Управление импульсными осветителями

В предыдущем номере нашего журнала мы опубликовали обзор рынка импульсных студийных осветителей, а именно моноблоков различных марок и классов. Во вступительной части обзора автор подробно пояснил основные характеристики и параметры этих приборов. Также было отмечено, что студийное оборудование покупается в зависимости от тех задач, которые необходимо решать при выполнении фотосъемок, для достаточно интенсивной работы и на долгое время. Поэтому очевидно, что выбор его — дело весьма серьезное.

Для того чтобы фотограф мог реализовывать свои (и не только свои) идеи на съемочной площадке, ему необходимы осветители, которые были бы надежны в эксплуатации и удобны в управлении. Именно об управлении моноблоками, их эргономике, а также о практической работе с осветителями и пойдет речь в этой статье. Надеемся, что это поможет вам лучше разобраться, какое осветительное оборудование подходит именно для вас и вашей работы.

Помимо того, что моноблок имеет импульсную и пилотную (чаще всего галогеновую) лампы, на корпусе размещаются выключатели, регуляторы и индикаторы, которые образуют единую панель управления прибором. На иллюстрациях показаны панели управления моноблоков всех марок, которые активно продаются на нашем российском рынке. Наша цель, дорогой читатель, подробно объяснить назначение каждого переключателя, каждой кнопки и всех индикаторов, которые расположены на приборах.

В конце статьи имеется сводная таблица, где указаны технические характеристики и наличие функций современных моноблоков. В начале таблицы стоят хорошо известные во всем мире моноблоки Broncolor и Profoto, которые по праву относятся к Hi Tech классу. Далее марки осветителей по фирмам-производителям расставлены в алфавитном порядке.

ГЛАВНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ

Для того чтобы осветитель работал, его необходимо включить. Все моноблоки обязательно имеют отдельный выключатель питания сети. Заботясь о том, чтобы фотографу было удобно при работе, компании-производители стараются выделить этот выключатель различными способами. Чаще всего — это большой (по сравнению с другими органами управления) двухпозиционный выключатель-клавиша (двухпозиционная кнопка) с надписью ON/OF или 0/I. Некоторые фирмы отдельно располагают выключатель питания на корпусе моноблока, другие же даже выделяют другим цветом или подсвечивают их. Все делается на благо фотографу, и начинаешь это понимать, когда приходится работать в экстремальных условиях, темных студиях или помещениях.

ПИЛОТНЫЙ СВЕТ

В прошлом номере нашего журнала мы пояснили основные характеристики и особенности импульсного света. Но кроме лампы-вспышки в моноблоках устанавливаются еще и пилотные лампы. Пилотный свет часто называют постоянным, установочным или моделирующим. Все эти определения точно соответствуют назначению «пилота». Так зачем же он нужен? Когда объект освещается непродолжительным по времени импульсом света, наши органы зрения не могут рассмотреть характер светотеневого рисунка. Мы видим только яркую вспышку, но не можем оценить ни ее количество (мало-много), ни качество (сила, направление света и т.д.). Для того чтобы смоделировать характер света, контролировать светотень на объекте, в осветительные приборы и устанавливают лампы постоянного свечения — чаще всего галогенные. Они устанавливаются в непосредственной близости с импульсной лампой и позволяют фотографу оценивать качество света и его количество. Свет пилотной лампы претерпевает те же изменения, что и свет импульсной лампы, рассеиваясь и отражаясь от различных насадок, софт-боксов, рефлекторов, зонтов и т. д. Импульсный свет, который во много раз сильнее, повторит тот же путь и претерпит те же изменения, что и постоянно горящий моделирующий свет.

Мощность пилотного света на различных осветителях может варьироваться от 60 до 650 и даже 1000 ватт. Считается, что чем больше мощность пилотного света в пропорции к импульсному, тем лучше и тем комфортнее фотографу на съемочной площадке. Но надо помнить, что 650 ватт — это уже практически предельное значение для импульсного осветительного оборудования. Обусловлено это тем, что уже при мощности «пилота» в 300 ватт прибор должен обладать хорошей принудительной вентиляцией и мощной схемотехнической базой. Есть и еще один показатель профессиональной принадлежности к высокому качеству — это абсолютное линейное соответствие энергии импульса и мощности пилотной лампы. При таком соответствии фотограф получает возможность оценивать светотеневое построение кадра, ориентируясь именно на моделирующий источник света.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Все моноблоки имеют возможность изменять энергию импульса и управлять яркостью пилотного света. Регулирование — это основная функция студийных осветителей. Для этого на панели управления размещают регуляторы, которые изменяют количество света импульсной и пилотной ламп. Регуляторы бывают ползункового типа, кнопочные и самые распространенные — вращающиеся. Перемещение регуляторов может быть плавное (бесступенчатое), с промежуточными фиксированными положениями или с прецизионной фиксацией в 1/10 ступени. В наших предыдущих статьях мы не раз писали об управлении энергией импульса и поэтому совсем кратко напомним, что бывает два способа регулировки: пропорциональный и раздельный (свободный).

