Репортаж о репортаже

Себастьяо Сальгадо Рабочие монтируют устье скважины, чтобы сделать возможным ввод химикатов. 1991, Большой Бурхан, Кувейт

История репортажной фотографии насчитывает уже почти сто пятьдесят лет: первые репортажные серии были сделаны во время американской Гражданской войны. И практически с самого момента своего возникновения фоторепортаж стал — и потом становился неоднократно —поводом для самой оживленной (если не сказать, ожесточенной) полемики не только по техническим, но и по морально-этическим вопросам. Происходило это как внутри самого фотографического сообщества, так и далеко за его пределами. В наше время за ярлыком «репортаж» скрывается весьма разнообразная по целям и задачам фотография, и иногда эти цели прямо противоположны. На «Фотобиеннале — 2006» репортаж, в том числе военный, стал одной из основных тем, благодаря же разнообразию показанных выставок высветились все основные проблемы и узловые моменты этого метода съемки.

РЕПОРТАЖ КАК ПОВЕСТВОВАНИЕ

Себастьяно САЛЬГАДО

Гийом ЭРБО («Конфликты»)

Пол ФУСКО («Конфликты»)

Кристин Спенглер. Бейрут, 1982

Репортаж как связанный рассказ, часто с сюжетом, началом, окончанием и кульминацией, похож на хорошо написанную книгу. Довольно часто он начинается не с конкретного события, а с идеи, которая заранее разрабатывается практически во всех подробностях. Такой репортаж часто требует многих месяцев, а то и лет подготовки, строится, как связанное повествование, и сопровождается текстом, поясняющим задачи и убеждения его автора.

Самый известный пример здесь из показанных на «Фотобиеннале» — это «Рука человека» Себастьяна Сальгадо, обладателя множества наград в области репортажа и фотожурналистики. Сальгадо — «ученый фотограф», ставящий перед собой благородные цели. Экономист по образованию, он стал фотографом по призванию: не в силах вынести картину бедствий в Африке он решил запечатлеть ее на одолженную у жены камеру Leica. Затем делал новостные съемки для нескольких фотоагентств: Sygma (1974—1975), Gamma (1975—1979), Magnum (1979—1994), — а с 1994 года для своего собственного агентства Amazonas Images. Так что за его всемирно известными проектами, снятыми по всему миру — среди них «Рука человека» (он же «Труженики: археология индустриальной эпохи»), «Другая Америка», «Терра: борьба безземельных», «Миграции: человечество на перепутье», «Дети: беглецы и мигранты» и некоторые другие — стоит и знание фактуры, и четкое планирование, и желание улучшить мир, и фотографический опыт. Сальгадо — наследник традиции социального репортажа и гуманистической, призывающей к немедленному действию и часто действительно менявшей мир фотожурналистики. В этом смысле он по-хорошему старомоден; вспомним «Голодающих Поволжья» Максима Дмитриева, значительно увеличивших приток средств для голодающих, или проекты Льюиса Хайна, добившегося введения законов об ограничении использования детского труда. К тому же, у него явно есть свой собственный художественный язык и идеология (исключительно черно-белые кадры, смешение в рамках одного проекта крупных планов и панорамной съемки, сопровождение практически каждого снимка развернутыми текстами и пр.).

Энтони Сво. Москва, Россия. Октябрь 1993

Однако проекты Сальгадо ставят сразу несколько важных для фоторепортажа вопросов. И главный из них — проблема типизации и отбора. Еще Сюзен Зонтаг в своей книге «Когда мы смотрим на боль других» указала, что Сальгадо излишне фокусирует внимание на бессилии, даже не называя своих «бессильных героев» по имени. Действительно, странным образом желание Сальгадо изменить мир и сподвигнуть человечество на активные действия вызывают у многих зрителей ощущение собственного бессилия перед лицом вневременных и внепространственных человеческих страданий. В этом смысле фотограф — дитя западной цивилизации, часто стыдливо прикрывающей понятиями вроде «политкорректность» отсутствие идущего не от головы, а из сердца сопереживания другой части человечества. Глобальность задачи, обобщения планетарного масштаба и слишком тщательное планирование отчуждают, расширяют пропасть между зрителем и терпящими бедствие безымянными людьми-муравьишками на его снимках. В определенном смысле Сальгадо не хватает двух основных слагаемых фотографического ремесла — интереса к конкретному человеку и особого фотографического такта, заставлявшего Анри Картье-Брессона скрывать блестящие части своей камеры.

