Черно-белая фотография в цифровую эпоху. Часть 2: как создать черно-белый снимок из цифрового файла?

Итак, вы решили попробовать черно-белую фотографию «на вкус». Это правильное решение. Только так художник может оценить новые технологии, новые материалы, новые темы. Когда Казимир Малевич, автор знаменитого «Черного квадрата», приехал преподавать в Витебск, другой, не менее талантливый и известный художник, Марк Шагал, который тогда же преподавал в Витебском художественном училище, захотел понять, что же такое — Черный квадрат и почему все студенты увлечены им. И Шагал начал писать Черный квадрат на улицах Витебска, наравне со своими летающими парочками, козами, играющими на скрипке, и другими персонажами. То есть, чтобы понять и почувствовать черно-белую фотографию, надо сделать хотя бы пару дюжин черно-белых снимков.

Текст: Евгений Артемов

Фотограф Евгений Артемов окончил кинооператорский факультет ВГИК.

Работал кинооператором в Главной редакции телеинформации АПН. С 1977 года член Объединенного комитета художников-графиков г. Москвы, работал в различных редакциях, издательствах, агентствах. Участник многих фотовыставок.

Фотографии Е. Артемова хранятся в фондах Славянской библиотеки в Париже, Русского музея в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях Франции, Германии, США, России. В настоящее время — преподаватель фотошколы «СтудиА», www.f-f-f.ru

 

Конечно, самое главное в снимке — его содержание. Это душа снимка. А тело снимка — та изобразительная оболочка, в которой живет душа. Черно-белая фотография — светопись в прямом значении этого слова. Тело черно-белого снимка основано на игре света, контрастах светотени, контрастах черного и белого. Можно построить черно-белый снимок на нюансах тона, но это более сложный путь, требующий определенного мастерства.

 

Фото 000-Al-Slus-1980

Александр Слюсарев и Леонид Бажанов (ныне — художественный руководитель ГЦСИ), 1980-е.

 

Чем снимать черно-белые цифровые фотографии?

Вашим цифровым фотоаппаратом! Существуют специальные камеры для черно-белой фотографии, у которых нет байеровского массива фильтров, поэтому они фиксируют только яркость фактур объекта (например, Leica Monochrom или цифровой среднеформатный задник Achromatic+). Их преимущество — высокая резкость и огромный интервал полутонов. Но снимая этими камерами, устанавливать соотношение яркостей различных цветных фактур внутри кадра можно только с помощью съемочных светофильтров, так же, как и в черно-белой аналоговой фотографии.

Цветные изображения, снятые вашей цифровой камерой, позволяют изменять яркости различных фактур под контролем вашего монитора и получать различные тональные решения для одного и того же кадра.

Рассмотрим процесс получения черно-белого снимка на примере моего этюда «Вспоминая Александра Слюсарева». Этот снимок экспонировался на второй Фотобиеннале современной фотографии Русского музея в Санкт-Петербурге. Этюд (от франц. etude — изучение) — произведение, снятое фотографом с целью изучения и разработки каких-либо аспектов фотографии. Этюд не претендует на законченность, это набросок, учебное упражнение.

У Александра Слюсарева, среди его «квадратов», есть снимок одинокой волейбольной сетки на берегу моря. Я увидел подобную сетку в Репино, вспомнил Александра, загрустил и захотел сам попробовать снять этот сюжет. Я нашел точку съемки (первое, что должен сделать фотограф на натуре) и стал ждать, пока тень от строения закроет передний план. Черно-белому снимку нужен контраст, а моему сюжету — драматизм и грусть, поэтому тень была мне необходима.

В съемке нескольких дублей был задействован фотоаппарат Nikon D700 с объективом Tamron 17–35/2,8–4. Объектив очень легкий, резкий, дисторсия хорошо исправлена.

Полученные файлы NEF (никоновский RAW) были затем преобразованы в TIF 16 bit моим любимым конвертором RPP, разработанным прекрасным программистом и фотографом Андреем Твердохлебом из Калифорнии. Я использовал L*-гамму при конвертации, так как планировал серьезную обработку в Photoshop.

