Имаго войны

Евгений Халдей.
22 июня 1941. Первый день войны

Вторая мировая война является чем-то священным для большинства людей, живущих на территории России. Поклонение ей, поклонение «подвигу людей», пожалуй, формирует нашу «общность», нашу «идентичность» гораздо больше, чем, скажем, намного более сомнительная идентичность «революции» октября 17-го года. Еще живые ветераны как бы объемом всей своей жизни привязывают «нас» к событиям более чем 60-летней давности.

И поскольку главным медиумом передачи сведений об этих событиях является «фотография» и «хроника» — эти черно-белые, несколько затуманенные образы являются в сущности бессознательными образами нашего «священного». Эта предваряющая гипотеза основывается еще и на том, что фотографы, снимавшие военную хронику, вполне осознавали свою задачу быть «летописцами великих событий», ухватывать, отражать нечто такое, что именно внутри черно-белого фотографического медиума будет наиболее сильным и энергетически нагруженным содержанием.

Эммануил Евзерихин.
Стоять насмерть! 1943

Конечно, привычно традиционные образы священного, иконы, обладают важнейшим качеством: непререкаемостью и узнаваемостью канона. В рассматриваемых нами образах, как кажется, нет никакого узнаваемого канона, но это связано именно с тем, что фотография, в отличие от красок и досок, претендует на то, чтобы быть «отпечатком» мгновенности жизни, что камера — это самостоятельно снимающий глаз, фотоглаз, не нуждающийся в мастерстве руки, кроме четкого нажатия на кнопку. Отличие сказывается в самом медиуме и собственно в том, что является тут священным, к чему мы перейдем позже.

Прежде всего выявим параллель военного фотографа с человеком стреляющим. Эта параллель не может быть здесь навязана, она вытекает из самого сходства «ружья» и «камеры», «снимающих», а по-английски прямо-таки «стреляющих», объект своего рассмотрения.

Яков Рюмкин.
Атака десантников. II Украинский фронт. 1943

В результате охотник получает «добычу», а фотограф — свою весьма своеобразную светотеневую награду, которую можно «повесить на стену». На современной войне осуществляется совершенно глубинная идентификация «фотографа» и «стрелка», вплоть до явных проявлений героизма, когда кадр снимается в общем-то с позиции солдата, идущего в атаку. Отсюда двойственность фотографа. Вследствие самой «опасности» материала фотограф не вне поля действия — он «следующий» за тем, кто последним снят в кадре.

Но, с другой стороны, этот участвующий достоверный взгляд оставляет после себя нечто, что «выносится» вовне поля действия, «след», который становится снимком, свидетельством, символом, указывающим на что-то, говорящим что-то. И вопрос состоит в том, что же видит «стрелок», кто этот стрелок? Для примера хочу подчеркнуть, как отличается военная фотография, допустим, в Англии и России... Видят разное, хотят разного и отсюда по-разному строят кадр, точно существуют две глубинные национальные структуры зрения...

Сергей Шиманский.
Ленинград, Невский 1943

Но все же и вне национального возможны различные подходы к тому, что «видит стрелок», или к тому, что «видит участник». Фотограф может снимать простое бессмыслие войны... Снимать, как тот, кто дезориентирован происходящим так же, как жертвы его, снимать как бы с точки зрения того, кто под прицелом. Снимать по сути «антивоенную» фотографию, которая признает абсолютную вынесенность реалий войны «за» рамки привычной жизни. Или, что, на наш взгляд, и происходит в нашем случае, снимать с точки зрения наилучшей ориентации, четкой позиции — снимать с точки зрения того, кто владеет ситуацией, кто ее уже «побеждает». То есть снимать с точки зрения «героя», с точки зрения «стрелка». Кадр — нужный ему охват местности, при котором он безопасен. Уже всегда заранее снимать победу (нельзя сомневаться, что множество фотографий не вошли в традиционный военный канон именно по причине своей «непобедительности»). Победительный кадр — свидетельство грядущей победы. Парадокс здесь в том, что победа «завершает» войну и начинает собой мирную жизнь. Тем самым оказывается, что снимаемые таким образом фотографии относятся не просто к «событиям дня», к моменту ужасного настоящего, а к «будущему» или к тому «прошлому», которым наше настоящее станет в будущем. Такие фотографии закладывают основы новой мирной жизни социума, который отныне начнет отсчитывать себя именно от этой «победы», в ней обретать свои смыслы как социум «победителей». Характерно и то, что таким победительным образом снимающий фотограф заранее снимает не тех, кто останется в живых. Весь авторитет, вся сила этих образов покоится еще и на том, что это образы тех, кто «отдавал жизнь» за то, чтобы в будущем социум продолжался. Поэтому странно было бы, если бы кто-то сказал: а это я на фотографии. Потому что изображается вовсе не какое-то там «я», а нечто совсем другое.

