Уроки Розова: главное в кадре. Часть 2.

В кадре может быть как один объект, важный для восприятия, так и несколько. Объекты могут взаимодействовать, а могут быть намеренно изолированы. Одни объекты важны, другие второстепенны. Как объяснить зрителю, что хотел сказать поэт птичкой божией? Куда надо смотреть в первую очередь, а куда — во вторую?

Текст и фото: Георгий РОЗОВ.

 

Фото 1. «Мышь. Летучая».

На крышу монастырского храма, из которого сбежал лермонтовский Мцыри, я залез, чтобы снять панораму слияния рек Куры и Арагви. Задев ногой камень, потревожил чудовище. Мышка была невесомой. Тельце ее оказалось вдвое меньше, чем у обычной полевки. Снимал вампира в упор, подняв за крылышко, а уже потом повернул вертикальный кадр на девяносто градусов, чтобы он стал горизонтальным. Композиционное решение вызвано симметричностью объекта. Включить в кадр крылья целиком не получилось. Ощущение полета удалось создать за счет слегка повернутой головки, едва заметного смещения тельца мышки от центра, немного приподнятого правого крыла и различия в освещенности крыльев.

 

Камера Nikon D2x 
Объектив DX AF-S Nikkor 17–55/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/500 с 
Диафрагма f/4 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 
80 мм пленочного стандарта

 

Выделение главного в кадре

Сетевые перлы: «Слишком сложно замутили. Даже непонятно, мужчина это или женщина. Если мужик — не нравится». В музеях изобразительных искусств о старинных картинах с библейскими сюжетами рассказывают экскурсоводы, потому что зрители зачастую оказываются вне культурно-исторического контекста. Им бывает непонятен язык символов и аллегорий, которыми оперировали художники пятьсот-шестьсот лет назад. Но около каждой фотографии экскурсовода не поставишь.

Фотографии обычно не понимают в тех случаях, когда они «ни о чем» или плохо скомпонованы. Например, искать в абстрактной картинке, снятой для украшения интерьера, глубоко зарытые смыслы, — занятие бессмысленное, а вот задуматься о правильной компоновке элементов всегда полезно.

Способы выделения главного сводятся обычно к перечню нескольких простых приемов. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Умение состоит в том, чтобы, освоив на практике каждый из предложенных способов в отдельности, впоследствии пользоваться ими с легкостью карточного иллюзиониста.

Главное не потеряется:

в центре кадра;

на переднем плане;

в точке схода перспективных линий или рядом с этой точкой;

в четырех точках правила третей;

если осветить его ярче других объектов в кадре;

если выделить его цветом;

если расположить светлый объект на темном фоне;

если расположить темный объект на светлом фоне;

если расположить резкий объект на нерезком фоне;

если расположить нерезкий объект на резком фоне;

если расположить смазанный объект на замороженном фоне;

если расположить резкий объект на смазанном фоне;

если главный объект движется по диагонали кадра;

если сместить движущийся объект в угол кадра;

если поместить главное в ряд повторяющихся объектов;

если это человек или животное в безлюдном кадре.

 

Фото 2. «Мальвина».

Фотография из репортажа о конкурсе стилистов, где пышноволосая девушка должна была олицетворять лето. Я поместил ее в центре кадра, потому что работавшие ближе ко мне участницы конкурса выскочили из диапазона глубины резкости и, став расфокусированными, образовали нечто вроде рамки, ограничивающей поле зрения объектива. Получилось что-то похожее на замкнутую композицию. Я был лишен возможности сместить главную героиню правее, но взгляд пышноволосой Мальвины, направленный не в аппарат, а в левый угол кадра, создает ощущение движения именно в этом направлении.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 D G ED IF VR 
Чувствительность 1600 ISO 
Выдержка 1/400 с 
Диафрагма f/2,8 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 116 мм

 

Фото 3. «Жених, сраженный красотой» из серии «Свадьба — это маленькая жизнь».

Первый взгляд жениха на преображенную невесту я всегда стараюсь не упустить. В этот краткий миг удается увидеть эмоции, обычно спрятанные за маской привычного ролевого поведения. Жених в этот момент напоминает токующего глухаря, не слышащего ничего вокруг. Но как же краток этот миг! Три секунды спустя маска покорителя женских сердец занимает привычное место. Центральное положение героя в кадре я счел правильным, потому что хотелось включить в кадр и невесту с ее родственниками. Без этого кадр воспринимался бы только как составная часть фотостори.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 1000 ISO 
Выдержка 1/40 с 
Диафрагма f/3,2 
Фокусное расстояние 24 мм

 

Фото 4. «Поиски стиля». Фото из репортажа о конкурсе стилистов.

