Культ семьи. Ваша фотография.

Семья офицера танковых войск

Простой свет, близкое расстояние… Люди знают, что их снимают, они собираются, именно как одна семья. Разве фотограф в ателье, который сделал сотни фотографий на паспорт, может претендовать на авторство? Он может только посмотреть на карточку и сказать: «Да, на этой фотографии сняты вы. Это ваша фотография, возьмите».

Я делал почти то же самое, что и этот безымянный фотограф. Звонил людям по телефону: одному, другому, третьему. Они сводили меня ещё с кем-то и с кем-то ещё. Я звонил и спрашивал: «Не хотите семейную фотографию на память? Вашу фотографию». Многие спрашивали меня: «А сколько это будет стоить?». Это было естественно, потому что я был для них просто фотограф — из тех, что снимают в детском садике, или в школе, или в ателье. Я отвечал, что это не будет стоить ничего, только потом, возможно, этот снимок войдёт в альбом семейной фотографии. Кто-то соглашался, кто-то нет.

Я говорил: «Через много лет ваши внуки посмотрят и скажут: «Cмотрите, а у меня много общего с дедом (или с бабушкой)». И когда люди обнаруживали, что такой вот семейной фотографии у них нет, что они даже не подумали её сделать, то многие открывали мне дверь. Я входил в квартиру и снимал их так и в том виде, в каком они хотели: одетыми нарядно или просто, в комнате специально убранной или нет. Без всяких специальных задач. Семейный портрет в семейном же интерьере. Снимал, благодарил и уходил. Потом появлялась фотография и подпись: «Семья бухгалтера / милиционера / врача».

У меня не было задачи делать селекционный отбор. У меня не было задачи сделать портрет семей из разных слоёв общества. Всё случайно. Всё естественно. Это скорее география удачных и неудачных телефонных звонков одного фотографа по Москве и Московской области или, вернее, география 78 семей, открывших ему дверь.

Семья предпринимателя

Это отчасти похоже на старую семейную фотографию, но только отчасти. Мир статусов и положений, отражавшийся когда-то на лицах, ушел; раньше, если отец семейства — печатник, то в силу массы обстоятельств сама его профессия «отпечатывалась» на нём. Сейчас же люди не могли идентифицировать себя: многие сменили за жизнь не одну специальность. Ставя эти общие условия для подписи: «Семья такого-то», я, по сути, пытался снимать то, чего нет.

Когда я снимал в квартире, мне приходилось садиться на корточки, на пол и снимать снизу. С точки зрения детей, на линии их взгляда. В этой детской перспективе нет, например, интерьера. Для ребёнка его просто нет. У него всё близко, объёмно, осязательно. Его жизнь проходит на другом уровне: почти пола, царапинок, трещинок; она вся вблизи. В ней папа и мама — это центр мироздания, вокруг которого все вещи несомненны, прочны, их не выкинешь, они все тут должны быть. Это перспектива счастья. Помню, режиссер Алексей Герман говорил об одном из самых счастливых моментов своей жизни. Маленьким он выбегает из комнаты в доме отдыха, бежит по коридору, а навстречу ему идут «большие» папа и мама, которых он редко видел вместе. И всё. Кроме того, что это глубоко личное воспоминание, это еще и отличный кадр: дверь, ручка поворачивается, даль коридора, фигура родителей в контровом свете. Получилось так, что это было и моей точкой съемки.

Многие думали, раз я профессиональный фотограф, то буду делать гламурную фотографию, потому что люди привыкли на фотографиях выглядеть лучше, чем на самом деле, быть «естественными, но прекрасными», показывать свои лучшие стороны. Но я-то знал, что не буду их «снимать в образе», и не хотел их обманывать.

Я хотел видеть этих людей такими, какие они есть, а они все меня спрашивали: «Что нам надо делать?» — «Да ничего не надо делать, надо просто сидеть». Всё и так пропитано чертами сходства, совместностью, тем или иным чувством присутствия друг друга. И этого достаточно.

Семья предпринимателя

В серии есть семья, в которой мальчик болеет. Он не может ходить. Из множества других кадров я выбрал тот, на котором это заметно менее всего. Потому что для них, для его семьи, он полноценный. Они так чувствуют. Я это вижу…

Почтальон, в семье которого одиннадцать детей, сказал мне, что когда у них с женой было их пятеро и они все вместе жили в 13-метровой комнате, они были счастливы, потому что была любовь. И, похоже, что снимать надо вот это.

