Тест Nikon D750: рыжий лис Патрикей хитро улыбнулся на камеру
Ведущие производители фототехники всегда стремились создать универсальную зеркальную фотокамеру, идеально подходящую для большинства людей, называющих себя фотографами. В узкий круг этих производителей безусловно, входит компания Nikon. Раз в несколько лет появляется революционное инженерное решение, используя которое разработчики создают целое семейство техники. Из этого семейства каждый может подобрать себе инструмент по душе, задаче, кошельку.
Текст и фото: Андриан Колотилин
Полноформатная камера Nikon D750
О линейке полноформатных камер Nikon
На вершине модельного ряда Nikon находится тяжелая и дорогая репортерская камера. Она может уверено работать в любых условиях, снимать более десятка кадров в секунду, мимо ее многочисленных датчиков и процессоров обработки сигнала не ускользнет малейшее изменение съемочной ситуации. Такими инструментами пользуются те, для кого фотография – это профессия по производству новостей. А поскольку лента агентства и полоса журнала не требуют запредельного разрешения, размер файла скромен и достаточен, не превышает 20 мегапикселей. Такой камерой в системе Nikon является модель D4s.
Студийным фотографам, рекламщикам, пейзажистам такого разрешения может не хватать, потому что результат их работы зачастую нужно печатать в очень большом размере, дизайнеры производят с ними глубокие манипуляции. Для них создана камера Nikon D810 с высоким разрешением в 36 мегапикселей. В повседневной работе файлы такого размера требуют профессиональных компьютерных решений, очень большой вычислительной мощности, иногда даже специального помощника. Это становится понятно, когда узнаешь что простая фотосессия в 400 кадров занимает объем в 30 гигабайт, которые надо перекачать на свободное место, просмотреть, отобрать, отредактировать. Многим фотографам, не говоря о любителях, это неудобно.
Для армии фотографов, не испытывающих насущной необходимости в пулеметной скорострельности или высочайшем разрешении, но желающих испытать преимущество полного формата и магию широко открытой диафрагмы, была создана камера Nikon D600, модернизованная затем в Nikon 610. О ней я подробно писал несколько лет назад - Тест Nikon D600
Но времена идут, технологии развиваются, пользователь к полезным новшествам привыкает быстро, перестает замечать их. А вот мелкие неудобства не прощает. Инженеры тоже стараются предложить покупателю наиболее удобные и универсальные решения. Пришло время познакомиться с обновленной полноформатной зеркальной камерой Nikon D750, предназначенной для максимально широкого круга пользователей. Все ее особенности и преимущества мы попробуем рассмотреть в этом обзоре, некоторые на практических примерах.
Технические характеристики
Сенсор – Полноформатный 23,9 х36 мм, CMOS 24,3 Мп, 6016×4016 пикселей
Объектив – сменные, байонет F с электрическими контактами. Управление ретро объективами не поддерживается.
Стабилизация изображения– отсутствует в камере, во многих сменных объективах имеется оптическая стабилизация
Видоискатель – стеклянная пентапризма, 100% кадра.
Дисплей – Диагональ8 см. 1229 тыс. пикселей, отклоняемый по горизонтали
Фокусировка - Автоматическая покадровая и следящая, ручная
Фокусировка в режиме Live View, 51 точка фокусировки.
Диапазоны выдержек- 30 сек. — 1/4000 с, длительная от руки, синхронизация вспышки 1/250 сРежимы съемки- P, А, S, М, две настройки пользователя, 17 сюжетных программ, D-Lighting, HDR
Экспозамер - 91000 точечный датчик, мультисегментный, центрально-взвешенный, точечный. Коррекция ±5 EV
Вспышка - Встроенная , I-TTL, ведущее число 12, возможность подключения внешней системы креативного освещения.
Чувствительность - ISO 100–12800 ISO, программное расширение, Auto ISO c управляемым диапазоном
Форматы фото - RAW 12 и 14 bit, RAW+JPG, JPG
Карты памяти - Все типы SD карт, два слота
Серийная съемка - однократная, непрерывная до 6,5 кадров/с, автоспуск с регулируемой задержкой, дистанционный спуск
Интервальная видеосъемка – да, гибко настраиваемая
Видеосъемка - Full HD (1920х1080 30 кадр/с)
Интерфейсы - USB mini B, HDMI mini С, микрофон и наушники, Wi-Fi
Питание - аккумулятор EL-EN 15, 7 В, 1900 мА·ч
Размеры – 141 x 113 x78 мм
Вес - 840 грамм с батареей и картой памяти
Внешний вид и конструкция Nikon D750
Внешний вид новой камеры практически не отличается от предыдущих моделей Nikon D600 / D610. Различить их можно, если внимательно посмотреть на название на корпусе. Основные отличия от “одноклассников” скрываются внутри. Эволюция фотоаппарата раскрывается при изучении технических характеристик, но некоторые новшества заметны сразу невооруженным взглядом.
Прежде всего, полноформатная зеркалка наконец получила откидной экран, который давно и с успехом применяется в моделях с форматом кадра 15×22,5 мм, в незеркальных системах, в компактных камерах. Такое решение при её качественной реализации значительно расширяет возможности фотографа при съемках природы, иногда в репортажной съемке скрытой камерой, при работе со штатива. Как практик, я ни в коем случае не согласен с утверждением, что наклоняемый или поворотный экран ослабляет защиту камеры и ведет к риску поломок техники.
