Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…

В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…

Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.

Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.

 

Жизнь

 

— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.

Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.

— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.

— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.

Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.

Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.

Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.

— Вам приходилось снимать русских женщин?

— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:

— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!

На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.

 

Королева тинейджеров

 

Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.

— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.

Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.

— Чувствуете разницу?

— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.

— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?

— Никогда не сдаваться!

На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:

— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.

 

Павла Ходкова и Ян Саудек

 

Ян Саудек пошутил:

— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!

Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.

— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.

Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:

— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.

Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.

Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.

Владимир Вяткин, фотожурналист:

— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!

Игорь Верещагин, независимый фотограф:

— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.

Алексей Ушаков, независимый фотограф:

— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.

 

Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека

 

Михаил Крюков, независимый фотограф:

— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.

— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…

— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.

— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…

— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!

— Он так похож на Мика Джаггера!

— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…

Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Компания Sony показала свой самый большой BRAVIA OLED на выставке IFA 2017
5 сентября 2017
Новости

Компания Sony показала свой самый большой BRAVIA OLED на выставке IFA 2017

Посетители стенда компании Sony на крупнейшей международной выставке электроники IFA 2017 смогли увидеть самый большой OLED-телевизор BRAVIA – KD-77A1. Размер диагонали экрана этой модели составляет 77 дюймов (195 см).

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор
5 декабря 2014
Обзоры

Я снимаю на Olympus. Фотограф Станислав Пучковский: больше всего меня поразили режим ночной сьемки и 5-осевой стабилизатор

Получив камеру OLYMPUS OM-D E-M1, я сразу провел несколько сьемок, на улице и в помещении, пробовал и ручные режимы, и автоматические, разный свет. Но хорошие кадры получились практически сразу — в сочетании с отличной оптикой это несложно. Занятно, что даже первая тестовая сьемка сразу оказалась очень удачной, при том, что у меня не было времени разобраться с настройками. Я просто выбрал портретный режим и снимал на "автомате". В результате, один портрет с этой сьемки даже украсил стенд OLYMPUS на выставкe Photokina.

Тест сабвуфера REL T9
31 января 2013
Тесты

Тест сабвуфера REL T9

На вопрос о лучшем британском производителе сабвуферов марка REL — первое, что приходит на ум. Многие годы фирма занимается активными басовиками, — и только ими. Изделия, как правило, служат эталонами в своих классах, но и стоят под стать достоинствам. По меркам REL данную модель можно назвать бюджетной без всякого сарказма. Первое, что бросается в глаза — разработчики наконец-то всерьез задумались о дизайне. Прошло то время, когда младшие модели были оформлены в духе промышленных электроприборов, здесь в ходу глянец а-ля «Apple».

Тест телевизора Panasonic Viera TX-LR42E30
17 февраля 2012
Тесты

Тест телевизора Panasonic Viera TX-LR42E30

Достоинства: цвета на экране не изменяются при изменении угла просмотра. Богатый набор возможностей. Недостатки: телесные оттенки местами чуть перенасыщены.

Fujifilm выпустила обновление встроенного ПО для камер X-E3, X-100F и X-H1
26 апреля 2018
Новости

Fujifilm выпустила обновление встроенного ПО для камер X-E3, X-100F и X-H1

Fujifilm выпустила первые, из анонсированных ранее, обновления встроенного ПО для камер X-E3, X-100F, а также промежуточное обновление для камеры X-H1, которое исправляет ошибку перезаписи файлов. Основное обновление для X-H1 запланировано на май месяц.

5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2
26 ноября 2019
Новости

5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2

Бренд смартфонов HONOR на презентации в Китае представил сразу 3 новых устройства, каждое из которых трансформирует привычные представления пользователей о возможностях мобильных гаджетов в своём сегменте рынка. Это 5G смартфон HONOR View 30, ноутбук HONOR MagicBook и умные часы HONOR MagicWatch 2.

SLR Magic выпустила кинообъективы MicroPrime Cine для байонета Sony E
20 июля 2018
Новости

SLR Magic выпустила кинообъективы MicroPrime Cine для байонета Sony E

Серия кинообъективов MicroPrime Cine включает четыре модели с фокусным расстоянием 25 мм T1.5, 35 мм T1.3, 50 мм T1.2 и 75 мм T1.5. Все объективы имеют механизм внутренний фокусировки и внешний диаметр 85 мм, для совместимости с широким набором компендиумов (Matte Box).

Wedding-фотография: двигаться дальше...
29 марта 2011
Обзоры

Wedding-фотография: двигаться дальше...

Часть II В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте двух полюсов: постановочной съемки и фотожурналистики. В продолжение темы предлагаем подумать, по какому принципу фотограф может выбрать свой путь и как найти тот компромисс, где работа и творчество мирно сосуществуют, не мешая друг другу и не сбивая с толку своего автора.

Ветер перемен
8 декабря 2004
Новости

Ветер перемен

Компания CANTON основана в 1972 году. Ее основатели — четыре человека, настоящие энтузиасты качественного звука, поставили перед собой цель создать акустические системы, которые были бы лучшими в своем классе. Первым «пристанищем» компании стало пустовавшее здание школы, а все исследовательские работы и тестирование колонок проводились в обычной жилой гостиной.

Canon Legria GX10: потрясающая 4K-видеокамера для создателей современного контента
14 сентября 2017
Новости

Canon Legria GX10: потрясающая 4K-видеокамера для создателей современного контента

Canon представляет новый класс видеокамер для любителей, увлеченных съемкой важных историй и моментов. Будь то захватывающее приключение или памятное семейное событие — в любых условиях видеокамера Legria GX10 гарантирует вам исключительное качество съемки. Благодаря расширенным возможностям и высочайшей надежности новое устройство для видеозаписи в формате 4K 50p будет востребовано всеми, кто любит снимать великолепные истории и постоянно стремится повышать уровень своего видео.