Культ семьи. Ваша фотография.

Семья офицера танковых войск

Простой свет, близкое расстояние… Люди знают, что их снимают, они собираются, именно как одна семья. Разве фотограф в ателье, который сделал сотни фотографий на паспорт, может претендовать на авторство? Он может только посмотреть на карточку и сказать: «Да, на этой фотографии сняты вы. Это ваша фотография, возьмите».

Я делал почти то же самое, что и этот безымянный фотограф. Звонил людям по телефону: одному, другому, третьему. Они сводили меня ещё с кем-то и с кем-то ещё. Я звонил и спрашивал: «Не хотите семейную фотографию на память? Вашу фотографию». Многие спрашивали меня: «А сколько это будет стоить?». Это было естественно, потому что я был для них просто фотограф — из тех, что снимают в детском садике, или в школе, или в ателье. Я отвечал, что это не будет стоить ничего, только потом, возможно, этот снимок войдёт в альбом семейной фотографии. Кто-то соглашался, кто-то нет.

Я говорил: «Через много лет ваши внуки посмотрят и скажут: «Cмотрите, а у меня много общего с дедом (или с бабушкой)». И когда люди обнаруживали, что такой вот семейной фотографии у них нет, что они даже не подумали её сделать, то многие открывали мне дверь. Я входил в квартиру и снимал их так и в том виде, в каком они хотели: одетыми нарядно или просто, в комнате специально убранной или нет. Без всяких специальных задач. Семейный портрет в семейном же интерьере. Снимал, благодарил и уходил. Потом появлялась фотография и подпись: «Семья бухгалтера / милиционера / врача».

У меня не было задачи делать селекционный отбор. У меня не было задачи сделать портрет семей из разных слоёв общества. Всё случайно. Всё естественно. Это скорее география удачных и неудачных телефонных звонков одного фотографа по Москве и Московской области или, вернее, география 78 семей, открывших ему дверь.

Семья предпринимателя

Это отчасти похоже на старую семейную фотографию, но только отчасти. Мир статусов и положений, отражавшийся когда-то на лицах, ушел; раньше, если отец семейства — печатник, то в силу массы обстоятельств сама его профессия «отпечатывалась» на нём. Сейчас же люди не могли идентифицировать себя: многие сменили за жизнь не одну специальность. Ставя эти общие условия для подписи: «Семья такого-то», я, по сути, пытался снимать то, чего нет.

Когда я снимал в квартире, мне приходилось садиться на корточки, на пол и снимать снизу. С точки зрения детей, на линии их взгляда. В этой детской перспективе нет, например, интерьера. Для ребёнка его просто нет. У него всё близко, объёмно, осязательно. Его жизнь проходит на другом уровне: почти пола, царапинок, трещинок; она вся вблизи. В ней папа и мама — это центр мироздания, вокруг которого все вещи несомненны, прочны, их не выкинешь, они все тут должны быть. Это перспектива счастья. Помню, режиссер Алексей Герман говорил об одном из самых счастливых моментов своей жизни. Маленьким он выбегает из комнаты в доме отдыха, бежит по коридору, а навстречу ему идут «большие» папа и мама, которых он редко видел вместе. И всё. Кроме того, что это глубоко личное воспоминание, это еще и отличный кадр: дверь, ручка поворачивается, даль коридора, фигура родителей в контровом свете. Получилось так, что это было и моей точкой съемки.

Многие думали, раз я профессиональный фотограф, то буду делать гламурную фотографию, потому что люди привыкли на фотографиях выглядеть лучше, чем на самом деле, быть «естественными, но прекрасными», показывать свои лучшие стороны. Но я-то знал, что не буду их «снимать в образе», и не хотел их обманывать.

Я хотел видеть этих людей такими, какие они есть, а они все меня спрашивали: «Что нам надо делать?» — «Да ничего не надо делать, надо просто сидеть». Всё и так пропитано чертами сходства, совместностью, тем или иным чувством присутствия друг друга. И этого достаточно.

Семья предпринимателя

В серии есть семья, в которой мальчик болеет. Он не может ходить. Из множества других кадров я выбрал тот, на котором это заметно менее всего. Потому что для них, для его семьи, он полноценный. Они так чувствуют. Я это вижу…

Почтальон, в семье которого одиннадцать детей, сказал мне, что когда у них с женой было их пятеро и они все вместе жили в 13-метровой комнате, они были счастливы, потому что была любовь. И, похоже, что снимать надо вот это.