Во время тестовых съемок камера около 10 суток находилась под воздействием влажного снега, испытывала сильные вибрации. Несмотря на волнение интернет–сообщества и виртуальных тестеров, мне не удалось обнаружить проблемы связи шлейфа откидного экрана с корпусом камеры. Стоит отметить, что реализация откидного экрана имеет, на мой взгляд, большой потенциал для модернизации. В редких случаях мне не хватало еще одной степени свободы поворотного экрана, при работе со штатива из неудобных положений.
Размер корпуса стал немного меньше. Ручка, за которую фотограф держит камеру, немного меньше. Камеру, как и прежде, можно уверенно держать пальцами одной руки. Три пальца снизу плотно облегают рукоятку, указательный ложится на спусковую кнопку и селектор включения камеры. Я предполагал, что рукоятка будет особенно удобна для женской или небольшой мужской руки. Однако опрос, проведенный среди авторитетных практикующих фотографов, показал что и «большеруким» камера показалась весьма удобной. Кнопка включения расположена очень логично, другие органы управления защищены от случайного переключения во время переноски или во время репортажной съемки.
Несмотря на волнение интернет–сообщества и виртуальных тестеров, мне не удалось обнаружить проблемы связи шлейфа откидного экрана с корпусом камеры.
Зеркалки Nikon традиционно дают возможность настроить практически все мыслимые параметры фотокамеры, даже скорректировать цветовой баланс жидкокристаллического монитора.
Зеркалки Nikon традиционно дают возможность настроить практически все мыслимые параметры фотокамеры, даже скорректировать цветовой баланс жидкокристаллического монитора. Особенно меня выручает в работе возможность гибко настроить дистанционную съемку с автоспуском, секунды задержки, интервал и количество снимков. Это может быть полезно не только для фото в стиле селфи но и для целого ряда серьезных задач.
Правда, подобная похвальная универсальность дается непросто. Меню получается перегруженным, в реальных быстротечных условиях съемки найти нужную функцию иногда бывает затруднительно, особенно если время поджимает, надо оперативно перестроиться с фотосъемки на видео или кардинально сменить стиль работы. Перевод некоторых вкладок на русский язык не всегда можно понять однозначно, например такая опция, как “Удобное ISO” или “Единообразие маркировки” поставили меня в тупик.
Поэтому стоит настроить под конкретного владельца вкладку “Моё меню”, и на первых порах иметь под рукой бумажную версию руководства пользователя, просто для того, чтобы не забыть обо всех огромных возможностях управления. Особенно если вы хотите творчески влиять на все параметры съемки или впервые прикоснулись к философии управления камерой от Nikon.
Преимущества камеры Nikon D750
Матрица и процессор
Прошли те времена, когда снимки, сделанные на очень высокой чувствительности ISO, приводили к катастрофическому ухудшению изображения или требовали серьезной постобработки в графическом редакторе. Новая матрица, примененная в Nikon D750, удивляет своими возможностями. Весь диапазон значений ISO стал по настоящему рабочим, при условии правильного экспонирования мелкие детали сохраняются до значения в 10000 ISO.
А в сложных условиях, при свете свечи, фонаря и даже луны можно применить рекордную чувствительность в 12800 ISO и результат будет прекрасным. Конечно, при знакомстве с характеристиками Nikon D750, как и других моделей, можно встретить более амбициозные цифры, например 25 000 ISO или даже 204 000 ISO. Будем реалистами, на таких значениях можно получить изображение, но его детализация будет значительно снижена.
В Nikon D750 минимально возможная чувствительность составляет 50 ISO (обозначается Lo1). Она достигается программно, ее можно применять, когда надо добиться максимально длительной выдержки любым путем. Так достигается размытие контуров людей и животных, иллюзия движущейся воды, съемка с проводкой и еще несколько трюков. Диапазон в 100 – 800 единиц ISO дает самое хорошее качество изображения, высокую детализацию и полное отсутствие шумов.
При недостатке освещения (пасмурная погода, утро или вечер, тень) я рекомендую пользоваться значениями от 1600 до 3200 ISO, результат будет отличным. А если есть особая необходимость, например надо запечатлеть движение в помещении, быстрые перемещения спортсменов в зале или сюжет в сумерках, переходим на более высокие значения от 6400 до 8000 ISO. Во время вечерних и ночных сюжетов можно смело применить и самые высокие значения.
Дневная съемка D750
Ночная съемка D750
В Nikon D750 влияние на достоверность изображения оказывает не только качественная современная матрица. Вся философия преобразования сигнала при помощи технологии EXPEED помогает в борьбе с шумами, расширяет видимый тональный диапазон, деликатно производит преобразование в формат JPG, который удобен большинству непрофессиональных фотографов. Шумы подавляются выборочно, мелкие и контрастные детали сохраняются, большие площади однотонного изображения становятся плавными без цифровых артефактов.
