Стив МакКарри: Путь к цели не менее важен, чем сама цель

Стив МакКарри. Фото Александра Наану. Москва. 2010.

Стив МакКарри (Steve McCurry)
Родился в 1950 году в Филадельфии (США). Увлекся фотографией, когда учился в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете.
В 1974 году он окончил университет, получив диплом по специальности «театральное искусство», и устроился фотографом в местную газету.
В 1978 году на свои деньги уехал в Индию, где работал в трудных условиях, часто рискуя жизнью и здоровьем.
В 1979 году перебрался в Афганистан, который на несколько лет станет страной, где он неоднократно работал и даже терялся в 1980-м и 1988-м.
В 1980 году он получил Robert Capa Gold Medal, которую вручают фотожурналистам, проявившим исключительную храбрость и инициативу.
В 1984-м сделал знаменитый портрет Afghan Girl, который в 1985-м вышел на обложке журнала National Geographic и сразу стал символом борьбы афганцев за независимость и самым известным фотообразом.
В 1986 году Стив был принят кандидатом в агентство Magnum, в 1991-м стал его полноправным членом.

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1996. Villagers participating in the Holi Festival. ИНДИЯ. Раджастхан. 1996. Сельские жители, участвующие в фестивале.

В комнату вошел среднего роста мужчина, скромно одетый, в кепке цвета хаки с вышитой на ней красной звездой и с фотоаппаратом под рукавом куртки. Он держался скромно, чуть ли не застенчиво, но при этом очень внимательно смотрел на то, что происходило вокруг, как бы наблюдая и оценивая «потенциального собеседника». Он начал расспрашивать меня про всякие мелочи, про то, что, как, кто и где, и через минуту выяснилось, что мы с ним бывали в одном относительно труднодоступном месте почти в одно и то же время… «Вот она — ниточка!», — подумал я, и Стив начал свой рассказ…

Стив МакКарри — один из самих ярких фотографов нашего времени и один из самых узнаваемых, снимающий почти исключительно в цвете и специализирующийся на Юго-Восточной Азии. Он фотографирует уже более 30 лет и за свою карьеру стал свидетелем смены культур, бедствий и празднеств, конфликтов, войн, их последствий и восстановления после них. Он видел, как в Индии уходили рисовые поля с окраин городов, сменяясь многоэтажной застройкой. Он документировал муссон, приходящий долгожданным дождем после засухи и пыльных бурь и смывающий все на своем пути. Он фотографировал паломников, идущих окунуться в Ганг. Он наблюдал за конфликтами в Афганистане, Ираке и Иране и за последствиями захвата Кувейта…

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 1984. Afghan Girl at Nasir Bagh refugee camp. ПАКИСТАН. Пешавар. 1984. Афганская девочка в лагере беженцев Назир Багх.

Он, если обобщать Стивом увиденное, наблюдал за жизнью человечества в этом регионе, проникая в нее и показывая ее изнутри.

Стив — яркий представитель американской школы. В его работах всегда присутствует отточенная до идеальности техника, резкость, экспозиция, цвет — яркий, часто близкий к открытому, и теплый. Он отдает предпочтение простой композиции и «золотому» свету, и все это — ради контакта зрителя с «сутью» того, что он снимает. Его изображения чуть ли не сами смотрят на нас, заглядывают нам в душу и не дают себя забыть. Он, фотограф, работающий в цвете, черпает свое вдохновение из живописи и ранней черно-белой фотографии с ее эстетскими приемами.

Когда речь зашла о России, Стив сказал: «Мне жаль, что я мало был в России, она претерпела очень большие изменения с 80-х годов. Это то, что многим надо было снимать!». А я подумал про то, как странно переплелась история нашей страны и история жизни МакКарри: он оказался в Афганистане в момент ввода туда советских войск, и с этого момента его фотографии стали печатать все ведущие журналы мира.

