В свете новых стандартов

К освещению офисов во всем мире принято относиться с особым педантизмом. Ведь в отличие от жилых помещений или развлекательных заведений они отмечены не просто массовым пребыванием людей, но и их напряженной многочасовой работой. Подсчитано, что в течение дня сотрудник офиса 10000 раз переводит взгляд с документа на клавиатуру или на экран компьютера. Согласно статистике, неграмотный «подход» к свету может снизить производительность труда на 30%!

Так каким же следует быть освещению, чтобы обеспечить максимальный зрительный комфорт на службе? Прежде всего подчеркнуто функциональным. Конечно, светильники должны органично вписываться в окружающую обстановку, соответствуя стилю интерьера в целом. Но это, как говорится, «философия». Главное же в концепции отводится таким понятиям, как уровень освещенности, цветопередача, цветовая температура, распределение яркости, ограничение слепящего действия. Все они имеют точное цифровое «воплощение».

Разумеется, с учетом столь сложных требований создать грамотный осветительный проект под силу лишь опытным специалистам. Это хорошо понимают ведущие производители компонент систем освещения — они даже каталоги своей продукции выпускают не для конечного потребителя, а в расчете на профессионала-проектировщика, свободно ориентирующегося в системе правил и нормативов.

Кстати, о нормативах. Существует несколько стандартов, определяющих правила освещения, в том числе и офисного. Это немецкий DIN, британский CIBCE, американский IES NA и, наконец, российский СНиП. Что касается последнего, то он во многом устарел, оставаясь на уровне развития светотехники 60-70-х годов. Однако и продвинутые западные стандарты подверглись серьезной модернизации. На смену старым в сентябре 2002 года пришел новый европейский EN12464-1, в настоящее время активно внедряемый. Он не только определяет требования к системам освещения практически всех помещений офиса, но и содержит рекомендации по их грамотному обустройству (см. таблицу).

ОСВЕЩЕНИЕ ОФИСНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Каким бы ни был интерьер, его «иллюминирование» должно создавать мягко очерченные тени. В противном случае нарушается трехмерное восприятие людей и предметов, глаза быстро утомляются.

Искусственное освещение следует максимально приближать к естественному. Один из приемов — располагать люминесцентные светильники рядами на потолке параллельно окнам (так, чтобы направление искусственного и естественного света совпадало). В офисах, где стоят спаренные письменные столы, кроме идущих из окон лучей, требуются дополнительные устройства (даже в дневное время). Они избавят от крайне нежелательных теней.

Итак, вопрос освещения не имеет однозначных решений. И дело здесь не только в том, что свет как таковой имеет многоплановые характеристики, получившие в современной науке точные цифровые выражения. Офисное помещение — сложная структура, и ее составляющие предназначены для разных видов деятельности, а значит, и оформлены должны быть по-разному.

• В помещениях для работы сотрудников приоритетными являются правильный уровень освещения и ограничение блескости, удачно подобранный цвет и гармоничная световая среда. Здесь подходят светильники различных типов: даунлайты, декорированные хромом и стеклом; настенные лампы прямого и непрямого освещения; а также галогенные, металлогалогенные или компактно-люминесцентные.

Если глубина помещения 4-6 м, то 60-70% рабочего времени можно активно использовать дневной свет (разумеется, если оконные проемы достаточно широкие). Для исключения отраженных бликов светильники располагают в два ряда: первый — непосредственно вдоль окна, второй — параллельно первому, на расстоянии двух третей глубины комнаты, получая в результате общую равномерную «засветку».

Свои особенности у крупных офисных комнат, рассчитанных на 10-15 человек, где каждый работник выполняет свою задачу, общаясь с коллегами при необходимости. В этом случае линия зрения должна располагаться параллельно окну, а лучи — поступать слева. В качестве потолочного освещения будут уместны два-три ряда люминесцентных светильников, проложенных параллельно окну.

