О том, что такое цифровая ностальгия и к чему приводит чрезмерное увлечение пленочными спецэффектами, расскажет Наталья ЕЛИСЕЕВА. Рискнем попробовать два необычных приема, доставшихся от пленочной эпохи: один связан с черно-белой фотографией, другой — с цветной.
ЦВЕТОВОЙ УДАР
Кросс-процесс давно знаком портретистам и фотографам из мира моды. Это неудивительно: искаженные и необычные цвета, получаемые при кросс-обработке, могут совершенно преобразить фотографию. В обработке «по кросс-процессу» нет ничего сверхъестественного: слайдовая пленка проявляется как негативная или наоборот: негатив проявляется в «химии» для слайда. А результат цветового смещения почти не предсказуем… В этом и прелесть! Сейчас, когда большинство из нас работает с цифровыми изображениями, возможность кросс-обработки не исчезла. В наших руках появился более гибкий инструмент — Photoshop, а значит, и возможность лучше контролировать процесс.
Один из самых интересных способов получить кросс фотографию — манипуляции с цветом после перевода снимка в пространство Lab. Для этого приема прекрасно подходят серые и унылые видовые фотографии. Их у нас много, не так ли?..
Photoshop использует модель Lab как посредника при переводе изображения из одной цветовой модели в другую, например из RGB в CMYK. Любой цвет в нем определяется светлотой (каналом L) и двумя хроматическими: а — изменяется в диапазоне от зеленого до пурпурного, b — от голубого до желтого. Lab прекрасно подходит для сложной цветовой коррекции, оставаясь при этом самым трудным для понимания инструментом. Работе в Lab посвящено немало страниц известной книги Дэна Маргулиса «Photoshop для профессионалов».
1. Labоратория Откроем выбранную фотографию и создадим ее копию. Для этого в меню Image найдем пункт Duplicate. Затем переведем полученную копию в пространство Lab Image>>Mode>>Lab Color. Здесь, в отличие от RGB Color, мы можем делать с цветом все, что захотим, и даже больше.
2. Эквалайзер цвета В поиске радикальных цветовых решений заглянем в палитру Channels нашего Lab-снимка. Нам потребуется канал под названием «А». Кликнув по нему мышью и тем самым выделив его, увеличим контраст слоя. Лучше всего для такой цели подойдет команда Equalize. Мы можем найти ее в Image>>Adjustment>>Equalize.
3. Аккуратно смешиваем… Теперь кликнем по верхнему слою в палитре Channels (это Lab) и перетащим его на исходное изображение (инструмент Move с нажатой клавишей Shift). Когда новый слой появится в палитре Layers, зададим для него режим наложения Color и уменьшим непрозрачность до 40–50%.
4. «Заблюрим» все! Сильное увеличение контраста предполагает образование цветовых артефактов, избавиться от которых нам поможет размытие, расположенное по адресу: Filter>>Blur>>Gaussian Blur. Там можно действовать решительно и менять Radius без опасений (режим Color влияет только на цвет): ни резкость, ни яркость от этого
не ухудшатся.
5. Еще раз Вернемся к копии изображения в формате Lab и, отступив на шаг в палитре History (к строке с надписью Lab color), повторим процедуру увеличения контраста с каналом «B». Как и в первом случае, мы используем Image>>Ajustment>>Equalize. Затем аналогично шагу 3 перенесем канал Lab на исходное изображение.
6. Финальные аккорды Новый слой окажется третьим в нашем «пироге». Как и в случае со вторым слоем, мы назначим для него режим наложения Color, подобрав непрозрачность около 40 или 50 %. При необходимости слой можно размыть. Что потом? Остается довести до совершенства наше кросс-изображение, меняя непрозрачность каждого слоя. Удачи!
СВЕТ-ПРИЗРАК
Думается, многие слышали о существовании специальной фотопленки, чувствительной к лучам инфракрасной зоны спектра. Она так и называется: инфракрасная пленка. Эта пленка воспринимает лучи, которые мы не видим, а значит, результат ее использования может быть очень впечатляющим. То, что отражает инфракрасные лучи, получается светлым, а то, что поглощает, — темным. Поэтому на черно-белой инфракрасной пленке трава и листья могут стать белоснежными, а голубое небо — почти черным. Еще одна особенность такой пленки — зернистость. Все сказанное мы с легкостью можем сделать в Photoshop.
