Помогите ребенку забыть этот кошмар

Ехала я недавно в автобусе. У кого-то на дороге лопнула с характерным треском шина. Вздрогнули все, а у одной женщины началась самая настоящая истерика. Ее отпаивали водой, что-то говорили, девочка протянула мороженое, а пассажирка все не могла успокоиться...

Может, это крайний случай. Однако почему мы внутренне напрягаемся при каждой непредвиденной остановке поезда в метро, со страхом отпускаем детей в школу, сдаем билеты на самолет? Ответ на поверхности: жизнь такая пошла, она не щадит нас, и событий последних месяцев может с лихвой хватить на то, чтобы испугаться по-настоящему. Катастрофы, военные действия, межнациональные конфликты, взрывы, теракты, утрата близких людей... И ловишь себя на мысли о том, что вполне можешь оказаться на месте четырехсот заложников бесланской школы.

Об этом трагическом событии, так же как и о взрывах домов в Москве, терактах в московском метро и на улицах города, сказано и показано на каналах ТВ уже очень много. Но проблемы остались. И одна из самых основных — психологическая реабилитация детей, переживших трагедию. Сегодня мы вместе со специалистами-психологами поговорим о том, как победить стресс, как помочь детям преодолеть страх и какой опыт можно извлечь на будущее.

ПОИГРАЕТ И ЗАБУДЕТ?

Кое-кто берет на себя смелость утверждать, что в психологической реабилитации нуждаются в основном взрослые. А дети? Они, мол, уже через полчаса включаются в игры и забывают обо всем на свете. Так ли это на самом деле и существуют ли особенности реакции детской психики на ЧС (чрезвычайную ситуацию)?

Я обращаюсь с просьбой высказать свое мнение по этому и другим актуальным вопросам к Юлии БЕЛОВОЙ — детскому психологу, ведущему специалисту Психологического центра на Пятницкой.

– Это утверждение в корне неправильно. Психологическая память у детей присутствует так же, как и у взрослых. Просто ребятишки инстинктивно вытесняют из своих воспоминаний драматические для них ситуации.

Одна из основных особенностей детской реакции на стресс — самореабилитация. Если у ребенка психика достаточно здорова, то он довольно быстро начнет любым способом выводить себя из стресса самостоятельно. Например, будет много говорить на тему случившегося с ним, проигрывать с родными эту ситуацию, изображать на бумаге. Стоит заметить, что чем младше ребенок, тем ярче проявляется эта особенность. Дети постарше, подверженные влиянию социальных условностей, менее склонны к такому выплескиванию отрицательных эмоций.

Еще одна из характерных особенностей реакции ребенка на стресс — аутизация. То есть уход от действительности.

«Окружающий мир опасен. Я не хочу выходить туда», — ребенок инстинктивно делает такие выводы и прячется в своей скорлупе. В отличие от взрослых, дети более эмоциональны, у них не так развито эго, поэтому им сложнее рационально осмыслить ситуацию. В результате — уход от внешнего мира.

– По каким признакам родители могут определить это состояние ребенка, ведь некоторые дети по жизни тихони, не склонные выплескивать эмоции наружу? Сидит себе играет, читает. Не буянит. Значит, все в порядке?

– Действительно, ребенок может продолжать играть в любимые игрушки, общаться с окружающими людьми, однако он становится менее эмоциональным. Во время игры или беседы он как бы не слышит своего сверстника и практически не смотрит в глаза, а почти все свободное время посвящает рисованию каких-то бессмысленных палочек. Бессмысленные повторяющиеся действия должны насторожить родителей.

«ЗАЧЕМ Я ПОШЕЛ В ЭТУ ШКОЛУ...»

