Уроки Розова: что такое вспышка. Часть 1

Вспышка — это стеклянная колба (прямая, спиральная, подковообразная или даже в форме кольца), из которой откачали воздух и которую заполнили специальным газом — ксеноном, вмонтировали в нее два металлических контакта (анод и катод) и подвели заряд высокого напряжения от электролитического конденсатора. Поверх колбы намотали несколько витков тонкого провода, к которому подключили источник очень высокого напряжения (несколько тысяч вольт).

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Средь шумного бала.

Камера: Nikon F5
Объектив: Nikkor 28–70/3,5
Пленка: слайд Fujichrome Astia 100 ASA (оцифрован и конвертирован)
Выдержка: 1/60 с
Диафрагма: f/5,6

Во времена моей фотографической молодости такую картинку без вспышки снять мне бы никак не удалось. Но и со вспышкой в те годы это было очень сложной задачкой. Вспышки были просты, как молоток. Они могли только долго-долго заряжаться, а потом сразу полностью разряжаться. Никакой автоматики еще не было. И все же фотографы ухитрялись снимать в темных помещениях, почти полностью полагаясь на чутье и доведенные до автоматизма навыки управления аппаратом.

Свет в данном случае смягчен с помощью листка белой бумаги — лопушка, надетого на поднятую к потолку головку вспышки.

Электрическая дуга (такая же, как и при электросварке) возникает в колбе в момент, когда на наружную проволоку подается импульс, ионизирующий ксенон внутри газоразрядной лампы. Заряд энергии, накопленный электролитическим конденсатором, пробивает толщу газа, при этом в пространство выбрасывается много фотонов (частичек света). Как только заряд в конденсаторе иссякает, дуга гаснет. Таково принципиальное устройство вспышки.

Изобрели вспышки еще до Второй мировой войны, потому что чувствительность пленок тогда была очень низкой, а потребность снимать при любых условиях освещения родилась вместе с самой фотографией. Импульсные источники света произвели настоящую революцию. Появилась возможность снимать движущиеся объекты в помещениях, ночью, на вокзалах и аэропортах. От назойливых светских хроникеров стало трудно прятаться. Общественность узнала подробности ночной жизни больших городов. Спортивные репортеры получили возможность останавливать самые драматичные моменты таких динамичных видов спорта, как бокс, борьба, футбол. В студиях стало проще снимать портреты. Без автоматизированных импульсных источников света современному фотографу пришлось бы трудновато (фото 1).

Вспышки бывают разными

Надо иметь в виду, что за словом «вспышка» прячется шлейф изделий, даже внешне мало похожих. Объединяет их общее назначение — освещать пространство при съемке. Подразделяются вспышки на две большие группы: репортерские и студийные.

Репортерские вспышки по месту расположения делятся на три группы: встроенные, накамерные и выносные.

Встроенные вмонтированы в корпус фотоаппарата совсем близко к оптической оси объектива. Такими вспышками вооружаются все компакты и зеркалки начального уровня. Именно в силу своего местоположения они создают светотеневой рисунок, который фотографы презрительно именуют «блином», потому что свет таких картинок плоский, лишен теней, похож на свет миллионов других таких же компактов.

Накамерные могут закрепляться на «горячем башмаке» камеры. Такие вспышки обычно имеют поворотную головку, которую можно направлять в потолок, на стены или на любую другую отражающую поверхность для получения более естественного и объемного светотеневого рисунка.

Выносные светят на объект откуда угодно. Управление такими приборами может быть ручным, но может быть и автоматизированным. Иногда они объединяются в группу ведомых приборов, которыми автоматически управляет ведущий прибор, закрепленный на «горячем башмаке» камеры, или сама камера. Такие системы позволяют гибко управлять освещением в поле кадра, не полагаясь на случайность.

Накамерные и выносные вспышки фотографы подразделяют на два типа по потребительским признакам: системные и универсальные.

Системные производятся той же фирмой, что и камера, которой вы пользуетесь. Canon, Nikon, Sony, Olympus и другие делают системные вспышки для своих камер.

Универсальные выпускаются сторонними фирмами. Такие вспышки имеют переходники, позволяющие использовать их с фотоаппаратами разных производителей.

Системные вспышки дороже универсальных той же мощности. Но желание сэкономить может привести к беде. Дело в том, что управление поджигом вспышек бывает низковольтным (у большинства современных фотоаппаратов примерно 5 В) и высоковольтным (около 200 В). Использование универсальных вспышек на новеньких цифровушках может привести к их поломке. Горят они очень часто, а ремонт стоит дороже, чем покупка нового аппарата. Так что вспышки с поджигом 200 В годятся только для работы с механическими пленочными камерами или в качестве выносных автономных.

