Представляем Nikon D3100 — новую зеркальную цифровую камеру начального уровня. Это не означает отсутствия в ее конструкции каких-либо важнейших элементов, необходимых для создания отличных фотоизображений. Обычно в линейке зеркальных камер каждая последующая модель оснащается новыми функциями оперативной работы с ней, а технологии, успешно зарекомендовавшие себя в профессиональных моделях, передаются в камеры для массового потребителя. Сегодня мы попытаемся в этом убедиться.
Текст и фото: Александр КАСПЕРОВИЧ.
Зеркальная фотокамера Nikon D3100
Технические характеристики
Матрица: CMOS (с функцией очистки от пыли)
Размер: APS-C (23,1×15,4 мм)
Разрешение: 14,2 Мп (4608×3072)
Кроп-фактор: 1,5
Формат записи: NEF (сжатый RAW), JPEG
Светочувствительность: ISO 100-3200 (расширение до 12 800)
Видеосъемка: MOV, MotionJPEG с монофоническим звуком 1920×1080/24 кдр./с, 1280×720/30 кдр./с
Видоискатель: пентапризма, матовый экран типа B BriteView VII с фокусной рамкой
Площадь покрытия кадра: ~ 95%
Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3", около 230 000 точек, режим Live View с непрерывной автофокусировкой
Скорость съемки: до 3 кадров/с
Карты памяти: SD, SDHC
Вес: 500 г
Цена: $730 (kit Nikon AF-S 18-55 f/3.5-5.6 G DX VR Zoom-Nikkor)
Введение
Первое десятилетие XXI века явило нам фантастический прорыв в области цифровых технологий. За последние двадцать лет количество фотолюбителей выросло на несколько порядков, поскольку доступность компактных камер («мыльниц»), обилие цветных фотоматериалов, широкая сеть фотолабораторий позволили без особых технических проблем воплощать людям свои творческие планы. С появлением массовой «цифры» мы можем с уверенностью констатировать, что практически каждый житель Земли тем или иным способом получал цифровое фотографическое изображение: теперь цифровые камеры встроены во множество бытовых устройств, в частности почти во все мобильные телефоны. Множество фотолюбителей, хорошо освоивших съемку самыми современными компактами, начинают испытывать так называемый творческий дискомфорт: им хочется как бы «слиться» с камерой в единое целое, а наводка при помощи монитора не позволяет им сделать этого. Далеко не всегда фотограф способен прочувствовать картинку, глядя не в оптический зеркальный видоискатель, который позволяет абсолютно точно оценить происходящее, а в монитор (каким бы совершенным он ни был). Предоставленная нам для испытаний новая цифровая зеркальная камера Nikon D3100 с автофокусным «стабилизированным» зум-объективом 18-55 мм и светосилой f/3,5-5,6 — начальный аппарат в никоновской зеркальной линейке.
Первое знакомство — визуальная оценка
При проектировании цифрозеркалок начального уровня конструкторы Nikon очень деликатно подходят к дизайнерским решениям, которые находят воплощение во внешнем виде будущей камеры.
Начнем с корпуса. Первые визуальные впечатления благоприятные, корпус небольшой, даже какой-то миниатюрный (все-таки зеркальная камера предполагает более-менее значительные объемы), однако «ухватистость» очень хороша. В значительной мере этому способствует обрезиненное матовое покрытие прилива на батарейном блоке. Сам корпус выполнен из высокопрочной пластмассы, его конфигурация и органы управления продуманны и удобны. Верхняя панель корпуса, правая сторона: диск выбора режимов, сопряженный с переключателем режимов съемки; спусковая кнопка, встроенная в выключатель питания; кнопка Info, кнопка коррекции экспозиции. В середине — встроенная вспышка, расположенная над пентапризмой, слева — проушина для ремня. Задняя панель: большой трехдюймовый дисплей отличной яркости и контрастности, справа от него — мультиселектор с кнопкой ОК, переключатель Live View с кнопкой видеосъемки, чуть выше — кнопка блокировки экспозиции/фокуса (AE-L/AF-L) и диск управления. Слева (сверху вниз) — кнопки просмотра, вызова меню, просмотра уменьшенных изображений (также служит для вызова справки и уменьшения изображения), увеличения изображения, а также кнопка, маркированная буквой i (изменение информации). Справа внизу — кнопка удаления снимков. Чуть выше монитора — видоискатель с резиновым наглазником и регулятором диоптрийной настройки. Кстати, наводку на резкость и компоновку кадра можно осуществлять и при помощи монитора. Сбоку справа — крышка для гнезда карты памяти, слева — крышка, закрывающая гнезда разъемов (USB, аудио-видео, для доп. принадлежностей). Внизу справа — крышка гнезда аккумулятора, в середине — штативное гнездо. Передняя панель: байонетное гнездо крепления объектива, слева — вспомогательная подсветка автофокуса, справа — кнопки Fn, подъема и изменения режима вспышки, кнопка отсоединения объектива.
