Задавая обычным автомобилистам вопрос, какие шины вы собираетесь ставить на зиму, ответы можно услышать самые разные. Кто-то скажет «шипованные», кто-то «из магазина за углом», кто-то «как у Васи», кто-то «для оттепели», кто-то «б/у», кто-то назовет бренд, допустим «Gislaved», кто-то ответит «подешевле» и т. д. Главным фактором, определяющим выбор, может быть все, что угодно.
Людей с четко сформировавшимися предпочтениями, которые твердо и без запинки назовут и марку и модель, а также объяснят объективные преимущества этой шины и скажут, где ее лучше приобрести, крайне мало. Самый же популярный ответ на наш вопрос – «еще не знаю; подумать надо...». Что ж, давайте думать вместе.
Не технологии, но конечный результат
Стать абсолютным знатоком шин практически невозможно. И дело даже не в объеме знаний, которые нужно усвоить (современная покрышка – высокотехнологичный продукт, по уровню сложности мало чем уступающий автомобильному двигателю). Главная проблема в том, что никакие теоретические познания не позволят вам прийти в магазин и, окинув опытным взглядом стройные шинные ряды, безошибочно определить, какая покрышка оптимально вам подойдет.
Когда я однажды обратился в российское представительство BRIDGESTONE с просьбой научить меня, а заодно и читателей, определять по внешнему виду шины ее эксплуатационные свойства, то неожиданно был огорошен тем, что в компании данную тему посчитали «провокационной» и давать комментарии вежливо, но твердо отказались. В недоумении я связался с представительством MICHELIN, где мне популярно объяснили мое заблуждение.
Для начала мне продемонстрировали несколько фрагментов покрышек, у которых форма протектора была приблизительно одинаковая, но зато в разрезе они имели совершенно различную структуру. После этого я прослушал небольшую лекцию о водоотталкивающих, несмачивающихся покрытиях, об интеллектуальных резиновых смесях, способных менять свои свойства в зависимости от температуры, об изменяемой геометрии пятна контакта, об объемном ламелировании, о веществах, связывающих свободные молекулы серы и препятствующих дополнительной вулканизации резины и т. д. Вывод, в общем, напрашивался сам собой. Форма протектора, а только он открыт нашему взору – далеко не самое главное. Подавляющее большинство свойств сокрыто где-то внутри – в механическом устройстве покрышки и в химическом составе смеси, а их мы не сможем разглядеть, как бы ни старались.
Не то чтобы форма вовсе не имеет значения. Какие-то общие законы формообразования протектора все же существуют, и зимняя, допустим, шина не может быть «сликом» — широкой, абсолютно гладкой покрышкой, без канавок и грунтозацепов (пока не может). Однако сравнивая две конкретные модели, никогда нельзя с уверенностью сказать, что у этой шины, скажем, плечевые зоны протектора выглядят более массивными, поэтому на вираже она гарантированно будет вести себя лучше своей конкурентки с закругленными краями.
Как же быть рядовому потребителю? Как делать свой выбор? Все достаточно просто. Нужно понять одну очевидную вещь – для нас, как для автолюбителей, не имеет значения, как шина устроена, важно только то, какие свойства она демонстрирует на дороге.
Как о них узнать? Источников информации масса.
Век потребителя
Приверженцы масштабных теоретических построений во все времена были падки на громкие обобщения. Целые эпохи получили имена. Век структурализма, век марксизма, эпоха НТР, эра кибернетики и т. д. Сейчас идет четвертый год XXI-го века общепринятого летоисчисления, и пользуясь вышеупомянутым подходом, многие склонны называть его «веком потребителя». Причем современная ситуация в шинной промышленности в данном случае вполне может служить доказательством правомерности такого определения.
Специалисты, которые нас консультировали, вспоминают как в 1994 году зимой за шинами GISLAVED выстраивалась очередь в шесть утра. Удавалось продать колесо 13-го диаметра за 165 долларов, и люди были счастливы переплачивать баснословные деньги. Сейчас если такой потребитель появится, заверили нас, очередь выстроится уже к нему – из производителей, для того, чтобы привести всевозможные аргументы в свою пользу. Грех покупателю этим не воспользоваться и не получить достоверную, разностороннюю информацию о продукте и сделать выбор предельно осознанно.
