор, который, как правило, имеет два режима работы: с частотой дискретизации 32 кГц или 48 кГц. В первом случае возможна запись по двум стереоканалам (или по четырем моноканалам), во втором — по одному стереоканалу (или по двум моно). И записывающая головка, и лента предназначены для записи гораздо более высокочастотного, чем звук сигнала, потока сжатого видео, и поэтому высококачественная запись звука для них не составляет никакой трудности. Но почему-то при любительской видеосъемке качество звука чаще всего не очень высокое. Отчего это происходит?

КТО ВИНОВАТ?

Дело в том, что, стремясь уменьшить вес, габариты и цены моделей, производители любительских видеокамер спрятали микрофоны внутрь корпуса, оставив на поверхности только небольшое зарешеченное окошко. Но этого мало — часто это окошко находится либо на верхней панели, что неблагоприятно влияет на диаграмму направленности, либо спереди, но так близко к кольцу ручной фокусировки, что оператор может пальцами задевать решетку. Поэтому все или почти все встроенные микрофоны работают плохо. Они «всеядны». Они пишут шум двигателя видеокамеры и регистрируют многие прикосновения пальцев к корпусу и органам управления так же тщательно, как и полезный сигнал.

Система автоматической регулировки усиления (АРУ), позволяющая оператору не следить за уровнем звука при съемке, имеет отрицательную сторону — она не различает полезную информацию и «шум». Это, к сожалению, относится почти ко всем бытовым камерам. Исключение составляют модели, у которых, во-первых, есть режим ручной регулировки уровня записи звука; во-вторых — микрофон, хотя и встроенный, но расположенный не в корпусе камеры, а на выступающей верхней ручке.

В настоящий момент моделей, отвечающих этим требованиям, на рынке всего три. Это Canon XL1s, Canon XM2 и Sony VX2000. К сожалению, все эти модели относятся к классу полупрофессиональных и имеют очень высокие цены. Некоторые камкордеры имеют зумирующие микрофоны. Их диаграмма направленности изменяется в соответствии с положением трансфокатора. То есть при открытом трансфокаторе диаграмма направленности максимально широкая, а если зум находится в положении TELE, то и чувствительность микрофона имеет наиболее узконаправленную диаграмму. Зумирующий микрофон способен заметно повысить качество записи звука, только если он расположен на передней панели камеры.

Для уменьшения помех, вызванных шумом собственного мотора, производители, во-первых, разрабатывают новые малошумящие двигатели, во-вторых, совершенствуют звукоизоляцию микрофона, в-третьих, используют частотные фильтры, ослабляющие определенный диапазон частот. При этом нужно иметь в виду, что шум двигателя и человеческая речь находятся примерно в одной зоне среднечастотного диапазона. Поэтому слишком сильное подавление этих частот может привести к искажению тембра голоса. То же относится и к так называемой ветрозащите. Режим подавления шума ветра также ограничивает амплитуду определенных частот, однако при этом может быть искажен и полезный сигнал.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Используйте наушники. Прежде всего заведите привычку всегда иметь в сумке для камеры стереонаушники. Контролируя при записи качество звука с помощью наушников, вы сможете избавить себя от многих проблем.

2. Если нет гнезда для подключения внешнего микрофона. Самый «тяжелый случай» — это когда встроенный микрофон расположен на верхней панели вашей камеры, а гнезда для внешнего микрофона нет. При таком «раскладе» все, что вы можете попытаться сделать, это расположиться поближе к источнику звука. В этом случае влияние помех будет минимальным. Обратите внимание на слова «ближе к источнику звука». Это не всегда значит «ближе к объекту съемки». Если вы, например, снимаете на банкете в зале, оборудованном звукоусилительной аппаратурой, то не исключено, что для лучшей записи пламенных речей, произносимых в микрофон, вам лучше стать ближе не к выступающему, а к акустической колонке. Именно так часто и делают звукооператоры телевизионных съемочных групп в аналогичных условиях. Если при такой съемке у вас будут наушники, то вам легче будет выбрать место, с которого влияние постороннего шума будет минимальным.

3. Внешиний микрофон. Наличие гнезда для подключения внешнего микрофона намного расширяет возможности получения более качественного звука. Микрофонов, которые можно подключить к камер, великое множество. Они различаются по типу, конструкции, диаграмме направленности, а также по другим параметрам. И, естественно, по цене. В любительской практике наиболее распространенными являются три типа микрофонов: ручной с круговой диаграммой направленности, петличный и узконаправленный («пушка»).