Серия Гийома Эрбо, показанная в рамках сборной французской выставки «Конфликты», также принадлежит этой традиции, однако у нее более узко поставленная задача, в ней меньше пафоса и больше внимания к конкретным людям. Ее герои — члены албанских семей, живущие по законам вендетты. Все: изможденные женщины в черном, не по-детски серьезные ребятишки, посредники по примирению на огромных черных «мерседесах» — названы по имени, в уста каждого из них вложен свой рассказ.

Вот история одной из женщин. 28 ноября 2002 г. в 3:30 ее «муж Рафик пил кофе недалеко от дома»; в этот момент какой-то человек попросил у него денег, но не получив их, «достал пистолет и выстрелил ему в сердце». Она верит в то, что когда-нибудь один из оставшихся пятерых детей «будет достаточно взрослым, чтобы взять в руки оружие».

А вот серия Пола Фуско «Траурный поезд RFK» лежит уже на стыке репортажа как истории и репортажа как свидетельства. Эта серия вовсе не новостная, однако в ее центре конкретное событие — убийство Роберта Кеннеди. Тем не менее она подана не в виде газетного репортажа очевидца, а в виде связанной единой идеей череды похожих и в то же время таких разных цветных изображений скорбящей толпы, снятой из окон траурного поезда, в котором тело Кеннеди проехало по всей Америке.

РЕПОРТАЖ КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО

Энтони СВО

Джеймс НАХТВЕЙ

Кристин ШПЕНГЛЕР

Джеймс Хилл. Беслан

Проблема балансирования на грани сопереживания конкретному человеку и глобальности общественной задачи еще острее стоит в военной фотографии. Здесь она, в силу вполне понятных причин, часто принимает самые крайние формы. Как мы знаем из истории фотографии, на войне присутствие человека с камерой может обернуться гибелью снимаемых людей. Однако с другой стороны, работа фоторепортера в горячей точке является человеческим подвигом (многие из них из солидарности перед незащищенными людьми отказываются даже от бронежилетов и иных средств защиты). Зачастую это единственная возможность получить более или менее достоверную информацию о том, что происходит. Остро стоит и морально-этическая проблема: излишне шокирующие кадры, опубликованные в периодической печати, могут притупить восприятие зрителя настолько, что остальная информация просто не проникнет в его сознание. Однако, будучи вовремя опубликованными или показанными тем, кто может принимать решения на правительственном уровне, такие кадры могут помочь остановить войну или вызвать волну общественного протеста. Грань между допустимым и недопустимым, между преступлением и подвигом здесь очень тонка, а ответственность фотографа огромна.

Крайний случай здесь снимки Энтони Сво. Как и Себастьяно Сальгадо, этот военный репортер умеет хорошо объяснять словами гуманистические основы своей работы: его главная цель — напомнить о самой неприглядной стороне войны и разрушить мифы, которые идеологическая машина в мгновение ока создает в начале каждого конфликта. В связи с этим фотограф не считает возможным что-то смягчать или делать удобоваримым для зрителя, ведь его цель — представить саму реальность. По его мнению, такие снимки могут убить войну в зародыше. Однако парадокс здесь в том, что самые шокирующие снимки (вроде публичного сожжения «подозреваемого» в Гаити в 1987 г., горы гниющих трупов в Эфиопии в 1991г.) вряд ли будут опубликованы на первых полосах общенациональных СМИ или вообще пройдут цензуру (и идеологические мотивы здесь ни при чем). Они займут свое место позже — в портфолио, представленных на международных конкурсах, на выставках и в альбомах, где на них будут смотреть в основном те, кого трудно чем-либо шокировать. Любовь к столь сильным кадрам — отражение тенденции нашего времени, которую психологи называют «страстью реального», или феноменом зеваки, — попыткой ухода современного человека в сильные образы от собственной не вполне полноценной жизни, от контакта со своими эмоциями (порнография и книги жанра true crime — явления того же порядка). Странным образом попытки фотографа стать «чистым документалистом», самоустраниться, отрицать избирательность своего взгляда и создать иллюзию непосредственного контакта с происходящим только выдают особенности личности самого автора снимков.