— Стив, что именно привлекает Вас в фотографии?
— Меня привлекает в фотографии возможность пройтись утром по улице без каких-либо конкретных планов или задач, без заготовленного заранее сценария и просто искать, исследовать, — и никакого давления, никаких конкретных ожиданий. Фотография дает мне возможность возвращаться раз за разом на одно и то же место, чтобы осознать и увидеть одно-единственное изображение. В последние время я думаю, что если человек попытается вспомнить какое-либо важное событие, то он вспомнит именно статические изображения и фотографии.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 2002. Sharbat Gula. ПАКИСТАН. Пешавар. 2002. Шарбат Гула.

— Какую из своих работ Вы считаете важной фотографией?
— Однажды я был на задании, снимал историю про муссон и искал самое выжженное, жаркое место. И по пути, в пустыне, я попал в пыльную бурю: небо затянуло так, что стало темно, и подул оглушительный ветер. Ничего невозможно было разглядеть из-за песка и пыли, это все очень дезориентировало. Вдруг я заметил женщин, работающих на ферме неподалеку, они сбились в кучку, прячась от песка, и начали петь. Так они молили, просили дождя. Когда я это увидел, я понял, что надо снимать, хотя это и не имело отношения к заданию. Их одежда была сделана из ткани, которая уже не производилась. Эта сцена показалась мне очень красивой. Нельзя зацикливаться на том, что тебе кажется твоей «настоящей» целью. Путь не менее важен. Фотография из этой бури — одно из моих любимых изображений. Это одна из тех фотографий, на которые люди реагируют.

— Не могу не спросить Вас про портрет афганской девушки. Что Вы думаете об этом изображении сегодня, и изменилось ли Ваше отношение к нему за эти годы?
— Даже после всех этих лет, на мой взгляд, эта фотография не потеряла своей силы. И то, как я встретил ее (девушку) спустя годы, было удивительным опытом. В ее глазах горел все тот же огонь, это был тот же взгляд. Мне кажется, она все так же красива, несмотря на суровые условия жизни в тех краях. Люди меня до сих пор про нее регулярно спрашивают.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1983. Dust storm. ИНДИЯ. Раджастхан. 1983. Песчаная буря.

— Вы контактируете при съемке с объектами Ваших фотографий или стараетесь остаться невидимым, каков Ваш подход?
— Единственная тактика, которой я пользуюсь, — это быть уважительным, открытым и стараться убедить людей, что я в первую очередь думаю о них и ни в коем случае не стараюсь показать их в дурном свете. Я никогда не устану повторять, что самое важное — это уважать и быть восприимчивым ко всем людям. Проблемы в нашем мире возникают, когда люди видят, что их не слушают и не уважают. Я всегда стараюсь наладить личный контакт вне зависимости от того, насколько коротким он будет.

— Когда Вы получаете задание, Вы планируете съемку или просто погружаетесь в среду и реагируете на нее? Как у Вас все сходится?
— Когда я куда-то приезжаю, то предпочитаю иметь очень хорошее представление о том, что я буду делать дальше. Но при этом нет смысла тратить время на попытки заранее визуализировать свои идеи, так как это всегда приводит к разочарованию. Обычно я приезжаю на место, стараюсь погрузиться в ситуацию и от этого отталкиваться дальше. Я уже побывал очень много где, и у меня сформировался длинный список ситуаций, мест и людей, которых я хотел бы сфотографировать. Но при этом я люблю проводить время просто смотря вокруг: это помогает увидеть, найти то, что выделяет конкретное место и делает его уникальным, не похожим ни на одно другое в мире. Я всегда стараюсь найти такие уникальные качества везде, где бываю.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Bombay. 1993. A mother and child ask for alms through a taxi window during the monsoon. ИНДИЯ. Бомбей. 1993. Мать и ребенок просят милостыню через окно такси во время муссона.

— У Вас когда-либо бывало такое, что Вы вернулись куда-то, где уже были, но это место настолько изменилось, что Вы его не узнали?
— Очень многие места, которые я фотографировал, уже не существуют в том виде, как когда-то. Я даже писал об этом в своем блоге, в посте The Way it Was (www.stevemccurry.wordpress.com/2009/11/02/the-way-it-was). Там я описывал сцену, где женщины обрабатывают землю. Сейчас на этом месте стоят современные здания. Очень много сред изменилось вне зависимости от того, рукотворные они или природные.