Тут на каждого можно посмотреть в отдельности, на одну его жизнь и подумать о том, какой она будет. Но одновременно они все части целого, и ты можешь перебегать глазами с одного лица на другое, угадывая их общее меняющееся выражение: тут — грусть, там — радость. Кроме того, когда я снимаю и смотрю на «папу с мамой», то вижу почти своё зеркальное отражение; когда смотрю на детей, вспоминаю себя. Глядя на дедушку и бабушку, предполагаю, что будет со мной. И это естественно. Я отождествлен с ними. А значит, это не только их фотография, это и моя фотография.

Может быть, поэтому я и не сделал снимка своей семьи. Я пробовал. Но меня не было за камерой, и я не мог видеть момент нашей «совместности».

Люди сами не ведают того, как живут. Но проходит время, мы смотрим на чью-нибудь старую фотографию и думаем: здесь есть какой-то путь, какая-то жизнь, они все ведь были.

Три года назад, когда я придумал эту серию и не знал, что с этой идеей делать, я переходил в метро с одной станции на другую. И тут заметил, что все топчут какой-то кусок картона. Подошел и выловил его из-под ног. Это была старая фотография, 20-х или 30-х годов. Семейный портрет совершенно незнакомых мне людей. Внимательно вглядываясь в их лица, я, конечно же, задал все тот же вопрос: «Кто это? Кто они друг другу?». Точно через много лет мне протянули неизвестный снимок и сказали: вот это ваша фотография.

Я стал снимать. Простой свет, близкое расстояние… И после каждого первого кадра, повторял, быть может, даже всерьёз: «Всё! Мы в вечности».

Семья учителя

Семья лейтенанта милиции

Cемья прораба

Cемья главного экономиста отделения Центрального Банка

Ксения ГОЛУБОВИЧ

Комментарии

Любовь
04.03.2008
0
Спасибо Вам! И рассуждения Ваши, и фотографии замечательные! Что может быть прекраней лиц, простых, не выдуманных, естественных, таких знакомых незнакомых.
Анна
30.03.2009
0
Спасибо огромное! Это замечательные и простые люди, настоящие, не выдуманные семьи.
Вадим
28.11.2009
0
Обалденная статья, и идея простая но очень сильная!!! Спасибо.
Ирина
22.08.2010
0
Все гениальное -просто и ясно...
Рустам
29.04.2011
0
Очень интересный проект и приятно было посмотреть фотографии. Спасибо!
Анастасия
07.09.2011
0
Спасибо за живые человеческие лица, а не рекламные гламурные манекены. Замечательный проект и такое же исполнение. Только так негромко и без пафоса делается что-то действительно стоящее.
Алексей
02.10.2011
0
Жалкое подобие фотографий Плотникова.
Андрей Мишуков
04.12.2012
0
Мне понравился проект и фото. Это сильно!
Леонид
09.10.2013
0
Прекрасная статья! Спасибо!
Андрей
30.10.2014
0
Спасибо за статью, описанное мировоззрение фотографа дает надежду на то, что хороших людей тоже не мало.

Похожие статьи

Компания Black Rhodium представляет Вашему вниманию новую модель кабеля Tempo
22 июня 2013
Новости

Компания Black Rhodium представляет Вашему вниманию новую модель кабеля Tempo

За счет внедрения передовых разработок уровень качества и достоверности достиг предела, при этом сохранена привлекательная стоимость. Вся кабельная продукция по-прежнему производится в Великобритании.

Обзор телеобъективов Canon
20 июля 2012
Обзоры

Обзор телеобъективов Canon

Необходимость в съемке с большого расстояния возникла одновременно с появлением фотографии, однако специально рассчитанная оптика появилась заметно позже. Вначале использовался простой принцип, применяющийся до сих пор. На форматную камеру просто устанавливался вполне обычный по своей схеме объектив и дополнительный мех для увеличения длины аппарата (соответственно фокусному расстоянию) — и проблема была успешно решена.

