Учись печатать!

Огромный серый зверь Декабрь заживо съел все цвета. Он поскитался по улицам, позевывая и выдыхая прозрачные облачка пара, а потом растянулся прямо на земле. И наступила зима.

Если выглянуть в окно, то там, теряясь в утренних сумерках, проступают плоские пятна крыш. Какие-то все безглазые, темные... Эх, добавить бы картинке контраста, вытянуть из этого тумана детали, черты, смыть чем-нибудь эту бесконечную вялость. Кто с этим справится? Кто найдет для зимнего уныния рамку более подходящую, чем крестовина окна?

И все же среди бесцветных домов живет человек, которому это подвластно. Его трудно угадать в толпе, особенно сейчас — зимою, среди теплых и темных теней, но этот человек там, и он способен создавать миры одним движением пальца, этот человек — вы.

Фотографу доступно многое. То, на чем он остановил свой взгляд, увидят и другие. И эти фотографии — виденье наших прадедов и отцов, маленькая скважина в огромной двери прошлого, куда и мы можем заглянуть. Главное, чтобы это зрелище нас не разочаровало. А ведь это может случиться. Невнимательность, небрежность в отношении сюжетов, и вот перед нами пустые и плоские снимки, словно те крыши...

Сюжет нужно довести до конца, если есть хотя бы маленькая возможность его улучшить — делайте, ищите новые способы, и, кто знает, быть может, зная разницу между «как было» и «как стало», вы станете меньше ошибаться при съемке.

В прошлом номере вы могли прочесть статью «Учись фотографировать», и мы надеемся, что за прошедшие полгода вы немало добились. Но что делать, если не все фотографии вас устраивают? В этой статье вы сможете найти несколько советов, как можно улучшить ваши снимки в цифровой фотолаборатории.

На чем печатаем?

Традиционно мы уделяем много внимания технической стороне фотографии. Это указано даже в названии нашего журнала. Однако публикаций на тему фотолабораторий, благодаря которым «распухают» альбомы фотолюбителей, практически не было.

Первое, что здесь бросается в глаза, - это центральное расположение смысловой группы, а посторонние цвета (красный и синий) отвлекают от нее внимание. Улучшить данный снимок возможно, если "подрезать" его, сместить цветовые и смысловые акценты на лица людей.

Принято считать эту тему сугубо специальной. Кому, скажите, придет в голову интересоваться маркой или, более того, техническими характеристиками минилаба? Большая часть оформляющих заказы людей общается только с приемщицей, а о том, каким образом негатив «мутирует» в фотографию, и не задумываются. Это НЕ ИНТЕРЕСНО. Да спросите саму приемщицу: на каком оборудовании они работают, и та в большинстве случаев только пожмет плечами или крикнет какого-нибудь Сашу (Сережу, Диму и т.д.).

Так было, и так, по всей видимости, будет еще долго. И все-таки в последние годы интерес к этой области начал понемногу расти. В первую очередь это связано с появлением новой области — цифровой фотографии и появлением своеобразной моды на «цифру». Рынок отреагировал на это достаточно быстро. Рядом с обычными и зачастую скромными фотолабораториями стали появляться «навороченные» фотоцентры.

Причем в большинстве из них цифровой минилаб не скрывают где-нибудь за стенкой или ширмой, а водружают на самое видное место. Среди специалистов даже имеется специальный термин — «в прямой видимости клиента». Связано это с несколькими вещами.

Во-первых, приходя в современный фотоцентр, человек подсознательно ожидает чего-то необычного. Подчас забывая о фотографиях, он желает получить зрелище, о котором ему столько твердили в модных журналах и по телевизору. Его величество минилаб не должен обмануть ожиданий.

Во-вторых, цены на оказываемые услуги здесь выше раза в два-три, чем те, к которым фотолюбитель привык. Он должен знать, за что платит эти деньги.

Поэтому мы не только знакомим вас с возможностями цифровой печати, но и с самим оборудованием, которое эти возможности обеспечивает.

Как себя вести

Первое, что нужно твердо запомнить, — в любой фотолаборатории вы главный. Сразу отбросьте всяческую неуверенность и скованность перед взглядами дизайнеров и приемщиц, они проверяют вас на крепость духа.