Степень воздействия встроенного подавителя шумов можно регулировать. Слишком сильное подавление шумов приводит к сильной потере деталей, так называемой “пластиковой” картинке. Поэтому рекомендую установить значение подавителя шумов ISO в положение LOW, так мы сохраним мелкие детали, волосы, ресницы, ветки деревьев и фактуру ткани. Подавление шумов длительной выдержки следует отключить, если вы не занимаетесь съемкой звездного неба.
Стоит заметить, что высокое разрешение в 24 миллиона пикселей оставляет возможность без ощутимой потери качества сильно обрезать исходное изображение после съемки. Это называется “грамотно скадрировать”, или как говорят теперь на любительском сленге – “кропнуть”. Это выгодно отличает модель D750 от профеccиональных моделей Nikon D4s и Df, хотя профессионалы компонуют кадр предельно точно.
Улучшенная система фокусировки и замера
В универсальной камере прошлого поколения была установлена система фокусировки из 39 точек. Количество, для любительской камеры достаточное. Но скомпонованы они были так, что концентрировались в центральной части кадра, не затрагивали сюжетно важные части изображения на краях. Приходилось часто смещать камеру прямо при съемке.
Модель Nikon D750 получила профессиональную доработанную версию автофокуса с 51 точкой, которая более пропорционально распределена по всей площади кадра. Можно точно выбирать точку наведения на резкость не только в центре, но и по краю кадра. Такая опция особенно важна при съемке портретными, теле и макро объективами.
Датчики фокусировки можно использовать по отдельности или объединять в группы, что поможет при работе широкоугольными объективами в репортажной съемке. 15 точек могут отслеживать горизонтальные и вертикальные линии. Улучшилась возможность наведения на резкость в темное время суток, что помогло снять тестовые сюжеты после захода солнца, в темноте.
91000 точек элемента, замеряющего экспозицию, позволяет практически в любой съемочной ситуации пользоваться матричным замером. В особо сложных ситуациях можно применить другие системы замера, например точечный или замер по ярким участкам. Ручная коррекция экспозиции возможна в очень большом диапазоне, пять ступеней по экспозиции. Во время тестовой съемки не возникло темных или очень светлых кадров по вине экспонометрического замера, что говорит о точной интеллектуальной работе этой системы.
Другие особенности камеры
В камере есть два слота для карточек формата SD. Их можно настроить таким образом, чтобы запись во время съемки не прерывалась при заполнении одной из карточек, или чтобы происходила автоматическая сортировка по форматам, например маленький JPG записывается на первую карту, большой RAW для творческого редактирования на вторую.
В Nikon D750 встроен модуль Wi Fi для дистанционного управления камерой и передачи снимка на современное мобильное устройство. Дальность устойчивой связи с смартфоном или планшетом была испытан на практике. В помещении она составляет 3 -4 метра, дальность связи на открытой местности не превышает12 метров.
Для установки связи необходимо однократное присутствие смартфона или планшета в сети и бесплатная установка приложения Wireless Mobile Utility, коннект происходит практически мгновенно. К сожалению, было выявлено несколько устройств, с которыми связь по Wi-Fi установить не удалось из-за программных и аппаратных конфликтов.
По заверениям производителя, у камеры немного уменьшилось энергопотребление. Возможно, это так и есть, батарея EN-EL15 расходуется более экономно. Могу лишь посоветовать при видеосъемке, интервальной съемке и работе зимой на природе иметь в запасе запасной аккумулятор или применить выносной блок питания MB-D16.
Видеосъемка
Видеосъемка традиционным зеркальным фотоаппаратом чаще всего производится со штатива или иного упора, следящая фокусировка при этом невозможна. Стиль работы зеркальной камерой в режиме видео больше напоминает съемку профессионального кинооператора и обычно не подразумевает активное перемещение самого видеографа.
Поэтому стоит скомпоновать кадр, настроить фокус и произвести съемку коротким сюжетом. Камера выдает очень качественный для любительского кино результат. Также возможно подключение внешнего микрофона. Настройка технических параметров видеосъемки отделена от фотографического меню, что позволяет настраивать фото и видеорежимы независимо друг от друга.
Длительность одномоментной съемки в максимальном качестве Full HD с частотой 60 кадров в секунду составляет 10 минут, в более щадящих режимах 20 и 30 минут.
Самым интересным является фирменная опция замедленной съемки видео в режиме Time-lapse photography, или как ее еще называют, цейтраферной съемки. Но сначала ее надо настроить. Закладка настройки находится в меню “Видео”. Чем дольше происходит снимаемый процесс, тем больше должен быть интервал между кадрами.
Например, восход солнца можно снять с интервалом в 2 или 3 секунды, а распускающийся цветок или возведение дома потребует более длительного интервала. Когда мы установим длительность съемки, камера подсчитает итоговую длину готового видеоролика. Съемку можно прекратить в любой момент, например для оценки динамичности развития сюжета, а потом снова ее возобновить.
Камера сама автоматически сделает длительную съемку без присутствия человека и соберет видео файл на основании заданных настроек. Если в процессе сюжета освещение будет меняться, опция сглаживания экспозиции сможет автоматически поправить перепады света и тени. Желательно отключить автоматическую фокусировку и оптический стабилизатор, чтобы изображение оставалось неподвижным.
