ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИГРЫ: ИЗ ЗАКРОМОВ ИНТЕРНЕТА В МАССЫ
После того как от финансовых пирамид вроде «МММ» остались лишь клочки никому не нужных сертификатов, россияне стали осторожнее инвестировать деньги.
Оптимизм, наметившийся в середине 90-х, стремительно развеялся в 98-м, так и не принеся ощутимых результатов: культура «семейных» инвестиций не прижилась, обзоры котировок акций ведущих российских и иностранных компаний не проникли в дома рядовых россиян. Так и живем: с улучшенными версиями кроссвордов вместо расшифровки косых и кривых российской экономики.
После кризиса своими сбережениями рисковали только риск-джанки: максимум, на что был готов обыватель, — проценты в банке, которому можно более-менее доверять. В общем, пока все остальное человечество осваивало фондовые рынки, сменив унылые страницы Wall Street Journal на динамично развивающийся Интернет, россияне стояли в очереди за компенсациями и бранили чиновников. Говоря языком экономистов-метеорологов, инвестиционный климат не сложился.
Быть может, именно поэтому инвестиционные игры, в которых, ничем не рискуя, можно сколотить нешуточное состояние — чаще всего лишь из вымышленных долларов, — так симпатичны некоторым слоям российского населения: наконец-то появилась возможность отыграться за бесцельно прожитые годы. Такие игры — бальзам на душу как для тех, кто все еще сожалеет, что не оценил ситуацию конца 80-х и не «пролез» в правящие круги, так и для других, кто, обжегшись не раз, по-прежнему мечтает о триумфальном возвращении в «мир денег».
Принимая во внимание глобальную популяризацию «потребительских» финансов в развитых странах, неудивительно, что все больше и больше желающих приобщиться, хотя бы с помощью Интернета, к трейдерам знаменитого Уолл-Стрит. Или же, на худой конец, к героям книг Томаса Вулфа: их «нетленные» амбиции горят именно в костре ценных бумаг.
Уолл-Стрит такое положение вещей только на руку: тот, кто ворочает миллионами в онлайн-игре, может точно так же ими ворочать и в онлайн-реальности — разница лишь, как говорят программисты, в настройках. Не менее выгодна для тех же инвестиционных банков с Уолл-Стрит и более образованная публика; так, собственными инвестиционными играми, но уже сугубо для студентов обзавелись два крупнейших американских банка JP Morgan Chase и Merill Lynch. Студенты играют, в процессе создавая будущие гениальные трейдинговые стратегии, а кадровый караван идет: лучших потом берут на работу.
Большинство из инвестиционных игр построены на одном и том же принципе: вы — начинающий Джордж Сорос, с приличным капиталом виртуальных денег и с сотнями анонимных и хладнокровных конкурентов, алчных до адреналина и многоходовых комбинаций «купи-продай-дай взаймы-продай-купи» (конкуренты такие же, как и вы, реальные люди).
Регистрация для участия в такой игре, как правило, бесплатная. Некоторые игры еще и предлагают приз главным спекулянтам (обычно в пределах $500 в неделю). Побродив по веб-сайтам игр и почитав условия «соревнований», можно легко выбрать игру по вкусу. Хотите играть только на валютном рынке? Пожалуйста! Хотите играть только на рынке европейских компаний? Нет проблем!
Большинство игр привязаны к реальным рынкам и реальным компаниям, так что в процессе игры участник, даже не вполне осознавая, получает кучу знаний о данном рынке/индустрии. Быть может, вы даже приблизитесь к стилю жизни настоящих трейдеров с Уолл-Стрит, которые под лупой изучают очередной пресс-релиз даже хиленькой компании из своей индустрии.
Игры максимально приближены к реальности: все те же комиссионные за куплю/продажу ценных бумаг и закрытие рынков в условленный час. Одни игры проводятся только в определенные временные отрезки (например, с 1 июня по 1 сентября); другие — круглый год и позволяют игрокам присоединиться в любой момент.
Единственный недостаток таких «соревнований»: уровень адреналина заметно не дотягивает до настоящего трейдинга. К примеру, вы потеряли один виртуальный миллион долларов — подумаешь, зарегистрируйтесь под новым именем, и все проблемы решены. Поэтому нет стабильного стимула даже следить за рынками и компаниями, чьи ценные бумаги находятся в вашем виртуальном портфеле.
Зато можно испытать в действии все основные финансовые постулаты — ежедневно проводить десяток операций или не делать ровным счетом ничего, в надежде, что акции сами подскочат в цене. Если бы все было так же просто в реальных сделках...
Поэтому для тех, кому в традиционных играх не хватает адреналина, будут особенно интересны такие, которые позволяют создавать так называемые приватные соревнования, куда можно приглашать друзей/коллег и неделю (месяц, год) выявлять наиболее проницательного и предприимчивого. Здесь под новым именем уже не зарегистрируешься, надо поддерживать реноме, и вообще, как начальник может проиграть стажерам?
Широкое распространение «приватные» игры получили также в университетах и бизнес-школах, где преподаватели могут на конкретных примерах объяснять студенческой аудитории, что такое рынок и с чем его едят. Естественно, этот способ знакомства с финансами перспективнее лекций.
