С тех пор как я увлекся фотографией — а случилось это в незапамятные времена,— не припомню почти ни одного случая, чтобы отправился в поездку без кофра.
Менялись времена и с ними снаряжение: на смену тяжелому, как кирпич, насквозь «ручному» Canon FTb (который ломался каждые полгода, как ни пыхтели над ним отечественные левши, пока за $10 он не был исцелен часовщиком-вьетнамцем в далеком Лаосе) пришел еще более тяжелый средний формат; потом добавились новые поколения 35 мм, потом цифра. Неизменным оставалось одно: в среднем килограмма три-четыре (с оптикой, фильтрами и прочим) на плече с утра до вечера, повышенное внимание прохожих и привычка к особой осмотрительности в незнакомом месте.
Корректная отработка экспозиции позволяет передать весь диапазон яркостей в сюжете: от глубоких теней в листве до бликов на позолоченных куполах. Экспокоррекция не потребовалась (f/8, 1/320 c, ISO 100). Но человеку свойственно искать перемен и надеяться на них. И когда мне попался в руки современный компакт с многообещающими характеристиками, сам собой оформился план — проверить на личном опыте, можно ли путешествовать фотографу налегке, и заодно выяснить, до какой степени верно утверждение, что снимает не камера, а фотограф.
План был принят не без внутреннего сопротивления, все-таки непривычно возлагать все надежды в пусть небольшом, но фототуре на маленькую блестящую коробочку. Помог в частности виртуальный опыт коллег: на множестве сайтов ведутся бесконечные дискуссии, какой именно компакт наилучшим образом подходит серьезному фотографу в качестве постоянно носимой «записной книжки». Конкретные решения предлагаются разные, но актуальность темы внушила оптимизм. Оставалось определиться с маршрутом, но поскольку времени в распоряжении было мало, а никаких дальних поездок не намечалось, выбор пал на Сергиев Посад — недалеко, красиво и интересно. И вот, зарядив с вечера аккумулятор и отформатировав флешку, погожим летним утром я выдвинулся в поход.
Световые условия здесь очень непросты: значительную часть кадра занимает небо с ярко освещенными облаками, а на земле — довольно густые тени. Скорее для передачи настроения была введена отрицательная экспопоправка. Но главное в кадре — перспективные эффекты сверхширокоугольника (здесь экв. 24 мм), благодаря чему удалось, во-первых, включить в кадр и людей с довольно близкого расстояния, и высокий храм; а во-вторых, передать ощущение высоты, колоссальности храма (f/7,3, 1/200 c, ISO 100, –1/3 EV). Первое знакомство
Добираться до Сергиева Посада удобнее всего на автобусе от метро ВДНХ — часа полтора в пути, как раз столько, сколько нужно, чтобы подробно рассмотреть свой новый фотоинструмент и хоть немного его освоить. В моих руках оказался Panasonic Lumix TZ20 — последняя модель в линейке «классических» трэвел-зумов, очень компактных камер с зум-объективом большой кратности. Концепция была знакома: лет пять назад я немного снимал второй по счету моделью этого типа. В то время, помнится, появление трэвел-зумов произвело сильное впечатление на публику: впервые обычная по внешнему виду и габаритам компактная камера получила десятикратный зум, что казалось невероятным (тогдашние суперзумы по своим габаритам немногим уступали зеркалке). Новинка стала популярной, и с тех пор линейка камер обновляется ежегодно. Технический прогресс в компактах, судя по всему, идет быстрее, чем в тяжелой технике, во всяком случае характеристики впечатлили: 16-кратный и вполне светосильный зум, разрешение матрицы 14 Мп, видеосъемка в полноценном формате Full HD и, что заинтересовало больше всего с непривычки, сенсорный трехдюймовый ЖК-дисплей. В довершение ко всему в камере обнаружился встроенный приемник GPS. Одним словом, полтора часа в автобусе были посвящены знакомству.
Опыт общения с компактными камерами Panasonic у меня был, но вообще-то освоить их не составит труда любому, кто когда-либо снимал компактом: органы управления сейчас у большинства моделей расположены более или менее стандартно. Единственное, к чему нужно привыкнуть фотографу, незнакомому с камерами Lumix,— это к фирменному переключателю режимов просмотр — съемка.
Сказанное о привычном стиле управления относится к расположению кнопок, но сенсорный дисплей — совсем особая история. Он хорош и сам по себе, в качестве дисплея: большой и яркий, с широким углом обзора, но для меня было гораздо интереснее освоить его как новый, универсальный орган управления и съемкой, и просмотром снятых кадров. Такой дисплей меняет сам подход к управлению камерой.
