Фотообзор: галерея Людмилы Таболиной «Съемка — это полет и вдохновение»

Людмила Таболина родилась 2 июня 1941 года в Вышнем Волочке Калининской области. С 1961 года живет в Ленинграде (Петербурге). Окончила Ленинградский технологический институт. По специальности — химик-технолог, кандидат технических наук. В 1970–1980-х была членом фотоклуба при ДК им. Горького и фотоклуба «Зеркало». Член Союза фотохудожников России с 1992 года. Приверженец серебряной фотографии и ручной печати. Любимый рабочий объектив — монокль. Автор 41 персональной выставки и участник более ста групповых проектов.


 Утро в августе. 1999Утро в августе. 1999

 

Работы находятся в коллекциях Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, Музея истории фотографии (СПб), Ярославского художественного музея, Музея В. В. Набокова (СПб), Московского дома фотографии, Музея современного духовного искусства при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Коломна), Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), галереи «Борей» (СПб), музея Ф. М. Достоевского (СПб) и других.

 

Людмила Таболина

Людмила Таболина: съемка — это полет и вдохновение


В государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме открылась выставка Людмилы Таболиной «Паломничество по литературным местам». Это ее сорок первая персональная выставка. В экспозиции представлено 100 работ, и каждая из них притягивает своим очарованием и глубиной. Все работы были сняты исключительно моноклем, с которым Таболина не расстается уже двадцать лет.

В домашней лаборатории Людмилы чисто и уютно. Вечерний свет мягко окутывает стол, на котором мирно уживаются компьютер и старенький фотоувеличитель, чуть поодаль на высоком стуле восседает огромный рыжий кот — непременный участник всех встреч и разговоров в этом доме. Время от времени забегают два домашних пса: проверить, не обидел ли кто их любимую хозяйку, и получить от нее очередную порцию ласки. Тут вкусно пахнет реактивами и идут последние приготовления к предстоящей выставке. Наш разговор начался с детских воспоминаний.

Л. Т.: — Родилась я 2 июня 1941 года, а 22-го июня началась война. Отец ушел на фронт, дедушка, в чьем деревенском доме мы стали жить, был репрессирован в 37-м, мы с ним не встретились в этой жизни. Бабушка работала санитаркой в больнице, мама — учительницей в школе. А я с малых лет оставалась в доме одна. Зимой в сильные морозы ко мне подселяли козлят, у меня была трудная задача — охранять от них цветы. Еще помню, как в соседней деревне бомбили небольшой военный аэродром. С тех пор я стала бояться звука самолетов, как загудят — я на печку, за трубу, чтобы самолет меня в окно не увидел.

И. Г.: — А когда война закончилась, помните?

Л. Т.: — Помню только, что отец вернулся с фронта в 1946-м и мы переехали в город Вышний Волочек. И в школу я пошла уже городскую.

И. Г.: — Тогда Вы и увлеклись фотографией?

Л. Т.: — Нет, фотографией я не увлеклась. Помню, в 12–13 лет мне подарили фотоаппарат «Фотокор» моего двоюродного деда, погибшего на войне. Но никто не показал, как с ним обращаться. Ящик ящиком, не открывается, пошла с ним на улицу. В конце концов я потянула крючок и вынула кассету. В кассете оказалась пластинка, заряженная еще дедом. Положила я ее на траву и наблюдала, как на ней рисуется тень от травы. Впечатление незабываемое! Убрала я этот ящичек и больше к нему не прикасалась.

И. Г.: — Какие увлечения были в школе?

Л. Т.: — Начала вышивать. Тогда вся страна вышивала крестиком и гладью. Ходила в Дом пионеров в кружок рукоделия к удивительной учительнице Татьяне Николаевне Зуль. Когда появилось рисование в школе, стала писать акварельки, поняла, что мне это нравится, и в том же Доме пионеров стала посещать еще и кружок ИЗО. Надо сказать, что Вышний Волочек находился за 101-м километром, между Москвой и Ленинградом, там было очень много репрессированных, как правило — прекрасно образованных людей. Они и были той культурной средой, которая питала город.