Разумеется, каждый производитель будет свою продукцию хвалить, а какие-то сомнительные моменты замалчивать. Следовательно, за объективными консультациями следует обращаться к иным источникам – к специалистам, у которых была возможность профессионально оценить шины различных марок, к тем, кто имел возможность провести сравнительный анализ.
ТЕСТЫ В ЖУРНАЛАХ
Как известно, многие зарубежные и ряд отечественных изданий регулярно публикуют результаты собственных тестирований шин. Как определить, какому изданию можно верить? По уровню авторитета. А складывается он из множества составляющих. Это и методики тестирования, которые журнал ни в коем случае не должен скрывать (на каком полигоне проходили испытания, какое оборудование использовалось, по каким принципам выставлялись оценки и т. д.). Это и профессионализм гонщиков-испытателей (часть баллов неизбежно выставляется на основе субъективных, но в идеале абсолютно непредвзятых ощущениях водителя). Это и независимость контента (текстового наполнения) от содержащейся в издании рекламы (если на одной странице вы читаете хвалебную статью о бренде «Супершина», а весь следующий разворот занимает рекламный модуль этой компании, то следует крепко задуматься).
КОНСУЛЬТАЦИИ В МАГАЗИНАХ
О том, как выбрать магазин, и как себя в нем вести, мы еще подробно поговорим ниже. Тем не менее, отметим здесь, что грамотный магазин с квалифицированными продавцами – один из важнейших источников информации. Основное преимущество – наглядность. Вам не только расскажут о шинах, но и покажут их.
Разумеется, чем разнообразнее ассортимент в магазине, тем больше шансов получить объективные сведения.
CALL-ЦЕНТРЫ
У крупных торговых компаний существуют так называемые Call-центры – специальные бесплатные, как правило, телефонные службы, куда вы можете позвонить и задать любые вопросы, касающиеся шин. В качестве характерного примера профессионалы назвали нам Call-центр сети мультибрендовых магазинов МВО. Несмотря на то что операторами там работают девушки с приятными голосами, дело свое они знают.
Преимущество подобных служб в том, что по телефону вам не пытаются шины продать, а лишь только информируют о них.
Недостаток – вы не видите шин «живьем».
ПРОЧИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Сюда мы отнесем советы друзей, сетевые форумы, тематические теле-и радиопередачи, выставки, презентации, каталоги на различных носителях и т. д. Это тоже весьма полезные источники, но степень доверия к ним различна в каждом конкретном случае. Ее вам придется определять самостоятельно.
Шинные бренды
Мы не зря решили рассмотреть этот вопрос отдельно. Разумеется, ездить вам придется не на брендах, а на покрышках, однако разбираться в марках шин все же не помешает. По сути выбор бренда – это выбор соотношения цена/качества.
На сегодняшний день компании, производящие шины, условно делятся на три ценовые категории.
ПЕРВАЯ КАТЕГОРИЯ
MICHELIN, GOODYEAR, PIRELLI, DUNLOP, CONTINENTAL, BRIDGESTONE. Зимой добавляется NOKIAN, а если речь идет о шипованных шинах, то еще GISLAVED.
Здесь представлены наиболее авторитетные бренды. Шины этих компаний самые дорогие, но предположительно самые качественные и надежные. Ими комплектуют свои автомобили на первичном монтаже наиболее уважаемые автопроизводители. Именно они чаще других побеждают в тестах. Филиалы и представительства этих шинных брендов есть в любой мало-мальски крупной стране, а их рекламу вы найдете во всех тематических журналах.
Их доля от общего числа реализованных в России шин (в штуках) по некоторым данным составляет 12,6%.
ВТОРАЯ КАТЕГОРИЯ
BFGoodridch, KLEBER, UNIROYAL, YOKOHAMA, NOKIAN («лето»), GISLAVED («лето» и нешипованная «зима»), FIRESTONE, KUMHO, HANKOOK, FULDA, TOYO и т. д.