В этой внутренней пропаганде «победительного социума», «народа, работающего на победу» и был конкретный смысл военной фотографии. В фигурах «войны» она преобразовывала связь, соединяющую в обычные дни «мирное население», переводя самые обычные ритуалы (свадьбы, похороны, рождение и т.д.) в размер образов победы.

Евгений Халдей
Флаг над Рейхстагом. 1945

В этом смысле интересно проанализировать отдельные, ставшие каноническими фотографии, какие же собственно моменты социальной жизни они освещают. Знаменитая мощная фотография Евзерихина «Стоять насмерть!», где склоненный чуть вперед комиссар командует зенитным нарядом. Он ранен, склонен вперед, как и жерло стреляющей позади пушки. Позади в клубах пыли бегущие солдаты еще кажутся живыми, хотя и унесенными как облаком, а он с перевязанной головой, уже почти сломанный, державшийся на одной воле, но от этого почти уже нечеловеческий. Здесь уничтожается разница между «человеком и машиной», между «живым и мертвецом», человек превращается в памятник, стоящий на фоне грозового неба. Живые солдаты в клубах пыли как будто «ниже» его. Перед нами — вечность. Это момент «рождения» нового человека.

Или другая фотография, где солдат над исчезающим в той же дымке разрушенным Берлином водружает знамя на крыше Рейхстага. Рядом с застывшей фигурой солдата — фигуры памятников. Солдат становится как бы одним из них. Он «рождается» в сообщество, как в сообщество бессмертных.

Или сияющие советские солдаты, едущие в немецком трамвае... Этот образ кажется проще, но суть его та же: человек становится «живым памятником», он становится частью некоего архитектурного «сооружения», то есть частью вечности, если понимать архитектуру как доступный нам в камне образ вечности. Это «рожденные».

Другая фотография «встречи» солдат-мужчин и ожидающих их женщин. Волна женщин и цветов подходит прямо к узкой двери вагона-теплушки, из которого вылезают солдаты — длиннобородые и совсем юные: это и сцена рождения, и сцена свадьбы. Так, именно так будет в обществе теперь осмысляться идеология свадьбы.

Фотография людей «Первый день войны» вроде бы не имеет к этому отношение. Но и здесь в поднятых вверх (к скрытому громкоговорителю) лицах присутствует важный момент «социума» на переходе, в необходимости изменения, в свете той огромной тяжести, что на него ложится. И люди становятся как бы единой многоголовой скульптурной группой. Это становится основой всеобщности, памяти социума о самом себе.

А. Линдорф.
В берлинском трамвае — сталинградцы. Германия 1945

Даже, казалось бы, безобидные фотографии улиц, где на одном из домов указано, что эта сторона улицы опаснее при бомбежке, на деле представляют собою совершенно точно размеренное идейное пространство. Даже в воздухе проходит незримая черта, даже здесь разделяет мир на жизнь и смерть. И это задает идеологию совершенно особого отношения к мертвым. Это те, кто как бы под ногами живых, кто по другую сторону улицы. Это показывает и фотография «После артабстрела», где военные убирают трупы гражданских, а вдали идет молодая девушка в длинном, тоже как бы военном пальто... Хоронимое население здесь хоронится людьми в форме, чья строгость как бы знак того, что военные остаются для новой, будущей жизни. Что новые люди будут уже иными. Это и похороны прежнего, невоенизированного социума, и установление новых связей.

