Фотографические общества России

В многочисленных публикациях о развитии фотографии в России по каким-то причинам выпала из поля зрения деятельность многочисленных общественных организаций — обществ, кружков, имевших цель — содействовать развитию фотографического искусства и способствовать взаимному сближению фотографов.

Разрозненные сведения о деятельности фотографических обществ и кружков опубликованы в периодических изданиях второй половины XIX и начала XX веков, которые из-за малых тиражей массовому читателю практически недоступны. Читателю следует иметь в виду, что до настоящего времени сохранилось ничтожно мало художественных фотографий 1870—1880-х годов из-за естественного угасания изображений, а также войн и революций, потрясших Россию в XX веке. Поэтому мы не можем подробно проиллюстрировать подлинными фотографиями предлагаемый вашему вниманию материал.

Публикуемые заметки ни в коей мере не претендуют на полноту изложения. Они преследуют двоякую цель: во-первых, систематизировать отрывочные сведения об общественных организациях, объединявших как любителей, так и профессионалов фотографии; во-вторых, дать повод задуматься о возрождении в настоящее время подобных обществ или кружков, а в дальнейшем — об объединении их во всероссийском масштабе.

V отдел Императорского русского технического общества


Фото 1. Непременные члены V отдела ИРТО, фото 1904 г. (справа налево): Ержемский А.К., Срезневский В.И., Белов В.В., Ризников М.А., Поповицкий А.А.(в профиль), Честерман К.А., Шрадер Ф.Г., Франк Г.Н., Берггольц Л.А., Лавров А.М., Скамони Г.Н., Ольхин П.М.

Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО) — первое в России, по времени возникновения, фотографическое общество. Изучение и исследование фотографии как отрасли техники входили в круг занятий ИРТО почти с самого учреждения этого Общества в 1866 году. Изобретение эмульсионных фотографических пластинок и бумаг отразилось в России оживлением изучения фотографии с научной стороны. Первым следствием этого оживления явилось учреждение V отдела ИРТО в 1878 году (до этого вопросы, связанные с фотографией, рассматривались в I-м, по химической технологии и металлургии, отделе).

Инициаторами образования V отдела были секретарь ИРТО Ф. Н. Львов, В. И. Срезневский и известный исследователь и изобретатель в области фотографии Л. В. Варнерке — вокруг него образовался кружок фотографов-специалистов, профессоров и любителей фотографии, в том числе и некоторых членов ИРТО.5 марта 1878 г. в Совет ИРТО было подано заявление об организации V светописного отдела, подписанное 31 учредителем. 10 марта состоялось первое учредительное заседание Отдела. Наконец 22 апреля 1878 года документально оформлен самостоятельный V (светописи и ее применений или светописный) отдел ИРТО под председательством знатока фотографии инженер-генерал-лейтенанта Д. Г. Биркина. С 22 апреля 1878 г. начался официальный отсчет деятельности отдела. За более чем сорокалетнюю работу V отдел неоднократно менял название: светописи и ее применений, светописный, фотографический.

Цель V отдела (кстати, общая для всех отделов ИРТО) — содействие развитию техники и технической промышленности в России. В числе средств для достижения этой цели в положении V отдела указывались: взаимное общение ученых и фотографов, изучение успехов светописи, содействие ее усовершенствованиям посредством специальных исследований, опытов, собрание в особом музее замечательных произведений, распространение научного образования по фотографии, устройство выставок, публичных лекций, издания статей в журнале общества. В своей организации и работе V отдел руководствовался уставом ИРТО. Во главе отдела были председатель, товарищ председателя (вице-председатель) и собрание непременных членов — представителей десяти специальностей (научной, художественной, профессиональной, портретной, технической, любительской фотографии, фотографической оптики, фотографических материалов химических и механических, фотомеханического печатания (автотипия, фототипия), фотографических изданий). Непременные члены выполняли функции Совета V отдела.

