Стив МакКарри: Путь к цели не менее важен, чем сама цель

Стив МакКарри. Фото Александра Наану. Москва. 2010.

Стив МакКарри (Steve McCurry)
Родился в 1950 году в Филадельфии (США). Увлекся фотографией, когда учился в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете.
В 1974 году он окончил университет, получив диплом по специальности «театральное искусство», и устроился фотографом в местную газету.
В 1978 году на свои деньги уехал в Индию, где работал в трудных условиях, часто рискуя жизнью и здоровьем.
В 1979 году перебрался в Афганистан, который на несколько лет станет страной, где он неоднократно работал и даже терялся в 1980-м и 1988-м.
В 1980 году он получил Robert Capa Gold Medal, которую вручают фотожурналистам, проявившим исключительную храбрость и инициативу.
В 1984-м сделал знаменитый портрет Afghan Girl, который в 1985-м вышел на обложке журнала National Geographic и сразу стал символом борьбы афганцев за независимость и самым известным фотообразом.
В 1986 году Стив был принят кандидатом в агентство Magnum, в 1991-м стал его полноправным членом.

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1996. Villagers participating in the Holi Festival. ИНДИЯ. Раджастхан. 1996. Сельские жители, участвующие в фестивале.

В комнату вошел среднего роста мужчина, скромно одетый, в кепке цвета хаки с вышитой на ней красной звездой и с фотоаппаратом под рукавом куртки. Он держался скромно, чуть ли не застенчиво, но при этом очень внимательно смотрел на то, что происходило вокруг, как бы наблюдая и оценивая «потенциального собеседника». Он начал расспрашивать меня про всякие мелочи, про то, что, как, кто и где, и через минуту выяснилось, что мы с ним бывали в одном относительно труднодоступном месте почти в одно и то же время… «Вот она — ниточка!», — подумал я, и Стив начал свой рассказ…

Стив МакКарри — один из самих ярких фотографов нашего времени и один из самых узнаваемых, снимающий почти исключительно в цвете и специализирующийся на Юго-Восточной Азии. Он фотографирует уже более 30 лет и за свою карьеру стал свидетелем смены культур, бедствий и празднеств, конфликтов, войн, их последствий и восстановления после них. Он видел, как в Индии уходили рисовые поля с окраин городов, сменяясь многоэтажной застройкой. Он документировал муссон, приходящий долгожданным дождем после засухи и пыльных бурь и смывающий все на своем пути. Он фотографировал паломников, идущих окунуться в Ганг. Он наблюдал за конфликтами в Афганистане, Ираке и Иране и за последствиями захвата Кувейта…

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 1984. Afghan Girl at Nasir Bagh refugee camp. ПАКИСТАН. Пешавар. 1984. Афганская девочка в лагере беженцев Назир Багх.

Он, если обобщать Стивом увиденное, наблюдал за жизнью человечества в этом регионе, проникая в нее и показывая ее изнутри.

Стив — яркий представитель американской школы. В его работах всегда присутствует отточенная до идеальности техника, резкость, экспозиция, цвет — яркий, часто близкий к открытому, и теплый. Он отдает предпочтение простой композиции и «золотому» свету, и все это — ради контакта зрителя с «сутью» того, что он снимает. Его изображения чуть ли не сами смотрят на нас, заглядывают нам в душу и не дают себя забыть. Он, фотограф, работающий в цвете, черпает свое вдохновение из живописи и ранней черно-белой фотографии с ее эстетскими приемами.

Когда речь зашла о России, Стив сказал: «Мне жаль, что я мало был в России, она претерпела очень большие изменения с 80-х годов. Это то, что многим надо было снимать!». А я подумал про то, как странно переплелась история нашей страны и история жизни МакКарри: он оказался в Афганистане в момент ввода туда советских войск, и с этого момента его фотографии стали печатать все ведущие журналы мира.