Акцент на переднем плане в данном случае поддержан еще и центральным положением этого переднего плана. Центр кадра к тому же и освещен ярче всего прочего. Руки и коленки модели ярко высвечены лампами накаливания с теплым спектром, а фон — холодным цветом люминесцентных ламп. И наконец, коленки резкие, а фон расфокусирован. Даже отражение в зеркале охотящегося за клубничкой фотографа тоже нерезкое, темное и обесцвеченное в сравнении с главным.

 

Камера Nikon D3s
Объектив AF-S Nikkor 70–200/2,8 D G ED IF VR 
Чувствительность 1600 ISO
Выдержка 1/320 с
Диафрагма f/2,8
Экспокоррекция –0,33 EV
Фокусное расстояние 95 мм

Главное в центре кадра

Кажется, этому и учить не надо. Первое, что делает начинающий фотограф, — строит кадр, помещая главное в центр. С точки зрения здравого смысла абсолютно правильно: в центре кадра герой непременно будет замечен, но интерес к такого рода фотографиям проявляют обычно только друзья или родственники. Удивить чужих можно только чем-нибудь новым, оригинальным или хорошо забытым старым, или знакомым, но необычно снятым.

Главный объект, расположенный в центре кадра, должен быть интересен для зрителя сам по себе, вне контекста, вне связи с другими героями снимка, потому что такие фотографии почти всегда симметричны, уравновешенны, лишены динамики. Для привлечения внимания к такого рода фотографиям приходится использовать и другие композиционные приемы (фото 1–4).

 

Главное на переднем плане

Это наиболее эффективный способ выделения главного в кадре, потому что предметы, оказавшиеся ближе всего к объективу, да еще в нижней части кадра, пропорционально больше объектов, расположенных в глубине композиции. Но с этим обстоятельством связаны три часто совершаемые новичками ошибки:

на передний план помещают второстепенный объект, и зритель напрасно пытается осознать его важность;

снимают светлый передний план, тогда как тонально передний план бывает обычно темнее того, что расположено в глубине кадра. Связано это с привычным для глаз соотношением яркостей в природе — небо светлое, земля темная. Нарушение такого рода нормы необходимо обосновать, к примеру, присутствием в кадре какого-либо источника света. Кроме того, светлый передний план придется уравновесить чем-то светлым в верхней части кадра;

как правило, передний план на фотографиях новичков бывает нерезким. Глаз упирается в него, как в барьер, через который приходится перескакивать с усилием. Внимание зрителя снова и снова возвращается к размытой авансцене, чтобы разгадать предложенную загадку. Если размытый передний план играет роль рамки, направляющей внимание зрителя в правильном направлении (см. фото 3), загадка решается просто.

Хорошо, если размытость переднего плана — продуманный прием, помогающий восприятию фотографии, но если нерезкое пятно — простая случайность, снимок воспринимается как брак. Я так часто сталкиваюсь с непониманием роли переднего плана, что однажды придумал «ворчалку»: если есть передний план, он должен быть резким. Понимаю, что это звучит чересчур категорично, однако работает (см. фото 4 и 5).

Любое правило, конечно, можно нарушать с целью проявления авторской индивидуальности. В современной репортажной и жанровой фотографии роль крупного плана на передке не ограничивается только необходимостью выделения главного объекта кадра. Появление высококачественных сверхширокоугольников тут же было использовано для решения проблемы уменьшения дистанции от фотокамеры до объекта. Еще Роберт Капа заметил, что от близости камеры к герою зависит правдивость фотографии.

Я бы добавил к этому еще и эффект присутствия, возникающий при рассматривании подобных картинок, тогда как тот же самый объект, снятый с почтительной дистанции нормальным объективом, приводит к получению нейтральных, лишенных глубины и подтекстов работ (сравни фото 6 и 7). Справедливости ради добавлю, что рвать дистанцию с объектом съемки можно не только с помощью сверхширокоугольников, но и мощными телеобъективами, правда, передний план при этом в кадр лучше не вводить.

 

Фото 5. «Кантата» из серии «Хор МИФИ».

Ноты лежали на полированной крышке рояля. Резкость наведена на линеечки нотного стана. Большая глубина резкости широкоугольного объектива позволила сохранить достаточно резкими отражения хористов в верхней части кадра. Светлый передний план уравновешен светлыми же одеждами хористов.