Саймон Норфолк. Министерство планирования. Багдад. 12–27 апреля 2003

Несмотря на сходство задач — создать документ и свидетельство ужасов войны, работы Кристин Шпенглер не бьют зрителя наотмашь, притупляя у него способность к восприятию, не блокируют простую человеческую реакцию, отклик, желание прочувствовать связь между собой и теми людьми, которые страдали от войны и ее последствий. Ее фотография описывается несколькими словами, которые «не модны» в современном мире: «аффект», «гуманизм», «этика». Как ни странно, несмотря на яркий авторский стиль, ее в фотографиях почти не «видно», как не ощущалось когда-то в фотографиях присутствие Анри Картье-Брессона или Марка Рибу. В этом смысле Шпенглер — наследница не только Ли Миллер и Маргарет Бурк-Уйат, но и наиболее гуманистического крыла Магнума. Фактически, это традиция изображения войны, развивающаяся параллельно с традицией, которую представляет Энтони Сво; они противоположны по целям, как противоположны радикальность и гуманизм; они ориентированы на разного зрителя и исходят из диаметрально противоположных представлений о профессии военного репортера.

Что касается Джеймса Нахтвея, то он занимает «среднюю» позицию, сближаясь иногда со Сво по стилистике «прямой» новостной фотографии, иногда — с Кристин Шпенглер по силе обобщения и интересу к людям. Самого себя он называет свидетелем, а свои фотографии — показаниями, признаваясь, что «стал фотографом, чтобы быть военным фотографом». Однако почему-то в связи с именем Нахтвея (а не Сво, куда более очевидно делящего мир на «своих» и «чужих») в отечественном фотографическом сообществе возникают споры по поводу еще одной проблемы репортажной фотографии — ее так называемой ангажированности.

Джеймс Начтвей. Место наказания, колония для заключенных. 1994, Алабамa

Не так давно одна из моих статей в иллюстрированном еженедельнике на эту тему вызвала необычайно яростное обсуждение в Интернете, в том числе с участием самих фоторепортеров (включая довольно известных). Некто обвинял Нахтвея в том, что он своими фотографиями льет воду на мельницу американской военщины, что та степень неуважения, которая позволительна в отношении убитых «дикарей», конечно, никогда не будет допущена в отношении погибших американских солдат: «Честный человек, попав на войну, снял бы эссе о войне, а не о героях (или страдальцах) выгодной стороны». Разумеется, этическая позиция самого автора снимка играет в этом определенную, и очень важную, роль. Однако здесь мы сталкиваемся уже с вопросами технологии. Репортаж — дорогостоящее дело. Каким бы неангажированным и смелым ни был профессиональный репортер, чтобы добраться до места и получить потом за свои работы деньги, он должен получить на него заказ. Поехать в горячую точку на свой страх и риск решаются лишь немногие смельчаки: спрос на снимки таких одиночек с приходом телевидения стал мизерным. Позволить себе заказать полноценные фоторепортажи могут только некоторые западные газеты и журналы вроде Time и Newsweek; их можно пересчитать по пальцам. Соответственно делается и выбор: сначала темы, по возвращении — результатов работы. В этом смысле в печати мы, скорее, увидим репортаж из горячих точек, интересных американцам (будь то Ирак или Чечня), представляющим их взгляд на происходящее. И уж совсем не пользуются популярностью «мирные» новостные темы: на них, в отличие от вековой давности документальной или этнографической фотографии, теперь попросту нет спроса, разве что в глянце и журналах о туризме и путешествиях. В этом смысле, вместо громких слов о происках американской военщины, куда больше пользы принесли бы делу прямые заказы отечественных журналов на интересные именно нам темы, сделанные российским репортерам. Однако, вспоминая разговор с главным редактором одного из крупнейших отечественных еженедельников (я пыталась убедить его хотя бы изредка заказывать репортажи), я испытываю лишь пессимизм: на это нет ни денег, ни желания (хотя последнее, пожалуй, самое главное).

