Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

История фотографических обществ России
31 декабря 2003
Обзоры

История фотографических обществ России

(часть III) Инициатор и первый председатель Архангельского фотографического общества Я.И. Лейцингер с семьёй В третьей части заметок, для удобства поиска, принята алфавитная система расположения названий городов Российской Империи до 1918 г. и СССР до 1930 г., в которых действовали фотографические общества или кружки.

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"
17 августа 2018
Новости

Камера FUJIFILM X-H1 получила награду EISA Awards "Лучший продукт 2018-2019" в номинации "Беззеркальная камера"

FUJIFILM X-H1 оснащена матрицей X-Trans CMOS III размера APS-C и высокопроизводительным процессором обработки изображения X-Processor Pro. В сочетании с высококачественными объективами FUJINON и уникальной технологией цветовоспроизведения, отточенной на протяжении более восьми десятилетий, FUJIFILM X-H1 делает выдающиеся, непревзойденные по своему качеству снимки, передающие мельчайшие детали объекта съемки, включая текстуру, трехмерную структуру и даже атмосферу и настроение определенной сцены.

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии
11 июля 2017
Новости

Екатерина Елизарова: «Магический реализм» уличной фотографии

15 июля в 13.00 в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с фотографом, преподавателем, автором книг, членом Союза фотохудожников России Екатериной Елизаровой.

«APS-C остается нашим крупнейшим рынком»: интервью с главой отдела Sony по камерам и объективам Кэндзи Танака (Kenji Tanaka)
8 октября 2018
Новости

«APS-C остается нашим крупнейшим рынком»: интервью с главой отдела Sony по камерам и объективам Кэндзи Танака (Kenji Tanaka)

Анонс приемника A6500 или A7s II, которого многие ожидали от Sony на Photokina 2018, так и не состоялся. Вместо этого свои новые камеры демонстрировали её ближайшие конкуренты. Но компанию, бывшую номером один на рынке, кажется, это совсем не беспокоило. Находясь на выставке, корреспонденты портала Les Numériques смогли побеседовать с Кэндзи Танакой (Kenji Tanaka), вице-президентом и директором отдела Sony по камерам и объективам.

Wi Fi набирает скорость. Минсвязи утвердил требования к оборудованию стандартов 802.11ac и 802.11ad
25 мая 2015
Новости

Wi Fi набирает скорость. Минсвязи утвердил требования к оборудованию стандартов 802.11ac и 802.11ad

Москва, 25 мая 2015 года. — В рамках работы по развитию современных технологий связи Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработало правила применения оборудования радиодоступа для беспроводной передачи данных в диапазоне частот от 30 МГц до 66 ГГц. Правила позволят использовать на территории РФ оборудование связи современных стандартов IEEE 802.11ac и IEEE 802.11ad.

Немецкая точность
16 декабря 2005
Новости

Немецкая точность

Среди любителей и профессионалов аудиотехники распространено такое понятие, как «школа звука» с привязкой к какой-либо стране или региону. Говоря об американском звуке, мы подразумеваем очень мощную и массивную аппаратуру со схожим характером звучания. Английский звук, напротив, утонченный, прозрачный, аналитичный.

Линейка профессиональной оптики Olympus пополняется самым светосильным в мире объективом «рыбий глаз» M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO
5 февраля 2015
Новости

Линейка профессиональной оптики Olympus пополняется самым светосильным в мире объективом «рыбий глаз» M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO

Компания Olympus пополняет портфолио профессиональных объективов M.ZUIKO PRO пятой по счету моделью - M.ZUIKO DIGITAL ED 8mm Fisheye 1:1.8 PRO. Удостоенная множества наград оптика этой серии завоевала признание фотографов благодаря комплексу характеристик, присущих профессиональным объективам, в сочетании с компактными размерами и легкостью камер стандарта Микро 4/3.

Супертелеобъектив Canon EF 200–400 mm f/4L IS USM Extender 1.4x: если своими ногами не дойти, дикая природа доберется до вас сама
14 мая 2013
Новости

Супертелеобъектив Canon EF 200–400 mm f/4L IS USM Extender 1.4x: если своими ногами не дойти, дикая природа доберется до вас сама

Canon добавляет новую категорию оборудования к модельному ряду высококачественных супертелеобъективов, представляя объектив EF 200–400mm f/4L IS USM Extender 1.4x в своей знаменитой серии L. Этот объектив имеет диапазон фокусных расстояний от 200 до 400 мм с постоянной диафрагмой f/4, оптический стабилизатор изображения, компенсирующий 4 ступени экспозиции, а также — впервые среди серийно выпускаемых объективов — встроенный 1,4-кратный телеконвертер. Все вместе это создает великолепный универсальный объектив для профессиональной съемки спорта и дикой природы...

Делаем монокль
31 декабря 2003
Обзоры

Делаем монокль

Монокль, или одиночная положительная линза-объектив, всегда пользовался повышенным интересом у фотографов и продвинутых фотолюбителей. Размытость, «пикториальность» рисунка придает фотографиям, снятым моноклем, особую привлекательность. Монокль делает зримым воздух: изображение как бы повисает в среде света, волнуя воображение своей недосказанностью.

Гимн фотолюбителю
31 декабря 2003
Обзоры

Гимн фотолюбителю

(Субъективный взгляд на объективную реальность) Фото Ю. Иванов Теперь уже почти не звонят: в этом году звонили всего два раза. А до этого все пятнадцать лет я регулярно слышал в трубке: «У нас на помойку вынесли увеличитель, красный фонарь, ванночки... Тебе не надо?» Три увеличителя я забрал – с конденсорами, с объективами, даже с лампочками.