Стив МакКарри: Путь к цели не менее важен, чем сама цель

Стив МакКарри. Фото Александра Наану. Москва. 2010.

Стив МакКарри (Steve McCurry)
Родился в 1950 году в Филадельфии (США). Увлекся фотографией, когда учился в университете штата Пенсильвания на кинематографическом факультете.
В 1974 году он окончил университет, получив диплом по специальности «театральное искусство», и устроился фотографом в местную газету.
В 1978 году на свои деньги уехал в Индию, где работал в трудных условиях, часто рискуя жизнью и здоровьем.
В 1979 году перебрался в Афганистан, который на несколько лет станет страной, где он неоднократно работал и даже терялся в 1980-м и 1988-м.
В 1980 году он получил Robert Capa Gold Medal, которую вручают фотожурналистам, проявившим исключительную храбрость и инициативу.
В 1984-м сделал знаменитый портрет Afghan Girl, который в 1985-м вышел на обложке журнала National Geographic и сразу стал символом борьбы афганцев за независимость и самым известным фотообразом.
В 1986 году Стив был принят кандидатом в агентство Magnum, в 1991-м стал его полноправным членом.

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1996. Villagers participating in the Holi Festival. ИНДИЯ. Раджастхан. 1996. Сельские жители, участвующие в фестивале.

В комнату вошел среднего роста мужчина, скромно одетый, в кепке цвета хаки с вышитой на ней красной звездой и с фотоаппаратом под рукавом куртки. Он держался скромно, чуть ли не застенчиво, но при этом очень внимательно смотрел на то, что происходило вокруг, как бы наблюдая и оценивая «потенциального собеседника». Он начал расспрашивать меня про всякие мелочи, про то, что, как, кто и где, и через минуту выяснилось, что мы с ним бывали в одном относительно труднодоступном месте почти в одно и то же время… «Вот она — ниточка!», — подумал я, и Стив начал свой рассказ…

Стив МакКарри — один из самих ярких фотографов нашего времени и один из самых узнаваемых, снимающий почти исключительно в цвете и специализирующийся на Юго-Восточной Азии. Он фотографирует уже более 30 лет и за свою карьеру стал свидетелем смены культур, бедствий и празднеств, конфликтов, войн, их последствий и восстановления после них. Он видел, как в Индии уходили рисовые поля с окраин городов, сменяясь многоэтажной застройкой. Он документировал муссон, приходящий долгожданным дождем после засухи и пыльных бурь и смывающий все на своем пути. Он фотографировал паломников, идущих окунуться в Ганг. Он наблюдал за конфликтами в Афганистане, Ираке и Иране и за последствиями захвата Кувейта…

Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 1984. Afghan Girl at Nasir Bagh refugee camp. ПАКИСТАН. Пешавар. 1984. Афганская девочка в лагере беженцев Назир Багх.

Он, если обобщать Стивом увиденное, наблюдал за жизнью человечества в этом регионе, проникая в нее и показывая ее изнутри.

Стив — яркий представитель американской школы. В его работах всегда присутствует отточенная до идеальности техника, резкость, экспозиция, цвет — яркий, часто близкий к открытому, и теплый. Он отдает предпочтение простой композиции и «золотому» свету, и все это — ради контакта зрителя с «сутью» того, что он снимает. Его изображения чуть ли не сами смотрят на нас, заглядывают нам в душу и не дают себя забыть. Он, фотограф, работающий в цвете, черпает свое вдохновение из живописи и ранней черно-белой фотографии с ее эстетскими приемами.

Когда речь зашла о России, Стив сказал: «Мне жаль, что я мало был в России, она претерпела очень большие изменения с 80-х годов. Это то, что многим надо было снимать!». А я подумал про то, как странно переплелась история нашей страны и история жизни МакКарри: он оказался в Афганистане в момент ввода туда советских войск, и с этого момента его фотографии стали печатать все ведущие журналы мира.

— Стив, что именно привлекает Вас в фотографии?
— Меня привлекает в фотографии возможность пройтись утром по улице без каких-либо конкретных планов или задач, без заготовленного заранее сценария и просто искать, исследовать, — и никакого давления, никаких конкретных ожиданий. Фотография дает мне возможность возвращаться раз за разом на одно и то же место, чтобы осознать и увидеть одно-единственное изображение. В последние время я думаю, что если человек попытается вспомнить какое-либо важное событие, то он вспомнит именно статические изображения и фотографии.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru PAKISTAN. Peshawar. 2002. Sharbat Gula. ПАКИСТАН. Пешавар. 2002. Шарбат Гула.

