Фотограф времен и народов

«Здравствуйте, Дмитрий Николаевич!» — как много я отдала бы, чтобы увидеть встречу фотографа Бальтерманца и моего деда Алексея Суркова, который был тогда главным редактором «Огонька»! В то время фотографа из штрафбата боялись брать на работу все крупные советские журналы, но мой дед решился. Теперь я могу гордиться этим фактом семейной биографии — с «Огонька» началась огромная, невероятная слава Бальтерманца. Он проработал в журнале всю жизнь: сначала фотокорреспондентом, а потом и редактором фотоотдела. В скудные послевоенные годы люди вырезали его фотографии из журнала и вешали на стены вместо картин — красота входила в дом вместе с именем Бальтерманца, его узнали многие простые люди в нашей стране.

Атака

За именем Бальтерманца стоит множество определений: классик советской фотографии, основоположник официального фотографического стиля, первый фотограф Советского Союза и так далее. Все это о нем говорилось и писалось уже при жизни. И все было правдой, как правда и то, что сам Бальтерманц этих титулов не хотел и даже побаивался — знал, к чему может привести в нашей стране громкая слава. Во время войны ему пришлось побывать в штрафбате — за то, что в печать пошла не та карточка. От смерти на фронте его спасло только ранение, которое грозило ампутацией ноги. В мирное время он с трудом устроился на работу.

А в послевоенные годы его ждали обложки «Огонька», международные выставки и членство в жюри World Press Photo. Персональные выставки прошли в Лондоне (1964), Нью-Йорке (1965). Язык фотографий Бальтерманца был более других понятен за рубежом, он стал известен еще при жизни. Джозеф Куделка делал его портреты, его знали и любили Анри Картье-Брессон, Марк Рибо, Робер Дуано, Бальтерманца боготворили друзья и коллеги в России. Видимо, Бальтерманц был самым «близким» для зарубежных зрителей, потому что умел показать человеческую боль и трагизм войны без привязки к месту, понятные всем. Сюжеты снимков Бальтерманца превращались в символы и знаки.

Москва, 1962 г.

Есть фотографии «времени и места», есть «фотографии-символы». Георгий Зельма был летописцем Сталинградской битвы, Евгений Халдей был свидетелем взятия Рейхстага, а Бальтерманц оставил для выставок те работы, которые показывали войну как трагедию в общечеловеческом смысле. Многие известнейшие снимки были напечатаны спустя десятилетия после войны, в период «оттепели» — цензура не хотела показывать людям картину страшных потерь войны.

Фотография в Советском Союзе имела прикладное значение, документировала достижения народа. Многие классические снимки, которыми сейчас в основном и иллюстрируют войну, годы послевоенного строительства, советских вождей и прочий официоз — это Бальтерманц. При этом многие снимки были сделаны случайно, некоторые долго выстраивались, а иногда вообще делались при помощи фотомонтажа. Как, например, партийная трибуна с очередной майской демонстрации, куда Бальтерманц отдельно наклеивал фигурку каждого руководителя. Сталина в этой группе он специально клеил повыше, а потом переснимал.

"Два Ильича"

Сочетание репортажа с постановочной фотографией — характерное явление того времени. Бальтерманц сам справедливо считал себя мастером постановки. Он добивался совершенной композиции, часто достраивал кадр фрагментами других негативов. Классический пример — черные тяжелые облака с фотографии «Горе», которые попали на снимок из другого негатива. Но постановочные фотографии Бальтерманца вели не в сторону соцреализма — это была скорее «концентрированная» жизнь, правда и сила событий и человеческого духа.

Бальтерманц передавал масштаб и мощь новых свершений, но сохранял при этом чистоту взгляда, профессиональную дистанцию.

Постановка была в духе эпохи — показать грандиозность социалистических свершений. Если уж снимать заседание парткома, то по меньшей мере заседание какого-нибудь «Уралмаша». И чтобы человек сорок сидели каждый в своем состоянии, каждый в своей роли. В девяностых та былая серьезность могла вызвать улыбку. Но прошло всего десять лет, и теперь это история, которая во многих вдруг отзывается ностальгией. Может быть, поэтому как снимали раньше строителя на фоне БАМа и рабочего у нефтепровода, так сейчас снимают банкиров под крылом собственного вертолета или на фоне загородной резиденции...