Кольцевые вспышки занимают особое место среди малогабаритных накамерных. Они предназначены для макросъемки. Устроены в виде кольца, которое надевается на объектив спереди. Свет излучается на объект со всех сторон сразу, и потому изображение кажется бестеневым. На самом деле тени есть, но они словно бы растворены, потому что у каждой точки, излучающей свет, на противоположной стороне кольца есть точка-антипод, излучающая точно такой же по силе свет, заполняющий или, точнее, растворяющий тень, образованную первой точкой.

К тому же надо понимать, что все тени направлены в сторону центра изображения. Свет кольцевой вспышки напоминает карандашный рисунок с нежнейшими тональными переходами от света к тени. Он тщательнейшим образом вырабатывает мельчайшие детали фактуры кожи, рисует волосы. Гламурные журналы иногда используют свет кольцевых вспышек для получения необычных портретов молоденьких красавиц. Правда, при этом приходится основательно потрудиться ретушерам или гримерам, чтобы спрятать присущие живым людям дефекты кожи (фото 2).

С такой вспышкой удобно снимать небликующие предметы. Например, старинные монеты (фото 3).

Использование кольцевых вспышек при макросъемке ограничено близостью к объекту. При съемке, например, небольшого цветочка поверхность лампы может оказаться всего в пяти сантиметрах от цветка, но в двадцати от поверхности фона, что приводит к существенному падению освещенности фона, который при этом не просто становится темнее, а меняет цвет (фото 4).

Студийные вспышки

В отличие от маленьких собратьев, которые рождены для того, чтобы всегда быть с фотографом, где бы ни пришлось ему оказаться, студийные вспышки постоянно прописаны в темных студиях, где за время горения дуги в импульсной лампе глаз человека не успевает разглядеть и оценить распределение света в поле кадра. Вот почему эти приборы умеют не только вспыхивать. В них встроены ведущие, или моделирующие, галогеновые лампы, горящие постоянно. С помощью этих ламп фотограф сначала выстраивает светотеневой рисунок будущего кадра, а потом уже снимает с мощным, но коротким импульсом.

Студийные вспышки мощнее и тяжелее репортерских. Промышленность выпускает два типа импульсных источников света для студий: моноблоки и генераторные вспышки.

Моноблоки устроены по принципу «все в одном корпусе»: блок питания, электронная схема, накопительные конденсаторы, импульсная лампа, ведущая лампа, шлейф сменных рефлекторов. Каждый моноблок представляет собой довольно увесистый ящик. Для его надежной фиксации в нужном месте требуется тяжелая стойка. Мощность моноблоков колеблется от 100 до 2000 джоулей.

Генераторные вспышки — очень мощные приборы, их конструкция предусматривает пространственное разделение нескольких осветительных головок и одного генератора. Каждая осветительная головка генераторной вспышки состоит из рефлектора, импульсной лампы, галогенки и длинного толстого провода. Генератор вобрал в себя все остальное: блок питания, батарею электролитических конденсаторов, схему, корпус с органами управления.

Осветительная головка весит заметно меньше, чем моноблок, но это преимущество нивелируется тем, что к ней тянется толстый и тяжелый провод. Тонким он быть не может, так как по нему при каждом срабатывании пробегает большой ток. Электрическое сопротивление вызвало бы перегрев тонкого провода и опасность пожара в студии.

Вот почему длина такого провода ограничена. В студиях, оборудованных такими вспышками, провода лежат прямо на полу или подвешиваются к потолку. Это не всегда удобно. Головок в комплекте генератора может быть две или три, суммарная мощность колеблется от 1200 до 5000 джоулей.

И генераторы, и моноблоки имеют своих приверженцев. Фотографы, склонные к перемещению в пространстве, предпочитают более мобильные моноблоки. Домоседы, работающие только в студиях, — генераторы. Однако промышленность производит генераторные вспышки и для выездных съемок на улице. Они питаются от аккумуляторов.

Все студийные вспышки предназначены для создания в студии света, имитирующего какие-то природные явления или произвольно придуманные схемы. Благодаря студии фотограф может работать в любое время суток и при любой погоде. Генераторные вспышки и моноблоки снабжаются большим набором приспособлений, позволяющих менять свет головки: рассеивать его с помощью зонтиков, софтбоксов, лайт-дисков или, наоборот, собирать в пучок с помощью спот-насадок, тубусов или сотовых фильтров, окрашивать с помощью светофильтров или поляризовывать, менять его направление относительно аппарата. Словом, вспышка в студии — что-то вроде управляемого солнца в миниатюре (фото 5).

