Предтеча цифровых технологий

В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.Оскар Густав Рейландер

Оскар Густав Рейландер (1813–1875)

Художник и фотограф. Родился в Швеции, изучал живопись в Италии, переехал в Англию в 1840-м, где начал работать с фотографией в 1852–1853 годах. В 1857 году создал произведение «Два пути жизни», которое в том же году было приобретено в коллекцию принца Альберта и показано на «Выставке художественных сокровищ» в Манчестере, первом в мире смотре достижений мирового искусства и культуры.

Рейландер представил разработанную им технику получения фотографических монтажных изображений другим авторам, среди которых был классик британской фотографии Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson), создавший впоследствии множество монтажей.

В 1872 году Рейландер познакомился с Чарльзом Дарвином и стал автором фотографических иллюстраций к его научному труду «Выражение эмоций у человека и животных». Художник также был известен своими жанровыми фотографическими композициями и активным участием в дискуссиях о фотографии в британской печати.

Большая коллекция произведений Рейландера, в том числе подлинник его знаменитой композиции «Два пути жизни» 1857 года, хранится в Национальном музее медиа в Брэдфорде, Великобритания (National Media Museum in Bradford). Этот музей обладает одним из крупнейших и богатейших фотографических собраний в мире, особенно после того как на хранение в музей была передана коллекция Королевского фотографического общества Великобритании. Музей также является центром хранения, изучения и популяризации различных медиа: фотографии, кинематографа, телевидения, анимации, радио, цифровых коммуникаций и игр.

Текст: Ирина ЧМЫРЕВА

В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.

В «Двух путях жизни» Рейландера, настоящем манифесте морали Викторианской эпохи, содержится квинтэссенция возможностей визуального монтажа. Автору удалось средствами фотографии создать произведение, в котором сочетались композиция живописной картины классицизма и содержание, актуальное для своей эпохи, новейшие достижения техники того времени и авторские находки. В центре композиции — старый учитель; двое его учеников выбирают разные пути, один идет к наслаждениям и неправедной жизни, другой — к образованию, наукам, ремеслу, благотворительности. «Визуальный текст» Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций.

Не меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его внешнюю форму: Рейландер напечатал фотографию размером почти 80 см в длину, что было привычно для живописных полотен, но никак не для фотографии середины XIX века. За полтора века до появления цифровых технологий «Два пути жизни» явились примером искусно созданного вручную цельного монтажа из более чем 30 отдельных снимков. В том же году «Два пути жизни» были приобретены в коллекцию принца Альберта, впоследствии ставшего одним из источников собрания фотографии Музея Виктории и Альберта. Так в середине XIX века коронованные особы продемонстрировали публике, что фотография — новый вид искусства, а фотографический отпечаток — объект, достойный коллекционирования.

Хранящийся сегодня в коллекции Национального музея медиа в Брэдфорде и не покидавший Великобритании почти столетие оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера 1857 года был представлен этой осенью в России. Проект «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» обозначает то важное место, которое ранняя британская фотография занимает в истории мировой визуальной культуры.

В 1857 году Оскар Густав Рейландер создал многофигурную фотографическую композицию, дав начало новому направлению в фотографии — фотомонтажу. То, что до Рейландера было не более чем технологическим приемом, после его работы обрело собственную философию. Глядя из современности на оригинальный авторский отпечаток середины XIX века, рассматривая его аллегорические сюжеты, мы ловим себя на мысли о наивности и притягательной искренности этого манифеста морали прошлого. Но именно таким виделось назначение искусства — служить наставником публике — в Европе, в Америке, в России позапрошлого века, идет ли речь о миссионерстве прерафаэлитов, передвижников или художников нового континента. В том столетии понятие нормы, определенность добра и зла в религиозной философии, в этических правилах общества и в политике были неразрывно связаны между собой, особенно в странах, где религия продолжала играть важную роль в жизни государства и граждан. Именно поэтому кажущееся сегодня риторическим визуальное выражение программы в композиции «Два пути жизни» Рейландера было ничем иным, как попыткой найти форму диалога между молодым технологическим искусством фотографии и современной ему идеологией. Одновременно следуя классическим образцам истории искусства, стремясь создать подобное лучшим образцам живописи прошлого новое изображение было направлением поисков художников молодой фотографии.

По сути, речь идет о двух путях фотографии, разошедшихся в ХХ веке: пути визуальной репрезентации социальных и политических программ и пути художественного исследования формы. Отправной точкой для обоих направлений был монтаж Рейландера.

