Как стать идеальными родителями?

В наше время большое значение уделяется вопросам демографии, созданию семьи, ответственности за будущее поколение.

СТАТИСТИКА

Давайте для начала обратимся к статистике, которая вовсе не радует, а заставляет задуматься.

По статистическим данным Российской академии наук, к концу 90-х годов родилось на 6 миллионов человек меньше, чем за предыдущие 10 лет. Возросло количество детей с наследственными заболеваниями. В результате сложившейся экологической ситуации страдает генофонд. В Москве с 1999 по 2003 год наметилась тенденция к увеличению числа родившихся детей примерно на 15%.

Несмотря на явное увеличение рождаемости, это еще не решает проблемы демографии в городе. Число рожденных идет встык со смертностью.

Для воспроизведения населения каждая женщина должна родить в среднем по 3 ребенка. Можно, конечно, эту проблему полностью возложить на хрупкие женские плечи и заявить о том, что в результате эмансипации наши современницы просто не хотят рожать, предпочитая карьеру семье.

Если бы это было так просто!

По свидетельству медиков, среди девушек до 18 лет 30% страдают гинекологическими заболеваниями, которые резко снижают шансы когда-либо стать матерями.

Но это еще не все. Диспансеризация, проведенная в 2003 году, выявила всего 30% здоровых детей!

Самое время задуматься о будущем своей семьи, об ответственном материнстве и отцовстве, сознательном родительстве.

НАВЕРНОЕ, СТОИТ ЗАДУМАТЬСЯ...

Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и обществом, хранителем ценностей от поколения к поколению.

Проводимые сегодня реформы оказали на семью неоднозначное воздействие, привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности.

Произошли существенные сдвиги в составе и структуре российских семей, суть которых состоит в том, что динамика числа семей и семейная структура населения сегодня определяются значительным снижением рождаемости, уменьшением числа детей в семьях, увеличением числа разводов и внебрачных рождений.

Вообще семья — это живой организм, имеющий определенные законы развития. Она рождается, живет, может болеть, может справиться с болезнью, а может погибнуть.

Сегодня в жизни семьей нет надежды на будущее. За последние пять лет в России на треть сократилось число браков, при этом стремительно возросло число разводов, в результате тысячи детей ежегодно остаются с одним из родителей, как правило, с матерью.

Огромные масштабы приобрело социальное сиротство, в детских домах дети-сироты при живых родителях. Волна беспризорности буквально захлестнула Россию, не имея мировых аналогов в мирное время.

Наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества детей в семье, ориентация на однодетную семью, а то и вовсе семью без детей.

Особенностью современного периода развития России является исключительно сложная демографическая ситуация.

Сегодня эта проблема переросла из региональной в национальную и составляет угрозу для будущего России. Причиной такой обстановки стали следующие факторы:

  • ухудшение социально-экономической обстановки в стране;
  • изменение государственного отношения к статусу института семьи;
  • изменения в переосмыслении ценностей, сути, смысла жизни человека в обществе, в семье;
  • потеря семейных традиций, преемственности поколений;
  • уменьшение статусной роли в семье женщины-матери;
  • социальная дискриминация женщин.

У каждого человека должны быть свой дом, своя семья, в которой максимально удовлетворяются разнообразные духовные и материальные потребности личности, осуществляются ее воспитание и гармоническое и всестороннее развитие.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОЗДАНИИ СЕМЬИ

Семья — это прежде всего явление культурно-историческое и социально-психологическое. А. Некрасов пишет: «Семья есть высшая форма взаимоотношений мужчины и женщины. Это самая сложная, но и самая эффективная система отношений для раскрытия человека».

И все же, что такое семья, как она зарождается? На чем держится?

Главное в семье — не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Только самые крепкие браки держатся на взаимной любви. Сохраняя и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищенности.

Есть расхожее ханжеское выражение: «Хорошее дело браком не назовут» — брачные узы подразумеваются как некачественная связь.

Исторически сложилось так, что слово «брак» связано с глаголом «брать», и возникло оно как раз в те патриархальные времена, когда мужчины «брали», забирали невесту в свой дом, причем соединялись браком по церковному обряду.

Вместе с тем брали на себя ответственность за свою семью.

В произведении Ю. Куранова «Тепло родного очага» так раскрывается понятие «семья».

Семья — я.

То есть я повторен в детях моих семь раз. Потому считалось: семь человек детей должно быть в каждой семье. А почему? Потому что издавна цифра «семь» считается цифрой многозначительной и особо счастливой, потому как означает полноту земной жизни человека, успех во всех его добрых начинаниях.

А второй смысл у этого слова такой: Я есть семя жизни земной, и заронил я его в жену свою. А она это семя выпестовала в себе своей душой, всей кровью, лаской и самоотверженностью женской. И семя это мое дает росток на всю жизнь родни моей сегодняшней и той, с которой я через деток своих и их деток породнюсь, и так далее, до того, что я стану родным через них со всем народом и со всем земным человечеством.

Так молодой человек о своем семени и заботиться должен, чтобы оно чистым было, оно-то ведь не только твое личное.

ПОГОВОРИМ О СОЗНАТЕЛЬНОМ РОДИТЕЛЬСТВЕ

Родительство с позиции научных исследований рассматривается как сложная психологическая система.

