Учись печатать!

Огромный серый зверь Декабрь заживо съел все цвета. Он поскитался по улицам, позевывая и выдыхая прозрачные облачка пара, а потом растянулся прямо на земле. И наступила зима.

Если выглянуть в окно, то там, теряясь в утренних сумерках, проступают плоские пятна крыш. Какие-то все безглазые, темные... Эх, добавить бы картинке контраста, вытянуть из этого тумана детали, черты, смыть чем-нибудь эту бесконечную вялость. Кто с этим справится? Кто найдет для зимнего уныния рамку более подходящую, чем крестовина окна?

И все же среди бесцветных домов живет человек, которому это подвластно. Его трудно угадать в толпе, особенно сейчас — зимою, среди теплых и темных теней, но этот человек там, и он способен создавать миры одним движением пальца, этот человек — вы.

Фотографу доступно многое. То, на чем он остановил свой взгляд, увидят и другие. И эти фотографии — виденье наших прадедов и отцов, маленькая скважина в огромной двери прошлого, куда и мы можем заглянуть. Главное, чтобы это зрелище нас не разочаровало. А ведь это может случиться. Невнимательность, небрежность в отношении сюжетов, и вот перед нами пустые и плоские снимки, словно те крыши...

Сюжет нужно довести до конца, если есть хотя бы маленькая возможность его улучшить — делайте, ищите новые способы, и, кто знает, быть может, зная разницу между «как было» и «как стало», вы станете меньше ошибаться при съемке.

В прошлом номере вы могли прочесть статью «Учись фотографировать», и мы надеемся, что за прошедшие полгода вы немало добились. Но что делать, если не все фотографии вас устраивают? В этой статье вы сможете найти несколько советов, как можно улучшить ваши снимки в цифровой фотолаборатории.

На чем печатаем?

Традиционно мы уделяем много внимания технической стороне фотографии. Это указано даже в названии нашего журнала. Однако публикаций на тему фотолабораторий, благодаря которым «распухают» альбомы фотолюбителей, практически не было.

Первое, что здесь бросается в глаза, - это центральное расположение смысловой группы, а посторонние цвета (красный и синий) отвлекают от нее внимание. Улучшить данный снимок возможно, если "подрезать" его, сместить цветовые и смысловые акценты на лица людей.

Принято считать эту тему сугубо специальной. Кому, скажите, придет в голову интересоваться маркой или, более того, техническими характеристиками минилаба? Большая часть оформляющих заказы людей общается только с приемщицей, а о том, каким образом негатив «мутирует» в фотографию, и не задумываются. Это НЕ ИНТЕРЕСНО. Да спросите саму приемщицу: на каком оборудовании они работают, и та в большинстве случаев только пожмет плечами или крикнет какого-нибудь Сашу (Сережу, Диму и т.д.).

Так было, и так, по всей видимости, будет еще долго. И все-таки в последние годы интерес к этой области начал понемногу расти. В первую очередь это связано с появлением новой области — цифровой фотографии и появлением своеобразной моды на «цифру». Рынок отреагировал на это достаточно быстро. Рядом с обычными и зачастую скромными фотолабораториями стали появляться «навороченные» фотоцентры.

Причем в большинстве из них цифровой минилаб не скрывают где-нибудь за стенкой или ширмой, а водружают на самое видное место. Среди специалистов даже имеется специальный термин — «в прямой видимости клиента». Связано это с несколькими вещами.

Во-первых, приходя в современный фотоцентр, человек подсознательно ожидает чего-то необычного. Подчас забывая о фотографиях, он желает получить зрелище, о котором ему столько твердили в модных журналах и по телевизору. Его величество минилаб не должен обмануть ожиданий.

Во-вторых, цены на оказываемые услуги здесь выше раза в два-три, чем те, к которым фотолюбитель привык. Он должен знать, за что платит эти деньги.

Поэтому мы не только знакомим вас с возможностями цифровой печати, но и с самим оборудованием, которое эти возможности обеспечивает.

Как себя вести

Первое, что нужно твердо запомнить, — в любой фотолаборатории вы главный. Сразу отбросьте всяческую неуверенность и скованность перед взглядами дизайнеров и приемщиц, они проверяют вас на крепость духа.

Оформляя заказ, обговаривайте все его сложности (если таковые имеются), цвет, свет и т.д. Будет лучше, если вы сами или приемщица подробно запишет, как и что нужно делать с конкретным негативом, в противном случае будет достаточно трудно опротестовать плохой результат.

