Культ семьи. Ваша фотография.

Семья офицера танковых войск

Простой свет, близкое расстояние… Люди знают, что их снимают, они собираются, именно как одна семья. Разве фотограф в ателье, который сделал сотни фотографий на паспорт, может претендовать на авторство? Он может только посмотреть на карточку и сказать: «Да, на этой фотографии сняты вы. Это ваша фотография, возьмите».

Я делал почти то же самое, что и этот безымянный фотограф. Звонил людям по телефону: одному, другому, третьему. Они сводили меня ещё с кем-то и с кем-то ещё. Я звонил и спрашивал: «Не хотите семейную фотографию на память? Вашу фотографию». Многие спрашивали меня: «А сколько это будет стоить?». Это было естественно, потому что я был для них просто фотограф — из тех, что снимают в детском садике, или в школе, или в ателье. Я отвечал, что это не будет стоить ничего, только потом, возможно, этот снимок войдёт в альбом семейной фотографии. Кто-то соглашался, кто-то нет.

Я говорил: «Через много лет ваши внуки посмотрят и скажут: «Cмотрите, а у меня много общего с дедом (или с бабушкой)». И когда люди обнаруживали, что такой вот семейной фотографии у них нет, что они даже не подумали её сделать, то многие открывали мне дверь. Я входил в квартиру и снимал их так и в том виде, в каком они хотели: одетыми нарядно или просто, в комнате специально убранной или нет. Без всяких специальных задач. Семейный портрет в семейном же интерьере. Снимал, благодарил и уходил. Потом появлялась фотография и подпись: «Семья бухгалтера / милиционера / врача».

У меня не было задачи делать селекционный отбор. У меня не было задачи сделать портрет семей из разных слоёв общества. Всё случайно. Всё естественно. Это скорее география удачных и неудачных телефонных звонков одного фотографа по Москве и Московской области или, вернее, география 78 семей, открывших ему дверь.

Семья предпринимателя

Это отчасти похоже на старую семейную фотографию, но только отчасти. Мир статусов и положений, отражавшийся когда-то на лицах, ушел; раньше, если отец семейства — печатник, то в силу массы обстоятельств сама его профессия «отпечатывалась» на нём. Сейчас же люди не могли идентифицировать себя: многие сменили за жизнь не одну специальность. Ставя эти общие условия для подписи: «Семья такого-то», я, по сути, пытался снимать то, чего нет.

Когда я снимал в квартире, мне приходилось садиться на корточки, на пол и снимать снизу. С точки зрения детей, на линии их взгляда. В этой детской перспективе нет, например, интерьера. Для ребёнка его просто нет. У него всё близко, объёмно, осязательно. Его жизнь проходит на другом уровне: почти пола, царапинок, трещинок; она вся вблизи. В ней папа и мама — это центр мироздания, вокруг которого все вещи несомненны, прочны, их не выкинешь, они все тут должны быть. Это перспектива счастья. Помню, режиссер Алексей Герман говорил об одном из самых счастливых моментов своей жизни. Маленьким он выбегает из комнаты в доме отдыха, бежит по коридору, а навстречу ему идут «большие» папа и мама, которых он редко видел вместе. И всё. Кроме того, что это глубоко личное воспоминание, это еще и отличный кадр: дверь, ручка поворачивается, даль коридора, фигура родителей в контровом свете. Получилось так, что это было и моей точкой съемки.

Многие думали, раз я профессиональный фотограф, то буду делать гламурную фотографию, потому что люди привыкли на фотографиях выглядеть лучше, чем на самом деле, быть «естественными, но прекрасными», показывать свои лучшие стороны. Но я-то знал, что не буду их «снимать в образе», и не хотел их обманывать.

Я хотел видеть этих людей такими, какие они есть, а они все меня спрашивали: «Что нам надо делать?» — «Да ничего не надо делать, надо просто сидеть». Всё и так пропитано чертами сходства, совместностью, тем или иным чувством присутствия друг друга. И этого достаточно.

Семья предпринимателя

В серии есть семья, в которой мальчик болеет. Он не может ходить. Из множества других кадров я выбрал тот, на котором это заметно менее всего. Потому что для них, для его семьи, он полноценный. Они так чувствуют. Я это вижу…

Почтальон, в семье которого одиннадцать детей, сказал мне, что когда у них с женой было их пятеро и они все вместе жили в 13-метровой комнате, они были счастливы, потому что была любовь. И, похоже, что снимать надо вот это.