— Стив, что именно привлекает Вас в фотографии?
— Меня привлекает в фотографии возможность пройтись утром по улице без каких-либо конкретных планов или задач, без заготовленного заранее сценария и просто искать, исследовать, — и никакого давления, никаких конкретных ожиданий. Фотография дает мне возможность возвращаться раз за разом на одно и то же место, чтобы осознать и увидеть одно-единственное изображение. В последние время я думаю, что если человек попытается вспомнить какое-либо важное событие, то он вспомнит именно статические изображения и фотографии.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 2002. Sharbat Gula. ПАКИСТАН. Пешавар. 2002. Шарбат Гула.

— Какую из своих работ Вы считаете важной фотографией?
— Однажды я был на задании, снимал историю про муссон и искал самое выжженное, жаркое место. И по пути, в пустыне, я попал в пыльную бурю: небо затянуло так, что стало темно, и подул оглушительный ветер. Ничего невозможно было разглядеть из-за песка и пыли, это все очень дезориентировало. Вдруг я заметил женщин, работающих на ферме неподалеку, они сбились в кучку, прячась от песка, и начали петь. Так они молили, просили дождя. Когда я это увидел, я понял, что надо снимать, хотя это и не имело отношения к заданию. Их одежда была сделана из ткани, которая уже не производилась. Эта сцена показалась мне очень красивой. Нельзя зацикливаться на том, что тебе кажется твоей «настоящей» целью. Путь не менее важен. Фотография из этой бури — одно из моих любимых изображений. Это одна из тех фотографий, на которые люди реагируют.

— Не могу не спросить Вас про портрет афганской девушки. Что Вы думаете об этом изображении сегодня, и изменилось ли Ваше отношение к нему за эти годы?
— Даже после всех этих лет, на мой взгляд, эта фотография не потеряла своей силы. И то, как я встретил ее (девушку) спустя годы, было удивительным опытом. В ее глазах горел все тот же огонь, это был тот же взгляд. Мне кажется, она все так же красива, несмотря на суровые условия жизни в тех краях. Люди меня до сих пор про нее регулярно спрашивают.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1983. Dust storm. ИНДИЯ. Раджастхан. 1983. Песчаная буря.

— Вы контактируете при съемке с объектами Ваших фотографий или стараетесь остаться невидимым, каков Ваш подход?
— Единственная тактика, которой я пользуюсь, — это быть уважительным, открытым и стараться убедить людей, что я в первую очередь думаю о них и ни в коем случае не стараюсь показать их в дурном свете. Я никогда не устану повторять, что самое важное — это уважать и быть восприимчивым ко всем людям. Проблемы в нашем мире возникают, когда люди видят, что их не слушают и не уважают. Я всегда стараюсь наладить личный контакт вне зависимости от того, насколько коротким он будет.

— Когда Вы получаете задание, Вы планируете съемку или просто погружаетесь в среду и реагируете на нее? Как у Вас все сходится?
— Когда я куда-то приезжаю, то предпочитаю иметь очень хорошее представление о том, что я буду делать дальше. Но при этом нет смысла тратить время на попытки заранее визуализировать свои идеи, так как это всегда приводит к разочарованию. Обычно я приезжаю на место, стараюсь погрузиться в ситуацию и от этого отталкиваться дальше. Я уже побывал очень много где, и у меня сформировался длинный список ситуаций, мест и людей, которых я хотел бы сфотографировать. Но при этом я люблю проводить время просто смотря вокруг: это помогает увидеть, найти то, что выделяет конкретное место и делает его уникальным, не похожим ни на одно другое в мире. Я всегда стараюсь найти такие уникальные качества везде, где бываю.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Bombay. 1993. A mother and child ask for alms through a taxi window during the monsoon. ИНДИЯ. Бомбей. 1993. Мать и ребенок просят милостыню через окно такси во время муссона.

— У Вас когда-либо бывало такое, что Вы вернулись куда-то, где уже были, но это место настолько изменилось, что Вы его не узнали?
— Очень многие места, которые я фотографировал, уже не существуют в том виде, как когда-то. Я даже писал об этом в своем блоге, в посте The Way it Was (www.stevemccurry.wordpress.com/2009/11/02/the-way-it-was). Там я описывал сцену, где женщины обрабатывают землю. Сейчас на этом месте стоят современные здания. Очень много сред изменилось вне зависимости от того, рукотворные они или природные.