— Какую из своих работ Вы считаете важной фотографией?
— Однажды я был на задании, снимал историю про муссон и искал самое выжженное, жаркое место. И по пути, в пустыне, я попал в пыльную бурю: небо затянуло так, что стало темно, и подул оглушительный ветер. Ничего невозможно было разглядеть из-за песка и пыли, это все очень дезориентировало. Вдруг я заметил женщин, работающих на ферме неподалеку, они сбились в кучку, прячась от песка, и начали петь. Так они молили, просили дождя. Когда я это увидел, я понял, что надо снимать, хотя это и не имело отношения к заданию. Их одежда была сделана из ткани, которая уже не производилась. Эта сцена показалась мне очень красивой. Нельзя зацикливаться на том, что тебе кажется твоей «настоящей» целью. Путь не менее важен. Фотография из этой бури — одно из моих любимых изображений. Это одна из тех фотографий, на которые люди реагируют.

— Не могу не спросить Вас про портрет афганской девушки. Что Вы думаете об этом изображении сегодня, и изменилось ли Ваше отношение к нему за эти годы?
— Даже после всех этих лет, на мой взгляд, эта фотография не потеряла своей силы. И то, как я встретил ее (девушку) спустя годы, было удивительным опытом. В ее глазах горел все тот же огонь, это был тот же взгляд. Мне кажется, она все так же красива, несмотря на суровые условия жизни в тех краях. Люди меня до сих пор про нее регулярно спрашивают.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency. photographer.ru INDIA. Rajasthan. 1983. Dust storm. ИНДИЯ. Раджастхан. 1983. Песчаная буря.

— Вы контактируете при съемке с объектами Ваших фотографий или стараетесь остаться невидимым, каков Ваш подход?
— Единственная тактика, которой я пользуюсь, — это быть уважительным, открытым и стараться убедить людей, что я в первую очередь думаю о них и ни в коем случае не стараюсь показать их в дурном свете. Я никогда не устану повторять, что самое важное — это уважать и быть восприимчивым ко всем людям. Проблемы в нашем мире возникают, когда люди видят, что их не слушают и не уважают. Я всегда стараюсь наладить личный контакт вне зависимости от того, насколько коротким он будет.

— Когда Вы получаете задание, Вы планируете съемку или просто погружаетесь в среду и реагируете на нее? Как у Вас все сходится?
— Когда я куда-то приезжаю, то предпочитаю иметь очень хорошее представление о том, что я буду делать дальше. Но при этом нет смысла тратить время на попытки заранее визуализировать свои идеи, так как это всегда приводит к разочарованию. Обычно я приезжаю на место, стараюсь погрузиться в ситуацию и от этого отталкиваться дальше. Я уже побывал очень много где, и у меня сформировался длинный список ситуаций, мест и людей, которых я хотел бы сфотографировать. Но при этом я люблю проводить время просто смотря вокруг: это помогает увидеть, найти то, что выделяет конкретное место и делает его уникальным, не похожим ни на одно другое в мире. Я всегда стараюсь найти такие уникальные качества везде, где бываю.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru INDIA. Bombay. 1993. A mother and child ask for alms through a taxi window during the monsoon. ИНДИЯ. Бомбей. 1993. Мать и ребенок просят милостыню через окно такси во время муссона.

— У Вас когда-либо бывало такое, что Вы вернулись куда-то, где уже были, но это место настолько изменилось, что Вы его не узнали?
— Очень многие места, которые я фотографировал, уже не существуют в том виде, как когда-то. Я даже писал об этом в своем блоге, в посте The Way it Was (www.stevemccurry.wordpress.com/2009/11/02/the-way-it-was). Там я описывал сцену, где женщины обрабатывают землю. Сейчас на этом месте стоят современные здания. Очень много сред изменилось вне зависимости от того, рукотворные они или природные.

