Портрет

Выставка «Портреты», 4 ноября 2005 — 26 февраля 2006, The Stedelijk Museum, Amsterdam Vondelpark, 10 juni 2005

В начале 90-х на мировой арене арт-фотографии появляется новая генерация молодых фотографов, которая по-новому, на современном визуальном языке говорит о своих современниках. Они следуют традиции «прямой фотографии» (straight photography), начатой еще в Германии начала ХХ-го века Августом Зандером (August Sander) и продолженной в середине века Дианой Арбус (Diana Arbus), отразившей в своих работах групповой портрет американцев своего времени. Молодых волнуют новые темы, не просто человек, живущий сейчас, но изменения, происходящие с ним, восприятие этих мимолетных, происходящих ежеминутно изменений. И еще тот зазор, который возникает между состоянием, когда человек играет, надевая эмоциональную или социальную «маску», которую дает униформа или особые служебные обязанности, особая ответственность, и состоянием естественности. Еще больше молодым интересно наблюдать за процессом взросления, поэтому часто героями визуальных исследований фотографов становятся дети и тинэйджеры.

Голландский фотограф Ринеке Дикстра одной из первых ворвалась в частное пространство обычных людей, предоставляя фотокамере стать магическим охотником за состоянием, когда человек меняет свои роли, а значит еле уловимым состоянием правдивости. После окончания Академии искусств в Амстердаме (Gerrit Rietveld Academy) она начала свою фотографическую карьеру как независимый фотограф, публикуя работы в журналах Quote, Elle, Avenue и Elegance.

Olivier

Своей первой же арт-серией под названием «Пляжный проект», снятой в 1992 году, Ринеке Дикстра обозначила свою позицию по отношению к героям портретов: она не ставит никакой преграды между камерой и подростками, которых снимает, нет никаких украшений, никаких ширм, есть только модель наедине с автором, а через него со зрителем. Пляжный проект получил очень широкий международный отклик. До сих пор, по прошествии уже почти пятнадцати лет после его создания, фотографии стоящих на берегу моря беззащитных молодых людей и девушек включаются в сборные выставки, производя незабываемое впечатление и сегодня. После этой серии фотограф Ринеке Дикстра получила мировое признание.

Аскетичные, без лишних деталей, снятые фронтально портреты подростков, которых Дикстра снимала на пляжах Америки, Голландии, Бельгии, Польши, Габона и Украины. В этой серии она сконцентрировалась на моменте, когда герои только начинают принимать позу для съемки или перестают позировать. Отправной точкой этих портретов стало состояние сомнения, колебания и нерешительности, отражающееся в глазах героев, и отношение одиночества, экзистенциально присущее молодости. Бескрайняя даль слияния моря и неба, лишь ограниченная рамками изображения, ракурс съемки немного снизу и заполняющая вспышка, выхватывающая модель из окружающего пространства, усиливают монументальный характер созданных фотографом образов.

Визуальный язык Ринеке Дикстра порой кажется очень простым. Ее цветные портреты необыкновенно классические по форме, глубоко психологичны и строго концептуальны. Посредством прямой фотографии и собственного приема, когда фотограф безжалостен, но в то же время отдален, а значит, почтителен по отношению к герою, Дикстра как бы с помощью моста соединяет разрыв между персональным и универсальным в человеке. В то же самое время она ставит вопрос о границах портрета. Имена людей, которых фотографировала Ринеке Дикстра, зачастую включены ею в название работ, ее герои носят имя, но в равной степени они представляют определенную группу — социальную, возрастную, профессиональную. Одновременно сила, которая исходит от героя снимка, исключительно индивидуальна. Так, новый для 90?х фотографический прием, обозначенный Ринеке Дикстра, в равной степени наследует традиции Дианы Арбус с ее строгим фронтальным портретом, раскрывающим образ человека, и Августа Зандера, который каталогизировал типы германского общества межвоенного периода.