Фото 2. В съемочном павильоне V отдела РТО; слушатели и преподаватели краткосрочных курсов переподготовки преподавателей средних школ Северной области, фото 1918 г. (публикуется впервые)

Члены общества, согласно уставу, подразделялись на действительных, почетных, соревнователей и корреспондентов. Для вступления в действительные члены требовались рекомендации пяти действительных членов, для членов-соревнователей (с ограниченными правами) — трех действительных членов. Членские взносы: вступительный — 10 рублей, годичный — 10 рублей или 100 рублей единовременно, для членов-соревнователей — 10 рублей вступительный и 20 рублей годичный. Действительные члены пользовались библиотекой, правом работы в фотографическом павильоне отдела и правом фотографировать по всей России, кроме мест, запрещенных законом (в начале 1892 г. право беспрепятственного фотографирования и закупки нужных реагентов без особых разрешений, по предъявлении именного членского билета, предоставлено министром внутренних дел как членам V отдела ИРТО, так и фотографических отделов Отделений ИРТО в других городах).

Отделом издавался журнал «Фотограф» объемом от 11/2 до 21/4 печатных листов (с июня 1880 г. по апрель 1884 г.). Всего вышло 47 номеров, последний — №4 за 1884 г., издание прекращено за неимением средств. «Сборники трудов V отдела ИРТО» в 1885—1889 годы выходили приложением к «Запискам Императорского Русского технического общества», издавались нерегулярно. Отдельные оттиски «Трудов V отдела ИРТО» переименованы в 1887 г. в «Сборник статей V отдела ИРТО». После 1889 г. журнал «Записки Императорского Русского технического общества» помещал протоколы заседаний V отдела ИРТО.

Деятельность V отдела выразилась в устройстве I Съезда русских деятелей по фотографии в 1882 г., фотографических выставок в 1888, 1889, 1891, 1894, 1898 годах в Санкт-Петербурге, имевших всероссийский и международный статус.

В 1911 году Отдел принимал участие в организации выставки художественно-архитектурных фотографий, приуроченной к IV Съезду русских зодчих, в 1912 году организовал конкурс цветных диапозитивов. Помимо выставок V отдел организовывал конкурсы и публичные лекции по фотографии, занимался составлением музея лучших образцов фотографического искусства и фотографической библиотеки.

V отдел ИРТО в большой степени содействовал развитию и распространению фотографии умелым устройством фотовыставок. Первая фотографическая выставка была устроена практически частным образом в 1888 году по инициативе Л. В. Варнерке комитетом из некоторых членов ИРТО под председательством известного любителя фотографии генерал-адъютанта А. Е. Тимашева (в 1889 г. он избран председателем V Отдела); за ней следовали выставки, организованные уже самим V отделом.

Пресса того времени отмечала: «Первая русская фотографическая выставка была при ее открытии удостоена высоким милостивым вниманием Государя Императора, Государыни Императрицы, Цесаревича Наследника и многих членов Императорской фамилии, и затем для ее обозрения явилось в течение 5 недель более 7000 посетителей». О большом интересе к фотографии вообще, и к V отделу в частности, можно судить по высказываниям в печати: «Деятельность V отдела настолько возбуждает интерес, что собрания его постоянно посещаются значительным числом членов и гостей»; «В настоящую зиму [1890—1891 гг.] надо отметить тот знаменательный факт, что не проходит ни одного собрания ... V отдела, чтобы не было желающих поступить в число его сочленов».

V отдел принимал участие во многих фотовыставках в России и за рубежом, а по результатам участия во Всемирной выставке 1900 года в Париже был выпущен альбом экспонатов V отдела, выставленных на Всемирной выставке, с репродукциями работ экспонентов.

На протяжении многих лет V отдел ИРТО уделял большое внимание защите авторских прав фотографов. В 1881 году V отделом подготовлена «Записка по выработке закона о художественной собственности фотографа», в 1882 году на I-м Съезде русских деятелей по фотографии от имени отдела В. И. Срезневским прочитаны доклады «О мерах для поднятия и поощрения отечественного ... фотографического производства» и «О художественной собственности фотографа и ограждении ее особыми постановлениями».

В 1894 г. V отделом подготовлен Проект положения об авторском праве на произведения фотографии.

Последние недели 1896 года, в порядке подготовки к предстоящему пересмотру законоположений, касающихся фотографического дела в России, V отдел ИРТО приступил к организации сбора статистических сведений о числе профессиональных фотографов, их работах, условий труда и т. п.

В 1905 году в заседаниях V отдела 22 апреля и 13 мая при участии санкт-петербургских фотографов обсуждалось существующее положение дела о защите авторского права фотографа и рассматривался проект закона, подготовленный в Министерстве юстиции.

