Учись печатать!

Огромный серый зверь Декабрь заживо съел все цвета. Он поскитался по улицам, позевывая и выдыхая прозрачные облачка пара, а потом растянулся прямо на земле. И наступила зима.

Если выглянуть в окно, то там, теряясь в утренних сумерках, проступают плоские пятна крыш. Какие-то все безглазые, темные... Эх, добавить бы картинке контраста, вытянуть из этого тумана детали, черты, смыть чем-нибудь эту бесконечную вялость. Кто с этим справится? Кто найдет для зимнего уныния рамку более подходящую, чем крестовина окна?

И все же среди бесцветных домов живет человек, которому это подвластно. Его трудно угадать в толпе, особенно сейчас — зимою, среди теплых и темных теней, но этот человек там, и он способен создавать миры одним движением пальца, этот человек — вы.

Фотографу доступно многое. То, на чем он остановил свой взгляд, увидят и другие. И эти фотографии — виденье наших прадедов и отцов, маленькая скважина в огромной двери прошлого, куда и мы можем заглянуть. Главное, чтобы это зрелище нас не разочаровало. А ведь это может случиться. Невнимательность, небрежность в отношении сюжетов, и вот перед нами пустые и плоские снимки, словно те крыши...

Сюжет нужно довести до конца, если есть хотя бы маленькая возможность его улучшить — делайте, ищите новые способы, и, кто знает, быть может, зная разницу между «как было» и «как стало», вы станете меньше ошибаться при съемке.

В прошлом номере вы могли прочесть статью «Учись фотографировать», и мы надеемся, что за прошедшие полгода вы немало добились. Но что делать, если не все фотографии вас устраивают? В этой статье вы сможете найти несколько советов, как можно улучшить ваши снимки в цифровой фотолаборатории.

На чем печатаем?

Традиционно мы уделяем много внимания технической стороне фотографии. Это указано даже в названии нашего журнала. Однако публикаций на тему фотолабораторий, благодаря которым «распухают» альбомы фотолюбителей, практически не было.

Первое, что здесь бросается в глаза, - это центральное расположение смысловой группы, а посторонние цвета (красный и синий) отвлекают от нее внимание. Улучшить данный снимок возможно, если "подрезать" его, сместить цветовые и смысловые акценты на лица людей.

Принято считать эту тему сугубо специальной. Кому, скажите, придет в голову интересоваться маркой или, более того, техническими характеристиками минилаба? Большая часть оформляющих заказы людей общается только с приемщицей, а о том, каким образом негатив «мутирует» в фотографию, и не задумываются. Это НЕ ИНТЕРЕСНО. Да спросите саму приемщицу: на каком оборудовании они работают, и та в большинстве случаев только пожмет плечами или крикнет какого-нибудь Сашу (Сережу, Диму и т.д.).

Так было, и так, по всей видимости, будет еще долго. И все-таки в последние годы интерес к этой области начал понемногу расти. В первую очередь это связано с появлением новой области — цифровой фотографии и появлением своеобразной моды на «цифру». Рынок отреагировал на это достаточно быстро. Рядом с обычными и зачастую скромными фотолабораториями стали появляться «навороченные» фотоцентры.

Причем в большинстве из них цифровой минилаб не скрывают где-нибудь за стенкой или ширмой, а водружают на самое видное место. Среди специалистов даже имеется специальный термин — «в прямой видимости клиента». Связано это с несколькими вещами.

Во-первых, приходя в современный фотоцентр, человек подсознательно ожидает чего-то необычного. Подчас забывая о фотографиях, он желает получить зрелище, о котором ему столько твердили в модных журналах и по телевизору. Его величество минилаб не должен обмануть ожиданий.

Во-вторых, цены на оказываемые услуги здесь выше раза в два-три, чем те, к которым фотолюбитель привык. Он должен знать, за что платит эти деньги.

Поэтому мы не только знакомим вас с возможностями цифровой печати, но и с самим оборудованием, которое эти возможности обеспечивает.

Как себя вести

Первое, что нужно твердо запомнить, — в любой фотолаборатории вы главный. Сразу отбросьте всяческую неуверенность и скованность перед взглядами дизайнеров и приемщиц, они проверяют вас на крепость духа.