Камера Nikon D70s
Объектив DX AF-S Nikkor 12–24/4 D G ED IF 
Чувствительность 200 ISO 
Выдержка 1/5 с 
Диафрагма f/8 
Фокусное расстояние 
18 мм пленочного стандарта

 

Фото 6. «Шиповки» из серии «Крещение».

Типичный иллюстративный кадр, фиксирующий тот факт, что спасатели имели специальную обувь с шипами. Снят штатным репортерским зумом на дальнем конце шкалы фокусных расстояний, который в данном случае сработал как портретный телевик. Кадр мог бы войти в журнальный репортаж в качестве гарнира, но заглавным или даже самодостаточным быть не может, потому что однозначен, лишен подтекстов пространственной и информационной глубины (сравните с фото 7).

 

Камера Nikon D3s 
Объектив AF-S Nikkor 24–70/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 8000 ISO 
Выдержка 1/50 с 
Диафрагма f/5 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 70 мм

 

Фото 7. «Иордань» из серии «Крещение».

На снимке, сделанном сверхширокоугольным зумом, на переднем плане видны те же самые ноги в когтистых сапогах, что и на фото 6, но этот кадр уже разделен на планы. От камеры до переднего плана — всего сорок сантиметров. Мне пришлось плюхнуться на коленки и снимать в упор, зато я получил адресный кадр, который и в одиночку способен рассказать о событии все самое главное. Мы видим, как выглядела иордань, узнаем о мерах безопасности, видим крестящегося человека, по характеру освещения можем определить время суток. По моему мнению, картинка не только динамична, но и красива.

 

Камера Nikon D3s 
Объектив DX AF-S Nikkor 12–24/4 D G ED IF 
Чувствительность 4000 ISO 
Выдержка 1/20 с 
Диафрагма f/5,6 
Экспокоррекция –0,33 EV 
Фокусное расстояние 17 мм

 

Расположение главного в точке схода перспективных линий

Уходящие вдаль рельсы железной дороги — первое, что приходит в голову при мысли о перспективных линиях. Законам перспективы подчиняется все вокруг нас: предметы, близкие к наблюдателю, кажутся большими, но по мере удаления они словно бы уменьшаются. Линия из уходящих вдаль телеграфных столбов становится линией перспективных сходов, стоящие рядом стаканы тоже, если первый из них близко расположен к переднему плану, а остальные постепенно от него удаляются. Словом, в фотографиях любого жанра можно столкнуться с перспективными линиями. И если таких линий в кадре две или больше, они непременно сойдутся в одной точке где-то в глубине кадрового пространства.

Главный объект кадра, расположенный в точке схода перспективных линий или рядом с этой точкой, непременно станет мощным магнитом, притягивающим взгляд зрителя (см. фото 8).

 

Фото 8. «Мост» из серии «Москва для поцелуев»

Влюбленные появились в кадре неожиданно — в момент, когда я компоновал фотографию узкой лестницы на пешеходном мосту. Телеобъектив сплющил пространство, но перспективные сходы приводят взгляд к целующейся парочке.

 

Камера Nikon D2x 
Объектив DX AF-S Nikkor 17–55/2,8 D G ED IF 
Чувствительность 100 ISO 
Выдержка 1/200 с 
Диафрагма f/5,6 
Экспокоррекция –1,00 EV 
Фокусное расстояние 82 мм пленочного стандарта

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания ASUS покажет устройства нового поколения на Mercedes-Benz Fashion Week Russia
14 октября 2016
Новости

Компания ASUS покажет устройства нового поколения на Mercedes-Benz Fashion Week Russia

С 13 по 17 октября 2016 года в Москве пройдет Неделя моды Mercedes-Benz Fashion Week Russia. В ЦВЗ «Манеж» будут представлены коллекции более 70 дизайнеров из России, Грузии, Украины и других стран. В очередной раз компания ASUS выступит партнером этого грандиозного фэшн-события, представив публике свои устройства нового поколения: стильные смартфоны ASUS ZenFone 3 (ZE520KL, ZE552KL), ASUS ZenFone 3 Ultra (ZU680KL), а также ультратонкие и ультралегкие ноутбуки ASUS ZenBook 3 UX390UA, ASUS ZenBook Flip UX360CA и ASUS ZenBook UX330UA.