Камера оснащена матрицей размером 23,1×15,4 мм и эффективным разрешением в 14,2 мегапикселя, кроп-фактор — 1,5. Оптика Nikon формата DX специально спроектирована для камер с «неполной» матрицей. Сразу замечу, что «отверточный» привод в Nikon D3100 отсутствует. Это значит, что объективы старой конструкции, в том числе и профессиональные, на этом аппарате нормально работать не будут (т. е. фокусироваться придется руками и только в режиме М). Сегодня в наших испытаниях участвует штатный объектив, который идет в комплекте с данной камерой, — Nikon AF-S 18-55 f/3.5-5.6 G DX VR Zoom-Nikkor, с функцией оптической стабилизации.
Очень комфортной мне показалась настройка режимов съемки в режиме интерактивной справки: при включении камеры и нажатии кнопки i меню камеры приобретает вид непосредственных настроек с пояснениями. При помощи мультиселектора режимы, предпочтительные на данный момент, устанавливаются буквально в течение нескольких секунд. По собственным ощущениям не могу сказать, что изменение режимов и настроек съемки в профессиональных камерах происходит намного быстрее. Очень удобная и быстрая функция — один из ощутимых плюсов нового аппарата. Причем на каждое изменение режимов прилагается превью съемки, сделанной с подобными параметрами, — несомненное удобство для новичков.
Все органы управления Nikon D3100 очень напоминают те, что присутствуют в большинстве продвинутых компактов, так что у фотографов, впервые взявших в руки зеркальную камеру, не должно возникнуть ощущения прикосновения к чему-то неизведанному. Общие впечатления от визуального знакомства самые благоприятные.
Чудеса пасмурной погоды
Предстоящий выход на съемку был спланирован мной за несколько дней: неутешительные прогнозы погоды с каждым днем откладывали момент предстоящих тестов. И лишь отследив эти предсказания при помощи различных информационных источников, я с надеждой вышел в осенний город (в этот день дожди обещали лишь к вечеру)… Начать испытания предполагаю с набережной Тараса Шевченко с постепенным продвижением в направлении моста «Багратион». Серая ноябрьская московская погода — не лучший вариант для съемки: малоконтрастные объекты в этих условиях выглядят невыразительно, и общие впечатления от проведенной работы могут показаться неинтересными. Но ничего не поделаешь, снимать необходимо. Первые кадры — съемка Дома правительства. Белый дом не такой уж и белый — на фоне серого неба выглядит он простовато. Баланс белого ставлю в предустановку «солнце в облаках», ISO 400 (темновато все-таки), программный режим Р. Установки яркости, контрастности, насыщенности — по нулям. Приятно удивлен: картинка получилась, на мой взгляд, достаточно сочной и яркой. Грешу на чрезмерную яркость монитора, уменьшаю ее значение на одну ступень, но впечатление это не уходит. Геометрия объектива при фокусе 45 мм на вполне достойном уровне: никаких искажений невооруженным глазом не наблюдается (фото 1).
Стоящие у причала два белых прогулочных теплохода и вообще обилие светлых зон в кадре подталкивают к мысли проверить точность отработки экспозиции в условиях преобладания светлых участков и проработку при этом темных площадей. Способ замера экспозиции выбираю центровзвешенный. Все замечательно, лишь два еще более светлых катера на заднем плане выглядят немного пересвеченными, но выбитых мест нет, равно как и провалов в темных участках изображения. Все достаточно ровно, контрастность и резкость также очень хороши (фото 2).
На другой стороне Москвы-реки большой комплекс Международного делового центра, цветовая гамма его довольно скучна: преобладают серые цвета, и вообще объект малоконтрастный. Снимаю его с двух мест — и эта невыразительная, с моей точки зрения, постройка, приобретает на удивление вполне объемные очертания. Восприятие от созерцания снятых кадров довольно целостное (фото 3).