Оформляя заказ, обговаривайте все его сложности (если таковые имеются), цвет, свет и т.д. Будет лучше, если вы сами или приемщица подробно запишет, как и что нужно делать с конкретным негативом, в противном случае будет достаточно трудно опротестовать плохой результат.

Второе — если вы ничего не обговаривали, но результат вас не устраивает (при нормальном негативе!) — требуйте перепечатки, причем за счет лаборатории. Это возможно в случае: а) на отпечатке заметны полосы, пыль, белые «волоски»; б) отпечаток слишком темный или светлый, чересчур контрастный или, наоборот, «вялый»; в) искаженная цветопередача — различные посторонние оттенки. Если вам говорят, что это ваши ошибки — не верьте. Представьте, что в парикмахерской мастер вместо стрижки начинает брить вам голову. Неужели вы молча станете на это смотреть?

Третье — не следует думать, что сотрудники минилабов «носятся» только с крупными или профессиональными клиентами — они такие же клиенты, как и вы. И даже если ваш заказ — это одна фотография 9х12, и она вас не устраивает — доказывайте свою правоту!

Четвертое — если вы точно знаете чего хотите, но не уверены, что вас понимают, заказывайте «печать в присутствии заказчика». Некоторые лаборатории (чаще всего профессиональные) оказывают такую услугу, поинтересуйтесь.

Сервис

О возможностях цифровых фотолабораторий написано уже достаточно, повторяться не будем, тем более что в конце статьи приведен обзор пяти таких машин, которые мы считаем наиболее распространенными и заслуживающими внимания.

Сейчас же поговорим о том, как улучшить уже отснятые вами фотографии. Мы рассмотрим кадрирование, тонирование и восстановление снимков.

Кадрирование

К сожалению, не все, что мы снимаем, выглядит выразительно. Иногда даже удачный сюжет оказывается «скомкан» при съемке из-за спешки или невнимательности. Сколько лишнего подчас попадает на фотографию и сколько важного оказывается «за кадром». А ведь ее уже не переснимешь, ушло время... Что делать и как «вытащить» из снимка его идею, короче говоря: как отделить зерна от плевел?

Есть один способ, который родился, наверное, вместе с фотографией. Это кадрирование. Его можно проводить двумя путями.

Во-первых, напечатать фотографию большим форматом, а затем обрезать ее. Полистайте черно-белые фотоальбомы ваших родителей, дедушек, бабушек, сколько там снимков, отличающихся от наших 10х15! Где-то это квадрат, где-то узкая полоска, а где-то ножницы оставили только выразительные глаза.

Совершенно ясно, как именно фотограф хотел построить этот снимок. Мы лишь немного подчеркнули его мысль и "вычли" из кадра арматуру и космос над этими ребятами.

Во-вторых, кадрировать фотографию можно на стадии печати, увеличивая до определенного формата отдельные, наиболее значимые участки изображения. Такой способ еще называется выкадровкой. Раньше им могли пользоваться только люди, которые печатали самостоятельно или пользовались услугами профессиональных фотолабораторий. С появлением цифровых минилабов кадрирование стало доступно большинству фотолюбителей.

Весьма успешно кадрирование применимо для всех видов портретов: группового, парного, одиночного; для пейзажей и для фотографий, содержащих несколько смысловых центров.

В основе кадрирования лежат три простых правила. Первое — стройте кадрирование на основе фотокомпозиции. Второе — забудьте о правиле первом и полагайтесь на свой художественный вкус. Третье — подумайте, стоит ли вообще работать с выбранной фотографией...

Если вы на это решились, то будет полезным освежить в памяти несколько советов по композиции.

Золотое сечение. Представьте, что будущий снимок — это ровная чистая поверхность, разделенная двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали на девять равных частей. В местах пересечения этих линий вколочено четыре крючка. Именно на них следует «развесить» сюжетно важные детали вашей фотографии. Например, в портрете (при крупном плане) — это глаза; в пейзаже — линия горизонта. Мы делаем это для того, чтобы главный объект съемки не располагался в центре кадра, и снимок не был статичным.

