Одушевленный портрет

Съемочный процесс со всех сторон. Геннадий Головин

Когда начинаешь размышлять о жанре портрета и загадках создания проникновенного снимка, то невольно задаешься вопросом: что еще можно сказать в фотографическом портрете после Ричарда Аведона, Дианы Арбус, Ирвина Пенна, Арнольда Ньюмана? Точно также: что можно сказать в петербургском портрете после Александра Китаева? Темно-серую, как будто подернутую тленом, стенку его мастерской знают многие знаменитости, чьи портреты сделаны на ее фоне; знают фотографы, не раз сами встававшие напротив нее и превращавшиеся в героев снимков мастера; знают его почитатели и последователи. Сколько таких стенок было заведено в мастерских и студиях молодых фотографов …

Сколько раз знаменитая китаевская стена проявилась в фотографиях, представленных на выставке «Штудии. Одушевленный портрет»? Во многих портретах она стала почти вторым героем после человека — главного героя портрета. Около ста работ, в которых фотографы и модели менялись местами, меняли образы и судьбы, у них менялся характер и взгляд в зависимости от луча света, либо просто освещающего позирующего, либо высвечивающего само его нутро, все самое настоящее.

Десять молодых петербургских фотографов в апреле 2006 года встретились в мастерской Александра Китаева, когда пришли к нему на авторский курс «Одушевленный портрет». Десять запланированных занятий быстро переросли в творческое общение и во внеурочные часы. Сам Китаев описывает это так: «Конечно, мы увлеклись, и удержаться строго в рамках заданной темы «Портрет» ни мне, ни ученикам не удалось. В искусстве нет «больших» и «маленьких». Они учились у меня, я учился у них (и было чему), мы сдружились; академические часы не выдержали объема и азарта… И вот первый, извлеченный мной из всей этой эпопеи урок: все обучаемы».

Портрет фотографа Аси Гордеевой. Владимир Чернецкий

В середине июня результатом этих азартных съемок и стала выставка в выставочном зале библиотеки им. В. В. Маяковского на Невском проспекте, д. 20. Для некоторых из молодых это был первый опыт большой экспозиции, да еще и в огромном зале в центре города. Почти персональная выставка, так как каждый автор показал от пяти до десяти работ. На открытие выставки пришло больше двухсот человек! Возможно, это есть подтверждение давно витающей в воздухе мысли о том, что портретная фотография сейчас является одним из самых популярных и востребованных жанров.

Хотя сам маэстро Китаев выделяет несколько разновидностей современного портрета по их востребованности. Он рассуждает так. Программа авторской мастерской получила название «Одушевленный портрет». И это не случайно. На мой взгляд, сегодня это наименее востребованный жанр искусства, пребывающий в настоящий момент в глубоком кризисе.

И в самом деле, не называть же портретом те протокольные снимки, что требуются населению для всевозможных документов — от удостоверения личности до пропуска за границу? Более или менее можно назвать портретом те изображения, что востребованы некоторыми социальными и асоциальными группами населения вроде политиков и проституток. Однако портреты, востребованные ими по роду занятий, также ограничены определенным регламентом и не оставляют художнику никакой свободы. Чуть лучше дело обстоит с портретами так называемых медийных лиц и лиц свободных профессий: чаще всего приглашаются профессиональные фотографы. Но, несмотря на высокую стоимость услуг в этой сфере, гарантий получения высокохудожественного результата нет никаких. В погоне за клиентом здесь правит бал китч — кривлянье и откровенная пошлость.

Давний прогноз былого наркома просвещения Луначарского, утверждавшего, что в будущем каждый грамотный человек будет владеть фотоаппаратом так же, как авторучкой, осуществился с лихвой. Владеет даже неграмотный. Теперь большинство населения само себе фотограф, и современные домашние собрания снимков на память распухают от разноцветных 10 на 15 карточек с на редкость однообразными и безобразными изображениями типа «Я и памятник» и «Салат» (так в мини-лабах называют снимки застолий). Институт классической профессиональной фотографии, трудами которого заполнялись семейные альбомы на протяжении первых полутора веков истории фотографии, захирел.