Второе — если вы ничего не обговаривали, но результат вас не устраивает (при нормальном негативе!) — требуйте перепечатки, причем за счет лаборатории. Это возможно в случае: а) на отпечатке заметны полосы, пыль, белые «волоски»; б) отпечаток слишком темный или светлый, чересчур контрастный или, наоборот, «вялый»; в) искаженная цветопередача — различные посторонние оттенки. Если вам говорят, что это ваши ошибки — не верьте. Представьте, что в парикмахерской мастер вместо стрижки начинает брить вам голову. Неужели вы молча станете на это смотреть?

Третье — не следует думать, что сотрудники минилабов «носятся» только с крупными или профессиональными клиентами — они такие же клиенты, как и вы. И даже если ваш заказ — это одна фотография 9х12, и она вас не устраивает — доказывайте свою правоту!

Четвертое — если вы точно знаете чего хотите, но не уверены, что вас понимают, заказывайте «печать в присутствии заказчика». Некоторые лаборатории (чаще всего профессиональные) оказывают такую услугу, поинтересуйтесь.

Сервис

О возможностях цифровых фотолабораторий написано уже достаточно, повторяться не будем, тем более что в конце статьи приведен обзор пяти таких машин, которые мы считаем наиболее распространенными и заслуживающими внимания.

Сейчас же поговорим о том, как улучшить уже отснятые вами фотографии. Мы рассмотрим кадрирование, тонирование и восстановление снимков.

Кадрирование

К сожалению, не все, что мы снимаем, выглядит выразительно. Иногда даже удачный сюжет оказывается «скомкан» при съемке из-за спешки или невнимательности. Сколько лишнего подчас попадает на фотографию и сколько важного оказывается «за кадром». А ведь ее уже не переснимешь, ушло время... Что делать и как «вытащить» из снимка его идею, короче говоря: как отделить зерна от плевел?

Есть один способ, который родился, наверное, вместе с фотографией. Это кадрирование. Его можно проводить двумя путями.

Во-первых, напечатать фотографию большим форматом, а затем обрезать ее. Полистайте черно-белые фотоальбомы ваших родителей, дедушек, бабушек, сколько там снимков, отличающихся от наших 10х15! Где-то это квадрат, где-то узкая полоска, а где-то ножницы оставили только выразительные глаза.

Совершенно ясно, как именно фотограф хотел построить этот снимок. Мы лишь немного подчеркнули его мысль и "вычли" из кадра арматуру и космос над этими ребятами.

Во-вторых, кадрировать фотографию можно на стадии печати, увеличивая до определенного формата отдельные, наиболее значимые участки изображения. Такой способ еще называется выкадровкой. Раньше им могли пользоваться только люди, которые печатали самостоятельно или пользовались услугами профессиональных фотолабораторий. С появлением цифровых минилабов кадрирование стало доступно большинству фотолюбителей.

Весьма успешно кадрирование применимо для всех видов портретов: группового, парного, одиночного; для пейзажей и для фотографий, содержащих несколько смысловых центров.

В основе кадрирования лежат три простых правила. Первое — стройте кадрирование на основе фотокомпозиции. Второе — забудьте о правиле первом и полагайтесь на свой художественный вкус. Третье — подумайте, стоит ли вообще работать с выбранной фотографией...

Если вы на это решились, то будет полезным освежить в памяти несколько советов по композиции.

Золотое сечение. Представьте, что будущий снимок — это ровная чистая поверхность, разделенная двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали на девять равных частей. В местах пересечения этих линий вколочено четыре крючка. Именно на них следует «развесить» сюжетно важные детали вашей фотографии. Например, в портрете (при крупном плане) — это глаза; в пейзаже — линия горизонта. Мы делаем это для того, чтобы главный объект съемки не располагался в центре кадра, и снимок не был статичным.

Линейные построения. Сочетания линий, какие мы видим в жизни и отображенные затем в фотографии, способны выражать и характеризовать различные состояния покоя или движения за счет наших ассоциаций. Например, горизонтальные линии — это спокойствие, ширь, а вертикальные — ощущение высоты, стройности. Подчеркивая эти линии, можно вызывать у зрителя различные эмоции.