Район «Сити», решенный в сине-зеленоватых тонах и эффектно смотрящийся при солнечной погоде и ясном небе, выглядит сейчас достаточно тусклым. Хорошо хотя бы то, что облака не очень низкие и не перекрывают верхнюю часть небоскребов. Точку съемки выбираю повыше, потому что искажений при такой архитектурной съемке нужно по возможности избегать. Снимаю несколько кадров с разных точек — и тут новая камера не подвела. Баланс «яркость — контрастность» прекрасно проявляет себя и в этой ситуации. Кстати, обратите внимание на небо: ну никак это не ноябрь — впечатление плотных, но с прояснениями летних облаков (фото 4). И почти от проезжей части Кутузовского проспекта делаю кадр на фокусе 18 мм специально с нижней точки — очень хочется проверить уровень геометрических искажений на таком широком угле. Констатирую, что здание входа на мост «Багратион» выглядит практически без искажений, несмотря на мое близкое к нему расположение, а стоящие за ним «небоскребы» имеют легкий завал вправо, но высота их намного превышает расположенное на переднем плане здание! Искажениями, возникшими на доме слева кадра и великолепном памятнике прославленному полководцу, можно пренебречь, так как «провокационную» ситуацию я создал намеренно (фото 5).
Необходимо проверить камеру в условиях ее работы на наивысшей заявленной рабочей светочувствительности — 3200 ISO. Спускаюсь на станцию метро «Парк Победы». В будни пассажиров на ней немного, так что есть возможность комфортно провести тесты. Обилием света интерьеры станции не страдают, освещение довольно приглушенное — по периметру расположены лампы люминесцентного света. Баланс белого выбираю из предустановок — «лампы дневного освещения, холодный тон». Претензий к цветопередаче у меня никаких нет, впечатление такое, будто камера сама более точно подстраивается под ту или иную цветовую температуру. Что же касается «шумности» — ну да, есть шумы, картинка кажется рыхловатой, естественные потери есть и в контурной резкости. Но все эти минусы не настолько катастрофичны. Учитывая неблагоприятные световые условия, работу камеры на чувствительности 3200 ISO признаю удовлетворительной (фото 6).
Выхожу на «Смоленской» и не спеша иду по старому Арбату.
Памятник Булату Окуджаве решаю снять при 400 ISO (хотя на улице уже значительно потемнело), чтобы проверить функцию внутренней стабилизации объектива. ББ — «солнце в облаках», замер центровзвешенный, режим Р, диафрагма 5,6, выдержка 1/6 с (фото 7). Было сделано три кадра: один из них оказался в абсолютной резкости, а при съемке общего плана из четырех кадров резкими вышли два — здесь выдержка составляла 1/10 с (фото 8), так что стабилизатор, бесспорно, помогает, и вероятность получения резких кадров в неблагоприятных световых условиях очень велика. Это подтверждает и съемка уличного музыканта: выдержка 1/13 с, снято 9 кадров, и процент резких в этой серии был таков, что я даже не сразу определился с выбором снимка для публикации (фото 9). Кстати, обращаю внимание на точность экспозамера: при обилии темных зон в кадре камера не пыталась излишне проработать детали в этих участках, а выдала правильную, тонально сбалансированную картинку с отличной детализацией. По пути снимаю общий план улицы с целью проверки экспозамера и глубины резко изображаемого пространства на умеренных широкоугольных значениях. Все очень ровно и правильно, геометрических искажений не наблюдается (фото 10).
Традиционный тест работы следящего автофокуса провожу по пути к факультету журналистики МГУ. Съемка движения девушки — пять кадров по мере приближения — не выявила «неприятностей» (ISO 800, выдержка 1/125 с при диафрагме 5,6). Следящий автофокус оказывается цепким. Попутно признаю светочувствительность 800 ISO абсолютно рабочей, без каких-либо качественных ограничений (фото 11).
В помещении факультета делаю снимки балюстрады на широком угле (18 мм) и при 1600 ISO и ББ «авто» получаю абсолютно предсказуемый результат (фото 12). Там же снимаю несколько репортажных кадров, оставляя без изменений значения светочувствительности и баланса белого (фото 13, 14). С удовлетворением констатирую, что автобаланс белого работает превосходно, а светочувствительность 1600 ISO можно признать вполне пригодной.
Заключительные кадры сегодняшних испытаний снимаю в помещении кафедры. Комната эта освещена энергосберегающими лампами, цветовая температура которых мне неизвестна, и измерить ее в ручном режиме возможности нет. Наугад ставлю ББ «лампы накаливания» (это где-то 2800 К) и почти безошибочно попадаю в точку (фото 15). Светочувствительность 1600 ISO и система стабилизации объектива отработали отлично: значение выдержки всего 1/15 с. Пора делать выводы предстоящих испытаний, к чему мы сейчас и приступим.