И. Г.: — Когда же фотоаппарат снова оказался в руках?

Л. Т.: — Уже в институте. Поселили нас в комнату, где было восемь человек, вдруг приходит девятая девушка. Все стали возмущаться, но я ее отстояла. На шее у нее был фотоаппарат, а через плечо — штатив, очень мне это понравилось. Она в то время уже увлеченно снимала и даже работала в заводской малотиражке. Мы подружились и не расставались все студенческие годы, кстати, дружим и до сих пор. Я купила себе фотоаппарат «Смена-6», который стоил аж одиннадцать рублей, а стипендия была тринадцать… Мы ходили в походы, гуляли по городу, а потом проявляли пленки и печатали где-то в закутке в общежитии. Так Галина Кабатова стала моим первым учителем фотографии. Ну а потом, спустя некоторое время, последовали клуб при Дворце культуры им. Горького и фотоклуб «Зеркало».

Во время учебы в Ленинградском технологическом институте Людмила увлеченно занялась наукой, впоследствии защитила кандидатскую диссертацию, долго преподавала на кафедре нефтехимии. Самоотверженно отдавала себя семье и детям. Но и фотография, хоть и эпизодически, присутствовала в ее жизни, она была для Людмилы некоей отдушиной, глотком свежего воздуха. По ее словам, когда она уставала от науки или от семьи, приходила в клуб, там было хорошо.

И. Г.: — Не могу не спросить про легендарный клуб «Зеркало», через который прошла практически вся фотографическая элита. Какое влияние оказал на Вас этот коллектив?

Л. Т.: — В «Зеркале» я встретилась с замечательными людьми — яркими, талантливыми личностями. Там царил высокий интеллектуальный и духовный уровень, там была совсем другая фотография. Лидером и движущей силой этого коллектива был Евгений Раскопов, который долгое время самоотверженно служил фотографии и был председателем клуба. Он приглашал на встречи известных фотографов, устраивал выставки и «разборы полетов». Каждый творческий отчет в клубе — это полноценное высказывание. На своих коллег я смотрела как на великих мастеров. Многие из них и стали мастерами, хорошо известными в фотографическом мире: Людмила Иванова, Александр Китаев, Борис Михалевкин, Евгений Мохорев, Валерий Потапов, Алексей Титаренко, Андрей Чежин, Дмитрий Шнеерсон и многие другие. Меня всегда восхищали чужие фотографии. У меня с детства был глубокий комплекс: я считала, что я хуже всех, сидела в сторонке и старалась не высовываться. И фотографии мои мне казались хуже всех. Как теперь понимаю, они были просто другими.

И. Г.: — Вас больше ругали или хвалили в клубе?

Л. Т.: — Больше хвалили, но это не избавляло меня от комплекса. Настал момент, когда я решила расстаться с фотографией, избавиться почти от всех фотопринадлежностей и оставить себе лишь самое необходимое для создания семейного архива. Помешал этому случай.

Женя Раскопов увидел мои завалявшиеся с лета пленки, снятые «Любителем». «Давай проявлю? — Бери!» Проявил и даже напечатал несколько сюжетов выставочного формата. Потом отправил меня с ними в Рязань на фотовыставку «Фотографируют женщины». Случилось это в 1991 году. Я привезла туда серию фотографий о деревенском доме моего деда, где я провела детство и где люблю бывать и по сей день.

В Рязани произошло знакомство Таболиной с Г. Колосовым и начался «роман с моноклем». Георгий Колосов — яркий представитель пикториальной фотографии и ее теоретик, на фотовыставке был председателем художественного совета Союза фотохудожников России. Он заметил Людмилу и ее фотографии и вскоре подарил ей собственноручно изготовленный мягкорисующий объектив — монокль.