Родительство — это социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Таким образом, можно предположить, что в развитой форме сознательное (или осознанное) родительство включает в себя:

  • семейные ценности;
  • родительские установки и ожидания;
  • родительское отношение;
  • родительские чувства;
  • родительские позиции;
  • родительскую ответственность;
  • стиль семейного воспитания.

По-настоящему сознательные родители хотят видеть своего ребенка здоровым, умным, счастливым. Все это, как известно, закладывается в самом начале жизненного пути: с момента оплодотворения яйцеклетки, а фактически значительно раньше, ведь в основном родители передают детям то, что имеют сами. Поэтому рождение ребенка и его воспитание требуют осознания родительской ответственности и определенной грамотности, без которой эта ответственность не может быть реальной.

И как часто, когда улеглись первые эмоции от осознания перспективы скорого рождения ребенка, родители обнаруживают, что совершенно не знают, как быть родителями. Даже если они и понимают свою ответственность, элементарной грамотности не хватает.

К сожалению, в нашей культуре фактически отсутствует такая важная часть, как сознательное родительство, а тем более та ее часть, которую можно назвать перинатальной культурой (т.е. культурой проведения беременности, родов и воспитания младенца). Этой областью знаний сейчас преимущественно занимается медицина. Именно цепочка женская консультация — родильный дом — детская поликлиника становится общепринятым путем, которым на свет появляется новая жизнь. Именно там восполняются пробелы в родительской грамоте.

Однако ни современная медицина, ни новейшие лекарства в конечном итоге не прибавят здоровья и счастья молодой семье и их потомству.

Можно ли свести появление нового живого существа лишь к биохимическим реакциям и физиологическим процессам? Если бы это было так, то, скорее всего, все проблемы давно были бы решены. Но зарождение жизни, появление малыша на свет и его развитие остаются загадочными, окутанными вечной тайной. Очевидно, что эти явления в огромной степени связаны с нашей духовной жизнью, и как никогда здесь эмоциональное и духовное определяет физиологическое, а это уже отнюдь не область медицины. Более того, эта область выходит и за рамки традиционной психологии, поскольку наше поведение и мировосприятие зависят от глубинных установок, которыми мы осознанно или неосознанно руководствуемся в жизни, они, по сути, являются нашей верой.

При беременности, родах и грудном периоде связь духовного и физиологического очень тесная и явная. Духовный же уровень является определяющим.

Понимание этого привело к созданию родительских центров, которые наряду с медицинским контролем в перинатальный период учитывают эмоционально-психологические и духовные аспекты этого важного в жизни родителей и ребенка временного этапа. Эти центры функционируют уже много лет и доказали правильность и эффективность своего подхода, ориентированного на сознательное отношение родителей к периоду беременности, родам и воспитанию малыша. Здесь мамы и папы обретают ту грамотность в отношении родительства, которую им не может дать традиционно принятый в нашем обществе медицинский подход. Здесь они обретают культуру родительства, поэтому такие центры называют центрами родительской культуры, а основную концепцию их работы — сознательным родительством.

Благодаря общим идеям и многочисленности таких центров сознательное родительство сегодня превращается в целое движение, цель которого — как физическое, так и духовное здоровье.

Новое поколение уже задумывается о сознательном родительстве. Может быть, они будут не такими, как мы?

Студентам 3 — 4-го курсов одного из московских гуманитарных вузов был задан вопрос: «Что такое сознательное родительство»?

Вот некоторые высказывания нынешних 20-летних.

Анна П., 4-й курс: «Для меня сейчас этот вопрос не актуален, но все-таки я попробую высказать свои мысли на эту тему.

Прежде всего мужчина и женщина должны вдвоем осознавать и хотеть ребенка именно друг от друга и тщательно к этому готовиться. Как? Я думаю, нет, я уверена, без брака и доверительных отношений это невозможно. Родить ребенка — это труд для обоих, и относиться к нему как к развлечению нельзя ни в коем случае!»

Елена Щ., 3-й курс: «Сознательное родительство — это понимание и трезвое отношение к ребенку, готовность всегда быть с ним и нести ответственность.

Сознательные родители должны суметь обеспечить нормальную жизнь ребенку».

Андрей А., 3-й курс: «Сознательное родительство — это когда два человека, любя друг друга, хотят иметь ребенка, планируют его появление и воспитание. Прилагают все усилия для того, чтобы беременность проходила нормально, без влияния вредных факторов. Уже с момента зачатия начинают искренне любить его. Таким образом, к родительству нужно подходить с полной уверенностью, что они хотят быть родителями!»

Ян Ш., 4-й курс: «Родительство должно быть осознанным. Молодые люди должны понимать, что родительство — это большая ответственность и возлагает огромные обязанности. Ребенок должен быть желанным, поэтому будущим родителям стоит об этом заранее задуматься».

В опросе принимали участие более 100 респондентов. В результате 95% опрашиваемых совершенно уверены в том, что родительство должно быть осознанным, а рождение ребенка — это ответственный и обдуманный шаг для обоих родителей.

О МАТЕРИНСТВЕ

Беременность и роды, как правило, оказывают на женщину глубокое и благотворное влияние в психическом отношении, женщина превращается в мать. Большинство беременных женщин, сознающих свою миссию, чувствуют себя счастливыми и уравновешенными. Обычно женщина переживает после родов самый счастливый период своей жизни. Это восхитительное чувство возникает уже в первые мгновения после рождения ребенка.