Реальность и перспективы
Новая камера Nikon D3100 не разочаровала: заявленные функциональные возможности полностью себя оправдывают, сбоев в работе аппарата не обнаружено. Отличная, на мой взгляд, система экспозамера очень поможет начинающим фотолюбителям. Они смогут проанализировать те или иные параметры при установке экспозиции и понять, как и с чем это связано. Обилие творческих режимов, которые представлены в данной камере, функция видеосъемки, значительный парк предлагаемой сменной оптики высокого класса — все это должно привлечь внимание к данной камере фотолюбителей, перешагнувших уровень съемки для домашнего альбома. В общем, есть о чем поразмышлять тем, кто мечтает перейти на более серьезную технику. Nikon D3100 станет им верным другом и помощником, так как является настоящим пропуском в желанный зеркальный мир!
Хороших снимков вам, коллеги!
Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования камеру.
Тест в картинках
кликнув по картинке вы можете посмотреть увеличенное изображение
Фото 1. Белый дом на фоне серого неба выглядит простовато. Однако картинка получилась достаточно сочной и яркой. Геометрия объектива при фокусном расстоянии 45 мм на вполне достойном уровне, никаких искажений невооруженным глазом не наблюдается (f/9, 1/320 с, ISO 400).
Фото 2. Проверка точности отработки экспозиции при центровзвешенном методе замера. Выбитых мест и провалов в темных участках изображения нет (f/9, 1/320 с, ISO 400, фокусное расстояние 34 мм).
Фото 3. Преобладание серого, малоконтрастный объект… Однако невыразительная на первый взгляд постройка приобретает вполне объемные очертания (f/9, 1/320 с, ISO 400, фокусное расстояние 32 мм).
Фото 4. Чем выше точка съемки, тем меньше искажения. Камера уверенно выдержала баланс между яркостью и контрастностью. Небо вышло явно не ноябрьским, а вполне себе летним (f/8, 1/160 с, ISO 400, фокусное расстояние 24 мм).
Фото 5. Искажения дома и памятника были получены намеренно (f/6,3, 1/160 с, ISO 400, фокусное расстояние 18 мм).
Фото 6. Съемка в метро позволяет проверить камеру при неблагоприятных световых условиях. При чувствительности 3200 ISO можно работать! (f/5, 1/100 с, ISO 3200, фокусное расстояние 24 мм)
Фото 7. Выясняем возможности VR «китового» объектива (f/5,6, 1/6 с, ISO 400, фокусное расстояние 55 мм).
Фото 8. Из трех кадров один оказался абсолютно резким, при съемке общего плана — 2 из 4 (f/5,6, 1/10 с, ISO 400, фокусное расстояние 48 мм).
Фото 9. Благодаря функции подавления вибраций в объективе я не сразу определился, какой из 9 кадров лучше (f/5,6, 1/13 с, ISO 400, фокусное расстояние 55 мм).
Фото 10. Общий план улицы — для проверки экспозамера и ГРИП на умеренном широком угле. Все очень ровно и правильно, геометрических искажений не наблюдается (f/5, 1/80 с, ISO 400, фокусное расстояние 35 мм).
Фото 11. Проверяем точность следящего автофокуса, а заодно качество картинки при ISO 800 (f/5,6, 1/125 с, ISO 800, фокусное расстояние 55 мм).
Фото 12. Сочетание широкого угла, высокой светочувствительности и автоматического баланса белого выдает абсолютно предсказуемый результат (f/4, 1/60 с, ISO 1600, фокусное расстояние 18 мм).
Фото 13. Несколько репортажных кадров при тех же ISO и ББ (f/5,6, 1/50 с, ISO 1600, фокусное расстояние 55 мм).
Фото 14. Превосходная работа автобаланса белого. Вполне рабочие 1600 ISO (f/5,3, 1/80, фокусное расстояние 42 мм).
Фото 15. Освещение от энергосберегающих ламп. Цветовая температура неизвестна. Пресет ББ «лампы накаливания» спасает ситуацию (f/5,3, 1/150 с, ISO 1600, фокусное расстояние 46 мм).
Тесты фотокамер других производителей:
Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55
Тест профессиональной зеркальной фотокамеры Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска
Комментарии