Тут на каждого можно посмотреть в отдельности, на одну его жизнь и подумать о том, какой она будет. Но одновременно они все части целого, и ты можешь перебегать глазами с одного лица на другое, угадывая их общее меняющееся выражение: тут — грусть, там — радость. Кроме того, когда я снимаю и смотрю на «папу с мамой», то вижу почти своё зеркальное отражение; когда смотрю на детей, вспоминаю себя. Глядя на дедушку и бабушку, предполагаю, что будет со мной. И это естественно. Я отождествлен с ними. А значит, это не только их фотография, это и моя фотография.

Может быть, поэтому я и не сделал снимка своей семьи. Я пробовал. Но меня не было за камерой, и я не мог видеть момент нашей «совместности».

Люди сами не ведают того, как живут. Но проходит время, мы смотрим на чью-нибудь старую фотографию и думаем: здесь есть какой-то путь, какая-то жизнь, они все ведь были.

Три года назад, когда я придумал эту серию и не знал, что с этой идеей делать, я переходил в метро с одной станции на другую. И тут заметил, что все топчут какой-то кусок картона. Подошел и выловил его из-под ног. Это была старая фотография, 20-х или 30-х годов. Семейный портрет совершенно незнакомых мне людей. Внимательно вглядываясь в их лица, я, конечно же, задал все тот же вопрос: «Кто это? Кто они друг другу?». Точно через много лет мне протянули неизвестный снимок и сказали: вот это ваша фотография.

Я стал снимать. Простой свет, близкое расстояние… И после каждого первого кадра, повторял, быть может, даже всерьёз: «Всё! Мы в вечности».

Семья учителя

Семья лейтенанта милиции

Cемья прораба

Cемья главного экономиста отделения Центрального Банка

Ксения ГОЛУБОВИЧ

Комментарии

Любовь
04.03.2008
0
Спасибо Вам! И рассуждения Ваши, и фотографии замечательные! Что может быть прекраней лиц, простых, не выдуманных, естественных, таких знакомых незнакомых.
Анна
30.03.2009
0
Спасибо огромное! Это замечательные и простые люди, настоящие, не выдуманные семьи.
Вадим
28.11.2009
0
Обалденная статья, и идея простая но очень сильная!!! Спасибо.
Ирина
22.08.2010
0
Все гениальное -просто и ясно...
Рустам
29.04.2011
0
Очень интересный проект и приятно было посмотреть фотографии. Спасибо!
Анастасия
07.09.2011
0
Спасибо за живые человеческие лица, а не рекламные гламурные манекены. Замечательный проект и такое же исполнение. Только так негромко и без пафоса делается что-то действительно стоящее.
Алексей
02.10.2011
0
Жалкое подобие фотографий Плотникова.
Андрей Мишуков
04.12.2012
0
Мне понравился проект и фото. Это сильно!
Леонид
09.10.2013
0
Прекрасная статья! Спасибо!
Андрей
30.10.2014
0
Спасибо за статью, описанное мировоззрение фотографа дает надежду на то, что хороших людей тоже не мало.

Похожие статьи

Fujifilm представляет новую цифровую камеру FinePix XP140
14 февраля 2019
Новости

Fujifilm представляет новую цифровую камеру FinePix XP140

Новейшая модель фотокамеры серии XP имеет новый процессор, обновленный дизайн и улучшенную прочность, сохраняя при этом компактный и легкий корпус с различными функциями автоматической съемки.

Canon готовит замену беззеркальной камеры EOS M5
12 июля 2018
Новости

Canon готовит замену беззеркальной камеры EOS M5

Похоже, что Canon решила основательно сосредоточиться на сегменте беззеркальных камер. И прежде, чем анонсировать свои новые полнокадровые модели, компания может выпустить вторую версию APS-C камеры EOS M5. Согласно слухам EOS M5 Mark II может быть объявлена до сентября 2018 года.

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии
11 июля 2017
Новости

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии

15 июля в 13.00 в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с фотографом, преподавателем, автором книг, членом Союза фотохудожников России Екатериной Елизаровой.