Оформляя заказ, обговаривайте все его сложности (если таковые имеются), цвет, свет и т.д. Будет лучше, если вы сами или приемщица подробно запишет, как и что нужно делать с конкретным негативом, в противном случае будет достаточно трудно опротестовать плохой результат.

Второе — если вы ничего не обговаривали, но результат вас не устраивает (при нормальном негативе!) — требуйте перепечатки, причем за счет лаборатории. Это возможно в случае: а) на отпечатке заметны полосы, пыль, белые «волоски»; б) отпечаток слишком темный или светлый, чересчур контрастный или, наоборот, «вялый»; в) искаженная цветопередача — различные посторонние оттенки. Если вам говорят, что это ваши ошибки — не верьте. Представьте, что в парикмахерской мастер вместо стрижки начинает брить вам голову. Неужели вы молча станете на это смотреть?

Третье — не следует думать, что сотрудники минилабов «носятся» только с крупными или профессиональными клиентами — они такие же клиенты, как и вы. И даже если ваш заказ — это одна фотография 9х12, и она вас не устраивает — доказывайте свою правоту!

Четвертое — если вы точно знаете чего хотите, но не уверены, что вас понимают, заказывайте «печать в присутствии заказчика». Некоторые лаборатории (чаще всего профессиональные) оказывают такую услугу, поинтересуйтесь.

Сервис

О возможностях цифровых фотолабораторий написано уже достаточно, повторяться не будем, тем более что в конце статьи приведен обзор пяти таких машин, которые мы считаем наиболее распространенными и заслуживающими внимания.

Сейчас же поговорим о том, как улучшить уже отснятые вами фотографии. Мы рассмотрим кадрирование, тонирование и восстановление снимков.

Кадрирование

К сожалению, не все, что мы снимаем, выглядит выразительно. Иногда даже удачный сюжет оказывается «скомкан» при съемке из-за спешки или невнимательности. Сколько лишнего подчас попадает на фотографию и сколько важного оказывается «за кадром». А ведь ее уже не переснимешь, ушло время... Что делать и как «вытащить» из снимка его идею, короче говоря: как отделить зерна от плевел?

Есть один способ, который родился, наверное, вместе с фотографией. Это кадрирование. Его можно проводить двумя путями.

Во-первых, напечатать фотографию большим форматом, а затем обрезать ее. Полистайте черно-белые фотоальбомы ваших родителей, дедушек, бабушек, сколько там снимков, отличающихся от наших 10х15! Где-то это квадрат, где-то узкая полоска, а где-то ножницы оставили только выразительные глаза.

Совершенно ясно, как именно фотограф хотел построить этот снимок. Мы лишь немного подчеркнули его мысль и "вычли" из кадра арматуру и космос над этими ребятами.

Во-вторых, кадрировать фотографию можно на стадии печати, увеличивая до определенного формата отдельные, наиболее значимые участки изображения. Такой способ еще называется выкадровкой. Раньше им могли пользоваться только люди, которые печатали самостоятельно или пользовались услугами профессиональных фотолабораторий. С появлением цифровых минилабов кадрирование стало доступно большинству фотолюбителей.

Весьма успешно кадрирование применимо для всех видов портретов: группового, парного, одиночного; для пейзажей и для фотографий, содержащих несколько смысловых центров.

В основе кадрирования лежат три простых правила. Первое — стройте кадрирование на основе фотокомпозиции. Второе — забудьте о правиле первом и полагайтесь на свой художественный вкус. Третье — подумайте, стоит ли вообще работать с выбранной фотографией...

Если вы на это решились, то будет полезным освежить в памяти несколько советов по композиции.

Золотое сечение. Представьте, что будущий снимок — это ровная чистая поверхность, разделенная двумя линиями по горизонтали и двумя по вертикали на девять равных частей. В местах пересечения этих линий вколочено четыре крючка. Именно на них следует «развесить» сюжетно важные детали вашей фотографии. Например, в портрете (при крупном плане) — это глаза; в пейзаже — линия горизонта. Мы делаем это для того, чтобы главный объект съемки не располагался в центре кадра, и снимок не был статичным.

Линейные построения. Сочетания линий, какие мы видим в жизни и отображенные затем в фотографии, способны выражать и характеризовать различные состояния покоя или движения за счет наших ассоциаций. Например, горизонтальные линии — это спокойствие, ширь, а вертикальные — ощущение высоты, стройности. Подчеркивая эти линии, можно вызывать у зрителя различные эмоции.