Для создания индивидуальной «настройки» применяют местное освещение. Нормы общего при этом снижаются на 25% по отечественным или на 50% по зарубежным стандартам. Традиционные бытовые настольные лампы для этой цели непригодны. Они выделяют много тепла (перегружают систему кондиционирования), неэффективны и создают сильные перепады освещенности на рабочей поверхности. А вот светильники с люминесцентными или компактно-люминесцентными лампами, имеющиеся в ассортименте большинства иностранных производителей, вполне уместны. Их размещают над линией зрения, чтобы лучи не слепили глаза.

Экраны мониторов нового поколения настолько совершенны, что практически не «бликуют», а значит, и не утомляют глаз. Тем не менее специалисты рекомендуют для борьбы с этим нежелательным эффектом максимально использовать свет, попадающий в рабочую зону не напрямую, а отраженный от стен и потолка. Что ж, если оргтехника в помещении «не на уровне», то советом пренебрегать не стоит. В этом случае стены, пол и мебель освещены примерно одинаково, нет ярких бликов на экранах компьютеров. Однако значительная часть лучей теряется уже в процессе их попадания в помещение. К тому же светильники и потолок в установке отраженного освещения быстро загрязняются, что дополнительно снижает ее эффективность. И еще: при светлой отделке стен и мебели в помещении практически не возникает теней и выраженных контрастов, что воспринимается ненатурально и утомляет зрение.

• При оборудовании индивидуальных кабинетов первостепенны несколько иные требования. Среди них: высокий уровень цветопередачи и грамотное направление освещения (наличие моделирующего эффекта). Функциональность отчасти уступает эстетике, поэтому целесообразны универсальные установки, обеспечивающие разные условия для работы, переговоров и отдыха. Уместны и оригинальные светильники рассеянного света (с обычными или компактно-люминесцентными лампами) для общего освещения, галогенные мини-прожекторы (споты) для создания световых акцентов и настенные или встроенные в потолок светильники (с галогенными или металлогалогенными лампами), как бы «омывающие» стены.

Нужную обстановку создают, варьируя сочетания светильников. Например, для подчеркнуто официальной включают только прохладное люминесцентное освещение, для неформальной выбирают слегка приглушенный теплый подсвет стен и местное освещение, а для торжественной иллюминации «врубают» все источники.

* При проектировании конференц-залов приоритеты отдают удачно подобранному цвету излучения и гармоничной световой среде. Здесь будет к месту система локализованного общего освещения, в которой все светильники сосредоточены над центральным столом и президиумом. В случае, если на заседаниях демонстрируются слайды, следует предусмотреть систему плавной регулировки (при использовании люминесцентных ламп источники должны иметь электронные балласты).

Если в конференц-зале нет окон, для улучшения психологического комфорта можно спроектировать ложные , представляющие собой настенные прямоугольные светильники с рассеивателями из молочного стекла.

ТИПЫ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ

Приведем классификацию, взятую на вооружение крупнейшими производителями осветительных приборов.

Подвесные потолочные светильники. Применимы как при наличии подвесных систем, так и при их отсутствии. В последнем случае их установка более целесообразна. Ассортимент таких изделий на рынке необыкновенно велик.

Прежде всего это хорошо известные линейные люминесцентные лампы, считающиеся универсальным средством для освещения офисов. Они не имеют ничего общего с теми мертвенно-зеленоватыми, истерически пульсирующими трубками, которыми в старое доброе время «оформляли» присутственные заведения, школы и подъезды. Современные люминесцентные светильники надежны, они дарят приятный немигающий свет и позволяют реализовать практически любую концепцию. Установочные варианты — без всяких ограничений: на потолке и стенах, в узких нишах под верхними полками встроенных шкафов. Словом, везде, где есть необходимость.

Для устранения слепящего эффекта и равномерного распределения света подобные светильники оборудуют зеркальной арматурой, имеющей ячеистую структуру. Другой вариант — плафоны-рассеиватели. Матовая поверхность этих декоративных элементов либо гладкая, либо рифленая. И зеркальные решетки, и рассеиватели делают свет приятнее и спокойнее, облагораживают светильник, что особенно важно, когда он расположен на небольшой высоте или рядом с зеркалом.

