Стив МакКарри: Путь к цели не менее важен, чем сама цель

Стив МакКарри. Фото Александра Наану. Москва. 2010.

Стив МакКарри (Steve McCurry)
Родился в 1950 году в Филадельфии (США). Увлекся фотографией, когда учился в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете.
В 1974 году он окончил университет, получив диплом по специальности «театральное искусство», и устроился фотографом в местную газету.
В 1978 году на свои деньги уехал в Индию, где работал в трудных условиях, часто рискуя жизнью и здоровьем.
В 1979 году перебрался в Афганистан, который на несколько лет станет страной, где он неоднократно работал и даже терялся в 1980-м и 1988-м.
В 1980 году он получил Robert Capa Gold Medal, которую вручают фотожурналистам, проявившим исключительную храбрость и инициативу.
В 1984-м сделал знаменитый портрет Afghan Girl, который в 1985-м вышел на обложке журнала National Geographic и сразу стал символом борьбы афганцев за независимость и самым известным фотообразом.
В 1986 году Стив был принят кандидатом в агентство Magnum, в 1991-м стал его полноправным членом.

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1996. Villagers participating in the Holi Festival. ИНДИЯ. Раджастхан. 1996. Сельские жители, участвующие в фестивале.

В комнату вошел среднего роста мужчина, скромно одетый, в кепке цвета хаки с вышитой на ней красной звездой и с фотоаппаратом под рукавом куртки. Он держался скромно, чуть ли не застенчиво, но при этом очень внимательно смотрел на то, что происходило вокруг, как бы наблюдая и оценивая «потенциального собеседника». Он начал расспрашивать меня про всякие мелочи, про то, что, как, кто и где, и через минуту выяснилось, что мы с ним бывали в одном относительно труднодоступном месте почти в одно и то же время… «Вот она — ниточка!», — подумал я, и Стив начал свой рассказ…

Стив МакКарри — один из самих ярких фотографов нашего времени и один из самых узнаваемых, снимающий почти исключительно в цвете и специализирующийся на Юго-Восточной Азии. Он фотографирует уже более 30 лет и за свою карьеру стал свидетелем смены культур, бедствий и празднеств, конфликтов, войн, их последствий и восстановления после них. Он видел, как в Индии уходили рисовые поля с окраин городов, сменяясь многоэтажной застройкой. Он документировал муссон, приходящий долгожданным дождем после засухи и пыльных бурь и смывающий все на своем пути. Он фотографировал паломников, идущих окунуться в Ганг. Он наблюдал за конфликтами в Афганистане, Ираке и Иране и за последствиями захвата Кувейта…

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 1984. Afghan Girl at Nasir Bagh refugee camp. ПАКИСТАН. Пешавар. 1984. Афганская девочка в лагере беженцев Назир Багх.

Он, если обобщать Стивом увиденное, наблюдал за жизнью человечества в этом регионе, проникая в нее и показывая ее изнутри.

Стив — яркий представитель американской школы. В его работах всегда присутствует отточенная до идеальности техника, резкость, экспозиция, цвет — яркий, часто близкий к открытому, и теплый. Он отдает предпочтение простой композиции и «золотому» свету, и все это — ради контакта зрителя с «сутью» того, что он снимает. Его изображения чуть ли не сами смотрят на нас, заглядывают нам в душу и не дают себя забыть. Он, фотограф, работающий в цвете, черпает свое вдохновение из живописи и ранней черно-белой фотографии с ее эстетскими приемами.

Когда речь зашла о России, Стив сказал: «Мне жаль, что я мало был в России, она претерпела очень большие изменения с 80-х годов. Это то, что многим надо было снимать!». А я подумал про то, как странно переплелась история нашей страны и история жизни МакКарри: он оказался в Афганистане в момент ввода туда советских войск, и с этого момента его фотографии стали печатать все ведущие журналы мира.

