Изменение яркости: а) повышение яркости на 20 ед. от номинала; б) затемнение на 20 ед. от номинала Продолжим тестировать отпечатки по параметрам, пропущенным в предыдущих публикациях. Изучим изменение качества печати, создаваемое изменением настроек графического редактора (в том числе, и ошибочных). Строго говоря, тестирование нужно было бы провести на всех моделях фотопринтеров, но по соображениям объема материала мы ограничились одной моделью, полагая, что такие изменения в той или иной степени типичны и для остальных. Тестирование проводилось на компьютере на Intel PIII 850 МГц, 256 Мб ОЗУ, 30 Гб HDD, 8 Мб SVGA, 15’’ TTF-монитор, USB 2.0, ОС Windows ME и XP, принтер Epson Stylus Photo 790, сканер Epson Perfectscan 1670 Photo. Разрешение монитора составляло 800х600 True color (24 бит). Использовалось приложение JASC Photo Shop Pro 8.
При работе в графическом редакторе активное вмешательство фотохудожника вносит изменения в качество бумажного отпечатка. Фотографию, введенную в компьютер, почти всегда хочется улучшить, сделать резче, красочнее, контрастнее, ярче. Все редакторы, начиная с первых (например, iPhoto+) и кончая мощным Photoshop, позволяют «крутить ручки настройки», пока не потемнеет в глазах. Визуальная настройка качества отпечатка осложнена целым рядом обстоятельств, из которых укажем на следующие:а) взаимосвязанность ряда параметров, например, яркость/ контраст/ гамма, или баланс белого/ регулировка цветности по каналам/оттенок;б) увеличение видимости шумов при проведении резкостных преобразований;в) сужение динамического диапазона передаваемых плотностей;г) принципиальная неодинаковость экранного изображения, сформированного аддитивными первичными излучениями, и его отпечатка, полученного субтрактивной печатью.
Изменение контраста: а) повышение яркости на 20% от номинала; б) уменьшение на 20% от номинала Последнее обстоятельство, разрекламированное под названием WYSIWYG (What You See Is What You Get — Что вижу, то и получаю (в отпечатке)), далеко от идеала, поскольку требует большого числа кропотливых настроек, начиная с выбора монитора и видеоадаптера и кончая настройкой по профилям и визуальному восприятию цвета, яркости и контраста. И хотя каждый считает, что у него все в порядке со зрительным восприятием, цветокоррекция требует не меньших природных талантов и опыта, чем наличие абсолютного слуха у музыканта. Чтобы полностью обрисовать проблему, добавим, что цифровые камеры (основной поставщик фотокадров в компьютер) также имеют внутренние настройки: коррекции экспозиции, контраста, цветовой насыщенности, баланса белого и т.п. Многие из них наспех вводились в «полевых условиях» по экрану ЖК-дисплея фотокамеры, который и сам имеет настройку яркости и подвержен паразитной засветке. В определенной степени (не для полного перечня цифровых камер) ошибки при съемке исправляет технология Epson PIM (Print Image Matching), выуживая из файла сведения об условиях съемки и пытаясь исправить явные промахи камеры или фотолюбителя. Но и ее возможности не безграничны, особенно когда на пути стоит автор фотографии, зачастую создающий ситуацию «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».
Для того чтобы так не происходило, рассмотрим влияние некоторых настроек (Adjustments) графического редактора на характеристики отпечатка.
Изменение гаммы: а) гамма 3,0; б) гамма 0,5 BRIGHTNESS (яркость, или плотность) — увеличивая или уменьшая значение яркости, мы изменяем на определенное число бит значение RGB в каждой точке изображения. Если диапазон яркостей в изображении меньше, чем полный (256 ед. RGB), то можно высветить либо затемнить все изображение без ущерба качеству, если же нет, то неизбежно пропадание деталей на границах диапазона, и отпечаток становиться более блеклым. Как видно из графиков, увеличение яркости на 20 ед. отрезало воспроизведение в «светах», и теперь все, что имело яркость выше 200 RGB, передается одинаковым значением в 249 RGB (с учетом того, что диапазон воспроизведения уменьшился за счет плотности бумаги). Обратный случай — уменьшение яркости на 20 ед. RGB приводит к пропаданию градаций в тенях вплоть до значения 50 RGB.
CONTRAST (Контраст) — его изменение делит (при уменьшении) или умножает (при увеличении) значение RGB каждого пикселя на некоторую величину. При уменьшении контраста ничего плохого с градациями не происходят (они пропорционально уменьшаются, но становясь меньше, чем 1 RGB, перестают различаться), вызывая ощущение вялости изображения и потери резкости, поэтому обычно контраст хочется «задрать», получив сочный отпечаток. Вот тут-то градации начинают пропадать, умножаясь на некоторую величину, после чего значения RGB «вылетают» за диапазон воспроизведения и исчезают навеки. В пределе получается абсолютный контраст — однобитное изображение (гравюра). Из графиков видно, что повышение контраста на 20% приводит к пропаданию градаций сразу и на начальном, и на конечном участке кривой воспроизведения. Снижение контраста воздействует на уменьшение диапазона передаваемых в отпечатке плотностей — «света» делаются «серыми», а тени — прозрачными. Как только начинается регулировка контраста, сразу же «плывет» и яркость изображения, поэтому обе настройки объединены в один инструмент Brightness/Contrast.