Дальнейшим развитием расширенных опций автоматического управления стала интервальная фотосъемка без присутствия человека. Фотоаппарат в заданное время создаст необходимую серию кадров через регулируемый промежуток времени. Такая опция позволяет наблюдать за животными или фиксировать научные исследования со штатива.
Программное обеспечение и обработка снимков
Современные фотокамеры отлично справляются с получением фотографий в сжатом формате JPG, применяют интеллектуальные методы редактирования темных и светлых областей изображения и в простых типичных случаях точно определяет цветовой баланс белого на “лету”. Но если автор желает более тонко влиять на полученный результат и творчески вмешиваться в процесс обработки изображения, то ему требуется полный массив данных, получаемый непосредственно с матрицы.
В камерах Nikon такой файл называется *.NEF. Чаще всего в персональном компьютере он виден только в виде значка, само содержание не видно. С выходом новой камеры компания разработала бесплатное программное обеспечение Nikon Capture NX-D ver 1.0.3, (можно скачать с сайта производителя по адресу //www.nikon.ru/ru_RU/product/software/capture-nx-d), которое позволяет производить с файлом любые изменения и сохранять работу в формате JPG и TIFF.
К сожалению, привычная для многих программная среда Adobe Lightroom и Adobe ACR пока не поддерживает новую камеру, как и другая старая удобная программа от производителя Nikon Capture NX 2.4.7. Однако решение есть. Надо осваивать новый NX-D (мне он пока показался малопонятным и с малыми возможностями) или применить бесплатный конвертор Adobe Digital Negative converter 8.7.0 для создания файла DNG и вернуться в привычную рабочую среду Lightroom.
В чем отличие? Конвертор Nikon NX-D создает самые малошумящие, гладкие и реалистичные изображения, но в нем сложно работать с тонкими оттенками цветов и градаций, изменять только части фотографии. Adobe Lightroom интуитивен и понятен, обладает широчайшими возможностями по изменению изображения, но не может учесть фирменных алгоритмов шумоподавления. Какой путь более подходит для пользователя, решать вам. Стоит отметить, что Nikon Capture NX-D не имеет русскоязычного интерфейса.
Различия в результатах конвертации c установками “по умолчанию” хорошо видны на примере малоконтрастного сюжета без ярких цветовых пятен. В снимкеCapture NX-D.jpgвидно, что программа учла геометрические искажения, внесенные широкоугольным объективом. На снимкеLightroom 1.jpgвидны характерные изменения в контрасте и цвете, которые обычно вносит в изображение модуль конвертации от Adobe.
Другим полезным программным решением для пользователей Windows может стать NEF Codec. Эта бесплатная утилита от Nikon позволит увидеть сырые файлы NEF на экране монитора как простые фотографии.
Приемы работы с камерой в разных ситуациях. Практическая фотосъемка
В одном из своих недавних интервью фотожурналист Сергей Максимишин, многократный обладатель премии World Press Photo констатировал, что точное следование канонам классического изображения или доскональное знание техники никак не связано с созданием фотографического шедевра. Важен конкретный импульс, что заставляет нажать на кнопку затвора.
ачаровывает фотография мимолетная, неповторимая. Мастер, безусловно, прав. Но для того, чтобы не упустить тот самый чудесный, для каждого свой неповторимый момент, стоит уверенно пользоваться инструментом, который поможет сей момент запечатлеть. А запечатлеть узнаваемо поможет нам автофокус.
Какой режим фокусировки использовать, однокадровый или следящий?
Модуль автоматической фокусировки можно настроить на более чем 10 различных алгоритмов работы. Нажав большим пальцем левой руки на кнопку управления автофокусом, одновременно другим большим пальцем, но уже правой руки при помощи колеса управления можем выбрать три варианта: однократный, следящий и автоматический. Однократный AFS - это самый применяемый вариант, его используют в 90 процентах съемочных ситуаций.
Ландшафт, группа людей, портрет, архитектура – все это объекты для однократного автофокуса. Следящий режим AFC используют в том случае, если объект быстро перемещается относительно камеры и всегда должен быть в зоне резкости. Спортсмены, животные, летящие птицы, автомобили, дети – вот герои для автоматического слежения. Режим автоматического переключения AFA наблюдает за объектом и сам решает, когда применить однократную, а когда следящую фокусировку. Я всегда использую только первый и второй режимы, стараюсь самостоятельно оценивать ситуацию.
Выбор фокусировочных точек
Большое количество фокусировочных точек ставит фотографа перед проблемой выбора – сколько их использовать и когда. Мне кажется, что самым точный и предсказуемый результат получается при использовании одной точки. А расположить ее стоит в том месте, где находится сюжетно важный объект, который должен быть в резкости. Сделать это легко при помощи джойстика, который располагается под большим пальцем правой руки.
Так можно избежать традиционной ошибки всех скучных и однообразных фотографий, на которых главный объект располагается точно центре кадра. Обладая этим минимумом знаний, отправимся на прогулку по городу налегке, без обязательного ранее штатива. Ведь мы уже выяснили, что возможности матрицы позволять делать качественные снимки на очень высоких значениях чувствительности.
