В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.
Оскар Густав Рейландер (1813–1875)
Художник и фотограф. Родился в Швеции, изучал живопись в Италии, переехал в Англию в 1840-м, где начал работать с фотографией в 1852–1853 годах. В 1857 году создал произведение «Два пути жизни», которое в том же году было приобретено в коллекцию принца Альберта и показано на «Выставке художественных сокровищ» в Манчестере, первом в мире смотре достижений мирового искусства и культуры.
Рейландер представил разработанную им технику получения фотографических монтажных изображений другим авторам, среди которых был классик британской фотографии Генри Пич Робинсон (Henry Peach Robinson), создавший впоследствии множество монтажей.
В 1872 году Рейландер познакомился с Чарльзом Дарвином и стал автором фотографических иллюстраций к его научному труду «Выражение эмоций у человека и животных». Художник также был известен своими жанровыми фотографическими композициями и активным участием в дискуссиях о фотографии в британской печати.
Большая коллекция произведений Рейландера, в том числе подлинник его знаменитой композиции «Два пути жизни» 1857 года, хранится в Национальном музее медиа в Брэдфорде, Великобритания (National Media Museum in Bradford). Этот музей обладает одним из крупнейших и богатейших фотографических собраний в мире, особенно после того как на хранение в музей была передана коллекция Королевского фотографического общества Великобритании. Музей также является центром хранения, изучения и популяризации различных медиа: фотографии, кинематографа, телевидения, анимации, радио, цифровых коммуникаций и игр.
Текст: Ирина ЧМЫРЕВА
В эпоху, когда еще открывали новые земли и рождались новые научные теории, революция визуальных искусств, ознаменованная появлением фотографии, не была осознана современниками как новый этап истории мировой культуры. Среди мастеров XIX века, чьи поиски в искусстве изменили современный мир, фотограф и художник Оскар Густав Рейландер. Он является младшим представителем поколения первооткрывателей, среди которых британский «отец фотографии» Генри Фокс Тальбот (Henry Fox Talbot). Именно с программного произведения Рейландера «Два пути жизни» (1857 год) принято отсчитывать рождение визуального монтажа, ставшего новым способом выражения абстрактных идей и концепций, что на протяжении веков считалось прерогативой вербального языка.
В «Двух путях жизни» Рейландера, настоящем манифесте морали Викторианской эпохи, содержится квинтэссенция возможностей визуального монтажа. Автору удалось средствами фотографии создать произведение, в котором сочетались композиция живописной картины классицизма и содержание, актуальное для своей эпохи, новейшие достижения техники того времени и авторские находки. В центре композиции — старый учитель; двое его учеников выбирают разные пути, один идет к наслаждениям и неправедной жизни, другой — к образованию, наукам, ремеслу, благотворительности. «Визуальный текст» Рейландера поразил современников и стал предметом многочисленных публикаций.
Не меньше, чем содержание произведения, зрители обсуждали его внешнюю форму: Рейландер напечатал фотографию размером почти 80 см в длину, что было привычно для живописных полотен, но никак не для фотографии середины XIX века. За полтора века до появления цифровых технологий «Два пути жизни» явились примером искусно созданного вручную цельного монтажа из более чем 30 отдельных снимков. В том же году «Два пути жизни» были приобретены в коллекцию принца Альберта, впоследствии ставшего одним из источников собрания фотографии Музея Виктории и Альберта. Так в середине XIX века коронованные особы продемонстрировали публике, что фотография — новый вид искусства, а фотографический отпечаток — объект, достойный коллекционирования.
Хранящийся сегодня в коллекции Национального музея медиа в Брэдфорде и не покидавший Великобритании почти столетие оригинальный альбуминовый отпечаток Рейландера 1857 года был представлен этой осенью в России. Проект «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» обозначает то важное место, которое ранняя британская фотография занимает в истории мировой визуальной культуры.
