Тест зеркальной фотокамеры Nikon D3100: пропуск в зеркальный мир

Представляем Nikon D3100 — новую зеркальную цифровую камеру начального уровня. Это не означает отсутствия в ее конструкции каких-либо важнейших элементов, необходимых для создания отличных фотоизображений. Обычно в линейке зеркальных камер каждая последующая модель оснащается новыми функциями оперативной работы с ней, а технологии, успешно зарекомендовавшие себя в профессиональных моделях, передаются в камеры для массового потребителя. Сегодня мы попытаемся в этом убедиться.

Текст и фото: Александр КАСПЕРОВИЧ.

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

 

Технические характеристики

Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)

Размер: APS-C (23,1×15,4 мм)

Разрешение: 14,2 Мп (4608×3072)

Кроп-фактор: 1,5

Формат записи: NEF (сжатый RAW), JPEG

Светочувствительность: ISO 100-3200 (расширение до 12 800)

Видеосъемка: MOV, MotionJPEG с монофоническим звуком 1920×1080/24 кдр./с, 1280×720/30 кдр./с

Видоискатель: пентапризма, матовый экран типа B BriteView VII с фокусной рамкой

Площадь покрытия кадра: ~ 95%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3", около 230 000 точек, режим Live View с непрерывной автофокусировкой

Скорость съемки: до 3 кадров/с

Карты памяти: SD, SDHC

Вес: 500 г

Цена: $730 (kit Nikon AF-S 18-55 f/3.5-5.6 G DX VR Zoom-Nikkor)

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Введение

Первое десятилетие XXI века явило нам фантастический прорыв в области цифровых технологий. За последние двадцать лет количество фотолюбителей выросло на несколько порядков, поскольку доступность компактных камер («мыльниц»), обилие цветных фотоматериалов, широкая сеть фотолабораторий позволили без особых технических проблем воплощать людям свои творческие планы. С появлением массовой «цифры» мы можем с уверенностью констатировать, что практически каждый житель Земли тем или иным способом получал цифровое фотографическое изображение: теперь цифровые камеры встроены во множество бытовых устройств, в частности почти во все мобильные телефоны. Множество фотолюбителей, хорошо освоивших съемку самыми современными компактами, начинают испытывать так называемый творческий дискомфорт: им хочется как бы «слиться» с камерой в единое целое, а наводка при помощи монитора не позволяет им сделать этого. Далеко не всегда фотограф способен прочувствовать картинку, глядя не в оптический зеркальный видоискатель, который позволяет абсолютно точно оценить происходящее, а в монитор (каким бы совершенным он ни был). Предоставленная нам для испытаний новая цифровая зеркальная камера Nikon D3100 с автофокусным «стабилизированным» зум-объективом 18-55 мм и светосилой f/3,5-5,6 — начальный аппарат в никоновской зеркальной линейке.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Первое знакомство — визуальная оценка

При проектировании цифрозеркалок начального уровня конструкторы Nikon очень деликатно подходят к дизайнерским решениям, которые находят воплощение во внешнем виде будущей камеры.

