Испытание цифрой. Спортивная журналистика России. Часть III. 80–90-е годы — начало XXI века

К концу 1980-х годов прошлого века техника узкоформатной съемки достигла своей вершины: автоэкспонометр, корректная работа со вспышкой, быстрая перемотка пленки, высокая светочувствительность материалов — все уже было. И только ручная наводка на резкость оставалась последним форпостом классической, ручной фотографии, которую никак не могли покорить. Но в 1989 году компания Canon выпустила профессиональную камеру Canon EOS-1, совместимую с байонетом типа Canon EF (от англ. electro-focus), и «электрофокус» моментально стал эталоном рабочей техники для профессионалов.

Текст: Мария Ващук, РИА Новости

Благодарим группу РИА Новости за предоставленные для публикации фотографии.

 

1. Григорий Сысоев/РИА Новости

Елена Исинбаева, завоевавшая бронзу на Олимпиаде в Лондоне, во время финальных соревнований по прыжкам с шестом.

 

Казалось бы, с фотографа сняли обязанности по определению экспозиции, дали возможность снимать в сложных по свету условиях, не беспокоиться о наводке на резкость. Наконец-то он может думать только о композиции кадра и о его художественной ценности. Но не тут-то было: то, что виделось вершиной, оказалось всего лишь перевалом. Фотожурналистика — в том числе и спортивная — была еще совсем не спортивной. Чаще всего фотограф привозил пленки в редакцию сам — вечером, или на следующий день, или по окончании командировки. А время безудержно ускорялось — и фотографии надо было за ним успеть.

Фотограф Александр Неменов передает фотографии с помощью Hasselblad Dixel 2000 (1990-е годы). Dixel был одним из первых устройств по оцифровке пленки и пересылке информации — для этого надо было подключить его к обычному, стационарному телефону, ведь тогда, в начале 90-х, не было еще ни ноутбуков, ни Интернета, а сотовая связь только-только появилась.

 

2. Фото из архива 
Александра Неменова

 

Цифровые слухи

Как вспоминает Андрей Желнов, в то время спортивный бильд-редактор АПН, впервые о цифровой фотографии он услышал в 1990 году. Было это так: один из руководителей Главной редакции фотоинформации АПН, вернувшийся из поездки в Нью-Йорк, рассказал о камерах, «которые фотографию сразу отправляют на стол к редактору. Мы такое даже себе представить не могли. Помню, думали: а когда же у нас такое будет…».

На самом деле о цифровом изображении в мире задумались довольно давно. А вот первое рабочее использование этой технологии было опробовано AFP на Олимпийских играх в Калгари в 1988 году. Но в СССР не было жесткой необходимости в оперативной передачи снимков: газеты спокойно печатали фотографии с позапрошлого дня, в случае действительно важных событий ставили «фотографии-образы» из архива.

Исключением было агентство печати «Новости». Его задачей было распространять информацию о СССР в зарубежных странах, поэтому оно всегда должно было работать по самыми передовым технологиям в мире. Уже в начале 1991-го Dixel был в фоторедакции — августовские события того года пересылались именно таким образом. Практически одновременно с АПН оперативную передачу фотографий стали использовать и московские бюро зарубежных агентств (AFP, Reuters, AP).

 

3. Григорий Сысоев/РИА Новости

Золотая медалистка Олимпиады в Лондоне Алия Мустафина выполняет опорный прыжок во время квалификационных соревнований по спортивной гимнастике среди женщин на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне.

 

Вагон и маленькая тележка фототехники

Нет повести печальнее на свете, чем повесть о проявке в туалете… А. Неменов

1991 год — важный год для нашей страны. Но судьбоносным он стал и для спортивной фотографии. Именно в августе 1991 года, практически одновременно с событиями в Москве, родилась вторая в нашей стране спортивная ежедневная газета.

Сейчас это кажется странным, но в СССР существовало всего лишь одно ежедневное спортивное издание — «Советский спорт». Огромный тираж и отсутствие конкуренции сделали газету заложником своей исключительности. Но именно в недрах «Советского спорта» сформировалась редакция новой спортивной газеты — «Спорт-Экспресс».

Вот что писал об этом «КоммерсантЪ» (№ 027 от 08.07.1991, автор ЮРИЙ Ъ-ВАСИЛЬЕВ):

Журналисты открыли новый вид «Спорта»

Группа ведущих журналистов газеты «Советский спорт» 1 июля подала заявления об уходе. Уходя они объявили, что за несколько дней до «раскола» успели зарегистрировать альтернативную газету «Спорт-Экспресс».

