Тест зеркального фотоаппарата Nikon D5100: бледное и яркое небо не сумело обмануть экспозиционную автоматику

Камера Nikon D5100 в линейке любительских зеркальных цифровых фотоаппаратов компании Nikon занимает среднюю позицию. Она предназначена как для начинающих, так и для опытных любителей или как запасная для профессионалов. Камера была анонсирована 5 апреля 2011 года.

Текст и фото: Сергей Стеблюк.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100


Технические характеристики

Матрица          тип    CMOS (с функцией очистки от пыли, система контроля потока воздуха)

размер             DX (23,6×15,6 мм)

разрешение     16,2 Мп (4928×3264)

Кроп-фактор: 1,5

Формат записи: NEF (RAW), JPEG

Светочувствительность: ISO 100–6400 (расширение до 25 600)

Видеосъемка: MOV; H.264/MPEG-4 Advanced Video Coding 1920×1080, 30/25/24 кдр./с, 1280×720, 30/25/24 кдр./с, 640×424, 30/25 кдр./с

Видоискатель         тип пентазеркало

площадь покрытия кадра        95%

Дисплей: цветной ЖК-дисплей (TFT), угол обзора 170°, 3 дюйма, около 921 000 точек, режим Live View с автофокусом

Скорость съемки: до 4 кадров/с

Карты памяти: SD, SDHC, SDXC

Вес: 560 г

Цена: около $980

 

Введение

Линейка любительских цифровых зеркалок компании Nikon теперь полностью обновлена. Учитывая недавние трагические события в Японии и массу слухов о судьбе мирового фотоаппаратостроения, представления новой модели так быстро не ожидали.

Однако в начале апреля компания Nikon объявила об открытии собственного сервисного центра в Москве и почти сразу представила новую зеркалку. Для тестирования московское представительство компании предоставило камеру в комплекте с объективом Nikon DX AF-S Nikkor 18–55mm f/3.5–5.6G II ED, но некоторые снимки были сделаны объективом Nikon AF-S Nikkor 24–120 mm f/3.5–5.6G IF-ED VR.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Дизайн, эргономика и управление

Корпус новой камеры стал чуть ниже, по сравнению с Nikon D5000, однако при минимальной разнице в габаритах имеет значительные отличия в расположении органов управления. В первую очередь изменился поворотный монитор,: его разрешение увеличилось до 921 000 точек, что позволяет рассмотреть все мелкие детали на снимках и соответствует уровню профессиональных камер.

Изменилось и крепление монитора: теперь шарнир располагается не снизу, как в предыдущей модели, а слева, что, несомненно, более удобно при съемке со штатива. Соответственно, с левой стороны пришлось удалить вертикальный ряд кнопок, и теперь почти все органы управления камерой расположены с правой стороны. Каких-либо нареканий это не вызывает, так как к новому расположению быстро привыкаешь, и все оказывается вполне удобно.

Очень хорош рычажок переключения способа визирования, расположенный на одной оси с барабанчиком выбора режимов, — гораздо более оперативный, чем привычная кнопка. Очень удобна возможность переназначения некоторых кнопок. Например, кнопка Fn, запрограммированная на изменение параметров чувствительности, резко повышает оперативность съемки в сложных световых условиях.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Возможности камеры

Функционал камеры в основном совпадает с предыдущей моделью, что вполне объяснимо: модель занимает определенную потребительскую нишу, требования к которой вполне сформировались. Однако в целом практически все значимые характеристики камеры существенно повысились.

Новая матрица, такая же, как в старшей модели, увеличила разрешение снимков и дала возможность заметно увеличить рабочую чувствительность, доведя ее в расширении до 25 600 ISO. Усовершенствован режим визирования Live View и улучшена работа 11-точечного автофокуса, помимо привычных авторежимов появился режим электронного дальномера при ручной фокусировке, что позволяет применять объективы со светосилой ниже F5,6.

Для всех режимов баланса белого стала возможной тонкая подстройка цвета. Увеличенный до 7,5 см дисплей стал гораздо более информативным и удобным как для просмотра отснятых снимков, так и для визирования.

Боковое крепление монитора позволило наконец снимать полноценные автопортреты и видеоролики с участием автора. Особенно привлекает в новой камере важная для придирчивых к качеству изображения фотографов особенность: матрица, процессор и алгоритмы внутренней обработки файла полностью соответствуют таковым в старшей модели Nikon D7000. Отрадная тенденция, возвращающая к пленочным временам, когда качество снимка зависело только от оптики и качества пленки.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Тестовая фотосъемка

Как обычно, первые тестовые снимки были сделаны с приоритетом общих планов для оценки детализации и выявления характерных для камеры особенностей отработки экспозиции. Несмотря на рекламу и действительные достижения в разного рода интеллектуальной автоматике, многие сюжеты, выглядящие простыми на вид, регулярно вводят фотокамеры в заблуждение.