Начнем с корпуса. Первые визуальные впечатления благоприятные, корпус небольшой, даже какой-то миниатюрный (все-таки зеркальная камера предполагает более-менее значительные объемы), однако «ухватистость» очень хороша. В значительной мере этому способствует обрезиненное матовое покрытие прилива на батарейном блоке. Сам корпус выполнен из высокопрочной пластмассы, его конфигурация и органы управления продуманны и удобны. Верхняя панель корпуса, правая сторона: диск выбора режимов, сопряженный с переключателем режимов съемки; спусковая кнопка, встроенная в выключатель питания; кнопка Info, кнопка коррекции экспозиции. В середине — встроенная вспышка, расположенная над пентапризмой, слева — проушина для ремня. Задняя панель: большой трехдюймовый дисплей отличной яркости и контрастности, справа от него — мультиселектор с кнопкой ОК, переключатель Live View с кнопкой видеосъемки, чуть выше — кнопка блокировки экспозиции/фокуса (AE-L/AF-L) и диск управления. Слева (сверху вниз) — кнопки просмотра, вызова меню, просмотра уменьшенных изображений (также служит для вызова справки и уменьшения изображения), увеличения изображения, а также кнопка, маркированная буквой i (изменение информации). Справа внизу — кнопка удаления снимков. Чуть выше монитора — видоискатель с резиновым наглазником и регулятором диоптрийной настройки. Кстати, наводку на резкость и компоновку кадра можно осуществлять и при помощи монитора. Сбоку справа — крышка для гнезда карты памяти, слева — крышка, закрывающая гнезда разъемов (USB, аудио-видео, для доп. принадлежностей). Внизу справа — крышка гнезда аккумулятора, в середине — штативное гнездо. Передняя панель: байонетное гнездо крепления объектива, слева — вспомогательная подсветка автофокуса, справа — кнопки Fn, подъема и изменения режима вспышки, кнопка отсоединения объектива.

Зеркальная фотокамера Nikon D3100Камера оснащена матрицей размером 23,1×15,4 мм и эффективным разрешением в 14,2 мегапикселя, кроп-фактор — 1,5. Оптика Nikon формата DX специально спроектирована для камер с «неполной» матрицей. Сразу замечу, что «отверточный» привод в Nikon D3100 отсутствует. Это значит, что объективы старой конструкции, в том числе и профессиональные, на этом аппарате нормально работать не будут (т. е. фокусироваться придется руками и только в режиме М). Сегодня в наших испытаниях участвует штатный объектив, который идет в комплекте с данной камерой, — Nikon AF-S 18-55 f/3.5-5.6 G DX VR Zoom-Nikkor, с функцией оптической стабилизации.

Очень комфортной мне показалась настройка режимов съемки в режиме интерактивной справки: при включении камеры и нажатии кнопки i меню камеры приобретает вид непосредственных настроек с пояснениями. При помощи мультиселектора режимы, предпочтительные на данный момент, устанавливаются буквально в течение нескольких секунд. По собственным ощущениям не могу сказать, что изменение режимов и настроек съемки в профессиональных камерах происходит намного быстрее. Очень удобная и быстрая функция — один из ощутимых плюсов нового аппарата. Причем на каждое изменение режимов прилагается превью съемки, сделанной с подобными параметрами, — несомненное удобство для новичков.

Все органы управления Nikon D3100 очень напоминают те, что присутствуют в большинстве продвинутых компактов, так что у фотографов, впервые взявших в руки зеркальную камеру, не должно возникнуть ощущения прикосновения к чему-то неизведанному. Общие впечатления от визуального знакомства самые благоприятные.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Чудеса пасмурной погоды

Предстоящий выход на съемку был спланирован мной за несколько дней: неутешительные прогнозы погоды с каждым днем откладывали момент предстоящих тестов. И лишь отследив эти предсказания при помощи различных информационных источников, я с надеждой вышел в осенний город (в этот день дожди обещали лишь к вечеру)… Начать испытания предполагаю с набережной Тараса Шевченко с постепенным продвижением в направлении моста «Багратион». Серая ноябрьская московская погода — не лучший вариант для съемки: малоконтрастные объекты в этих условиях выглядят невыразительно, и общие впечатления от проведенной работы могут показаться неинтересными. Но ничего не поделаешь, снимать необходимо. Первые кадры — съемка Дома правительства. Белый дом не такой уж и белый — на фоне серого неба выглядит он простовато. Баланс белого ставлю в предустановку «солнце в облаках», ISO 400 (темновато все-таки), программный режим Р. Установки яркости, контрастности, насыщенности — по нулям. Приятно удивлен: картинка получилась, на мой взгляд, достаточно сочной и яркой. Грешу на чрезмерную яркость монитора, уменьшаю ее значение на одну ступень, но впечатление это не уходит. Геометрия объектива при фокусе 45 мм на вполне достойном уровне: никаких искажений невооруженным глазом не наблюдается (фото 1).