Писательница Х. Карлейл описывает первые дни после родов в романе «Кровь моей крови» следующими словами: «Это было совсем иное ощущение счастья, чем то, которое мне было известно до сих пор. Я чувствовала, что я что-то совершила, нечто совершенно особенное, чрезвычайно прекрасное и возвышенное. И я все смотрела на ребенка и неустанно думала: «Это я сотворила тебя, я тебя сотворила». Я чувствовала, наверное, то же, что чувствуют ангелы: что на земле нет ничего плохого, только добро, счастье и любовь. И я была горда, мне казалось, что я могу сама себя больше уважать. Я думала о том, как завтра ребенок будет весь день у меня и на следующий день тоже, и я вся дрожала от счастья. Потом ребенок уснул. Я смотрела на него и думала только о нем...»

Рожая ребенка, женщина выполняет свою самую возвышенную жизненную задачу.

Что значит почувствовать себя матерью? Испытывать радость, гордость, восхищение и тревогу одновременно, глядя на беспомощное существо, которое является твоим родным ребенком.

Понятие «материнство» включает в себя способность женщины выносить, родить и выкормить грудью ребенка до определенного возраста, обусловленного его физиологическими потребностями.

Женщина устроена так, чтобы она смогла успешно выполнить материнскую функцию. Ее психофизиологические особенности соответствуют этому. Например, в коре головного мозга женщины имеется «сторожевой пункт», который позволяет ей слышать своего ребенка во время сна и пробуждаться в ответ на его шевеление или крик.

Подготовка женского организма к вскармливанию и выращиванию ребенка происходит еще во время беременности. Мать и дитя изначально представляют собой симбиотический союз, и именно поэтому после рождения ребенка только мать способна создать условия, необходимые для его успешного развития. Для того чтобы женщина смогла реализовать материнскую функцию, она обладает материнским инстинктом, обусловленным беременностью и родами, и материнским поведением, являющимся результатом обучения и наблюдения за поведением более опытных матерей.

О МАТЕРИНСКОМ ИНСТИНКТЕ

«Откуда берется материнский инстинкт?» — часто задают вопрос молодые матери.

Попробуем обратиться к науке.

Материнский инстинкт выражается в неких специальных качествах, позволяющих женщине учиться материнству и реализовывать уход за новорожденным. Такими материнскими качествами, отличающими женщину-мать, можно считать способность идентифицировать себя с ребенком и способность приспособиться к его нуждам.

Истоки материнского инстинкта восходят к состоянию беременности, но все же главным его пусковым механизмом являются роды. Для благополучного пробуждения и проявления материнского инстинкта и материнской любви чрезвычайно важно, чтобы роды женщины прошли максимально физиологично. Необходимо предельно корректно применять в родах стимуляцию и обезболивание, поскольку эти вмешательства нарушают пусковые механизмы материнского инстинкта и не дают ему проявиться, что пагубно сказывается на возможности осуществления полноценного и продолжительного грудного вскармливания.

Важное значение имеет первое знакомство матери и ребенка и прикладывание к груди, которое должно произойти в течение первого часа после родов.

Главным признаком материнства является способность женщины идентифицировать себя с ребенком, что выражается не в понимании его состояния на уровне рассудка, а в переживании этих состояний вместе с малышом. Эта уникальная способность, характеризующая материнство, является органичным продолжением симбиотического единства матери и ребенка во время беременности и служит основой для проявления материнского чутья.

Некоторые женщины, приходя на консультацию, сетуют: «Я не чувствую своего ребенка. У меня не развит материнский инстинкт!»

Хочется отметить, что у некоторых женщин переживание и принятие материнства может и не произойти непременно в момент рождения ребенка.

Ощущение, что «я не просто женщина, а мать», складывается постепенно, порой на протяжении всей жизни.

Многих пугает или может повергнуть в отчаяние отсутствие счастья материнства — особенного тепла и привязанности к ребенку в первые дни после его рождения.

Это последствия перинатальной депрессии, которая обусловлена различными факторами.

Но благодаря возможности идентифицировать себя с младенцем мать может понимать его настолько, чтобы быть способной адаптироваться к его постоянно меняющимся нуждам. Реализуясь как заботливая мать, женщина должна чувствовать глубокую собственную удовлетворенность. Испытать подобное удовлетворение ей помогает материнская любовь.

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

Материнская любовь — это первооснова жизни. В самом начале жизни младенца хорошая мать, полностью отдающаяся ребенку и заботе о нем и осуществляющая хороший уход, закладывает основы его душевного здоровья.

Главной составляющей материнского поведения является грудное вскармливание, но для его успешного осуществления молодая мать нуждается в обучении. Женщина, вступающая на путь материнства, нуждается в том, чтобы кто-то более опытный ввел ее в новую роль матери.

На протяжении многих веков со словом «материнство» ассоциировалось что-то безусловно хорошее и возвышенное. Это, естественно, отразилось в языке. Ни в русском, ни в других языках недаром нет устойчивых выражений типа «подлость материнства» или «мерзость материнства», а наоборот, существуют положительно окрашенные словосочетания: «радость материнства», «счастье материнства», «подвиг материнства» и т.п.