Результатом неудовлетворительного снимка становится недовольство свежеприобретенной камерой и поиск более совершенного образца. Путь неверный, так как даже самые совершенные системы не в состоянии оценить все многообразие мелких факторов, включая творческие решения.

На самом деле стоит провести несколько съемок на разных сюжетах, которые и дадут представление о пределах сообразительности автоматики, причем использовать для такой проверки лучше самые обычные ситуации, не стараясь поставить камеру в особо сложные условия. Такого подхода я и стараюсь придерживаться при тестировании.

Съемки общих планов показали, что камера отлично отрабатывает экспозицию и правильно устанавливает баланс белого на всех мыслимых сюжетах и практически при любом характере освещения: утром, днем, вечером.

Однако солнце во всех случаях, как говорят летчики, должно находиться в задней полусфере. Прекрасный результат! Встречное солнце заставляет вносить в экспозицию те или иные поправки, которые довольно легко контролируются по результатам съемки на великолепном по качеству мониторе. Помимо проверки экспозиционных режимов оценивался качественный уровень баланса белого в разных режимах.

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100
Результаты съемок заставили прийти к выводу, что наиболее удобный и эффективный способ получить для любого вида дневного освещения естественный цвет изображения — выставить режим автовыбора баланса белого. В абсолютном большинстве случаев ручные установки дают больше ошибок.

На следующем этапе съемки проводились в помещении при искусственном свете. Крупный торговый центр для этого подошел наилучшим образом. Смешанное с дневным освещение, светильники, попадающие в кадр, темные участки и разнообразная цветовая гамма. Помимо баланса белого можно было проверить и экспозиционную автоматику и работу автофокуса в разных режимах.

Съемка в таких условиях проводилась в основном с использованием поворотного монитора. Такой подход, во-первых, не привлекает внимания окружающих, а во-вторых, позволяет всесторонне оценить особенности фотосъемки с таким режимом визирования. При съемке пришлось внести коррективы в первоначальные настройки камеры, так как большая часть первых снимков выявила трудности с фокусировкой.

Камера была настроена на автоматический выбор точки автофокуса, и от множества ярких огней, бликов и хаотически движущихся людей фокусировка оказалась совершенно непредсказуемой. Пришлось переключиться на ручной выбор точки автофокуса. На линейно передвигающихся объектах удалось хорошо оценить время запаздывания срабатывания затвора при нажатии спусковой кнопки (лаг).

Оно оказалось минимальным, что было позже подтверждено на спортивной съемке. Отлично показал себя и матричный замер: несмотря на присутствие в кадре источников света, сбоев по экспозиции практически не наблюдалось. Контрольный снимок белой кофейной чашки на фоне черно-коричневого стола подтвердил способность камеры правильно оценивать объекты.

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Режим серийной съемки в новой камере — на уровне любительских стандартов, но проверить аппарат в спортивной съемке все равно хотелось, тем более что на таких сюжетах значение скоростных характеристик камеры становится очень важным. Для обеспечения максимально коротких выдержек была установлена высокая чувствительность, поэтому все быстрые движения были буквально заморожены, и никакого смазывания на изображениях просто не должно было быть.

Уличная тренировка паркуристов отличалась крайне быстрыми и малопредсказуемыми движениями, а яркое солнце мешало полноценно визировать кадр в режиме Live View, однако зеркальный видоискатель обеспечил вполне комфортную съемку.

По опыту, скорость серийной съемки акробатических упражнений должна составлять не менее 8–10 кадров в секунду, поэтому чуда не произошло. Скорость 4 кадра в секунду у новой камеры оказалось недостаточной, однако быстрая реакция аппарата позволила ловить кадр в нужной фазе. Фотосъемка выступлений танцоров на Красной площади подтвердила это в полной мере.

Прямой свет летнего солнца всегда создает высокий контраст изображения с характерными глубокими тенями и предельно яркими освещенными участками, причем очень многое зависит от высоты солнца над горизонтом и направления освещения по отношению к объективу. Для съемок при таком освещении очень важно наличие бленды на объективе.

В случаях, когда солнце находится за спиной фотографа, бленда необязательна, так как прямой свет все равно не попадает на поверхность передней линзы, а вот при боковом и встречном свете это происходит, и за счет паразитного рассеивания и переотражения света внутри объектива сильно портит изображение.

Динамический диапазон сенсора, установленного на аппарате, весьма велик, но рассчитывать на то, что он перекроет почти восьмикратный перепад освещенности, конечно, не стоит. Снимки, сделанные при боковом освещении, в большинстве случаев укладывались в визуально приемлемые пределы, однако съемка против света во всей красе показала сильно пересвеченные участки.