В качестве примера возьмем снимок этого склона. Согласитесь, ему недостает выразительности, и «инфракрасная» версия поможет это исправить.
Инфракрасное излучение было открыто Вильямом Гершелем в 1800 году. Разложив солнечный свет на спектр, он решил замерить температуру каждого цвета. Как выяснилось, самой теплой была не область внутри видимого спектра, а совершенно бесцветный участок недалеко от границы красного! Так было открыто тепловое излучение, которое мы теперь можем увидеть своими глазами. Отличительные признаки съемки на инфракрасную пленку — глубокое черное небо, сочные тени, белизна травы и листьев, светящиеся ореолы. Из черно-белых специальных пленок это «увидят»: Kodak High Speed Infrared film (HSI или HIE), MACO IR820c (Rollei Infrared 820), Konica Infrared 750 и Ilford SFX 200. Каждая из них воспринимает разную «глубину» инфракрасного спектра: чем дальше от предела видимости в 700 нанометров, тем лучше. В этом смысле чемпионом остается пленка Kodak, чувствительная к длинам волн вплоть до 900 нм. MACO «видит» до 820 нм, что тоже неплохо. Диапазон Konica Infrared 750 — 800 нм. Ilford SFX 200 производители честно представили как плёнку «с повышенной чувствительностью к красному диапазону» — она способна воспринять только лучи до 750 нм и называется за это «псевдоинфракрасной». Все эти пленки любят разные фильтры и по-своему с ними работают; узнать подробности и посмотреть примеры можно на сайте Дмитрия Каткова http://photo-element.ru/book/pseudo_ir/ir_films/ir_films.html. Там есть советы любителям цифры, которые могут взять в качестве фильтра незасвеченный и проявленный слайд. Что же касается нюансов самой съемки, то у цифры и пленки есть много общего. Первое — большие выдержки. В среднем даже в солнечный день они начинаются от 15 секунд, что требует штатива. Второе — необходимость в экспериментах с эксповилкой! И еще: при съемке с фильтром замечено, что инфракрасные лучи преломляются в объективе не так, как другие, приводя к неточной фокусировке. Чтобы избежать нерезкости, рекомендуют выставлять большие диафрагменные числа — от f11 и выше.
1. Запасаемся впрок В процессе манипуляций с изображением мы потеряем детали в светах, и впоследствии у нас возникнет необходимость восстановить их. Поэтому создадим копию фонового слоя и добавим к нему корректирующий слой Levels (New Adjustment Layer>>Levels). Нажмем на кнопку Options и выберем Enhance Per Channel Contrast.
2. Осветляем листья Cмешаем каналы через Layer>>New Adjustment Layer>>Channel Mixer. Отметим режим Monochrome и установим для зеленого канала значение 200% — зелень станет почти белой! Для красного канала, в зависимости от сюжета, подойдет значение от 80% до 40%, а процент синего канала можно сделать даже отрицательным.
3. Добавляем траве сияния! Кликнем по копии фонового слоя и отметим в палитре Channels зеленый канал. Слегка размоем его: выберем фильтр Gaussian Blur (Filter>>Blur>>Gaussian Blur) и установим радиус примерно в 5 пикселей. Нам нужно, чтобы вокруг светлых зон образовался мягкий ореол.
4. Смягчаем эффект Для смягчения эффекта выберем команду Edit>>Fade Gaussian Blur. Уменьшим непрозрачность до 20–30% и выберем режим наложения Screen из выпадающего списка. Постараемся сохранить светящийся ореол вокруг листвы. Не стоит беспокоиться об участках, где не осталось деталей: мы это поправим.
5. Возвращаем детали Вернемся к созданному в начале корректирующему слою Levels. Дважды кликнем по нему и установим в графе Output значение 220 (можно меньше). Подберем этот параметр так, чтобы в светлых участках, которые после наших преобразований стали совсем белыми, начали прорисовываться детали.
6. Шум Под занавес попробуем сделать изображение похожим на отпечаток с инфракрасной пленки. Выберем копию фонового слоя и применим к ней фильтр Add Noise (Filter>>Noise>>Add Noise). Чтобы шум был похож на пленочное зерно, отметим в графе Distribution пункт Gaussian и поставим галочку Monochromatic. Все!
Комментарии