Добавить «жизни» часто помогают диагонали в кадре. Диагонали заставляют наши глаза двигаться, и картинка оживает. Для того чтобы движение было передано более выразительно, направление диагональных линий должно быть ясным. Уходящие за пределы кадра диагонали уводят за собою нашу мысль, что усиливает эмоциональное воздействие фотографии.

Уравновешенность. Целостность восприятия, единство зрительного впечатления достигается не только его цветовым и общекомпозиционным решением, но и равновесием всех элементов картины. Равновесие выражает представления об устойчивости и завершенности. Оно достигается не только за счет определенного распределения в кадре фигур и предметов, света и тени, но и за счет их связи.

Чтобы частично избавиться от "открыточности" этой фотографии, мы тонировали ее в теплый коричневый цвет. На наш взгляд сюжет стал несколько драматичнее.

Ритм. Иногда в кадре присутствуют повторяющиеся элементы. Например, телеграфные столбы, рельсы, скамейки в парке. Когда вы кадрируете снимок, старайтесь не обрубать этого ритма (если его присутствие в кадре оправдано), иначе часть энергетики снимка может пропасть.

Теперь выберите несколько снимков, которые вы желаете немого «почикать». С чего начать? Начните с композиции: выберите сюжетно-важные участки изображения и расположите их как можно ближе к точкам или линиям «золотого сечения». Мысленно отбросьте все лишнее или просто прикройте часть изображения ладонью, листом бумаги, чем пожелаете.

Посмотрите, нет ли на фотографии диагональных линий, образованных, например, линией руки, поворотом головы, расположением людей или даже взглядом. Если они есть, то их необходимо «подчеркнуть».

«Взвесьте» получившийся сюжет. Нет ли там предметов или цветов, которые мешают восприятию главного объекта, отвлекают от него внимание. Например, в одном из углов кадра скопились тени — их необходимо чем-то компенсировать, но так, чтобы равновесие не было нарушено. Помните о том, что темные цвета всегда воспринимаются тяжелее, и такие объекты лучше располагать внизу кадра. Если все нравится, то берите негатив и спешите в ближайший фотоцентр. Вам остается только растолковать дизайнеру, что именно вы хотите получить.

Посмотрите на наши иллюстрации. С любым ли из предложенных вариантов вы согласны? Нет? Все правильно, ведь у вас есть свой взгляд и свои снимки. Так что мешает сделать их лучше?

Ч/б и тонирование

В цифровой лаборатории из любой цветной фотографии можно сделать черно-белую. Прибегают к этому, как правило, чтобы «избавиться» от лишнего, отвлекающего внимание цвета. Особенно удачно в черно-белом исполнении смотрится социальное фото, портреты пожилых людей (а иногда и наоборот — детей), архитектурные съемки, то есть сюжеты, где светом и тенью необходимо подчеркнуть фактуру — «вылепить» ее, будь то фактура материальная или духовная.

Однако если вам кажется, что обесцвеченная фотография утратила шарм и в цвете выглядела значительно лучше, не спешите корить себя за отсутствие художественного вкуса. В практике фотографа бывают ситуации, когда оттенки серого лучше заменить оттенками других цветов или, как говорят, тонировать изображение.

Все, что вам для этого нужно, — это попросить оператора окрасить выбранную фотографию в нужный вам тон. В некоторых лабораториях для этого существуют специальные таблицы, а в некоторых потребуется помощь дизайнера. В любом случае мы приведем несколько рекомендаций, которые, мы надеемся, помогут с выбором цвета.

Говоря о цвете, необходимо упомянуть о его восприятии. Известно, что цвета бывают холодные и теплые. К холодным относят фиолетовый, синий и голубой цвета, говоря научно — коротковолновая зона видимого спектра. К теплым — желтый, оранжевый и красный (длинноволновая зона спектра). Зеленый цвет лежит где-то посередине между ними и потому может иметь как холодные, так и теплые оттенки. Такое восприятие цвета пришло к нам, вероятно, от ассоциаций, например желтый — это солнце, тепло... а синий — ночь, луна...