Ночная фотосъемка в городе
Время, когда уже зажжены огни, но небо еще не окрасилось в темные тона, длится совсем недолго, несколько минут. При съемке телеобъективом с фокусным расстоянием в200 миллиметровследовало бы сократить время выдержки, но я понадеялся на оптический стабилизатор изображения, установленный в объективе Nikkor 70-200 1:2,8. Фокусировка однократная, по решетчатому контрастному куполу, на матричный замер наличие источников света в кадре влияние не оказало. Автоматический баланс белого точно сохранил цветовую гамму снимка.
Уже через пять минут небо изменило свой цвет и стало темно-синим, увеличился контраст изображения. В этой ситуации важным фактором стала необходимость не допустить переэкспонирования на освещенных стенах здания Большого театра. Желание сохранить резкость переднего и заднего плана заставила немного закрыть диафрагму, выдержка при съемке с рук не должна была длиннее 1/15 секунды.
Фокусировка производилась по левой части изображения, крайняя левая точка справилась со своей задачей. Синие оттенки темного неба были осветлены при конвертации в программе Adobe Lightroom 5.4, в графическом редакторе проведена коррекция геометрических искажений вертикальных стен здания.
Когда сюжетно важная деталь изображения находится за объектами переднего плана, всегда возникают сложности при наведении на резкость. Если применять большое количество фокусировочных точек, расположенных по центру, фотоаппарат обязательно сфокусируется на самой яркой и контрастной части изображения, в нашем случае это будут яркие лампы желтой электрической гирлянды. Выбрав одну из крайних верхних фокусировочных точек и установив широко открытую диафрагму, можно создать из переднего плана красиво размытое обрамление.
Рассеянного света от электрических фонарей освещения достаточно, чтобы делать снимки в репортажном стиле. Широко открытая диафрагма и большое фокусное расстояние поможет передать атмосферу ночной улицы мегаполиса, ненавязчиво приблизиться к прохожим.
Но глубина резко изображаемого пространства становится очень небольшой, нужен всего один шаг, чтобы герои снимка превратились в нерезкое пятно с потерянными деталями. Поэтому применим следящий фокус, переключив его режим в положение AFC. Точку фокусировки стоит выбрать так, чтобы она отслеживала лица. Снимая короткой серией со скоростью 6 кадров в секунду, можно выбрать наиболее резкий кадр.
Делая снимки на высокой чувствительности, я стараюсь выбирать минимальное значение из возможных вариантов. Например, если фокусное расстояние объектива большое, как в предыдущем кадре, то стоит выбрать большее значение 8000 ISO.
Уменьшив фокусное расстояние при помощи зума, при съемке общего плана можно снизить значение чувствительности ISO. Это даст ощутимый прирост в качестве передачи мелких деталей. Уровень подавления цифровых шумов стоить установить в положение Low (умеренный), а в некоторых случаях отключить совсем.
Даже если в городе не царит ночь, а просто стоит серая пасмурная непогода, идет снег или дождь, в любом случае новая камера и возможности ее матрицы провоцируют на использование высокой чувствительности. Если раньше при работе с телеобъективом надо было задержать дыхание, подумать о риске получения нерезкого изображения, теперь можно просто снимать, думая, лишь о тех моментах и ассоциациях, которые привлекли внимание.
Солнце в кадре
Солнце в кадре всегда доставляет при съемке много проблем. Яркость светила очень велика и получается большой контраст между объектами переднего плана и небом. Автоматика замера камеры обычно ошибается в ту или иную сторону, на снимке получается правильно экспонированное небо с очень темным передним планом. Но может случиться и наоборот – хорошо проработанный передний план соседствует со светлым небом, на котором нет никаких деталей.
Это происходит потому, что динамический диапазон снимаемой сцены очень велик при съемке “против света”. Кроме того, очень яркий точечный источник света создает в объективе многочисленные отражения, которые проявляются на изображении в виде светлых полос, бликов и пятен. Некоторые фотографы называют их “зайцами”, вероятно оттого, что появляются они в самый неподходящий момент и не всегда видны в момент съемки.
Действенным методом борьбы с бликами может стать бленда, идущая в комплекте со сменными объективами. Иногда при съемке широкоугольными объективами можно полностью устранить паразитное влияние “зайцев” при помощи вытянутой руки, головного убора, иных подручных средств, или добиться, чтобы яркий диск солнца оказался за каким-нибудь предметом, тонкой веткой дерева. Иногда достаточно буквально на миллиметр сместить камеру и изображение становится контрастным и сочным.
Когда источник света присутствует в кадре, автоматическую экспозицию приходится корректировать, вводя поправки + или – Ev. Камера Nikon D750 позволяет вводить до пяти ступеней коррекции экспозиционных величин. Это очень серьезно может изменить впечатление от сюжета, превратить солнечный день в лунную ночь.
Обычно в сложных сюжетах я не доверяю матричному замеру, довольно сильно корректирую его или перехожу в ручной режим “М”, самостоятельно настраиваю экспозиционные величины. Удивительно, но в Nikon D750 матричный замер сработал точно и не потребовал вводить большие значения коррекции.
Подобная ситуация повторялась неоднократно, мне показалось что матричный замер Nikon D750 точно работает в большинстве снимаемых сцен.