В нескольких следующих сериях, снятых в середине 90?х, Ринеке Дикстра начинает сосредотачивать свое внимание на визуализации сильных эмоциональных состояний. Она фотографирует только что родивших женщин сразу же после родов, прижимающих у груди свое дитя, раскрывая и развивая образ материнской любви, которая отодвигает сладкие ассоциации, связанные с материнством далеко за пределы радужных представлений о нем. Она снимает матадоров в Португалии, ей важна их внешность и то состояние, которое они испытывают сразу после возвращения с арены — они усталые, великолепные, удовлетворенные и порой раненые. Фотографу важно мгновение на границе между боем и миром. В Англии она портретирует студентов и молодых девушек, сексуально настроенных и одновременно беззащитных, готовящихся к вечернему выходу в клуб.

Shany

Одной из важных тем в работах Ринеке Дикстра становится наблюдении за изменениями, происходящими с людьми с течением времени. Начиная с 1994 года, она на протяжении нескольких лет снимает Алмерису, девушку, боснийку по происхождению, которая на глазах у зрителя преображается из испуганной «птички» в аккуратном платье в самоуверенную модно одетую женщину. Иной метод Дикстра избирает для серии портретов, снятых в районе Берлина под названием Тиергартен. В этот раз в меньшей степени была важна поза, нежели жесты героя. Атмосфера этой серии очень театральна, и этот эффект еще усиливается тенью деревьев, в окружении которых позируют герои.

Ее активному участию в мировом фотографическом процессе исполнилось чуть более пятнадцати лет. Ринеке Дикстра молода, но уже влиятельна, ее фотографии в персональных и сборных выставках демонстрировались в ведущих музеях мира и на фестивалях, среди которых Музей современного искусства (Чикаго), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Фотомузей в Роттердаме, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк). Неоднократно ее работы были представлены в Стеделик Музее (Stedelijk Museum, Амстердам), а в конце 2005 года (4.11.05 — 26.02.06) в его стенах прошла персональная экспозиция «Ринеке Дикстра — Портреты». Семьдесят фотографий были отобраны из самых известных проектов фотографа, которые она снимала с 1992 по 2003 годы, в том числе пляжные портреты, новоиспеченные мамы и их младенцы, тореадоры, берлинские тинэйджеры, французские солдаты из Иностранного легиона, портреты из серии про израильских солдат, а также портреты вне серий и видеоработы. Выставка претендует практически на полный обзор творчества Ринеке Дикстра, пусть и не полностью представлены работы всех серий. У творческого человека дело за малым — окончить один этап и начать новые фотографические исследования. Дело зрителя, который смотрит фотографии голландки Ринеке Дикстра, — увидеть за простотой изображения сложность работы с героем портрета, слияние с ним, одновременно почти любовное наблюдение, всматривание. Ведь портрет не что иное, как напоминание о человеке, в изображение которого мы всматриваемся и смотрим, как в зеркало.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Крупная игра: LG открыл игровой портал Game World для пользователей Smart TV
3 сентября 2012
Новости

Крупная игра: LG открыл игровой портал Game World для пользователей Smart TV

БЕРЛИН, 5 сентября 2012 г. ― Компания LG Electronics объявила об открытии нового игрового портала Game World для пользователей телевизоров Smart TV. Предвидя начало новой эры загружаемых казуальных 3D-игр, LG разработала Game World специально для своей линейки телевизоров Cinema 3D Smart TV. Портал предоставляет удобный способ поиска, приобретения и использования игровых приложений, как в 2D-, так и в 3D-формате через интуитивно понятный интерфейс.

Беззеркальный фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-GF2: компактные размеры открывают дорогу в мир «лейкоподобных» репортажных и жанровых съемок
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Panasonic Lumix DMC-GF2: компактные размеры открывают дорогу в мир «лейкоподобных» репортажных и жанровых съемок

Беззеркалка GF2 в модельном ряду системных фотокамер Lumix представляет золотую середину или по крайней мере попытку максимально к ней приблизиться. В этом фотоаппарате в оптимальных пропорциях сочетаются компактность, технологичность и цена, делая GF2 одним из самых интересных компактных аппаратов со сменной оптикой.

Элегантное решение
28 апреля 2003
Новости

Элегантное решение

Британские колонки марки Mission хорошо известны меломанам всего мира благодаря своим непревзойденным музыкальным способностям. Многочисленные призы и положительные оценки аудиопрессы всего мира тому явное свидетельство. В своих колонках разработчики компании постоянно применяют новейшие технологии в изготовлении корпусов и динамиков, стремятся наилучшим образом согласовать между собой все компоненты акустической системы.