Встраиваемые потолочные светильники. Еще один тип устройств, оснащенных трубчатыми люминесцентными лампами. Максимально приспособленные под подвесные потолочные системы, на сегодняшний день они чаще всего используются для верхнего освещения офисов. (Собственно, и популярность «фальшпотолков» легко объяснить: они скрывают вентиляционные устройства и «нити» многочисленных коммуникаций.)

Для грамотного монтажа таких осветительных приборов важно своевременно учесть конфигурацию направляющих подвесной системы. Не менее важен и размер ячейки для размещения потолочной плиты (как правило, 600х600 мм). Именно такими должны быть и габариты светильника, предназначенного для установки в специально отведенные ячейки.

Для устранения слепящего эффекта используют те же конструктивные элементы, что и в подвесных светильниках.

Даунлайты. Так называют небольшие, чаще всего встраиваемые светильники, направляющие свет вниз. Они укомплектованы компактно-люминесцентными, газоразрядными или галогенными лампами. Световое отверстие — округлой либо прямоугольной формы. Первый вариант считается универсальным, потому что вписывается практически в любой интерьер.

Подобные светильники создают в помещении уют, да и предметы интерьера при таком освещении выглядят рельефнее и четче. Даунлайты могут быть поворотными или закрепленными неподвижно. Большинство из них монтируют в отверстия подвесного потолка или декоративной мебельной панели. Кроме того, есть варианты, устанавливаемые как обычные потолочные светильники.

Акцентирующее или декоративное освещение. Создается за счет оптической отражающей или рассеивающей системы. Обычно она состоит из декоративной подставки, небольшой ножки, оптического элемента или плафона. Зачастую в одной конструкции объединяют несколько светильников.

Все это крепится к потолку или стене таким образом, чтобы подвижные головки было удобно направлять на наиболее привлекательные элементы интерьера (картины, украшения или выставочные экспозиции). Для создания хорошей световой среды декоративные светильники всегда устанавливают в сочетании с общими потолочными.

Светильники специального назначения. По большей части это аварийные осветительные приборы, снабженные специальным блоком питания, который автоматически включается, когда основная система выходит из строя. Как правило, они представляют собой чисто функциональный «прожектор» прямоугольной формы. На его плафоне-рассеивателе принято помещать наклейки со стрелками (продаются в комплекте со светильниками), обозначающими направление движения в случае экстренной ситуации.

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОСВЕЩЕНИЕМ

Проектировщики стремятся создать искусственное освещение, по характеристикам наиболее близкое к естественному солнечному. Такой свет и комфортен, и экономичен. Другой важной задачей является моделирование гибкой системы, учитывающей время суток и потребность в освещении на каждом рабочем месте в зависимости от присутствия или отсутствия сотрудника. Этого можно достичь при помощи специальных форм контроля. Они способны добавить гибкости в управлении солнцезащитными жалюзи, вентиляционными и охранными системами. Подобные устройства недешевы, однако устанавливаются один раз и позволяют сэкономить до 75% электроэнергии. Им можно найти разумное применение в любом помещении: в частном доме, магазине, развлекательном или общественном заведении. Однако в офисе потребность в удобном и экономном освещении наиболее велика.

На современном этапе существуют две концепции развития светотехники. Первая сводится к созданию «умных» источников, снабженных датчиком, который реагирует на присутствие человека, движение или уровень освещенности в комнате. Вторая концепция рассчитана на управление группой светильников. Она имеет либо аналоговый (определяемый конфигурацией проводного подсоединения), либо цифровой интерфейс. При наличии последнего работу светильников, находящихся «в связке», можно перепрограммировать. Это позволяет при необходимости перепланировать и перестраивать офисное пространство с минимальными усилиями и затратами на монтаж электропроводки. Как при аналоговом, так и при цифровом варианте реально создать несколько сценариев, способных обеспечить нужный режим работы: моментально задействовать необходимые группы осветительных приборов, настроить их интенсивность, задать правильное направление лучей.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Направленное, или моделирующее освещение используется для выделения предметов интерьера и текстуры поверхностей. Впрочем, немаловажен и внешний вид сотрудников, явно выигрывающий при его правильной организации. Моделирующий эффект — важнейший показатель качества освещения в офисном помещении любого типа. Здесь особенно важно чувствовать меру: тени должны быть не слишком резкими, но и не слишком расплывчатыми.