Активное развитие монтажа началось уже в ХХ веке. С монтажным мышлением связано появление в 1920–30-х годах знаковых произведений русского художественного авангарда как в живописи, графике, искусстве плаката, так и в фотографии. Прошлое столетие запомнилось и активным диалогом фотографии (и ее создателей) с современной им идеологией: от апологетики до критики, от конструктивистского гимна советской идеологии до критики буржуазного консюмеризма в наши дни. Монтаж образа и текста — основа воздействия феномена масс-медиа ХХ — XXI веков. Монтаж фрагментов изображений, обрывков слов и фактур — узнаваемые признаки современного искусства от дадаизма и сюрреализма к поп-арту и постмодернизму.

В России за последнее столетие не были показаны публично произведения ни Ньепса, ни Тальбота, ни Дагера. С них началась фотография как технология и как новый визуальный язык современности. Рейландер стоит в этом символическом ряду отцов-основателей фотографии, поскольку дал начало мощному течению в ее русле. Именно поэтому показ оригинального авторского отпечатка произведения Оскара Густава Рейландера «Два пути жизни» так важен для российской художественной сцены и для зрителя. Не прикоснувшись к основам, трудно осознавать масштабы достижений культуры и цивилизации за последние два века, осознавать глубину времени, отделяющую нас от недавнего прошлого.

Выставка, сопровождающая первый показ в России монтажа Рейландера, включала более полутора сотен монтажей и коллажей, созданных фотографами и художниками на протяжении последних ста лет. Кураторы проекта ставили перед собой задачу отобразить два основных направления развития «искусства соединять частности для создания новой реальности», чем является фотомонтаж: работу над облечением концепций в зримые образы и работу над невиданной ранее формой. Многие из изображений, вошедших в выставочную коллекцию, были созданы российскими мастерами, и далеко не все из них известны широкой публике. Экспозиция «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» — продукт 2011 года, периода развития постиндустриальной цифровой цивилизации. Не смея игнорировать этот факт, добавим, что выставка-приношение Рейландеру есть набор виртуальных проекций истории фотомонтажа ХХ — XXI веков.

Оскар Густав Рейландер

Выставка «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» демонстрировалась в Центре современной культуры «Гараж» при содействии Посольства Великобритании в России, фонда «Айрис», ГМВЦ «РОСИЗО», Министерства культуры РФ, РАМИ РИА — «Новости» в сентябре-октябре 2011 года.

Кураторы проекта: Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест сетевого Full HD-медиаплеера BBK PopcornTV NP102S
11 июня 2012
Тесты

Тест сетевого Full HD-медиаплеера BBK PopcornTV NP102S

Сетевой HD-медиаплеер BBK PopcornTV NP102S одинаково пригоден как для просмотра фильмов с высоким разрешением изображения и звука, так и для доступа к разнообразным интернет-сервисам. Фирменная функция МедиаБар позволяет просматривать на экране телевизора изображение, полученное с популярных ресурсов Рунета, что значительно упрощает доступ к Интернету тем людям, кто не очень хорошо знаком с сетевыми технологиями, да и вообще с компьютерами.

Sony анонсировала два мощных теле-объектива
13 июня 2019
Новости

Sony анонсировала два мощных теле-объектива

Компания Sony расширяет серию объективов для полнокадровых камер двумя новыми моделями - FE 200-600 мм F5.6-6.3 G OSS и 600 мм F4 G Master Prime. В сочетании с любой из самых последних и самых быстрых камер с байонетом FE, новые объективы позволят надежно отслеживать и точно захватывать все типы движущихся объектов, включая птиц, диких животных, спортсменов и многие другие.

Смартфон Fly IQ 245 Wizard Plus обновился и вышел на рынок
3 сентября 2012
Новости

Смартфон Fly IQ 245 Wizard Plus обновился и вышел на рынок

Бренд Fly анонсировал начало продаж двух обновленных моделей мобильных устройств. Это смартфон Fly IQ 245 Wizard Plus - доступный аппарат с процессором 1 ГГц, функциями Wi-Fi, GPS, 3.5-дюймовым дисплеем и поддержкой двух SIM-карт. Рекомендованная цена Fly IQ 245 Wizard Plus составит 4590 рублей, аппарат появится в продаже в середине сентября.