Блюдо с грушами иллюстрирует различные варианты тонирования. Фото А. Мезенцева

Чаще всего фотография тонируется в коричневый (сепия) цвет, далее следуют зеленый и еще реже синий. К использованию других (красный, фиолетовый, желтый) прибегают значительно реже. Ими не следует злоупотреблять (как и вообще тонированием), так как легко можно впасть в безвкусицу и испортить хорошую фотографию.

К чему мы это говорим? А к тому, что хотя окрашиваются фотографии в соответствии с вашими замыслами, но на выбор тона также влияет и содержание снимка. Например, тонированный в теплые тона зимний пейзаж выглядит неестественно, а в холодные (чаще всего в голубой), наоборот, радует глаз. Сюда же можно отнести изображение морских далей, высокогорий и т.п.

Коричневый цвет способен подчеркнуть богатство тонов, проявить «настроение» фотографий, сделанных при солнце. Иногда очень удачно в таком исполнении смотрятся портреты.

Встречается и совмещение теплых оттенков с холодными. В пропорциях (в подавляющем большинстве случаев) это чуть-чуть теплого на фоне холодного, например, луна на фоне ночных гор и сине-черного неба. Однако для получения интересных результатов здесь понадобится немалый опыт.

К слову сказать, тонированием можно заниматься и без использования цифровых лабораторий. Достаточно купить монохромную пленку, которую можно проявлять и печатать в любом минилабе, а затем точно так же обговаривать с оператором тон будущего отпечатка.

Можно пойти еще дальше — печатать и тонировать вручную. Прислушайтесь: ...тонирование сернистым натрием... интересно? Если да, то перелистайте страницы и найдите статью «Черно-белое царство» — она для вас.

Ретушь и улучшение цвета

Благодаря ретуши железнодорожник "очистился" и обрел часть утерянного уса.

Восстановление старых фотографий и ретушь — это, пожалуй, одни из первых цифровых услуг, которые стали по-настоящему востребованы. Однако они немного выпадают из тематики нашей статьи, поскольку ваша задача сводится лишь к оформлению заказа на нуждающуюся в реставрации фотографию. Всю дальнейшую работу возьмет на себя дизайнер.

К сожалению, процедура эта достаточна дорогостоящая и часто не доступна тем, кто в ней действительно нуждается.

Вопросы улучшения цвета на фотографиях более насущны. И в этом вопросе цифровому минилабу попросту нет равных. Покопайтесь в своих архивах, там обязательно отыщутся снимки с искаженным цветом, например на фото, привезенных с юга. Зеленое небо, зеленое море и темно-желтый тон всего снимка должны сказать вам: что-то не так. В подавляющем большинстве случаев цифровой принтер-процессор вернет естественность любым вашим снимкам, кроме того, вы обнаружите, что отпечатки стали более резкими и выровненными по контрасту.

Оба цветовых решения допустимы. Вы выбираете тот, который более полно отвечает вашим замыслам.

Еще раз о главном

Мы ведем речь о цифровых фотолабораториях, и надо учитывать, что описываемые способы улучшения фотографий редко применимы (а иногда и принципиально невозможны) на аналоговых принтер-процессорах. К тому же и среди цифровых мини-лабораторий есть как свои лидеры, так и «не очень». Поэтому, если вы не получили из печати того, на что рассчитывали, это не значит, что в другой лаборатории будет то же самое. Ищете «свою» лабораторию: читайте тесты, составляйте и печатайте свои, и однажды грань между тем, что вы задумали, и тем, что получилось — исчезнет!



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Sony расширяет флагманскую серию объективов G Master™, выпуская новый 100-400мм супер телефото зум-объектив с байонетом E
26 апреля 2017
Новости

Sony расширяет флагманскую серию объективов G Master™, выпуская новый 100-400мм супер телефото зум-объектив с байонетом E

Компания Sony представляет свой самый «дальнозоркий» объектив с байонетом E, супер телефото зум-объектив FE 100-400 мм F4,5–5,6 GM OSS (модель SEL100400GM). Новый полнокадровый объектив сохраняет высокие стандарты разрешения, которые являются «визитной карточкой» флагманской серии объективов Sony G Master™, предлагая в то же время невероятно быструю и точную автофокусировку, легкость, портативный дизайн, а также разнообразные профессиональные функции и возможности персонализации.