Здесь объединены компании «второго эшелона». Шинами этих брендов также комплектуются многие автомобили на первичном монтаже. Цены несколько ниже, чем в первой категории, а названия компаний гораздо реже мелькают в топ-листах журнальных тестов. Эти производители меньше средств тратят на рекламу, но предлагают вполне приемлемое качество.
Доля от общего числа реализованных в России шин – 5,4%.
ТРЕТЬЯ КАТЕГОРИЯ
MEDEO, FORTIO, NORDMAN, КАМА, ТАГАНКА, МЕДВЕДЬ, ЯРОСЛАВЛЬ и т. д.
Здесь собраны компании, шины которых наиболее востребованы в нашей стране в связи с их низкой ценой.
Доля от общего числа реализованных в России шин – 82%.
Почему конкретная компания занимает место в ряду одной категории, а не другой? Цена шины во многом зависит от имени производителя, но имя на пустом месте не вырастает. Авторитетная компания никогда бы не стала брендом первой категории, если бы не предлагала современную качественную продукцию. Например, самым дорогим и уважаемым брендом является MICHELIN. На счету инженеров этой компании множество открытий и изобретений, которые в свое время произвели революцию в шинной промышленности (первая радиальная покрышка, первая бескамерная шина и т. д.). MICHELIN и сегодня один из лидеров инноваций. К тому же это единственная компания, которая в полной мере располагает всей производственной цепочкой: от плантаций, где выращиваются каучуконосы, до собственных розничных точек. За счет этого у шин MICHELIN, с одной стороны, должна быть, по логике, самая низкая себестоимость (среди сопоставимых по качеству моделей), но при этом данный бренд может себе позволить выставлять весьма высокие розничные цены. Таковы объективные законы рынка.
Меня всегда волновал нескромный (с точки зрения производителей) вопрос: какую часть от цены шины составляет голая «цена бренда»? То есть, сколько обычный потребитель доплачивает за гарантии качества? Я был очень удивлен, но при подготовке этого материала один из наших консультантов мое любопытство, наконец, удовлетворил. По его мнению, «цена бренда» в первой категории производителей составляет порядка 10—15%, а во второй – порядка 5%. В третьей категории вопрос о «цене бренда» ставить пока рано (условно – 0%).
Как мы уже отмечали, при выборе покрышек решающим аргументом в пользу той или иной модели могут стать разные факторы. Авторитет производителя – один из основных.
На этапе знакомства с брендами (особенно, если речь идет о первой категории) у многих потребителей формируются столь явные предпочтения, что никакие контрдоводы уже не изменят их симпатий. Об этом, кстати, косвенно свидетельствует приведенная нами статистика продаж – дорогих шин первой категории реализуется гораздо больше, чем малораскрученных покрышек второй категории (более дешевых).
Что ж, остановившись на какой-то одной марке, можно очень сильно облегчить себе жизнь. У большинства крупных производителей существуют так называемые «гросс-буки» – некие таблицы, определяющие соответствие различных моделей шин конкретным маркам автомобилей. Находишь в таблице свою машину, год выпуска, мощность двигателя, и вам рекомендуют сезонную модель, которая четко отвечает эксплуатационно-техническим данным, заложенным в ваш автомобиль. Выбор сокращается до трех-четырех вариантов; весьма удобно.
Перед покупкой
Теперь, когда вы уже стали ориентироваться в шинах и почти готовы отправиться в магазин за покупкой, стоит определить для себя важнейший аспект – по каким дорогом вы намерены ездить в этом сезоне. В преддверии зимы, например, четко нужно понять, придется ли вам по большей части совершать загородные поездки, преодолевая попеременно то снежные заносы, то участки полностью обледеневшей трассы, либо всю зиму вы проведете в крупном городе, где температура в основном не опускается ниже десяти градусов мороза, а дороги представляют собой чередующиеся отрезки мокрой снежной каши и голого асфальта.
Выбор магазина
Как показывает практика, для обычного человека выбор магазина определяется следующими факторами:
• рекомендации друзей и родственников;
• личные отношения с персоналом;
• близость к дому или работе;
• уровень цен.