В 1908 г. Отдел принимал ведущее участие в составлении «Записки об авторском праве фотографа Государственной думе от 11 русских фотографических обществ». Для большей убедительности возражений по проекту Министерства юстиции V отдел вместе с Санкт-Петербургским фотографическим обществом, Русским фотографическим обществом в Москве и 9 российскими коллекционерами устроили четырехдневную выставку произведений художественной фотографии в залах Императорской Академии художеств и там же показательный вечер для членов Государственной думы. Судя по отзывам многих присутствовавших на показательном вечере, он оказал существенную помощь в разъяснении поданной в Думу «Записки об авторском праве фотографа...».

Большое внимание V отдел уделял фотографическому образованию. В марте 1890 года В. И. Срезневский сделал сообщение о преподавании фотографии и фотомеханических способов печати в специальных учебных заведениях и научной подготовке по фотографии в России. Вопрос об организации фотографических курсов для любителей рассматривался в мае 1891 года.

В январе 1892 г., в виде опыта, V отдел организовал теоретические и практические курсы светописи. Программа предусматривала чтение 17 лекций и практические занятия в группах из 6 человек. Лекции читали члены Отдела В. И. Срезневский, Я. И. Ковальский, А. К. Ержемский.

В январе 1896 г. по поручению V отдела В. И. Срезневский на Втором съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образованию прочитал обстоятельный доклад «О необходимости учреждения в России специального училища по фотографии и фотомеханическим процессам».

В марте 1898 г. С. М. Прокудиным-Горским открыты Курсы практической фотографии, 16 вечерних лекций прочитали члены V отдела ИРТО.

Непременные члены V отдела ИРТО в сентябре 1910 г. приняли решение об открытии в октябре фотографических курсов: начальный общий курс и подробный общий курс для лиц, знакомых с началами фотографии. Курсы по фотографии при V отделе ИРТО функционировали в январе-мае 1912 года, на курсах прочитана 71 лекция.

В конце 1916 г. членами V Отдела разрабатывался проект учреждения Фотографического института. Эти стремления и труды остались безрезультатными.

Летом 1918 года в павильоне РТО были проведены курсы фотографии для учителей и учительниц городских школ и для рабочих под руководством члена V отдела Н. Е. Ермилова.

Деятельность V отдела приостановлена в 1919 г.

В первых числах января 1921 г. отдел возобновил свою деятельность в преобразованном виде — «фотополиграфический».

Санкт-Петербургское общество фотографов-любителей

В 1890 году на страницах журналов «Фотографический вестник» и «Фотограф-любитель» активно обсуждался проект устава Санкт-Петербургского общества фотографов-любителей (вариант названия — Русское фотографическое общество любителей).

Свое отрицательное отношение к проекту устава редактор журнала «Фотограф-любитель» А. М. Лавров аргументировано изложил в январской и февральской книжках своего журнала и заострил внимание на непомерно высоких взносах — 50 рублей вступительного и 25 рублей годичного, экономически непродуманном бесплатном издании собственного журнала и многоступенчатой процедуре избрания в действительные члены. В апрельской книжке журнала А. М. Лавров сравнил проект устава Санкт-Петербургского общества с уставами «Клуба любителей фотографии в Вене», «Фотографического общества в Женеве» и «Немецкого общества любителей в Берлине»: «Все они [уставы] — пигмеи по сравнению с 20 страницами, 65 параграфами и примечаниями предлагаемого проекта устава «С.-Петербургского общества фотографов-любителей»!».

«Фотографический ежегодник» в 1896 году поместил статью инженер-полковника Н. А. Козлова «К проекту устава С.-Петербургского общества фотографов-любителей» с изложением тех же 65 параграфов проекта устава и примечанием, что если из среды приглашенных известных лиц объявятся 15 учредителей, Общество будет считаться открытым и приступит к выборам Совета общества.

Было ли открыто такое общество или нет, пока материалов не обнаружено.

Санкт-Петербургский клуб фотографов-специалистов

Весной 1892 года ряд петербургских газет сообщили об организации Клуба фотографов-специалистов, членами которого могут быть лишь фотографы-профессионалы. Сообщалось, что клуб будет иметь постоянные фотовыставки работ членов клуба.

Кроме газетных заметок никаких достоверных сведений о таком клубе не обнаружено, и, вероятно, дальше разговоров дело не пошло.