И.Г: — Вы сразу приняли его и почувствовали, что это Ваш инструмент?

Л. Т.: — Нет, сначала не понимала, чего хочет от меня монокль. В то время я часто ездила в командировки в Москву, показывала Колосову свои фотографии. Он, человек очень терпеливый, тактичный, смотрел на них с недоумением. А осенью 92-го он приехал в Петербург и преподал мне настоящий мастер-класс: неделю ходил со мной по городу, заново собрал и настроил мою лабораторию. А когда он напечатал мои фотографии, я удивилась: не ожидала такого результата. Наше общение оказалось для меня потрясающе обогащающим, здесь в огромной степени сказалось влияние его личности. Постепенно во мне появилось понимание, ощущение, что монокль — мой инструмент, моя кисточка.

В этом же,1992 году, Людмилу пригласили в Серпухов на первый фестиваль пикториальной фотографии, где она получила приз правления СФР. Так начались ее пикториальная фотографическая жизнь и активная выставочная деятельность. Каждую свою выставку Людмила Таболина воспринимает как некий итог, возможность пересмотреть свой багаж, переосмыслить и прояснить самой себе определенные вещи.

И. Г.: — Когда Вы почувствовали себя состоявшимся мастером?

Л. Т.: — Я об этом не думала. Мне интересно делать фотографии, а мастер я или не мастер — мне не интересно.

И. Г.: — Всегда ли бываете довольны результатом?

Л. Т.: — Делаю все с удовольствием. Когда получается — радуюсь. Если что-то не получается — значит, кто-то другой делает это лучше меня.

И. Г.: — У Вас почти нет единичных фотографий, Вы сразу стали снимать сериями, циклами. Как они появляются?

Л. Т.: — В голове или в душе, не знаю точно, сразу рождается проект. А потом — просто поток сознания. К примеру, серия «Осенний день стеклянной банки». Пошла на чердак. «О, банка!». Достала, внутри оказалась газета 1934 года! Поставила осторожно банку на скамейку, думаю: «Сейчас сниму». А потом решила: «Пусть целый день стоит, а я целый день ее буду снимать». Или, например, в деревне: хожу по одному и тому же месту сотни раз в день, занимаюсь хозяйственными делами, потом вдруг мир изменился, увидела его по-другому. Такое теперь может случаться довольно часто.

И. Г.: — Свои «литературные» серии Вы снимаете на протяжении пятнадцати лет. С чего это началось?

Л. Т.: — Петербург я полюбила сразу и навсегда. Этот город совершенно особенный. Он заселен литературными персонажами в такой степени, что невозможно этого не чувствовать и не ощущать. Так, например, моя подруга и коллега по Технологическому институту Ирина Юрьевская открыла для меня Набокова. Гуляя по его Петербургу, она читала мне его стихи: «Я помню, над Невой моей/Бывали сумерки, как шорох/Тушующих карандашей».

И. Г.: — Ваши «литературные» циклы мы имели счастье видеть в разных пространствах и в разное время. Кому принадлежит идея объединить эти циклы в одну выставку? Трудно ли было собрать экспозицию?

Л. Т.: — Это кураторский проект художника Вальрана, это его идея. Мне было легко: я сделала фотографии, а всю остальную громадную работу проделал куратор. Когда хороший куратор берется за работу, художник отдыхает.

И. Г.: — Сразу ли Вы печатаете отснятые сюжеты?

Л. Т.: — Иногда им надо отлежаться. Съемка — это полет, вдохновение, а печать — тяжелый и осмысленный процесс.

И. Г.: — Каково Ваше отношение к современным цифровым технологиям?

Л. Т.: — Если фотографию использовать для зарабатывания денег, конечно, с цифрой стало легче. А для художника ничего не изменилось, он свое отрабатывает так же, как отрабатывал раньше, только трудности у него совсем другие.