Пропорциональный способ обеспечивает совместное регулирование импульсной и пилотной ламп одним регулятором, то есть при уменьшении энергии вспышки, например, в четыре раза (от 1/2 до 1/8) мощность пилотной лампы также уменьшится в четыре раза автоматически. Пропорциональное изменение импульсного и пилотного света всегда сохраняет пропорцию между ними. Отсюда можно сделать простой вывод: такой способ регулировки достаточно удобен, если используются все приборы одинаковой мощности, с одними и теми же лампами пилотного света. Это один из тех случаев, когда фотограф может точно оценивать количество и качество света, а светотеневой рисунок на изображении будет соответствовать тому рисунку, что был в момент фотосъемки.

Разберем случай, часто встречающийся на практике. Представьте, что у вас в студии два прибора с энергией импульса 500 Дж и один 250 Дж (фирмы часто комплектуют свои наборы таким образом). Пилотные лампы, установленные во всех трех приборах, имеют одну и ту же мощность, например 300 ватт. Изменение мощности на ваших моноблоках осуществляется одним регулятором по пропорциональному методу. Нетрудно заметить, что соотношение пилотной и импульсной ламп у 500-джоулевого прибора будет отличаться от такого же соотношения 250-джоулего моноблока. Это означает, что визуальный контроль за светотеневым рисунком будет некорректным. На фото 1а и 1б хорошо видно, какое несоответствие светотеневых рисунков можно получить, используя разные по мощности осветители с пропорциональной регулировкой. На изображении светотеневой рисунок получается совсем не такой, как в момент съемки.

При выборе осветительного оборудования, а особенно это касается комплектов, где часто собраны моноблоки с различной энергией импульса и пропорциональной регулировкой, надо всегда учитывать возможность (или невозможность) оценить светотеневое построение кадра. Желательно, чтобы ваша студия была оборудована одинаковыми по мощности осветителями, тогда и контролировать светотеневой рисунок по пилотному свету будет удобнее.

РАЗДЕЛЬНОЕ (СВОБОДНОЕ) РЕГУЛИРОВАНИЕ

Другой способ регулировки мощности, который используется в моноблоках, обеспечивает раздельное (свободное) изменение энергии импульсной лампы и яркости пилотного света. На панели управления имеется два регулятора, один из которых отвечает за импульсный свет, другой за пилотный. Раздельная (непропорциональная) регулировка ламп импульсного и пилотного света дает больше свободы для фотографа. Появляется возможность вручную подбирать соотношение лампы-вспышки и «пилота», а также визуально, по индикации на шкалах регулирующих устройств, контролировать точность установки обеих ламп. Но, пожалуй, самое важное — это возможность использования моноблоков различной мощности и визуально оценивать светотеневой рисунок. Моноблоки с раздельной регулировкой можно подстроить друг под друга, путем установки на всех приборах необходимого соотношения пилотной и импульсной ламп (фото 2а и 2б). Хотя и в этом случае существуют ограничения, так как на положениях регулятора импульса, близких к минимальным, соотношения пилот/вспышка нарушаются (это касается приборов меньшей мощности).

РЕЖИМЫ ПИЛОТНОГО СВЕТА

Все осветители высокого и среднего класса имеют несколько режимов работы пилотного света. Для того чтобы была возможность выбора этих режимов, на панели управления имеются переключатели или кнопки (MOD или PILOT), активирующие тот или иной режим.

Большинство моноблоков (даже самой простой конструкции) обеспечивают фотографу возможность работы с выключенным пилотным светом. Это необходимо в самых различных ситуациях, например, когда требуется сделать мультиэкспозицию или работать на длинных выдержках в светлых помещениях и т.д. Включение и выключение пилотного света осуществляется или отдельным выключателем (кнопкой), или трехпозиционным переключателем. На моноблоках, где изменение мощности осуществляется одним регулятором, часто используется трехпозиционный переключатель режимов моделирующего света. Положение OFF — выключено, положение PROP — пропорционально и положение FULL (MAX) — максимально. Включение максимальной яркости пилотного света — также достаточно полезная функция. Ведь в студиях часто приходится наводить резкость по матовому стеклу форматных камер, да и далеко не все видоискатели зеркальных фотоаппаратов отличаются хорошей яркостью. Сюда можно добавить и не слишком устойчивую работу автофокусных систем цифровых камер при пониженной освещенности и т.д.