Какое удовольствие — быть матерью, какое удовлетворение для женщины — произвести на свет нового человека, воспитать его. Именно в материнстве, именно в своих детях женщина полностью раскрывается, познает себя через своего ребенка, как бы видит себя со стороны. Мать способна поставить себя на место ребенка, посмотреть на все его глазами, она развивает удивительную способность идентификации с ребенком, что позволяет ей отвечать на его потребности с поразительной точностью. Материнство — это акт творчества, который недоступен для мужчины.

Мать идентифицируется с ребенком чрезвычайно сложным образом: она чувствует себя им, разумеется, оставаясь взрослым человеком. С другой стороны, ребенок переживает свою идентичность с матерью в моменты контакта. С точки зрения ребенка на свете нет ничего, кроме него самого, и поэтому вначале мать — тоже часть ребенка. Это то, что называют первичной идентификацией, это начало начал, отсюда получают смысл простые слова, такие, как «быть».

Быть матерью — это служение, а первое условие верного служения есть бескорыстие. Истинная, верная своему призванию мать не говорит: «Вот мой сын, которого я родила для себя». Она думает: «Вот человек, родившийся в мир для блага мира». От начала воспитания зависит многое: в направлении, данном ребенку в первые годы его жизни, скрывается зародыш будущей его деятельности.

Но первые годы дитя находится в руках матери. И действительно, в эти годы кто может для ребенка заменить мать? Отец? Но у отца не хватит ни способностей, ни времени, ни терпения, которых так много у матери. Никто так верно, как она, не определит природу ребенка, силу и слабости его характера, того, что можно сделать из его темперамента; никто лучше матери не определит меры строгости и поблажки; никто не владеет больше нее искусством возбуждать любознательность в ребенке, привлекать его внимание, руководить наглядным обучением. Никто, кроме матери, не способен дать правильный рост этому молодому растению.

Самое большое влияние, существующее в отношениях между людьми, — это влияние матери. Не требуйте от нее систематических действий, она действует скорее по вдохновению, чем по расчету. Может показаться, что она действует наугад; предоставьте ей это, чувство матери вернее приведет к цели, чем все соображения отца. И какие чудные перемены совершаются иногда в детях при материнской любви!

О МАТЕРИНСКОЙ ДОМИНАНТЕ

Науке потребовалось немало времени, чтобы обосновать по-своему те древние знания, пришедшие из незапамятных времен и веками выручавшие людей.

Еще в тридцатые годы академик А. А. Ухтомский сформулировал один из основных принципов деятельности центральной нервной системы, который назвал «принципом доминантности». В шестидесятых годах профессор И. А. Аршавский применил этот принцип для исследования и объяснения изменений, происходящих в организме беременной женщины. Выживание и развитие оплодотворенной яйцеклетки, эмбриона, плода, ребенка зависит от сформированности у его матери доминанты, обеспечивающей способность направлять в нужное русло физиологические и нервно-психические процессы.

Именно Аршавским предложен термин «материнская доминанта». Она представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга доминант беременности, родов и вскармливания. Представляется возможным включить сюда и доминанту зачатия. В материнской доминанте два компонента: физиологический, отражающий биологические изменения в организме женщины, и психологический.

Психологический компонент доминанты беременной подготавливает физиологию будущей матери к зачатию. Он возникает еще до оплодотворения и характеризуется так называемыми доминирующими идеями зачатия и беременности, отражающими острое желание женщины иметь ребенка.

При нечаянной, незапланированной беременности психологический компонент доминанты формируется вслед за физиологическим. Такая беременность может застать организм в не лучшей его форме, врасплох.

Исследования показали, что выраженность доминанты беременности растет пропорционально возрасту женщины, достигая своего максимума у тридцатилетних. Объясняется это, по-видимому, тем, что именно этот период многие женщины считают рубежом, после которого возрастает вероятность осложнений беременности и родов. Кроме того, к двадцати пяти — тридцати годам большинство женщин уже заканчивают свое обучение, приобретают профессию, устойчивое материальное положение, то есть социально адаптированы. Значит, уже пора!

Интересно, что не всегда высокий показатель доминанты беременности является благоприятным фактором для ее течения и успешного разрешения. Многое зависит от качественных особенностей психологического компонента. Можно выделить несколько основных его типов: игнорирующий, эйфорический, тревожный, депрессивный и оптимальный.

Игнорирующий тип часто встречается у женщин, на первый взгляд самых благополучных, как правило, молодых и старших мам.

Молодые несколько инфантильны. Беременность у большинства из них оказывается незапланированной и воспринимается скорее как досадная помеха в жизненных планах. Они стараются как можно дольше ее «не замечать» и вести привычный образ жизни. Эти женщины редко задумываются о предстоящих родах и материнских обязанностях.

Старшие — это зрелые женщины, также не желающие менять свой жизненный стереотип. Многие из них имеют хорошую профессию, увлечены работой, некоторые занимают руководящие посты. У них не хватает времени (да и желания) встать на учет, посещать врачей.

К посещению курсов дородовой подготовки большинство из них относится скептически, что сказывается впоследствии на течении беременности и родов. После разрешения у многих из них отмечаются повышенный уровень тревожности, недостаток молока. Обязанности по уходу за малышом их тяготят, и они стараются переложить их на кого-нибудь еще (бабушку, отца, няньку) и как можно быстрее вернуться к прежнему образу жизни.

Эйфорический тип характеризуется преобладанием повышенного настроения. При этом типе беременность нередко становится средством манипулирования, способом изменить отношения с близкими, достижения меркантильных целей. Такие женщины декларируют чрезмерную любовь к ребенку; возникающие недомогания и трудности преувеличивают. Они требуют от окружающих повышенного внимания и исполнения любых своих прихотей.