Статистика также свидетельствует о том, что, однажды купив шину в каком-либо магазине, последующие покупки клиент, как правило, осуществляет в том же месте (объективные законы психологии потребителя). Что это значит? Только то, что к выбору торговой точки стоит отнестись со всей серьезностью. Сами подумайте, зачем вам раз за разом закупаться в плохом магазине?..
Настоятельно рекомендуем провести некое маркетинговое исследование – посетить разные торговые точки. Присмотритесь, сравните цены и ассортимент, убедитесь в наличии парковки и узнайте, нет ли поблизости шиномонтажной мастерской, обратите внимание на чистоту, наличие рекламных материалов и пр. Но главное, пообщайтесь с продавцами. Оцените их компетентность и готовность подробно ответить на любой ваш вопрос.
Хозяева магазинов не могут не знать, как тяжело в условиях острой конкуренции убедить человека стать клиентом именно их точки. Поэтому если вы где-то замечаете какие-либо признаки наплевательского к себе отношения либо уличаете персонал в попытке продать вам шину более высокого класса (и цены, разумеется), чем нужно вашему автомобилю, смело покидайте это место.
Общим правилом является выбор магазина с максимально возможным ассортиментом. Однако если вы успели стать приверженцем какой-то конкретной марки, то, быть может, стоит отыскать монобрендовый магазин, специализирующийся на шинах только вашей любимой компании. У именитых производителей такие торговые точки есть. Их бесспорное преимущество – полные линейки производимых моделей (если чего-то не окажется на складе, как правило, можно оформить заказ), профессионализм персонала и качество услуг.
Интернет-магазины. На Западе сетевая торговля давно уже пробрела широкую популярность. Мы пока отстаем, но и у нас в стране Интернет-магазины постепенно перестают восприниматься как экзотика. И если в прошлом сезоне «виртуальная наценка» (отличие от розничных цен в обычных магазинах) составляла приблизительно 15%, то этой зимой, по мнению наших консультантов, она уже не будет превышать 10% (цена включает доставку).
Минус интернет-магазина – вы заранее не видите покрышку.
Покупка
Профессиональные продавцы дали нам один ценный совет: никогда не торопитесь при покупке. Старайтесь даже после того, как вы уже почти определились с моделью (вам все нравится), задать еще один-два контрольных вопроса.
Опытный продавец знает, когда стандартный клиент готов к покупке и когда уже можно «расслабиться»: покупатель говорит о шинах так, будто он их уже купил; трогает их осторожно и бережно, как свои собственные; его зрачки расширены (свидетельство неподдельной заинтересованности) и т. д. Чем дольше вы будете скрывать свою симпатию, тем легче вы сможете при помощи разных вопросов получить объективную информацию.
Теоретически, если вы правильно выбрали магазин, то при покупке у вас никаких проблем не возникнет. Вам не продадут просроченный или бракованный товар. Однако далеко не все торговые точки могут похвастаться безупречной репутацией, да и все та же статистика говорит о том, что большая часть шин в России приобретается на рынках, а там покупатель ни от чего не застрахован. Как известно, шины никто никогда не подделывает (дороже обойдется), но вот продать некондицию иногда пытаются.
ПРОСРОЧЕННЫЕ ШИНЫ
Шина могла быть приобретена на стоке в Европе, куда она попала, предварительно пролежав несколько лет на складе. Условий хранения мы знать не можем, поэтому лучше не превышать общепринятый «безопасный» срок годности – 5 лет.
Дата выпуска шины проставляется на ее боковине. Попросите продавца отыскать в маркировке четыре нужных цифры. Последние две – год выпуска, первые две – порядковый номер недели этого года.
ВЫБРАКОВАННЫЕ ШИНЫ
К сожалению, и такие шины еще встречаются в России. Причина тому – неосведомленность наших соотечественников.