РЕПОРТАЖ КАК СРЕДСТВО УБЕЖДЕНИЯ

Джеймс Начтвей. Бездомный моет своих детей в загрязненной воде. 1998 , Индонезия

Корнелл КАПА

Братья ЖИГАЙЛОВЫ

«Предвыборная кампания Джона Ф. Кеннеди» Корнелла Капы — репортажная съемка прямо противоположной направленности. Здесь главное не только показать, но и скрыть. Мы-то думали, что репортаж о достижениях народного хозяйства, в котором факты умалчивались или подтасовывались, существовал только в нашей стране — ан нет. Цель Корнелла Капы (в какой-то степени действительно увлеченного своим героем, но и явно ставящем вполне прагматичные цели) и других сопровождавших — создать образ будущего американского президента: здоровяка, отличного семьянина, «харизматика» и практически супермена. Однако хотя будущий президент действительно умел вызывать ликование толпы и нравился простым людям, здоровяком он отнюдь не был. Ведь до того, как стать президентом, Кеннеди трижды принимал последнее причастие и практически всю президентскую кампанию провел на лекарствах. Это и не удивительно: иногда за 5 дней ему приходилось посещать по нескольку десятков городов. Естественно, изображения больного, усталого, изможденного Кеннеди вряд ли могли попасть в «репортажную» съемку, целью которой было создать равно противоположный образ.

Корнелл Капа. Нью- Йорк. 19 октября 1960

О том, какую огромную роль сыграла фотография в появлении этого образа (а также ряда других, скажем, Мэрилин Монро и Адольфа Гитлера), мы узнали из недавней экспозиции лондонской Национальной портретной галереи «Самые фотографируемые в мире» и вышедшего вслед за ней красочного альбома. На выставке Корнелла Капы мы видим теперь, как тщательно он создает имидж Кеннеди, как отсекает все лишнее. Героические жесты протянутых к толпе рук будущего президента, смеющаяся беременная Джеки (насколько неудачен был брак Кеннеди, а также о похождениях будущего президента теперь, кажется, знает каждый школьник) — все это тонко подмечено репортером, остальное опущено. Образ оказался живучим: в сопровождающей выставку статье современных авторов сказано о «царящем по ходу кампании настроении радостной непринужденности»; какой могла быть «радостная непринужденность» болезненного человека, вынужденного переносить чудовищные перегрузки, которые не по плечу и иному здоровяку, остается только гадать. Созданный имидж увлек самого Капу не меньше, чем его герой, настолько, что он еще неоднократно возвращался к нему, например, в книге «Начнем: первые сто дней администрации Кеннеди» (этот альбом часто называют первым тематическим репортажем, оформленным в виде книги). Кстати, для того, чтобы сопоставить методы создания «убедительного» репортажа, зрителям полезно было посмотреть на выставку советских фотокорреспондентов Эдуарда и Алексея Жигайловых — создателей «положительного» образа советской страны и народа. Художественные методы у Капы и Жигайловых явно похожи.