Одна из возможных причин конфликта (эту версию поддерживают сами основатели «Спорт-Экспресса») — разница подходов к творчеству у главного редактора и ряда сотрудников газеты. Кудрявцев, окончивший Академию общественных наук при ЦК КПСС и работавший инструктором в ЦК КПСС, придерживается стилистики партийной печати. Отсюда многочисленные материалы политического характера и три полосы «здорового образа жизни» в неделю.

Валерий Кудрявцев заявил корреспонденту «Ъ», что не верит в способность не советского «Спорта» составить конкуренцию «Советскому». Владимир Кучмий придерживается противоположного мнения.

Идеологией нового спортивного издания стала событийность и оперативность. Применительно к фотографии это означало, что вечерняя картинка должна быть в утреннем номере. Газете такая практика давалась недешево: большинство спортивных матчей начинаются тогда, когда газеты уже подписываются в печать. А опоздание со сдачей номера оборачивается большими штрафами: печатные комплексы того времени — это не только печать, но и дистрибуция. Опоздал — и твой номер утром банально не дошел до читателя.

Но сильнее всего било это правило по фотографам: даже если заранее известно, что номер задержат («посадят»), времени у фоторепортера было немного. А в идеале надо прислать фотографию не «сажая» номер.

 

4. Владимир Астапкович/РИА Новости

Россиянин Денис Лебедев во время поединка за звание чемпиона мира по версии Всемирной боксерской ассоциации (WBA) в тяжелом весе против панамца Гильермо Джонса.

 

Этот период — когда еще не было ноутбуков, профессиональных цифровых камер и сети Интернет — был одним из самых тяжелых. Спортивные фотографы того времени — профессионалы экстра-класса, великолепно разбирающиеся не только в фотографии, в спорте, в журналистике, но и в электронике и связи.

Александр Вильф вспоминает: «Например, еду я на какой-то мачт в Тулу (Тульский футбольный клуб «Арсенал» одним из первых «закупил» бразильских футболистов). У меня с собой, во-первых, огромное количество коробок: не только фототехника, но и мини-лаборатория для проявки пленки и аппаратура для сканирования. На самом матче у меня есть только 15 минут — после этого я должен уже уйти в гостиницу. Проявляю там пленку, сушу гостиничным феном, сканирую — и передаюсь — через гостиничный телефон, аналоговой связью, вскрывая коробку с проводами за прикроватной тумбочкой».

В новых условиях у фотографа практически не осталось времени не только снять, но и увидеть важные моменты игры (они редко происходят в первые 15 минут). Поэтому, с одной стороны, количество блестящих кадров снизилось. С другой, фотограф оказался отстраненным от отбора и редактирования фотографий. А бильд-редактор в редакции был заинтересован лишь в одном: поставить первую присланную фотографию как можно быстрее.

 

5. Алексей Куденко/РИА Новости

Игрок сборной США Пол Штястны (слева) радуется забитой шайбе в четвертьфинальном матче Чемпионата мира по хоккею между национальными командами России и США.

 

Как следствие, большинство спортивных фотографий 90-х годов — очень небрежны и часто некрасивы с композиционной точки зрения. Просто с этого момента в журналистике спортивной фотографии скорость и событийность стали так же важны, как и художественная часть. И в условиях, когда невозможно было обеспечить и то, и другое сразу, приоритет оказывался за скоростью.

В то же время гонка за событийностью сильно поменяла отношение к спортивной фотографии в целом, а точнее к сюжетам в ней. И если раньше в порядке вещей было ставить «архивный» кадр, то сейчас — лучше поставить хоть какую-то, но именно свежую фотографию. Это повлияло и на то, как стали снимать фотографы: если раньше они старались сделать максимально обобщенные образы, то сейчас важнее было снять с четкой привязкой к конкретному событию.

Спасение, обернувшееся почти катастрофой

Первым спортивным событием, на котором использовались цифровые фотокамеры, стал Чемпионат мира по футболу во Франции (1998). Это была двухмегапиксельная камера Kodak DCS 520, разработанная совместно с Canon. Реально же цифровую технику стали использовать только в 2000-е — на Олимпиаде в Афинах (2004). Но и тогда фотографы часто снимали на две камеры: цифра — для срочной передачи и пленка — для «архива», потому что по цветопередаче, по качеству картинки цифра еще сильно проигрывала пленке.