Такие мамы посещают врачей и курсы дородовой подготовки, но далеко не ко всем рекомендациям прислушиваются и не выполняют их. Трудности, связанные с родами, послеродовым периодом, заботы о ребенке их удручают, и они с радостью перекладывают свои материнские обязанности на других, мотивируя это своей слабостью после родов.

Тревожный тип характеризуется повышенным уровнем тревоги с последующим влиянием ее на соматическое состояние. Тревога может быть оправданной наличием острых и хронических заболеваний, дисгармоничных отношений в семье, неудовлетворительных материальных условий. Но в некоторых случаях женщина либо переоценивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Повышенную тревожность нетрудно выявить и помочь ее устранить. Но не все вовремя получают нужную и адекватную психотерапевтическую помощь. Нередко именно неправильные действия врачей провоцируют повышение тревоги.

Депрессивный тип проявляется главным образом сниженным фоном настроения. Женщина, мечтавшая о ребенке, может вдруг утверждать, что передумала, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто женщины считают, что беременность «изуродовала» их, боятся быть покинутыми мужем, часто плачут.

В некоторых семьях подобное поведение беременной женщины может ухудшить ее отношения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающими, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются идеи самоуничижения, суицидальные тенденции. Здесь как никогда нужна своевременная помощь психотерапевта. Депрессии у беременных встречаются опять же по вине врачей.

Оптимальный тип отмечается у женщин, ответственно, но без излишней тревоги, относящихся к своей беременности. В этих случаях, как правило, отношения в семье гармоничны, беременность желанна. Женщина, удостоверившись, что беременна, продолжает вести активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую консультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно вместе с мужем занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семейного воспитания ребенка.

Ниже мне хотелось бы привести результаты небольшого опроса, проведенного на одном из интернет-сайтов. Беременным женщинам задавался один вопрос: «Как бы вы описали свое настроение во время беременности?»

Итак, что же они ответили.

Аленка (13 недель): «Когда узнала, что беременна, прыгала до потолка. На УЗИ увидела ДВОИХ малышек, от счастья заплакала. Сейчас парю на крыльях от двойного счастья! А вообще даже не описать того состояния, в котором я сейчас нахожусь».

Натик (14 недель): «Очень хочу ребенка, счастлива, но от радости до раздражения полшага. Чуть что — в слезы».

Ирина Ханенко (20 недель): «Эмоциональное, слишком восприимчивое к внешним раздражителям, но общее состояние довольное».

Юля (20 недель): «Когда хорошо себя чувствую — то счастье, если что-то не так — ужасно тревожно и плаксиво. Причем настроение меняется по 30 раз в день из-за мелочей (приятных и неприятных)».

Порфирова Ольга (20 недель): «Счастье! Ожидание чуда! Наслаждаюсь процессом ожидания! Вырабатывается гормон счастья. Все время улыбаюсь. Хочется поделиться со всеми своей радостью. ОЧЕНЬ ХОЧУ РЕБЕНКА!»

Надя П. (28 недель): «Бодрое, приподнятое в ожидании... Хочется прыгать, бегать, радоваться жизни. Ощущение свалившегося счастья».

Полякова Юля (28 недель): «Веселоe (муж прозвал меня хохотушкой)».

Оля (29 недель): «Бодрое. Полностью сконцентрирована на ожидании чуда. Сначала боялась, сейчас уже скорее нет, чем да».

Катерина Кузовкина (30 недель): «Счастье. Так как жду второго ребенка, знаю, что не надо торопить события, а надо наслаждаться моментом».

Юля Якунина-Гетель (31 неделя): «Настроение хорошее, большое нетерпение, хотим увидеть своего ребеночка, очень не хватает зрительных ощущений, я порой долго смотрю на живот и на выступающие бугорки, когда малютка шевелится».

Ириша (34 недели): «Хочется все время ластиться к мужу и улыбаться. Абсолютно несвойственное мне довольство жизнью и тихое мирное счастье. Радуюсь всему и стала меньше нервничать по пустякам».

Инна (35 недель): «Настроение немного приподнятое с временными спадами. Но мне интересно — пишу дипломную по беременным и знаю, как правильно себя вести, чтобы стать хорошей мамой».

Счастье, довольство, хорошее, приподнятое настроение, ожидание чуда — вот как описывают свое состояние женщины. Конечно, есть и частые смены настроения, и тревожность, и плаксивость, но в основном именно Счастье! Счастье стать Матерью!

Напоследок мне хотелось бы привести слова выдающегося русского философа П.Е. Астафьева: «В нравственной области женщина является выразителем цельного и общего типа человечности, равномерно и согласно проявляя все его черты, тогда как всякий мужчина представляет собой более или менее одностороннее исключительное развитие одной из этих черт».

Женщина создана не для карьеры, а для семьи. Женщине Богом дано быть помощницей мужа, матерью и хозяйкой в доме. Глубоко ошибаются те, кто считает, что, изменив своему предназначению, «свободные» от семейных обязанностей, «деловые», «успешные», одним словом, эмансипированные особы могут добиться главного успеха жизни — женского счастья, счастья материнства.

ОБ ОТЦОВСТВЕ

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы.

