Наш эксперт Александр Касперович расскажет о новой профессиональной камере, недавно представленной компанией Sony, — облегченном (по сравнению с топовой Sony А900) полноформатном аппарате с матрицей в 24 мегапикселя. Разумная ценовая политика в отношении данной камеры непременно скажется при выборе системы фотографами, практикующими в рекламной и прикладной съемке, поскольку высочайшее качество картинки выходит в этой области на первое место.
Технические характеристики
Матрица: Exmor CMOS (с функцией очистки от пыли)
Размер: 135 (35,9×24 мм)
Разрешение: 24,6 Мп (6048×4032)
Кроп-фактор: 1
Формат записи: JPEG, RAW
Светочувствительность: ISO 200-3200 (расширение до 6400)
Видоискатель: пентапризма, матовый экран
Площадь покрытия кадра: около 98%
Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), 3,0”, Xtra Fine LCD (921 600 точек)
Скорость съемки: до 3 кадров/с, в серии до 384 кадров JPEG, до 16 кадров RAW
Карты памяти: CompactFlash Type I/II, MicroDrive, Memory Stick Duo / Pro Duo / PRO HG Duo
Вес: 850 г
Цена: $3000
Производители фотоаппаратуры, выпуская на рынок высококлассные профессиональные полноформатные камеры с большим разрешением матрицы, представляют также и более бюджетные модели, которые сохраняют основные достоинства старших камер, но по цене явно более привлекательны. Что же служит отправной точкой такого шага?
Профессиональная аппаратура такого класса, о котором мы сейчас говорим, предназначена для решения довольно узкого круга задач, обусловленного прежде всего рекордным разрешением матрицы и вследствие этого стремительным возрастанием шумов на высоких и даже не очень (по современным меркам) значениях светочувствительности.
А это значит, что данная аппаратура больше предназначена для рекламных, прикладных и других неспешных съемок, и позволить ее покупку, учитывая немалую цену, могут очень немногие: либо рекламные, постоянно практикующие фотографы, либо серьезные агентства, солидные иллюстрированные журналы и т. д.
Однако есть и свободные фотографы — фрилансеры, время от времени выполняющие работу подобного рода, но не имеющие возможностей купить топовые модели. Камеры с предельно высоким разрешением сенсора, способные в полной мере реализовать возможности высококачественной оптики, призваны заполнить как раз эту нишу востребованности в подобной аппаратуре.
Да, эти модели могут быть без «бронированного» корпуса, ресурс затвора может иметь более скромные (хотя что сейчас назвать скромным?) показатели, какие-то функции могут отсутствовать. Но главное — данный аппарат имеет такое же разрешение матрицы, как и его старший брат, а все внутреннее электронное обеспечение остается неизменным, а значит файл будет иметь точно такие же характеристики, как и файл топовой модели.
Очень заманчивые предложения делают нам современные производители фотоаппаратуры! И Sony не остается в стороне: выпуск А900 стал отправной точкой для выпуска облегченной камеры — Sony А850. В одном из предыдущих номеров нашего журнала у меня была возможность тщательно протестировать 900-ю модель, так что на ней мы подробно останавливаться не станем.
К сожалению, великолепный парк оптики от Carl Zeiss, который был предоставлен для предыдущих испытаний, в московском офисе Sony отсутствовал (по техническим причинам). Для полноформатных камер Sony предлагает прекрасный выбор объективов и собственной разработки, включая обновленные, ранее известные под маркой Minolta.
В то же время программа тестирования уже была понятна, поэтому я взял единственный профессиональный объектив Sony 70-200 мм f/2.8 G, великолепную работу и качество которого я уже имел честь оценить. В соответствии с планом испытания проведем в рекламной студии — именно для нее, по моим оценкам, данный аппарат и предназначен.
В съемках будут участвовать две модели, так что мы сможем оценить достоинства новой камеры в тех условиях, для которых данная камера подходит лучше всего. Но в начале, по сложившейся традиции, ознакомимся с технической стороной новинки и постараемся понять, есть ли сходство с топовой Sony А900.
Удивительное сходство
Несмотря на то, что по заявленному классу аппарат претендует на чисто профессиональное использование, мы имеем облегченную модель, а значит, что-то должно поменяться и во внешнем облике камеры.