В 1857 году Оскар Густав Рейландер создал многофигурную фотографическую композицию, дав начало новому направлению в фотографии — фотомонтажу. То, что до Рейландера было не более чем технологическим приемом, после его работы обрело собственную философию. Глядя из современности на оригинальный авторский отпечаток середины XIX века, рассматривая его аллегорические сюжеты, мы ловим себя на мысли о наивности и притягательной искренности этого манифеста морали прошлого. Но именно таким виделось назначение искусства — служить наставником публике — в Европе, в Америке, в России позапрошлого века, идет ли речь о миссионерстве прерафаэлитов, передвижников или художников нового континента. В том столетии понятие нормы, определенность добра и зла в религиозной философии, в этических правилах общества и в политике были неразрывно связаны между собой, особенно в странах, где религия продолжала играть важную роль в жизни государства и граждан. Именно поэтому кажущееся сегодня риторическим визуальное выражение программы в композиции «Два пути жизни» Рейландера было ничем иным, как попыткой найти форму диалога между молодым технологическим искусством фотографии и современной ему идеологией. Одновременно следуя классическим образцам истории искусства, стремясь создать подобное лучшим образцам живописи прошлого новое изображение было направлением поисков художников молодой фотографии.
По сути, речь идет о двух путях фотографии, разошедшихся в ХХ веке: пути визуальной репрезентации социальных и политических программ и пути художественного исследования формы. Отправной точкой для обоих направлений был монтаж Рейландера.
Активное развитие монтажа началось уже в ХХ веке. С монтажным мышлением связано появление в 1920–30-х годах знаковых произведений русского художественного авангарда как в живописи, графике, искусстве плаката, так и в фотографии. Прошлое столетие запомнилось и активным диалогом фотографии (и ее создателей) с современной им идеологией: от апологетики до критики, от конструктивистского гимна советской идеологии до критики буржуазного консюмеризма в наши дни. Монтаж образа и текста — основа воздействия феномена масс-медиа ХХ — XXI веков. Монтаж фрагментов изображений, обрывков слов и фактур — узнаваемые признаки современного искусства от дадаизма и сюрреализма к поп-арту и постмодернизму.
В России за последнее столетие не были показаны публично произведения ни Ньепса, ни Тальбота, ни Дагера. С них началась фотография как технология и как новый визуальный язык современности. Рейландер стоит в этом символическом ряду отцов-основателей фотографии, поскольку дал начало мощному течению в ее русле. Именно поэтому показ оригинального авторского отпечатка произведения Оскара Густава Рейландера «Два пути жизни» так важен для российской художественной сцены и для зрителя. Не прикоснувшись к основам, трудно осознавать масштабы достижений культуры и цивилизации за последние два века, осознавать глубину времени, отделяющую нас от недавнего прошлого.
Выставка, сопровождающая первый показ в России монтажа Рейландера, включала более полутора сотен монтажей и коллажей, созданных фотографами и художниками на протяжении последних ста лет. Кураторы проекта ставили перед собой задачу отобразить два основных направления развития «искусства соединять частности для создания новой реальности», чем является фотомонтаж: работу над облечением концепций в зримые образы и работу над невиданной ранее формой. Многие из изображений, вошедших в выставочную коллекцию, были созданы российскими мастерами, и далеко не все из них известны широкой публике. Экспозиция «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» — продукт 2011 года, периода развития постиндустриальной цифровой цивилизации. Не смея игнорировать этот факт, добавим, что выставка-приношение Рейландеру есть набор виртуальных проекций истории фотомонтажа ХХ — XXI веков.
Выставка «Монтируя реальность. «Два пути жизни» Оскара Густава Рейландера» демонстрировалась в Центре современной культуры «Гараж» при содействии Посольства Великобритании в России, фонда «Айрис», ГМВЦ «РОСИЗО», Министерства культуры РФ, РАМИ РИА — «Новости» в сентябре-октябре 2011 года.
Кураторы проекта: Евгений Березнер, Ирина Чмырева, Наталья Тарасова.
Комментарии