



В последнее время аэрография на автомобилях завоевывает все больше и больше почитателей в нашей стране. Если четыре года назад, когда я начал заниматься росписью автомобилей, основная масса автолюбителей смотрела на этот вид искусства с сомнением, считая это излишней экзотикой, то сейчас все больше людей проявляют неподдельный интерес к тому, чтобы придать своему автомобилю неповторимый вид. Уже никого не удивляют высокие цены на подобные работы, многие знают имена наиболее прославленных мастеров, работающих в этой области. Одновременно вместе с ростом популярности аэрографии все больше и больше художников старается приобщиться к этому интересному занятию, создавая тем самым здоровую конкуренцию, что ведет к повышению качества работ. И если раньше любая картинка, перенесенная на борт автомашины, уже считалась достаточным достижением, то сейчас заказчики ищут полной гармонии изображения с дизайном своей машины, что требует от художника не просто умения рисовать, но и проявления дизайнерской мысли.
Конечно, когда-нибудь мода на аэрографию может пройти или по крайней мере пойти на убыль. Будет ли это так, я полагаю, зависит от развития самой аэрографии. Сумеют ли художники создать новое серьезное искусство, придающее дополнительную привлекательность нашим автомобилям, или аляповатые рисунки, хаотично разбросанные по поверхности машин, вскоре начнут вызывать раздражение, и автомобили вновь станут чистыми. Я надеюсь на первое.
В пользу самой аэрографии, мне кажется, можно сказать следующее. Очень многие автовладельцы относятся к своим машинам как к друзьям. Машина может являться для них предметом гордости, самовыражения. Они хотят иметь уникальный автомобиль. И аэрография как нельзя лучше подходит для достижения этой цели. Она позволяет отойти от стандартизации, украсить улицы, вырваться из серости будничной жизни и прикоснуться к прекрасному. Второй немаловажный аспект — то, что рисунок на автомобиле может послужить отличным противоугонным средством. По существующей американской статистике подобные машины практически не угоняют.
Выше я прировнял роспись автомобиля к искусству. Кто-то может возразить, что, мол, рано еще говорить об этом. Как может выполненная в сжатые сроки, чаще всего срисованная с фотографии или с работы другого мастера поделка сравняться с картиной, висящей в выставочном зале? Мне кажется, что может. По крайней мере в будущем обязательно сравняется. Вспомните малых голландцев: они так же делали свои полные очарования картины поточным методом, на продажу, не помышляя, вероятно, что их работы перекочуют из частных коллекций в знаменитые картинные галереи. Вполне возможно, что когда-нибудь возникнут настоящие музеи аэрографии на автомобилях, ведь технология нанесения рисунка такова, что позволяет прожить такой картине продолжительное время. Еще стоит учесть, что мастерство художников, работающих в этой области, постоянно растет. Ведь аэрограф нашел широкое применение сравнительно недавно, а значит, впереди у этой техники большое будущее. Но и сейчас, несмотря на часто недостаточно хорошие условия работы, не очень высокую оплату, аэрографисты создают удивительные по красоте и зрелости работы. Сегодня заказчик может получить все, что пожелает: картину в стиле гипперреализма Бориса Валеджо, фотореалистическое изображение, уникальную разработку или просто красивую фактуру. Лично мне интересно рисовать форму, объем, человека.
Из чего складывается стоимость?
Теперь поговорим о цене. Сейчас за рисунок просят в среднем от 500 до 1000 долларов. Это, конечно, не дешево. Но за эту цену клиент получает целый комплекс услуг: разработка эскиза, арматурные работы, подготовка поверхности под роспись, нанесение рисунка, покрытие картины лаком, полировка. Каждый этап требует участия высококвалифицированных специалистов, применения дорогостоящих расходных материалов. Поэтому цена напрямую зависит от количества деталей автомобиля, на которые наносится рисунок, а также от сложности самого рисунка. Тут я имею в виду его детализацию. Чем больше мелких деталей, чем миниатюрней прорисовка, тем больше времени должен потратить художник на выполнение работы. Например, изображение головы льва или пантеры может занять у меня от одного до трех дней, а панорама Нью-Йорка – неделю. И соответственно, чем больше времени тратит мастер на работу, тем выше она должна оцениваться.
Работа самого художника является уникальной и неповторимой. Ведь даже просто копируя фотографию, он создает что-то новое, и только от его опыта и таланта зависит, каким получится изображение. Надо сказать, что техника аэрографии имеет свою специфику, очень отличную от работы, например, кистью или пастелью. И для того, чтобы овладеть этой техникой, художник должен много трудиться. После четырех лет работы я до сих пор открываю для себя новые возможности рисования аэрографом, и, конечно, в этом мне очень помогает изучение работ других художников.
Все начинается с эскиза!
Очень часто заказчики прекрасно представляют себе, что они хотят. Это значительно облегчает работу. В таком случае они активно сотрудничают с художником, обсуждая эскизы, и в конечном счете остаются очень довольны. Сложнее, когда человек не знает, что он хочет. Чаще всего это говорит о том, что он не очень уверен, нужна ли ему вообще аэрография. В таких случаях я прошу клиента просмотреть имеющийся у меня материал и подумать, не торопясь, – ведь стадия разработки эскиза едва ли не самая важная во всем процессе. Советую я в этом случае только одно – образы на картине не должны быть слишком мелкими, все же аэрография на машине – это монументальное искусство и должна рассматриваться с определенного расстояния. Желательно, чтобы образ был настолько четким и понятным, чтобы его можно было распознать и во время движения автомобиля, а не только на стоянке. Бывают, правда, случаи, когда заказчик хочет сделать рисунок именно малозаметным, видимым только вблизи, но это скорее исключение. Вообще нарисовать на автомобиле можно все, что угодно: пейзаж, молнию, цветы. Но важно не только попытаться в рисунке выразить характер заказчика, но и найти художественное решение, гармонирующее с дизайном самого автомобиля. Наверное, не стоит на черном представительском лимузине рисовать розовых зайчиков или перекошенные черепа. Первое лучше подойдет для более легкомысленной по цвету и дизайну автомашины, а второе скорее мотоциклу.
Окружай себя искусством!
В заключение хочу сказать, что раньше, например в эпоху Возрождения, люди умели ценить произведения искусства. Они окружали себя картинами и скульптурами, осознавая важность красоты в жизни. Жизнь современного общества насыщена стандартными, неотличимыми друг от друга предметами, произведенными на конвейере. Искусство аэрографии на автомашинах позволяет человеку выразить себя, особенности своей уникальной личности и свои эстетические предпочтения и вкусы. Этот вид искусства находится сейчас в состоянии стремительного развития. Постоянно рождаются новые идеи, повышаются требования к качеству. И это очень хорошо.
Комментарии