Трудно понять, как удается этой хрупкой женщине, необычайно скромной и тихой в жизни, быть такой смелой и настойчивой в творчестве, уже многие годы удивлять нас необычайным разнообразием и почти детской прямотой. Сила ее, возможно, в невероятной любви к окружающему пространству, и кажется, что сама природа с готовностью раскрывает ей свои тайны.

Философы и мыслители всех эпох в разных формах высказывали почти одну и ту же идею: проповедники, поэты, художники, безумцы, вообще люди творческие или «желающие странного» обладают даром понимать язык богов и трансформировать его в нечто, соответствующее земной реальности. Снимки Людмилы Таболиной — наглядное доказательство способности видеть нечто, невидимое остальным.

Разговаривать с Людмилой Таболиной, как и смотреть ее фотографии, хочется бесконечно. Но, не смея больше отнимать ее драгоценное время, я задала заключительный вопрос, на который, впрочем, уже знала ответ.

И. Г.: — Что для Вас фотография сегодня?

Л. Т.: — Жизнь.

 

Из цикла Старое зеркало. 1998 Из цикла Старое зеркало. 1998

 

Казанский собор. 1993Казанский собор. 1993

 

Красота. Из цикла Летний сад. 1996Красота. Из цикла Летний сад. 1996

 

Фонтанка у Шереметьевского дворца. 2011

Фонтанка у Шереметьевского дворца. 2011


Антонина Тимофевна. 1993Антонина Тимофевна. 1993

 

Текст: Ирина ГУНДАРЕВА

Фото: Людмила ТАБОЛИНА

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Акустическая система 2.0 SVEN STREAM MEGA R: два — ноль в мою пользу.
18 сентября 2014
Обзоры

Акустическая система 2.0 SVEN STREAM MEGA R: два — ноль в мою пользу.

Когда я сдавал в редакцию колонки Sven SPS-619 GOLD, заметил у шефа кучу коробок с акустикой Свен. В этой куче были мониторы приличных размеров. И мне в голову пришла шальная мысль — сравнить мой любимый Technics с этой акустикой, тем более что по габаритам они эквивалентны. Ведь мы, меломаны, так устроены — долго выбираем, но, после покупки, ничего нового не воспринимаем. Вот и у меня так получилось — у меня стереосистема фирмы, которой уже нет, а я даже не слушаю новинки. Шеф меня понял и сказал — выбирай! Я схватил первый попавшийся ящик приличных размеров. Дома, при детальном рассмотрении, это оказалась акустика от Sven, STREAM MEGA R.

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад
12 января 2013
Новости

CES 2013. Polaroid: новые снимки на андроидный лад

То, что Polaroid собиралась представить камеру со сменной оптикой на базе операционной системы Android, для нас уже не новость. Однако нельзя не отметить оригинальность подхода компании - вместо традиционной беззеркальной системы в анонсированных новинках применяется модуль "объектив-матрица". Напомним, что преимущества и недостатки такого подхода обсуждались в обзоре Ricoh GXR. В этой камере сочетаются преимущества качественной оптики и широких возможностей мобильной платформы Android 4.1 Jelly Bean...

Обзор внутриканальных мониторов 64 AUDIO tia FOURTE: каким голосом поет царица? Ангельским…
17 сентября 2017
Обзоры

Обзор внутриканальных мониторов 64 AUDIO tia FOURTE: каким голосом поет царица? Ангельским…

«Нам песня строить и жить помогает…». Приветствую всех, кто считает родным такой девиз. А всех остальных приглашаю в нашу «облученную музыкой» кампанию. Среди нас есть такое фанаты живого звука, как ребята из 64 AUDIO, которые день и ночь проводят в поисках, развивая линейку своих внутриканальных мониторов. Сегодня хочу продолжить рассказ о верхушке модельного ряда этого бренда: о гибридной четырехдрайверной модели tia FOURTE. Я уже успел с ней познакомиться - это настоящая царица с ангельским голосом и ранящим в сердце утонченным шармом.