Синхроконтакт и выдержка синхронизации вспышек

Для подключения накамерных вспышек фотоаппараты снабжаются «горячим башмаком» — специальным гнездом с маленькими полозьями. Вспышка вставляется в эти полозья и надежно фиксируется либо гайкой на резьбе, либо каким-то другим запором. На площадке «горячего башмака» размещаются контакты для подсоединения вспышки к камере. Каждая фирма придерживается своей системы подключения, вспышки одной фирмы не станут работать с камерами конкурентов.

Вот почему для подключения к камерам студийных вспышек или вспышек сторонних производителей на корпусе многих зеркалок и беззеркалок сохранено специальное гнездо — синхроконтакт. Форма гнезда для подключения вспышек стандартизирована еще в пленочные времена. Назвать ее удачной я бы не рискнул: соединение получается не слишком надежным. Проводок, идущий к студийной или любой другой вспышке, никак не фиксируется. Его легко выдернуть случайным движением в решающий момент съемки. Приходится быть внимательным или покупать беспроводные инфракрасные пускатели и системы радиоуправления, которые вставляются в те же полозья «горячего башмака» и крепятся там уже надежно (фото 6).

Но каким бы способом запуска вспышек вы ни пользовались, сначала придется залезть в меню своей зеркалки и выбрать выдержку синхронизации. Зеркальные камеры и беззеркалки обычно снабжаются шторно-щелевыми затворами. Затвор пропускает свет к матрице с помощью механизма, состоящего из нескольких горизонтальных пластинок — ламелей. В закрытом состоянии все ламели выстраивают заборчик на пути света от объектива к матрице. В тот момент, когда палец нажимает на спусковую кнопку, часть ламелей падает вниз, открывая кадровое окно на строго определенное экспонометром время. После истечения времени выдержки верхняя пачка ламелей падает вниз, закрывая матрицу от света.

Я описал ситуацию, когда кадровое окно на какой-то краткий миг открывается полностью. Все было бы здорово, если бы так происходило на всех выдержках, но есть технический предел, после которого камера не успевает полностью открыть кадровое окно, и потому выдержки короче 1/250 секунды затвор отрабатывает изощренно. Ему приходится засвечивать кадр, открывая только узкую щель между двумя ламелями и перемещая эту щель сверху вниз, пока вся площадь кадра не будет экспонирована. Если снимать с выдержкой, скажем, 1/350 с, засвеченной окажется только часть кадра. Засвеченная полоска может оказаться совсем узкой, если будет установлена выдержка, например, 1/4000 с.

Производители профессиональных и любительских зеркалок обязательно указывают в меню выдержку синхронизации. Лет тридцать назад все крутые профессиональные зеркалки имели выдержку синхронизации около 1/60 секунды. Сегодня рванули ввысь, и 1/250 с — это норма. Рост всего на две экспозиционных ступени за жизнь поколения технических гениев, которые придумали компьютеры, мобильники и цифровую фотографию! Но скорее всего инженеры уже выжали все возможное из механического ламельного затвора. Дальше развитие пойдет каким-то новым, электронным путем.

Примечание для особо любознательных: большинство просьюмерок и мыльниц снабжаются центральными затворами, которые синхронизируются со вспышками при любой выдержке без ограничений, потому что вспышка включается только после полного открытия створок затвора, а сам затвор устроен так, что полностью открывается на любой выдержке.

А так ли важна выдержка синхронизации для практикующего фотографа? Хорошо помню, как в юности снимал «Зенитом», у которого синхронизация происходила при 1/30 с, то есть при включении вспышек затвор камеры отрабатывал именно одну третью часть секунды. Эта выдержка считается опасной при съемке с рук полтинником или любым телевиком, даже портретным. Шевеленки и смазки можно избежать только в том случае, если специально этим озаботиться. Но вспышка скоротечна. Средняя длительность свечения студийной вспышки — 1/500 с. Следовательно, получить смазку за время горения именно вспышки можно только тогда, когда объект быстро перемещается в поле кадра. Но кадровое окно полностью открывалось именно на 1/30 с, и за это время на резкое изображение, нарисованное светом вспышки, успевала наложиться картинка, нарисованная ведущей галогенкой и всеми прочими источниками света, которые горели вокруг. При синхронизации на 1/250 с положение кардинально меняется. Вспышка по-прежнему обеспечивает 1/500 с, а галогенка влияет только в течение 1/250 части секунды. Света галогенки теперь недостаточно, чтобы за столь малый отрезок времени нарисовать свою собственную картинку. На практике, если снимать в студии при минимальных значениях чувствительности, теплый свет галогенки не повлияет ни на резкость картинки, ни на ее цветовую температуру (фото 7).

