Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…

Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.

Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.

 

Жизнь

 

— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.

Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.

— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.

— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.

Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.

Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.

Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.

— Вам приходилось снимать русских женщин?

— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:

— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!

На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.

 

Королева тинейджеров

 

Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.

— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.

Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.

— Чувствуете разницу?

— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.

— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?

— Никогда не сдаваться!

На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:

— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.

 

Павла Ходкова и Ян Саудек

 

Ян Саудек пошутил:

— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!

Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.

— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.

Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:

— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.

Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.

Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.

Владимир Вяткин, фотожурналист:

— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!

Игорь Верещагин, независимый фотограф:

— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.

Алексей Ушаков, независимый фотограф:

— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.

 

Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека

 

Михаил Крюков, независимый фотограф:

— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.

— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…

— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.

— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…

— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!

— Он так похож на Мика Джаггера!

— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…

Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Обзор наушников Pioneer SE-MJ512 - W
17 мая 2014
Обзоры

Обзор наушников Pioneer SE-MJ512 - W

Для начала – открывая блистерную упаковку, будьте осторожны, ибо можно просто порезаться. Берем в руки. Приятного цвета пластик, матово поблескивающий металл декора амбушюров, никаких претензий к качеству литья пластмассы и сборки. Оголовье несколько тонковато и кажется несколько хлипким, но, - уверен, это иллюзия. Так и есть, раздвигая в рабочее положение, убедился в этом, поскольку фиксация телескопически выдвигающихся ножек оголовья довольно жесткая и приходиться прилагать усилие. Собственно не удивили - такими мелочами компания «Пионер» никогда не нанесет себе урона.

Россияне Валерий Мельников и Алексей Филиппов стали призерами авторитетного фотоконкурса Picture of theYear
1 марта 2016
Новости

Россияне Валерий Мельников и Алексей Филиппов стали призерами авторитетного фотоконкурса Picture of theYear

Работы двух специальных фотокорреспондентов МИА «Россия сегодня» были высоко оценены жюри старейшего международного конкурса в области фотографии – Picture of the Year International (POYi). Победителями POYi стали Валерий Мельников, который удостоен сразу двух специальных призов в категории «Серия портретов» (Portrait Series) и в категории «Мультимедийная новостная история» (Multimedia News Story), и Алексей Филиппов - второе место в категории «Спортивные события» (Sports Feature)...

Наедине с природой
23 марта 2007
Обзоры

Наедине с природой

Его работы впечатляют. Заставляют удивляться, переживать, грустить. Каждая из его фотографий так эмоционально заряжена, что не оставляет равнодушным никого: ни взрослых, ни детей. Иногда кажется, что это просто компьютерная графика — настолько нереально представлена фотография. Он объездил полсвета. Его трудно застать в Москве.

Тест наушников Alessandro Music Series Pro
10 января 2013
Тесты

Тест наушников Alessandro Music Series Pro

Родство Alessandro Music Series Pro с младшей моделью — Music Series Two — видно невооружённым глазом, и слышно «неаудиофильским» ухом, однако при этом, Music Series Pro во всех смыслах выглядят «взрослее». Более солидные, деревянные чашки вместо металлических, при одинаковой концепции дизайна, и значительно возросшее звуковое разрешение, при схожем характере подачи музыки — вот что отличает их от Music Series Two.

Новый уровень впечатлений: BBK расширила линейку телевизоров с диагональю 40” и 42”
3 августа 2015
Новости

Новый уровень впечатлений: BBK расширила линейку телевизоров с диагональю 40” и 42”

LED-телевизоры BBK серий INDIGO, ECHO и GRACE, вышедшие в 2014 году пользуются отличным спросом у покупателей. Их богатые технические возможности заслуженно полюбились российскому потребителю. Телевизоры серий INDIGO, ECHO и GRACE — надежные универсальные устройства для создания домашней системы развлечений, комфортного просмотра фильмов и телепередач. А благодаря стильному дизайну они прекрасно вписываются в любой современный интерьер. Откликаясь на новые запросы рынка, компания BBK решила дополнить эти серии телевизорами больших диагоналей. В сериях INDIGO и ECHO появятся телевизоры с диагональю 40” (40LEM-1005/FT2C и 40LEM-1006/FT2C), а в серии GRACE — 42” (42LEM-1009/FT2C).

Фотографический тест Pentax K-5
29 марта 2011
Тесты

Фотографический тест Pentax K-5

Pentax K-5 в линейке зеркальных цифровых фотоаппаратов Hoya Corporation Pentax Imaging Systems Division занимает верхнюю позицию. Камера была анонсирована в сентябре 2010 года. Своими впечатлениями и результатами тестовых испытаний новой камеры с вами поделится Сергей Стеблюк. Фото 1. Яркий снег обычно требует экспозиционной поправки.

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины
27 мая 2014
Тесты

Визуальный тест проектора Sony VPL-HW40ES: слайд-шоу, как мерило истины

Бывают ситуации, когда надо оценить качество устройства (монитор, проектор или телевизор), а колориметра или спектрофотометра под рукой нет. В таких ситуациях я предпочитаю оценивать качество изображения визуально, по реальным примерам – и лучше всего для этого подходят фотографии. Поэтому на рабочем столе моего ноутбука на всякий случай лежит папка с эталонными фотоснимками, которые я знаю вдоль и поперек в мельчайших деталях.

Смартфон Prestigio MultiPhone 5300 DUO имеет четырехядерный процессор и стоит меньше 9 000 рублей
29 июля 2013
Новости

Смартфон Prestigio MultiPhone 5300 DUO имеет четырехядерный процессор и стоит меньше 9 000 рублей

Компания Prestigio анонсировала выпуск своего первого смартфона на базе четырехъядерного процессора – MultiPhone 5300 DUO. Большой экран, популярная операционная система, мощный процессор и камера с разрешением 8 Мп выделяют его в ряду собратьев. Новый MultiPhone 5300 DUO стал первым смартфоном компании Prestigio на базе четырехъядерного процессора Qualcomm с тактовой частотой 1.2 Ггц. Он позволяет работать сразу в нескольких ресурсоемких и требовательных приложениях, легко переключаясь между ними, а также быстро открывать веб-страницы.

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма
29 октября 2019
Новости

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма

Есть стереотип о том, что фотография и её «мгновенная» эстетика влияла на импрессионистов – певцов момента. Но на самом деле все гораздо сложнее. В импрессионизме было многое, о чем фотографы могли только мечтать в XIX веке. Но и в фотографии были особенности, которые сначала вообще не считались художественными. Сложные отношения импрессионистов и фотографии – тема этой лекции.

Уже на складе: профессиональное акустическое оборудование Harman
20 августа 2015
Новости

Уже на складе: профессиональное акустическое оборудование Harman

На склад ГК DIGIS поступила первая партия акустического оборудования от лидера международного рынка профессионального звука — корпорации Harman International.