Стоящие у причала два белых прогулочных теплохода и вообще обилие светлых зон в кадре подталкивают к мысли проверить точность отработки экспозиции в условиях преобладания светлых участков и проработку при этом темных площадей. Способ замера экспозиции выбираю центровзвешенный. Все замечательно, лишь два еще более светлых катера на заднем плане выглядят немного пересвеченными, но выбитых мест нет, равно как и провалов в темных участках изображения. Все достаточно ровно, контрастность и резкость также очень хороши (фото 2).

На другой стороне Москвы-реки большой комплекс Международного делового центра, цветовая гамма его довольно скучна: преобладают серые цвета, и вообще объект малоконтрастный. Снимаю его с двух мест — и эта невыразительная, с моей точки зрения, постройка, приобретает на удивление вполне объемные очертания. Восприятие от созерцания снятых кадров довольно целостное (фото 3).

Район «Сити», решенный в сине-зеленоватых тонах и эффектно смотрящийся при солнечной погоде и ясном небе, выглядит сейчас достаточно тусклым. Хорошо хотя бы то, что облака не очень низкие и не перекрывают верхнюю часть небоскребов. Точку съемки выбираю повыше, потому что искажений при такой архитектурной съемке нужно по возможности избегать. Снимаю несколько кадров с разных точек — и тут новая камера не подвела. Баланс «яркость — контрастность» прекрасно проявляет себя и в этой ситуации. Кстати, обратите внимание на небо: ну никак это не ноябрь — впечатление плотных, но с прояснениями летних облаков (фото 4). И почти от проезжей части Кутузовского проспекта делаю кадр на фокусе 18 мм специально с нижней точки — очень хочется проверить уровень геометрических искажений на таком широком угле. Констатирую, что здание входа на мост «Багратион» выглядит практически без искажений, несмотря на мое близкое к нему расположение, а стоящие за ним «небоскребы» имеют легкий завал вправо, но высота их намного превышает расположенное на переднем плане здание! Искажениями, возникшими на доме слева кадра и великолепном памятнике прославленному полководцу, можно пренебречь, так как «провокационную» ситуацию я создал намеренно (фото 5).

Необходимо проверить камеру в условиях ее работы на наивысшей заявленной рабочей светочувствительности — 3200 ISO. Спускаюсь на станцию метро «Парк Победы». В будни пассажиров на ней немного, так что есть возможность комфортно провести тесты. Обилием света интерьеры станции не страдают, освещение довольно приглушенное — по периметру расположены лампы люминесцентного света. Баланс белого выбираю из предустановок — «лампы дневного освещения, холодный тон». Претензий к цветопередаче у меня никаких нет, впечатление такое, будто камера сама более точно подстраивается под ту или иную цветовую температуру. Что же касается «шумности» — ну да, есть шумы, картинка кажется рыхловатой, естественные потери есть и в контурной резкости. Но все эти минусы не настолько катастрофичны. Учитывая неблагоприятные световые условия, работу камеры на чувствительности 3200 ISO признаю удовлетворительной (фото 6).

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Выхожу на «Смоленской» и не спеша иду по старому Арбату.