Санкт-Петербургское фотографическое общество

Состоящее под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Государя Наследника Великого Князя Михаила Александровича, Общество основано в 1897 году, устав утвержден 17 декабря 1897 г.; 27 января 1898 г. открыло свои действия. В числе инициаторов-учредителей Общества был профессор Института инженеров путей сообщения В. И. Курдюмов, с 1886 г. читавший курс фотографии в ИИПС. Первым председателем избран педагог и редактор «Педагогического сборника» А. Н. Острогорский.

Согласно §1 устава, общество имеет своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов. Вступительный взнос — 5 рублей, членский взнос — 10 рублей ежегодно.

Общество располагалось на Забалканском проспекте в здании Института инженеров путей сообщения, там же проходили собрания членов Общества по средам с восьми часов, кроме летних месяцев.

Деятельность Общества в основном выражалась в проведении открытых конкурсов и выставок, к участию в которых приглашались фотолюбители и профессионалы России и других государств. В 1898 г. Общество устроило конкурс художественных диапозитивов для проекционного фонаря; в 1899 г. объявлен 1-й конкурс художественных позитивов, результатом его стало присуждение четырех серебряных и шести бронзовых медалей. Присланные на конкурс позитивы были выставлены в актовом зале ИИПС.

Наиболее представительной стала Международная художественная фотовыставка, открытая 10 апреля 1903 г. в четырех залах Пассажа. В выставке приняли участие 197 экспонентов из 8 стран: Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Италии, Англии, Америки и России. О результатах выставки журнал «Фотограф-любитель» в №7 за 1903 г. сообщил обширной статьей «Чему нас научила Художественная международная выставка...».1905—1906 годы — Общество устраивает Международный фотографический конкурс позитивов и диапозитивов для проекционного фонаря. Правила конкурса публикуются в ряде фотографических журналов. Конкурс был закрыт 1 марта 1906 г. В журнале «Фотограф-любитель» был опубликован краткий отчет о конкурсе. Серебряные медали присуждены четырем конкурсантам, бронзовые медали — восьми, похвальные отзывы — шести конкурсантам; пожалованный Великим Князем Михаилом Александровичем серебряный ковш с драгоценными камнями как почетный приз присужден А. М. Губчевскому из Киева, награжденному за свои снимки, оцененные высшими баллами, серебряной медалью.

Что касается конкурса С.-Петербургского фотографического общества объявленного в 1907 году, неизвестно, состоялся ли он, т. к. отчет о результатах конкурса в печати не опубликован.

Численный состав Общества во все годы деятельности колебался в пределах 90—100 членов.

В 1914—1918 годы Общество именовалось Петроградским фотографическим обществом.

Заслуживает всяческого уважения постановление общего собрания Общества от 25 сентября 1915 года: «Общее собрание членов Петроградского фотографического общества ... постановило: продолжить производить денежные взносы Общества в прежнем размере на содержание 5 кроватей в помещающемся в здании Института инженеров путей сообщения лазарете Главного комитета при Ведомстве путей сообщения».

В 1916 году Общество участвовало в юбилейной выставке Одесского фотографического общества.

Дамский фотографический кружок

«В зиму 1897—98 года предполагается открыть самостоятельное дамское фотографическое общество, во главе которого становится очень талантливая и даровитая любительница светописи», — анонсировали некоторые журналы.

Действительно, при Русском женском взаимно-благотворительном обществе, в Санкт-Петербурге на Спасской ул., в доме №40-18, был учрежден «Дамский фотографический кружок». Учредительное собрание состоялось 1 ноября 1897 г. На момент открытия кружок насчитывал 25 членов. Цель его деятельности — распространение практических и художественных знаний, относящихся к фотографии, путем лекций, технических бесед и опытов, обмен работ с русскими и иностранными обществами, составление коллекций образцовых работ, устройство лаборатории и павильона, организация фотографических выставок, диапозитивных вечеров и экскурсий.

План занятий кружка предусматривал в начале каждого месяца технические беседы и опыты; 2 раза в месяц изготовление и раскрашивание диапозитивов с благотворительной целью; по вторникам — курсы фотографии; по четвергам и воскресеньям руководительница кружка и ее помощница дают советы и указания; по средам и четвергам — изготовление растворов в присутствии лаборанта.