Бороться с этим можно только чисто фотографическими методами, выбирая правильную точку съемки для максимального сокращения пересвеченных участков или используя их как художественное решение. В этих сложных условиях была отмечена еще и превосходная работа автоматики баланса белого.

 

Любительская зеркальная цифровая фотокамера Nikon D5100

Рекомендации

Новая модель подойдет для начинающих и опытных любителей, имеющих склонность к разнообразным по жанру съемкам. Легкий и компактный корпус, стабильная и точная работа автоматики камеры, очень высокое качество изображения и удобный интерфейс могут привлечь и профессионалов. Единственное ограничение накладывается любительским назначением камеры и невысокой, по профессиональным меркам, скоростью серийной съемки.

 

Редакция благодарит московское представительство компании Nikon за предоставленную для тестирования технику.

 

Тест в картинках

 

УлицаФото 1. Для предсумеречного освещения характерна относительно высокая яркость неба. Несмотря на это пересвеченных областей на снимке нет (f/6,7, 1/750 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 78 мм).

 

СкверФото 2. Пасмурный день, достаточно высокая освещенность на белых стенах и невысокий контраст освещения создали своеобразную атмосферу (f/5,6, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

НабережнаяФото 3. Бледное и яркое небо не смогли ввести в заблуждение экспозиционную автоматику. Поправки не потребовались, все участки снимка хорошо проработаны (f/11, 1/500 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 24 мм).

 

МостФото 4. Тот же сюжет на максимальном фокусном расстоянии. На этом снимке тоже не потребовалось вводить экспозиционные поправки (f/5,6, 1/350 с, ISO 640, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

ФонтанФото 5. Съемка в помещении. Несмотря на сложные световые условия, баланс белого автоматика установила безупречно (f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

КуполФото 6. Купол торгового центра «Охотный ряд». Чрезвычайно сложный объект для экспоавтоматики, потребовалась очень небольшая поправка –0,5 EV (f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм).

 

ЛифтФото 7. Промежуток между нажатием спусковой кнопки и срабатыванием затвора было очень удобно отслеживать на передвижениях лифта. Задержка оказалась минимальной (f/5,6, 1/125 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

КофеФото 8. Этот снимок сделан не в студии, а в настоящем кафе. Освещение — прямой солнечный свет. Темно-коричневые доски стола на снимке смотрятся темнее, чем в реальности, но зато белая чашка, кофе в ней и кольцо пенки абсолютно естественны (f/16, 1/1000 с, ISO 400, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 35 мм)

 

ПаркурФото 9. Один из немногих получившихся кадров. Съемка тренировки паркуристов показала, что для спортивной съемки 4 кадров в секунду все же недостаточно (f/11, 1/2000 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

СценаФото 10. Предсказуемые позы танцоров легко фиксируются прогнозированием момента спуска в нужной фазе движения (f/9,5, 1/1500 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 120 мм).

 

ГрузовикФото 11. Интересный автомобиль. Так как экспозиция устанавливалась по теневой части снимка, освещенные участки здания на фоне и небо пересвечены (f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 18 мм).

 

БаскетболФото 12. Резкое боковое освещение и высокая интенсивность света не позволили проработать все участки снимка несмотря на расширенный динамический диапазон (f/11, 1/500 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 28 мм).

 

КорзинаФото 13. Съемка практически против света с экспозицией по теням. Скорость серийной съемки недостаточна, однако быстрая реакция камеры позволила сделать несколько динамичных снимков (f/13, 1/750 с, ISO 1600, объектив 24–120 мм, фокусное расстояние 52 мм).

 

ПрыжокФото 14. Прыжки на батуте выявили недостаточную скорость следящей фокусировки. Утешает только то, что на таких сюжетах пасуют и профессиональные камеры (f/16, 1/1000 с, ISO 1600, объектив 18–55 мм, фокусное расстояние 55 мм).

 

Тесты фотокамер других производителей:

Тест зеркальной фотокамеры Sony SLT-A55

Тест профессиональной зеркальной фотокамеры Canon EOS 1D Mark IV: скоростная съемка для скоростного спуска


Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Toshiba представляет CANVIO for Smartphone — новое решение для зарядки и резервного копирования данных смартфонов
17 января 2017
Новости

Toshiba представляет CANVIO for Smartphone — новое решение для зарядки и резервного копирования данных смартфонов

17 января 2017 года, Дюссельдорф, Германия — Департамент хранения данных европейского подразделения компании Toshiba сообщает о начале поставок инновационного портативного накопителя CANVIO for Smartphone. При подключении к телефону на базе ОС Android™ новинка способна осуществлять резервное копирование данных и заряжать подключенное устройство.