Памятник Булату Окуджаве решаю снять при 400 ISO (хотя на улице уже значительно потемнело), чтобы проверить функцию внутренней стабилизации объектива. ББ — «солнце в облаках», замер центровзвешенный, режим Р, диафрагма 5,6, выдержка 1/6 с (фото 7). Было сделано три кадра: один из них оказался в абсолютной резкости, а при съемке общего плана из четырех кадров резкими вышли два — здесь выдержка составляла 1/10 с (фото 8), так что стабилизатор, бесспорно, помогает, и вероятность получения резких кадров в неблагоприятных световых условиях очень велика. Это подтверждает и съемка уличного музыканта: выдержка 1/13 с, снято 9 кадров, и процент резких в этой серии был таков, что я даже не сразу определился с выбором снимка для публикации (фото 9). Кстати, обращаю внимание на точность экспозамера: при обилии темных зон в кадре камера не пыталась излишне проработать детали в этих участках, а выдала правильную, тонально сбалансированную картинку с отличной детализацией. По пути снимаю общий план улицы с целью проверки экспозамера и глубины резко изображаемого пространства на умеренных широкоугольных значениях. Все очень ровно и правильно, геометрических искажений не наблюдается (фото 10).

Традиционный тест работы следящего автофокуса провожу по пути к факультету журналистики МГУ. Съемка движения девушки — пять кадров по мере приближения — не выявила «неприятностей» (ISO 800, выдержка 1/125 с при диафрагме 5,6). Следящий автофокус оказывается цепким. Попутно признаю светочувствительность 800 ISO абсолютно рабочей, без каких-либо качественных ограничений (фото 11).

В помещении факультета делаю снимки балюстрады на широком угле (18 мм) и при 1600 ISO и ББ «авто» получаю абсолютно предсказуемый результат (фото 12). Там же снимаю несколько репортажных кадров, оставляя без изменений значения светочувствительности и баланса белого (фото 13, 14). С удовлетворением констатирую, что автобаланс белого работает превосходно, а светочувствительность 1600 ISO можно признать вполне пригодной.

Заключительные кадры сегодняшних испытаний снимаю в помещении кафедры. Комната эта освещена энергосберегающими лампами, цветовая температура которых мне неизвестна, и измерить ее в ручном режиме возможности нет. Наугад ставлю ББ «лампы накаливания» (это где-то 2800 К) и почти безошибочно попадаю в точку (фото 15). Светочувствительность 1600 ISO и система стабилизации объектива отработали отлично: значение выдержки всего 1/15 с. Пора делать выводы предстоящих испытаний, к чему мы сейчас и приступим.

 

Зеркальная фотокамера Nikon D3100

Реальность и перспективы

Новая камера Nikon D3100 не разочаровала: заявленные функциональные возможности полностью себя оправдывают, сбоев в работе аппарата не обнаружено. Отличная, на мой взгляд, система экспозамера очень поможет начинающим фотолюбителям. Они смогут проанализировать те или иные параметры при установке экспозиции и понять, как и с чем это связано. Обилие творческих режимов, которые представлены в данной камере, функция видеосъемки, значительный парк предлагаемой сменной оптики высокого класса — все это должно привлечь внимание к данной камере фотолюбителей, перешагнувших уровень съемки для домашнего альбома. В общем, есть о чем поразмышлять тем, кто мечтает перейти на более серьезную технику. Nikon D3100 станет им верным другом и помощником, так как является настоящим пропуском в желанный зеркальный мир!

Хороших снимков вам, коллеги!

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования камеру.

 

Тест в картинках

кликнув по картинке вы можете посмотреть увеличенное изображение

 

Белый домФото 1. Белый дом на фоне серого неба выглядит простовато. Однако картинка получилась достаточно сочной и яркой. Геометрия объектива при фокусном расстоянии 45 мм на вполне достойном уровне, никаких искажений невооруженным глазом не наблюдается (f/9, 1/320 с, ISO 400).

 

КатераФото 2. Проверка точности отработки экспозиции при центровзвешенном методе замера. Выбитых мест и провалов в темных участках изображения нет (f/9, 1/320 с, ISO 400, фокусное расстояние 34 мм).

 

БилдингиФото 3. Преобладание серого, малоконтрастный объект… Однако невыразительная на первый взгляд постройка приобретает вполне объемные очертания (f/9, 1/320 с, ISO 400, фокусное расстояние 32 мм).

