Портрет

Выставка «Портреты», 4 ноября 2005 — 26 февраля 2006, The Stedelijk Museum, Amsterdam Vondelpark, 10 juni 2005

В начале 90-х на мировой арене арт-фотографии появляется новая генерация молодых фотографов, которая по-новому, на современном визуальном языке говорит о своих современниках. Они следуют традиции «прямой фотографии» (straight photography), начатой еще в Германии начала ХХ-го века Августом Зандером (August Sander) и продолженной в середине века Дианой Арбус (Diana Arbus), отразившей в своих работах групповой портрет американцев своего времени. Молодых волнуют новые темы, не просто человек, живущий сейчас, но изменения, происходящие с ним, восприятие этих мимолетных, происходящих ежеминутно изменений. И еще тот зазор, который возникает между состоянием, когда человек играет, надевая эмоциональную или социальную «маску», которую дает униформа или особые служебные обязанности, особая ответственность, и состоянием естественности. Еще больше молодым интересно наблюдать за процессом взросления, поэтому часто героями визуальных исследований фотографов становятся дети и тинэйджеры.

Голландский фотограф Ринеке Дикстра одной из первых ворвалась в частное пространство обычных людей, предоставляя фотокамере стать магическим охотником за состоянием, когда человек меняет свои роли, а значит еле уловимым состоянием правдивости. После окончания Академии искусств в Амстердаме (Gerrit Rietveld Academy) она начала свою фотографическую карьеру как независимый фотограф, публикуя работы в журналах Quote, Elle, Avenue и Elegance.

Olivier

Своей первой же арт-серией под названием «Пляжный проект», снятой в 1992 году, Ринеке Дикстра обозначила свою позицию по отношению к героям портретов: она не ставит никакой преграды между камерой и подростками, которых снимает, нет никаких украшений, никаких ширм, есть только модель наедине с автором, а через него со зрителем. Пляжный проект получил очень широкий международный отклик. До сих пор, по прошествии уже почти пятнадцати лет после его создания, фотографии стоящих на берегу моря беззащитных молодых людей и девушек включаются в сборные выставки, производя незабываемое впечатление и сегодня. После этой серии фотограф Ринеке Дикстра получила мировое признание.

Аскетичные, без лишних деталей, снятые фронтально портреты подростков, которых Дикстра снимала на пляжах Америки, Голландии, Бельгии, Польши, Габона и Украины. В этой серии она сконцентрировалась на моменте, когда герои только начинают принимать позу для съемки или перестают позировать. Отправной точкой этих портретов стало состояние сомнения, колебания и нерешительности, отражающееся в глазах героев, и отношение одиночества, экзистенциально присущее молодости. Бескрайняя даль слияния моря и неба, лишь ограниченная рамками изображения, ракурс съемки немного снизу и заполняющая вспышка, выхватывающая модель из окружающего пространства, усиливают монументальный характер созданных фотографом образов.

Визуальный язык Ринеке Дикстра порой кажется очень простым. Ее цветные портреты необыкновенно классические по форме, глубоко психологичны и строго концептуальны. Посредством прямой фотографии и собственного приема, когда фотограф безжалостен, но в то же время отдален, а значит, почтителен по отношению к герою, Дикстра как бы с помощью моста соединяет разрыв между персональным и универсальным в человеке. В то же самое время она ставит вопрос о границах портрета. Имена людей, которых фотографировала Ринеке Дикстра, зачастую включены ею в название работ, ее герои носят имя, но в равной степени они представляют определенную группу — социальную, возрастную, профессиональную. Одновременно сила, которая исходит от героя снимка, исключительно индивидуальна. Так, новый для 90?х фотографический прием, обозначенный Ринеке Дикстра, в равной степени наследует традиции Дианы Арбус с ее строгим фронтальным портретом, раскрывающим образ человека, и Августа Зандера, который каталогизировал типы германского общества межвоенного периода.

В нескольких следующих сериях, снятых в середине 90?х, Ринеке Дикстра начинает сосредотачивать свое внимание на визуализации сильных эмоциональных состояний. Она фотографирует только что родивших женщин сразу же после родов, прижимающих у груди свое дитя, раскрывая и развивая образ материнской любви, которая отодвигает сладкие ассоциации, связанные с материнством далеко за пределы радужных представлений о нем. Она снимает матадоров в Португалии, ей важна их внешность и то состояние, которое они испытывают сразу после возвращения с арены — они усталые, великолепные, удовлетворенные и порой раненые. Фотографу важно мгновение на границе между боем и миром. В Англии она портретирует студентов и молодых девушек, сексуально настроенных и одновременно беззащитных, готовящихся к вечернему выходу в клуб.