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-FX80
21 ноября 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Panasonic Lumix DMC-FX80

Электроника, почти как в старших моделях, отличается стремительной фокусировкой и в целом приличной скоростью работы. Видео пишется современного уровня — Full HD в формате 50i. Интересны разнообразные режимы съемки, включая автоматизированное создание панорам, и развитый инструментарий художественной ретуши кадров — это как раз к вопросу о самовыражении. Что еще приятно, FX80 заряжается от USB, то есть умеет обходиться без дополнительных адаптеров и проводов.

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS
4 марта 2019
Советы

Приемы создания репортажной фотографии с помощью цифровой зеркальной камеры EOS

Как правило, фотожурналисты используют разнообразные типы камер для съемки событий — от профессиональных цифровых зеркальных камер Canon до более компактных портативных моделей. Цифровые зеркальные камеры EOS дают больше возможностей и позволяют лучше контролировать процесс съемки, в то же время компактные камеры Canon более удобны в использовании и обеспечивают превосходные результаты без лишних усилий. Какой бы камерой вы ни пользовались, важно помнить, что самые лучшие репортажные фотографии дают нам более глубокий взгляд на проблему и никогда не теряют своей актуальности по сравнению со снимками, которые ежедневно публикуются на новостных сайтах по всему миру.

Тест акустической системы JAMO C 807
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы JAMO C 807

JAMO C807 обладают нейтральным и естественным звучанием, с равной аккуратностью обра-щаясь с музыкальными подробностями во всех звуковых диапазонах. С807 — не самые динамичные АС в своем классе, зато их звучание отличает очень высокая комфортность.

Фотообъективы Samsung серии NX с фокусным расстоянием 12-24 мм и 45 мм - самые легкие на рынке
12 декабря 2012
Новости

Фотообъективы Samsung серии NX с фокусным расстоянием 12-24 мм и 45 мм - самые легкие на рынке

11 декабря 2012 года — Компания Samsung Electronics представляет новые объективы семейства NX с фокусным расстоянием 12-24 мм и 45 мм. Новые легкие и портативные объективы расширили линейку NX, предоставляя фотолюбителям возможность максимально использовать свой творческий потенциал. Широкоугольный зум-объектив с фокусным расстоянием 12-24 мм и светосилой F4-5.6 и средний телеобъектив с фиксированным фокусным расстоянием 45 мм и светосилой F1.8 являются одними из самых легких объективов на рынке.

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-TX55: цена с учетом ее возможностей не кажется завышенной
1 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-TX55: цена с учетом ее возможностей не кажется завышенной

Cyber-shot TX55 словно витрина современных технологий Sony в области камеростроения. И автоматически — поскольку Sony в этой области безусловный лидер — витрина всех передовых технологий в компактных фотокамерах. Но дело даже не в пикселях, кадрах в секунду или тачскрине с огромным разрешением и размером с кредитную карту по длине и высоте (толщина же корпуса камеры — всего 13 мм).

Обзор «системных» фотоаппаратов Sony
20 декабря 2014
Обзоры

Обзор «системных» фотоаппаратов Sony

Профессиональные зеркалки некогда делились на два условных сегмента — репортажные и студийные. Старшие модели «системных» камер Alpha в Sony решили разделить точно таким же образом. Во многом схожие, они значительно различаются в производительности и качестве съемки.

Самые тихие проекторы от компании NEC
14 декабря 2018
Новости

Самые тихие проекторы от компании NEC

Компания NEC Display Solutions представила два новых лазерных проектора с разрешением WXGA и WUXGA, которые бесшумны и не мешают проведению встреч и презентаций. Лазерные проекторы NEC P525 обеспечивают превосходное качество изображения при отсутствии шума, характерного для традиционных проекционных устройств. Они имеют низкий уровень шума - всего 22 дБ, и работают тише, чем идут часы.

Компания Acronis представляет самое быстрое решение для резервного копирования для персонального и семейного использования
19 августа 2015
Новости

Компания Acronis представляет самое быстрое решение для резервного копирования для персонального и семейного использования

Москва, 17 августа 2015 года. Компания Acronis, мировой лидер в области современной защиты данных, объявляет о выпуске Acronis True Image Cloud и Acronis True Image 2016 — новых версий своего ведущего решения для резервного копирования данных пользователей, всей семьи и домашних офисов.