Желнов вспоминает: «Хорошо помню, как первый раз увидел цифровое изображение: меня поразило, насколько оно как нарисованное. Все четко и резко — но вот какой-то глубины, красоты, как на пленке, — нет».

Александр Вильф: «Ездили мы как-то с Сашей Федорцом на матч «Ротор» — «Бордо» (1995). Мы отправили оттуда 2 карточки. Первую отправлял Саша 40 минут, а я в это время стоял у ресепшена с пачкой денег, доказывая дежурной, что нас не надо разъединять и мы сможем оплатить бешено дорогой звонок: «Что-то у вас междугородний разговор с Франкфуртом уже полчаса длится, это же очень дорого, давайте я вас отключу на всякий случай, видимо, что-то зависло!». А третью карточку они забрали сами, «вызвав» нас, — так тоже можно было сделать (передавали в EPA). Тогда передать 3 карточки — поездка оправдалась! Скорости были маленькие. А газете больше кадров не требовалось.»

 

7. Александр Вильф/РИА Новости

Китаянка Сючен Хуан, завоевавшая серебряную медаль, в технической программе соло в синхронном плавании на Чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне.

6. Илья Питалев/РИА Новости

Фелиша Джонсон (США) в финальных соревнованиях по легкой атлетике в толкании ядра среди женщин на XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани.

Постепенно развиваются Интернет и мобильная связь — и вот уже фотографы могут отправлять изображения непосредственно с поля, используя мобильные телефоны для выхода в сеть. Одновременно с этим выпускается первая качественная цифровая зеркальная камера, доступная по цене, — Canon EOS 5D с разрешением 12,7 Мп.

Казалось бы, наступил момент, когда фотограф может задуматься о творчестве! Но снова вмешались изменившиеся обстоятельства: техника съемки и техника передачи фотографии намного упрощаются и становятся доступными. В профессию приходит большое количество увлеченных любителей (спорта или фотографии — уже не важно). Для них один кадр не так дорог, как для фотографов «старой школы», — и происходит обесценивание фотографий. Если раньше автор точно знал, в какое издание какой кадр из 36 снятых он отправит, то теперь новички готовы слить всю флешку без отбора на компьютер бильд-редактора — «сами выберите, что вам нужно».

В ситуации, когда фотографов очень много, появилось большое количество похожих, практически одинаковых фотографий (в спорте все снимают одно и то же событие с одного и того же пятачка). Именно поэтому при съемке соревнований сейчас так распространены технические новинки: подвесные, подводные камеры, роботизированная техника, радиоуправление — они позволяют снимать с нестандартных точек. Но подвес или радиоуправление — не более чем технический прием. Такой же, как объектив «рыбий глаз», который впервые в съемке спорта использовал Лев Бородулин. Да, он дает новые возможности для фотографа в построении кадра и раскрытии сюжета. Но самое важное — именно сюжет, момент съемки.

 

8. Алексей Филиппов/РИА Новости

Игроки сборных Канады и Сербии в матче за 3-е место мужского турнира по баскетболу между сборными командами Канады и Сербии на XXVII Всемирной летней Универсиаде 2013 года в Казани.

9. Илья Питалев/РИА Новости

Спортсменки в предварительном забеге на 3000 м с препятствиями (стипль-чез) среди женщин на Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве.

Тут подоспело еще одно новшество конца XX века: развитие новостных сайтов в Интернете. Вдруг оказалось, что пользователям очень интересно смотреть в большом количестве именно фотографии со спортивных событий, а не читать длинные аналитические тексты.

Александр Вильф: «И вот, поскольку нам делать на биатлоне нечего, я предложил нашему айтишнику Илюхе: давай сделаем фотогалерею? Он: как быстро ты сможешь мне их прислать? Через час сможешь примерно? Я: с учетом вашего размера! — я могу хоть между гонками. И Илюха стал делать галереи. Через 3 или 4 дня он меня набрал, говорит: у нас было совещание по статистике, так вот, за весь новогодний период 60 процентов трафика газеты — это твои галереи! Еще 20 — это текстовые материалы к твоим галереям. А все остальное — это новости, переходы, сообщения футбольных клубов… И тогда все охренели.»