Тут на каждого можно посмотреть в отдельности, на одну его жизнь и подумать о том, какой она будет. Но одновременно они все части целого, и ты можешь перебегать глазами с одного лица на другое, угадывая их общее меняющееся выражение: тут — грусть, там — радость. Кроме того, когда я снимаю и смотрю на «папу с мамой», то вижу почти своё зеркальное отражение; когда смотрю на детей, вспоминаю себя. Глядя на дедушку и бабушку, предполагаю, что будет со мной. И это естественно. Я отождествлен с ними. А значит, это не только их фотография, это и моя фотография.

Может быть, поэтому я и не сделал снимка своей семьи. Я пробовал. Но меня не было за камерой, и я не мог видеть момент нашей «совместности».

Люди сами не ведают того, как живут. Но проходит время, мы смотрим на чью-нибудь старую фотографию и думаем: здесь есть какой-то путь, какая-то жизнь, они все ведь были.

Три года назад, когда я придумал эту серию и не знал, что с этой идеей делать, я переходил в метро с одной станции на другую. И тут заметил, что все топчут какой-то кусок картона. Подошел и выловил его из-под ног. Это была старая фотография, 20-х или 30-х годов. Семейный портрет совершенно незнакомых мне людей. Внимательно вглядываясь в их лица, я, конечно же, задал все тот же вопрос: «Кто это? Кто они друг другу?». Точно через много лет мне протянули неизвестный снимок и сказали: вот это ваша фотография.

Я стал снимать. Простой свет, близкое расстояние… И после каждого первого кадра, повторял, быть может, даже всерьёз: «Всё! Мы в вечности».

Семья учителя

Семья лейтенанта милиции

Cемья прораба

Cемья главного экономиста отделения Центрального Банка

Ксения ГОЛУБОВИЧ

Комментарии

Любовь
04.03.2008
0
Спасибо Вам! И рассуждения Ваши, и фотографии замечательные! Что может быть прекраней лиц, простых, не выдуманных, естественных, таких знакомых незнакомых.
Анна
30.03.2009
0
Спасибо огромное! Это замечательные и простые люди, настоящие, не выдуманные семьи.
Вадим
28.11.2009
0
Обалденная статья, и идея простая но очень сильная!!! Спасибо.
Ирина
22.08.2010
0
Все гениальное -просто и ясно...
Рустам
29.04.2011
0
Очень интересный проект и приятно было посмотреть фотографии. Спасибо!
Анастасия
07.09.2011
0
Спасибо за живые человеческие лица, а не рекламные гламурные манекены. Замечательный проект и такое же исполнение. Только так негромко и без пафоса делается что-то действительно стоящее.
Алексей
02.10.2011
0
Жалкое подобие фотографий Плотникова.
Андрей Мишуков
04.12.2012
0
Мне понравился проект и фото. Это сильно!
Леонид
09.10.2013
0
Прекрасная статья! Спасибо!
Андрей
30.10.2014
0
Спасибо за статью, описанное мировоззрение фотографа дает надежду на то, что хороших людей тоже не мало.

Похожие статьи

84-дюймовый 3D-телевизор Ultra HD от LG 84LM960V представлен в «Лотте Плаза»
6 декабря 2012
Новости

84-дюймовый 3D-телевизор Ultra HD от LG 84LM960V представлен в «Лотте Плаза»

Москва, «Лотте Плаза», 6 декабря 2012 г. — Компания LG Electronics (LG) представила 84-дюймовый 3D-телевизор со сверхвысоким разрешением Ultra HD серии 84LM960V на круглом столе для СМИ в фирменном магазине LG, расположенном в торговом центре «Лотте Плаза». Огромный 84-дюймовый экран со сверхчетким изображением, разрешение 2160p, что в 4 раза выше Full HD, и 2.2-канальная звуковая система — это главные инновации нового продукта.

NEC выпустила новый MediaPlayer на платформе Raspberry Pi
29 октября 2019
Новости

NEC выпустила новый MediaPlayer на платформе Raspberry Pi

Компания NEC Display Solutions представила новейший MediaPlayer для решений Digital Signage. Программное обеспечение предустанавливается на вычислительном модуле NEC Raspberry Pi Compute Module без дополнительной оплаты, обеспечивая простоту настройки и эксплуатации и готовую к работе. Это функциональное и производительное решение, имеющее возможности кастомизации, идеально подходит для цифровых информационно-рекламных вывесок (Digital Signage) в розничной торговле, цифровых меню, приложений для досуга и корпоративных коммуникаций.

mp3-мания
23 мая 2006
Новости

mp3-мания

SAMSUNG YP-Z5F Флеш mp3-плеер YP-Z5F — новейший флеш-плеер компании SAMSUNG. В 2006 году он завоевал награду IF Product&Design. Модель отличается своеобразием формы и стиля, напоминающим портативные плееры на базе дюймовых жестких дисков. Многофункциональный блок управления сочетает в себе привычные механические и сенсорные клавиши.