Фото со вспышкой. Система креативного освещения
Давно канули в лету времена, когда фоторепортеры поджигали порошок магния для того чтобы получить сильный моментальный световой импульс. Электронные фотовспышки сегодня применяются не для того, чтобы создать плоский направленный луч света, а выступают в роли инструмента, создающего световой рисунок, атмосферу изображения. Практически вся рекламная и студийная фото продукция создается при помощи импульсных осветителей, часто очень больших.
Хотя наша камера прекрасно снимает при недостаточном освещении, фотовспышка продолжает оставаться инструментом фотографа. Малогабаритные системные вспышки могут тоже создать неповторимый световой рисунок, подсветить тени при съемке на натуре, создать стробоскопический эффект. Согласовывать между собой свет нескольких импульсных источников, управлять ими на расстоянии и дозировать мощность может Nikon CLS (креативная система освещения). Камера D750 полностью совместима с этой системой.
Даже в работе фотографа дикой природы случаются моменты, когда желательно применить несколько импульсных осветителей. Часто это случается при макросъемке, когда надо сильно диафрагмировать объектив, получить большую глубину резкости и создать задуманный автором световой рисунок.
При фотографировании осенних кленовых крылаток–вертолеток хотелось передать их сложное строение. Один источник, портативная компьютерная вспышка Nikon SB800 светила прямо в камеру для того чтобы макрообъект выглядел силуэтом. Другая вспышка Nikon SB910 подсвечивала тени и управляла двумя источниками света в момент спуска затвора. Импульсы оказались деликатными, превышения экспозиции не произошло, но регулировка вспышек происходила в ручном режиме, мощность импульса рисующей SB800 превосходила мощность заполняющей SB 910 в тридцать два раза.
Мощная портативная выносная вспышка поддерживает высокоскоростную синхронизацию FP. Обычно скорость затвора фотокамеры при съемке со вспышкой составляет 1/200 или 1/250 сек. Этого явно недостаточно при съемке на природе. Применив высокоскоростную синхронизацию, мы можем пользоваться импульсным источником света при фотографировании на натуре, подсвечивать тени, снижать контраст и сохранять красивый рисунок заднего плана.
А для того, чтобы снимок не получился переэкспонированным и импульс вспышки светил деликатно, стоит применить коррекцию. Надо уменьшить экспозицию, которую отработает камера и ослабить мощность импульса вспышки. Определяет это опытным путем сам автор снимка, согласно своим замыслам.
Аналогичная, но еще более сложная ситуация произошла при съемке коры древнего дуба широкоугольным объективом. Необходимо было деликатно подсветить кору, но сделать снимок на максимально открытой диафрагме, чтобы деревья на заднем плане выглядели размыто, но сохранился синий цвет неба. Возможности по глубокой настройке камеры позволили установить минимальную чувствительность и согласовать яркий свет морозного дня с глубокими тенями черного дерева. Стоит отметить, что подобные этюды часто снимаются в походах и экспедициях, когда нет времени на долгое ожидание необходимого света. Именно в таких случаях выручает портативная вспышка.
И последний, самый простой случай работы со вспышкой во время непредсказуемой встречи с сюжетом, который просто надо очень оперативно снять, а времени на раздумья нет. Дикий лис освещен мощным потоком утреннего низкого солнца. Я сделал несколько снимков при естественном свете, силуэтный характер освещения меня не удовлетворил. Тогда я просто применил встроенную вспышку и подсветил тени в автоматическом режиме.
Использование следящего автофокуса AFC и серийной съемки
Самым сложным и ответственным испытанием для фотокамеры и фотографа является съемка спортивных соревнований и фотоохота в дикой природе. В чем-то они похожи. Используется тяжелая длиннофокусная оптика, движения объектов непредсказуемы, их можно предугадать, но нельзя предложить сделать дубль, если что-то не получилось. При фотоохоте добавляется еще необходимость спрятаться. Именно поэтому скоростная серийная съемка и активное использование следящего автофокуса AFC может помочь подсмотреть интересный момент.
Перед ответственной фотоохотой, особенно с новой моделью камеры, я пытаюсь смоделировать сюжеты, которые обычно снимаю. Несущаяся во весь опор собака Ника (почти тезка камеры) – как раз та героиня, которая поможет мне разобраться с особенностями следящей автоматической фокусировки.
Глубина резкости при наводке на глаза объекта - всего несколько сантиметров. Съемка со скорость 6,5 кадров в секунду опытным путем помогла определить, какое количество фокусировочных датчиков лучше использовать во время фотоохоты. Если животное крупное и надо получить резкими изображение глаз, стоит использовать одну точку. Большее их количество может привести к тому, что камера сфокусируется на мех, нос, уши, а глаза окажутся нерезкими, снимок будет испорчен.
Для того, чтобы отследить объект, который занимает в кадре меньшее пространство - птицу в небе, лыжника на склоне - можно применить группу из 9 или 21 точки. Серии должны быть короткими, чтобы в буфере камеры всегда оставалось место для еще нескольких кадров. Так мы не пропустим интересный момент.
Скоростная съемка D750
Именно серийная съемка позволила случайно подловить улыбающегося лиса Патрикея, живущего в заповеднике “Брянский лес”. Объектив с фокусным расстоянием в500 миллиметров, который был у меня, не имеет системы оптической стабилизации, поэтому минимальная выдержка должна быть не длиннее 1/400 или лучше 1/500 секунды.