Завершая репортаж о репортаже, нужно заметить: наивен тот, кто думает, что фоторепортаж является фиксацией реальности; чаще всего, вне зависимости от преследуемых целей, он требует большой подготовки, капитальных вложений и огромного труда. Репортаж выстроен из нескольких кирпичиков: глубины и уникальности авторского взгляда; понимания фотографом особенностей своего медиа, лежащего на грани технологии, прямой фиксации реальности и свойственной всем видам искусства типизации; проработанности плана и идеи предстоящей съемки; способности выразить общечеловеческое и всеобщее в частном; стремления затронуть важнейшие общественные проблемы. И наконец, просто степени человеческой зрелости и способности к сопереживанию самого фотографа, которые всегда прочитываются и просматриваются в любом репортаже. Пожалуй, в этом состоит одно из странных свойств фотографии в целом — вскрывать конфликты и безжалостно выставлять напоказ тщательно скрываемое не только в том, что мы видим, но и в человеке по другую сторону объектива.

Корнелл Капа. Телепередача пресс-конференции по поводу ситуации в Лаосе. 23 марта 1961, Вашингтон

Корнелл Капа. Сторонники Кеннеди. 1960

Комментарии

Елена Девяшина
25.07.2008
0
Интересная статья, глубокий взгдял на определение репортажной фотографии. Статью сохранила, думаю, еще перечитаю не раз. Автору - спасибо.
Снежанка
06.11.2008
0
Спасибо большое!!!!
NIKOMO
08.12.2009
0
Джеймс НАХТВЕЙ Великий фотограф,
кто не видел рекомендую к просмотру
док-фильм "WAR PHOTOGRAPHER".
И не надо ЛЯ-ЛЯ. Его снимки говорят сами за себя!!!!!!!!!

Похожие статьи

ONYX BOOX Amundsen — современный букридер по доступной цене
17 марта 2016
Новости

ONYX BOOX Amundsen — современный букридер по доступной цене

Москва, 17 марта 2016 года. — Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет новую модель ONYX BOOX Amundsen, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам.

Компания LG представила инновационные цифровые дисплеи, выполненные по OLED-технологии, и новые LCD- дисплейные решения для бизнеса на выставке ISE 2017
15 февраля 2017
Новости

Компания LG представила инновационные цифровые дисплеи, выполненные по OLED-технологии, и новые LCD- дисплейные решения для бизнеса на выставке ISE 2017

Компания LG Electronics (LG) вывела технологии цифровых дисплеев на новый уровень, представив решения для бизнеса на выставке Integrated Systems Europe (ISE) 2017, проходившей в Амстердаме. Такие инновационные изделия компании LG, как OLED-панели Flexible Open Frame и In-Glass Wallpaper OLED, а также LCD-дисплеи Ultra Stretch помогут бизнесу создать уникальное визуальное представление для своих клиентов. На цифровые дисплеи можно выводить рекламу и интерактивные видеоролики. Новые видеопанели найдут широкое применение в сфере образования, индустрии гостеприимства и многих других отраслях.

В телевизорах BBK экран стал похож на большой смартфон
18 февраля 2012
Новости

В телевизорах BBK экран стал похож на большой смартфон

В 2012 году компания BBK Electronics представляет абсолютно новый уникальный интерфейс In’Ergo, разработанный специально для LED-телевизоров BBK с учетом предпочтений потребителей России и стран СНГ. В традициях знаменитой серии In’Ergo в DVD-технике BBK, новый интерфейс – это удобство и простота использования. При этом в нем воплощены все современные тенденции в общении человека с электронными устройствами.

Зеркальная фотокамера Sony α58 очень чувствительная, любит мелкие детали и не любит всякие шумы
20 февраля 2013
Новости

Зеркальная фотокамера Sony α58 очень чувствительная, любит мелкие детали и не любит всякие шумы

Фиксируйте каждую долю секунды захватывающих мгновений Вашей жизни с помощью новой камеры со сменными объективами α58 от Sony. Использующая технологию полупрозрачного зеркала для скоростной съемки с быстрым и точным автофокусом, эта камера необходима, чтобы уловить те моменты, которые выпадают только раз в жизни. Если вы начнете пользоваться этой фотокамерой со сменными объективами, то сможете легко делать снимки с безупречным качеством изображения, а также воспользоваться функциями и режимами, которые обычно реализуются в цифровых зеркальных фотокамерах гораздо более высокой ценовой категории.