Н.М. Карамзин

Подготовка материала к этой статье показала, что исследования по вопросам отцовства исключительно скудны. И для начала обратимся к науке.

И.С. Кон указывает, что обозначение и фактическое содержание отцовских и материнских ролей тесно связаны как с общим половым символизмом, так и с дифференциацией супружеских ролей — статусы матери и отца невозможно понять отдельно от статусов жены и мужа.

Стиль отцовства зависит от социокультурных условий и существенно варьирует от культуры к культуре.

К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли, по мнению исследователей, относятся:

  • количество жен и детей, которых имеет и за которых ответственен отец;
  • степень власти над ними;
  • количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой и детьми в разном возрасте, и качество этих контактов;
  • то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми;
  • то, в какой мере он ответственен за непосредственное и опосредованное обучение навыкам и ценностям;
  • степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми;
  • сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи;
  • сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи.

Соотношение этих факторов зависит от целого ряда условий.

Как отмечает И.С. Кон, при всех кросс-культурных различиях первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет, как правило, мать. Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявление нежности.

Продолжая изучать вопрос отцовства, обратимся к истории.

Российская семья представляла собой коллектив, в котором вся деятельность его членов была подчинена самому старшему мужчине в доме — «большаку».

Согласно «Домострою», именно мужу или отцу как главе семьи надлежало управлять всей домашней жизнью.

В то время придавалось большое значение «образу отца» в формировании поведения детей. Отец подсознательно закладывал полоролевые стереотипы поведения. На его «отцовском опыте» учились старшие сыновья, которым вскоре предстояло создавать собственные семьи. Более того, в отсутствии отца именно старший сын выполнял обязанности главы семьи — тем самым он постепенно «входил в роль».

Мужчина вносил в жизнь семьи активный созидающий стимул, самой своей природой он призван определять семейное бытие, жестко задавать рамки «должного» и «нужного».

Система традиционного воспитания демонстрирует высокий статус отца в семье, подчеркивая его особую, чрезвычайно важную роль в деле воспитания детей.

Активный контакт с ребенком отец начинал осуществлять, когда малышу исполнялось 2 года. Примерно с этого времени дети все больше времени начинали проводить с отцом.

Таким образом, с 3-летнего возраста особенно явно проступало различие между «отцовским» и «материнским» стилями воспитания.

В традиционной патриархальной семье отец выступал как:

  • кормилец;
  • высший «дисциплинатор»;
  • пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности.

Традиционный отцовский авторитет поддерживался не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением главы семьи, тогда как фактическое распределение семейных ролей всегда было более или менее индивидуальным и изменчивым.

Многим из нас может показаться отжившей традиция отцовской авторитарности, так как в современном обществе все больше разговоров о равноправии мужчины и женщины в семье. А всегда ли это хорошо? Психологи отмечают факт ослабления отцовской власти и придают ему значение подлинной социальной катастрофы.

Мысль о слабости и неадекватности «современных отцов» — один из самых распространенных стереотипов общественного сознания второй половины XX в., причем этот стереотип является в известной степени транскультурным, он «перекидывается» с Запада на Восток, игнорируя различия социальных систем.

В частности, ученые и публицисты констатируют:

  • рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье;
  • незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими;
  • педагогическую некомпетентность, неумелость отцов;
  • незаинтересованность и неспособность отцов осуществлять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми.

Из всех перечисленных элементов стереотипной модели «ослабления отцовского начала» единственной безусловной и грустной реальностью является рост безотцовщины, связанный в первую очередь с динамикой разводов и увеличением числа одиноких матерей. По демографическим данным, без участия отцов и отчимов воспитывается не менее 20% всех детей.

В современной городской семье традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под воздействием таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную деятельность. Тесный семейный быт не предусматривает отцовского пьедестала. Дети знают, что отец работает, но не знают, кем он работает и тем более как, что не прибавляет авторитета в глазах собственной семьи.

Также уменьшилось количество и значимость его внутрисемейного труда по сравнению с матерью. Более того, «невидимый родитель», так часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, и его внутрисемейный статус снижается.

Проводя собственное исследование, мы обнаружили много интересных факторов, которые могут изменить роль отца в современной семье.

В проведенном опросе участвовали более 150 мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, с высшим образованием. 50% респондентов уже имеют детей. Нашей задачей было установить, насколько серьезно мужчины относятся к отцовству, способны ли современные молодые люди взять на себя роль отца в будущем.

В результате опроса мы выяснили, что все опрашиваемые начали задумываться об отцовстве очень рано, 85% — в возрасте 18 лет.

Андрей, 20 лет: «Я задумался над этим вопросом лет в 18. Это как раз переходный возраст от юношества во взрослую жизнь».

Егор, 19 лет: «До некоторого времени не задумывался. Но на сеансе в кинотеатре вдруг «накатило», даже слезы выступили. Ощутил сумасшедший ПОРЫВ».

95% хотят иметь детей и считают роль отца значимой и неотделимой от роли матери.

Алексей, 22 года: «Да, я хочу иметь ребенка. Но не сейчас, а когда будет материальная база. Хочу наделить его любовью и заботой, ведь это моя кровь, моя родная частичка. А что может быть лучше, чем видеть, как растет твой ребенок?!»

Павел, 30 лет: «Да, я очень хочу, чтобы после меня на этом свете осталась маленькая частичка меня, которая будет жить значительно лучше меня!»