Если это невозможно, то приходится ложиться на землю. Объектив опирается на мешочек с песком, палку, корень или любое подручное средство. Так обеспечивается неподвижность тяжелой фото-системы, которую трудно удержать в руках без штатива. Штатив невозможно установить, потому что симпатичный зверь просто испугается и убежит.
Вольное стадо зубров, бредущих по Брянскому лесу, очень пугливо. Пар от горячего дыхания вырывается из ноздрей гигантов и серьезно затрудняет фокусировку, которая с трудом осуществляется через ветви старого упавшего дерева. Прячась у корней, я стараюсь сдержать дыхание, но все равно видоискатель сильно потеет. Под пологом леса темно, нужно применить более высокую чувствительность, но нет возможности произвести нужные переключения вслепую, поскольку за несколько дней я еще не научился интуитивно управлять новой камерой в неудобном положении.
Поэтому я нажал кнопку режима просмотра в реальном времени Live View, сфокусировался и сделал серию снимков, несколько из которых были резкими. Дело в том, что съемка в подобном режиме происходит тихо, зеркало не поднимается, не создает сильных вибраций, работает только затвор. Уверен, мне не удалось бы сделать снимки другим методом на столь большом фокусном расстоянии при выдержке 1/60 сек.
Кадр кормящегося в лесу зубра состоит в основном из темных оттенков, только сухой лист служит ярким пятном. Имея опыт съемки зубров при пасмурном освещении, я предполагаю, что экспонометрический замер камеры будет осветлять изображение и ошибется. Стоит учесть ошибки прежних встреч, установить высокую чувствительность 4000 ISO и ввести минусовую коррекцию. Звук срабатывания затвора во время серии у камеры D750 тихий, он не волнует увлеченного питанием зверя и удается подсмотреть, как тяжелый лесной житель нежно срывает тонкие веточки.
Использование AutoISO. Первый опыт
Никогда в своей съемочной практике я не использовал режим автоматической установки чувствительности, потому что считал, что справлюсь с этим самостоятельно и легко. С камерой Nikon D750 я убедился, что можно предоставить подобную возможность автоматике в тех случаях, когда световая ситуация часто меняется, работают прожектора и плазменные панели, часто меняются объективы и иногда используется вспышка для подсветки.
Это часто случается во время репортажа, на концертах. Я ограничил верхнюю чувствительность значением 10000 ISO и стал вести съемку, не обращая внимания на светочувствительность, включал заполняющую внешнюю вспышку, когда надо было победить усилия доморощенных осветителей, заливающих синим и желтым цветом лица людей. В результате получил серию снимков с чувствительностью от 800 до 10000 ISO, баланс белого везде был автоматическим, использовался традиционный режим приоритета диафрагмы “А”.
Исследовав результаты, я увидел, что программа отслеживает фокусное расстояние объектива, старается установить такую выдержку, которая примерно равна фокусному расстоянию оптики. Это гарантирует, что количество смазанных изображений будет сведено к минимуму. Чувствительность поднимается там, где это необходимо. Характер изображений, просмотренных на мониторе, не позволил мне легко выделить снимки, сделанные на большой чувствительности. Это свидетельствует о том, что режим Auto ISO вполне можно использовать.
Предлагаю оценить некоторые из снимков и проследить алгоритм примененных выдержек. Меня удовлетворили результаты, полученные в столь разных световых условиях с применением совершенно разной техники съемки. Предполагаю, что ручной подсчет значений коррекции для съемок был бы сложен.
Выводы
Завершая обзор новой камеры Nikon D750, могу предположить, что на сегодняшний день эта модель является лучшей полноформатной универсальной зеркальной камерой для творческого фотографа. Огромное количество настроек может удовлетворить большинство опытных пользователей. Многие мои знакомые, профессиональные фотографы и энтузиасты съемки в дикой природе уже приобрели эту камеру, и вполне довольны покупкой.
Имейте в виду, что для раскрытия потенциала камеры необходима профессиональная светосильная оптика и уверенная работа со специальным фотографическим программным обеспечением.
Начинающих состоятельных фотолюбителей, которые пока не обладают богатым опытом фотосъемок, может порадовать точная работа камеры в автоматических режимах, а большое количество предварительных установок в меню SCENE и коллекция EFFECTS обеспечит материалом для опытов по изучению возможностей камеры.
Удачного вам владения и большого количества фотографий, которые будут нравиться как авторам, так и зрителям.
Похожие статьи
Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих
Объектив Fujinon XF 80 mm f/2.8 LM OIS WR Macro: первый среди своих
Дождались! Наконец-то обладатели системы Fujifilm X получили полноценный макрообъектив и уже полгода вполне счастливы по этому поводу, потому что раньше обходились лишь «полукровкой»: макрообъективом Fujinon XF 1:260 mm f/2.4 R Macro, выпущенным еще в далеком 2012 году. Почему «полукровкой»? Все очень просто: масштаб увеличения этой макролинзы всего лишь 1:2 (один к двум!), что выглядело довольно странно для топовой серии беззеркальных камер Fuji.