Добавить «жизни» часто помогают диагонали в кадре. Диагонали заставляют наши глаза двигаться, и картинка оживает. Для того чтобы движение было передано более выразительно, направление диагональных линий должно быть ясным. Уходящие за пределы кадра диагонали уводят за собою нашу мысль, что усиливает эмоциональное воздействие фотографии.

Уравновешенность. Целостность восприятия, единство зрительного впечатления достигается не только его цветовым и общекомпозиционным решением, но и равновесием всех элементов картины. Равновесие выражает представления об устойчивости и завершенности. Оно достигается не только за счет определенного распределения в кадре фигур и предметов, света и тени, но и за счет их связи.

Чтобы частично избавиться от "открыточности" этой фотографии, мы тонировали ее в теплый коричневый цвет. На наш взгляд сюжет стал несколько драматичнее.

Ритм. Иногда в кадре присутствуют повторяющиеся элементы. Например, телеграфные столбы, рельсы, скамейки в парке. Когда вы кадрируете снимок, старайтесь не обрубать этого ритма (если его присутствие в кадре оправдано), иначе часть энергетики снимка может пропасть.

Теперь выберите несколько снимков, которые вы желаете немого «почикать». С чего начать? Начните с композиции: выберите сюжетно-важные участки изображения и расположите их как можно ближе к точкам или линиям «золотого сечения». Мысленно отбросьте все лишнее или просто прикройте часть изображения ладонью, листом бумаги, чем пожелаете.

Посмотрите, нет ли на фотографии диагональных линий, образованных, например, линией руки, поворотом головы, расположением людей или даже взглядом. Если они есть, то их необходимо «подчеркнуть».

«Взвесьте» получившийся сюжет. Нет ли там предметов или цветов, которые мешают восприятию главного объекта, отвлекают от него внимание. Например, в одном из углов кадра скопились тени — их необходимо чем-то компенсировать, но так, чтобы равновесие не было нарушено. Помните о том, что темные цвета всегда воспринимаются тяжелее, и такие объекты лучше располагать внизу кадра. Если все нравится, то берите негатив и спешите в ближайший фотоцентр. Вам остается только растолковать дизайнеру, что именно вы хотите получить.

Посмотрите на наши иллюстрации. С любым ли из предложенных вариантов вы согласны? Нет? Все правильно, ведь у вас есть свой взгляд и свои снимки. Так что мешает сделать их лучше?

Ч/б и тонирование

В цифровой лаборатории из любой цветной фотографии можно сделать черно-белую. Прибегают к этому, как правило, чтобы «избавиться» от лишнего, отвлекающего внимание цвета. Особенно удачно в черно-белом исполнении смотрится социальное фото, портреты пожилых людей (а иногда и наоборот — детей), архитектурные съемки, то есть сюжеты, где светом и тенью необходимо подчеркнуть фактуру — «вылепить» ее, будь то фактура материальная или духовная.

Однако если вам кажется, что обесцвеченная фотография утратила шарм и в цвете выглядела значительно лучше, не спешите корить себя за отсутствие художественного вкуса. В практике фотографа бывают ситуации, когда оттенки серого лучше заменить оттенками других цветов или, как говорят, тонировать изображение.

Все, что вам для этого нужно, — это попросить оператора окрасить выбранную фотографию в нужный вам тон. В некоторых лабораториях для этого существуют специальные таблицы, а в некоторых потребуется помощь дизайнера. В любом случае мы приведем несколько рекомендаций, которые, мы надеемся, помогут с выбором цвета.

Говоря о цвете, необходимо упомянуть о его восприятии. Известно, что цвета бывают холодные и теплые. К холодным относят фиолетовый, синий и голубой цвета, говоря научно — коротковолновая зона видимого спектра. К теплым — желтый, оранжевый и красный (длинноволновая зона спектра). Зеленый цвет лежит где-то посередине между ними и потому может иметь как холодные, так и теплые оттенки. Такое восприятие цвета пришло к нам, вероятно, от ассоциаций, например желтый — это солнце, тепло... а синий — ночь, луна...

Блюдо с грушами иллюстрирует различные варианты тонирования. Фото А. Мезенцева

Чаще всего фотография тонируется в коричневый (сепия) цвет, далее следуют зеленый и еще реже синий. К использованию других (красный, фиолетовый, желтый) прибегают значительно реже. Ими не следует злоупотреблять (как и вообще тонированием), так как легко можно впасть в безвкусицу и испортить хорошую фотографию.