Удивлены были не только руководители «Спорт-Экспресса», но и все остальные участники процесса: любители — от того, как просто сделать фотографию, ничуть не худшую, чем у профи; профессионалы — от того, что их теснит молодежь, которая даже не всегда отличает выдержку от диафрагмы; бильд-редакторы — от огромного объема свалившихся на них кадров и от скорости, с которой надо обновлять фотогалереи. Кажется, что в этот момент средний уровень спортивной съемки упал. Но на самом деле это не так. То, что сейчас может сделать продвинутый любитель с недорогой полупрофессиональной техникой, еще пару лет назад было просто немыслимо для самых виртуозных профессионалов!

Но теперь к спортивной фотографии намного больше требований: это, безусловно, должна быть технически качественная и интересная, «вкусная» карточка. Как и прежде, она должна быть красива с композиционной, колористической, графической точек зрения. Появилось и новое отношение к сюжету снимка: он должен иллюстрировать самый важный момент всего события.

Цитата по Вильфу О. С. Кучеренко: (главный редактор еженедельника «Футбол-Хоккей»):

«Крутой момент в футболе — это когда гол забивают. Мне интересно, чтобы все было видно: ворота, мяч, именно гол. Вот если, скажем, забили ответный гол, то вот эта карточка мне уже не нужна, ты можешь оставить ее себе. Мне нужна карточка, когда забили ответный гол, когда счет сравнялся. Потому что теперь он — решающий. А если потом забили третий гол — тогда мне эти две карточки не нужны — мне нужна третья.»

Сегодня все должно быть снято красиво и технически грамотно — современная техника это позволяет. При этом чем дальше, тем более отточенной и изысканной становится именно спортивная композиция. Именно сейчас творчеству фотографов не мешает практически ничего (ну, кроме рядом стоящей толпы таких же фотографов).

Александр Вильф: «Все возвращается к Брессону, к «решающему моменту», только на реальном уровне, в реальной жизни, а не на том, какой он имел в виду. В спорте, как оказалось, вообще почти НИЧЕГО не снято. Все еще впереди. Сейчас стало проще снять какие-то конкретные моменты. Их МОЖНО уже снять, если знаешь, ЧТО снимать. А раньше их можно было снять СЛУЧАЙНО — и это по качеству и значимости не идет ни в какое сравнение с тем, что можно сделать сегодня.»

 

10. Фото: Григорий Сысоев

Фотографы во время съемки олимпийского марафонского забега в Лондоне.

 

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Pioneer представляет многоканальные медиацентры серии MCS нового поколения: MCS-737 и MCS-838
20 июня 2013
Новости

Pioneer представляет многоканальные медиацентры серии MCS нового поколения: MCS-737 и MCS-838

19 июня 2013 г. — Компания Pioneer обновляет сегмент компонентов домашнего кинотеатра выпуском двух моделей многоканальных мультимедийных систем нового поколения. Коммутационные и мощностные возможности, а также качество аудиотракта анонсированных продуктов позволяют превратить гостиную в полноценный кино- или концертный зал...

Обзор компактной фотокамеры Samsung NX1000
25 декабря 2012
Обзоры

Обзор компактной фотокамеры Samsung NX1000

Всякому, кто полагает, будто фотографическая система заканчивается на объективах, вспышках и, может быть, внешнем микрофоне или видоискателе, пора выбираться из прошлого века. В мире высокой связности современная «системная» фотокамера подключается к коммуникатору, планшетному компьютеру и даже «умному» телевизору, не говоря уже про прямой доступ в Facebook и рассылку фотоснимков почтой. По крайней мере это умеют современные фотокамеры Samsung.

Компактная фотокамера Sony Cyber-shot RX10 получила новый процессор BIONZ X™ со скоростью обработки изображения в три раза выше
16 октября 2013
Новости

Компактная фотокамера Sony Cyber-shot RX10 получила новый процессор BIONZ X™ со скоростью обработки изображения в три раза выше

Настоящая портативность без компромиссов: компактные размеры не обязательно означают ухудшение качества изображения, уменьшение возможностей для творчества и управления, какого Вы могли бы ожидать от более громоздкой камеры большего размера. Привлекательный ультразум премиум уровня, вторая камера для любителей цифровых зеркальных камер, новая модель Cyber-shot RX10 обеспечивает превосходное качество изображения, избавляя Вас от необходимости брать с собой на следующую фотосессию не только камеру, но и несколько объективов.