Shany

Одной из важных тем в работах Ринеке Дикстра становится наблюдении за изменениями, происходящими с людьми с течением времени. Начиная с 1994 года, она на протяжении нескольких лет снимает Алмерису, девушку, боснийку по происхождению, которая на глазах у зрителя преображается из испуганной «птички» в аккуратном платье в самоуверенную модно одетую женщину. Иной метод Дикстра избирает для серии портретов, снятых в районе Берлина под названием Тиергартен. В этот раз в меньшей степени была важна поза, нежели жесты героя. Атмосфера этой серии очень театральна, и этот эффект еще усиливается тенью деревьев, в окружении которых позируют герои.

Ее активному участию в мировом фотографическом процессе исполнилось чуть более пятнадцати лет. Ринеке Дикстра молода, но уже влиятельна, ее фотографии в персональных и сборных выставках демонстрировались в ведущих музеях мира и на фестивалях, среди которых Музей современного искусства (Чикаго), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Фотомузей в Роттердаме, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк). Неоднократно ее работы были представлены в Стеделик Музее (Stedelijk Museum, Амстердам), а в конце 2005 года (4.11.05 — 26.02.06) в его стенах прошла персональная экспозиция «Ринеке Дикстра — Портреты». Семьдесят фотографий были отобраны из самых известных проектов фотографа, которые она снимала с 1992 по 2003 годы, в том числе пляжные портреты, новоиспеченные мамы и их младенцы, тореадоры, берлинские тинэйджеры, французские солдаты из Иностранного легиона, портреты из серии про израильских солдат, а также портреты вне серий и видеоработы. Выставка претендует практически на полный обзор творчества Ринеке Дикстра, пусть и не полностью представлены работы всех серий. У творческого человека дело за малым — окончить один этап и начать новые фотографические исследования. Дело зрителя, который смотрит фотографии голландки Ринеке Дикстра, — увидеть за простотой изображения сложность работы с героем портрета, слияние с ним, одновременно почти любовное наблюдение, всматривание. Ведь портрет не что иное, как напоминание о человеке, в изображение которого мы всматриваемся и смотрим, как в зеркало.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Sony представила новые проекторы для домашнего кинотеатра с поддержкой форматов 4K и Full HD 3D и эффектом полного погружения: VPL-VW500ES и VPL-HW55ES
4 октября 2013
Новости

Компания Sony представила новые проекторы для домашнего кинотеатра с поддержкой форматов 4K и Full HD 3D и эффектом полного погружения: VPL-VW500ES и VPL-HW55ES

Выставка IFA, Берлин — 4 сентября 2013 года (павильон 4.2). Сегодня на выставке IFA (Internationale Funkausstellung ) компания Sony представила два 4K проектора для домашних кинотеатров VPL-VW500ES и Full HD 3D VPL-HW55ES. Разработанные с учетом передовых технологий Sony обе модели созданы для того, чтобы зрители могли наслаждаться высококачественным изображением и смотреть любимые фильмы дома, как на большом экране в кинотеатре.

Обзор саундбара LG BB5530A: брусок со щелью даст контент
21 сентября 2013
Обзоры

Обзор саундбара LG BB5530A: брусок со щелью даст контент

Этот аппарат, — прямой «потомок» модели LG BB5520A, выпущенной в прошлом году. Основное отличие, — это приобретенное умение преобразовывать разрешение видео до Ultra HD 2160p и конвертировать 2D в 3D, — соответственно, и цена на пару тысяч выше. Разница «по деньгам» невелика, а приятно. Кроме того, динамики, — в отличие от BB5520A, защищены металлической сеткой. Учитывая, что аппарат оснащен караоке, — функция чаще используется в праздники со всеми вытекающими, такая защита не лишняя.