Линейные построения. Сочетания линий, какие мы видим в жизни и отображенные затем в фотографии, способны выражать и характеризовать различные состояния покоя или движения за счет наших ассоциаций. Например, горизонтальные линии — это спокойствие, ширь, а вертикальные — ощущение высоты, стройности. Подчеркивая эти линии, можно вызывать у зрителя различные эмоции.

Добавить «жизни» часто помогают диагонали в кадре. Диагонали заставляют наши глаза двигаться, и картинка оживает. Для того чтобы движение было передано более выразительно, направление диагональных линий должно быть ясным. Уходящие за пределы кадра диагонали уводят за собою нашу мысль, что усиливает эмоциональное воздействие фотографии.

Уравновешенность. Целостность восприятия, единство зрительного впечатления достигается не только его цветовым и общекомпозиционным решением, но и равновесием всех элементов картины. Равновесие выражает представления об устойчивости и завершенности. Оно достигается не только за счет определенного распределения в кадре фигур и предметов, света и тени, но и за счет их связи.

Чтобы частично избавиться от "открыточности" этой фотографии, мы тонировали ее в теплый коричневый цвет. На наш взгляд сюжет стал несколько драматичнее.

Ритм. Иногда в кадре присутствуют повторяющиеся элементы. Например, телеграфные столбы, рельсы, скамейки в парке. Когда вы кадрируете снимок, старайтесь не обрубать этого ритма (если его присутствие в кадре оправдано), иначе часть энергетики снимка может пропасть.

Теперь выберите несколько снимков, которые вы желаете немого «почикать». С чего начать? Начните с композиции: выберите сюжетно-важные участки изображения и расположите их как можно ближе к точкам или линиям «золотого сечения». Мысленно отбросьте все лишнее или просто прикройте часть изображения ладонью, листом бумаги, чем пожелаете.

Посмотрите, нет ли на фотографии диагональных линий, образованных, например, линией руки, поворотом головы, расположением людей или даже взглядом. Если они есть, то их необходимо «подчеркнуть».

«Взвесьте» получившийся сюжет. Нет ли там предметов или цветов, которые мешают восприятию главного объекта, отвлекают от него внимание. Например, в одном из углов кадра скопились тени — их необходимо чем-то компенсировать, но так, чтобы равновесие не было нарушено. Помните о том, что темные цвета всегда воспринимаются тяжелее, и такие объекты лучше располагать внизу кадра. Если все нравится, то берите негатив и спешите в ближайший фотоцентр. Вам остается только растолковать дизайнеру, что именно вы хотите получить.

Посмотрите на наши иллюстрации. С любым ли из предложенных вариантов вы согласны? Нет? Все правильно, ведь у вас есть свой взгляд и свои снимки. Так что мешает сделать их лучше?

Ч/б и тонирование

В цифровой лаборатории из любой цветной фотографии можно сделать черно-белую. Прибегают к этому, как правило, чтобы «избавиться» от лишнего, отвлекающего внимание цвета. Особенно удачно в черно-белом исполнении смотрится социальное фото, портреты пожилых людей (а иногда и наоборот — детей), архитектурные съемки, то есть сюжеты, где светом и тенью необходимо подчеркнуть фактуру — «вылепить» ее, будь то фактура материальная или духовная.

Однако если вам кажется, что обесцвеченная фотография утратила шарм и в цвете выглядела значительно лучше, не спешите корить себя за отсутствие художественного вкуса. В практике фотографа бывают ситуации, когда оттенки серого лучше заменить оттенками других цветов или, как говорят, тонировать изображение.

Все, что вам для этого нужно, — это попросить оператора окрасить выбранную фотографию в нужный вам тон. В некоторых лабораториях для этого существуют специальные таблицы, а в некоторых потребуется помощь дизайнера. В любом случае мы приведем несколько рекомендаций, которые, мы надеемся, помогут с выбором цвета.

Говоря о цвете, необходимо упомянуть о его восприятии. Известно, что цвета бывают холодные и теплые. К холодным относят фиолетовый, синий и голубой цвета, говоря научно — коротковолновая зона видимого спектра. К теплым — желтый, оранжевый и красный (длинноволновая зона спектра). Зеленый цвет лежит где-то посередине между ними и потому может иметь как холодные, так и теплые оттенки. Такое восприятие цвета пришло к нам, вероятно, от ассоциаций, например желтый — это солнце, тепло... а синий — ночь, луна...