— Вы базируетесь в Нью-Йорке, почему у Вас сравнительно мало фотографий этого города?
— На самом деле у меня много фотографий Нью-Йорка, но я их не выставлял. Есть несколько на моем сайте (www.stevemccurry.com), но, действительно, большая часть моих работ из других частей света, и именно эти изображения люди хотят видеть. Я оказался в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, и у меня много фотографий тех героев, кто первыми откликнулись на трагедию, и изображений того, как они помогали людям.

— Когда Вы приезжали в Москву, вы снимали на Nikon D3 x и Nikkor 24–70/2,8. Расскажите, почему Вы пользуетесь этой камерой и есть ли что-то особенное в том, как Вы пользуетесь фотоаппаратом?
— Сейчас я использую Nikon D700 и среднеформатный Hasselblad. Раньше я использовал дискретные объективы, в основном это были 28, 35 и 50 мм. Но на сегодняшний день я доволен результатами своего Nikkor 24–70.


Steve McCurry/Magnum Photos/agency.photographer.ru CAMBODIA. Angkor. 2000. Buddhist Monks working in the kitchen at a monestary next to Angkor Wat. КАМБОДЖА. Ангкор. 2000. Буддистские монахи, работающие на кухне в монастыре рядом с Ангкор Ват.

— Какой совет Вы бы дали нашему читателю?
— Будьте готовы очень серьезно работать! Если вы не помешаны на вашей работе и не влюблены в нее, то у вас ничего не получится.
Если вы хотите быть фотографом, то вы должны фотографировать постоянно. Если посмотреть на работы великих, то мы увидим, что они нашли специфическое место или объект и выкроили из них нечто глубокое, нечто особенное и запоминающееся. Такая работа требует огромного количества времени и усилия, это не для всех.
Найти собственный стиль, мне кажется, — это то же самое, что найти свой голос или точку зрения. Жизнь интересна нам всем по-разному. К примеру, меня тянет путешествовать по этой планете и знакомиться с людьми, видеть другие культуры, другие подходы.
Не стойте на месте и открывайте себя заново, растите, держите свое сердце открытым и не зацикливайтесь! Жизнь как бы плывет вокруг вас, и вам надо оставаться открытыми, чтобы на нее реагировать и дать прекрасному возможность прикоснуться к вам и изменить вас.
Ищите собственный голос. Со временем вы начнете видеть по-своему, и тогда ваш взгляд и характер попадет в ваши фотографии. Мы все уникальны, и наша фотография должна отражать то, как мы видим. Ищите вдохновения в чужих работах, но не копируйте их.

Официальный сайт Стива МакКарри: www.stevemccurry.com
Блог: www.stevemccurry.wordpress.com

Благодарим Agency.Photographer.ru за помощь,
оказанную при подготовке материала к публикации.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России
27 ноября 2014
Новости

LG представляет новые аудиосистемы линейки SMART AUDIO в России

МОСКВА, 27 ноября 2014 г. — Новая беспроводная аудиосистема LG SMART AUDIO, представленная в сентябре на выставке IFA, стала доступна для россий-ских потребителей. Система SMART AUDIO, включающая динамики (модели NP8340, NP8540, NP8740), саундбар (модель LAS650M) и специальное приложе-ние для смартфонов LG Music Flow, создает удобную и интеллектуальную Hi-Fi аудио экосистему у вас дома. Приложение Music Flow используется для центра-лизованного управления цифровой музыкальной библиотекой и всеми устройст-вами, подключенными к Music Flow в доме, даже если музыкальные файлы хра-нятся на различных девайсах. Приложение также рекомендует владельцу песни или плейлисты, обеспечивает легкий доступ к интернет-радиостанциям и работа-ет как медиаплеер на смартфоне, когда вы находитесь в пути.

Вперед вместе с ROLSEN
28 апреля 2003
Новости

Вперед вместе с ROLSEN

Компания Rolsen все больше завоевывает популярность среди россиян благодаря отличному соотношению цены и качества. Что характерно – с момента своего появления эта марка сразу же нашла поклонников в нашей стране даже без солидной рекламной кампании. Фирма производит большой ассортимент электронной техники.

LG SIGNATURE KITCHEN SUITE в Берлине
27 августа 2018
Новости

LG SIGNATURE KITCHEN SUITE в Берлине

Компания LG Electronics (LG) представляет на выставке IFA 2018 в Берлине линейку встраиваемой кухонной техники ультра-премиального уровня SIGNATURE KITCHEN SUITE, разработанную специально для европейского рынка. Новый модельный ряд призван удовлетворить потребности самых взыскательных и тонких ценителей европейского стиля и образа жизни.