Epson Stylus Photo TX710 W и PX820 FWD
29 марта 2011
Тесты

Epson Stylus Photo TX710 W и PX820 FWD

Основная часть испытаний была проведена на МФУ Epson Stylus Photo TX710 W, и позднее, после появления в нашем распоряжении самой последней модели — Epson Stylus Photo PX820 FWD, были проведены дополнительные испытания нескольких видов фотобумаг класса премиум для арт-печати и проведены сравнительные измерения площади цветового охвата.

Звук стадиона: акустической системы ГК DIGIS
3 мая 2017
Новости

Звук стадиона: акустической системы ГК DIGIS

Каждый, кто хоть раз бывал на футбольном матче профессионального уровня, подтвердит: в ключевые моменты игры зрительское многоголосье не только перебивает эмоциональные выкрики самих спортсменов, но и начисто заглушает объявления дикторов. И если первое обстоятельство вряд ли вызывает дискомфорт у футболистов и их болельщиков, то со вторым явлением можно и нужно бороться.

Картридер для iOS PhotoFast 4K iReader - разумный выбор
5 июня 2017
Новости

Картридер для iOS PhotoFast 4K iReader - разумный выбор

Свой первый первый IPad я покупал в Штатах. Когда продавец спросил, какой IPad мне нужен. Я сказал 16 Гб Wi-Fi. Мне просто хотелось сэкономить. И тут продавец произнес фразу, которую я запомнил и которая мне принесла моральное облегчение – он сказал It’s a reasonable choice, то есть не то, что «Все у кого денег, берут эту комплектацию. А разумный выбор ответственного человека..." звучало это хорошо.

Смартфон без границ: открывайте для себя новые возможности вместе с Samsung Galaxy S8 | S8+
30 марта 2017
Новости

Смартфон без границ: открывайте для себя новые возможности вместе с Samsung Galaxy S8 | S8+

Samsung Electronics представляет свои новые смартфоны – Samsung Galaxy S8 и Galaxy S8+, которые отличаются от традиционных мобильных устройств благодаря безупречному дизайну и поддержке множества сервисов и приложений. Усовершенствованные возможности устройств и безграничный экран, позволяющий добиться эффекта погружения, обеспечивают качественно новый уровень удобства использования и функциональности.

Камера Canon PowerShot G7 X: объектив превращает блики в звездочки
27 ноября 2014
Видео

Камера Canon PowerShot G7 X: объектив превращает блики в звездочки

Автофокусировку не сбивают с толку яркие блики, а объектив превращает их в красивые звездочки.

«Как рисовать, если не умеешь рисовать?» Курс Ольги Аверьяновой для фотографов
9 апреля 2015
Новости

«Как рисовать, если не умеешь рисовать?» Курс Ольги Аверьяновой для фотографов

Школа визуальных искусств предлагает курс художника, дизайнера, заведующей отделом искусства фотографии ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольги Аверьяновой «Как рисовать, если не умеешь рисовать?» Курс рекомендован фотографам, начинающим художникам и дизайнерам, всем, кто хочет научиться передавать свои идеи при помощи визуальных образов. Курс состоит из восьми занятий один раз в неделю по двум основным направлениям: имитация и интерпретация и дает набор практических навыков, необходимых для создания и решения любого визуального проекта. Минимум теории, максимум практики. Спешите записаться, количество мест ограничено. Начало занятий – по мере набора группы.

Новости
31 декабря 2003
Обзоры

Новости

Новый DVD-плеер ВВК DV514S Компания BBK Electronics Corp., Ltd представляет новейшую модель DVD-плеера серии LIKO DV514S, которая отличается мультиформатностью и широкими функциональными возможностями. Встроенные декодеры Dolby Digital, DTS и Dolby Pro Logic II и отдельный аудиовыход 5.1 позволяют обойтись без AV-ресивера, подключив плеер к многоканальному усилителю или же воспользовавшись комплектом активной акустики.

VO2 MAX как объективный показатель аэробной выносливости
26 июня 2019
Советы

VO2 MAX как объективный показатель аэробной выносливости

Существует несколько факторов, влияющих на результаты в беге на выносливость, основные из которых – экономичность бега, анаэробный порог и VO2 max. Последний параметр также обозначается как МПК – максимальное потребление кислорода. На любой из этих факторов можно воздействовать тренировками, но именно VO2 max проще всего рассчитать, не прибегая к клиническим тестам, а, например, по результатам соревнований. Поэтому он является ключевым для оценки, понимания и, что самое главное, управления уровнем физической формы спортсмена.