Фото 2. Портрет.

Камера: Nikon D2X
Объектив: AF-S Nikkor 17–55/2,8 ED
Чувствительность: 100 ISO
Выдержка синхронизации: 1/250 с
Диафрагма: f/7,1
Фокусное расстояние 85 мм пленочного стандарта
Кольцевая вспышка

Пример использования кольцевой вспышки для съемки женского портрета. Несмотря на отсутствие глубоких теней, изображение не потеряло ощущения трехмерности.

 

Фото 3. Памятная медаль в честь бракосочетания императора Николая II с принцессой Алисой Гессенской.

Камера: Nikon D3
Объектив: AF Mikro Nikkor 105/2,8
Чувствительность: 100 ISO

Фото 4. Ванька мокрый.

Камера: Nikon D2X
Объектив: Miсro-Nikkor 55/2,8
Чувствительность: 100 ISO
Выдержка синхронизации: 1/250 с
Диафрагма: f/11
Кольцевая вспышка

Цветок из семейства бальзаминовых много лет жил у нас на подоконнике. Когда в моих руках оказалась кольцевая вспышка, я тут же испытал ее чары на этом влаголюбивом растении. Диаметр цветка всего 2 см. Расстояние от передней линзы макрообъектива — около 5 см, до фона — 20 см. На фото хорошо видно, как сильно изменился цвет зелени из-за падения освещенности.

Фото 5. Рыжий плод (из серии «Плоды любви»).

Камера: Fujifilm FinePix S2 Pro
Объектив: AF-S Nikkor 17–55/2,8 ED
Чувствительность: 100 ISO
Выдержка синхронизации: 1/160 с
Диафрагма: f/11,3
Фокусное расстояние 70 мм пленочного стандарта

Студийная портретная фотография. Использован всего один моноблок. Мощность «солнца» — 400 Дж, свет направлен в потолок и верхнюю часть стены слева от героев снимка. Заполнение теней происходило из-за переотражений света от белых стен комнаты.

Фото 6. Про фонарщика и полярный день в Петрозаводске.

Камера: Nikon D2X
Объектив: AF-S Nikkor 17–55/2,8 ED
Чувствительность: 100 ISO
Выдержка: 1/50 с
Диафрагма: f/7,1
Фокусное расстояние 28 мм пленочного стандарта

В Петрозаводске снимал для фотобанка фирмы «Российские коммунальные системы». В кадроплане съемок был пункт о поддержании в порядке освещения улиц. Но вот незадача: на лето в городе полностью выключают городское освещение. Солнце светит почти круглые сутки, потому что стоит полярный день. Ночью солнце уходит за горизонт, но светит и оттуда. И что делать бедному фотографу? Не приезжать же из-за одного этого сюжета в Петрозаводск осенью. Пришлось использовать «никоновскую» системную вспышку с радиоуправлением. Чтобы она светила теплым светом лампы накаливания, я надел на головку вспышки фильтр чайного цвета.

 

Фото 7. Весенний загар.

Камера: Nikon D3
Объектив: AF-S Nikkor 24–70/2,8 ED
Чувствительность: 200 ISO
Выдержка: 1/250 с
Диафрагма: f/11
Фокусное расстояние 48 мм

Я устроил студию в полутемном манеже шапито в Харькове. Туда не заглядывало весеннее солнце, так живописно раскрасившее тело героя. Слева на высокой стойке закреплен всего один моноблок с небольшим софтбоксом, справа — большой белый лайт-диск для подсвечивания теней. В ожидании дрессировщицы мы сделали парадный портрет ее помощника. Обратите внимание: ни галогенки, ни рассеянный свет, проникавший в щели шапито, не повлияли на цветопередачу. Мощность вспышки при максимальной выдержке синхронизации позволила исключить влияние паразитного света.

Продолжение следует.

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Phottix выпустила радиосинхронизатор Odin II TTL для камер Pentax
2 марта 2018
Новости

Phottix выпустила радиосинхронизатор Odin II TTL для камер Pentax

Новый синхронизатор был разработан Phottix в сотрудничестве с инженерами Pentax и протестирован на среднеформатной камере 645Z и флагманской K-1, устройство также будет совместимо с моделями K-5 и K-7. Используя специально разработанную прошивку, Odin II позволит управлять студийными моноблоком Phottix Indra TTL и вспышками Juno, а также будет совместим с приемниками радиосинхранизаторов Strato II, Atlas II и Ares II.

