Портрет

Выставка «Портреты», 4 ноября 2005 — 26 февраля 2006, The Stedelijk Museum, Amsterdam Vondelpark, 10 juni 2005

В начале 90-х на мировой арене арт-фотографии появляется новая генерация молодых фотографов, которая по-новому, на современном визуальном языке говорит о своих современниках. Они следуют традиции «прямой фотографии» (straight photography), начатой еще в Германии начала ХХ-го века Августом Зандером (August Sander) и продолженной в середине века Дианой Арбус (Diana Arbus), отразившей в своих работах групповой портрет американцев своего времени. Молодых волнуют новые темы, не просто человек, живущий сейчас, но изменения, происходящие с ним, восприятие этих мимолетных, происходящих ежеминутно изменений. И еще тот зазор, который возникает между состоянием, когда человек играет, надевая эмоциональную или социальную «маску», которую дает униформа или особые служебные обязанности, особая ответственность, и состоянием естественности. Еще больше молодым интересно наблюдать за процессом взросления, поэтому часто героями визуальных исследований фотографов становятся дети и тинэйджеры.

Голландский фотограф Ринеке Дикстра одной из первых ворвалась в частное пространство обычных людей, предоставляя фотокамере стать магическим охотником за состоянием, когда человек меняет свои роли, а значит еле уловимым состоянием правдивости. После окончания Академии искусств в Амстердаме (Gerrit Rietveld Academy) она начала свою фотографическую карьеру как независимый фотограф, публикуя работы в журналах Quote, Elle, Avenue и Elegance.

Olivier

Своей первой же арт-серией под названием «Пляжный проект», снятой в 1992 году, Ринеке Дикстра обозначила свою позицию по отношению к героям портретов: она не ставит никакой преграды между камерой и подростками, которых снимает, нет никаких украшений, никаких ширм, есть только модель наедине с автором, а через него со зрителем. Пляжный проект получил очень широкий международный отклик. До сих пор, по прошествии уже почти пятнадцати лет после его создания, фотографии стоящих на берегу моря беззащитных молодых людей и девушек включаются в сборные выставки, производя незабываемое впечатление и сегодня. После этой серии фотограф Ринеке Дикстра получила мировое признание.

Аскетичные, без лишних деталей, снятые фронтально портреты подростков, которых Дикстра снимала на пляжах Америки, Голландии, Бельгии, Польши, Габона и Украины. В этой серии она сконцентрировалась на моменте, когда герои только начинают принимать позу для съемки или перестают позировать. Отправной точкой этих портретов стало состояние сомнения, колебания и нерешительности, отражающееся в глазах героев, и отношение одиночества, экзистенциально присущее молодости. Бескрайняя даль слияния моря и неба, лишь ограниченная рамками изображения, ракурс съемки немного снизу и заполняющая вспышка, выхватывающая модель из окружающего пространства, усиливают монументальный характер созданных фотографом образов.

Визуальный язык Ринеке Дикстра порой кажется очень простым. Ее цветные портреты необыкновенно классические по форме, глубоко психологичны и строго концептуальны. Посредством прямой фотографии и собственного приема, когда фотограф безжалостен, но в то же время отдален, а значит, почтителен по отношению к герою, Дикстра как бы с помощью моста соединяет разрыв между персональным и универсальным в человеке. В то же самое время она ставит вопрос о границах портрета. Имена людей, которых фотографировала Ринеке Дикстра, зачастую включены ею в название работ, ее герои носят имя, но в равной степени они представляют определенную группу — социальную, возрастную, профессиональную. Одновременно сила, которая исходит от героя снимка, исключительно индивидуальна. Так, новый для 90?х фотографический прием, обозначенный Ринеке Дикстра, в равной степени наследует традиции Дианы Арбус с ее строгим фронтальным портретом, раскрывающим образ человека, и Августа Зандера, который каталогизировал типы германского общества межвоенного периода.