Полочная акустическая система 2.0 JBL LS40 ближе к бескомпромиссному Hi-End
5 июля 2012
Обзоры

Полочная акустическая система 2.0 JBL LS40 ближе к бескомпромиссному Hi-End

Серию полочников LS можно рассматривать как промежуточное звено между линейками домашней акустики и бескомпромиссными Hi-End проектами фирмы, такими как K2, Array или Everest, причем технологически колонки LS ближе к последним. Даже руководили программой LS-серии два человека, занимавшиеся ранее разными сегментами рынка.

Качество, выгода и компактность: Canon представляет новый лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z
8 апреля 2018
Новости

Качество, выгода и компактность: Canon представляет новый лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z

Компания Canon выпускает сверхсовременный и компактный лазерный инсталляционный проектор LX MU500Z, который идеально подойдет учебным заведениям и коммерческим организациям. Проектор основан на технологии цифровой проекции DLP и предлагает яркость 5000 люмен, аппаратное разрешение WUXGA, насыщенную цветопередачу и коэффициент контрастности 50.000:1. Благодаря качественному изображению новая модель расширит возможности выступающих в учебной аудитории или конференц-зале.

Долгий путь к успеху!
16 декабря 2005
Новости

Долгий путь к успеху!

Главной технической «изюминкой» новых акустических систем JVC являются диффузоры динамиков, изготовленные из дерева. На разработку технологии массового изготовления деревянного диффузора конструкторам JVC потребовалось около двадцати лет. Основная проблема, с которой столкнулись инженеры компании, это хрупкость тончайшего листа березового шпона, из которого изготавливают диафрагмы.

Милые черты московских "кривоулочек"
23 июня 2004
Обзоры

Милые черты московских "кривоулочек"

Славянская площадь Рождественский бульвар Яузский бульвар При встрече с этой очаровательной женщиной нетрудно угадать в ней художника. Впрочем, это подтверждено и ее дипломом об окончании факультета книжной графики Московского полиграфического института. Но предположить, что она фотохудожник, значительно труднее.

На пике возможностей: Дэвид Саффир о 3D-фотошкале Datacolor SpyderCUBE при работе с гистограммами
11 сентября 2013
Новости

На пике возможностей: Дэвид Саффир о 3D-фотошкале Datacolor SpyderCUBE при работе с гистограммами

Москва, 6 сентября 2013 г. OOO «Дистрибуторская компания Графитек» — Известный американский фотограф Дэвид Саффир (David Saffir) подготовил новую статью в цикле, посвященном использованию экспозиционной мишени Datacolor SpyderCUBE в съемках современной цифровой зеркальной фотокамерой. Дэвид показывает, что возможности последнего продукта, знакомого каждому профессионалу, можно значительно расширить, если освоить с помощью SpyderCUBE более глубокий анализ гистограмм.

UMIDIGI Z PRO – первый смартфон на MediaTek Helio X27 с двойной камерой
29 декабря 2016
Новости

UMIDIGI Z PRO – первый смартфон на MediaTek Helio X27 с двойной камерой

Компания UMi, совершив ребрендинг, представляет смартфон UMIDIGI Z PRO – первый смартфон на базе MediaTek Helio X27 с двойным модулем камеры. Система из двух сенсоров основной камеры стала хитом в 2016 году – такие модули установлены во флагманские смартфоны Apple, Huawei, Xiaomi и других компаний, а теперь к ним присоединяется и UMIDIGI.

ASUS ZenFone Zoom: когда гений встречает совершенство
31 марта 2016
Видео

ASUS ZenFone Zoom: когда гений встречает совершенство

«Дэвид Сандберг прославился во всем мире как мастер спецэффектов и великолепный рассказчик. Именно поэтому мы выбрали его для того, чтобы он создал для нас настоящую историю о невероятных возможностях камеры нового ASUS ZenFone Zoom», – говорит Эрик Хермансон (Erik Hermanson), руководитель отдела маркетинга мобильного подразделения компании ASUS.