Первые изображения Fujifilm X-T3
4 сентября 2018
Новости

Первые изображения Fujifilm X-T3

Первые изображения предстоящей беззеркальной камеры Fujifilm X-T3 попали в открытый доступ. Внешне камера практически похожа на X-T2 и также имеет многочисленные элементы управления, вынесенные на корпус. Согласно слухам анонс Fujifilm X-T3 может состояться уже 6 сентября 2018 года.

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K
29 марта 2018
Новости

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K

Компания Canon объявляет о выпуске широкоугольного объектива CN E20mm T1.5 L F, который идеально подойдет для кинематографического производства с высокими требованиями к качеству. Новинка в линейке кинематографических объективов с фиксированным фокусным расстоянием, CN E20mm T1.5 L F отличается уникальными оптическими характеристиками и великолепным качеством сборки. Этот объектив позволит без труда получать впечатляющее изображение в формате 4K.

Возрождение формата: Kodak продемонстрировал первые кадры, снятые на плёночную камеру Kodak Super 8.
17 января 2018
Новости

Возрождение формата: Kodak продемонстрировал первые кадры, снятые на плёночную камеру Kodak Super 8.

Во время CES 2016 Kodak объявила о планах возродить свой формат Super 8, выпустив новую камеру с одноимённым названием, которая будет сочетать аналоговые и цифровые технологии. Рабочий прототип новой камеры был продемонстрирован во время CES 2017, но камера так и не увидела свет. Первые кадры, снятые на Kodak Super 8 и продемонстрированные на CES 2018, говорят о том, что проект приблизился к своей финальной стадии.

Тест плазменного 3D телевизора Samsung PS50C490
15 апреля 2012
Тесты

Тест плазменного 3D телевизора Samsung PS50C490

Достоинства: один из самых недорогих телевизоров с поддержкой 3D с диагональю 50 дюймов. Недостатки: не очень высокая разрешающая способность среди протестированных моделей.

LG Optimus L3 Dual: компактный смартфон с 2 SIM-картами
25 июня 2012
Новости

LG Optimus L3 Dual: компактный смартфон с 2 SIM-картами

Компания LG Electronics представляет на российском рынке новую версию смартфона LG Optimus L3 Dual, оснащенную всеми преимуществами модели LG Optimus L3 E400, а также поддерживает работу 2 SIM-карт, что позволяет экономить и разделять личные и рабочие контакты. LG Optimus L3 Dual — это младшая модель семейства L-Style от LG, которое отличает особый дизайн. Благородный минимализм подчеркивают интуитивно понятное расположение сенсорных кнопок и монолитное стекло.

Внутриканальные наушники MEZE 11 NEO GUN METAL: плотный удар и глубокий бас - не стыдно и бабушке показать
5 ноября 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники MEZE 11 NEO GUN METAL: плотный удар и глубокий бас - не стыдно и бабушке показать

Наушники дополненной реальности! Вот чего мне не хватает на случай, если что-то пошло не так. В сумке всегда должна лежать палочка-выручалочка, которая запитает тебя гармонией, которая резонирует с душой и сердцем, которая ведет тебя по избранному пути, помогая превозмочь любые встряски… Подумал об этом, когда взял в руки новинку от бренда Meze. Мы уже слушали накладные ушки Meze 99 Classics, и это было хитовое исполнение! А сегодня приглашаю оценить внутриканальную модель MEZE 11 NEO, которая уже радует вполне доступным ценником. Итак, на звуковую дорожку выходит MEZE 11 NEO.

Nikon Plaza: на любой вопрос - подробный ответ. В Москве открылось многофункциональное пространство для любителей и профессионалов фотографии
4 октября 2016
Новости

Nikon Plaza: на любой вопрос - подробный ответ. В Москве открылось многофункциональное пространство для любителей и профессионалов фотографии

Компания Nikon представляет Nikon Plaza – первый в России многофункциональный центр, объединяющий под одной крышей все продукты и услуги компании, которые будут интересны как профессиональным фотографам, так и всем поклонникам бренда. Официальное открытие центра и экскурсия для представителей СМИ состоялось 28 сентября, а открытое мероприятие для всех любителей фотографии пройдет 1 октября 2016 года.