Здесь нас ждала приятная неожиданность: все органы управления Sony А850 абсолютно идентичны Sony А900. Заявка сделана серьезная: тем фотографам, которым удалось поработать с А900, не придется привыкать к изменениям в управлении, так как их просто нет! На этот раз аппарат проходит испытания без вертикальной рукоятки, а поэтому балансировка камеры с тяжелым объективом оставляет желать лучшего.
Это должны учитывать те, кто работает с оптикой, имеющей значительный вес и габариты. Учитывая, что А850 внешне ничем не отличается от А900, перечислю лишь органы управления, вынесенные на панели корпуса. Задняя стенка: трехдюймовый дисплей с 5-шаговой регулировкой яркости, справа от него кнопки Custom (при просмотре — кнопка вывода гистограммы), переключатель режимов экспозамера, кнопка Fn, выключатель системы стабилизации камеры, джойстик, задний диск управления.
Слева от дисплея — кнопки вызова меню, яркости дисплея, удаления кадров и просмотра снятых кадров. Чуть выше выключатель питания камеры и видоискатель с колесиком диоптрийной поправки. Лицевая сторона: справа — гнездо синхроконтакта, кнопка фиксатора байонетного крепления объектива, переключатель режимов автофокусировки. Слева от объектива — лампочка подсветки автофокуса и лампочка контроля автоспуска, а также кнопка репетира диафрагмы.
Верхняя панель: справа от пентапризмы панель дисплея, кнопки ISO, WB, DRIVE и поправки экспозиции, а также кнопка подсветки дисплея. Слева — переключатель съемочных режимов. Правая боковая стенка — крышка, скрывающая гнезда для подключения карт памяти (как и в А900, их два), левая боковая стенка — гнезда для подключения USB и другие разъемы. Аккумуляторный отсек традиционно располагается на нижней панели справа от объектива.
Особенности творческих режимов
Современные цифровые камеры предоставляют большие возможности по предварительной настройке для тех или иных сюжетов. Причем обязательным условием для применения различных настроек является необходимость предварительных проб всех заложенных в камеру режимов.
Оценка изображения только по монитору камеры в большинстве случаев совершенно недостаточна, так как при профессиональной работе необходимо оценивать еще и возможности последующей обработки файла в графических редакторах. Иногда изменения, внесенные в файл камерой, совершенно не поддаются исправлению. Это касается камер не только Sony, но и других производителей.
Считаю необходимым обратить внимание на настройку творческих режимов А850. Давно известно, что внутрикамерные настройки яркости, контрастности, насыщенности и резкости абсолютно у всех производителей современной фототехники реализуются недостаточно тонко и обработка файла в графических редакторах гораздо эффективнее и чище по результату.
Лично я в своей работе почти всегда предпочитаю настройки «по нулям»: в этом случае всегда понятно, с каким файлом я имею дело и что нужно изменить, чтобы улучшить его. Однако проверка результатов работы подобных настроек входит в обязательную программу тестирования любой камеры (хотя мы не всегда об этой части теста упоминаем — обычно из-за ограничений по объему статьи).
В Sony А850, кроме настроек, обычных для камер всех производителей, имеется еще одна, непривычная — ZONE. При ее использовании настройка контрастности отключается, а сам режим ZONE регулирует не только контраст, но и насыщенность цвета и яркость таким образом, чтобы исключить появление пересветов при съемке объектов, отдельные участки которых обладают повышенной яркостью.
Режим эффективный, но, применив эту настройку с понижением в одну ступень при установке света для съемки моделей в студии, я получил совершенно «потухший» файл. Правка подобного файла в графическом редакторе, конечно, возможна, но хорошего качества в данном случае получить не удалось. Именно поэтому обращаю внимание на то, что при использовании любых настроек необходимо понимать, что будет на выходе.
При «нулевых» установках для студии и выборе творческого режима «стандартный» мы имеем великолепный по всем параметрам файл: безупречный по резкости и информационной наполненности, чего и можно было ожидать от Sony А850.