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры
7 января 2014
Новости

Компактная фотокамера Canon PowerShot N100 оснащена сразу двумя объективами - на передней и обратной сторонах камеры

Компания Canon представляет совершенно новую концепцию фотокамеры — Canon PowerShot N100. В этой камере реализовано множество новых технологий, которые помогут вам без труда превращать свои фотографии и видеоролики в незабываемые истории. PowerShot N100 — первая компактная камера Canon, оснащенная сразу двумя объективами, расположенными на передней и обратной сторонах камеры. Это значит, что при спуске затвора вы можете одновременно запечатлеть и саму сцену, и свою реакцию на происходящее, показав событие с обеих сторон. В камере использованы те же оптические технологии, которые применяются в знаменитой серии PowerShot S, что обеспечивает великолепное качество снимков.

Ricoh выпустила обновление для Image Transmitter 2
15 мая 2018
Новости

Ricoh выпустила обновление для Image Transmitter 2

Компания Ricoh обновила программное обеспечение для передачи изображений и удаленного управления камерой Image Transmitter 2 до версии 2.4.0. Обновление добавляет поддержку камеры PENTAX K-1 Mark II и вносит ряд улучшений по работе с программой.

Лучшие среди суперзумов — Canon представляет новые камеры PowerShot SX510 HS и PowerShot SX170 IS
25 сентября 2013
Новости

Лучшие среди суперзумов — Canon представляет новые камеры PowerShot SX510 HS и PowerShot SX170 IS

Москва, Россия, 22 августа 2013 года. Сегодня Canon расширяет свою коллекцию мощных суперзумов камерами PowerShot SX510 HS и PowerShot SX170 IS, которые способны погрузить фотографа в самую гущу событий. Новые компактные камеры оснащены зум-объективами с впечатляющей мощностью: PowerShot SX510 HS имеет 30-кратный, а PowerShot SX170 IS — 16-кратный оптический зум, что дает возможность съемки удаленных объектов с великолепным уровнем детализации.

HIGH END в темпе вальса
8 ноября 2017
Обзоры

HIGH END в темпе вальса

Домашнюю аудио- и видеоаппаратуру вряд ли можно всерьез относить к объектам для инвестиций, даже при том, что некоторые девайсы стоят дороже автомобиля. Темпы устаревания техники поражают, и с этим ничего не поделаешь: новые технологии заставляют любителей идеального изображения и звука всегда держать руку на пульсе и постоянно охотиться за новинками. Но, похоже, в ближайшие годы меломаны и видеолюбители смогут немного перевести дух. Аналитики предрекают на этом рынке небольшое технологическое затишье.

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...
11 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Дмитрий Костюков: когда дети учатся, они рисуют не под копирку - пусть коряво, но по-своему...

Форма сама рождает содержание. В фотографии она и есть содержание. Для русского человека это сложно воспринять: у нас культ содержания и пренебрежение к форме, — так или примерно так начинается наш разговор о фотографии с Дмитрием Костюковым. На интервью он приехал из аэропорта. Нам было сложно встретиться иначе. Встреча долго откладывалась. Счастье, что удалось поговорить пару часов относительно спокойно, хотя в наш разговор не раз вклинивались телефонные звонки, а в помещение Школы визуальных искусств, где мы беседовали, то и дело кто-нибудь заглядывал...

Качество доступно всем
28 апреля 2003
Новости

Качество доступно всем

Эра домашних кинотеатров диктует свои требования владельцам домашних систем. От них требуется наличие не только мощной электроники, но высококачественной акустики. Причем парой колонок уже не отделаться. Требуемый минимум — пять колонок и сабвуфер. Но эти колонки еще надо где-то разместить. К сожалению, не все могут себе позволить загородный особняк с отдельной просторной комнатой, в которой можно легко разместить мощные колонки размером с хороший мебельный шкаф.

Авторская фотокнига: от идеи до переплёта
13 декабря 2017
Новости

Авторская фотокнига: от идеи до переплёта

Центр фотографии имени братьев Люмьер открывает прием заявок на участие в воркшопе по созданию авторской фотокниги под руководством издателя и редактора Алекса Боккетто (Италия /Великобритания). Мероприятие пройдёт с 11 по 14 января 2018 г.