«Одушевленный портрет». Николай Буянов

Легкость получения при посредстве современных камер технически грамотного изображения вызывает у большинства людей устойчивую иллюзию, что искусство фотографии может даться без стараний, без обучения. Однако это не так. Говорить на родном языке человек начинает рано и без усилий. А вот говорить письменно надо учиться. Надо не только буквы выучить (этого достаточно только для отправки SMS), но и усвоить по крайней мере грамматику и орфографию. Так и в фотографии. Мало записать визуальную информацию — с этим теперь прекрасно справляется сам фотоаппарат — надо еще и овладеть рядом навыков для придания снимку такой формы, чтобы он был воспринят узким кругом лиц, знакомых с персонажем. Ведь даже цифровая фотография остается светописью, то есть основной рисунок создается именно светом. И многовековые законы изобразительного искусства, придающие ему внятный образный строй, никто не отменял.

И действительно, вспомнив портреты балерин Мариинского театра или друзей, художников, фотографов, снятые Александром Китаевым, понимаешь, что все они построены на светописи, на борьбе границ мира тени и мира света. Его портреты как бы сталкивают друг с другом реального человека и тот внеземной образ, который существует вне истории и вне времени, можно сказать, прообраз, который был всегда и проявляется для нас, живущих и желающих видеть людей, через великие портреты в живописи, скульптуре, рисунке или фотографии. По сути дела, через мастеров мы встречаемся в произведениях искусства с Человеком как целостной сущностью. А если это профессиональная художественная фотография и это наш портрет, то на снимке мы можем встретить себя реального, другого и чистого, освещенного лучом солнечного света.

«Взгляд». Владимир Чернецкий

Солнечный естественный свет и внутренний свет героя портрета, если их умеешь соединить, и позволяют получить настоящий одушевленный портрет. Ведь недаром душа — это светлая часть нас, живущая внутри, наш внутренний свет. Именно поэтому главной целью обучения искусству портрета Александр Китаев ставил получение «реального» портрета героя: «Эта реальность выразилась, во-первых, в том, что я отказался от обучения классической постановке света, принятой в павильонной съемке, то есть постарался показать, как, пользуясь лишь естественным дневным светом, делать портрет, находясь в любом реальном помещении», — так объясняет свой метод обучения сам Китаев.

Что же до выставки «Штудии. Одушевленный портрет», то несмотря на мелькающую во многих снимках китаевскую стенку (а как же иначе, ведь съемки и общение проходили в мастерской фотографа), портреты, снятые каждым из учеников, зажили собственной жизнью, потому что наполнены светом героев и уже почти сложившимся умением молодых авторов. Но стоит помнить важное напутствие Александра Китаева начинающим фотографам: «Не забывайте, что в творчестве часто быстрее приходит успех, чем искусство».

Своими впечатлениями о курсе Александра Китаева «Одушевленный портрет» поделились некоторые участники.

Кому принадлежит эта «паутина сплетающихся мыслей» — фотографу или герою?
Ася Гордеева

Ася Гордеева, фотограф: Если попытаться сформулировать главное ощущение от курса — это щедрость, с какой Китаев раздавал нам себя. Для меня загадка, откуда он берет силы и энергию, находя для каждого внимание, свой подход, слова и особое отношение. Для себя я пыталась понять скорей не технические или композиционные моменты, а то, КАК он это делает: искренний интерес к людям, глубина и в то же время ощущение легкости, постоянная импровизация и витающая в воздухе добрая ирония.

Группа у нас подобралась замечательная — род­ственные души, с которыми не хочется расставаться. Китаевский талант притягивает к себе одаренных людей. Атмосфера творчества, любви, чудесное чувство юмора… В общем, окончание курса явилось полной неожиданностью: казалось, что так должно быть и будет всегда…

Татьяна Король, фотограф: Мастерская Александра Китаева — это особая атмосфера. Как одно мгновение пролетели дни съёмок с захватывающим творческим процессом, где рождались новые мысли, идеи, сюжеты; где сформировался новый, неожиданный, взгляд, казалось бы, на уже привычные вещи. Благодаря Китаеву сложилось более глубокое понимание портрета, когда съёмка даёт возможность уловить настроение, почувствовать того, кто находиться по ту сторону объектива. А если сказать всё сразу: нет сценария, есть игра, в которой присутствует момент неожиданности. Для меня, наверное, это и есть одушевлённый портрет.

«Все те же герои, но в ином образе».
Ася Гордеева.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор беззеркальной камеры Samsung Galaxy NX
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Samsung Galaxy NX

Рекордсмен по снижению цены, Galaxy NX, за год пребывания на полках магазинов подешевел более чем на 15 000 рублей. Оставаясь уникальным гаджетом (шутка ли: «системная» камера с полноценной операционной системой Goolge Android), признания у фотографов эта модель не снискала. Слишком много спорных моментов — и конструктивных, и функциональных. Для гаджета она по-прежнему дорога и несколько громоздка.