Монитор камеры очень яркий и контрастный: я уменьшил значение яркости на одну ступень, и при просмотре отснятого материала увидел картинку, очень близкую к той, что потом показал монитор компьютера. И еще один момент: при абсолютно правильно выставленной экспозиции файл вначале показался мне несколько более светлым, но без каких-либо информационных потерь (может быть, это особенность конкретного экземпляра камеры).
Рекламные фотографы, заметьте
Переходим в студию. В фотосессии участвуют две модели, ведется съемка одежды для журнала Knit@Mode, c которым я имею честь сотрудничать. Администрация издания с удовольствием идет нам навстречу, и тестирование новой камеры проходит без каких-либо осложнений. Эта фотосессия была выбрана для тестирования в силу высоких требований к техническому качеству файла и большой сложности правильного воспроизведения различных фактур.
При подготовке фотомоделей к съемке для каждого сюжета проводилась длительная подготовка, включающая в себя работу стилиста и визажиста с коррекцией образа в процессе съемки. Мы сочли, что сложность задач как раз и позволит нам полноценно проверить новинку в максимально бескомпромиссных условиях.
Первые же кадры позволяют нам убедиться правильности нашего выбора: широта динамического диапазона настолько впечатляет, что съемка с преобладанием светлых тональностей не только не вызывает каких-либо критических замечаний, но и настраивает нас на превосходные результаты и в дальнейшем, хотя, как всегда в начале теста, некоторые сомнения все же возникают (фото 1).
Кадр второй: фрагментарный портрет. По высокому разрешению матрицы А850 очень напоминает мне 900-ю модель: при ISO 200 детализация изображения, а также отсутствие ощутимых шумов заслуживают всяческих похвал. Кадр пригоден не только для полиграфического воспроизведения, но и для печати фотографий выставочного формата не менее 60×90 см (фото 2).
На следующих кадрах (фото 3-6) проверяем проработку на белых поверхностях, плавность тональных переходов и уровень детализации. Вязаные элементы одежды имеют очень тонкую структуру, которую камера в точности воспроизводит.
Огромный запас по разрешению позволяет делать кадрирование (в разумных пределах) без ухудшения качества изображения и ощутимой потери детализации. Рекламным фотографам непременно стоит взять на заметку еще один фактор: фирма Carl Zeiss выпускает АВТОФОКУСНЫЕ объективы высочайшего качества только для компании Sony, а в рекламной съемке качество оптики играет одну из важнейших ролей.
Вот на съемочной площадке наша вторая модель. Прекрасный повод отметить правильность передачи матрицей телесных оттенков кожи: установка баланса белого в 5500 К абсолютно соответствует цветовой температуре импульсных приборов, и Sony А850 отрабатывает эту позицию без каких-либо отклонений по цвету, что, впрочем, было замечено мной и при тестировании других камер от Sony (фото 7-10).
Сейчас на модели черная эластичная куртка с капюшоном. Задачи теста в этом сюжете — детальная проработка темных поверхностей, сбалансированность со светлыми участками изображения и отсутствие шумов в затемненных участках. Новый аппарат довольно хорошо справляется с контрастной картинкой (фото 11 и 12).
Следующий тест, завершающий нашу студийную программу, — проверка передачи фактуры на различных участках изображения. И на белых брюках, и на вязаном фиолетовом свитере мы можем различить абсолютно все детали. Небольшое падение резкости на свитере связываю с малой глубиной резко изображаемого пространства объектива Sony 70-200 мм f/2.8 G.
Все-таки объектив длиннофокусный, а диафрагма была установлена на значение 8, и фокусировался объектив именно на глаза модели (возможно, диафрагму стоило закрыть еще на одну-две позиции).
Так что студийные тесты нашей новой камеры получились вполне успешными и, с учетом предварительного детального изучения камеры, совершенно предсказуемыми. Sony А850 сохранила в себе все лучшее, что было заложено в Sony А900, и в области применения нового аппарата сомневаться не приходится (фото 13-14).