илл. 1

 

На получившейся картинке (илл. 1) видна красная сетка на красных столбах на синем фоне моря и неба. Обратите внимание на пониженный контраст и отсутствие абсолютно черных и белых фактур в изображении — это необходимо для последующей обработки.

При переводе цветного изображения в черно-белое фотографы решают две различные задачи.

Во-первых, возможна стилизация цифрового изображения под аналоговое, снятое на каком-то конкретном типе пленки и отпечатанное на каком-либо конкретном типе фотобумаги. Эту задачу проще всего решать с помощью специальных программ и плагинов для Photoshop (DxO FilmPack, Nik Silver Efex, Imagenomic Real Grain, Perfect Black & White и им подобных).

 

илл. 2

 

На илл. 2 показано окно программы DxO FilmPack. Внизу — превью пресетов, прямо с вашего кадра, для разных типов пленки. Справа — более точные регулировки количества зерна, его размера и многих других параметров. Получающийся эффект — условный, это не точное воссоздание аналогового изображения.

Во-вторых, можно самостоятельно задать все параметры черно-белого изображения — такие, как яркости неба, зелени, лиц; контрастность, резкость, фактуру зерна пленки и многие другие с помощью программы Photoshop.

В Интернете вы найдете много способов перевода цветного изображения в черно-белое, от простейших (простое обесцвечивание) до весьма сложных и изощренных. Большая часть из них предназначена для получения каких-либо эффектов. Так как я хочу полного контроля, а не эффектов, то чаще всего использую возможности инструментов Photoshop, из которых я особенно люблю два: «Черно-белое» и «Микширование каналов».

На снимке Александра Слюсарева — белая сетка на фоне темного моря и неба. Снимок аналоговый, и я думаю, что Александр применял при съемке оранжевый фильтр. В моем случае это тональное решение легко получить с помощью инструмента «Черно-белое», высветляя красные цвета и затемняя голубые и синие.

 

илл. 3

илл.4

На илл. 3 показаны положения движков, а на илл. 4 — полученный результат. Обратите внимание: я использовал инструмент «Черно-белое» как корректирующий слой. Слои — самый прогрессивный способ неразрушающей обработки в Photoshop.

Снимок в таком виде показался мне чересчур радостным и бравурным. Он получился более радостным, чем снимок Александра. А во время съемки я испытывал грусть! Александра Слюсарева уже нет с нами, и его белая сетка показалась мне траурной, черной, контрасты сглаженными, а день — не солнечным, а пасмурным. Я сильно затемнил красные тона и высветлил синие тем же инструментом «Черно-белое». Теперь бравурность ушла, и полученный результат гораздо лучше соответствовал моему замыслу.

 

илл. 5

Положение движков для этого варианта приведены на илл. 5.

 

илл. 6

Настройки инструмента «Микширование каналов», дающие такой же результат, показаны на илл. 6. Обратите внимание на галочку «Монохромное» вверху окна настроек инструмента.

 

илл. 7

Пока еще снимок остается малоконтрастным и бледным. Я усилил контраст с помощью инструмента «Кривые», настройки которого приведены на илл. 7, и это также корректирующий слой.

 

илл.8

 

Результат представлен на илл. 8. Сравните его с первоначальным вариантом (илл. 4). Эти два снимка совершенно разные и по настроению, и по тональному решению. И оба они получены с одного и того же цветного файла!

Вся дальнейшая работа должна быть ориентирована на то, как будет использован готовый снимок: для размещения в Интернете или для печати (конкретнее — для какого типа печати, на каком принтере, какой бумаге и какого размера).

Я собирался отпечатать мой снимок размером 50 см по длинной стороне (в соответствии с требованием к отпечаткам для Фотобиеннале Русского музея). Принтер — Epson 4800, графитовые чернила Piezografi, бумага Arches Hot Press, гладкая, без покрытия для приема чернил. Родное разрешение принтера, определяемое количеством дюз в его головке, составляет 360 dpi. Вначале я увеличил размер снимка с помощью программы PhotoZoom Pro (метод S-Spline-XL).