Световая среда характеризуется тремя составляющими: зрительным комфортом, зрительной работоспособностью и безопасностью.

Распределение яркости зависит от яркости всех образующих интерьер помещения поверхностей. При рассмотрении конкретной световой задачи специалисты оперируют точными данными, определяя коэффициенты отражения и уровни освещенности плоскостей. Однако можно ограничиться и простым решением, «автоматически» создающим комфортную среду: потолок должен быть самым светлым, стены — чуть темнее, полы — темными. Коэффициенты отражения — соответственно 0,7/ 0,5/ 0,2.

Уровень освещенности регламентируется в рабочей и примыкающей к ней в радиусе 0,5 метра зоне. Например, если в первой показатели 750/ 500/ 300 лк (напомним, речь идет о потолке/ стенах/ поле), то во второй — соответственно 500/ 300/ 200 лк. Таким образом, для создания зрительного комфорта место работы сотрудника должно быть освещено несколько сильнее, чем окружающее его пространство. Причем неблагоприятны как резкие световые перепады, так и полное их отсутствие, придающее интерьеру монотонность и однообразие.

При создании системы освещения нужно учитывать, что стандартом рекомендованы минимально допустимые показатели. При этом неучтены эксплуатационные особенности светильников, факторы среды, качество обслуживания оборудования.

Блескость (слепящее действие). Так называют ощущение, вызываемое яркими источниками света и элементами оптических систем приборов, попадающими в поле зрения. Начиная с 70-х годов прошлого века ученые разрабатывают методы контроля данного параметра, различая при этом прямую и отраженную блескость. Последняя является большой помехой, например, для работы сотрудников у экранов мониторов.

Современный стандарт оперирует новым понятием UGR (Unified Glare Rating) — «универсальный показатель ослепленности», который оценивает слепящее действие установок внутреннего освещения. Причем нет необходимости вдаваться в сложные расчеты зависимости UGR от яркости источника, защитного угла и прочих, понятных лишь специалистам показателей. Стандарт приводит пять значений UGR, отвечающих пяти классам качества (последовательность от высшего к низшему): 16, 19, 22, 25 и 28.

Индекс цветопередачи (Ra). Один из важнейших показателей, определяющих качество воспроизведения исходных цветов. Именно от него зависит, насколько естественно будут выглядеть люди и объекты в помещении. Высшее значение индекса Ra — 100. У наихудших по цветопередаче натриевых ламп — 25. Показателю Ra=80 отвечают современные люминесцентные лампы с трехполосными люминофорами и компактные люминесцентные лампы (идеально подходят для офисов). Источники с индексом 90 используются там, где цветопередача особенно важна: в музеях, типографиях, специализированных магазинах. Лампы со стандартными люминофорами (Ra=63) распространены в местах временного пребывания людей.

Соотношение яркостей в поле зрения. Применительно к офисам оно колеблется от 10:1 до 3:1 в пределах всего помещения и от 3:1 до 1:1 между объектом непосредственной зрительной работы (скажем, листом бумаги или клавиатурой компьютера) и прилегающим фоном (например, поверхностью стола). Сами значения яркостей при этом рекомендуется поддерживать в пределах 50-150 кд/кв.м для стен, 100-300 кд/кв.м для потолка и рабочей зоны.

Частая переадаптация зрения человека в процессе различения отличающихся по «интенсивности» предметов вызывает утомление глаз. Например, на служащих плохо воздействует резкие контрасты между ярким окном и темным простенком, между светящимся монитором компьютера и затененной стеной. Впрочем, столь же утомительно для зрения и полное их отсутствие.