К чему мы это говорим? А к тому, что хотя окрашиваются фотографии в соответствии с вашими замыслами, но на выбор тона также влияет и содержание снимка. Например, тонированный в теплые тона зимний пейзаж выглядит неестественно, а в холодные (чаще всего в голубой), наоборот, радует глаз. Сюда же можно отнести изображение морских далей, высокогорий и т.п.

Коричневый цвет способен подчеркнуть богатство тонов, проявить «настроение» фотографий, сделанных при солнце. Иногда очень удачно в таком исполнении смотрятся портреты.

Встречается и совмещение теплых оттенков с холодными. В пропорциях (в подавляющем большинстве случаев) это чуть-чуть теплого на фоне холодного, например, луна на фоне ночных гор и сине-черного неба. Однако для получения интересных результатов здесь понадобится немалый опыт.

К слову сказать, тонированием можно заниматься и без использования цифровых лабораторий. Достаточно купить монохромную пленку, которую можно проявлять и печатать в любом минилабе, а затем точно так же обговаривать с оператором тон будущего отпечатка.

Можно пойти еще дальше — печатать и тонировать вручную. Прислушайтесь: ...тонирование сернистым натрием... интересно? Если да, то перелистайте страницы и найдите статью «Черно-белое царство» — она для вас.

Ретушь и улучшение цвета

Благодаря ретуши железнодорожник "очистился" и обрел часть утерянного уса.

Восстановление старых фотографий и ретушь — это, пожалуй, одни из первых цифровых услуг, которые стали по-настоящему востребованы. Однако они немного выпадают из тематики нашей статьи, поскольку ваша задача сводится лишь к оформлению заказа на нуждающуюся в реставрации фотографию. Всю дальнейшую работу возьмет на себя дизайнер.

К сожалению, процедура эта достаточна дорогостоящая и часто не доступна тем, кто в ней действительно нуждается.

Вопросы улучшения цвета на фотографиях более насущны. И в этом вопросе цифровому минилабу попросту нет равных. Покопайтесь в своих архивах, там обязательно отыщутся снимки с искаженным цветом, например на фото, привезенных с юга. Зеленое небо, зеленое море и темно-желтый тон всего снимка должны сказать вам: что-то не так. В подавляющем большинстве случаев цифровой принтер-процессор вернет естественность любым вашим снимкам, кроме того, вы обнаружите, что отпечатки стали более резкими и выровненными по контрасту.

Оба цветовых решения допустимы. Вы выбираете тот, который более полно отвечает вашим замыслам.

Еще раз о главном

Мы ведем речь о цифровых фотолабораториях, и надо учитывать, что описываемые способы улучшения фотографий редко применимы (а иногда и принципиально невозможны) на аналоговых принтер-процессорах. К тому же и среди цифровых мини-лабораторий есть как свои лидеры, так и «не очень». Поэтому, если вы не получили из печати того, на что рассчитывали, это не значит, что в другой лаборатории будет то же самое. Ищете «свою» лабораторию: читайте тесты, составляйте и печатайте свои, и однажды грань между тем, что вы задумали, и тем, что получилось — исчезнет!



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Sony показала новые телевизоры BRAVIA в России
19 мая 2018
Новости

Компания Sony показала новые телевизоры BRAVIA в России

Компания Sony представила в Москве новую линейку телевизоров BRAVIA на российском рынке. Гости презентации одними из первых в России смогли увидеть и оценить качество изображения новой линейки BRAVIA OLED AF8, 4K HDR телевизоров серий XF90 и XF85, XF80, XF75, XF70, а так же новой линейки телевизоров с поддержкой Full HD и операционной системой Android TV™ серии WF8.

Уверенный прием
25 декабря 2006
Новости

Уверенный прием

ODEON — дочерний брэнд всемирно известного китайского производителя DVD техники SHINCO, уже успевший заработать популярность и авторитет на просторах Отечества. Секрет успеха молодых и энергичных менеджеров заключается в неповторимом сочетании качеств поставляемой техники. В поистине необъятном разнообразии марок и моделей российский потребитель без труда может узнать модели DVD-проигрывателей ODEON.

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX400: используйте смартфон вместо пульта для управления своей фотокамерой
13 марта 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX400: используйте смартфон вместо пульта для управления своей фотокамерой

Новая модель Sony DSC-HX400 получила впечатляющую начинку в компактном и легком корпусе. Мощный 50-кратный оптический зум камеры подойдет для любого жанра съемки — от ландшафтов, семейных фотографий и концертов до детализированных крупных планов спортивных мероприятий и живой природы. Если нужно подобраться поближе, функция Clear Image Zoom обеспечит эффектный полноформатный крупный план удаленных объектов благодаря 100-кратному увеличению.