Увеличить размер изображения можно и в Photoshop, в несколько приемов добавляя к исходному размеру по 10–15%. Важно вначале привести снимок к необходимому размеру, а только потом добавлять резкость и, если необходимо, зерно. Я увеличил размер своей фотографии, сохранил файл и затем в программе Photoshop усилил резкость простым инструментом «Контурная резкость» с установками радиус — 0,75 пиксела, эффект — 200. Затем я взял «Архивную кисть», которая выборочно отменяет результат последней операции в Photoshop, и полностью удалил повышение резкости со всего заднего плана: с горизонта, с моря, с кустов на заднем плане. Таким образом я улучшил разделение планов, объемность и глубину снимка. Жаль, что этот эффект сильно теряется при полиграфическом воспроизведении. Размыть задний план можно и другим инструментом — «Размытие».

Затем я добавил цифровой шум. Цифровой шум, добавляемый растровыми редакторами, совсем другой, чем тот, который возникает в цифровых камерах при неблагоприятных условиях съемки. И разные программы добавляют разный шум. Шум, который добавляет PhotoZoom Pro, очень мелкий; шум, генерируемый Photoshop, гораздо грубее.

Зачем добавлять цифровой шум? Я не ставил своей задачей получить имитацию пленочной фотографии. Я лишь вспоминал Александра Слюсарева, а не подражал ему. Поэтому я не хотел имитировать пленочное зерно. Шум правильного размера, добавленный в правильном количестве, решает сразу несколько задач. Во-первых, визуально повышает резкость снимка. Во-вторых, увеличивает количество полутонов изображения, опять же визуально воспринимаемых. В-третьих, при печати он создает ощущение большей гладкости и чистоты фотографии. Дизайнеры, работающие для полиграфии, добавляют шум во все непрерывные градиенты, а фотография — один огромный градиент.

 

илл.9

На илл. 9 показаны настройки программы PhotoZoom Pro, использованные мною для увеличения размера, там же видна настройка цифрового шума.

Если вы хотите имитировать аналоговое зерно, проще всего скачать скан настоящего зерна из Интернета, наложить его новым слоем поверх вашего изображения в Photoshop в режиме наложения «Затемнение» или «Перекрытие» и отрегулировать прозрачность слоя с зерном. Конечно, ничто не мешает поэкспериментировать с другими режимами наложения слоев.

Я пробовал применить одновременно и цифровой шум, и пленочное зерно, но фотографии выходили неестественными, «зафотошопленными». Шум повышает резкость, зерно несколько снижает ее; шум делает изображение гладким, зерно — шероховатым. Такая борьба противоположностей в моих опытах не привела ни к чему хорошему.

Хочу отметить, что популярное в Интернете мнение о том, что зерно — это шум пленки, неверно.

Шумом пленки можно считать вуаль, зерно же — основа пленочного изображения (точно так же, как пикселы — основа цифрового). Зерно неодинаково распределяется на изображении: в средних тонах оно более заметно, чем в тенях и в светах, в зоне резкости оно незаметно, а в зоне нерезкости заметно очень сильно, каждая фактура черно-белого снимка обладает своей, отличной от соседних фактур, структурой зерна. В результате изображения с разумной зернистостью кажутся более объемными, фактуры различных поверхностей лучше воспринимаются глазом, визуально увеличивается количество полутонов изображения. Именно поэтому известный фотограф Георгий Колосов считает, что зерно в черно-белой аналоговой фотографии приносит большую пользу.

Если вы имитируете аналоговую фотографию, вам необходимо воспроизвести тонопередачу сквозного канала негатив — увеличитель — позитив. Распространено мнение, что S-образная кривая в инструменте «Кривые» имитирует тонопередачу черно-белого аналогового фотопроцесса. Это неверно. В конверторе Adobe Camera RAW есть выбор между линейной гаммой (там функция тонопередачи линейна) и двумя S-образными кривыми (средний и сильный контраст).

Но применение S-образных кривых не дает ощущения пленочной фотографии, да и не называется так в Photoshop. Кривая тонопередачи аналогового фотопроцесса наиболее достоверно исследована Ф. С. Пятницким в его книге «Цветоведение и цветовоспроизведение» и кинооператором Валентином Железняковым в его книге «Цвет и контраст». В. Железняков считает, что кривая тонопередачи имеет перегиб в зоне 20% яркости, контраст в тенях сглажен, а в светах, наоборот, увеличен. Разные контрастности проявления пленки и фотобумаги, разные плотности негатива дают разные варианты кривой при сохранении ее общей формы.