На моноблоках с раздельной регулировкой при включении режима PROP управление мощностью автоматически переходит на регулятор импульсной лампы, а регулятор пилотного света остается неактивным. Для работы с двумя регуляторами есть режим свободной регулировки — FREE. Заметим, что есть «непропорциональные» моноблоки, не имеющие режима пропорционального изменения интенсивности света. На самых простых осветителях с раздельной регулировкой может не отключаться пилотная лампа. Поэтому при выборе приборов надо всегда учитывать все функциональные возможности. Мелочей здесь быть не может. В сводной таблице указано наличие всех функций и режимов для каждого осветительного прибора различных марок.

СИНХРОНИЗАЦИЯ

Стоит обратить внимание на то, что в сводной таблице нет сведений о синхронизации моноблоков между собой и с фотоаппаратами. Сделано это по той причине, что все современные осветители имеют одинаковые (минимум три) способы синхронизации. На панелях управления (или в другом месте корпуса) имеется разъем (обозначается SYNC) для синхрокабеля. Одни производители комплектуют моноблоки синхрошнурами, другие предлагают их за отдельную плату, в любом случае наличие разъема обязательно. Следующий способ — это синхронизация по световому потоку. На корпусе осветителя установлен фотоэлемент (светоприемник), который включается переключателем (кнопкой) CELL или SLAVE, расположенным на панели управления. На фотографическом языке фотоэлемент называют световой ловушкой или просто ловушкой. Часто на осветителях, для дополнительного контроля, включенное положение ловушки подтверждается светодиодом, расположенным рядом с переключателем (кнопкой). На более простых приборах предусмотрено постоянное рабочее состояние «фотоловушки». Благодаря чувствительному элементу осветители срабатывают от компактных вспышек, моноблоков или других устройств, подающих импульс.

Если фотограф не желает использовать синхрокабель, или фотокамера не имеет синхроконтакта, согласование осветителей и фотоаппарата возможно с помощью инфракрасного IR-светосинхронизатора. В этом случае приборы «запускаются» специальным устройством — трансмиттером, которое устанавливается в «горячий башмак» камеры. При срабатывании затвора инфракрасный излучатель трансмиттера обеспечивает синхронизацию фотоаппарата и осветителей.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ СБРОС ЭНЕРГИИ

Для проверки готовности импульсного осветителя к работе обязательно имеется кнопка TEST. При нажатии на эту кнопку происходит срабатывание лампы-вспышки. Второе предназначение кнопки TEST — сброс накопленной энергии после уменьшения мощности. Зачем это надо? В процессе заряда конденсатор всегда накапливает максимальную энергию согласно установленному значению на регуляторе. При изменении энергии в сторону уменьшения (регулятором или переключателем) между предыдущим и новым значениями устанавливается разница энергий, которую необходимо ликвидировать. В противном случае (после уменьшения энергии) при контрольном замере экспозиции флэшметр сделает замер предыдущего количества света, а это, в свою очередь, приведет к экспозиционным ошибкам. Принудительный сброс накопленной энергии обычно необходимо производить на недорогих и самых простых моноблоках.

Все приборы с расширенными возможностями имеют функцию автоматического сброса энергии. При уменьшении мощности лишняя энергия сбрасывается автоматически. На автоматический сброс затрачивается определенное время, и если фотографа не устраивает интервал времени от момента уменьшения мощности прибора до его готовности к работе, часто есть возможность выбора режима автоматического сброса энергии. На многих приборах специальной кнопкой или выключателем эта функция может быть отключена или включена. В некоторых осветителях предусмотрен автоматический принудительный сброс энергии путем моментального срабатывания вспышки после уменьшения мощности.

ИНДИКАЦИЯ

Для визуального контроля готовности моноблоков к работе, а также чтобы контролировать включение основных и дополнительных функций на панели управления, имеются световые индикаторы. Основной индикатор готовности READY обычно располагают рядом с кнопкой TEST. На некоторых осветителях кнопка TEST одновременно является индикатором готовности. При изменении энергии импульса или при перезарядке вспышки светодиод гаснет, после чего загорается и сообщает о готовности прибора к работе. Во многих осветителях индикатор READY связан с электронной системой защиты от перегрева. В случаях угрозы перегрузки моноблок автоматически выключается, при этом светодиод переходит к красному свечению (это касается не всех марок осветителей, так как есть модели, где светодиод выключается). После охлаждения моноблок автоматически включается, светодиод переходит к обычному свечению.

