Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?». Но обязательно сохраните блестящие латунные пластины. Места они много не займут, но пригодятся в вашем новом фотографическом хозяйстве, не обремененном теперь ванночками, бутылками с проявителем, увеличителем и прочим «хламом».

Хромированная латунная пластина от электроглянцевателя, если вы ею бережно пользовались, и она не слишком поцарапана, еще послужит вам в качестве «кривого» зеркала при съемке. Ее не сложно деформировать, «связывая» веревочками или проволокой, и тогда привычные уже пейзажи предстанут в новом интересном виде. Карикатурные портреты, место вашего обитания, натюрморты — все можно осмыслить по-новому, и этак запросто перевести себя в разряд концептуалистов. Следует только помнить, что снимаете вы не сам объект, а его отражение, и потому постарайтесь не попадать со своим фотоаппаратом в поле зрения зеркальной пластины (фото 1).

И уж совсем не трудно догадаться использовать зеркальную пластину в качестве подсвета в портретной фотографии или при съемке натюрмортов. Вариантов здесь множество — от простых до весьма замысловатых. Просто покрутите пластину в руках, примеряя ее к своим эстетическим воззрениям, и сохраните в памяти открывшиеся возможности.

И совсем хорошо, если сохранились обе пластины, тогда одну можно использовать так, как мы вам уже предложили, а вторую раскроить для простых, но нужных самоделок.

Например, можно сделать зеркальный отражатель на вспышку с поворотной головкой. Такой отражатель очень удобен при съемке в помещениях с высокими потолками, при съемке групп, когда вы надежно избавлены от теней за спинами и от красных глаз.

Раскроить и изготовить отражатель совсем не сложно (фото 2). Загиб по линии вспышка—отражатель — 45 градусов. На вспышке он крепится резинкой, и, надеюсь, станет нужным аксессуаром в вашей фотографической практике.

Современное осветительное оборудование для фотографии стремится к компактности. И все равно домашняя студия, оснащенная промышленными приборами, громоздка и неудобна в тесных квартирах большинства фотолюбителей. К тому же такое оснащение требует основательных затрат, что не всегда оправдано, особенно когда оно не предусматривает коммерческого использования, а просто хочется сделать высокохудожественный портрет милой жены или портфолио для красавицы дочки.

Наступившая эра цифровой фотографии значительно упрощает отношения между фотографом и светом. Цифровые камеры прекрасно работают в условиях невысокой освещенности, что позволяет оборудовать домашнюю студию малыми средствами и сверхкомпактными осветительными приборами.

Сделать компактные осветители не представит большого труда даже для не очень ловких умельцев.

Прежде всего следует приобрести в магазине электротоваров т. н. галогенные электрические лампы в зеркальных отражателях, керамические ламповые панельки для галогенных ламп, электрические шнуры с вилкой длиной

3 или 5 метров и т. н. проходные выключатели. Один такой комплект обойдется вам рублей в сто или чуть больше. Комплектов следует приобрести три или четыре, в зависимости от тех художественных задач, которые вы перед собой поставите.

Бытовые галогенные лампы рассчитаны на напряжение 220 или 12 вольт. Электрическая мощность ламп, которая может нас интересовать, и в том и в другом случае должна быть не менее 50 ватт. Световой поток 12-вольтовых ламп значительно сильнее, но следует учесть, что применять их можно только через понижающий трансформатор. К тому же трансформатор должен быть мощным, т. к. сила тока одной 50-ваттной лампы равна 4 амперам. Имеющиеся в продаже т. н. преобразователи напряжения легко решают эту проблему, хотя, конечно, удорожают стоимость комплекта. Но они легки и компактны, следует только подбирать их с учетом мощности ламп. В конечном счете стоимость светильников все равно будет значительно ниже той, что предлагает нам фотографическая промышленность. Совершенно приемлемые результаты можно иметь и с лампами на 220 вольт, так что есть выбор.

Теперь из зеркальной латунной пластины следует вырезать прямоугольник шириной 50 мм и длиной 160 мм. Согнув прямоугольник в кольцо, по окружности отражателя галогенной лампы, скрепите его клепкой. Учтите, что пайка неприемлема, т. к. лампы в работе сильно греются. Когда станете соединять кольцо, приклепайте заодно полуметровый кусок алюминевой или медной 3-мм проволоки, слегка расплющенной по месту клепки. Проволока должна исполнять функцию кронштейна. Такое простое решение чрезвычайно удобно в пользовании осветителем, т. к. позволяет крепить его куда угодно, хоть к трубе, хоть к стулу, хоть просто выгнуть подставку. Да и придать осветителю любое нужное положение не составит никакого труда.

Все принципиальные решения вы поймете из фото 3.