 

илл. 10

 

На илл. 10 приведен скриншот с кривой. Обратите внимание, что перегиб приходится примерно на деление 50 входного значения яркости. По моему опыту применение такой кривой наиболее достоверно имитирует тонопередачу аналогового черно-белого фотоотпечатка. Вы должны двигать точку перегиба кривой вправо-влево и вверх-вниз, чтобы найти наиболее подходящую для вашего сюжета кривую.

В завершение — еще один важный случай применения инструмента «Микширование каналов».

Этюд «Последний троллейбус» я снял на Ленинградском проспекте примерно в 2 часа ночи. Камера Nikon D700, чувствительность 6400 ISO, выдержка 1/6 секунды. Объектив Nikkor 10–24 мм. Изначальный свет от натриевых ламп уличного освещения — желтый (голубой составляющей в спектре этих ламп нет). Если посмотреть на RGB-изображение поканально, мы увидим, что канал Вlue снят с сильной недодержкой. Он зашумлен и портит изображение в целом. Инструментом «Микширование каналов» мы можем полностью исключить влияние синего (и любого другого) канала на итоговое изображение.

 

илл.11

На илл. 11 — фрагмент синего канала,

 

илл.12

на илл. 12 — настройка инструмента «Микширование каналов»,

 

илл. 13

на илл. 13 — итоговое изображение.

P. S. 12 мая этого года на семинаре Георгия Колосова в PhotoPlay мы еще раз сравнили различные способы печати черно-белых фотографий с цифрового файла. Наилучший результат, мало отличимый от аналоговой фотографии, получается при использовании цифрового негатива, который был описан в первой части статьи (№ 1 (44) за 2013 год).

Успехов Вам и прекрасных фотографий!

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Основные продукты LG удостоены сертификата Carbonfree
10 января 2013
Новости

Основные продукты LG удостоены сертификата Carbonfree

Сеул, 10 января 2013 г. — Компания LG Electronics объявила о том, что шести ее продуктам присвоен сертификат CarbonFree, в подтверждение признания стратегии компании, направленной на сокращение углеводородных выбросов при производстве потребительской электроники и бытовой техники. Благодаря усилиям LG в сфере решений с низким уровнем углеводородных выбросов, целый ряд ее продуктов получил сертификат CarbonFree от ведущей организации Carbonfund.org Foundation, борющейся с глобальным потеплением и оценивающей воздействие компаний на окружающую среду.

Компактный лазерный кинопроектор NEC с источником RB
13 февраля 2017
Новости

Компактный лазерный кинопроектор NEC с источником RB

Компания NEC Display Solutions объявляет о выпуске лазерного кинопроектора NC1700L, обеспечивающего высокую яркость, более четкие цвета и великолепное качество изображения. Проектор идеально подходит для кинотеатров с экраном шириной до 17 метров, отличается низким экологичным расходом электроэнергии, а высокая яркость устройства отвечает потребностям большинства кинотеатров и может точно корректироваться с учетом особенностей каждого индивидуального экрана и приложения.

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2
13 сентября 2014
Советы

Поэзия и проза пейзажной фотографии: часть 2

Сколько раз, находясь в красивом месте, вы моментально доставали фотоаппарат и, расстреляв всю «обойму» за несколько минут, уезжали домой с чувством радостного предвкушения просмотра будущих шедевров? И сколько раз огорчались, не находя в полученных снимках даже малой толики увиденного? А задумывались ли вы при этом, что то, что видит наш глаз, в корне отличается от того, что видит объектив? Именно этот нюанс становится одной из первых кочек, о которые спотыкается начинающий фотограф...

Исполнители главных ролей
23 мая 2006
Советы

Исполнители главных ролей

В обзорах и тестах нашего издания мы уделяем большое внимание описанию акустических систем. Если подумать, то ничего удивительного в этом нет. Прекрасно понимая важность качественного источника звука и усилителя в стереосистеме или в домашнем кинотеатре, мы все же уверены, что наибольшее влияние на звуковые характеристики аудиокомплекса оказывают именно колонки.