МИКРОФОНЫ

Наиболее распространенным и универсальным является ручной динамический микрофон с круговой диаграммой направленности. Конструкция и принцип его действия достаточно просты. Звуковые колебания заставляют дрожать тонкую упругую мембрану, которая механически связана с электрическим контуром, состоящим из тонкого медного провода. Внутри обмотки расположен магнитный сердечник. При движении обмотки относительно магнита в катушке возникает (вспомним физику) электрический ток. В результате механические колебания мембраны преобразовываются в электрические. Амплитуда их очень мала, и они нуждаются в тысячекратном усилении.

Микрофоны такого типа до последнего времени были самыми распространенными при записи радио- и телевизионных репортажей и прямых эфиров. Только в последнее время, и то не везде, они стали уступать место миниатюрным радиомикрофонам. Выносной динамический микрофон позволяет получить более чистый звук, чем при записи с помощью встроенного микрофона. Правда, он так и норовит попасть в кадр, поскольку для качественной записи он должен находиться в 10 — 20 см от источника звука. Такие микрофоны в зависимости от обстоятельств можно либо держать в руках, либо устанавливать на специальные стойки или настольные площадки. В уже приведенном примере съемки в банкетном зале для уменьшения влияния общего шума следует расположить микрофон как можно ближе к звуковой колонке, установив его на стойку или положив на свободный стул. Даже при длине кабеля 2 — 3 метра оператор получает достаточную свободу для ведения съемки с разных точек в различных направлениях.

К достоинствам динамических микрофонов можно отнести их относительно низкую стоимость, независимость от источника питания, способность работать при неблагоприятных погодных условиях. Однако этот тип микрофонов имеет низкую чувствительность и сравнительно большие габариты.

Конденсаторные (конденсорные) микрофоны имеют разное назначение и, соответственно, разные конструкции, однако все они основаны на едином принципе действия. Сверхтонкая мембрана в них располагается параллельно плоской металлической или керамической пластине. Вместе они представляют собой две обкладки конденсатора. Емкость такого конденсатора (вспомним опять физику) будет меняться в соответствии с колебаниями мембраны, так как при этом изменяется расстояние между обкладками. В отличие от динамических микрофонов, в которых электрическая обмотка сама генерирует ток и не нуждается в источнике питания, для работы конденсаторных микрофонов требуется источник постоянного напряжения. Наиболее распространенные типы конденсаторных микрофонов, применяемых при видеосъемке, — «петличные» и «пушучные».

Галстучный, «петличный» микрофон или просто «петличка» — миниатюрный микрофон, снабженный специальным зажимом, который позволяет укреплять его на одежде. Большинство «петличных» микрофонов — конденсаторные. Профессиональные модели, как правило, получают питание либо от микшерского пульта, либо от видеокамеры. Любительские конденсаторные «петлички» имеют контейнер для миниатюрной батареи или аккумулятора...

«Петличный» микрофон не бросается в глаза и позволяет записывать человеческую речь довольно чисто. Однако человек, на котором укреплен такой микрофон, должен учитывать то обстоятельство, что «петличка» может записать не только речь, но и шорох ткани о корпус микрофона.

В современных профессиональных съемках чаще всего «петля» подключается к радиопередатчику, который крепится на поясе человека зажимом, а приемная часть устанавливается на камере. Такая радиопетличка позволяет освободить человека от «привязанности» к камере. Радиус действия передатчика в зависимости от класса может колебаться от нескольких десятков до нескольких сотен метров. Профессиональные радиомикрофоны достаточно дороги, но существуют и вполне демократичные модели, рассчитанные на любителей.

«Пушка» — микрофон с острой диаграммой направленности. Он предназначен для записи звука удаленных источников. Если вы любите снимать животных, птиц, спортивные соревнования или театральные спектакли, то «пушка» — это как раз то, что вам нужно. Как правило, пушечные микрофоны, предназначенные для любительских видеокамер, имеют кронштейны для крепления к верхней площадке камеры и контейнер для автономного питания.

Конденсаторные микрофоны более чувствительны, чем динамические, позволяют получить лучшее качество звука, более компактны (все «шпионские» микрофоны — конденсаторные). Однако они обладают более высоким уровнем собственных шумов, более чувствительны к механическим сотрясениям. Они «боятся» дождя и могут усиливать радиопомехи. Кроме того, конденсаторные микрофоны существенно дороже динамических.