— Вы базируетесь в Нью-Йорке, почему у Вас сравнительно мало фотографий этого города?
— На самом деле у меня много фотографий Нью-Йорка, но я их не выставлял. Есть несколько на моем сайте (www.stevemccurry.com), но, действительно, большая часть моих работ из других частей света, и именно эти изображения люди хотят видеть. Я оказался в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и у меня много фотографий тех героев, кто первыми откликнулись на трагедию, и изображений того, как они помогали людям.

— Когда Вы приезжали в Москву, вы снимали на Nikon D3 x и Nikkor 24–70/2,8. Расскажите, почему Вы пользуетесь этой камерой и есть ли что-то особенное в том, как Вы пользуетесь фотоаппаратом?
— Сейчас я использую Nikon D700 и среднеформатный Hasselblad. Раньше я использовал дискретные объективы, в основном это были 28, 35 и 50 мм. Но на сегодняшний день я доволен результатами своего Nikkor 24–70.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru CAMBODIA. Angkor. 2000. Buddhist Monks working in the kitchen at a monestary next to Angkor Wat. КАМБОДЖА. Ангкор. 2000. Буддистские монахи, работающие на кухне в монастыре рядом с Ангкор Ват.

— Какой совет Вы бы дали нашему читателю?
— Будьте готовы очень серьезно работать! Если вы не помешаны на вашей работе и не влюблены в нее, то у вас ничего не получится.
Если вы хотите быть фотографом, то вы должны фотографировать постоянно. Если посмотреть на работы великих, то мы увидим, что они нашли специфическое место или объект и выкроили из них нечто глубокое, нечто особенное и запоминающееся. Такая работа требует огромного количества времени и усилия, это не для всех.
Найти собственный стиль, мне кажется, — это то же самое, что найти свой голос или точку зрения. Жизнь интересна нам всем по-разному. К примеру, меня тянет путешествовать по этой планете и знакомиться с людьми, видеть другие культуры, другие подходы.
Не стойте на месте и открывайте себя заново, растите, держите свое сердце открытым и не зацикливайтесь! Жизнь как бы плывет вокруг вас, и вам надо оставаться открытыми, чтобы на нее реагировать и дать прекрасному возможность прикоснуться к вам и изменить вас.
Ищите собственный голос. Со временем вы начнете видеть по-своему, и тогда ваш взгляд и характер попадет в ваши фотографии. Мы все уникальны, и наша фотография должна отражать то, как мы видим. Ищите вдохновения в чужих работах, но не копируйте их.

Официальный сайт Стива МакКарри: www.stevemccurry.com
Блог: www.stevemccurry.wordpress.com

Благодарим Agency.Photographer.ru за помощь,
оказанную при подготовке материала к публикации.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест телевизора 3D Sharp LC40LE830Ru
16 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора 3D Sharp LC40LE830Ru

Достоинства: качественная картинка с натуральными цветами. Богатый набор различных сервисных возможностей. Недостатки: телевизор хорошо сбалансирован, значительных недостатков не замечено. Из самых незначительных отметим, что в силу большого количества различных функций и возможностей к процессу навигации придется какое-то время привыкать.

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук
3 ноября 2015
Новости

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук

Россия, Москва — Бренд Philips представляет линейку портативных Bluetooth-аудиосистем, которые обеспечивают беспроводное воспроизведение музыки высокого качества. Эти компактные подзаряжаемые колонки удобно брать с собой повсюду: на природу, на дачу или просто на прогулку — они удивят владельцев по-настоящему мощным и чистым звуком в любой обстановке.

Highscreen Boost — первый «долгоиграющий» Android-фон — неделя автономной работы
22 февраля 2013
Новости

Highscreen Boost — первый «долгоиграющий» Android-фон — неделя автономной работы

Российская компания «Вобис Компьютер», владелец бренда Highscreen, объявляет о выпуске ещё одного (о, боже!) нового смартфона под управлением Android 4.1 — Highscreen Boost. Особенностью этой новинки является комплектный аккумулятор аж на 4160 мА•ч — против 1500-2100 мА•ч в подавляющем большинстве моделей этого класса. Время автономной работы Highscreen Boost в «смешанном» режиме эксплуатации достигает одной недели, это рекорд для смартфонов под управлением Android.

Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850
18 сентября 2017
Видео

Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850

D850 предоставит любому фотографу гибкие возможности для творчества и демонстрации своего мастерства, в каком бы жанре он ни работал – будь то пейзажная съемка, спортивный репортаж, свадебная фотография, fashion или видеосъемка. Именно такой вывод можно сделать, посмотрев подробный видеоролик, в котором амбассадоры Nikon протестировали новую камеру в самых разных условиях съемки. Смотрите, очень интересно!

Цифровые фотокамеры Olympus
15 марта 2004
Новости

Цифровые фотокамеры Olympus

Вы поклонник Формулы 1, Михаэля Шумахера, Рубенса Барикелло и Ferrari? Тогда вы не сможете устоять перед новой цифровой камерой Ferrari DIGITAL MODEL 2003. Эта коллекционная модель красного цвета с логотипом Ferrari на корпусе выглядит просто изумительно. Ремешок и стильный чехол камеры также украшены логотипом Ferrari.

Компактный и лёгкий штатив Gitzo Mini Treveler
1 октября 2018
Новости

Компактный и лёгкий штатив Gitzo Mini Treveler

Компания Gitzo представила новый компактный штатив Mini Treveler, который выдерживает установку оборудования общим весом до 3 кг. Ноги штатива выполнены из углеродного волокна по технологии Gitzo Carbon eXact и имеют резиновые наконечники, повышающие устойчивость.

TIME запустила в небо 958 дронов для создания обложки журнала
2 июня 2018
Новости

TIME запустила в небо 958 дронов для создания обложки журнала

«Эра дронов» - так называется последний выпуск журнала TIME, посвящённый беспилотным летательным аппаратам, которые массово проникают в нашу повседневную жизнь. Для создания обложки этого выпуска редакция журнала решила организовать целое шоу. Порядка тысячи светящихся дронов парили в небе, образуя логотип TIME в красной рамке, высота которой составляла около 100 м.

Магнитная система крепления светофильтров Manfrotto Xume
8 февраля 2018
Новости

Магнитная система крепления светофильтров Manfrotto Xume

Система крепления фильтров Manfrotto XUME рассчитана на фотографов и видеографов, которые используют светофильтры в своей ежедневной работе. Она позволяет моментально устанавливать и менять светофильтры на любом объективе, в любом положении, устраняя процесс откручивания и закручивания светофильтра.

Беззеркальная фотокамера FUJIFILM FinePix S1 — не боится воды и может создавать панорамные снимки простым нажатием кнопки и поворотом на 360 градусов
9 января 2014
Новости

Беззеркальная фотокамера FUJIFILM FinePix S1 — не боится воды и может создавать панорамные снимки простым нажатием кнопки и поворотом на 360 градусов

Компания FUJIFILM объявляет о выпуске — первой в мире водонепроницаемой псевдозеркальной фотокамеры (*1). S1 оснащена самыми передовыми технологиями, призванными улучшать качество снимков и поощрять творчество. Она порадует вас всем, что только можно ожидать от псевдозеркальной камеры, включая мощный объектив с 50-кратным оптическим зумом и технологией стабилизации изображения, подключение к беспроводной сети, возможность записи видео в формате Full HD — все это внутри прочного водонепроницаемого корпуса. Рекомендованная розничная цена 19 999 руб.

Наушники TDK MP100 уверенно сидят где надо во время паркура или катания на скейтборде.
29 ноября 2013
Новости

Наушники TDK MP100 уверенно сидят где надо во время паркура или катания на скейтборде.

Москва, 25 ноября 2013 – Компания «Графитек» анонсирует поступление в продажу наушников TDK Life on Record MP100. Простота и точность дизайнерских линий, яркие цвета и удобство модели сочетаются с демократичной ценой. Но главное – фирменное звучание TDK, которое не оставит равнодушными ценителей отменного звука, независимо от того, слушаете ли вы музыку, смотрите кино или играете в компьютерные игры. TDK MP100 подходят даже экстремалам, уверенно нажимающим на «Play» во время паркура или катания на скейтборде.