Panasonic обновила прошивки для трёх камер
Panasonic обновила прошивки для трёх камер
Компания Panasonic выпустила обновление встроенного ПО для беззеркальных камер GH5, GH5S и G9. Новые прошивки повышают общую стабильность работы камер, улучшают работу авфтофокуса и повышают качество звука при записи видеороликов, добавляют новые эффекты для режима Photo Style и вносят множество других изменений.
Бюджетные ЖК-телевизоры Toshiba 22L1353 и 22L1354: высокое качество по доступной цене
Бюджетные ЖК-телевизоры Toshiba 22L1353 и 22L1354: высокое качество по доступной цене
Москва, 29 июля 2013 г. Компания Toshiba начинает продажи в России бюджетных ЖК-телевизоров серии L1. Модели 22L1353 и 22L1354 с диагональю экрана 22" входят в линейку 2013 года. Новинки оснащены высококачественной матрицей Full HD со светодиодной подсветкой. Они отлично подойдут на роль второго (или даже третьего) телевизора в квартире или доме.
Olympus E-PL9 может появиться в феврале 2018 года
Olympus E-PL9 может появиться в феврале 2018 года
Вероятнее всего, Olympus мог анонсировать новую камеру в марте, на предстоящей выставке CP Plus. Но, согласно последним слухам, камера зарегистрирована в агентстве по сертификации беспроводной связи под кодовым именем IM008 и может появиться уже в феврале
Медиаплеер — проигрыватель XXI века
Медиаплеер — проигрыватель XXI века
Формат высокой четкости HD уже давно стал привычным стандартом изображения. Нас окружает все больше и больше устройств, которые создают изображение с высоким разрешением — это мониторы компьютеров, Full HD ЖК-телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры и экраны смартфонов. Вопрос чем записывать изображение качества HD и на чем его смотреть, больше не актуален, теперь важно знать, с помощью какого устройства лучше/быстрее/дешевле всего воспроизводить изображение высокой четкости.
Авангард звука
Авангард звука
JVC DX-T5 Данная система открывает новую линейку продуктов домашней аудио- и видеоаппаратуры. Сразу же обращает на себя внимание ее необычный дизайн. Если колонки и выглядят ортодоксально, то центральный блок напоминает по форме системный блок персонального компьютера. Его элементы только усиливают это сходство.
Компания LG Electronics представляет линейку телевизоров и аудио-видео техники 2013 года
Компания LG Electronics представляет линейку телевизоров и аудио-видео техники 2013 года
Москва, 22 марта, 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) представила новую серию 3D-телевизоров Cinema 3D Smart TV, включая модель с разрешением Ultra HD и диагональю 84 дюйма, OLED-телевизор, а также линейку аудио-видео техники. Новинки LG 2013 года отличаются высоким разрешением и качеством цветопередачи, захватывающими возможностями 3D-изображения и 3D-звука, элегантным дизайном, обеспечивающим широкую вариативность установки техники в квартире.
100 пользователей рунета получат инновационный смартфон LG G2 на тест драйв
100 пользователей рунета получат инновационный смартфон LG G2 на тест драйв
Москва, 17 октября 2013. — Компания LG Electronics (LG) сообщает о завершении первого этапа конкурса «Тест Драйв LG G2», победители которого получат премиальные смартфоны LG G2 на тест-драйв, а затем смогут принять участие также и во втором туре наравне с другими участниками. Первый этап конкурса проводился с 16 сентября по 16 октября 2013 года. Для участия, всем желающим нужно было зарегистрироваться на сайте конкурса //www.lg.com/ru/g2, поделиться информацией о смартфоне LG G2 на своих страницах в социальных сетях и получать за это баллы, начисляемые в соответствии с правилами конкурса.
Компактные фотокамеры Olympus Smart VR-370 и VG-180 получили широкоугольный зум, двойную стабилизацию и десять «Волшебных фильтров»
Компактные фотокамеры Olympus Smart VR-370 и VG-180 получили широкоугольный зум, двойную стабилизацию и десять «Волшебных фильтров»
Давно ждете универсальную камеру, которую можно положить в карман? Встречайте новинки серии STYLUS SMART от Olympus. Стильная модель VR-370 производит впечатление достаточно простой компактной камеры. В её металлическом корпусе скрыт потрясающий широкоугольный объектив (24 мм*) с 12,5x оптическим зумом. Теперь каждому по плечу любые сюжеты: от групповых снимков до крупных планов. Двойная стабилизация изображения гарантирует отличную резкость в любых условиях, а десять «Волшебных фильтров» открывают широкий простор для творчества...
Домашний кинотеатр: не сделать ли нам в «хрущобе» концертный зал La Scala?
Домашний кинотеатр: не сделать ли нам в «хрущобе» концертный зал La Scala?
В тот момент, когда меломан решается на покупку «серьезной» аудио аппаратуры, он чаще всего еще и не подозревает, что приобретением высококачественной техники дело не ограничится. Привезя аппаратуру домой, он сталкивается с вопросом - как ее лучше всего расставить? И, самое главное, где - в какой комнате, с какими стенами? Аудио возможности жилой комнаты бывают чрезвычайно разными, - и по размеру, и по конфигурации, и по расположению мебели. Иногда даже задача правильно расставить акустические системы оказывается весьма непростой, но даже если это условие выполнено, еще рано говорить, что все проблемы решены — возможно, сама комната потребует изменений.
Комментарии