— Вы базируетесь в Нью-Йорке, почему у Вас сравнительно мало фотографий этого города?
— На самом деле у меня много фотографий Нью-Йорка, но я их не выставлял. Есть несколько на моем сайте (www.stevemccurry.com), но, действительно, большая часть моих работ из других частей света, и именно эти изображения люди хотят видеть. Я оказался в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и у меня много фотографий тех героев, кто первыми откликнулись на трагедию, и изображений того, как они помогали людям.

— Когда Вы приезжали в Москву, вы снимали на Nikon D3 x и Nikkor 24–70/2,8. Расскажите, почему Вы пользуетесь этой камерой и есть ли что-то особенное в том, как Вы пользуетесь фотоаппаратом?
— Сейчас я использую Nikon D700 и среднеформатный Hasselblad. Раньше я использовал дискретные объективы, в основном это были 28, 35 и 50 мм. Но на сегодняшний день я доволен результатами своего Nikkor 24–70.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru CAMBODIA. Angkor. 2000. Buddhist Monks working in the kitchen at a monestary next to Angkor Wat. КАМБОДЖА. Ангкор. 2000. Буддистские монахи, работающие на кухне в монастыре рядом с Ангкор Ват.

— Какой совет Вы бы дали нашему читателю?
— Будьте готовы очень серьезно работать! Если вы не помешаны на вашей работе и не влюблены в нее, то у вас ничего не получится.
Если вы хотите быть фотографом, то вы должны фотографировать постоянно. Если посмотреть на работы великих, то мы увидим, что они нашли специфическое место или объект и выкроили из них нечто глубокое, нечто особенное и запоминающееся. Такая работа требует огромного количества времени и усилия, это не для всех.
Найти собственный стиль, мне кажется, — это то же самое, что найти свой голос или точку зрения. Жизнь интересна нам всем по-разному. К примеру, меня тянет путешествовать по этой планете и знакомиться с людьми, видеть другие культуры, другие подходы.
Не стойте на месте и открывайте себя заново, растите, держите свое сердце открытым и не зацикливайтесь! Жизнь как бы плывет вокруг вас, и вам надо оставаться открытыми, чтобы на нее реагировать и дать прекрасному возможность прикоснуться к вам и изменить вас.
Ищите собственный голос. Со временем вы начнете видеть по-своему, и тогда ваш взгляд и характер попадет в ваши фотографии. Мы все уникальны, и наша фотография должна отражать то, как мы видим. Ищите вдохновения в чужих работах, но не копируйте их.

Официальный сайт Стива МакКарри: www.stevemccurry.com
Блог: www.stevemccurry.wordpress.com

Благодарим Agency.Photographer.ru за помощь,
оказанную при подготовке материала к публикации.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Почему важно контролировать процесс заряда литий-ионных аккумуляторов.
10 июня 2018
Новости

Почему важно контролировать процесс заряда литий-ионных аккумуляторов.

Как известно, литий-ионные батареи являются миной замедленного действия из-за их склонности к самовозгоранию в самый неожиданный момент. Норвежский фотограф Видар А. Боен недавно испытал это на своём опыте, когда одна из его батарей от зеркальной камеры Nikon, внезапно загорелась во время зарядки.

Там, где нет цивилизации. В Москве открывается выставка фотографий Себастио Сальгадо
16 февраля 2016
Новости

Там, где нет цивилизации. В Москве открывается выставка фотографий Себастио Сальгадо

Выставка всемирно известного фотографа Себастио Сальгадо «ГЕНЕЗИС», официальным партнером которой выступает швейцарская часовая мануфактура Jaeger-LeCoultre, включает 245 великолепных фотографий, отобранных из тысяч снимков, сделанных за восемь лет путешествий в 32 разных места. Выставка – это фотографическая экспедиция вокруг Земли, путешествие по тем местам на планете, где ее обитателям пока удалось избежать разрушительного воздействия современной цивилизации...