Вентиляционные отверстия позволят отвести излишнее тепло. Припаянные проволочные скобки нужны для крепления фильтров (фото 4). Лампа в кольце крепится с одной стороны фиксирующими выступами, с другой — подгибом надрезанной латунной пластины (фото 5, 6). Остается напомнить, что галогенные лампы сильно греются и требуют внимательного и бережного обращения.

Световая кисть. Все о ней слышали, но мало кто знает, что же это такое на самом деле. В простом понимании это прибор направленного света, позволяющий моделировать, «прорисовывать» светом снимаемый объект или сюжет. Такая съемка производится в затемненном помещении, с открытым затвором, источник направленного света при этом подвижен. Фотографы чаще всего используют электрический фонарик в качестве световой кисти, хотя этот вариант далеко не лучший.

Почти профессиональную световую кисть можно сделать из старого детского фильмоскопа и галогенной лампы. От фильмоскопа нам нужен только оптический блок (фото 7). Как правило, в таких примитивных конструкциях он цельный: труба с конденсором и объективом, между которыми фильмовой канал. Для нас это удобно, т. к. остается только приделать к трубе ручку и галогенную лампу (фото 8).

Маски с отверстиями разного диаметра вырезаются из жести. Ставятся они в фильмовой канал и позволяют регулировать диаметр светового луча. «Размытость» маски регулируется объективом. В фильмовой канал при надобности ставятся и цветные фильтры. Галогенную лампу лучше использовать 12-вольтовую мощностью 50 ватт.

Съемка с использованием световой кисти — занятие эмпирическое. Результат всегда трудно предсказуем. Понадобится много опытов для достижения высокохудожественных результатов. Понятно, что это съемка статичных сюжетов, чаще всего натюрмортов. Работать лучше с цифровой камерой, особенно на первых порах, т. к. результат съемки можно сразу оценить и при неудаче повторить. Хорошо организованный, т. н. «вкусный» натюрморт, прорисованный световой кистью, похож на живописное полотно, и хороший результат стоит затраченного времени (фото 9). Можно «рисовать» и портреты, но положение модели должно быть статичным.

Свет в фотографии имеет решающее значение. С точки зрения физики фотоаппарат всего лишь прибор, регистрирующий свет. С точки зрения зрителя рассматривающего ваши фотографии, фотоаппарат тоже всего лишь прибор, но регистрирующий теперь ваш художнический потенциал, ваше умение управлять столь зыбкой субстанцией, как свет.

Современная фотографическая промышленность достигла совершенства и в фотоаппаратостроении, и в материалах. К сожалению, многие фотографы и фотолюбители выдают технологические достижения за некое собственное достижение. Даже на выставках очень много работ с высоким техническим качеством, но лишенных авторского видения, персонального отношения к миру, оригинального светового рисунка. Простой фиксации совершенно недостаточно для фотографии художественной. Здесь важен образ, настроение, впечатление, метафора — все те непостижимые до конца субстанции, которые гнездятся в сознании любого художника. Налаживайте связь между вашим внутренним миром и вашей фотокамерой.

Желаю творческих удач!

Комментарии

Игорь
12.01.2009
0
Спасибо за материал - он может сильно пригодиться многим, кто еще не начинал свои эксперименты со светом и техническими средствами его укрощения.

Но вот за последний "философский" абзац - респект! Золотые слова! Да, техническое исполнение немаловажно, но это лишь "упаковка". Главное - то, что внутри - душа, настроение...

Удачи Вам!
Mara Schade
18.01.2009
0
Советский фильмоскоп светит через все щели, так что он никак не световая кисть.
А галогенки не просто греются, а до 300-400 градусов, так что самодельный свет это хорошо, но огнетушитель держите под рукой...
Trionix
16.01.2011
0
50-ваттные галогенки - это как-то даже не смешно, а грустно. 150 ваттная с 0,6 м до объекта - это всего лишь F4 и 1/50-я. Другое дело прожекторы 500вт, к которым есть лампы 200 и 300 вт - тут света побольше, но и тепла тоже. К тому же промышленный прожектор вряд ли загорится, хотя греется сильно.

Похожие статьи

Музыка без проводов и границ Defender Avante S10 BT
17 сентября 2014
Новости

Музыка без проводов и границ Defender Avante S10 BT

Москва, 17 сентября 2014 г. — Defender, надежный поставщик технологичных решений для работы и жизни, представляет беспроводную акустическую систему формата 2.1 Avante S10 BT. Это мощное, но компактное устройство подружится с любым источником и подарит звук, превосходящий все ожидания.

Fujifilm представляет новый объектив Fujinon XC15-45mm F3.5-5.6 OIS PZ
31 января 2018
Новости

Fujifilm представляет новый объектив Fujinon XC15-45mm F3.5-5.6 OIS PZ

Совместно с анонсом беззеркальной камеры X-A5, Fujifilm представила новый объектив Fujinon XC15-45mm F3.5-5.6 OIS PZ. Объектив имеет компактные размеры, оптическую стабилизацию и, впервые для байонета X-mount, оснащается электронным приводом зума.