По поводу открытия дамского кружка журнал «Фотограф-любитель» не без иронии писал: «...общество образуют дамы самостоятельно, будут ли в него допущены мужчины, сказать не беремся».

Руководителем кружка была избрана Н. Б. Нордман (Нордман-Северова), фотолюбитель, участница и призер нескольких фотографических выставок.

После 1899 года в фотографической литературе сообщений о работе кружка не обнаружено.

Русское промышленное фотографическое общество в Санкт-Петербурге

Награждено бронзовой медалью Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Других сведений об обществе с таким названием не обнаружено. Не исключено, что произошла ошибка при переводе с французского языка.

Фотографический кружок студентов Санкт-Петербургского университета

(Фотографический кружок при Физическом институте С.-Петербургского университета)

Основан в 1900 г. В течение 1902—1905 годов на собраниях кружка рассматривались теоретические вопросы фотографии — например, исследования по теории проявления, фотосъемка с применением радиоактивных веществ, новейшие теории фотографической оптики и т. п.

Серьезной практической работой было исследование образцов препаратов и фотобумаг, изготавливаемых фабрикой Ф. Байер и Ko, которые осенью 1904 года представитель фабрики предоставил в распоряжение кружка. Исследование проводилось под руководством Н. Э. Сума.

Деятельность кружка к 1907 году сошла практически на нет.

Всероссийский профессиональный союз фотографов-работников

(Российский профессиональный союз фотографов-сотрудников)

Организован на рубеже 1905—1906 годов. Правление помещалось на Рождественской ул., д. 27, кв. Денисова.

В сентябре 1905 года А. М. Лавров в статье «О проекте устава Российского профессионального союза фотографов-сотрудников» писал: «В данный момент в редакцию доставлена корректура проекта устава. Относясь совершенно серьезно к этой благой мысли ... и читая проект организации союза, видим, что он теоретически очень хорош, но на практике едва ли осуществится».

Тем не менее к апрелю 1906 г. Союзом было организовано «Бюро труда фотографов-работников» в С.-Петербурге на Невском пр., 108, кв. 16, с отделениями в Москве, Киеве, Одессе. Бюро труда занималось сбором и распространением сведений, касающихся спроса и предложения труда в области фотографии.

Важным событием в деятельности Союза было подписание соглашения с владельцами фотоателье Санкт-Петербурга. По словам очевидца, это происходило так: «19 мая 1906 г. в помещение ИРТО (в Соляном городке) председателем V отдела ИРТО и почетным членом Союза фотографов-работников В. И. Срезневским были приглашены все владельцы фотографических заведений С.-Петербурга для совместного обсуждения с правлением Союза важного и неотложного вопроса об улучшении быта сотрудников фотоателье. На собрании присутствовали 26 владельцев фотографий и правление Союза в полном составе. Председатель правления Союза Л. Н. Вульфсон изложил программу желательных улучшений в быте служащих фотографий из 9 пунктов. По прочтении программы В. И. Срезневский поставил на обсуждение первые три пункта: о воскресном отдыхе, о нормировании рабочего дня и об ограничении работ при искусственном свете. Мирное соглашение, результаты которого нельзя не признать отрадными, было достигнуто.31 мая на общем собрании Союза фотографов-работников под председательством В. И. Срезневского соглашение было одобрено и принято к исполнению. Пункты соглашения постановлено сообщить во все фотографии, владельцы которых не принимали участия в заседании 19 мая.

Собрание фотографов-любителей в Санкт-Петербурге

Проект устава Собрания содержал из 72 пунктов только два, касающихся фотографии, остальные пункты регламентировали «приятное времяпрепровождение господ любителей фотографии: ...различные игры, как-то в карты, домино, шахматы, на бильярде, биксе и т. п.».

C. М. Прокудин-Горский резко раскритиковал устав Собрания на страницах журнала «Фотограф-любитель».

Каких-либо сведений об открытии и работе Собрания фотографов-любителей не обнаружено.

Санкт-Петербургское общество фотографов-профессионалов

Устав общества опубликован в 1907 г.

В периодической печати того времени встречаются искаженные названия: «Общество Петербургских фотографов-профессионалов» и «Общество фотографов-профессионалов в Санкт-Петербурге».

Общество взаимопомощи любителей фотографии

Санкт-Петербург. Устав Общества опубликован в 1907 г.