Мужчинам в возрасте от 30 до 40 лет мы задали вопрос: «Что для вас означает отцовство»?

И вот какие ответы мы получили.

«Отцовство — это классно, когда на твоих глазах из маленького человечка вырастает Человек. Приятно радоваться всяким мелочам и вместе с ним заново познавать мир».

«Отцовство — это ответственная миссия, чтобы ребенок стал Человеком во всех отношениях».

«Отцовство? В этом смысл жизни!»

«Отцовство — это ОТВЕТСТВЕННОСТЬ».

Такие высказывания не требуют комментария. Отрадно, что многие отцы осознали то, что во время беременности жены, после родов они стали лучше во всех отношениях.

Хочется познакомить вас с некоторыми мыслями молодого человека, студента психологического факультета одного из московских вузов:

«Формирование отцовства — что это? Как формируется это чувство?

Наверное, в жизни каждого мужчины наступает момент или появляются мысли о продолжении рода. Он начинает задумываться над тем, кто останется на этом свете после него. Кто-то думает об этом в 17 — 18 лет, кто-то позже, в 30 лет, но все мы разные во взглядах, в отношении к жизни и в самом проявлении отцовства.

Отцовское чувство и схожее с ним духовное родство возникают не сразу.

Зарождаются постепенно, задолго до рождения ребенка. Здесь, наверное, хорошо подходит первое утверждение: «Ребенок — отец мужчины». То есть дети оказывают сильное влияние на формирование отцовского чувства, многих качеств мужчины, которые, как говорится, еще находятся «в проекте». Это действительно так — достаточно взглянуть на ответы мужчин, у которых уже есть дети. Все они в один голос отвечают, что течение беременности и рождение ребенка как нельзя лучше сказалось и на них самих: возросло чувство ответственности, любовь к жене и ребенку, забота о них.

Второе немаловажное утверждение: «Отцом мужчину делает отец!» Конечно, к формированию и воспитанию мальчика в семье имеют прямое отношение отец, мать и другие родственники. Но научить принимать на себя роль отца, научить быть отцом и чувствовать себя отцом может только мужчина — ОТЕЦ (если он действительно МУЖЧИНА и ОТЕЦ).

Мужчина учится быть отцом и формирует в себе это чувство всю жизнь. Это не приходит в одно мгновение, в один день или за один год. Длится это с самого рождения: при наблюдении за тем, как строятся отношения его отца и матери, у мальчика, подростка и юноши формируется отцовство.

Мне кажется, что юноша, переходя во взрослую жизнь, начинает нести за себя ответственность, становится самостоятельным. Вместе с тем приходит любовь, начинаются более близкие отношения, а вместе с этим и первые мысли о продолжении рода, о детях. Так было и есть в моем поколении, так было до меня, так будет после меня.

Сейчас же пугает другое — вместе с изменением стиля жизни невольно изменяется и роль отца в обществе. Если раньше мужчина был кормильцем семьи, ее главой, а жена брала на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения и, сидя дома, занималась домашним хозяйством, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Какой пример видит мальчик перед глазами, когда отец, в лучшем случае, стоит у плиты, убирает квартиру, занимается стиркой, а мама... «бизнес-леди»! Извините, но ни о каком формировании отцовства здесь и речи быть не может.

В качестве заключения выскажу еще одну мысль. Я думаю, что рождение ребенка является окончательной и завершающей стадией формирования мужчины, это его биологическая функция. Теперь перед ним будет стоять другая цель — воспитать своего ребенка настоящим человеком, оказать помощь в становлении его личности. Ведь быть отцом — в этом смысл жизни!»

Подводя окончательные итоги исследования, мы сделали следующие выводы:

  1. Тема отцовства среди опрошенных интервьюеров разных возрастов и социальных положений вызвала с их стороны явный интерес, представляющий собой особенную, специфическую реакцию, характерную для русских людей.

Реакция эта тем более представляет особый интерес, так как тема отцовства в нашей стране разработана крайне слабо, при том что в последнее время она стала очень актуальной.

  1. Анкетирование показало, что осознание себя отцом является довольно важным моментом в жизни современных мужчин, но не таким осознанным. Для многих отцов момент осознания является значительным психологическим событием. Многие отцы боятся выражать свои чувства по этому поводу.
  2. Результаты данного исследования не могут быть приняты во внимание как социологические выводы ввиду своей небольшой выборки. Но это не помешало нам сделать вывод о том, что на становление мужчин как отцов у 90% повлияло воспитание. Несмотря ни на что, это связано с особенностями социального строя и традициями русской семьи.

Стоит теперь задуматься, впрочем, как и нашим респондентам, о воспитании «отцовства» еще со школьной скамьи.

После таких выводов я могу с уверенностью сказать, что я спокойна за наше будущее хотя бы в лице этих 150 человек!

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Мать никем заменить нельзя!
  • Беречь любовь — значит постоянно думать о радости, доставлять радость! Радость сродни нежности, сердечности, взаимопомощи.
  • А. Некрасов выделяет основные качества, которые настоящий отец может передать своему ребенку:
  1. Доброе и достойное имя! Свою честь. Еще более усиливается взаимосвязь ребенка с отцом через отчество.
  2. Любовь и уважение к матери, чувство семьи.
  3. Уважение и любовь к женщине и мужчине.
  4. Уважение родственников и рода.
  5. Свое дело, свое творчество.
  6. Счастливых друзей и процветающий народ.
  7. Долгую и счастливую жизнь.