Обращайте внимание на цветные пятна, которые могут быть нанесены на боковину шины, и требуйте от продавца разъяснений. Возможно, пятно всего лишь отмечает наиболее тяжелое место покрышки (при изготовлении шины добиться абсолютного равновесия всех ее частей практически невозможно, и производители определяют некий центр тяжести, чтобы можно было строго напротив расположить вентиль и облегчить жизнь балансировщикам). Такие пятна (как правило, белые или красные) «не опасны». А вот метка желтого цвета однозначно свидетельствует о том, что данная шина по тем или иным причинам прошла выбраковку на Западе.
Маркировочные пятна не стираются, но зато их можно попытаться зафрезеровать. Обращайте внимание на потертости боковины.
УСТАРЕВШИЕ ШИНЫ
В данном случае имеются в виду старые модели, уже снятые с производства (хотя сама шина может при этом быть вполне новой). Связываться с такими покрышками не стоит, так как через некоторое время в случае серьезного прокола вам нечем будет заменить испорченную шину. Вы просто не сможете найти эту модель ни в одном магазине, и потеряете таким образом все четыре покрышки. Напоминаем: в целях вашей безопасности в зимний период все шины на вашем авто должны быть одинаковыми.
В общем, не забывайте спрашивать у продавца, к линейке какого года принадлежит приглянувшаяся модель.
НЕКАЧЕСТВЕННАЯ ОШИПОВКА
Практически все шины на отечественных прилавках шипуются сейчас в России, так как на этом можно ощутимо сэкономить. При ошиповке рекомендации завода-производителя зачастую не соблюдаются, и в течение первых двух месяцев эксплуатации часть шипов либо вылетает из гнезд, либо стачивается.
К сожалению, марку шипа и качество ошиповки (кроме самых явных нарушений) на глаз вы никогда не определите. Вывод: закупаться надо в проверенном месте.
В преддверии зимы
В дорогом сегменте, по мнению наших консультантов, этой зимой будет весьма жесткая конкуренция между двумя шипованными шинами: новой финской NOKIAN HAKKAPELIITTA и PIRELLI CARVING, разработанной в Германии.
Среди шин нешипованных, несмотря на очень хорошую разработку GOODYEAR – ULTRA GRIP шестого поколения, основная конкуренция будет между моделями MICHELIN PILOT X и PIRELLI SOTTOZERO, в которых резиновая смесь адаптируется к температуре.
В среднем ценовом сегменте о каких-то явных лидерах говорить сложно. Но как отмечают специалисты, все больший авторитет набирают южнокорейские бренды (KUMHO и HANKOOK). Пользуясь высоким курсом евро, они активно продвигают свои модели в Западной Европе и Скандинавии, а последнее время стали заметны и на российском рынке.
И KUMHO и HANKOOK начали регулярно обновлять модельные ряды и предлагают вполне высокое качество по вменяемым ценам. Примечателен также тот факт, что количество положительных профессиональных отзывов об этих брендах стало резко возрастать.
Для владельцев подержанных иномарок и отечественных автомобилей (для тех, кто не гонится за статусом) «корейцы» — это вполне приемлемое решение.
Наши консультанты не стали вдаваться в подробности, но отметили, что, скорее всего, этой зимой в типоразмерных рядах некоторых производителей будут определенные «дырки». Связано это с особенностями работы нашей таможни: не все шины поступают в заказанных объемах. Это не повод бить тревогу, но откладывать покупку до белых мух не стоит, лучше приобрести шины заранее. Напоминаем: переобувать колеса нужно, как только среднесуточная температура достигнет семи градусов Цельсия.
Лучше закупиться прямо сейчас. Погода непредсказуема, да и цена зимней резины осенью, естественно, растет и меняется буквально каждые две недели.
И не забудьте обкатать новые покрышки: истирание верхнего защитного слоя (и притирка шипов), после которой шина начнет работать в полной мере, произойдет не раньше, чем вы намотаете порядка 100 километров при скорости, не превышающей 80 км/час (без резких торможений и стартов).
УДАЧНОЙ ЗИМЫ!
Комментарии
Я беру что-то более дорогое, йоку или бриджи, они хотя бы производятся за границей, ни все конечно, но всё таки.
Беру обычно в магазине дистанционно заказываю в cargoos http://shina-mos.ru/
+7(499)686-09-98