Война в своих «победительных» образах становится как бы метафорическим языком будущего.

Все эти внутренние конфигурации можно рассматривать подробнее. Можно подробнее рассматривать, какое значение получили в ходе военной съемки похороны, свадьбы, встречи и расставания, разделение на мужское и женское, рождение и смерть, все те параметры человеческой жизни, что были переписаны в шифре победы. На мой взгляд, в идеологии этого шифра продолжалась при всех изменениях и фотосъемка 60-х и 70-х годов вплоть до творчества или антитворчества Бориса Михайлова, творчество периода разложения военной парадигмы. Этим шифром оказались описаны как бы предельные параметры самого человеческого существования. Грубо говоря, только так понимая жизнь, смерть, любовь, мертвое, живое, мы смогли выстоять, победить, остаться как сообщество. Это и называется «сакральным», «священным» в широком смысле слова тем, во что мы верим. И оно преподносится в «победительных», священных высших авторитетах, образах, которые «смогли победить», оттеснить тот ужас, обычно показываемый в антивоенной фотографии, что надвигался на социум.

Николай Ситников.
Встреча воинов-победителей в Москве 1945

Надо отметить, что широкое «сакральное», победительное образотворчество началось гораздо раньше. В таких фигурах, как Эмманул Евзерихин, начинавший у конструктивистов, эта преемственность чувствуется особенно хорошо. Разработки авангарда двадцатых, вся «новая визуальность», занимавшаяся выработкой «нового человека», человека победы, были восприняты полностью в реакции 30-х. И хотя всех разработчиков уничтожили, их работа органично вошла в новый советский социалистический реализм, заявивший претензии на абсолютную объективность в показе истории. То, что эта объективность была формальным конструктом (и значит, несла в себе большую долю субъективности), со своими правилами и предписаниями, никого уже не интересовало. Война показывалась по тем же скрыто-авангардным принципам, что и фотографии 30-х. Однако то, что добавилось, здесь можно охарактеризовать как «рождение через смерть», которого не было в идеологии довоенной, желавшей показывать «счастливые» образы победы. Человек начинает видеться не как внеисторийная, светящаяся «единица», а как «герой», отчасти памятник самому себе. И визуальность сдвигается из мест чистой «утопии» как основания социума в идеологию «памятования», траура, в «память умерших», которые у нас на страже, которая связывает социум воедино и пронизывает его вплоть до нашего времени.

Фотографии предоставлены Московским домом фотографии.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тест наушников Sennheiser CX 880
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Sennheiser CX 880

Компания Sennheiser, родом из Германии, была основана инженером Фрицем Сеннхайзером (Fritz Sennheiser) в 1945 году. Начав свою деятельность с производства вольтметров и микрофонов, она смогла «вырасти» в мирового уровня производителя оборудования для трансляции, записи и воспроизведения звука. На сегодняшний в её ассортимент включает беспроводные радиосистемы, оборудование для конференц-связи, устройства для слабослышащих, и многое другое.

Накопители NVMe SSD от Samsung устанавливают новый стандарт производительности
2 мая 2018
Новости

Накопители NVMe SSD от Samsung устанавливают новый стандарт производительности

Samsung Electronics выпустила новые модели твердотельных накопителей 970 серии PRO и EVO, предназначенных для энтузиастов и профессионалов в области высоких технологий. Благодаря большой емкости и исключительно высокой скорости чтения/записи, новые накопители будут интересны тем, кто занимается обработкой и редактированием больших объемов изображений или видеоданных.

Car audio от VELAS
30 августа 2005
Новости

Car audio от VELAS

VELAS создан специально для тех, кто понимает, что высокое качество — это не всегда дорого, и что стильный дизайн в сочетании с хорошим звуком не обязательно поднимает цену до заоблачных высот. Хороший звук в автомобиле не роскошь, а доступная реальность. Модельный ряд аудиопродукции на сегодняшний день достаточно широк и предоставляет автолюбителям создать у себя в машине полноценную аудиосистему, используя исключительно компоненты под маркой VELAS.