Беззеркальный фотоаппарат Pentax K-01: к ней подойдут сотни объективов от K до KAF
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Pentax K-01: к ней подойдут сотни объективов от K до KAF

В отличие от крохотной Q, которую можно приобрести за одни только ее габариты, причин покупать броскую, малопонятную, но уж очень крупную Pentax K-01 видно очень мало. Зато у модели Pentax K-01 есть огромное преимущество перед карманными товарками: с аппаратом совместим самый широкий парк оптики. Подойдут сотни объективов от K до KAF, а посредством переходника легко задействовать на аппарате и резьбовые объективы, и оптику систем Pentax 67 и 645.

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры
7 января 2014
Новости

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры

Компания Canon представляет совершенно новую концепцию фотокамеры — Canon PowerShot N100. В этой камере реализовано множество новых технологий, которые помогут вам без труда превращать свои фотографии и видеоролики в незабываемые истории. PowerShot N100 — первая компактная камера Canon, оснащенная сразу двумя объективами, расположенными на передней и обратной сторонах камеры. Это значит, что при спуске затвора вы можете одновременно запечатлеть и саму сцену, и свою реакцию на происходящее, показав событие с обеих сторон. В камере использованы те же оптические технологии, которые применяются в знаменитой серии PowerShot S, что обеспечивает великолепное качество снимков.

Предтеча цифровых технологий
12 марта 2013
Советы

Предтеча цифровых технологий

В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.

Обзор компактного фотоаппарата Olympus TG-820 iHS
5 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактного фотоаппарата Olympus TG-820 iHS

Еще в начале весны Olympus TG-820 iHS была невероятно продвинутой защищенной фотокамерой, а после появления TG-1 кажется моделью вполне заурядной. Аппарат не познал конвергенции технологий «системных» фотокамер и диктофонов и не имеет занятного светосильного зума, однако неплохо справляется с нагрузками и суровыми условиями, а по технической оснащенности все равно даст фору многим другим компактам.

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года
1 декабря 2015
Советы

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень уже отполыхала, деревья стоят голые и мрачные, а пестрая листва медленно перемешивается с вездесущей грязью. На небе что-то невнятное, под ногами хлюпает, солнце показывается на пару минут, да и то по большим праздникам. Добро пожаловать в позднюю осень, когда снимать не хочется, да и, вроде как, нечего. Или все не так уж и плохо?

Тест наушников Sunrise Xcape
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Sunrise Xcape

Китайская компания Sunrise (полное имя — Sunrise Audio Company) пока что не очень широко известна в кругах любителей качественного звука. Хотя новичком в отрасли аудиотехники она не является — просто, на потребительский рынок наушников она вышла недавно, и этот рынок не является для неё главным.

Программа для чтения PocketBook Reader теперь и на iOS
24 марта 2014
Новости

Программа для чтения PocketBook Reader теперь и на iOS

Компания PocketBook, лидер российского рынка электронных книг, объявляет о выходе версии приложения PocketBook Reader для операционной системы iOS. Программа уже доступна для скачивания в iTunes Store. PocketBook Reader — это приложение для чтения электронных книг, которое до недавнего времени было доступно только для устройств на базе Android. Основные черты отличительные черты апплета — простой интерфейс с необычным, но удобным круговым меню, поддержка огромного количества форматов, гибкие настройки отображения текста для книг с плавающей и фиксированной версткой.

В линейке российского бренда BQ пополнение новым смартфоном BQ-5057 Strike 2
17 апреля 2017
Новости

В линейке российского бренда BQ пополнение новым смартфоном BQ-5057 Strike 2

Главной гордостью модели является последняя версия операционной системы Android 7.0, что обычно несвойственно бюджетным брендам. Благодаря работе этой версии ОС смартфон BQ Strike 2 справляется с многозадачностью намного быстрее своих конкурентов.

Добавь драйва!
8 декабря 2004
Новости

Добавь драйва!

JVC KD-SHX701/KD-SHX701T CD/mp3/WMA-ресивер ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСИЛИТЕЛЬ: 50 Вт х4 (RMS: 19 Вт х4). ТЮНЕР: память на 24 станции. Автоматическое занесение станций в память. Возможность переключения дальний/местный прием и стерео/моно. ПРОИГРЫВАТЕЛЬ CD: отношение сигнал/шум — 102 дБ. Диапазон воспроизводимых частот 5 Гц — 20 кГц.