«Цвет» излучения (цветовая температура). Определяет атмосферу помещения и зависит от рода деятельности, климата и персональных предпочтений сотрудников. Различают тепло-белое (Тс менее 3300 К), нейтральное (от 3300 до 5300 К) и холодно-белое (более 5300 К) излучения. Тепло-белое воспринимается комфортным, источники с более высокими цветовыми температурами оказывают стимулирующее, бодрящее действие на человека.

Довольно часто встречается подчеркнутое неприятие излучений, ассоциирующихся у работающих с чем-то мертвенно-холодным. Такие оценки справедливы, если установлены лампы с низкой цветопередачей и уровень освещенности невысок. Тем не менее свет именно этой группы цветности максимально подходит для создания рабочей обстановки. Излучение более 5300 К предпочтительно при высоких уровнях освещенности, а менее 3300 К — при отсутствии в помещении естественного света от окон.

Замечено, что в странах с жарким климатом, как правило, любят холодное освещение. И наоборот: северяне выбирают теплый, «согревающий» свет.

Электронные и электромагнитные пускорегулирующие аппараты (ПРА). Они включают в работу люминесцентные и газоразрядные лампы высокого давления. Согласно программе развития освещения, принятой в Европе, использование электромагнитных ПРА считается нецелесообразным, и их выпуск к 2006 году планируется прекратить.

Что касается электронных, то они на 25% снижают потребление энергии, увеличивают срок службы ламп, практически убирают шумовой эффект и пульсацию.


Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Хочу Defender, как у папы! Мышь и клавиатура Defender Cambridge C-995 Nano
29 декабря 2013
Новости

Хочу Defender, как у папы! Мышь и клавиатура Defender Cambridge C-995 Nano

Москва, 26 декабря 2013 — Defender, один из лидеров рынка аксессуаров и периферии для персональных компьютеров, представляет беспроводной набор для ценителей компактных беспроводных устройств — клавиатуру и мышь Cambridge C-995 Nano. Комплект станет незаменимым и делового человека, и для не менее делового школьника. Все возможности настольных трудяг говорят о том, что они понравятся в первую очередь тем, кому нужны простые и функциональные решения.

Vivitek представил два новых УКФ проектора с высоким световым потоком и «долгоиграющей» лампой
3 августа 2016
Новости

Vivitek представил два новых УКФ проектора с высоким световым потоком и «долгоиграющей» лампой

Компания Vivitek объявила о начале производства новых ультракороткофокусных проекторов для образования DH759USTi и D756USTi. Новинки отличаются от предшественников улучшенным интерактивным функционалом, широким набором портов подключения и беспрецедентной простотой использования.

Шопинг в интернете: как безопасно совершать покупки
21 февраля 2019
Советы

Шопинг в интернете: как безопасно совершать покупки

Почему все больше людей предпочитают покупать практически любые товары и услуги онлайн? Прежде всего, мы хотим сэкономить! С развитием интернет-торговли у покупателей появилась возможность в режиме онлайн сравнивать цены, проверять скидки и выбирать самые выгодные предложения из существующих. И вот они уже с огромной скоростью перемещаются из оффлайн-магазинов в онлайн: по данным GfK за 2018 год, 35% россиян хотя бы раз за последние полгода покупали товары в интернете. Однако преступники не дремлют и следуют за нами – они «осовременились» и научились воровать по-крупному: красть данные банковских карт и важные электронные файлы.

Coreдинаты инноваций: Intel о новинках 2014 года
5 декабря 2014
Новости

Coreдинаты инноваций: Intel о новинках 2014 года

Москва, 4 декабря. Сегодня в White Studio корпорация Intel представила российской аудитории решения для технологических энтузиастов, вышедшие в 2014 году. Эксперты рассказали о высокопроизводительных процессорах и новых возможностях для мейкеров, геймеров и всех активных пользователей.