Бальтерманц не был бы Бальтерманцем, если бы делал лишь помпезные, идеологические фотографии. Он объездил почти весь мир. И во всей этой череде впечатлений его объектив всегда замечал и ловил случайных прохожих, будь то на улицах Лондона или у книжного развала на фоне только что отстроенного Нового Арбата... Потому что в лицах можно было уловить живое дыхание каждого дня.

Последний раз на трибуне

Бальтерманц считается одним из первооткрывателей цвета, но его визитная карточка — не красные галстуки, а восковой Сталин в гробу, утопающий в радуге живых цветов. Классик военного фото, он подарил миру не пафос военных парадов, а обнаженную людскую боль. Фотограф показал, что трагедия войны сильнее гордости за то, что она Отечественная.

Достаточно взглянуть на фотопортрет самого Бальтерманца в 60-х годах, чтобы понять — перед нами художник. Не придворный угодник, не затравленный диссидент. Седой аристократичный красавец, в глазах которого достоинства больше, чем в обликах всех шести генсеков, которые живут на его фотографиях.

Дмитрий Бальтерманц умер в 1990 году неожиданно и быстро, не проболев и недели. Многих перемен, к счастью или к сожалению, он уже не увидел. Болезненной для него могла быть не смерть власти, а конец эпохи, по отношению к которой Бальтерманц был не летописцем, а творцом. Созданная им советская история заняла почти два этажа Дома фотографии на Остоженке, но уместить ее целиком было возможно только в памяти нескольких поколений.





Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

В объективе Nikon: Красноярские столбы с Анной Яценко
21 января 2016
Видео

В объективе Nikon: Красноярские столбы с Анной Яценко

Анна Яценко родилась в Норильске, живет и работает в Москве. Фотографирует животный мир в диких условиях, публиковалась в журналах National Geographic Traveler и «Русский репортер», победительница многочисленных конкурсов. Съемочная группа программы «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» отправилась с Анной Яценко в Красноярск.

Тест наушников Westone UM3X
18 января 2013
Тесты

Тест наушников Westone UM3X

Наушники Westone UM3X — родом из США. Производитель позиционирует их как сценические мониторы — профессиональные инструменты, предназначенные для использования музыкантами во время выступлений. Но профессиональное предназначение — не помеха для интереса со стороны простых любителей качественного звука — многие меломаны с удовольствием используют Westone UM3X для прослушивания своих любимых композиций.

Тест Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой Rolsen RL-22L1002F
22 мая 2012
Тесты

Тест Full HD ЖК-телевизора с LED-подсветкой Rolsen RL-22L1002F

Достоинства: стильный дизайн со стеклянной кромкой в нижней части корпуса. Хорошее разрешение на фоне остальных моделей раздела. Недостатки: при сигнале с HDMI чуть заметна гребенка на движущихся наклонных линиях. Глубина черного цвета и детальность темных сцен могли бы быть чуть лучше.

Тихая охота
17 ноября 2003
Обзоры

Тихая охота

Часто бывая в среде охотников на тропических животных, ездящих для этого в Африку, я заметил их странную особенность. Тратя десятки тысяч американских долларов на свои сафари и гоняясь по лесам и саваннам за крупной дичью, они зачастую попадают в серьезные переделки, достойные, будучи запечатленными на фото, лучших музеев мира! Да любой фотограф средней руки (за такие деньги) привез бы «шедевральные» съемки сцен охоты, видов природы и животных.

Внутриканальные наушники SIMGOT EN700 BASS: отслушал и с трудом вернулся назад. А мог бы и остаться там, где музыка, ...
2 мая 2017
Обзоры

Внутриканальные наушники SIMGOT EN700 BASS: отслушал и с трудом вернулся назад. А мог бы и остаться там, где музыка, ...

"Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай…" - сейчас рынок портативного аудио кишит продуктами на любой вкус и цвет. Не успеешь задуматься, что бы еще такого захотеть пикантного, а тебе уже на блюдечке выносят, всем видом вопрошая – что-то еще?... Однако не всем брендам удается с первого раза достучаться до своего покупателя тире слушателя, поскольку в звуке нужно не просто найти своего клиента, а запасть в душу определенному кругу меломанов и тем самым занять свою довольно узкую, специфичную нишу на переполненном до краев рынке аудиоустройств. Сегодня речь пойдет о знакомом нам молодом китайском бренде SIMGOT, помните обзор их первой ласточки EN700? Так вот, китайские ребята не долго думая доработали свою ласточку, довели ее до ума как внешне, так и внутренне, и явили миру уже знакомый нам продукт, но с иным, более концептуальным звуком, и с еще более импозантным внешним видом.

AV-кабели NORDOST
30 августа 2005
Новости

AV-кабели NORDOST

Акустический кабель VALHALLA Американской компании Nordost принадлежит не один уникальный патент на ниве кабельного производства. В ее ассортименте постоянно появляются новые кабели, и сейчас спектр продукции выпускаемой Nordost не ограничивается одними лишь акустическими и межблочными кабелями, но включает в себя различные аксессуары, сетевые соединители и даже сетевой кондиционер.

Рисуйте фонариком! Участвуйте в первом в истории фотографии Freezelight-battle от компании Olympus
31 марта 2016
Новости

Рисуйте фонариком! Участвуйте в первом в истории фотографии Freezelight-battle от компании Olympus

Если вы ещё не умеете рисовать светом — то у вас есть две недели чтобы срочно научиться и принять участие в первом в истории фотографии официальном Freezelight-battle, который состоится 16 апреля в рамках ФОТОФОРУМА-2016.

Компания Buffalo запускает второе решение NAS по видеонаблюдению для сетевых камер Axis
7 октября 2014
Новости

Компания Buffalo запускает второе решение NAS по видеонаблюдению для сетевых камер Axis

Москва 07 октября 2014 г. — Buffalo Technology, мировой производитель решений для хранения данных и сетевых решений, сегодня объявил о запуске своего сетевого видеорегистратора LinkStation™ 420 (LS420DS). После сетевого видеорегистратора TeraStation™ 5200 это вторая серия оптимизированных продуктов, созданных специально для сетевых камер Axis. Видеорегистратор LinkStation™ 420 с сетевыми камерами Axis обеспечивает полноценное управление IP-видеонаблюдением и делает это устройство идеальным решением для небольших и домашних офисов, компаний со множеством филиалов, а также для домашнего использования у требовательных пользователей.

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.
14 апреля 2018
Новости

Чем запомнился Фотофорум 2018 - завершило свою работу главное фотособытие года.

О российском фотовидеорынке принято судить по тому, как проходит самый крупный отраслевой проект года – Фотофорум. 18 лет выставка развивалась вместе с индустрией, проходя все те же стадии – зарождения, бурного роста, успешных лет процветания, стагнации и спада. И вместе с индустрией выставка вышла на новый этап развития – теперь Фотофорум – это образовательный мегапроект, задачей которого организаторы видят последовательное развитие профессиональных навыков фотографов и привлечение к фотографии все большего числа любителей.

ViewSonic представила новые разработки в период выставки Computex 2016
6 июня 2016
Новости

ViewSonic представила новые разработки в период выставки Computex 2016

Москва, 06 июня 2015 г. – Корпорация ViewSonic, мировой поставщик вычислительных, коммуникационных решений и продуктов потребительской электроники, провела в New Taipei City демонстрацию своих новых разработок, представляющих новые линейки дисплеев, ориентированных на профессиональную работу с цветом, реализацию современных интерактивных решений и систем для совместной работы в офисе, а также принципиально новый дизайн мониторов для дома и специальную линейку профессиональных геймерских мониторов для игровых консолей и ПК.