Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…

Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.

Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.

 

Жизнь

 

— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.

Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.

— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.

— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.

Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.

Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.

Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.

— Вам приходилось снимать русских женщин?

— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:

— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!

На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.

 

Королева тинейджеров

 

Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.

— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.

Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.

— Чувствуете разницу?

— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.

— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?

— Никогда не сдаваться!

На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:

— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.

 

Павла Ходкова и Ян Саудек

 

Ян Саудек пошутил:

— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!

Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.

— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.

Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:

— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.

Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.

Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.

Владимир Вяткин, фотожурналист:

— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!

Игорь Верещагин, независимый фотограф:

— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.

Алексей Ушаков, независимый фотограф:

— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.

 

Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека

 

Михаил Крюков, независимый фотограф:

— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.

— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…

— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.

— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…

— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!

— Он так похож на Мика Джаггера!

— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…

Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Panasonic приобретает компанию Video Insight
5 февраля 2015
Новости

Panasonic приобретает компанию Video Insight

Осака, Япония — Корпорация Panasonic заключила соглашение о покупке 100% акций компании Video Insight, ведущего разработчика программного обеспечения для систем видеонаблюдения, чей офис расположен в Хьюстоне, штат Техас. Этот шаг должен способствовать укреплению позиций обеих компаний на образовательном рынке Северной Америки.

Фотограф Джошуа Пауль снимает Формулу-1 на камеру 1913 года.
13 мая 2018
Новости

Фотограф Джошуа Пауль снимает Формулу-1 на камеру 1913 года.

Есть много фотографов, освещающих чрезвычайно популярный мир гонок Формулы-1, но ни один из них не снимает его так, как Джошуа Пауль из журнала Lollipop. Вместо того, чтобы использовать новейшие и самые лучшие цифровые камеры Пауль выбрал старинную камеру Graflex 4×5 образца 1913 года.

Тест акустической системы Wharfedale Diamond 9.6
15 ноября 2012
Тесты

Тест акустической системы Wharfedale Diamond 9.6

ДОСТОИНСТВА: точный тональный баланс, детальные и натуральные тембры, объемная и хорошо прорисованная сцена. НЕДОСТАТКИ: субъективно чуть смягченные края звукового спектра. ВЫВОДЫ: разработчики Wharfedale, очевидно, проделали хорошую работу, и новые АС Diamond стали достойным продолжением этой уважаемой линейки. У Diamond 9.6, на наш взгляд, есть все данные для того, чтобы понравиться меломану. В них сочетаются современный дизайн, музыкальность тембров и неплохая динамика. Они свободно играют произведения любых музыкальных жанров. Отменное качество стерео панорамы позволит колонкам с успехом работать в многоканальных системах ДТ.

Ожидаемые камеры Nikon в 2018 году
8 января 2018
Новости

Ожидаемые камеры Nikon в 2018 году

2017 год был для Nikon довольно насыщенным. Компания отметила 100 летний юбилей, получила несколько престижных наград и премий, одной из которых стала TIPA Awards, а также анонсировала две зеркальные камеры формата FX и DX - D850 и D7500. Каких анонсов мы можем ожидать от Nikon в 2018 году?

Компания Nikon выиграла судебное дело против Zeiss и AMS
4 марта 2019
Новости

Компания Nikon выиграла судебное дело против Zeiss и AMS

После почти двух лет юридической борьбы Nikon, ASML и Carl Zeiss подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором будут урегулированы все судебные разбирательства в отношении патентов на литографическое оборудование и цифровые камеры.

Новая флагманская видеокамера Canon XF705 с поддержкой XF-HEVC выводит запись и трансляцию видео на новый уровень
12 сентября 2018
Новости

Новая флагманская видеокамера Canon XF705 с поддержкой XF-HEVC выводит запись и трансляцию видео на новый уровень

Компания Canon представила новую модель в линейке XF — видеокамеру XF705. Благодаря поддержке передового формата XF-HEVC она может записывать на SD-карты максимально качественное и детализированное 10-битное видео в режиме 4K UHD 50P 4:2:2. CMOS-датчик типа 1.0 и процессор DIGIC DV6 обеспечивают кинематографическую глубину резкости, высокую чувствительность и первоклассное шумоподавление. В XF705 есть все необходимое для оптимизации съемки в формате UHD HDR, включая поддержку интерфейса 12G-SDI и IP-трансляцию.

Hasselblad пополнила серию объективов XCD тремя новыми моделями
3 октября 2018
Новости

Hasselblad пополнила серию объективов XCD тремя новыми моделями

Повышая возможности беззеркальной камеры среднего формата X1D-50c, Hasselblad добавляет три новых объектива в семейство XCD, включая XCD 1.9/80 с самым большим значением диафрагмы среди объективов Hasselblad, XCD 2.8/65 и телеобъектив XCD 2.8/135 с конвертером X 1.7. Три новых объектива и телеконвертер увеличивают серию XCD до девяти моделей и расширяют общий диапазон фокусных расстояний.

Nikon занял два призовых места на конкурсе EISA AWARDS 2019-2020 за лучшие продукты в своей категории
15 августа 2019
Новости

Nikon занял два призовых места на конкурсе EISA AWARDS 2019-2020 за лучшие продукты в своей категории

Компания Nikon заняла сразу два призовых места в рамках конкурса European Imaging and Sound Association (EISA) Awards 2019–2020. Фотокамера Nikon Z 6 стала лучшей в номинации «Camera of the Year» («Фотокамера года»), а объектив NIKKOR Z 24-70mm f/2.8 S удостоился премии «Professional Standard Zoom Lens» («Профессиональный стандартный зум-объектив»). Подобные награды — это грандиозное признание успеха продуктов серии Nikon Z после премии Red Dot Award: Product Design 2019.

Смартфон без границ: открывайте для себя новые возможности вместе с Samsung Galaxy S8 | S8+
30 марта 2017
Новости

Смартфон без границ: открывайте для себя новые возможности вместе с Samsung Galaxy S8 | S8+

Samsung Electronics представляет свои новые смартфоны – Samsung Galaxy S8 и Galaxy S8+, которые отличаются от традиционных мобильных устройств благодаря безупречному дизайну и поддержке множества сервисов и приложений. Усовершенствованные возможности устройств и безграничный экран, позволяющий добиться эффекта погружения, обеспечивают качественно новый уровень удобства использования и функциональности.

Две новые модели беззеркальных камер Sony формата APS-C скоро в России
29 октября 2019
Новости

Две новые модели беззеркальных камер Sony формата APS-C скоро в России

Новые беззеркальные камеры Sony Alpha формата APS-C – Alpha 6600 (модель ILCE-6600) и Alpha 6100 (модель ILCE-6100) скоро будут доступны в России. Эти модели объединяют в компактном и легком корпусе самые современные технологии Sony, включая автофокусировку с безупречными характеристиками, превосходное качество изображения и новейшие технологии видео.