Смартфон IUNI N1 уже в России
13 января 2016
Видео

Смартфон IUNI N1 уже в России

Тонкий профиль смартфона удачно сочетается с корпусом из авиационного алюминиевого сплава, обработанного с непревзойденным мастерством. Все эти качества придают IUNI N1 безупречный внешний вид. Заключенный в корпус толщиной 6,33 мм, IUNI N1 представляет собой сочетание легкости и изящества. Благодаря алюминиевому сплаву, который используется в аэрокосмической промышленности, IUNI N1 отличается высокой прочностью, скрывающейся за элегантным видом.

ProGrade анонсировала карту памяти CFexpress 1.0 емкостью 1 ТБ.
11 апреля 2018
Новости

ProGrade анонсировала карту памяти CFexpress 1.0 емкостью 1 ТБ.

Недавно созданная компания ProGrade, представила карту памяти стандарта CFexpress 1.0 Type B на шоу NAB 2018, проходящем с 7 по 12 апреля в Лас-Вегасе. Представленная карта имеет ёмкость 1 Тб и обеспечивает впечатляющую скорость чтения/записи, которая составляет 1400 и 1000 Мб/с соответственно.

Совершенству нет предела
23 мая 2006
Новости

Совершенству нет предела

JVC EX-A10 EX-A10 — флагманская модель аудиосистем с технологией JVC WOOD CONE. В этой модели конструкторы реализовали, пожалуй, все свои передовые разработки. Роскошная двухполосная акустическая система, заключенная в корпус из древесины вишни, уже сама по себе является произведением искусства. Динамики в ней, кстати, подключаются по схеме двойного усиления.

Парад звезд
11 октября 2006
Новости

Парад звезд

Французская компания TRIANGLE Electroacoustique в этом году отмечает 25-летие со дня своего основания. С одной стороны, этот возраст кажется достаточно внушительным для производителя акустических систем. С другой стороны, если внимательно рассмотреть достижения компании в области проектирования и производства акустики, то 25 лет начинают казаться совсем небольшим промежутком времени.

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами
25 сентября 2014
Новости

Фото стало еще более четким: Sony α5100 – самая маленькая в мире камера со сменными объективами

Четкие, резкие снимки объектов в движении и эмоциональные портреты. Плавное, кинематографическое Full HD видео. Более качественные селфи. Все это вы можете снять с помощью Sony α5100 – умной маленькой камерой, оснащенной мощными средствами обработки изображения.

Кастомизированная версия Nikon D850 для астрофотографии.
20 июня 2018
Новости

Кастомизированная версия Nikon D850 для астрофотографии.

Компания CentralDS выпустила Astro D850 – доработанную версию камеры Nikon D850, специально предназначенную для фотографов увлекающихся астрофотографией. Основными конструктивными особенностями Astro D850 являются вынесенный за пределы корпуса датчик CMOS и гибридная система охлаждения, благодаря чему камера позволяет получать изображения высокого качества с минимальным уровнем шумов.

Галерея Классической Фотографии приглашает на встречу с Георгием Колосовым
8 сентября 2016
Новости

Галерея Классической Фотографии приглашает на встречу с Георгием Колосовым

10 сентября, в субботу, в Галерее Классической Фотографии состоится творческая встреча с выдающимся российским светописцем, мастером пикториальной фотографии Георгием Мстиславовичем Колосовым. Имя Георгия Колосова настолько известно в фотографическом мире, что едва ли нуждается в представлении. По признанию коллег, он – один из ныне живущих классиков, яркий представитель пикториальной (живописной) фотографии и её теоретик.

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии
31 марта 2013
Советы

Фотографическая композиция: живая плоть фотографии

Композиция на латыни означает «соединение» — имеется в виду соединение в нечто цельное всех частей, всех элементов снимка. В этой краткой формуле заключено столько смысла, что очень легко не заметить важных сторон дела. Во-первых, нужно понять, что такое части снимка. Это не только все сюжетно значимые детали — люди, столы и деревья, — но также и пустые пространства, незаполненные куски кадра, небо, фон и так далее. Для примера вспомним известное произведение Карлсона «Очень одинокий петух»: на нем весь нетронутый лист бумаги и был главной частью композиции, которая придавала притулившемуся в уголочке петуху важнейшее качество — одиночество.

Все краски домашних развлечений
25 декабря 2006
Новости

Все краски домашних развлечений

ЖКтелевизоры относятся к наиболее перспективным источникам видео-отображения. В Европе уже около года ЖК-телевизоров продается больше, чем кинескопных — лидеров продаж последнего времени. В нашей стране наблюдается та же тенденция: аналитики прочат им в ближайшее время половину общего рынка с последующим превышением этой доли.