 

СитиФото 4. Чем выше точка съемки, тем меньше искажения. Камера уверенно выдержала баланс между яркостью и контрастностью. Небо вышло явно не ноябрьским, а вполне себе летним (f/8, 1/160 с, ISO 400, фокусное расстояние 24 мм).

 

фото с искажениямиФото 5. Искажения дома и памятника были получены намеренно (f/6,3, 1/160 с, ISO 400, фокусное расстояние 18 мм).

 

в метроФото 6. Съемка в метро позволяет проверить камеру при неблагоприятных световых условиях. При чувствительности 3200 ISO можно работать! (f/5, 1/100 с, ISO 3200, фокусное расстояние 24 мм)

 

Памятник Булату ОкуджаваФото 7. Выясняем возможности VR «китового» объектива (f/5,6, 1/6 с, ISO 400, фокусное расстояние 55 мм).

 

Памятник Булату ОкуджаваФото 8. Из трех кадров один оказался абсолютно резким, при съемке общего плана — 2 из 4 (f/5,6, 1/10 с, ISO 400, фокусное расстояние 48 мм).

 

МузыкантФото 9. Благодаря функции подавления вибраций в объективе я не сразу определился, какой из 9 кадров лучше (f/5,6, 1/13 с, ISO 400, фокусное расстояние 55 мм).

 

АрбатФото 10. Общий план улицы — для проверки экспозамера и ГРИП на умеренном широком угле. Все очень ровно и правильно, геометрических искажений не наблюдается (f/5, 1/80 с, ISO 400, фокусное расстояние 35 мм).

 

Девушка на улицеФото 11. Проверяем точность следящего автофокуса, а заодно качество картинки при ISO 800 (f/5,6, 1/125 с, ISO 800, фокусное расстояние 55 мм).

 

В музееФото 12. Сочетание широкого угла, высокой светочувствительности и автоматического баланса белого выдает абсолютно предсказуемый результат (f/4, 1/60 с, ISO 1600, фокусное расстояние 18 мм).

 

Девушка с зачеткойФото 13. Несколько репортажных кадров при тех же ISO и ББ (f/5,6, 1/50 с, ISO 1600, фокусное расстояние 55 мм).

 

беседа в музееФото 14. Превосходная работа автобаланса белого. Вполне рабочие 1600 ISO (f/5,3, 1/80, фокусное расстояние 42 мм).

 

Девушка на работеФото 15. Освещение от энергосберегающих ламп. Цветовая температура неизвестна. Пресет ББ «лампы накаливания» спасает ситуацию (f/5,3, 1/150 с, ISO 1600, фокусное расстояние 46 мм).

 

Тесты фотокамер других производителей:

Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55

Тест профессиональной зеркальной фотокамеры Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска


Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Новые решения визуализации NEC на российском рынке
19 июня 2017
Новости

Новые решения визуализации NEC на российском рынке

Компания NEC Display Solutions представляет на российском рынке серию широкоформатных дисплеев серии P и V для Digital Signage, а также новый лазерный проектор PX803UL для образовательных учреждений и корпораций.

Тест акустической системы TRIANGLE Antal Ex
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы TRIANGLE Antal Ex

Обновленные акустические системы Antal в версии Esprit Ex стали еще более детальными во всем рабочем диапазоне, сохранив и даже еще больше подчеркнув фирменную черту колонок TRIANGLE — редкую прозрачность звука вверху. В то же время, модели частично потеряли эмоци-ональность предшественниц и приятную теплоту низкочастотного звука.

Игровая гарнитура Gametrix vTrack: инновации стали доступнее!
2 февраля 2015
Новости

Игровая гарнитура Gametrix vTrack: инновации стали доступнее!