Беседуя с психологом, невольно мысленно возвращаюсь к судьбам детей, пострадавших в Беслане. Очень хочется надеяться, что процесс самореабилитации у них не затянется. Однако прошло уже немало времени, но почти все дети, независимо от возраста, до сих пор повторяют в беседах с врачами, родственниками и журналистами схожие по смыслу фразы. «Зачем я пошел в эту школу?» — то и дело задает вопрос четырехлетний мальчик. Две подруги-старшеклассницы сокрушаются: «Собирались по дороге зайти в магазин, а потом передумали и побежали в школу. А ведь могли опоздать и не попали бы туда».

Просто — туда. У приехавших из Беслана это слово не требует объяснений. «Даже не верится, что половины класса нет на свете. К тому месту я больше на десять метров не подойду», — это слова десятилетнего Георгия. Бесконечное проигрывание трагической ситуации психологически объяснимо. Ведь раны — как физические, так и душевные — быстро не затягиваются. И все же при столь болезненной травме существует опасность перехода острой формы стресса в хроническую. Возникает так называемое посттравматическое расстройство.

Учеными-психиатрами были проведены исследования здоровья детей, переживших травматические для психики события (природные катастрофы, техногенные аварии, теракты). Было показано, что травматические реакции у детей в первый период после бедствия проходили несколько этапов.

1. Шоковый этап. У ребенка присутствует чувство растерянности, беспомощность, паническое состояние. Он не может никак осмыслить случившееся.

2. Этап воспоминания — происходит оценка происшедшего, отрицание случившегося, увеличивается тревожность, панические состояния.

3. Посттравматический этап. На этом этапе наблюдаются фобии (страх потери близких, страх расставания, страх смерти); симптомы психосоматического происхождения (энурез, судорожные состояния, нарушение сна, головные боли); аффективные расстройства (депрессия, заниженная самооценка, чувство вины).

Например, около 40% детей, ставших свидетелями разрушения плотины в заливе Буффало в 1979 году, проявляли симптомы посттравматического стрессового расстройства через 2 года после катастрофы (K. Е. Fletcher, 1996). Примерно у 30% детей, находившихся в эпицентре урагана Эндрю, обнаружились симптомы тяжелого посттравматического стрессового расстройства. Приблизительно у 12% детей сохранялись эти симптомы спустя примерно год после катастрофы. Особенно устойчивыми оказались повторные переживания и образные воссоздания картины произошедшего (La Greca, Silverman, Vernberg & Prinstein, 1996).

Конечно, реакция и реабилитация ребенка во многом зависят от его индивидуальных особенностей. У разных детей существуют разные пороги чувствительности к травмам. И все же специалистами выработана определенная терапия, помогающая детям справиться со своими чувствами и реакциями после пережитого стресса.

КАКАЯ ПОМОЩЬ ТРЕБУЕТСЯ ДЕТЯМ?

Здесь мы будем говорить не только про помощь специалистов. Ведь рядом с детьми еще находятся родственники пострадавших. И не надо забывать, что взрослые при этом сами испытывают жуткий стресс и огромное эмоциональное напряжение. Как при этом максимально смягчить психологическую травму ребенка?

Я опять прошу помочь мне ответить на этот вопрос мою собеседницу Юлию Белову.

– В первый этап травматической реакции, когда все еще слишком остро, ребенку необходим теплый эмоциональный контакт, не нужно расспрашивать его о пережитом, воспоминания для него слишком болезненны. Важно создать для ребенка психологическую атмосферу безопасности. С этой целью первое, что может сделать любой родитель, – дать почувствовать, что он рядом. Разговор, телесный контакт, ощущение тепла. Пусть даже не будет слов, но любое прикосновение дает ребенку чувство защищенности.

Во-вторых, очень важно не начинать искать виновных в происшедшем.

Ведь и так у оставшихся в живых после таких драм очень долгое время присутствует чувство вины: «Зачем я попросил бабушку с братиком пойти со мной в школу? Они бы сейчас жили. И вообще, если бы не первое сентября, все было бы хорошо». Важно в разговоре не поднимать этих тем и переключать ребенка на другие мысли.

Однако преуменьшение опасности лишь усилит беспокойство ребенка.