Знакомьтесь, Алекс Перрэ!
27 октября 2018
Новости

Знакомьтесь, Алекс Перрэ!

В начале ноября Галерея Классической Фотографии впервые в России представит выставку работ Алекса Перрэ, одного из самых многообещающих современных французских фотографов. Выставка пройдёт в Большом зале галереи и будет открыта с 7 ноября 2018-го по 13 января 2019 года.

Миниатюрный проектор Aiptek MobileCinema A50P
27 февраля 2013
Новости

Миниатюрный проектор Aiptek MobileCinema A50P

Mocква, 27 февраля 2013 г., компания Aiptek, производитель компактных видеокамер, медиаустройств и пико-проекторов, представляет миниатюрный проектор для мобильных устройств под управлением ОС Android.

Тест Blu-ray плеера Pioneer BDP-140
22 июня 2012
Тесты

Тест Blu-ray плеера Pioneer BDP-140

Эта модель в линейке Pioneer за 2011 год занимает положение самой младшей, поэтому дизайнеры решили обойтись здесь без вернувшегося в моду алюминия. Лицевая панель выполнена из глянцевого пластика, что может и к лучшему, так как подобный материал применяется в оформлении многих моделей телевизоров. Строгий внешний минимализм и тонкий корпус не оставляют впечатления бюджетного устройства, да и связанная с логотипом репутация идет прибору лишь на пользу.

Обзор 4К телевизора Toshiba 58L9363
15 июня 2014
Обзоры

Обзор 4К телевизора Toshiba 58L9363

Формат 4К подразумевает увеличение расширения телевизоров с нынешнего “потолка” 1080р (1920 х 1080 пикселей) до 2160р (3840 х 2160 пикселей), что способно воспроизводить телесигнал в формате Ultra HDTV и Ultra High Definition video (UHDV). Есть так же 8K UNDTV (4320р), разрешением 7680 х 4320. Все это называется телевидением СВЕРХвысокой четкости, но в нашей стране, увы, такого сигнала пока нет. Правда, 27 июня 2013 года компания “Триколор ТВ” осуществила публичную спутниковую телетрансляцию в формате 4К UHDTV 19 минутного ролика.Отзывы о телевизорах 4К (ULTRA 4K) разные, противоречивые, но никто не отрицает что за этим форматом будущее, и он позволяет создавать панели огромных размеров

ZTE Corporation выбрала технологию UFSD от Paragon Software
13 мая 2015
Новости

ZTE Corporation выбрала технологию UFSD от Paragon Software

Компания Paragon Software Group, ведущий разработчик решений и технологий для резервного копирования, аварийного восстановления и миграции данных, заключила соглашение с крупнейшим технологическим производителем ZTE Corporation. С этого момента Paragon Software предоставляет новому партнеру уникальные технологии exFAT и NTFS для успешного решения проблем совместимости новых мобильных продуктов компании со всеми известными операционными системами.

Полный доступ: Новая линейка LCD-панелей Access Series от Christie засветилась на выставке InfoComm-2017
27 июля 2017
Новости

Полный доступ: Новая линейка LCD-панелей Access Series от Christie засветилась на выставке InfoComm-2017

«Универсальные и надежные» — по мнению представителей компании Christie, именно эти слова лучше всего характеризуют новые фирменные LCD-панели линейки Access Series. Поддержка разрешения UHD, возможность воспроизведения с USB носителей, полностью актуальная «начинка» и абсолютно разумная цена — по меркам коммерческого класса серия и впрямь выглядит очень привлекательно. Официальная презентация линейки, которая на данный момент включает в себя четыре оригинальных модели, состоялась в рамках недавно завершившейся выставки InfoComm-2017.

LG стремится укрепить свои позиции в сегменте 4G LTE с выпуском новой серии смартфонов Optimus F
22 февраля 2013
Новости

LG стремится укрепить свои позиции в сегменте 4G LTE с выпуском новой серии смартфонов Optimus F

Сеул, 22 февраля 2013 г. — Компания LG расширяет свои прочные позиции на рынке смартфонов с поддержкой сетей 4G LTE, представляя свою новую серию смартфонов Optimus F на выставке Mobile World Congress (MWC) в Барселоне. Оснащённые передовыми технологиями LTE компании LG, смартфоны серии Optimus F предлагают массовой аудитории абонентов удобные функции и скорость сетей четвертого поколения. Два устройства этой серии — Optimus F5 и Optimus F7 — дебютируют на этой выставке.