Игровая гарнитура Gametrix vTrack отслеживает повороты головы геймера, предоставляя возможность точного и естественного обзора. Вы можете использовать эту функцию для управления игровыми персонажами, а так же управления взглядом игрока внутри виртуальной кабины. Это настоящая виртуальная реальность! Вот что нужно для полного погружения!

Фестиваль «Первозданная Россия» - природа страны в фотографиях
31 января 2015
Новости

Фестиваль «Первозданная Россия» - природа страны в фотографиях

С 23 января по 22 февраля II Фестиваль природы «Первозданная Россия» проходит в Москве в Центральном доме художника. Фестиваль «Первозданная Россия» – это масштабный культурно-просветительский проект. Открывшись в январе 2014 года в Москве, Фестиваль прокатился по всей России и многим странам мира. Прошли различные фотовыставки, круглые столы, мастер классы и другие мероприятия. И вот «Первозданная Россия» снова вернулась в Москву. С новой программой и новой экспозицией. Символ Фестиваля – Лиса. Выбран он неслучайно. Лиса на редкость фотогенична, потому является одним из любимейших объектов фотографов-натуралистов.

Тест и особенности Nikon D7500
4 сентября 2017
Тесты

Тест и особенности Nikon D7500

Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменальная камера Nikon D500, которая заставила поверить, что профессиональная камера не обязательно должна быть полнокадровой. С другой стороны, Nikon D7200 стала настоящей народной зеркалкой, совместившей отличную эргономику, продвинутый функционал и доступную цену.

Обзор компактной фотокамеры Olympus VR-340
1 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Olympus VR-340

Серия VR в компактных аппаратах Olympus обещает наисовременнейшие технологии в тонких корпусах с исключительно легким управлением. Насчет портативности здесь, конечно, заведомый обман: толщина модели VR-340 составляет почти три сантиметра, что в наше время много даже для какого-нибудь ноутбука. А вот технологичность и доступность сомнений не вызывают.

Тест ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR32X20
1 июня 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Panasonic Viera TX-LR32X20

Достоинства: применение панели IPS Alpha, наличие технологии Viera Link. Недостатки: не очень широкий диапазон автовольтажа.

Новые спецификации и изображения Canon PowerShot SX740 HS
27 июля 2018
Новости

Новые спецификации и изображения Canon PowerShot SX740 HS

Как и ожидалось, более подробная информация о новой компактной камере Canon попала в открытый доступ. Это говорит о том, что до официального анонса остались считанные дни, и камера может быть представлена до конца этой недели. Согласно новым спецификациям, компакт PowerShot SX740 HS будет во многом схож с существующей 730-моделью.

Panasonic открывает первый монобрендовый магазин на Урале в Екатеринбурге
25 марта 2014
Новости

Panasonic открывает первый монобрендовый магазин на Урале в Екатеринбурге

Компания Panasonic Россия открыла свой первый на Урале монобрендовый магазин бытовой техники и электроники. Он разместился в новом корпусе одного из крупнейших торговых центров Екатеринбурга — ТРЦ «Гринвич». Совокупные инвестиции в открытие превысили 10 млн. рублей. Таким образом, Panasonic продолжает развитие сети монобрендовых центров на территории России. В ближайшие три года компания планирует открыть до 30 магазинов во всех регионах страны. Стратегическим партнером проекта выступает ГК «Астром».

Новый макро объектив Irix 150mm f/2.8 MACRO 1:1
24 сентября 2018
Новости

Новый макро объектив Irix 150mm f/2.8 MACRO 1:1

Компания Irix расширяет модельный ряд своих объективов выпуском новой модели 150 mm f/2.8 MACRO 1:1. Обладая фокусным расстоянием 150 мм и увеличением 1:1, новый объектив значительно упрощает процесс макросъёмки, позволяя снимать объекты на значительном удалении, по сравнению с большинством объективов с коротким фокусным расстоянием. Объектив рассчитан на работу с полнокадровыми камерами и будет выпускаться для креплений Nikon F, Canon EF и Pentax K.