Изменение баланса белого: а) номинальный баланс (солнечный свет); б) искусственное преобразование баланса под свет лампы накаливания GAMMA (Гамма) — болезненно или вообще никак не воспринимаемый параметр, взятый из фотографии, где он обозначает коэффициент контрастности фотографических материалов (в отличие от контраста как такового, который обозначает там лишь перепад освещенностей в снимаемой сцене). При измерении яркостей (плотностей) в логарифмических единицах гамма характеризует тангенс угла наклона характеристической кривой (кривой воспроизведения). В телевидении, где сигналы измеряются в линейных единицах, гамма — коэффициент нелинейного преобразования контраста в различных участках кривой. Таким образом, меняя гамму, можно, не выходя за диапазон воспроизведения, изменить соотношение контраста в светах и тенях, т. е. сделать более различимыми неправильно экспонированные детали изображения: малоконтрастные детали изображения становятся ярче, а контрастные — мягче. На графике это выражается изменением нелинейности кривой воспроизведения. Чем выше значение гаммы, тем менее контрастным выглядит изображение. При сканировании негатива, имеющего коэффициент контрастности (гамму) порядка 0,5—0,7 ед., необходимо уменьшать ее значение до указанных пределов. Большинство фотосканеров делают это автоматически при переходе в режим сканирования негатива, что не исключает дополнительной ручной правки гаммы по изображению перед распечаткой.
COLOR BALANCE/ White Balance/ Color Temperature (Цветовой баланс/Баланс белого/Цветовая температура) — все эти названия относятся к одной и той же регулировке, предназначенной для исправления неестественного оттенка хорошо известных цветов. Например, если на фотографии белая бумага имеет красноватый оттенок (а вы твердо помните, что при съемке она была белого цвета), то нужно исправить ее цвет, а заодно и остальные цвета, добившись, чтобы на экране она была белого цвета. То же самое происходит и с лицами на фото, становящимся «кирпичным» при недостатке синей составляющей в источнике цвета, либо «синюшным» — при ее избытке. Такая ошибка связана с неверным определением цветового баланса при съемке, причиной чего может быть сбой алгоритма определения баланса либо неверное его задание в ручном режиме.
Изменение насыщенности цвета: а) увеличение на 30% от номинала; б) уменьшение на 30% от номинала На графике изменение баланса белого приводит к взаимному сдвигу кривых цветных чернил, оставляя без изменения кривую воспроизведения ахроматической шкалы. Близкие по смыслу, но более трудоемкие регулировки баланса белого доступны с помощью раздельной настройки яркостей по цветовым каналам RGB или с помощью инструмента Hue (оттенок). Первая из них предназначена для художнического изменения палитры изображения (а не исправления ошибок съемки), например, придать всему кадру зловещий малиновый цвет, а вторая — для изменения оттенка как параметра Манселловской спецификации цвета. В тех графических приложениях, где закладка «Оттенок» сопровождается круговой диаграммой цветности, этим инструментом еще можно пользоваться, в случае простого численного представления значения оттенка ничего другого, как окончательно испортить изображение, не дано. На графике видно, как перевод сбалансированного под дневной свет изображения в съемку в свете лампы накаливания приводит к полной разбалансировке ахроматической и цветных шкал.
SATURATION (Насыщенность цвета) — позволяет менять цветовую насыщенность изображения в начальный период фотолюбительства в сторону насыщенных и перенасыщенных цветов, а с ростом опыта — в сторону приглушенных цветов, с оставлением слабых пастельных тонов, в пределе черно-белого полутонового изображения (что совершенно незачем делать данным инструментом, имея функцию ч/б съемки в камере и инструмент Grayscale — в графическом редакторе). Графически настройка изменяет угол наклона кривых воспроизведения цветных чернил, не меняя ахроматической передачи яркости и контраста. Многие цифровые камеры имеют аналогичную регулировку насыщенности цвета, поэтому задумку можно реализовать и в момент съемки. Другое обстоятельство настройки насыщенности связано со свойствами чернил фотопринтера, неспособных достоверно воспроизводить чистые цвета, т. е. теоретически и технологически насыщенность возрастет, но визуально такое повышение останется малозаметным. Более того, с ростом насыщенности небольшие цветовые искажения процесса становятся «вопиющими», в частности, может нарушиться ахроматичность «серых» тонов.
Изменение резкости: а) увеличение (Sharpen more); б) уменьшение резкости (Blur) SHARPNESS (Резкость) — более точно кажущаяся резкость. Потерянную резкость можно вернуть, сделав более контрастными перепады яркостей на границах. Разрешающая способность при этом не увеличится, но изображение станет четче из-за усиления т. н. функции края. К сожалению, алгоритм не разбирает, где сюжетно важный край, а где шум или дефект изображения, поэтому резкими, а стало быть более заметными, становятся и дефекты: нежелательные морщины на лице, дефекты кожи и т. п. На мире это выражается появлением всплесков плотности на переходе от черного штриха к белому. Само повышение накладывается с помощью двух инструментов: Sharpen (минимальное повышение резкости) и Sharpen more (сильное повышение резкости). В большинстве случаев применения появляющиеся артефакты и дефекты требуют отмены (Undo) наложения данной регулировки.
BLUR (Размытость, смаз изображения) — функция, обратная повышению резкости. Она исполняется великолепно, если не считать общее ухудшение разрешения. Значения яркости нескольких соседних пикселей усредняются, и изображение становится размытым, нерезким. В целом это не регулировка, а художественный прием, применяемый при портретной и в ряде других видов съемки, который лучше (избирательней) может быть выполнен в момент съемки подбором диафрагмы и аналогичной функции Sharpness в самой камере. На графике видно, как падает резкость при использовании инструмента Blur.
Таким образом, пытаясь исправить неудачную фотографию, необходимо иметь в виду, что далеко не все корректировки, заметные на экране монитора, адекватно передадутся в бумажный отпечаток. Некоторые из них в силу ограниченности диапазона воспроизведения компьютера и принтера могут даже дать нежелательный результат.
Комментарии