ВСПЫШКА NIKON SPEEDLIGHT SB-5000 – ПЕРВАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ
13 января 2016
Новости

ВСПЫШКА NIKON SPEEDLIGHT SB-5000 – ПЕРВАЯ РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ

Освещение под контролем — благодаря первой радиоуправляемой вспышке Nikon Speedlight SB-5000. Быстрая, надежная и универсальная вспышка SB-5000 обеспечивает оптимальное освещение как при съемке на открытом воздухе, так и в студии. Радиус действия радиоканала составляет 30 м, что позволяет фотографу создавать сложные системы из нескольких вспышек. Теперь вы можете работать в любых условиях, даже при отсутствии прямой видимости или при ослаблении оптического сигнала ярким солнечным светом. Новая встроенная система охлаждения позволяет быстро сделать более 100 снимков со вспышкой, работающей на полную мощность. А чтобы фотограф ни в коем случае не пропустил важный момент, легкая, компактная вспышка SB-5000 оснащена простыми элементами управления, благодаря которым работа с ней становится интуитивно понятной.

Мастер-класс. Секреты travel-фотографии от Антона Агаркова
13 февраля 2017
Новости

Мастер-класс. Секреты travel-фотографии от Антона Агаркова

В ближайшее воскресенье , 19 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс путешественника, фотографа и журналиста, автора мастер-классов по фотографии и фототуров Антона Агаркова.

NIKON представляет супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500MM F/5.6E PF ED VR, совместимый с форматом FX компании NIKON
23 августа 2018
Новости

NIKON представляет супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500MM F/5.6E PF ED VR, совместимый с форматом FX компании NIKON

Компания Nikon рада объявить о выпуске супертелеобъектива AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR для цифровых зеркальных фотокамер Nikon формата FX. Мощный супертелеобъектив AF-S NIKKOR 500mm f/5.6E PF ED VR формата FX позволяет снимать при фокусном расстоянии 500 мм. Использование линзы Френеля позволило значительно уменьшить размер и вес объектива, благодаря чему супертелефотосъемка с рук стала простой и удобной.

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...
28 ноября 2005
Обзоры

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?».

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX400: используйте смартфон вместо пульта для управления своей фотокамерой
13 марта 2014
Новости

Компактная камера Sony Cyber-shot DSC-HX400: используйте смартфон вместо пульта для управления своей фотокамерой

Новая модель Sony DSC-HX400 получила впечатляющую начинку в компактном и легком корпусе. Мощный 50-кратный оптический зум камеры подойдет для любого жанра съемки — от ландшафтов, семейных фотографий и концертов до детализированных крупных планов спортивных мероприятий и живой природы. Если нужно подобраться поближе, функция Clear Image Zoom обеспечит эффектный полноформатный крупный план удаленных объектов благодаря 100-кратному увеличению.

Новый стандарт флэш-памяти открывает путь для записи видео 8K на смартфонах.
22 февраля 2018
Новости

Новый стандарт флэш-памяти открывает путь для записи видео 8K на смартфонах.

Устройства хранения данных на смартфонах совершают огромный скачок вперёд. Комитет инженерной стандартизации JEDEC представил новый стандарт флэш-памяти UFS 3.0, который удваивает теоретическую скорость записи данных текущего стандарта UFS 2.1 до 2,9 Гб/с, снижая при этом потребление энергии и позволяя работать при большем диапазоне температур.

Анонс новинок смартфонов от Fly: Universe 5.7, ERA Life 1 и Energie 3
1 октября 2013
Новости

Анонс новинок смартфонов от Fly: Universe 5.7, ERA Life 1 и Energie 3

Бренд Fly представляет анонс модельного ряда на октябрь 2013 г. Вашему вниманию предлагается новинки разных категорий: мощный флагман Fly Universe 5.7 (IQ457) с большим 5.7” дисплеем высокого разрешения HD; отличный смартфон бюджетного ценового сегмента Fly ERA Life 1 (IQ447); модель серии Xlife с аккумулятором 4000 мА•ч (!) Fly Energie 3 (IQ4403).