Сведениями о деятельности Общества автор статьи не располагает, кроме факта устройства совместного с С.-Петербургским обществом фотографов-профессионалов 6 декабря 1907 года Санкт-Петербургского 1-го фотографического бала. «Гвоздем» программы бала был «Редкий сеанс из 6 номеров «Живой фотографии» показанного придворным фотографом А. Ган из Царского Села» (говоря современным языком, придворный фотограф А. К. Ягельский демонстрировал киносюжеты). Распорядителями на балу были К. К. Булла от С.-Петербургского общества фотографов-профессионалов и Б. Е. Флакс от Общества взаимопомощи любителей фотографии.

Северное фотографическое общество

Сообщение об организации в С.-Петербурге нового фотографического общества опубликовал журнал «Фотограф-любитель» в №7 за 1907 год. Его издатель и редактор С. М. Прокудин-Горский получил частное письмо одного из учредителей, который указывал причину, побудившую его заняться организацией общества: «Причиною образования нового фотографического общества с возможно широкой программой и обязательным опубликованием в печати деятельности как всего Общества, так и отдельных его членов послужила крайняя замкнутость ныне существующих фотографических обществ, деятельность которых, вероятно, известна только одним членам этих обществ». С. М. Прокудин-Горский ознакомился с уставом общества и «с удовольствием» приветствовал «нарождение нового фотографического общества, поставившего себе задачей опубликование своих работ».

Фотокружок при Санкт-Петербургском технологическом институте

19 декабря 1910 года Учебным комитетом утвержден устав кружка. Ввиду отсутствия помещения и других побочных обстоятельств кружок не имел возможности начать свою деятельность до 1911 г.11 октября 1911 г. общим собранием было избрано бюро и председатель кружка С. М. Прокудин-Горский — кружок приступил к работе. К этому времени кружок получил помещение и субсидию. Кружок имел библиотеку, часть которой приобретена у П. М. Ольхина, темную комнату, лабораторию, аппараты, которые выдавались членам кружка на руки. К маю 1912 г. был устроен конкурс сравнительного проявления, составлен план экскурсий на оптические заводы, художественные цинкографии, выезды на пейзажные съемки.

В 1913 г. кружок насчитывал 120 членов.

Фотографическая секция при Русском обществе любителей мироведения

Санкт-Петербург. Организационное собрание состоялось 9 апреля 1913 г. В 1915 году секретарем секции избран Н. Э. Сум, действительный член I (химического) и V отделов ИРТО.

Ленинградское общество деятелей художественной и технической фотографии

Образовано в 1923 году, устав зарегистрирован 5 сентября 1923 г. Объединяло главным образом профессиональных фотографов Ленинграда с целью повысить научные знания, художественный уровень и в то же время улучшить экономические условия работы. Одной из своих задач Общество поставило развитие фотолюбительства.

К началу 1924 г. общество насчитывало 80 членов, были образованы научно-техническая и художественная секции.14 сентября 1924 г. в 2 часа дня в 11 больших залах Академии художеств на Университетской набережной была открыта фотографическая выставка, устроенная Обществом при активном участии Пятого отдела РТО. Выставочный комитет возглавлял профессор В. И. Срезневский.15 сентября, после открытия выставки, состоялось собрание инициативной группы (из представителей V отдела РТО, Всероссийского союза фотографов, РФО в Москве и Ленинградского общества деятелей художественной и технической фотографии) для обсуждения вопроса объединения деятелей художественной и технической фотографии в СССР. Собрание приняло резолюцию о «своевременном и необходимом возбуждении перед правительством ходатайства о разрешении созыва Всесоюзного съезда деятелей научной, художественной и технической фотографии в видах развития фотографии в СССР как отрасли искусства и научного знания, необходимой для государственной и общественной жизни, и как могучего культурно-просветительного и агитационного орудия во всем СССР».

До 1930 года еще теплилась надежда созыва такого съезда и учреждения всесоюзного общества, которое бы объединило деятелей фотографии всей страны, но... НКВД СССР не перерегистрировал устав Общества, как, впрочем, и уставы других общественных организаций.



