Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Nikon приглашает на Nikon Day в Екатеринбурге
8 ноября 2017
Новости

Компания Nikon приглашает на Nikon Day в Екатеринбурге

Москва, Россия, 07 ноября 2017 г. — Компания Nikon, которая в этом году отмечает свой столетний юбилей, устроит в Екатеринбурге Nikon Day — масштабный праздник для любителей фотографии. Мероприятия Nikon Day уже прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Теперь шанс посетить уникальное событие есть у всех жителей Свердловской области! Мероприятие состоится 11 ноября в Ельцин Центре. Любой желающий сможет посетить мастер-классы амбассадоров Nikon, других звезд фотоиндустрии и открыть для себя новые грани любимого ремесла. Полученные знания удастся применить каждому во время тест-драйва с помощью новой камеры D850, дополнительно в день события будут доступны более 30 моделей объективов!

Новый высококачественный теле-фото зум объектив от Panasonic
27 февраля 2018
Новости

Новый высококачественный теле-фото зум объектив от Panasonic

Компания Panasonic официально анонсировала теле-фото зум объектив LEICA DG VARIO-ELMARIT 50-200 мм/ F2.8-4.0 ASPH - третью и последнюю модель в серии объективов с диафрагмой F2.8-4.0. Новый объектив охватывает эквивалентный диапазон фокусных расстояний от 100 до 400 мм и имеет корпус с защитой от влаги и пыли.Встроенная система стабилизации Power OIS может работать совместно со стабилизацией в корпусе камеры, при установке объектива на камеры Lumix, поддерживающих технологию Dual IS.

Тестовая видесъемка Nikon D750: солнце встало и тут же село
30 декабря 2014
Видео

Тестовая видесъемка Nikon D750: солнце встало и тут же село

Ошибки при создании видеоролика о ночном городе в замедленной съемке были учтены, все системы автофокуса и стабилизации были отключены. Картинка получилась более ровной, система автоматического выравнивания экспозиции учла изменение освещенности. При съемке требуется надежный устойчивый штатив и необходимо исключить любые перемещения оператора, других людей или животных рядом с камерой.

ДОСТУПНАЯ АКУСТИКА GENIUS SW-2.1 370 ДЛЯ МЕЛОМАНОВ
25 декабря 2015
Новости

ДОСТУПНАЯ АКУСТИКА GENIUS SW-2.1 370 ДЛЯ МЕЛОМАНОВ

Москва, 25 декабря 2015 года — Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет новую акустическую систему Genius SW-2.1 370. Отличительная особенность новинки — мощный для этого класса сабвуфер, обогащающий звучание колонок густыми глубокими басами.

Премиальный дизайн и высочайшее качество звучания в новых беспроводных колонках Logitech Bluetooth Z600
17 июля 2013
Новости

Премиальный дизайн и высочайшее качество звучания в новых беспроводных колонках Logitech Bluetooth Z600

Москва, Россия. — 17 июля, 2013 г. — Швейцарская компания Logitech представляет беспроводные стерео-колонки Logitech Bluetooth Speakers Z600, дизайн которых идеально сочетается с утонченными формами ноутбуков Mac и Ultrabook. С новинкой звукопередача с компьютера, смартфона или планшета становится удобнее — к нему может быть подключено до трех устройств одновременно, при этом переключение с одного источника звука на другой осуществляется простым касанием pause и play.

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC- G6
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix DMC- G6

С флагманом серии Lumix ситуация странная. DMC-G6 по всем признакам является старшей камерой фотографической части системы, но при этом сильно недотягивает по многим параметрам до топовых аппаратов в модельных рядах конкурентов, да и по цене выступает скорее в среднем любительском сегменте. На роль старшей вполне можно было бы выдвинуть DMC-GH4, но она обладает избыточным для фотографа функционалом. По сравнению с ней G6 выполнена в более компактном корпусе. В качестве материала используется композитный полимер, а не магниевый сплав. Это обусловило и значительную разницу в весе: «шестерка» легче почти на 200 г.

Lenovo начинает эксклюзивные продажи смартфона Lenovo Vibe X3
29 февраля 2016
Новости

Lenovo начинает эксклюзивные продажи смартфона Lenovo Vibe X3

Москва – 29 февраля 2016 года: Компания Lenovo объявляет о старте продаж в России смартфона Vibe X3 со стереофоническими динамиками и усовершенствованной системой записи звука. Благодаря профессиональным мультимедийным возможностям, этот смартфон может стать настоящим карманным кинотеатром. Lenovo Vibe X3 будет доступен эксклюзивно в интернет-магазине Lenovo с 29 февраля 2016 года по цене 29 990 рублей. В первый день продаж покупатели смогут приобрести смартфон по специальной цене 27 990 рублей.

Обзор современного российского фотоискусства: изображение – бог, мы все – его рабы
9 февраля 2013
Обзоры

Обзор современного российского фотоискусства: изображение – бог, мы все – его рабы

Я твердо уверена, что будущее фотографии — за независимыми документальными проектами и мультимедийным жанром, проектами на базе Интернета и специально разработанными экспликациями. Это еще — непаханое поле, это сложная и многогранная работа, требующая не только навыков в фотографии, но умения системно мыслить, уделять внимание картинке, звуку, видео, тексту, дизайну и структурной подаче, находить баланс между ними, так же, как между содержанием и визуальным. Я сейчас работаю над этим.

Обзор фотокамеры Olympus E-PL5
6 февраля 2013
Обзоры

Обзор фотокамеры Olympus E-PL5

Сложно понять, отчего производители натужно конкурируют фантастическими и навороченными, но отнюдь не всегда полезными технологиями и техническими решениями. На практике слишком крутые и чрезвычайно дорогие топ-модели редко оказываются особо успешными. Напротив, устройства массового сегмента динамично и гармонично развиваются, обрастают востребованным функционалом, нравятся покупателям и в итоге формируют рынок. Olympus E-PL5 — новинка как раз такого класса. Избавленная от идеологических рамок, Pen Lite выросла в современную, функциональную, симпатичную и качественно выполненную беззеркалку. Может быть, не самую лучшую, но определенно интересную.

Лучшие объективы для камеры Nikon D850
26 сентября 2017
Новости

Лучшие объективы для камеры Nikon D850

Как вы знаете, камера Nikon D850 оснащена массивным датчиком разрешения 45 МП, поэтому вам нужны лучшие линзы, чтобы использовать мощность мегапиксельного монстра. Следующая важная причина, по которой вы должны получить высококачественные линзы, в ведущей системе автофокусировки (Multi-CAM 20K 153-Point AF System) камеры. Nikon D850 использует тот же процессор обработки, что и для камеры Nikon D5. Камера непрерывно снимается со скоростью 7 кадров в секунду до 51 последовательного 14-битного без потерь.