Остальные индикаторы, которые размещены на панелях управления, подтверждают включение того или иного режима. Чаще всего в рабочем положении индикаторы горят зеленом светом. При работе в темных (и не обязательно в темных) студиях наличие световой индикации на приборах обеспечивает дополнительное удобство фотографу.

На всех осветителях высокого уровня реализована функция звуковой сигнализации готовности к работе. На панелях управления расположен выключатель (кнопка) BEEP или SOUND, который по желанию фотографа активирует звуковой сигнал. Подача звукового сигнала осуществляется одновременно с загоранием пилотной лампы (если включена функция пригасания пилотного света) и индикатора READY. Очень удобная функция для «быстрой» съемки, а также при работе, когда приборы находятся высоко или далеко от фотографа.

ОПТИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ

Еще одна функция, которая позволяет контролировать готовность прибора (перезарядку), — это режим пригасания пилотной лампы. В «осветительном мире» эту функцию называют оптической индикацией. В момент срабатывания импульса происходит выключение или неполное выключение (пригасание) пилотной лампы, и после перезарядки пилотный свет включается, подтверждая готовность осветителя к работе. То же самое происходит, когда необходимо изменить при помощи регулятора энергию лампы-вспышки в сторону уменьшения. Очень удобная функция, особенно когда осветители находятся на некотором расстоянии или за спиной фотографа.

В случаях, когда на съемочной площадке оптическая индикация не нужна, ее можно отключить. Для этого на многих приборах предусмотрены отдельные переключатели (кнопки) — DIM, FC или DOWN (производители обозначают их по-разному).

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Eще раз необходимо отметить, что все режимы и функции, реализованные в моноблоках, сделаны для того, чтобы фотографу было легко и удобно работать на съемочной площадке. Применение современных разработок при производстве студийной осветительной техники позволяет фирмам-производителям улучшать характеристики приборов, делать их компактнее и легче, при этом «начинять» различными функциями все больше и больше. Благодаря развитию цифровых технологий, использованию микропроцессоров, фотограф получает приборы с цифровым управлением, с возможностью программирования параметров и использования пультов дистанционного управления, а также управление осветительными системами при помощи компьютера. Чем больше функций, тем удобней работать с прибором, тем больше возможности для реализации творческих идей. В одном из следующих номеров мы обязательно поговорим о том, какие возможности открывают для фотографа импульсные осветители с цифровым управлением.


Панели управления моноблоков

Характеристики и функции современных импульсных осветителей



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор минисистемы BBK AMS300U
22 января 2013
Обзоры

Обзор минисистемы BBK AMS300U

При первом взгляде система представляет собой классический музыкальный центр — основной блок и две колонки. Но все не так просто. Помимо основных функций, — прослушивания музыки и радио, аппарат порадует своих владельцев возможностью воспроизводить видео, — либо с DVD-диска, либо с флеш-накопителя, который можно подключить к USB-порту. К устройству можно также подключить SD/MMC/MS-карту памяти, — для этого имеется специальный слот.

Непостижимый Александр Китаев и его Петербург
31 марта 2013
Обзоры

Непостижимый Александр Китаев и его Петербург

Выставка Александра Китаева в Центре фотографии имени братьев Люмьер стала настоящим событием в культурной жизни столицы. Китаев — один из ведущих фотографов Петербурга, организатор и куратор многочисленных проектов, а с недавнего времени — историк фотографии. В истории фотографических запечатлений Петербурга от времен Ивана Бианки до наших дней он, бесспорно, занимает свое место созданием неповторимого образа ГОРОДА. Главная и любимая тема Китаева — Петербург — впервые представлена столь масштабно. Экспозиция насчитывает 130 оригинальных авторских работ, созданных на протяжении четверти века.Выставка Александра Китаева в Центре фотографии имени братьев Люмьер стала настоящим событием в культурной жизни столицы. Китаев — один из ведущих фотографов Петербурга, организатор и куратор многочисленных проектов, а с недавнего времени — историк фотографии. В истории фотографических запечатлений Петербурга от времен Ивана Бианки до наших дней он, бесспорно, занимает свое место созданием неповторимого образа ГОРОДА. Главная и любимая тема Китаева — Петербург — впервые представлена столь масштабно. Экспозиция насчитывает 130 оригинальных авторских работ, созданных на протяжении четверти века.