Наконец, проверка системы стабилизации изображения при длинных выдержках. Двор, довольно мрачный свет, ISO 200, фокусное расстояние 160 мм, выдержка 1/60 с, диафрагма 2,8. Было снято несколько кадров — и все они оказались в зоне достаточной резкости, хотя и значение диафрагмы, и довольно длинная выдержка этому никак не способствовали. Небольшой пересвет на плече модели при просмотре на экране компьютера заставил вспомнить о настройке ZONE, но съемка к тому времени уже закончилась.
Выводы
Что хочется отметить прежде всего? Тенденции продвижения аппаратуры от Sony на профессиональный фоторынок неоспоримы: продукция знаменитой фирмы находит все больше и больше своих почитателей. Надежность предлагаемых камер и прекрасные
технические характеристики аппаратуры профессионального ряда — все это не может не снискать уважения в среде фотографов, занимающихся рекламной и прикладной съемкой высокого технического уровня.
И Sony А850 исключением не стала: облегченный вариант 900-й модели, с учетом более низкой цены, несомненно, найдет своих приверженцев. С качественной оптикой камера обеспечивает прекрасные снимки с высокой детализацией и великолепными градациями светлых участков изображения. В прикладной и предметной съемке увеличенный диапазон воспроизведения тонов может оказаться решающим аргументом в пользу А850.
Вспышки, батарейные блоки и множество других нужных аксессуаров, которые Sony постоянно совершенствует, помогут успешной работе профессионального фотографа. Конечно, скоростные характеристики А850 не соответствуют требованиям репортажной фотографии, то же касается и работы камеры на очень высоких значениях ISO, но при студийной, интерьерной, архитектурной и других работах, предполагающих серьезную подготовку,
Sony А850 полностью реализует свой потенциал. Советую присмотреться к данной камере свободным фотографам, выполняющим рекламные съемки высокого технического уровня.
Успехов вам, коллеги!
Редакция благодарит московское представительство фирмы Sony за предоставленную для испытаний аппаратуру.
Редакция благодарит за сотрудничество в проведении теста журнал Knit@Mode и студию «Объектив».
Тесты в картинках
Кликнув по картинке, вы можете посмотреть увеличенное изображение. Выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии.
Фото 1. Первые же кадры позволяют нам убедиться в правильности нашего выбора: широта динамического диапазона матрицы не вызывает каких-либо критических замечаний к съемке с преобладанием светлых тональностей (100 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 2. Фрагментарный портрет. По огромному разрешению матрицы Sony А850 очень напоминает 900-ю модель. При ISO 200 детализация изображения, а также отсутствие ощутимых шумов заслуживает всяческих похвал (200 мм, f/8, 1/250 с, SO 200).
Фото 3. Проверяем проработку фактуры на светлых поверхностях, плавность тональных переходов и уровень детализации. Вязаные элементы одежды нашей модели имеют очень тонкую структуру, которую камера воспроизводит весьма достоверно (135 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 4. Повязка с золотистой металлизированной нитью на голове модели. Очень точно переданы цвет и характерный отблеск (180 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 5. Та же модель в другом масштабе, камера справилась с передачей фактуры одежды, в том числе на краях кадра (120 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 6. Такой же масштаб, но диапазон участков одежды варьируется от белого до совершенно черного (120 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 7. Баланс белого 5500 К (по цветовой температуре импульсных приборов). Sony А850 отрабатывает без каких-либо отклонений по цвету (200 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 8. При обилии очень ненасыщенных цветовых оттенков цветопередача просто отменная (135 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 9. Чистый теплый цвет кожи лица и нежный голубой выглядят на снимке одинаково полноценно (160 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 10. Детальная проработка и незашумленность темных поверхностей, сбалансированность со светлыми участками изображения (75 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 11. Камера довольно хорошо справляется с контрастной картинкой: темные поверхности детально проработаны, общая тональная сбалансированность картинки превосходна (135 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 12. Проверка передачи фактуры на различных участках изображения. Небольшое падение резкости на свитере — из-за малой ГРИП (80 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 13. Более фронтальная поза модели, с глубиной резкости все в порядке (150 мм, f/8, 1/250 с, ISO 200).
Фото 14. Проверка системы стабилизации изображения при длинных выдержках. Все кадры достаточной резкие, несмотря на настройки (160 мм, f/2,8, 1/60 с, ISO 200).
Комментарии