Журнал Фото&Техника: свежий номер, въедливые тесты и новый дизайн
7 апреля 2012
Новости

Журнал Фото&Техника: свежий номер, въедливые тесты и новый дизайн

10 апреля поступит в продажу весенний номер журнала "Потребитель. Фото&Техника". ТЕСТЫ НОМЕРА: Nikon D4 — тест флагмана линейки профессиональных зеркальных фотокамер Nikon. Sony NEX-7 — тест самой продвинутой компактной камеры со сменной оптикой. Сanon PowerShot GX1 — тест первой компактной камеры с большой матрицей. Nikon 1v — тест компактной камеры со сменной оптикой — старшей модели Nikon. Sony DSC-WX50 — тест компактной камеры размером с кредитную карту.

Проектор Vivitek Qumi Q7: луч света из «королевства микрозеркал»
4 февраля 2014
Обзоры

Проектор Vivitek Qumi Q7: луч света из «королевства микрозеркал»

Телевизоры, признаюсь, в последние годы я менял, как перчатки. И каждый раз в глубине души надеялся на сверхъестественное чудо-техники. Но чуда не случалось, как выяснялось – и экран опять маловат, и «ящик» тускловат… И вот однажды ко мне сама пришла революционная мысль: а не заменить ли телевизор на проектор? Эта мысль, как заноза… И вот теперь есть шанс, что она материализуется - в образе проектора Vivitek Qumi Q7. Так что я душевно рад, что именно эта модель попала мне в руки для обзора: покрутим, попользуем и сделаем выводы как на духу.

TP-LINK представляет беспроводную облачную IP-камеру NC250, которая позволит не упускать из виду самое важное
20 марта 2015
Новости

TP-LINK представляет беспроводную облачную IP-камеру NC250, которая позволит не упускать из виду самое важное

Хофхайм-ам-Таунус, 20/03/15 — компания TP-LINK, известная своей широкой линейкой высококачественных и экономичных беспроводных устройств для дома и бизнеса, сегодня анонсировала новую модель беспроводной облачной IP-камеры NC250, которая позволит пользователям находиться практически в двух местах одновременно. Камера сможет обеспечить безопасность дома и на рабочем месте, обладая характеристиками и функциями, предназначенными для создания и управления собственной системой видеонаблюдения.

Sony выпустит a6300 в корпусе серебристого цвета
6 января 2018
Новости

Sony выпустит a6300 в корпусе серебристого цвета

Sony решила обновить дизайн а6300 и выпускает камеру в корпусе серебристого цвета. Камера в новом цвете появится в некоторых розничных магазина в феврале 2018 года.

Тестовое видео Nikon Z7: съемка с рук с матричным стабилизатором
29 ноября 2018
Видео

Тестовое видео Nikon Z7: съемка с рук с матричным стабилизатором

В первом же поколении серии Z7 появилась съемка видео в 4K - правда, пока только 30 кадров/сек. Но и при такой частоте кадров детализация вызывает восхищение!

Док-станция GENEVA XL поддерживает все портативные устройства Apple
11 августа 2012
Обзоры

Док-станция GENEVA XL поддерживает все портативные устройства Apple

С первого взгляда кажется, что техника фирмы Geneva попала в магазин бытовой электроники по ошибке. Облик этих лаконичных, с отделкой под рояльный лак и глянцевый пластик устройств делает их уместными в дизайнерском бутике. Средняя модель в линейке может комплектоваться подставкой, в паре с которой напоминает одну полочную колонку. На деле же это даже не просто док-станция, но также CD-проигрыватель и вообще все, что нужно меломану в одном красивом флаконе.

31 декабря 2003
Новости

ALPINE CDE-9845RR CD/mp3/WMA-ресивер В линейке Classic модель CDE-9845RR функционально находится аккурат посередине, и именно по этой причине начать знакомство с модельным рядом ALPINE 2005 года мы хотим именно с этого ресивера. С одной стороны, это качественный ресивер, как и любой продукт ALPINE, имеющий сбалансированный функциональный набор, а с другой, его конкурентоспособная цена позволяет говорить о массовом распространении по всей территории нашей страны.