В нескольких следующих сериях, снятых в середине 90?х, Ринеке Дикстра начинает сосредотачивать свое внимание на визуализации сильных эмоциональных состояний. Она фотографирует только что родивших женщин сразу же после родов, прижимающих у груди свое дитя, раскрывая и развивая образ материнской любви, которая отодвигает сладкие ассоциации, связанные с материнством далеко за пределы радужных представлений о нем. Она снимает матадоров в Португалии, ей важна их внешность и то состояние, которое они испытывают сразу после возвращения с арены — они усталые, великолепные, удовлетворенные и порой раненые. Фотографу важно мгновение на границе между боем и миром. В Англии она портретирует студентов и молодых девушек, сексуально настроенных и одновременно беззащитных, готовящихся к вечернему выходу в клуб.

Shany

Одной из важных тем в работах Ринеке Дикстра становится наблюдении за изменениями, происходящими с людьми с течением времени. Начиная с 1994 года, она на протяжении нескольких лет снимает Алмерису, девушку, боснийку по происхождению, которая на глазах у зрителя преображается из испуганной «птички» в аккуратном платье в самоуверенную модно одетую женщину. Иной метод Дикстра избирает для серии портретов, снятых в районе Берлина под названием Тиергартен. В этот раз в меньшей степени была важна поза, нежели жесты героя. Атмосфера этой серии очень театральна, и этот эффект еще усиливается тенью деревьев, в окружении которых позируют герои.

Ее активному участию в мировом фотографическом процессе исполнилось чуть более пятнадцати лет. Ринеке Дикстра молода, но уже влиятельна, ее фотографии в персональных и сборных выставках демонстрировались в ведущих музеях мира и на фестивалях, среди которых Музей современного искусства (Чикаго), Музей Виктории и Альберта (Лондон), Фотомузей в Роттердаме, Музей Гуггенхайм (Нью-Йорк). Неоднократно ее работы были представлены в Стеделик Музее (Stedelijk Museum, Амстердам), а в конце 2005 года (4.11.05 — 26.02.06) в его стенах прошла персональная экспозиция «Ринеке Дикстра — Портреты». Семьдесят фотографий были отобраны из самых известных проектов фотографа, которые она снимала с 1992 по 2003 годы, в том числе пляжные портреты, новоиспеченные мамы и их младенцы, тореадоры, берлинские тинэйджеры, французские солдаты из Иностранного легиона, портреты из серии про израильских солдат, а также портреты вне серий и видеоработы. Выставка претендует практически на полный обзор творчества Ринеке Дикстра, пусть и не полностью представлены работы всех серий. У творческого человека дело за малым — окончить один этап и начать новые фотографические исследования. Дело зрителя, который смотрит фотографии голландки Ринеке Дикстра, — увидеть за простотой изображения сложность работы с героем портрета, слияние с ним, одновременно почти любовное наблюдение, всматривание. Ведь портрет не что иное, как напоминание о человеке, в изображение которого мы всматриваемся и смотрим, как в зеркало.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Какие радионяни предлагают свои услуги?
21 июля 2012
Обзоры

Какие радионяни предлагают свои услуги?

В этом обзоре поговорим о радионянях: о моделях-одноклассниках разных брендов, а также о наиболее рейтинговых производителях. Полагаю, хорошая радионяня весьма актуальна для продвинутых родителей, присматривающих за детьми первого-второго года жизни. В этом ответственном периоде жизни ребенок буквально все тащит в рот, может упасть со стульчика, «сигануть» с дивана, внезапно проснуться и заплакать. Поэтому родители постоянно держат кроху в поле зрения или слуха, для чего, собственно, и особо продвинутые папы и мамы используют электронное устройство контроля – радионяню.

Среди лучших
6 марта 2017
Новости

Среди лучших

Информационно-деловой канал @ASTERA подвёл итоги ежегодного исследования «Лучшие дистрибьюторы». Опрос проводился в рамках проекта «Рейтинг ИТ-компаний» с 20 октября 2016 года по 31 января 2017 года. Основной целью исследования являлось определение позиций дистрибьюторских компаний в России на основании мнений реселлеров, производителей и других участников рынка.

Наушники Audio-Technica ATH-200AV: и снова здравствуйте!
29 ноября 2013
Новости

Наушники Audio-Technica ATH-200AV: и снова здравствуйте!