— Стив, что именно привлекает Вас в фотографии?
— Меня привлекает в фотографии возможность пройтись утром по улице без каких-либо конкретных планов или задач, без заготовленного заранее сценария и просто искать, исследовать, — и никакого давления, никаких конкретных ожиданий. Фотография дает мне возможность возвращаться раз за разом на одно и то же место, чтобы осознать и увидеть одно-единственное изображение. В последние время я думаю, что если человек попытается вспомнить какое-либо важное событие, то он вспомнит именно статические изображения и фотографии.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 2002. Sharbat Gula. ПАКИСТАН. Пешавар. 2002. Шарбат Гула.

— Какую из своих работ Вы считаете важной фотографией?
— Однажды я был на задании, снимал историю про муссон и искал самое выжженное, жаркое место. И по пути, в пустыне, я попал в пыльную бурю: небо затянуло так, что стало темно, и подул оглушительный ветер. Ничего невозможно было разглядеть из-за песка и пыли, это все очень дезориентировало. Вдруг я заметил женщин, работающих на ферме неподалеку, они сбились в кучку, прячась от песка, и начали петь. Так они молили, просили дождя. Когда я это увидел, я понял, что надо снимать, хотя это и не имело отношения к заданию. Их одежда была сделана из ткани, которая уже не производилась. Эта сцена показалась мне очень красивой. Нельзя зацикливаться на том, что тебе кажется твоей «настоящей» целью. Путь не менее важен. Фотография из этой бури — одно из моих любимых изображений. Это одна из тех фотографий, на которые люди реагируют.

— Не могу не спросить Вас про портрет афганской девушки. Что Вы думаете об этом изображении сегодня, и изменилось ли Ваше отношение к нему за эти годы?
— Даже после всех этих лет, на мой взгляд, эта фотография не потеряла своей силы. И то, как я встретил ее (девушку) спустя годы, было удивительным опытом. В ее глазах горел все тот же огонь, это был тот же взгляд. Мне кажется, она все так же красива, несмотря на суровые условия жизни в тех краях. Люди меня до сих пор про нее регулярно спрашивают.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1983. Dust storm. ИНДИЯ. Раджастхан. 1983. Песчаная буря.

— Вы контактируете при съемке с объектами Ваших фотографий или стараетесь остаться невидимым, каков Ваш подход?
— Единственная тактика, которой я пользуюсь, — это быть уважительным, открытым и стараться убедить людей, что я в первую очередь думаю о них и ни в коем случае не стараюсь показать их в дурном свете. Я никогда не устану повторять, что самое важное — это уважать и быть восприимчивым ко всем людям. Проблемы в нашем мире возникают, когда люди видят, что их не слушают и не уважают. Я всегда стараюсь наладить личный контакт вне зависимости от того, насколько коротким он будет.

— Когда Вы получаете задание, Вы планируете съемку или просто погружаетесь в среду и реагируете на нее? Как у Вас все сходится?
— Когда я куда-то приезжаю, то предпочитаю иметь очень хорошее представление о том, что я буду делать дальше. Но при этом нет смысла тратить время на попытки заранее визуализировать свои идеи, так как это всегда приводит к разочарованию. Обычно я приезжаю на место, стараюсь погрузиться в ситуацию и от этого отталкиваться дальше. Я уже побывал очень много где, и у меня сформировался длинный список ситуаций, мест и людей, которых я хотел бы сфотографировать. Но при этом я люблю проводить время просто смотря вокруг: это помогает увидеть, найти то, что выделяет конкретное место и делает его уникальным, не похожим ни на одно другое в мире. Я всегда стараюсь найти такие уникальные качества везде, где бываю.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Bombay. 1993. A mother and child ask for alms through a taxi window during the monsoon. ИНДИЯ. Бомбей. 1993. Мать и ребенок просят милостыню через окно такси во время муссона.

