Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Мобилография: вчера, сегодня, завтра...
28 июня 2006
Обзоры

Мобилография: вчера, сегодня, завтра...

Вы думали, что фотоискусство — удел профессионалов? Умудренных опытом мастеров с дорогими «зеркалками»? Как бы не так! Благодаря мобильным телефонам, искусство фото стало доступно и простым смертным. И профессиональные возможности съемки здесь не при чем. Сотовые трубки подарили нам самый демократичный и свободный вид творчества — мобилографию.

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11
5 сентября 2018
Новости

Выдающийся дизайн и совершенные фото: Vivo представляет смартфон V11

Vivo представляет совершенно новый смартфон Vivo V11. Флагман из популярной линейки “V” оснащен AI-функциями, способными оптимизировать и упростить сценарии использования смартфона. Инновационный дисплей Halo FullView ™ в сочетании с градиентной расцветкой изогнутого 3D-корпуса делает дизайн устройства удобным и запоминающимся. Vivo V11 – первый смартфон V-серии со сканером отпечатков пальцев, встроенным в дисплей смартфона, позволяющим совмещать высокий уровень биометрической защиты данных и безупречный стиль.

Canon выпускает новый проектор с модулем Wi Fi
13 апреля 2015
Новости

Canon выпускает новый проектор с модулем Wi Fi

Москва, 8 апреля 2015 г. Сегодня компания Canon, мировой лидер в области создания решений для работы с изображениями, объявляет о выпуске компактного инсталляционного проектора Canon XEED WUX500 с поддержкой Wi Fi. Благодаря непревзойденному качеству изображения и возможности подключения к другим устройствам с Wi Fi новый проектор сделает совещания еще более продуктивными. На ярких и четких изображениях высокого разрешения всем присутствующим будут хорошо видны даже тонкие линии и мелкий текст.

Olympus переносит производство цифровых камер во Вьетнам
9 мая 2018
Новости

Olympus переносит производство цифровых камер во Вьетнам

До недавнего времени вся продукция компании производилась на двух основных фабриках: Olympus (Shenzhen) Industrial Ltd, в китайском городе Шэньчжень и Olympus Vietnam Co.Ltd, в провинции Донг Наи во Вьетнаме. В сложившейся экономической ситуации совет директоров Olympus принял решение о закрытии производства в Китае.

Новый смартфон HONOR 9X: панорамный FullView экран и тройная камера 48 МП
24 октября 2019
Новости

Новый смартфон HONOR 9X: панорамный FullView экран и тройная камера 48 МП

Бренд HONOR представляет новый смартфон HONOR 9X, оснащенный тройной основной камерой с разрешением 48 МП и самым крупным в истории бренда безрамочным FullView экраном с диагональю 6,59 дюйма. Также HONOR предлагает пользователям новое решение в области беспроводной акустики – Bluetooth-наушники HONOR Sport PRO.

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5
29 ноября 2012
Обзоры

Обзор зеркальной фотокамеры Pentax K-5

Выпуск пылевлагозащищенных камер стал уже традицией для марки Pentax. Камера K-5 не является исключением, но главное ее достоинство не в этом.

Sony начинает продажи SD-карты UHS-II SF-G TOUGH в России
2 ноября 2018
Новости

Sony начинает продажи SD-карты UHS-II SF-G TOUGH в России

Это самая надежная карта SD, созданная для профессионалов. В каких бы сложных условиях вы ни снимали, износостойкие карты памяти серии SF-G спецификации TOUGH обеспечат производительность высокого класса. Эти карты сочетает в себе самую высокую скорость записи и считывания данных с ультрапрочным корпусом, который выдерживает сгибание при нагрузке 180 Н и падение с высоты 5 м. SD-карты SF-G TOUGH также отличаются водонепроницаемостью класса IPX8 и защитой от пыли класса IP6X, что важно для фотографов, которые ради хорошего снимка готовы бросить вызов любой стихии.

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP200
21 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактной фотокамеры Fujifilm FinePix XP200

Компактные фотоаппараты-амфибии долгое время казались безальтернативным классом, но и у них появились конкуренты с неожиданной стороны — так называемые экшн-камеры. Эти ориентированные в первую очередь на видеозапись малютки кое-как научились справляться с фотосъемкой, но если речь идет о съемке спорта, то для многих возможность запечатлеть его в первую очередь заключается в видео.

Fujifilm обновила прошивки для камер X-A3, X-A5 и X-A20
29 июня 2018
Новости

Fujifilm обновила прошивки для камер X-A3, X-A5 и X-A20

Компания Fujifilm выпустила новые версии прошивок для трёх своих камер. Проршивка для камеры X-A3 обновляется до версии 2.21, для камеры X-A5 до версии 1.10 и для камеры X-A20 до версии 1.11. Новые прошивки вносят улучшения по работе с камерой и исправляют ряд возникавших ошибок.

ViewSonic объявляет об основных итогах 2011 года в России
13 марта 2012
Новости

ViewSonic объявляет об основных итогах 2011 года в России

ViewSonic начинает юбилейный год в России с подведения итогов. После кризисного 2008 года ViewSonic демонстрирует постоянный рост бизнеса. В 2011 году общие объемы продаж компании в России выросли на 10% по сравнению с 2010 годом. Учитывая, что эти данные отражают рост продаж в деньгах на фоне постоянного снижения цен на ИТ-продукцию в целом, этот показатель наглядно свидетельствует о растущем интересе потребителей к продукции ViewSonic.