Помните об этом!

Наталия МИШАНИНА

Комментарии

Светлана
12.11.2009
0
Подписываюсь под каждым выше написанном словом. Некрасовские выделенные качества, по моему мнению, дают возможность раскрытия и расцвета женщины и матери. Такого мужа и отца невозможно не уважать. Жена и дети такого человека имеют благотворную почву для счастья.

Похожие статьи

"Молчание ягнят" в семейной жизни
11 февраля 2003
Обзоры

"Молчание ягнят" в семейной жизни

Тема семьи и брака интересует всех и каждого. Понятно почему. Ничего лучшего для счастливого проживания на свете, чем брачные узы, человечество пока не придумало. Пусть нынче появились новые формы организации семьи, вроде гражданского, «гостевого» или так называемого «пробного» брака, по сути своей ничего от этого не меняется.

Вечный двигатель, а не ребенок!
7 мая 2002
Обзоры

Вечный двигатель, а не ребенок!

ЧТО ЭТО – СВЕРХАКТИВНОСТЬ ИЛИ БОЛЕЗНЬ? Всегда есть дети в детских садах и школах, поведение которых не может не обращать на себя внимание. Ощущение, что таких детей изнутри распирают какие-то силы. Они постоянно проявляют неуемную энергию – не в состоянии спокойно сидеть, лихорадочно бегают, что-то хватают.

СЕРДЦЕ ПРЫГАЕТ НЕ ОТ РАДОСТИ…
27 марта 2007
Обзоры

СЕРДЦЕ ПРЫГАЕТ НЕ ОТ РАДОСТИ…

Лео БОКЕРИЯ, академик РАМН, главный кардиохирург МЗ РФ, директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН «Я с оптимизмом говорю о наших пациентах и о наших врачах. Я выкладываюсь, мои коллеги выкладываются, но это далеко не типичный пример. Что будет с институтом завтра? Мера безответственности государства совершенно безгранична.

Запор - не повод для улыбки...
23 мая 2005
Обзоры

Запор - не повод для улыбки...

Как правило, характер стула ребенка контролируется до тех пор, пока он пользуется горшком, то есть в среднем до 4 лет. В более старшем возрасте эту тему с детьми почти не обсуждают, да и сами дети редко жалуются на задержку стула. В связи с этим зачастую первый визит к врачу происходит при появлении серьезных последствий запоров: трещин в области анального отверстия, недержании кала, наличии крови в стуле, общих симптомов (головные боли, слабость, боли в животе, тошнота).

Мы такие разные, но все-таки мы вместе...
1 ноября 2004
Обзоры

Мы такие разные, но все-таки мы вместе...

ЖЕНЩИНАМ ЖИВЕТСЯ ЛУЧШЕ, ЧЕМ МУЖЧИНАМ Американский Pew Research Center обнародовал результаты проведенных им исследований счастья. Оказалось, что в большинстве стран мира женщины оценивают свою жизнь значительно более позитивно, чем мужчины. В 29 странах из 44, обследованных американским Pew Research Center, женщины более довольны жизнью, чем мужчины.

Кожа малыша летом
20 июля 2002
Обзоры

Кожа малыша летом

Детская кожа не обладает устойчивым защитно-кислотным слоем — поэтому ей трудно сопротивляться бактериям, грибкам, воспалительным процессам, и она не в состоянии должным образом противостоять инфекциям. Верхние слои кожи (эпидермис и дерма) еще недостаточно связаны друг с другом. При трении это может привести к образованию пузырей.

Девочка между прошлым и будущим (страдания старого Вертера)
1 ноября 2004
Обзоры

Девочка между прошлым и будущим (страдания старого Вертера)

Дочери исполнилось шестнадцать. Она родилась в самом конце весны 1988-го, високосного года. А уже в следующем году появился на свет братик. Мы — ее молодые родители-студенты — вынуждены были отослать полуторагодовалую малышку к родителям. Я приезжал к бабушке с дедушкой ее навестить и расчесывал ей в волосах колтуны.

Можно ли жить с миомой?
27 марта 2007
Обзоры

Можно ли жить с миомой?

По данным отечественной статистики, миома матки есть у каждой пятой женщины, находящейся в так называемом репродуктивном возрасте. То есть ей от 18 до 50 лет. Основная масса этих женщин и не подозревает о наличии у себя опухоли, так как до 70% миом никак клинически себя не проявляют.

Beurer на пресс-конференции IFA: умные электропростыни
3 мая 2018
Новости

Beurer на пресс-конференции IFA: умные электропростыни

На международной пресс-конференции IFA, прошедшей в Риме в конце апреля, компания Beurer (Германия) представила много новинок техники для ухода за собой, но внимание российских журналистов привлекли, прежде всего, умные электропростыни CosyNight с зонами обогрева для тела и ног: ведь у нас так часты периоды, когда в домах уже или еще холодно, а отопления еще или уже нет.

Что новенького в лечении простатита?
7 мая 2002
Обзоры

Что новенького в лечении простатита?

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ Предстательная железа (простата) является органом мужской половой системы, по форме напоминает каштан массой около 30 граммов, и располагается под мочевым пузырем, между лоном и прямой кишкой. Через простату проходит мочеиспускательный канал, в который открываются ее выводные протоки вблизи от семенного бугорка.