— У Вас когда-либо бывало такое, что Вы вернулись куда-то, где уже были, но это место настолько изменилось, что Вы его не узнали?
— Очень многие места, которые я фотографировал, уже не существуют в том виде, как когда-то. Я даже писал об этом в своем блоге, в посте The Way it Was (www.stevemccurry.wordpress.com/2009/11/02/the-way-it-was). Там я описывал сцену, где женщины обрабатывают землю. Сейчас на этом месте стоят современные здания. Очень много сред изменилось вне зависимости от того, рукотворные они или природные.

— Вы базируетесь в Нью-Йорке, почему у Вас сравнительно мало фотографий этого города?
— На самом деле у меня много фотографий Нью-Йорка, но я их не выставлял. Есть несколько на моем сайте (www.stevemccurry.com), но, действительно, большая часть моих работ из других частей света, и именно эти изображения люди хотят видеть. Я оказался в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и у меня много фотографий тех героев, кто первыми откликнулись на трагедию, и изображений того, как они помогали людям.

— Когда Вы приезжали в Москву, вы снимали на Nikon D3 x и Nikkor 24–70/2,8. Расскажите, почему Вы пользуетесь этой камерой и есть ли что-то особенное в том, как Вы пользуетесь фотоаппаратом?
— Сейчас я использую Nikon D700 и среднеформатный Hasselblad. Раньше я использовал дискретные объективы, в основном это были 28, 35 и 50 мм. Но на сегодняшний день я доволен результатами своего Nikkor 24–70.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru CAMBODIA. Angkor. 2000. Buddhist Monks working in the kitchen at a monestary next to Angkor Wat. КАМБОДЖА. Ангкор. 2000. Буддистские монахи, работающие на кухне в монастыре рядом с Ангкор Ват.

— Какой совет Вы бы дали нашему читателю?
— Будьте готовы очень серьезно работать! Если вы не помешаны на вашей работе и не влюблены в нее, то у вас ничего не получится.
Если вы хотите быть фотографом, то вы должны фотографировать постоянно. Если посмотреть на работы великих, то мы увидим, что они нашли специфическое место или объект и выкроили из них нечто глубокое, нечто особенное и запоминающееся. Такая работа требует огромного количества времени и усилия, это не для всех.
Найти собственный стиль, мне кажется, — это то же самое, что найти свой голос или точку зрения. Жизнь интересна нам всем по-разному. К примеру, меня тянет путешествовать по этой планете и знакомиться с людьми, видеть другие культуры, другие подходы.
Не стойте на месте и открывайте себя заново, растите, держите свое сердце открытым и не зацикливайтесь! Жизнь как бы плывет вокруг вас, и вам надо оставаться открытыми, чтобы на нее реагировать и дать прекрасному возможность прикоснуться к вам и изменить вас.
Ищите собственный голос. Со временем вы начнете видеть по-своему, и тогда ваш взгляд и характер попадет в ваши фотографии. Мы все уникальны, и наша фотография должна отражать то, как мы видим. Ищите вдохновения в чужих работах, но не копируйте их.

Официальный сайт Стива МакКарри: www.stevemccurry.com
Блог: www.stevemccurry.wordpress.com

Благодарим Agency.Photographer.ru за помощь,
оказанную при подготовке материала к публикации.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…
12 сентября 2014
Обзоры

Алексей Мякишев: фотографии как голуби — снял и выпустил…

Алексей говорил, а я старалась его не перебивать. Думаю, что и читателям важно прислушаться к его неторопливому рассказу, не отвлекаясь на мои вопросы. Я предложила начать с самого начала. Алексей согласился. Получился рассказ от первого лица.

Рисуйте фонариком! Участвуйте в первом в истории фотографии Freezelight-battle от компании Olympus
31 марта 2016
Новости

Рисуйте фонариком! Участвуйте в первом в истории фотографии Freezelight-battle от компании Olympus

Если вы ещё не умеете рисовать светом — то у вас есть две недели чтобы срочно научиться и принять участие в первом в истории фотографии официальном Freezelight-battle, который состоится 16 апреля в рамках ФОТОФОРУМА-2016.