Тест беззеркальной камеры Sony a6000
8 декабря 2014
Тесты

Тест беззеркальной камеры Sony a6000

Настоящим прорывом стала, анонсированная в феврале 2014 года, камера Sony a6000 (ILCE-6000). По заявлению производителя эта камера обладает самым быстрым автофокусом в мире. Интересно, что компания Sony теперь не делает различия между зеркальными и беззеркальными камерами, все они теперь называются ILC (Interchangeable Lens Camera – камера со сменными объективами), очевидно, это связано с тем, что различий между этими классами камер практически не осталось. Остановимся на технических характеристиках камеры подробнее.

Карта памяти Transcend SDXC/SDHC UHS-II Class 3: невероятно высокая скорость передачи данных
18 июля 2018
Новости

Карта памяти Transcend SDXC/SDHC UHS-II Class 3: невероятно высокая скорость передачи данных

Компания Transcend Information, Inc., мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет высокопроизводительную карту памяти SDXC/SDHC 700S, соответствующую стандарту UHS-II U3 и требованиям стандарта UHS V90, которая способна обеспечить скорость чтения до 285 МБ/с и записи до 180 МБ/с*. Карта построена на базе флэш-памяти типа MLC, что позволяет демонстрировать высокую стабильность и надежность работы. Носитель прекрасно подходит для записи видео в формате 4K Ultra HD и для серийной фотосъемки в формате RAW.

Canon разрабатывает новое поколение устройств для формирования изображения
9 сентября 2015
Новости

Canon разрабатывает новое поколение устройств для формирования изображения

Компания Canon объявляет о том, что ее компания-учредитель Canon Inc. разрабатывает камеру системы Cinema EOS с поддержкой разрешения 8K, профессиональный контрольный дисплей 8K для производства видеоматериалов нового поколения, а также однообъективную зеркальную фотокамеру с CMOS-датчиком разрешением 120 млн эффективных пикселей. Опираясь на собственные технологии формирования и обработки изображений, Canon производит устройства для создания и вывода фотографий и видео и вносит свой вклад в развитие фото- и видеосъемки.

Саундбары Pioneer серии SBX: идеальное дополнение к HDTV-телевизору и мобильному устройству
15 ноября 2013
Новости

Саундбары Pioneer серии SBX: идеальное дополнение к HDTV-телевизору и мобильному устройству

11 сентября 2013 года – Компания Pioneer представляет три акустические системы в форм-факторе «саундбар», которые адресованы любителям домашнего кинотеатра, желающим улучшить его звуковое сопровождение, не загромождая при этом пространство колонками. Оборудованные интерфейсом Bluetooth, модели SBX-N700, SBX-N500 и SBX-300 легко подключаются к Bluetooth-совместимому устройству — удобное решение для прослушивания записей с мобильного устройства или ПК...

Улучшение функционала и производительности LUMIX DC-GH5: обновление прошивки версии 2.0
19 сентября 2017
Новости

Улучшение функционала и производительности LUMIX DC-GH5: обновление прошивки версии 2.0

Внимательно выслушав фотографов, операторов и видеографов по всему миру, которые используют LUMIX GH5 в своей повседневной работе, инженеры Panasonic выбрали наиболее востребованные функции и подготовили обновление ПО, которое расширило функционал камеры и исправило обнаруженные недочеты. Очень важно, что это не просто очередное обновление прошивки, а существенное улучшение функциональных возможностей и производительности, которые так необходимы профессиональным пользователям GH5.

Звук стадиона: акустической системы ГК DIGIS
3 мая 2017
Новости

Звук стадиона: акустической системы ГК DIGIS

Каждый, кто хоть раз бывал на футбольном матче профессионального уровня, подтвердит: в ключевые моменты игры зрительское многоголосье не только перебивает эмоциональные выкрики самих спортсменов, но и начисто заглушает объявления дикторов. И если первое обстоятельство вряд ли вызывает дискомфорт у футболистов и их болельщиков, то со вторым явлением можно и нужно бороться.