Cresyn выпустил наушники с уникальным дизайном и мощным звучанием
14 августа 2014
Новости

Cresyn выпустил наушники с уникальным дизайном и мощным звучанием

Москва, 14 августа 2014 – Компания «Графитек» и один из мировых лидеров производства наушников Cresyn представляют наушники C260H с уникальным оголовьем в виде «ленты» и объемным сильным звуком, сметающим все на своем пути.

Fujifilm анонсировала два новых объектива для беззеркальных камер серии X
20 июля 2018
Новости

Fujifilm анонсировала два новых объектива для беззеркальных камер серии X

Компания Fujifilm выпустила два новых объектива, которые дополняют линейку существующих моделей, расширяя значения доступных фокусных расстояний для байонета X-mount. Первый из них - это сверх-широкоугольный зум FUJINON XF 8-16 mmF 2.8 R LM WR, другой - телеобъектив FUJINON XF200 mmF2 R LM OIS WR, который является первым телеобъективом для камер серии X с диафрагмой F2 и поставляется в комплекте с новым конвертером XF 1.4X TC F2 WR.

Компактная фотокамера Casio EXILIM EXZR1000: «макро всё-в-фокусе» сделает резким каждую деталь снимка – от переднего плана до фонового пейзажа.
15 марта 2013
Новости

Компактная фотокамера Casio EXILIM EXZR1000: «макро всё-в-фокусе» сделает резким каждую деталь снимка – от переднего плана до фонового пейзажа.

Компания «Casio Computer Co.» и ее дочерняя компания «Casio Europe GmbH» объявили о выпуске новой модели в линейке скоростных цифровых камер EXILIM – EX-ZR1000. Модель оснащается 24-мм*1 широкоугольным объективом с 12,5-кратным оптическим зумом, а также унаследовала знаменитые скоростные качества камер линейки High Speed EXILIM. Кроме того, камера получила новый высококачественный пользовательский графический интерфейс. Среди абсолютно новых функций – лимб выбора режимов и наклонный ЖК-дисплей, которые заметно улучшили управляемость и великолепные характеристики съемки в сравнении с предыдущими моделями камер EXILIM.

Стартовали продажи Highscreen Omega Prime S
25 июля 2014
Новости

Стартовали продажи Highscreen Omega Prime S

Русский народный бренд смартфонов Highscreen объявляет о начале продаж нового Android-фона – Omega Prime S. Данная модель является логическим развитием первых моделей-«хамелеонов» Highscreen Omega Prime, Prime XL и Prime Mini: в комплекте с новинкой поставляются 4 сменные задние панели, с помощью которых можно менять цвет корпуса устройства, – черная, белая, сочно-красная и ярко-желтая.

Новый Olympus LS-P4 умеет записывать и воспроизводить формат FLAC
12 марта 2018
Новости

Новый Olympus LS-P4 умеет записывать и воспроизводить формат FLAC

Новый рекордер Olympus LS-P4 записывает высококачественные аудиодорожки к видео, музыку, интервью и др. Стильный прочный металлический корпус LS-P4 достаточно компактный, чтобы носить его в кармане, при этом технологии позволяют записывать Hi-Res звук в любых окружающих условиях.

ASUS ZenFone Zoom: когда гений встречает совершенство
31 марта 2016
Видео

ASUS ZenFone Zoom: когда гений встречает совершенство

«Дэвид Сандберг прославился во всем мире как мастер спецэффектов и великолепный рассказчик. Именно поэтому мы выбрали его для того, чтобы он создал для нас настоящую историю о невероятных возможностях камеры нового ASUS ZenFone Zoom», – говорит Эрик Хермансон (Erik Hermanson), руководитель отдела маркетинга мобильного подразделения компании ASUS.

Ricoh обновила Image Transmitter 2
17 октября 2018
Новости

Ricoh обновила Image Transmitter 2

RICOH IMAGING COMPANY, LTD. сообщает о выходе обновления программного обеспечения для передачи изображений и удаленного управления камерой - Image Transmitter 2 до версии 2.4.1.