Осень в черно-белом Arbus Model Stromholm 1 октября 2005 — 19 января 2006 Moderna Museet, Стокгольм
Осенью стокгольмский музей Moderna Museet представляет выставку трех выдающихся мировых фотографов. Все они внимательно всматривались в людей и свои впечатления оставили в своих фотографиях. Все трое представляют традицию документальной фотографии и работают в жанре портрета, именно портреты стали центральной темой выставки в Стокгольме.
Diana Arbus, Lisette Model, Christer Stromholm. Три фотографа, три взгляда, три жизни. Камера для них была тем инструментом, с помощью которого они исследовали современный мир, фокусируясь на жизни необычных людей, представителей различных субкультур, скрытых миров. Диана Арбус и Лизетт Модел определили и развили свой собственный стиль, создавая портрет послевоенной Америки, в то время как шведский фотограф Кристер Cтромхолм (Christer Stromholm) известен главным образом по созданным им портретам парижских транссексуалов. Объединяет трех фотографов их тактичное и сочувствующее отношение к тем, кого они снимали, отношение, далекое от наигранности и спекуляций.
В период экспозиции музей провел семинары и встречи, темами которых стало творчество трех фотографов, чьи портреты простых и порой странных людей двух континентов незабываемы и сильны.
Лизетт Модел/Lisette Model (1901—1983)
Лизетт Модел принадлежит традиции европейской фотографии, сформировавшейся в период между мировыми войнами. Родилась в Вене и все детство посвятила музыке. В 1926 году она переезжает в Париж, где продолжает учиться музыке, до тех пор, пока в 1933 году не увлекается живописью, а затем и фотографией. Там же, в Париже, она встречает и выходит замуж за русского художника Ива Модел (Evsa Model). Когда ситуация в Европе становится напряженной в период нацистских преследований, супружеская пара в 1938 году эмигрирует в США. В Нью-Йорке Лизетт Модел переживает свой наиболее продуктивный период творчества, снимая заказные фотографии для модных и фотографических журналов в дополнение к многочисленным выставкам. Она развивает свое видение, свой стиль в фотографии, снимает портреты слепых, артистов из ночных клубов и безымянных нищих, которых встречает на улицах. Героями ее портретов становятся также художники и музыканты. В конце 40-х годов Модел начинает давать частные уроки фотографии и вести классы в New School of Social Research. Она вдохновила множество молодых фотографов, но ее самой знаменитой ученицей, без сомнения, стала Диана Арбус.
Lisette Model
Прогулка по-английски, Ницца, 1934
Promenade des Anglais, Nice, 1934
© The Lisette Model Foundation, Inc. (1973) Lisette Model
Кафе Метрополь, Нью-Йорк, 1946
Cafe Metropole, New York, 1946
© The Lisette Model Foundation, Inc. (1973)
Диана Арбус/Diane Arbus (1923—1971)
За свою сравнительно недолгую карьеру и жизнь Диана Арбус создала пронзительные портреты людей совершенно разных судеб. Она родилась в Нью-Йорке и выросла в еврейской семье, на Манхэттене. Несколько лет в середине 50-х годов вместе со своим мужем Аланом Арбусом она занимается модной и рекламной фотографией, со временем получая заказы от ведущих журналов, таких, как Vogue и Glamour. Благодаря получению стипендий Музея Гуггенхайма в 1963 и 1966 годах, Арбус получает возможность взяться за два собственных независимых фотопроекта. За два лета она объезжает несколько штатов, создавая снимки, повествующие об американских традициях и ритуалах. В течение нескольких последних лет жизни она будет снимать серии в клиниках для душевнобольных. Не справившись с душевным напряжением и трудностями личной жизни в 1971 году Диана Арбус совершает самоубийство.
Diane Arbus
Женщина с вуалью на 5 Авеню, Нью-Йорк, 1968
Woman with a veil on Fifth Avenue, New York City, 1968
© The Estate of Diane Arbus Diane Arbus
Мальчик с игрушечной гранатой в руках в Централ Парке, Нью-Йорк, 1962
Child with a toy hand grenade in Central Park, New York City, 1962
© The Estate of Diane Arbus
Кристер Стромхолм/Christer Stromholm (1918—2002)
Кристер Стромхолм, пожалуй, один из самых знаменитых шведских фотографов. Он родился в Стокгольме, в конце 40-х годов с графического дизайна переключился на фотографию. Глубокое влияние на его творчество оказали немецкие фотографы группы Fotoform, они исповедовали и искусно сочетали в своих работах изобретательность и внутреннюю наполненность. Черно-белые фотографии Стромхолма начала 50-х годов наполнены полуабстрактными композициями из фактурных поверхностей стен, теней и стилизованных предметов. Позже, в 50—60-е годы, когда фотограф временами заезжал в Париж, он увлекался стрит-фотографией и как раз во время одного из приездов снимает ставшие широко известными портреты транссексуалов с Place Blanche. В середине 50-х Стромхолм начинает преподавать фотографию в Kursverksamheten в Стокгольме, впоследствии преподавательская деятельность перерастает в организацию одной из ведущих Фотошкол, из которой между 1962 и 1974 годами вышло около 1200 выпускников. Его снимки и отношение к фотографии вдохновили не одно поколение шведских фотографов, а сейчас постепенно становятся доступными ценителям фотографии во всем мире.
Christer Stromholm
Лос-Анжелес, США, 1963
Los-Angeles, USA, 1963
© Christer Stromholm/
Bildverksamheten Stromholm Christer Stromholm
Hasselblad Центр, Гётеборг, 1998
Hasselblad Center, Goteborg, 1998
© Joakim Stromholm
Комментарии