На российском рынке снова появятся наушники Audio-Technica ATH-200AV. Закрытые полноразмерные наушники ATH-200AV отличаются облегченной конструкцией, разработанной специально для комфортного ношения в течение долгого времени, и эффективной пассивной шумоизоляцией для полного погружения в музыку.

Принтер Epson L800: «фабрика печати», которая сама заправляется
23 мая 2012
Обзоры

Принтер Epson L800: «фабрика печати», которая сама заправляется

Компания Epson выпустила принтеры со встроенной системой заправляемых емкостей для чернил. Серия L (принтер L100, МФУ L200, фотопринтер L800) — первая серия устройств, названная «Фабрика печати Epson», где эта система установлена самим производителем.

И будет вечная музыка! Наушники-вкладыши Hifiman ES100 проникают в уши, как улитка в родную раковину
21 мая 2016
Обзоры

И будет вечная музыка! Наушники-вкладыши Hifiman ES100 проникают в уши, как улитка в родную раковину

Эх, был бы у меня белый Мерседес, вот бы все загрузились – и с ветерком! С семьей, разумеется… Но судьба свела меня с «мерином» из другой области – с наушниками Hifiman, ставшими легендарными среди аудиофилов и меломанов всего мира. Вот и подумал, дай прокачу! Дай, расскажу о новинке именитого бренда.

Тест акустической системы Infinity Beta 50
13 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Infinity Beta 50

ДОСТОИНСТВА: четкий звук во всем рабочем диапазоне, энергичный мидбас, качество звука почти не зависит от громкости. НЕДОСТАТКИ: яркость верхней середины, слегка упрощенные тембры, не совсем правдоподобные масштабы сцены. ВЫВОДЫ: учитывая невысокую стоимость, Beta 50 можно назвать хорошими АС для любителей современной музыки. Классику и джаз колонки играют также очень достойно, позволяя себе только небольшую схематичность...

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix S200EXR запросто обыграет едва ли не любую зеркалку
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Fujifilm FinePix S200EXR запросто обыграет едва ли не любую зеркалку

Компакты становятся все удобнее, обзаводятся быстрой и умной электроникой и разнообразными соблазнительными для любителя функциями. Fujifilm, кстати, не производящая любительских зеркальных камер и потому не обремененная вопросами внутренней конкуренции, все эти сравнения перечеркнула одним махом: FinePix S200EXR запросто обыграет едва ли не любую зеркалку.

В объективе Nikon: Красноярские столбы с Анной Яценко
21 января 2016
Видео

В объективе Nikon: Красноярские столбы с Анной Яценко

Анна Яценко родилась в Норильске, живет и работает в Москве. Фотографирует животный мир в диких условиях, публиковалась в журналах National Geographic Traveler и «Русский репортер», победительница многочисленных конкурсов. Съемочная группа программы «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» отправилась с Анной Яценко в Красноярск.

Новые высококачественные кинообъективы FUJINON для цифровых беззеркальных камер серии Х.
16 февраля 2018
Новости

Новые высококачественные кинообъективы FUJINON для цифровых беззеркальных камер серии Х.

Корпорация FUJIFILM рада представить новые объективы FUJINON MKX18-55mmT2.9 и FUJINON MKX50-135mmT2.9, которые пополнят модельный ряд сменных объективов для беззеркальных камер Х серии в июне 2018 года.

Семейство NIKON Z пополняется беззеркальной фотокамерой Z50 формата DX и первыми объективами NIKKOR Z DX
10 октября 2019
Новости

Семейство NIKON Z пополняется беззеркальной фотокамерой Z50 формата DX и первыми объективами NIKKOR Z DX

Компания Nikon представляет Nikon Z 50 — первую беззеркальную фотокамеру формата DX серии Z — и два первых зум-объектива NIKKOR Z DX: NIKKOR Z DX 16-50mm f/3.5-6.3 VR и NIKKOR Z DX 50-250mm f/4.5-6.3 VR. Совершенно новая фотокамера Nikon Z 50 обеспечивает потрясающее качество изображения: детальные, яркие и глубокие, идеально сфокусированные фотографии и видеоролики разрешением 4K. Фотокамера Z 50 с новыми объективами NIKKOR Z DX делает прекрасные снимки — от широкоугольных до телефото — благодаря новой беззеркальной фотосистеме формата DX.