Идеология качества
11 октября 2006
Обзоры

Идеология качества

Продукция китайской компании BBK широко представлена на страницах нашего журнала. Аппараты этой марки регулярно показывают более чем достойные результаты, участвуя в наших групповых тестах. Функциональное оснащение, применение отличных комплектующих и высокое качество сборки разрушают мнение, что китайская техника не может быть качественной.

Sony анонсирует A6700 в 2018 году
13 декабря 2017
Новости

Sony анонсирует A6700 в 2018 году

Согласно последним слухам, новая беззеркальная камера Sony A6700 появится в первом или втором квартале 2018 г.

Высокие технологии LG ELECTRONICS для высокой моды
19 октября 2016
Новости

Высокие технологии LG ELECTRONICS для высокой моды

19 октября 2016, Неделя Моды в Москве 2016 - LG Electronics, мировой лидер в производстве потребительской электроники и бытовой техники, создает комплексные решения для дома, стремясь сделать жизнь потребителей более комфортной благодаря стильному дизайну, высокому уровню эргономики и передовым технологиям бытовых приборов. Поэтому компания LG выступила партнером Недели Моды в Москве, проходящей с 18 по 23 октября 2016 года в Гостином дворе и открывшейся модным показом коллекции одежды от одного из ведущих российских модельеров Валентина Юдашкина, предлагая потребителям высокотехнологичные решения для дома.

Samsung представила в Южной Корее новую линейку UHD телевизоров
26 февраля 2014
Новости

Samsung представила в Южной Корее новую линейку UHD телевизоров

Москва, 24 февраля, 2014 года — Компания Samsung Electronics представила на мероприятии Media Day в Сеуле, Южная Корея, новую линейку телевизоров модельного ряда 2014 года, в которую входит и первый в мире UHD телевизор с изогнутым экраном.

Наушники Cresyn CS-HP500 стали доступны в России!
6 февраля 2014
Новости

Наушники Cresyn CS-HP500 стали доступны в России!

Москва, 5 февраля 2014, ООО «Дистрибуторская компания Графитек» — Компания «Графитек» и известный бренд Cresyn объявляют о старте продаж наушников CS-HP500, которые уже получили положительные отзывы сразу трех ведущих немецких обозревателей техники: Stereoplay, Audio.de и Netzwelt.de. Критики отмечают «свежее звучание», «четкий бас» и «восхитительную передачу фортепианной музыки и арфы» при прослушивании классики. Прибавьте к этому складной дизайн и компактность. Cresyn CS-HP500 это ваша «синица в руках»!

Техника для жизни!
31 августа 2003
Новости

Техника для жизни!

Компания Vitek выпускает широкий ассортимент домашней техники. Не обошла она стороной и переносные магнитолы и мини-системы. Новые модели фирмы интересны тем, что поддерживают МР3 формат аудиодисков. Если вспомнить, сколько дисков обычно хочется взять с собой перед отъездом на дачу, то становится понятно, что совместимость магнитолы с МР3 станет настоящим подарком меломану.

11 апреля состоится конференция «Российский рынок потребительской электроники — тенденции и перспективы развития»
31 марта 2014
Новости

11 апреля состоится конференция «Российский рынок потребительской электроники — тенденции и перспективы развития»

11 апреля в рамках международной выставки потребительской электроники Consumer Electronics & Photo Expo 2014 состоится ежегодная конференция «Российский рынок потребительской электроники — тенденции и перспективы развития», целью которой является построение открытого диалога между основными участниками отрасли. Конференция является традиционным местом встречи ведущих производителей, дилеров, дистрибьюторов и ритейл компаний для обсуждения важнейших вопросов отрасли: повышение эффективности бизнеса, государственное регулирование и социальная ответственность.

Sport Watch - новые спортивные часы от Smartino
19 октября 2017
Новости

Sport Watch - новые спортивные часы от Smartino

Smartino Sport Watch — это спортивные часы, разработанные компанией Watchsport специально для российского потребителя. Отслеживайте все необходимые сведения о своем дне, от мониторинга сна до количества шагов, пройденного расстояния, количество сожжённых калорий.

Flystore.ru — Fly открыл фирменный интернет-магазин
11 сентября 2013
Новости

Flystore.ru — Fly открыл фирменный интернет-магазин

Москва, 11 сентября 2013 г. — Meridian Group (бренд Fly) развивает намеченную в начале года стратегию по увеличению объема продаж мобильных устройств Fly в России и объявляет об открытии официального интернет-магазина по продаже телефонов, смартфонов, планшетов и аксессуаров www.flystore.ru.