Два фотособытия в Галерее Классической Фотографии
12 декабря 2017
Новости

Два фотособытия в Галерее Классической Фотографии

В ближайшую субботу, 16 декабря, в Галерее Классической Фотографии пройдут сразу два фотособытия. В 12.00 лекция Андрея Чежина «Город-текст». Андрей Чежин расскажет о съёмке Санкт-Петербурга с помощью нетрадиционных подходов, способов и технологий. В 15.00 ждём всех на творческом вечере фотографа Сергея Карпухина. В рамках встречи фотограф и трэвел-блогер Сергей Карпухина представит творческий отчёт за прошедший год.

TinyMOS NANO1 – ультракомпактная камера для астрофотографии
17 октября 2018
Новости

TinyMOS NANO1 – ультракомпактная камера для астрофотографии

В 2015 году TinyMOS представила TINY1, самую маленькую в мире астрофотографическую камеру. На этот раз компания объявила о выпуске NANO1, которая в три раза меньше исходной модели, но при этом имеет ряд улучшенных характеристик, включая разрешение сенсора и поддержку двойного крепления для сменных объективов.

Cистемы HARMAN: льется музыка на полном ходу...
22 августа 2012
Новости

Cистемы HARMAN: льется музыка на полном ходу...

На Московском Международном Автомобильном Салоне’2012 компания HARMAN представит самые ожидаемые новинки в области навигационного оборудования и автозвука, а также последние технологические решения и инновации. HARMAN - ведущий мировой разработчик, производитель и поставщик широкого ассортимента автомобильных акустических систем премиум класса, мультимедийных и навигационных систем для автомобилей.

LaCie DJI Copilot – прочный и компактный диск для беспилотников.
11 января 2018
Новости

LaCie DJI Copilot – прочный и компактный диск для беспилотников.

Seagate анонсировала LaCie DJI Copilot, портативный жесткий диск для фотографов и видеооператоров, которые используют дроны в своей повседневной работе. Устройство оснащено жёстким диском емкостью 2 ТБ, а также встроенным экраном для просмотра информации об оставшейся памяти, процессе передачи данных и состоянии встроенного аккумулятора.

Мини-обзор компактных фотокамер Sony Cyber-shot DSC-QX100/QX10
19 августа 2014
Обзоры

Мини-обзор компактных фотокамер Sony Cyber-shot DSC-QX100/QX10

Судя по текущей ситуации, общественность насторожено отнеслась к новому классу устройств, целиком и полностью представленному пока серией камер Cyber-shot QX. Концептуально эти устройства в нынешней рыночной конъюнктуре выглядят абсолютными победителями.

Видеосъемка в помещении на камеру Panasonic FZ1000 - точная экспонометрия и убедительная цветопередача
1 января 2015
Видео

Видеосъемка в помещении на камеру Panasonic FZ1000 - точная экспонометрия и убедительная цветопередача

При съёмке в помещении с несколькими источниками искусственного света автоматика камеры демонстрирует корректную работу функций баланса белого и экспозамера.

Vivitek представил два новых УКФ проектора с высоким световым потоком и «долгоиграющей» лампой
3 августа 2016
Новости

Vivitek представил два новых УКФ проектора с высоким световым потоком и «долгоиграющей» лампой

Компания Vivitek объявила о начале производства новых ультракороткофокусных проекторов для образования DH759USTi и D756USTi. Новинки отличаются от предшественников улучшенным интерактивным функционалом, широким набором портов подключения и беспрецедентной простотой использования.

Tamron опубликовала список объективов, совместимых с камерой Canon EOS R
29 октября 2018
Новости

Tamron опубликовала список объективов, совместимых с камерой Canon EOS R

Компания Tamron представила список объективов, которые совместимы с камерой Canon EOS R, при установке через адаптер EF-EOS R. Ранее компания также выпускала уведомление о несовместимости своих объективов с камерой Nikon Z7, но этот вопрос по-прежнему находится на стадии выявления причини и поиска решения.

HUAWEI: специальные предложения ко Дню святого Валентина
8 февраля 2019
Новости

HUAWEI: специальные предложения ко Дню святого Валентина

В преддверии праздника всех влюблённых компания HUAWEI объявляет о специальных ценах на ведущие модели смартфонов HUAWEI