Canon пополнит серию компактных камер PowerShot SX новой моделью
16 июля 2018
Новости

Canon пополнит серию компактных камер PowerShot SX новой моделью

Портал Nokishita, известный своими точными прогнозами, опубликовал сообщение о том, что Canon готовит анонс нового компакта PowerShot SX740 HS, который заменит существующую 730-ю модель. Камера уже прошла процесс регистрации и может быть объявлена в течение следующих двух недель или не позднее августа 2018 года.

Компания Parrot выпустила новый квадрокоптер Anafi
17 июня 2018
Новости

Компания Parrot выпустила новый квадрокоптер Anafi

Parrot - французская компания, выпускающая дроны и наиболее известная по таким моделям, как Bebop, представила новый квдрокоптер под названием Anafi. Его основными особенностями являются небольшой вес, складная конструкция и возможность снимать 4K HDR-видео со скоростью 30 кадров в секунду.

Archos представляет стильный и производительный смартфон 50 Oxygen Plus
27 февраля 2015
Новости

Archos представляет стильный и производительный смартфон 50 Oxygen Plus

Москва, 27 февраля 2015 года. — Archos, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, представит на выставке MWC 2015 свой новый смартфон ARCHOS 50 Oxygen Plus. Новинка удачно сочетает эргономичность, стильный дизайн и производительность и доступную цену.

Canon выпускает два новых инсталяционных проектора с поддержкой формата 4К
5 декабря 2018
Новости

Canon выпускает два новых инсталяционных проектора с поддержкой формата 4К

Компания Canon Europe анонсировала проекторы 4K5020Z и LX-MH502Z — простые в работе инсталляционные модели, поддерживающие формат 4K. 4K5020Z — на сегодняшний день самое компактное и легкое в мире устройство яркостью 5000 люмен. Этот проектор со сменными объективами предлагает беспрецедентное качество изображения благодаря новому 4K-объективу RS-SL07RST. Стекло для такой мощной и точной оптики производится с использованием новейших разработок Canon. LX-MH502Z представляет собой лучший в своем классе недорогой лазерный проектор с инновационной технологией сдвига пикселей, позволяющей легко достичь разрешения 4K UHD.

Один из крупнейших фотоконкурсов мира Nikon Photo Contest отмечает 50-летие
16 июля 2018
Новости

Один из крупнейших фотоконкурсов мира Nikon Photo Contest отмечает 50-летие

Компания Nikon объявляет о грядущем старте 37-го Nikon Photo Contest. Впервые он прошел в 1969 году и очень скоро стал главным конкурсом, объединившим фотографов-профессионалов и любителей. Nikon Photo Contest дал сообществу масштабную площадку для обмена опытом и возможность развиваться.

Тест акустической системы Crystalvox Stranger 2
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Crystalvox Stranger 2

ДОСТОИНСТВА: правильный, четкий бас; хорошая детальность и натуральность тембров. НЕДОСТАТКИ: резковатый на большой громкости верх; дизайн на любителя, особенно это относится к пестрой расцветке. ВЫВОДЫ: Stranger 2 можно причислить к редкому типу универсальной акустики, которая с одинаковой легкостью справляется с разнообразными жанрами музыки. Так как звуку колонок не чужда эффектность, колонки хорошо проявят себя и в домашнем театре. Высокая чувствительность вкупе с перестраиваемым кроссовером позволяет АС успешно работать с различными усилителями и меньше, чем другие АС, зависеть от особенностей конкретного помещения.

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектора Casio XJ-A256

Проектор относится к серии Green Slim, первые модели которой Casio выпустила три года назад и продолжает совершенствовать до сих пор. Само название серии отражает основные достоинства устройства. Во-первых, в модели применяется гибридный лазерно-светодиодный источник света, более экологичный и экономичный, чем газоразрядные лампы. Он не содержит ртуть и служит до 20000 часов с возможностью круглосуточной работы.

В твоей комнате
24 марта 2006
Обзоры

В твоей комнате

Ключевым моментом в создании любого фотоизображения является правильное освещение. Искусственный свет на съемочной площадке позволяет гибко управлять освещением, контролировать светотеневой рисунок на объектах, а также регулировать и создавать соответствующий контраст. Поговорим о том, как можно правильно использовать пространство домашней комнаты для получения различных светотеневых рисунков.