Дети очень четко воспринимают и понимают реакцию своих родителей. Поэтому родителям просто необходимо делиться с детьми мыслями, которые беспокоят их. «Да, мне тоже тяжело, больно, я ужасно переживаю, но я с тобой, и мы вместе справимся». Не надо говорить, что все хорошо. Такая установка ставит стену между ребенком и родителем. Малыш начитает ощущать повышенное чувство одиночества, вины. «Всем хорошо, значит, мне одному так плохо?». Ребенок закрывается, что мешает дальнейшему выводу из стресса.

ЕСЛИ ПРОБЛЕМА ЗАТЯНУЛАСЬ...

До этого мы говорили о первых днях, неделях после пережитого, однако очень часто душевные переживания в силу индивидуальных, возрастных особенностей и внешних факторов перерастают в глубокий стресс. И тогда без помощи специалистов просто не обойтись.

– Действительно, очень важно выявить признаки посттравматического расстройства (ПСТР). Если проходит больше месяца, а ребенок все продолжает мучиться воспоминаниями, проигрывает ситуацию заново, его преследуют страхи, он становится аутичным, то ему необходима срочная помощь.

Еще одно из проявлений хронической формы стресса — психосоматические расстройства. То есть ребенок начинает болеть. Это может быть и обыкновенная простуда, но иногда проявляются и более серьезные заболевания — сердечные, желудочные.

При такой отсроченной реакции задача психолога — помочь детям избавиться от страхов.

– Психологи настаивают на обсуждении трагических событий с целью вывести эти страхи из подсознания. Многие дети, побывавшие в чрезвычайной ситуации, говорят буквально следующую фразу: «Мне неохота вспоминать». Не может ли погружение в воспоминания нанести вред?

– Известно, что сам по себе факт вербализации переживаний и страхов (переложение их в словесную форму) оказывает терапевтическое воздействие. Но опять-таки очень важно, чтобы ребенок сам захотел рассказать о своих страхах, а это произойдет лишь при условии полного доверия к психотерапевту. Когда он осознает, что ему там, внутри, тяжелее держать эти переживания, нежели выплеснуть наружу, тогда можно приступать к разговору, а впоследствии — к работе с самими переживаниями.

«МАМА, ВЫКЛЮЧИ ТЕЛЕВИЗОР!»

– Террористический акт — это чрезвычайная ситуация, оказывающая сильное травмирующее действие на состояние психики. А если человек узнал о случившемся опосредованно, например, через средства массовой информации? Как рассказывают многие родители, после захвата заложников в Беслане дети, живущие далеко от тех мест, испытывают беспокойство и тревогу. Появился даже такой термин — вторичные жертвы катастроф.

Вот конкретный случай: «После захвата заложников в Беслане моя 9-летняя дочь никак не может прийти в себя. Увиденное по телевизору оказало на нее сильное воздействие. Она стала замкнутой, равнодушной к играм, отказывается идти в школу. Я хотела поговорить с ней, чтобы разобраться, чего именно она так боится, но муж считает, что лучше не напоминать ей об увиденном. Он считает, что лучше отвлекать ее, и постепенно девочка все забудет. Кто из нас прав?»

– Конечно, ребенок видит, что происходит вокруг него, и скрывать информацию от него бессмысленно. Ребенок ходит в школу, слышит разговоры, смотрит телевизор, переживает все увиденное и услышанное. И я не скажу, что это хорошо, но это естественно. Если это продолжается, скажем, неделю-две, то это нормально. Опять-таки важны сроки, в течение которых продолжаются детские страхи и волнения.