Тест акустической системы Canton Ergo 702 DC
2 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Canton Ergo 702 DC

Немногочисленные недостатки немецких АС не в состоянии отнять у них главного достоинства — музыкальности. Ergo 702 DC имеют свое собственное видение правильности звука, но их всегда интересно и приятно слушать.

Новинки от Oehlbach
10 июля 2014
Новости

Новинки от Oehlbach

Путь – это и есть сама цель. Когда речь идет о воспроизведении, чистота и сила сигнала являются необходимым условием для совершенства. Уникальные изделия от Oehlbach вот уже почти 40 лет определяют собой компоненты высшего уровня в сфере соединительных технологий.

PocketBook 630 Fashion — высокая мода электронного чтения
2 сентября 2014
Новости

PocketBook 630 Fashion — высокая мода электронного чтения

Компания PocketBook представляет модный ридер PocketBook 630 Fashion, в кото-ром воплотились новейшие тенденции высокого стиля и функциональности. Новый преми-альный 6-ти дюймовый E Ink ридер PocketBook 630 Fashion будет представлен в комплекте с эксклюзивным аксессуаром, разработанным совместно с признанным законодателем моды — всемирно известным брендом Kenzo. Такой ридер выгодно дополнит даже самый изысканный образ.

CES 2019: Инсталляция «ВОДОПАДЫ LG OLED»
14 января 2019
Видео

CES 2019: Инсталляция «ВОДОПАДЫ LG OLED»

Дисплей «Водопады LG OLED» представляет собой 260 цифровых экранов LG OLED в изогнутой и плоской конфигурациях.

Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении
17 апреля 2014
Тесты

Тест камеры Olympus OM-D E-M10: трехосевая стабилизации позволяет снимать в любом направлении

Компания Olympus – один из старейших производителей фототехники. Огромную популярность фототехника этой марки получила задолго до наступления цифрой эпохи. Во второй половине ХХ века среди фотопродукции Olympus были два очень популярных семейства камер – PEN и OM, былую славу которых компания возродила несколько лет назад в виде цифровых камер системы Micro Four Thirds (MTF).

HONOR Band 5 получил функцию измерения кислорода крови и возможность управления музыкой
26 сентября 2019
Новости

HONOR Band 5 получил функцию измерения кислорода крови и возможность управления музыкой

Бренд HONOR объявляет о расширении возможностей российской версии HONOR Band 5: с 30 сентября функция измерения кислорода в крови (SpO2) доступна и для российских пользователей. Кроме того, обновление программного обеспечения фитнес-трекера будет включать функцию удаленного управления музыкой.

ЛЕГКИЕ НАУШНИКИ GENIUS GHP-206 С УСИЛЕННЫМИ БАСАМИ
21 января 2016
Новости

ЛЕГКИЕ НАУШНИКИ GENIUS GHP-206 С УСИЛЕННЫМИ БАСАМИ

Москва, 21 января 2016 года – Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет компактные внутриканальные наушники Genius GHP-206. Лаконичный дизайн и сбалансированное звучание сделают новинку отличным дополнением к смартфону или планшету.

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.
18 июля 2014
Новости

Перерождение: Pioneer DJ выпускает PLX-1000 - Профессиональный проигрыватель винила с прямым приводом.

17 июля 2014: Pioneer отмечает 20 лет в ди-джей индустрии запуском современной классики - профессиональной вертушки PLX-1000. Она разработана специально для ди-джеев с учетом полувекового опыта Pioneer в производстве высококачественных виниловых проигрывателей. В результате чего был создан знакомый всем прибор с инновационными функциями: прямым приводом с быстрым стартом, переключением диапазона питча, профессиональным качеством звука и сборки, отсоединяемыми кабелями.