Спейсфоны Just5 нового поколения — еще полезнее, позитивнее и ярче
25 марта 2013
Новости

Спейсфоны Just5 нового поколения — еще полезнее, позитивнее и ярче

Пять лет назад российский бренд Just5 совершил революцию в мире мобильных устройств, выпустив линейку простых телефонов с большими кнопками и ярким дизайном. В то время как другие стремились расширить функциональность, бренд Just5 нашел в себе смелость пойти в обратном направлении и сделать ставку на простоту. В итоге телефоны Just5 создали мощный новый тренд и обзавелись армией последователей, которым, однако, так и не удалось повторить уникальную формулу успеха Just5...

CES 2013. У Yota свой Devices: с одной стороны - смартфон, с другой - электронная книга!
11 января 2013
Новости

CES 2013. У Yota свой Devices: с одной стороны - смартфон, с другой - электронная книга!

YotaPhone «засветился» на CES-2013 Смартфон с двумя экранами — на передней и задней панелях — привлек к себе внимание на международной выставке электроники. Разработчиком «наполовину смартфона, наполовину букридера» является российская компания Yota Devices. Разработка российской компании Yota Devices (в конце 2011 года выделились в отдельную компанию из «Скартела») — смартфон с двумя дисплеями YotaPhone, был представлен в Лас-Вегасе в рамках международной выставки потребительской электроники CES-2013.

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.
11 января 2016
Новости

Olympus представляет самый компактный супертелеобъектив в мире M.ZUIKO PRO 300 мм.

Для профессионалов и путешественников: самый компактный супертелеобъектив в мире с фокусным расстоянием 300мм (экв. 600 мм) и постоянной светосилой. Профессиональные фотографы, отдающие предпочтение компактным системным камерам стандарта Микро 4/3 (MFT) скоро получат возможность вести съемку с рук на больших дистанциях в любых условиях освещения после появления в продаже нового профессионального телеобъектива Olympus с фокусным расстоянием 300мм стандарта Микро 4/3: M.ZUIKO DIGITAL ED 300mm 1:4.0 IS PRO (600 мм в 35-мм эквиваленте).

Обзор ресиверов Pioneer SC- серии
21 ноября 2013
Обзоры

Обзор ресиверов Pioneer SC- серии

Новые ресиверы SC-серии беспрепятственно пропускают сигнал 4K Ultra HD и обеспечивают масштабирование видео до этого уровня, читают аудиофайлы высокого разрешения, поддерживают режим воспроизведения без пауз и работают на несколько зон

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K
29 марта 2018
Новости

Canon выпускает CN E20mm T1.5 L F — широкоформатный сверхсветосильный объектив для киносъемки в великолепном качестве 4K

Компания Canon объявляет о выпуске широкоугольного объектива CN E20mm T1.5 L F, который идеально подойдет для кинематографического производства с высокими требованиями к качеству. Новинка в линейке кинематографических объективов с фиксированным фокусным расстоянием, CN E20mm T1.5 L F отличается уникальными оптическими характеристиками и великолепным качеством сборки. Этот объектив позволит без труда получать впечатляющее изображение в формате 4K.

Конкурс Sony World Photography Awards 2013: наши - в шорт-листе SWPA! Больше не было за всю историю конкурса
7 февраля 2013
Новости

Конкурс Sony World Photography Awards 2013: наши - в шорт-листе SWPA! Больше не было за всю историю конкурса

5 февраля. Всемирная организация фотографии объявит шорт-листы профессиональной, открытой и молодежной категории международного фотоконкурса Sony World Photography Awards 2013. В этом году было прислано рекордное количество работ — более 122 000 снимков, сделанных участниками из 170 стран, из которых судьи составили шорт-лист с самыми выдающимися, качественными, оригинальными и современными работами...

Максимум комфорта и впечатлений - новые модели 4К HDR телевизоров SONY с изогнутым экраном на платформе Android TV
26 мая 2016
Новости

Максимум комфорта и впечатлений - новые модели 4К HDR телевизоров SONY с изогнутым экраном на платформе Android TV

Sony представляет новые модели телевизоров BRAVIA серии SD85 с изогнутым экраном на платформе Android TV. Мы объединили оригинальную конструкцию корпуса и высокое качество изображения в формате 4К HDR для получения максимального эффекта присутствия при просмотре вашего любимого контента.