Здесь достаточно родительского участия, чтобы пережить стресс. Нужно показать, что вы понимаете ребенка, понимаете его чувства, переживания. Если эти реакции затягиваются и ребенок продолжает не спать по ночам и боится ходить в школу, то здесь, конечно, нужна помощь психолога. Ведь зачастую такая реакция спровоцирована не столько увиденным, сколько уже существующими внутренними страхами. И если не будет специалистом оказана своевременная помощь, то проблема уйдет вглубь.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ

Время лечит. Общение с близкими внимательными людьми тоже. Пришло время поговорить о приемах и методах реабилитации детей. Специалисты предлагают различные варианты. Рисование страха. Сочинение рассказа на тему страха. Использование игры и инсценировок. Гештальттерапия (ребенок рассказывает психологу, что ему приснилось, а психолог просит показать, что снилось, с помощью движений, действий, игрушек, масок, пластилина). Так или иначе, все методики направлены на то, чтобы ребенок начал спокойно относиться к своему страху, увидел его со стороны, «потрогал» его как нечто реальное.

Находясь в гостях у специалистов Психологического центра на Пятницкой, конечно же, интересуюсь у Юлии, какие основные методики она использует в своей работе.

– Конечно же, все зависит от возраста и от конкретного страха. И все-таки наиболее часто использую рисунок. Для малышей это вообще очень привычное и органичное занятие. Со старшими детьми немного сложнее, они могут отказаться что-то изобразить: «Я не умею, у меня не получится». И все же при налаженном контакте подростки тоже отзываются на такую проработку страха. Ребенок изображает то, чего он боится, он может делать это неоднократно, добавляя при этом в рисунок другие краски, меняя его, делая все более оптимистичным. В конце концов страх перестает его пугать.

Кроме рисунка это могут быть лепка и кукольная драматизация. Эти занятия удобны тем, что дети проигрывают одну и ту же ситуацию несколько раз. Это помогает ребенку снимать эмоциональное напряжение и дает возможность менять ситуацию, проигрывать ее вместе с героями и приходить к оптимистичному финалу.

Самое главное – начиная с первого занятия, предоставить ребенку самому выразить свой страх на бумаге или в игре. Он выбирает те краски, те игрушки, которые в данный момент наиболее отражают его внутреннее состояние. Например, ребенок сам определяет игрушку, которая похожа на его страх в темноте. Его страх становится определенным, он держит его в руках. Моя же задача – контролировать ситуацию, чтобы снять якорь с его прошлого. Ну и, конечно же, требуется постоянное вербальное общение, беседы. Только при установлении доверительного контакта все терапевтические меры будут наиболее эффективны.

В заключение хочется сказать, что любая помощь оказывается эффективной, если она своевременна. Если у вас возникают сомнения, идти к психиатру с ребенком или нет, то лучше перестраховаться и сходить, чем постесняться это сделать и потом лечить уже хроническое расстройство.

Беседовала Анна ЖУКОВА

Юлия БЕЛОВА

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Катаракта?
11 марта 2005
Обзоры

Катаракта?

В переводе с греческого слово «катаракта» означает водопад. Именно так древние греки нарекли болезнь глаз, при которой человек видит все будто сквозь падающую воду. Катаракта — это помутнение хрусталика (он расположен за зрачком и радужкой), из-за которого в глаз попадает лишь небольшая часть световых лучей, поэтому человек видит нечетко и размыто.

Боевые искусства на экране и в жизни
11 февраля 2003
Обзоры

Боевые искусства на экране и в жизни

Тадеуш Касьянов — один из основателей российского рукопашного боя. Но люди, далекие от боевых искусств, узнали о нем после фильма «Пираты ХХ века». Там был такой необычный персонаж, боцман в черном берете. Фильм снимался в конце 1979-го — начале 1980 года. Вышел на экраны в 80-м году и попал в очень удачное время, когда наших фильмов, подобных этому, не было, а западные — только начинали проникать на наш экран.

Как лечат астму у детей в XXI веке?
20 мая 2004
Обзоры

Как лечат астму у детей в XXI веке?

16'2004 Термин «астма» происходит от греческого слова, означающего одышку или затрудненное дыхание. И хотя упоминания о бронхиальной астме встречаются еще в древних египетских папирусах, первый труд по лечению этого заболевания был написан в XII в. и содержал рекомендации для больных избегать эмоционального перенапряжения и физической активности.