Цифровая запись звука

Чуть ли не единственными аналоговыми электронными элементами цифровых видеокамер остаются два основных сенсора — CCD и встроенный микрофон. CCD матрица является совокупностью множества светочувствительных элементов, заряды которых переводятся в цифровую форму аналого-цифровым преобразователем, и дальнейшая обработка видеосигнала происходит уже в цифровой форме.

Со звуком примерно такая же история. Сигнал с микрофона (встроенного или внешнего) или другого источника после предварительного усиления поступает на вход аналого-цифрового преобразователя (АЦП), который переводит звук в цифровую форму. При оцифровке изображения вопрос о степени дискретизации (количестве преобразований) не возникает, так как ясно, что количество преобразованных данных должно соответствовать количеству поступивших на вход, то есть количеству активных пикселов матрицы. Но при оцифровке звука такого ясного ориентира, помогающего определить, как часто необходимо производить АЦ преобразования, нет. Поэтому при определении частоты квантования (то есть количества преобразований в единицу времени) исходили из здравого смысла. Диапазоном частот, воспринимаемых человеческим ухом звуковых колебаний, принято считать 16-20000 колебаний в секунду (герц). Для того чтобы более-менее точно преобразовать аналоговый сигнал в цифровой, частота квантования должна быть как минимум в два разы выше максимальной частоты исходного сигнала («теорема Котельникова», она же «правило Нюквиста».

В нашем случае максимальная частота — 20 кГц, а значит, частота квантования должна быть не менее 40 кГц — чем выше, тем лучше. Но не только этим определяется точность преобразования аналогового сигнала в цифровой. Соответствие будет тем ближе, чем больше «градаций» будет иметь цифровой эквивалент. Но количество «градаций» цифрового сигнала, как многим известно, зависит от количества двоичных разрядов АЦП. Видеопроцессоры цифровых камер долгое время были двенадцатиразрядными. Теперь же во многих моделях устанавливаются 14-разрядные процессоры, позволяющие заметно повысить точность цветопередачи. АЦП, работающие со звуковым сигналом, могут выполнять 12- и 16-разрядные преобразования. При 16-разрядном АЦП звуковой сигнал может принимать 65535 различных значений (от —32767 до +32767). В общем, вполне достаточно. Иногда это даже больше, чем нужно. Поэтому создатели стандарта PCM (Pulse Code Modulation) для формата DV решили предоставить потребителю возможность выбора. Во всех видеокамерах этого формата можно выбрать два режима записи звука. Более высококачественный, с частотой квантования 48 кГц и 16-битным АЦП, и менее качественный, с частотой квантования 32 кГц и 12-битным АЦП. Первый режим дает возможность записи двух монодорожек или одной стерео, второй — возможность записи двух стереодорожек.

Итак, для того чтобы «средь шумного бала случайно...» не получить полный брак по звуку, нужно обзавестись наушниками и хотя бы простеньким динамическим микрофоном, который, поверьте, сможет вас не раз выручить.

Дерзайте!



Комментарии

стасик
22.02.2010
0
Полезная, нужная статья. Действительно, надо бы получить возможность "уйти" от акустического шума. Мне это, признаться, сейчас нужно по-зарез!
Вовчик
02.03.2010
0
Да-ааа уж! Ничего я не понял из этой статьи... Вопрос состоял "как улучшить качество фонограммы" - вместо этого теория, а не практика ! Вы нам конкретнее расскажите: в какой программе чего там делать(от загрузки в неё файла и так сказать до самого конечного его вывода в "свет"!

Похожие статьи

Андрей Троицкий. Базовый курс фотографии. От нуля. Интенсив
19 сентября 2016
Новости

Андрей Троицкий. Базовый курс фотографии. От нуля. Интенсив

Курс позволяет с нуля освоить фотографическую технику и детально познакомиться с основными инструментами и возможностями современной цифровой фотокамеры. Научиться грамотной работе со светом и освоить профессиональные приемы, управления экспозицией. Научиться строить композицию кадра и работать с формой. Познакомиться с методикой работы с внешней вспышкой и овладеть основами обработки в Photoshop. Ведет занятия: Андрей ТРОИЦКИЙ – профессиональный фотограф, кинорежиссер, член Европейской Федерации Фотографов (FEP). Начало занятий: 26 сентября (по мере набора группы). Запись в группы открыта.