Блюдо с грушами иллюстрирует различные варианты тонирования. Фото А. Мезенцева

Чаще всего фотография тонируется в коричневый (сепия) цвет, далее следуют зеленый и еще реже синий. К использованию других (красный, фиолетовый, желтый) прибегают значительно реже. Ими не следует злоупотреблять (как и вообще тонированием), так как легко можно впасть в безвкусицу и испортить хорошую фотографию.

К чему мы это говорим? А к тому, что хотя окрашиваются фотографии в соответствии с вашими замыслами, но на выбор тона также влияет и содержание снимка. Например, тонированный в теплые тона зимний пейзаж выглядит неестественно, а в холодные (чаще всего в голубой), наоборот, радует глаз. Сюда же можно отнести изображение морских далей, высокогорий и т.п.

Коричневый цвет способен подчеркнуть богатство тонов, проявить «настроение» фотографий, сделанных при солнце. Иногда очень удачно в таком исполнении смотрятся портреты.

Встречается и совмещение теплых оттенков с холодными. В пропорциях (в подавляющем большинстве случаев) это чуть-чуть теплого на фоне холодного, например, луна на фоне ночных гор и сине-черного неба. Однако для получения интересных результатов здесь понадобится немалый опыт.

К слову сказать, тонированием можно заниматься и без использования цифровых лабораторий. Достаточно купить монохромную пленку, которую можно проявлять и печатать в любом минилабе, а затем точно так же обговаривать с оператором тон будущего отпечатка.

Можно пойти еще дальше — печатать и тонировать вручную. Прислушайтесь: ...тонирование сернистым натрием... интересно? Если да, то перелистайте страницы и найдите статью «Черно-белое царство» — она для вас.

Ретушь и улучшение цвета

Благодаря ретуши железнодорожник "очистился" и обрел часть утерянного уса.

Восстановление старых фотографий и ретушь — это, пожалуй, одни из первых цифровых услуг, которые стали по-настоящему востребованы. Однако они немного выпадают из тематики нашей статьи, поскольку ваша задача сводится лишь к оформлению заказа на нуждающуюся в реставрации фотографию. Всю дальнейшую работу возьмет на себя дизайнер.

К сожалению, процедура эта достаточна дорогостоящая и часто не доступна тем, кто в ней действительно нуждается.

Вопросы улучшения цвета на фотографиях более насущны. И в этом вопросе цифровому минилабу попросту нет равных. Покопайтесь в своих архивах, там обязательно отыщутся снимки с искаженным цветом, например на фото, привезенных с юга. Зеленое небо, зеленое море и темно-желтый тон всего снимка должны сказать вам: что-то не так. В подавляющем большинстве случаев цифровой принтер-процессор вернет естественность любым вашим снимкам, кроме того, вы обнаружите, что отпечатки стали более резкими и выровненными по контрасту.

Оба цветовых решения допустимы. Вы выбираете тот, который более полно отвечает вашим замыслам.

Еще раз о главном

Мы ведем речь о цифровых фотолабораториях, и надо учитывать, что описываемые способы улучшения фотографий редко применимы (а иногда и принципиально невозможны) на аналоговых принтер-процессорах. К тому же и среди цифровых мини-лабораторий есть как свои лидеры, так и «не очень». Поэтому, если вы не получили из печати того, на что рассчитывали, это не значит, что в другой лаборатории будет то же самое. Ищете «свою» лабораторию: читайте тесты, составляйте и печатайте свои, и однажды грань между тем, что вы задумали, и тем, что получилось — исчезнет!



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Плёночная фотокамера Leica М7 снята с производства
25 мая 2018
Новости

Плёночная фотокамера Leica М7 снята с производства

Компания Leica объявила о прекращении выпуска камеры М7. В настоящее время часть моделей ещё находятся на складах некоторых интернет магазинов, но после продажи этих остатков камера окончательно выйдет из оборота. Единственными плёночными камерами в модельном ряду Leica, теперь остаются Leica MP и Leica M-A. Leica М7 была выпущена компанией в 2002 году и производилась на протяжении 15 лет.