О том, что инвестиционные игры в скором будущем ждет любовь не только профессионалов-технарей, но и народных масс, говорит тот факт, что подобными обзавелись уже и совсем «нефинансовые» заведения вроде BBC и британской газеты Times. Что поделаешь — сегодня продается и покупается практически все. Причем воплощенные в последних двух случаях инвестиционные игры приобрели и определенный элемент «глянцевости». Times посылает победителя своей игры в Нью-Йорк, оплачивает проживание, предоставляет средства на карманные расходы (формат игры довольно стандартный; то есть вам дают виртуальные деньги — их нужно в течение определенного времени разместить на реальном фондовом рынке с наибольшим возвратом).
Но BBC переплюнул всех и вся: оперируют здесь не ценными бумагами, а самыми что ни на есть настоящими знаменитостями. Это, конечно, сугубо британское увлечение, выпестованное многолетней активностью «желтых» публикаций, но суть это не меняет: участники вкладывают виртуальные деньги в портфель знаменитостей, по результатам перформанса которых они получают дивиденды.
Как измеряется активность? Вполне научно: сотрудники BBC ежедневно отслеживают упоминание того или иного имени в прессе (как в «желтой», так и в солидной) и в соответствии с четко оговоренной формулой (вплоть до того, что упоминание на первой странице качественной газеты «Гардиан» стоит столько-то, а на последней «Дейли Миррор» — столько-то) распределяют очки между Кайли, Бекхэмом, принцем Чарльзом и их многочисленными отпрысками, женами, мужьями, любовниками...
Популярность у игры огромная. Ее хочется особенно порекомендовать не столько финансистам (как легкое развлечение после того, как основные рынки уже закрыты), сколько рекламистам, журналистам светской хроники и специалистам по PR. Это ведь как тонко нужно чувствовать настроения в обществе, чтобы победить... Правда, российских знаменитостей в рейтинге кот наплакал...
Что ждет инвестиционные игры в будущем? Многие, например, прогнозируют, что они появятся в мобильных телефонах и BlackBerry. Можно себе представить, как трудоголики Уолл-Стрит и лондонского Сити, лежа в отпуске на пляже, поигрывают себе на телефоне, чтобы не «выпасть из петли», говоря их же языком...
В чем можно быть уверенным на сто процентов, так это в том, что так называемая коммодизация (когда под все большее количество предметов, процессов и явлений создаются отдельные рынки) найдет свое обязательное проявление и в онлайн-играх, в будущем четко классифицированных и ориентированных сугубо на профессионалов-специалистов. А все потому, что грамотно обучить студентов всем тонкостям рынка фьючерсов, например, на погоду или медь, очень сложно.
Эффективность традиционного обучения по методу «читаем книги-конспектируем-сдаем зачет», будь то в форме университетского образования или корпоративных курсов/программ переподготовки, меркнет в сравнении с годом непрерывного наблюдения за рынком, на котором предстоит работать. В сочетании с правильно продуманной системой стимулов и духом соревнования онлайн-игры предоставляют более яркую альтернативу размытому теоретическому образованию.
Поэтому не за горами времена, когда корпорации будут обращаться к специализированным разработчикам с заказами на создание той или иной игровой программы исключительно для расширения кругозора сотрудников. Поскольку во многих компаниях четверть всей мозговой активности сотрудников уходит на игру в «Сапера», «Косынку» или «Тетрис», потенциал такой затеи очевиден. Особенно если сюжет игры будет напрямую связан с деятельностью компании (или конкурентов).
Так что «человек играющий» — это не просто выдумка философов; это один из немногих правильных подходов одновременно и к снятию стресса в сегодняшнем чересчур напряженном и глобализированном мире бизнеса, и к практическому, а не теоретическому расширению кругозора и навыков сотрудников.
Так что регистрируйтесь — и играйте! Пока это не стало работой...
ПОЛЕЗНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ССЫЛКИ:
The Stock Market Game (классическая) www.smg2000.org
Virtual Stock Exchange http://game.marketwatch.com
Stock Track (классическая) www.stocktrak.com
Celebdaq (BBC) (трейдинг знаменитостями) www.bbc.co.uk/celebdaq
Politi Stock (трейдинг политиками) www.politistock.com
The Great Game (TGG) (классическая) www.thegreatgame.com
The Foresight Exchange Prediction Market (предсказывание предстоящих событий) www.ideosphere.com
Fantasy Film League (трейдинг фэнтези-фильмами) http://fantasyfilmleague.com
Commodity Trader (коммодити-трейдинг) www.leikam.com/trader
Investment Challenge (классическая, для студентов) www.ichallenge.net
Investopedia Simulator (классическая; одна из лучших) http://simulator.investopedia.com
Tech Buzz Game (для любителей high-tech рынка) http://buzz.research.yahoo.com/bk/index.html
Hollywood Stock Exchange (трейдинг знаменитостями Голливуда) www.hsx.com, www.hsbr.org
Virtual Trader (совместно с Times) www.virtualtrader.co.uk
Комментарии