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix S9200/S9400W
18 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Fujifilm FinePix S9200/S9400W

Ассортимент ультразумов FinePix попроще, чем S1, включает в себя теперь две новые модели, различия между которыми состоят лишь в том, что у S9400W Wi-Fi есть, а у S9200 нет. Так что если у покупателя обнаруживается стойкое отвращение к беспроводному функционалу или просто не хочется на него тратить деньги и заряд батарей, то выбор между этими аппаратами очевиден, и на компромиссы идти не придется.

Nikon официально объявила о разработке полнокадровой беззеркальной камеры следующего поколения
25 июля 2018
Новости

Nikon официально объявила о разработке полнокадровой беззеркальной камеры следующего поколения

Через два дня после публикации тизерного видео Nikon официально объявляет о разработке своей долгожданной полнокадровой беззеркальной камеры, в которой, как и предполагалось, будет использовано новое крепление, рассчитанное на новую серию оптики. Вся информация, связанная с новой беззеркальной системой, будет размещаться на отдельном микросайте Nikon.

Фотоцентры Epson Expression Premium: ловим снимки по Wi Fi и сразу печатем
24 ноября 2014
Новости

Фотоцентры Epson Expression Premium: ловим снимки по Wi Fi и сразу печатем

Компания Epson представляет новые фотоцентры серии Epson Expression Premium с большим сенсорным экраном и широкими возможностями беспроводной печати — Epson Expression Premium XP-720/820. Основное преимущество новых Фотоцентров Epson Expression Premium перед устройствами предыдущего модельного ряда — сенсорный ЖК-экран с диагональю 10,9 см. Экран и интуитивно понятное управление позволяют работать с МФУ без использования компьютера: копируйте, сканируйте и печатайте фотографии без дополнительных устройств.

HUAWEI nova 5T: смартфон с пятью фотомодулями
11 ноября 2019
Новости

HUAWEI nova 5T: смартфон с пятью фотомодулями

Компания HUAWEI представляет новый смартфон HUAWEI nova 5ТТ с 32 МП фотокамерой для селфи. Предзаказ HUAWEI nova 5T начинается с 11 ноября

Ночной город
15 марта 2004
Советы

Ночной город

История ночной фотографии началась довольно давно, в 1839 году, всего десятилетие спустя после изобретения дагеротипа. Первое изображение получил Джон Адамс Уиппл, сделавший снимок Луны через телескоп. В 1890-х годах со съемками вечерних улиц Нью-Йорка экспериментировал Альфред Стейглиц. Одной из первых исследовательниц ночной фотографии была Джесси Тарбокс Билс, журналистка из Массачусетса.

Беспроводные наушники HUAWEI FreeLace
16 июля 2019
Новости

Беспроводные наушники HUAWEI FreeLace

Компания HUAWEI объявляет о начале продаж в России новых беспроводных наушников HUAWEI FreeLace, впервые представленных в марте на презентации флагманской серии смартфонов HUAWEI P30.

Загадочный пейзаж...
15 марта 2004
Советы

Загадочный пейзаж...

Что это такое — пейзаж, до сих пор не знает никто. В целом, что это портрет Природы, знают все, а вот в частностях... Японцы запечатлевают каменные сады, олицетворяющие Вечность, и гору Фудзияма. Это — пейзаж! Кто-то снимает поле и старинную церковь, а кто-то — завалившиеся заборы и ряды безликих коробок-домов, опутанных проводами, — тоже пейзаж.

Цифровой фотоаппарат Olympus TG-1 отлично снимает при плохом освещении под водой на глубине 12 метров
11 мая 2012
Новости

Цифровой фотоаппарат Olympus TG-1 отлично снимает при плохом освещении под водой на глубине 12 метров

Компания Olympus представляет новинку в ударопрочной серии TOUGH,(«таф») нового флагмана линейки - камеру Olympus TG-1. Специалисты Olympus оснастили TG-1 высокоскоростным светосильным объективом с широкой диафрагмой f2.0, способным делать фотографии отличного качества даже при плохом освещении под водой на глубине до 12 метров.

Тест Full HD ЖК-телевизора VR LT-32L10V
6 марта 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора VR LT-32L10V

Достоинства: телевизор имеет стильный дизайн, большой запас по цветности и яркости изображения, широкий диапазон автовольтажа. Недостатки: запас по громкости мог бы быть несколько побольше. В процессе навигации по меню возникает эффект вращения, но он происходит не плавно.