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров
12 февраля 2013
Новости

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров

Москва, 12 февраля 2013 г. — ООО Канон Ру, российское подразделение корпорации Canon, представляет новый портал для официальных партнеров — PartnerNet. Интуитивно понятная платформа коммуникаций, разработанная на базе веб-технологий, предоставляет все инструменты, которые могут понадобиться партнерам при продаже продуктов или решений Canon — от маркетинговых материалов и документов до сервисных инструментов и информации по поддержке...

Стартовал конкурс "Горячее время барбекю"
25 августа 2017
Новости

Стартовал конкурс "Горячее время барбекю"

Открылся прием работ на фотоконкурс «Горячее время барбекю», посвященный фуд-фотографии. Конкурс проводится порталом www.fotosky.ru совместно с фотографом Эдуардом Крафтом и при поддержке интернет-магазина Фотогора. Компания Фотогора является информационным спонсором фотоконкурса и учредителем специального приза "За лучшее композиционное решение". Победитель в этой номинации, которого определит творческий коллектив компании, получит в подарок весьма полезный для фотографа аксессуар - линзу Френеля, которую профессионалы итспользуют для модификации света в портретной и предметной съемке. А суперфинал в этом конкурсе проводит компания BBK, призовой фонд в решающем раунде - сертификаты на бытовую технику BBK на общую сумму 30 тысяч рублей.

Компактный фотоаппарат Pentax Optio M90: умная автоматика учитывает все факторы и параметры, не напрягая лишними запросами фотографа
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Pentax Optio M90: умная автоматика учитывает все факторы и параметры, не напрягая лишними запросами фотографа

М-серию камер Pentax Optio традиционно представляют недорогие «середнячки» для покупателей, не готовых переплачивать за изыски в дизайне или электронной начинке. Однако производят камеры не простым «обрезанием» до приемлемой ценовой границы, но упрощением обдуманным и взвешенным. Потому-то при сравнительно невысокой цене Optio M90 компактна, универсальна в применении, отлично фотографирует и обладает хорошей эргономикой.

Manfrotto выпустила три новые шаровые головки
10 октября 2018
Новости

Manfrotto выпустила три новые шаровые головки

Компания Manfrotto расширила свою серию шаровых головок тремя новыми моделями 490, 492 и 492LCD. Все головки выполнены из алюминия и поддерживают установку оборудования общим весом до4 кг.

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen
24 января 2013
Новости

Стартует глобальное обновление линейки смартфонов Highscreen

Компания «Вобис Компьютер», владелец бренда Highscreen, объявляет о выпуске трех новых смартфонов среднего класса – Highscreen Yummy, Strike и Blast. Две последние новинки построены на базе двухъядерных процессоров Qualcomm и работают под управлением Android 4.0. Вместе с тем Highscreen представляет обновленную версию модели Yummy Duo. Этот аппарат, выпущенный весной 2012 года, разошелся тиражом около 100 тысяч штук. Yummy образца 2013 года получил новый дизайн, более быстрый процессор и ОС Android 4.0.

Проектор Sony VPL-HW65ES: второе дыхание по всем функциям
7 апреля 2016
Обзоры

Проектор Sony VPL-HW65ES: второе дыхание по всем функциям

Sony VPL-HW65ES — новинка в серии серьезных Full HD проекторов, которая спустя два года сменила заслуженного ветерана рынка — VPL-HW55ES. Jбновленная модель получила новые «мозги», представленные процессором Reality Creation, доставшийся ей от старших 4К проекторов. Мощный процессор реализует технологию по интерполяции кадров, шумоподавлению и прочее на новом уровне, заметно быстрее выполняя большой объем вычисления «на лету»...

Обзор проекционного оборудования: секреты проекции
31 марта 2013
Обзоры

Обзор проекционного оборудования: секреты проекции

Рынок проекционного оборудования находится в постоянном развитии, линейки моделей обновляются, на смену одним аппаратам приходят другие. Новые технологии и функции делают проекторы более удобными и экономичными, упрощают работу с ними, расширяют их возможности. О некоторых из них мы попробуем рассказать.

Фотоконкурс Epson: объявляем победителей номинации «Человек»
31 мая 2018
Новости

Фотоконкурс Epson: объявляем победителей номинации «Человек»

Куратором этого этапа является профессиональный фоттограф Олег Зотов, работы которого можно увидеть на страницах и обложках самых известных журналов мира — от MAXIM до Vogue Italia. В свой шорт-лист он отобрал порядка 80 фотографий, присланных на конкурс. Выбрать победителей было нелегко, так как призового места заслуживали практически все авторы, но лучшими оказались работы Андрея Шарапова, Евгения Жиляева и Виталия Новикова.