Альберт Уотсон
28 ноября 2005
Обзоры

Альберт Уотсон

ALBERT WATSON Красный корсет, Нью-Йорк, 2001 RED CORSET, New York City, 2001 © Albert Watson Albert Watson Frozen. Ретроспектива Kunsthauswien, Вена 26 сентября 2005 — 29 января 2006 http://www.kunsthauswien.com Специально для ретроспективной выставки в венском Центре искусств Kunsthauswien фотограф Альберт Уотсон отобрал 140 своих самых знаменитых фотографий.

Huami представляет новые доступные смарт-часы AMAZFIT Bip Lite
15 августа 2019
Новости

Huami представляет новые доступные смарт-часы AMAZFIT Bip Lite

Компания Huami, отмеченный наградами производитель носимой «умной» электроники, представляет AMAZFIT Bip Lite, новую модель в линейке «умных» часов. Устройство отличается невероятными ключевыми характеристиками: время автономной работы до 45 дней, водонепроницаемость на глубине до 30 метров и возможность не снимать во время плавания, а также отображение уведомлений приложений и несколько трекеров для здоровья и фитнеса. Другими словами, Bip Lite – качественный и доступный аксессуар, который позволит владельцу оставаться здоровым и активным.

DVD-проигрыватели BBK
31 декабря 2003
Новости

DVD-проигрыватели BBK

BBK Electronics продолжает выпуск DVD-проигрывателей. Интерес к этому виду выпускаемой компанией техники очень высок среди российских потребителей. Проигрыватели имеют все необходимое для того, чтобы стать универсальными источниками музыки и видео в домашних развлекательных системах, но при этом имеют настолько невысокую цену, что находятся вне конкуренции по сравнению с аналогичными моделями других фирм.

Новинка от Astell&Kern
23 февраля 2017
Новости

Новинка от Astell&Kern

Ожидается выход на рынок нового варианта флагманского Hi-Fi-плеера Astell&Kern – AK380 Stainless Steel, выполненного из нержавеющей стали. Пока неизвестно, как новинка будет продаваться в России – отдельно или в составе комплекта AK380 Stainless Steel Package, состоящего из портативного проигрывателя, разработанного специально для него усилителя AMP SS (также стального) и защитного чехла для открытого ношения этой связки.

LG SIGNATURE KITCHEN SUITE в Берлине
27 августа 2018
Новости

LG SIGNATURE KITCHEN SUITE в Берлине

Компания LG Electronics (LG) представляет на выставке IFA 2018 в Берлине линейку встраиваемой кухонной техники ультра-премиального уровня SIGNATURE KITCHEN SUITE, разработанную специально для европейского рынка. Новый модельный ряд призван удовлетворить потребности самых взыскательных и тонких ценителей европейского стиля и образа жизни.

Всматриваясь в девяностые…
31 марта 2013
Обзоры

Всматриваясь в девяностые…

Тема 1990-х вряд ли кого-то может оставить равнодушным. Они стали Рубиконом, отделившим одну страну от другой. Недаром это десятилетие окрестили как «лихое» и «бурное». Это время перемен, в котором нам довелось жить. Выставка «Иконы 90-х» в Центре фотографии имени братьев Люмьер — попытка вычленить в этом водовороте подчас драматических событий основные вехи, восстановить в памяти череду лиц, ставших символами переходной эпохи.

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1
30 августа 2014
Советы

Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из которой откачали воздух и которую заполнили специальным газом — ксеноном, вмонтировали в нее два металлических контакта (анод и катод) и подвели заряд высокого напряжения от электролитического конденсатора. Поверх колбы намотали несколько витков тонкого провода, к которому подключили источник очень высокого напряжения (несколько тысяч вольт).

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...
28 ноября 2005
Обзоры

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?».

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D
14 марта 2012
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Canon EOS 60D

Еще 26 августа 2010 года компания Canon обновила свой модельный ряд, представив камеру Canon EOS 60D. Не секрет, что в России огромная масса фотографов использует аппараты этой серии именно в профессиональных целях. Сейчас в модельном ряду производителя есть несколько фотокамер, близких друг к другу по ключевым характеристикам и прежде всего по разрешению. Камера Canon EOS 60D занимает верхнюю позицию в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Canon.