Гипертония — жизнь под давлением
2 марта 2004
Обзоры

Гипертония — жизнь под давлением

04'2004 Новомодные коттеджи и первоклассные садовые полянки требуют круглогодичного ухода и заботы. Однако с возрастом забота о доме и хозяйстве отнимает не только силы, но и здоровье. Попробуй-ка все успеть. Одних окон десяток, а то и больше. Про пол и говорить не стоит. А огород — это просто головная боль.

Philips расширяет портфолио решений на базе искусственного интеллекта и запускает платформу IntelliSpace AI Workflow Suite
10 декабря 2019
Новости

Philips расширяет портфолио решений на базе искусственного интеллекта и запускает платформу IntelliSpace AI Workflow Suite

Компания Royal Philips, мировой лидер в сфере разработки решений для здравоохранения, анонсировала запуск платформы IntelliSpace AI Workflow Suite1, призванной помочь лечебным учреждениям плавно внедрить приложения на базе искусственного интеллекта (ИИ) в работу с медицинскими изображениями. IntelliSpace AI Workflow Suite – является частью семейства решений Philips для лучевой диагностики. Эта универсальная платформа включает в себя полный набор необходимых приложений для интеграции и централизованного управления алгоритмами ИИ, структурирует результаты радиологических исследований и делает их доступными во всей клинике там, где это необходимо. Партнерами-создателями приложений для платформы стали компании Aidoc, MaxQ AI, Quibim2, Riverain Technologies и Zebra Medical.

Болит голова? Измерьте давление!
23 мая 2005
Обзоры

Болит голова? Измерьте давление!

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ На прием к врачу пришел пациент, у которого при случайном измерении (пришел выписываться после гриппа) выявлено повышение артериального давления. Никаких жалоб пациент не предъявляет. Он даже немного недоволен, что его оторвали от работы, не закрывают больничный, заставили сидеть в очереди.

Это знакомое слово "психолог"
11 февраля 2003
Обзоры

Это знакомое слово "психолог"

Еще лет десять назад профессия психолог была не привычна. Но вот появившиеся в вузах новые факультеты стали вызывать повышенный интерес к самому предмету психология, и не случайно... Сейчас отношение людей к психологу далеко не однозначно. Кто-то вообще не считает психологию наукой и не признает в психологах специалистов, кто-то проявляет к психологии интерес, но, не отдавая дань серьезности предмета, считает, что он «сам себе психолог».

Со всего света
23 мая 2005
Обзоры

Со всего света

ВЫНАШИВАНИЕ СЫНОВЕЙ положительно влияет на умственные способности матери Канадские ученые считают, что женщины, беременные мальчиками, менее забывчивы и рассеянны чем те, кто вынашивает девочек, сообщает Reuters. Исследовав в течение полутора лет 39 женщин из Ванкувера, специалисты из университета Саймона Фрейзера установили, что психологические тесты на слуховую, зрительную память и способность к устному счету гораздо лучше выполняют женщины, выносившие мальчиков.

Как "пышной" женщине вылечить "жрную" печень?
31 августа 2004
Обзоры

Как "пышной" женщине вылечить "жрную" печень?

23'2004 Мне 35 лет. Я в целом относительно здоровый человек. Телосложения, прямо скажем, не хрупкого. Что делать, после двух беременностей фигуру сохранить сложно. Так и живу в стабильном весе 90 кг. На самом деле у нас на предприятии все женщины такие же, как я. Работа сидячая, как выдается свободное время, сразу садимся чай пить.

Ура, мы едем отдыхать!
20 мая 2004
Обзоры

Ура, мы едем отдыхать!

16'2004 На улице лето. Все чаще одолевают мысли о путешествиях в дальние страны к теплым морям и океанам. Собираясь отдыхать, мы меньше всего думаем о болезнях и почти не представляем, какую экзотическую заразу можно привезти из отпуска. Насколько она опасна и как скажется на нашем здоровье. Вот мы и подумали, что советы опытного врача будут для вас совсем не лишними.