Тест Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие
1 февраля 2019
Тесты

Тест Canon EOS R: Rеволюция или Rазвитие

Для поклонников фототехники Canon ожидание беззеркальной системы EOS R было долгим и напряженным. На протяжении последних нескольких лет вопрос стоял даже не какой будет первая полнокадровая беззеркалка Canon, а будет ли она вообще. Успешный перезапуск линейки EOS M с очень удачными моделями M5 и M6, недорогой и популярной M50 вселил надежду на скорый приход старшей системной камеры. И вот она перед нами.

Качество, выгода и компактность: Canon представляет новый лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z
8 апреля 2018
Новости

Качество, выгода и компактность: Canon представляет новый лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z

Компания Canon выпускает сверхсовременный и компактный лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z, который идеально подойдет учебным заведениям и коммерческим организациям. Проектор основан на технологии цифровой проекции DLP и предлагает яркость 5000 люмен, аппаратное разрешение WUXGA, насыщенную цветопередачу и коэффициент контрастности 50.000:1. Благодаря качественному изображению новая модель расширит возможности выступающих в учебной аудитории или конференц-зале.

Canon анонсирует обновление встроенного ПО камеры PowerShot G7 X Mark III, которое улучшит работу автофокусировки
6 сентября 2019
Новости

Canon анонсирует обновление встроенного ПО камеры PowerShot G7 X Mark III, которое улучшит работу автофокусировки

Собрав отзывы владельцев недавно выпущенной камеры PowerShot G7 X Mark III, компания Canon запланировала обновление встроенного ПО, которое повысит скорость автофокусировки при съемке видео, а также точность и эффективность распознавания объектов. С конца октября любой обладатель камеры сможет бесплатно загрузить обновление на местном сайте Canon. Canon всегда внимательно относится к мнению покупателей и прилагает все усилия к тому, чтобы создавать лучшие продукты.

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone Max Pro (M1)
28 июня 2018
Новости

Компания ASUS представляет смартфон ZenFone Max Pro (M1)

Компания ASUS объявила о пополнении в серии смартфонов с высокой емкостью аккумулятора ZenFone Max – новый высокопроизводительный смартфон ZenFone Max Pro оснащен мощным аккумулятором емкостью 5000 мА∙ч, 6-дюймовым экраном с разрешением Full-HD+, заключенным в ультратонкую рамку, и двойной камерой. При этом смартфон обладает компактным корпусом, по размерам соответствующим 5,5-дюймовым устройствам.

World Press Photo 2012
4 апреля 2013
Обзоры

World Press Photo 2012

В Нидерландах подведены итоги World Press Photo 2012. Они кажутся значительно интереснее прошлогодних. И не только потому, что тема изображения смерти во всех ее видах как будто отступила на второй план. Скорее потому, что среди занявших призовые места работ обнаруживается куда большее разнообразие взглядов, точек зрения, национальных традиций фотографирования и запечатленных уголков мира. А еще в том, как представлено постсоветское пространство: три автора-победителя из России, а также несколько серий о жизни нескольких наших бывших республик.

В линейке смартфонов Ritmix появились еще три модели на Android 4.2: RMP-405, RMP-471 и RMP-505
4 апреля 2014
Новости

В линейке смартфонов Ritmix появились еще три модели на Android 4.2: RMP-405, RMP-471 и RMP-505

В апреле южнокорейский бренд Ritmix добавил в свой каталог три смартфона, работающих под управлением Android 4.2: бюджетный Ritmix RMP-405, Ritmix RMP-471 со сменным аккумулятором и «смартшет» Ritmix RMP-505 с qHD-дисплеем.