Комментарии

Лена
23.10.2008
0
Спасибо за информацию. Хотелось бы еще узнать какие фотографы, в какое время работали и где находились их мастерские. Это меня интересует, т.к. на старых фотографиях нет года их изготовления и адресов.
Bes
22.01.2011
0
На самом деле первым в России фотографическим (а не техническим) обществом было Одесское Фотографическое Общество, основанное в 1891 г.
Странно, что оно вообще не упомянуто в статье.
Ольга
13.04.2011
0
Думаю, об Одесском фотографическом обществе Анатолий Петрович планировал написать в следующий раз (см. строку "Продолжение следует") To Лена
Об фотографах Москвы - Т.Н.Шипова "Фотографы Москвы - на память будущему", Петербурга - "Фотографы Невского проспекта".
Игорь
03.12.2011
0
Соболев Николай Николаевич
1874-1966. Не могу найти сведений о Соболеве Николае Николаевиче 1874-1966. Доктор искусствоведения, профессор, фотограф-любитель, член РФО (Российского фотографического общества) в 1897-1914 гг., благодаря ему в фототеке музея Щусева есть коллекция VII. В ней можно увидеть теперь уже исчезнувшие церкви.
Михаил
24.12.2011
0
Хочется найти информацию о Ермилове Николае Евграфовиче, фотографе, члене 5 отдела ИРТО, редакторе журнала "Фотографические Новости", интересна любая информация, буду очень благодарен!
Сергей Мотков (Москва)
20.02.2012
0
Замечательная статья по истории фотодела в России! Хорошо бы ещё выложить здесь или на другом сайте списки членов фотографических обществ в Москве, СПБ, Одессе, Киеве, Нижнем Новгороде и др. городах. А меня интересует фотограф Матвей Леонов из Москвы за период 1880-1890-х годов.
Михаил (частное
29.12.2012
0
В Википедии моя дочь опубликовала статью из своей дипломной работы о постоянном члене ИРТО профессоре, фотографе и редакторе журнала "Фотографические Новости"- Ермилове Николае Евграфовиче. Очень интересна любая о нем информация, буду очень признателен. Готов купить оригиналы его работ.
Ольга
03.09.2013
0
Статья познавательная и интересная. Особенно мне интересна фотография 1. На ней есть работники ЭЗГБ (Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг). Интересует все, что связано с ее историей.

Похожие статьи

Тест сабвуфера SVS PC 12 Plus
31 января 2013
Тесты

Тест сабвуфера SVS PC 12 Plus

Сабвуферы SVS популярны тем, что в любой ценовой группе не оставляют конкурентам никаких шансов по глубине проникновения в инфразвук. Правда, если в понятие цены вкладывать не только дензнаки, но еще жизненное пространство и эстетику, то можно увидеть здесь некий баланс, благодаря которому другие производители как-то выживают. Полное подчинение формы функционалу на сей раз воплотилось в огромный неподъемный цилиндр темного цвета, уместно выглядящий разве что в не менее темной комнате, целиком отданной под домашний кинотеатр.

Genius представляет мощные мобильные аккумуляторы ко Дню Святого Валентина
12 февраля 2015
Новости

Genius представляет мощные мобильные аккумуляторы ко Дню Святого Валентина

Москва, 12 февраля 2015 года, — компания KYE Systems Corp., производящая продукцию под брендом Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет мобильные аккумуляторы ECO-U1027 и ECO-U828 мощностью 10000 и 8000 мАч соответственно. Новинки оснащены качественными литий-полимерными ячейками и станут отличными подарками для любимых ко Дню Святого Валентина.

Энергия мастера: в Москве открывается авторская выставка Владимира Вяткина - фотокора МИА «Россия сегодня»
13 ноября 2014
Новости

Энергия мастера: в Москве открывается авторская выставка Владимира Вяткина - фотокора МИА «Россия сегодня»

В Москве откроется авторская выставка Владимира Вяткина - фотокора МИА «Россия сегодня». Авторская выставка специального фотокорреспондента МИА "Россия сегодня" Владимира Вяткина "Энергия поиска" откроется в московском музейно-выставочном центре "Рабочий и Колхозница" (пр-т Мира, д. 123 б) 18 ноября. Экспозиция продлится до 18 января 2015 года и объединит более 200 уникальных ретроспективных фотографий.