Ставка на лидера
11 октября 2006
Новости

Ставка на лидера

Японская компания YAMAHA относится к числу тех, чье имя постоянно на слуху у большей части населения земного шара. Это не удивительно, ведь ассортимент продукции компании более чем разноплановый. Всем известно, что YAMAHA выпускает мотоциклы, являющиеся, без преувеличения, шедеврами инженерной мысли, воплощением мощи, запредельной скорости, самых современных технологий.

Компактный фотоаппарат Panasonic DMC-SZ5: птичка вылетела и попала в социальные сети
22 июля 2012
Новости

Компактный фотоаппарат Panasonic DMC-SZ5: птичка вылетела и попала в социальные сети

Компания Panasonic представляет новый компактный фотоаппарат DMC-SZ5, оснащенный 10× оптическим зумом и модулем Wi-Fi. Поддержка беспроводной связи открывает множество новых возможностей: вы сможете использовать смартфон для управления камерой, передавать фотографии и видеоролики на ПК по беспроводной сети, а также публиковать их в социальных сетях. Конечно же, DMC-SZ5 предлагает и превосходные возможности фото- и видеосъемки. CCD-сенсор с разрешением 14,1 мегапикселя и процессор изображения Venus Engine обеспечивают высочайшее качество фотографий и видеороликов.

Выставка «Эволюция взгляда. 1991-2016». К 25-летию Союза Фотохудожников России
15 февраля 2016
Новости

Выставка «Эволюция взгляда. 1991-2016». К 25-летию Союза Фотохудожников России

В Центральном выставочном зале «Манеж» с 17 февраля по 17 марта 2016 г. будет демонстрироваться выставка «Эволюция взгляда. 1991-2016», посвященная 25-летию Союза фотохудожников России. Выставка проходит в рамках в рамках Одиннадцатого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2016». Организатор «Фотобиеннале-2016» — Мультимедиа Арт Музей, Москва (МАММ). Проект реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Тест музыкального сервера Olive 6HD
19 июня 2012
Тесты

Тест музыкального сервера Olive 6HD

Новый музыкальный сервер американской компании Olive свидетельствует о неиссякающей креативности создавших его инженеров и дизайнеров. Внешний вид Olive 6HD, как и его электронная начинка, по сравнению с предыдущими моделями подверглись очень сильным изменениям, благодаря чему Olive 6HD предоставляет аудиолюбителям еще больше возможностей.

Компания Pioneer первой в мире обеспечила поддержку мобильных платформ iOS и Android во всех сегментах своей новой продукции
30 октября 2012
Новости

Компания Pioneer первой в мире обеспечила поддержку мобильных платформ iOS и Android во всех сегментах своей новой продукции

24 октября 2012 года, Москва, Россия. Корпорация Pioneer провела презентацию новейших акустических решений для автомобиля, домашних аудиосистем, DJ-устройств и наушников. Все сегменты продукции компании теперь поддерживают мобильные платформы iOS и Android, что помимо множества функциональных инноваций предлагает покупателям по всему миру, а теперь и в России, уникальный пользовательский опыт и удобство использования устройств в самых различных ситуациях.

Концертная видеосъемка Canon Powershot G16: ударим автофокусом по рокерам!
20 ноября 2014
Видео

Концертная видеосъемка Canon Powershot G16: ударим автофокусом по рокерам!

Концертная видеосъемка: точная работа системы автофокусировки и экспозамера не сбивают быстрые движения рок-музыкантов и сценических юпитеров, хаотично стреляющих лучами во все стороны

ASUS представляет интерфейс ZenUI и технологию PixelMaster
6 марта 2014
Новости

ASUS представляет интерфейс ZenUI и технологию PixelMaster

В пользовательском интерфейсе ASUS ZenUI отражается совершенно новый взгляд на взаимодействие мобильного устройства с пользователем, а технология PixelMaster позволяет делать снимки с качеством, как у цифровых фотоаппаратов.