«Тренер» на левой руке: стартовали продажи фитнес-трекера Huawei TalkBand B2
22 мая 2015
Новости

«Тренер» на левой руке: стартовали продажи фитнес-трекера Huawei TalkBand B2

Москва, май 2015 г. – Компания Huawei объявила о начале приёма предварительных заказов на новый фитнес-трекер TalkBand B2 со встроенной Bluetooth-гарнитурой. Отныне стильная спортивная новинка для занятых людей, ведущих активный образ жизни, доступна российским пользователям.

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2018
27 сентября 2017
Новости

Объявлен состав жюри конкурса Sony World Photography Awards 2018

World Photography Organisation объявила состав жюри Sony World Photography Awards 2018 года — одного из крупнейших в мире конкурсов фотографии. В связи с этим была опубликована подборка работ Открытого конкурса, а члены нового состава жюри дали советы тем, кто подаёт свои работы на конкурс.

Cresyn выпустил наушники с уникальным дизайном и мощным звучанием
14 августа 2014
Новости

Cresyn выпустил наушники с уникальным дизайном и мощным звучанием

Москва, 14 августа 2014 – Компания «Графитек» и один из мировых лидеров производства наушников Cresyn представляют наушники C260H с уникальным оголовьем в виде «ленты» и объемным сильным звуком, сметающим все на своем пути.

Четыре новых продукта серии RAZER ADARO дарят впечатляющий звук и функциональность
6 марта 2014
Новости

Четыре новых продукта серии RAZER ADARO дарят впечатляющий звук и функциональность

Компания Razer™ ведущий мировой производитель высококачественного игрового оборудования и престижной периферии объявляет о выпуске линейки наушников для прослушивания музыки Razer Adaro.

Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру
30 декабря 2014
Тесты

Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру

Ведущие производители фототехники всегда стремились создать универсальную зеркальную фотокамеру, идеально подходящую для большинства людей, называющих себя фотографами. В узкий круг этих производителей безусловно, входит компания Nikon. Раз в несколько лет появляется революционное инженерное решение, используя которое разработчики создают целое семейство техники. Из этого семейства каждый может подобрать себе инструмент по душе, задаче, кошельку.

Тест Canon EOS 650D: улучшенный автофокус позволяет снимать в зоопарке любые сюжеты
6 апреля 2013
Тесты

Тест Canon EOS 650D: улучшенный автофокус позволяет снимать в зоопарке любые сюжеты

Когда прошлым летом компания Canon объявила о выпуске очередной любительской зеркалки старшего уровня EOS 650D, первая реакция на обнародованные характеристики была спокойная: по цифрам там практически все повторяло данные предыдущей модели. Однако внешность оказалась обманчива. Эти изменения направлены на превращение камеры из послушного и точного инструмента в какое-то более отзывчивое существо, со своей логикой, которое не слепо выполняет волю фотографа, а ведет с ним диалог и полноценно участвует в общем деле – съемке....

«В объективе Nikon»: на Белое море с Александром Семеновым
21 января 2016
Обзоры

«В объективе Nikon»: на Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

Обзор компактных фотокамер Canon PowerShot A3400 IS/A4000 IS
17 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактных фотокамер Canon PowerShot A3400 IS/A4000 IS

Две новинки бюджетной серии PowerShot A предлагают современные характеристики за разумные деньги. Оптимальные во всех отношениях компакты получаются оптимально доступны: их возможностей с лихвой хватит нетребовательным фотолюбителям, а заявленные цены вполне позволительны с учетом качества и умений камер.

Canon представляет новое струйное МФУ «4 в 1» с перезаправляемыми чернильницами PIXMA G4400
2 декабря 2016
Новости

Canon представляет новое струйное МФУ «4 в 1» с перезаправляемыми чернильницами PIXMA G4400

Москва, Россия, 1 декабря 2016 года. Сегодня Canon представляет новое струйное МФУ «4 в 1» PIXMA G4400. Эта новейшая модель оборудована оригинальной системой непрерывной подачи чернил Canon (CISS) с перезаправляемыми чернильницами. Устройство идеально для небольших предприятий и домашних офисов: оно позволяет значительно сократить расходы при больших объемах печати. Ресурс устройства составляет до 7000 цветных и до 6000 черно-белых страниц без замены чернил, что обеспечивает крайне низкую стоимость печати одной страницы.