«Клава» для геймеров. ASUS представляет новые механические клавиатуры
18 ноября 2016
Новости

«Клава» для геймеров. ASUS представляет новые механические клавиатуры

ASUS представляет новые механические клавиатуры для геймеров ROG Claymore и ROG Claymore Core. Модель Claymore стала первой в мире механической клавиатурой для геймеров со светодиодной подсветкой RGB и с отсоединяемым цифровым блоком. Обе модели оснащаются высококачественными механическими переключателями Cherry MX RGB LED и поддерживают эксклюзивную технологию синхронизации цветной светодиодной подсветки между несколькими устройствами ASUS Aura Sync RGB. При работе вместе с совместимыми материнскими платами ASUS данные клавиатуры позволяют управлять скоростью вращения вентиляторов системного блока с помощью специальных «горячих» клавиш.

Яркие впечатления
24 февраля 2004
Тесты

Яркие впечатления

Нет никаких сомнений, что проектор, как в свое время мобильный телефон, становится все ближе и ближе к «массам». Уже не приходится объяснять, что это за диковина и для чего она нужна: многие на опыте убедились в удобстве данного прибора, а некоторые стали активными его пользователями. Однако мы, россияне, по традиции не торопимся внедрять любую западную инновацию, подолгу присматриваясь к технике, проверяя ее временем и решая: стоит ли «игрушка» своих денег.

Transcend представляет JetFlash 740 — быстрый и долговечный флэш-накопитель промышленного класса с интерфейсом USB на базе памяти типа SuperMLC
23 января 2017
Новости

Transcend представляет JetFlash 740 — быстрый и долговечный флэш-накопитель промышленного класса с интерфейсом USB на базе памяти типа SuperMLC

Компания Transcend Information, Inc. (Transcend), лидирующий производитель устройств для промышленного применения, представляет флэш-накопитель JetFlash 740 промышленного класса с интерфейсом USB на базе памяти типа SuperMLC. Технология Transcend SuperMLC занимает промежуточную позицию между флэш-памятью типов SLC и MLC NAND: по своей производительности она практически не уступает SLC NAND, но при этом, отличается более оптимальной ценой.

Новый ридер PocketBook 624 с технологией Film Touch
11 сентября 2013
Новости

Новый ридер PocketBook 624 с технологией Film Touch

Компания РocketВook, один из лидирующих мировых производителей E Ink ридеров, анонсировала ридер на электронных чернилах PocketBook 624, в котором впервые применена новая технология Film Touch. При этом компания PocketBook стала первой в мире, применившей на своих серийных E Ink устройствах емкостные мультисенсорные экраны с данной технологией.

До объявления результатов ежегодной Национальной Премии «ПРОДУКТ ГОДА 2013» осталась одна неделя!
3 апреля 2013
Новости

До объявления результатов ежегодной Национальной Премии «ПРОДУКТ ГОДА 2013» осталась одна неделя!

Торжественная церемония награждения Национальной Премии в области потребительской электроники и бытовой техники «ПРОДУКТ ГОДА» традиционно состоится в первый день работы выставки Consumer Electronics & Photo Expo — 11 апреля. Результаты Премии будут опубликованы на сайте www.productgoda.ru с 12 апреля. Увидеть продукты-победители можно на фотоэкспозиции в зале регистрации посетителей выставки Consumer Electronics & Photo Expo и на стендах компаний-участников с 12 по 14 апреля.

Сенсорный монитор Iiyama ProLite T2451MTS: прикоснись ко мне, художник!
23 мая 2013
Обзоры

Сенсорный монитор Iiyama ProLite T2451MTS: прикоснись ко мне, художник!

Мы привыкли полагать, что сенсорные дисплеи применяются исключительно в мелкой электронике – смартфонах, планшетах, плеерах, а также в специальных информационных стендах или уличных терминалах оплаты. А, между тем, обычные компьютерные мониторы тоже нередко оснащаются «чувствительными» дисплеями. Чаще всего подобные устройства используют художники и дизайнеры для рисования «от руки» в графических редакторах, обработки фотографий и работы с цветом, хотя для повседневных задач они тоже вполне подходят. Iiyama ProLite T2451MTS – классический представитель класса недорогих, но добротных бытовых сенсорных мониторов.