Техника Hi-Tech интеллекта
11 октября 2006
Новости

Техника Hi-Tech интеллекта

Компания «СИТРОНИКС Потребительская электроника» создана в 2002 г. Входит в структуру диверсифицированного высокотехнологичного холдинга ОАО «Ситроникс». Компания производит и продает под брэндом SITRONICS CRT и LCD телевизоры, плазменные панели, мобильные телефоны, DVD и домашние кинотеатры, портативную электронику и автомобильные мультимедийные устройства.

FUJIFILM объявила о расширении линейки объективов XF: выпущен новый макрообъектив FUJIFILM XF80mm
10 сентября 2017
Новости

FUJIFILM объявила о расширении линейки объективов XF: выпущен новый макрообъектив FUJIFILM XF80mm

Объектив имеет фокусное расстояние, эквивалентное 122 мм (в формате 35 мм), максимальную диафрагму F2,8 и коэффициент увеличения 1,0x. Высокая разрешающая способность в точке фокусировки и красивый эффект боке делают его идеальным решением для съемки цветов и природы. Объединив этот объектив с уникальным режимом имитации пленки Fujifilm, таким как Velvia, вы получите поистине потрясающие изображения крупным планом.

Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA
16 июля 2018
Новости

Sony обновила компактную камеру RX-100V, выпустив новую моделью RX-100VA

Sony выпустила новую модель компактной камеры Cyber-shot DSC-RX100 VA (DSC-RX100M5А), которая является обновлённой версией существующей камеры RX-100V. Обе камеры абсолютно идентичны как по внешнему виду, так и по основным характеристикам за исключением того, что RX100 VA получает некоторые программные улучшения и процессор обработки изображений от новой модели RX100 VI.

"Новатор" рулит. Творческая встреча с фотографом Александром Фурсовым
13 июня 2016
Новости

"Новатор" рулит. Творческая встреча с фотографом Александром Фурсовым

В ближайшую субботу, 15 октября, в 17 часов в Галерее Классической Фотографии пройдет творческая встреча с участником московского фотоклуба «Новатор», фотографом Александром Фурсовым. Главной темой встречи станет фотографический натюрморт. Мероприятие обещает быть не только интересным, но и крайне полезным своей практической направленностью. Из лекции гости узнают, как оригинально фотографировать такие банальные вещи, как тетрадь на пружинке или кучка гнутых ржавых гвоздей. Как составить художественную композицию из куска старой веревки и как привлечь внимание и очаровать зрителей снимком брошенного «Запорожца».

Monster и adidas создали спортивные наушники для интенсивных тренировок.
13 января 2016
Новости

Monster и adidas создали спортивные наушники для интенсивных тренировок.

Monster совместно с adidas представляет спортивные наушники-вкладыши adidas Sport adistar™ Bluetooth, которые разработаны для самых требовательных бегунов и любителей кросс-тренинга . Новинка adidas adistar Bluetooth воплотила в себе все самые передовые технологии аудио индустрии, чтобы превратить прослушивание музыки в чистый аудио-адреналин.

Бродяга благородной крови: обзор фоторюкзака Gitzo Adventury 45
14 ноября 2018
Обзоры

Бродяга благородной крови: обзор фоторюкзака Gitzo Adventury 45

Сегодня удивить кого-то новым рюкзаком практически невозможно. На рынке их сотни, самых разных - с одной лямкой и двумя, с кучей карманов, с боковым доступом и доступом со спины, разных объемов и цветом. И все равно каждый год именитый бренды выпускают новый модельный ряд. А знаете почему? Потому что для любого фотографа подобрать себе подходящий рюкзак - это задача сложнее, чем подняться на вулкан, держа в одной руке камеру, а в другой разъяренного вомбата. Сложная, в общем, задача. У меня, к слову, фото-рюкзаков пять, и в каждом из них что-то не так.

Новые беспроводные колонки Sony EXTRA BASS с защитой от воды и яркой подсветкой
9 января 2018
Новости

Новые беспроводные колонки Sony EXTRA BASS с защитой от воды и яркой подсветкой

На выставке CES 2018 компания Sony показала новые беспроводные колонки SRS-XB41, SRS-XB31 и SRS-XB21 серии EXTRA BAS. Теперь вы наконец сможете выбрать себе идеальную колонку для вечеринок. Эти портативные и прочные модели с поддержкой технологии EXTRA BASS™ и режима LIVE SOUND гарантируют высокое качество звука в любых ситуациях.