Заповедные территории и путешествия по России. Третьи выходные на фестивале «Первозданная Россия»
29 января 2019
Новости

Заповедные территории и путешествия по России. Третьи выходные на фестивале «Первозданная Россия»

2 февраля на фестивале «Первозданная Россия» будет посвящено особо охраняемым природным территориям. Гостей ЦДХ ожидает множество интересных встреч, кинопоказов и лекций, которые продлятся до самого вечера.Особо охраняемые природные территории федерального значения, находящие в ведении Минприроды России, представят интерактивную программу с мастер-классами, познавательными фильмами, презентациями заповедников и национальных парков России. Гостей и участников мероприятия ждут увлекательные игры, занимательное творчество, тематические видеоролики, интересные рассказы о заповедных территориях России и многое другое.

В Галерее Классической Фотографии пройдет выставка фотографического натюрморта
22 сентября 2016
Новости

В Галерее Классической Фотографии пройдет выставка фотографического натюрморта

22 сентября в Галерее Классической Фотографии открылась выставка фотографического натюрморта. В экспозиции представлены избранные работы, присланные на конкурс «Фотографический натюрморт», который провели в 2016 году портал Photographer.ru и Галерея классической фотографии. Натюрморт – один из основополагающих жанров изобразительного искусства. Изображение вещи издавна сопровождало изображения человека и окружающего его мира, и в XVII веке, наконец, обрело свою самостоятельность. Не случайно именно натюрморт стал одним из первых жанров, в которых попробовало свои силы техническое новшество и молодое искусство фотографии в конце 1830-х годов...

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки
5 марта 2019
Советы

Лучшие объективы Canon для пейзажной съемки

В этой статье опытный фотограф-пейзажист и амбассадор Canon Дэвид Нотон поделился своими мыслями в отношении выбора объективов для пейзажной съемки, а Майк Бернхилл, специалист по профессиональному оборудованию Canon и эксперт по объективам, рассказал о том, почему именно эти объективы настолько хорошо подходят для создания пейзажей.

Рынок цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой-2: третья волна дошла. Куда дальше?
30 апреля 2012
Обзоры

Рынок цифровых фотоаппаратов со сменной оптикой-2: третья волна дошла. Куда дальше?

Среди беззеркальных фотокамер намечаются новые фавориты — третье поколение «системных» компактов Lumix компании Panasonic. Новинки, а на текущий момент представлено уже две модели — Lumix DMC-G3 и DMC-GF3, объединяет непривычный для этого производителя (и исключительно верный, на наш взгляд) подход: миниатюризация, упрощение, передовая функциональная начинка и невысокая стоимость.

Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе
2 марта 2013
Советы

Солнце село - пошли на дело: съемка в ночном городе

Наступил вечер. Солнце опустилось за горизонт, даря фотографу ускользающие минуты “режимного времени. Самые-самые вечерние шедевры создаются именно в эти минуты, когда яркость неба сопоставима с яркостью основного плана. Чтобы запечатлеть щемящую красоту, нужно использовать длинные выдержки. Поэтому придется прочно закрепить фотоаппарат, чтобы избежать мельчайших колебаний...

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже
24 июня 2014
Новости

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже

Москва, 24 июня 2014 г. Компания BBK представляет новый портативный DVD-плеер PL948TG с поворотным дисплеем (9”). Новинка оснащена LED-подсветкой экрана, встроенным ТВ-тюнером и внешней антенной, благодаря чему PL948TG можно использовать как портативный телевизор и смотреть эфирные ТВ-передачи в любом месте, где есть телесигнал, например в дороге или на даче.

Осень в черно-белом
28 ноября 2005
Обзоры

Осень в черно-белом

Осень в черно-белом Arbus Model Stromholm 1 октября 2005 — 19 января 2006 Moderna Museet, Стокгольм Осенью стокгольмский музей Moderna Museet представляет выставку трех выдающихся мировых фотографов. Все они внимательно всматривались в людей и свои впечатления оставили в своих фотографиях. Все трое представляют традицию документальной фотографии и работают в жанре портрета, именно портреты стали центральной темой выставки в Стокгольме.

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых пластинах.
4 апреля 2018
Новости

Крупноформатная макросъёмка: фантастический эксперимент с фотографией на мокрых пластинах.

Австрийский фотограф Маркус Хофстаэттер решил найти способ съемки макроснимков на мокрой пластине большого формата. Его сюжетом стал маленький подснежник из его собственного сада с простым фоном из фольги для создания эффекта боке.