Нейтральная цветопередача — самая безопасная для серьезной съемки: при желании можно впоследствии обработать кадр в Photoshop и добиться практически любых цветов, а если чрезмерно увлекаться цифровыми фильтрами при съемке, можно лишить себя возможности маневра. На небольшой дистанции съемки камера вполне убедительно передает объемность сюжета (f/4,2, 1/200 c, ISO 200). Например, при включенном режиме Touch AF достаточно прикоснуться к экрану, чтобы камера мгновенно сфокусировалась на этой части сюжета; если объект движется, автофокус следит за ним и удерживает в резкости — до тех пор, разумеется, пока объект не выйдет из кадра. При этом, если выбран режим iA («умная» автоматическая программа), камера сама подбирает сюжетный режим, наиболее подходящий для съемки выбранного участка: например, если коснуться изображения лица, установится портретный режим, а если близко расположенной детали — режим макро-съемки. Более того, в режиме Touch Shutter прикосновение к дисплею заставляет камеру не только сфокусироваться на выбранном участке, но и немедленно снять сюжет. Однако после нескольких проб создается впечатление, что это уже функция на любителя или для очень оперативной съемки: палец закрывает важнейшую часть сюжета, да и само прикосновение может вызвать смаз. С помощью дисплея можно также менять положение зума, правда, традиционное кольцо под кнопкой спуска затвора все же удобнее для этой цели. Вообще, вариант организации управления, когда в распоряжении фотографа оставлены все традиционные органы управления наряду с новыми, сенсорными, следует горячо одобрить: у вас есть выбор, а это всегда плюс. Да и объективно одними функциями удобнее управлять с помощью дисплея, а другими — традиционными кнопками-качельками.
Со всеми установками по умолчанию, без каких-либо регулировок, камера вполне корректно замеряет экспозицию. Кадр был сделан, чтобы проверить, насколько TZ20 по силам передача мелких деталей и фактуры в светах и как она справится с кадром, отчасти воспроизводящим технику «высокого ключа». Результат: оценка положительная (f/4,2, 1/250 c, ISO 100). Функциональная насыщенность современных компактов и их «дружественность» по отношению к пользователю наводит на мысли о благотворном влиянии конкуренции: услужливость инженеров дошла до того, что практически каждый пункт меню сопровождается объяснительной подписью внизу экрана. Впрочем, судя по результатам съемки, вникать в тонкости настроек вообще необязательно — практически всегда, за исключением совсем уж нетипичных ситуаций или желания намеренно исказить изображение, достаточно установить «умный» авторежим, чтобы получить добротный кадр. Для продвинутого же фотографа важно, что в продвинутых компактах есть все возможности ручного управления и профессиональные экспозиционные режимы P/A/S/M.
Первые впечатления
Освоение сенсорного управления увлекает, и полтора часа в автобусе пролетели незаметно. Наконец приехали! Кто бывал в Сергиевом Посаде, знает, что от вокзальной площади к лавре идут две дорожки — цивильная и посконная, и, конечно, я выбрал деревенскую.
Каждый раз лавра открывается внезапно, и вид на нее со специально устроенной площадки такой, что поневоле остановишься. Что интересно: с непривычки путешествуя налегке, стоит отвлечься на что угодно, чтобы, возвращаясь «к своим баранам», испытать острый приступ тревоги — будто забыл или потерял что-то важное. Через секунду понимаешь — кофр! Ощущение свободы, легкости и неприметности фантастическое: для окружающих и самого себя ты не ФОТОГРАФ, а просто прохожий человек, идешь себе по своим делам, а увидел сюжет — сунул руку в карман, и все, что нужно для съемки, оказывается, у тебя есть. Свобода от кофра — это прекрасно, но еще прекраснее — свобода от мыслей о кофре. Не о чем тревожиться, незачем по привычке сканировать окружающее на предмет возможных проблем.
Кстати, этот аспект нешуточный: далеко не везде и у нас, и где угодно на свете можно беспечно прогуливаться с дорогой зеркалкой на животе.
Насчет «все, что нужно для съемки» — это тоже не шутки. 16-кратный зум от 24 до 384 мм (в эквиваленте) оказался просто универсальным, и хотя он непостижимым образом может складываться в какой-то сантиметр, выдающийся на передней панели камеры, его оптическое качество не вызывает вопросов, особенно в «широкоугольной» части. Широкий угол обзора ЖК-дисплея очень помогает в съемке исподтишка: держать камеру на виду было не совсем уместно, а если снимать незаметно, с уровня пояса, еще оставался шанс притвориться, что ничего не происходит. Заодно и тюльпаны заняли нужное место в кадре. Съемка в контровом свете не потребовала экспокоррекции (f/7,1, 1/320 c, ISO 100). Впрочем, удивляться нечему: на объективе стоит марка Leica, а в мире фотооптики этим все сказано. В объективе применено несколько асферических линз, чем и объясняется его компактность и резкость; примечательно, что одна из них имеет толщину всего 0,3 мм. Трудно представить себе сюжет, с которым не справился бы зум такой кратности, разве что на вас накатит увлечение «рыбьим глазом» или близкими к нему фокусными расстояниями.
Нужно отметить важную деталь в прогрессе компактной оптики: еще совсем недавно суперзумы в массе своей были лишены сверхширокоугольного положения, начинаясь примерно с эквивалента 35 мм, в лучшем случае 28 мм, между тем разница в охвате между объективами 24 и 28 мм очень заметна. Конечно, это дело вкуса и вашего стиля съемки, но часто в путешествиях более востребовано именно широкоугольное положение зума: попробуйте снять, скажем, огромный итальянский собор с маленькой площади перед ним. Да и помимо утилитарной функции «все вместить» сверхширокоугольник интересен с художественной точки зрения, по-своему передавая перспективу и ощущение пространства. Лично для меня фокусное расстояние 24 мм — из самых любимых, оно позволяет сочетать в одном кадре крупные детали на переднем плане с широким охватом общего плана, передать масштабность сюжета. Для съемки величественных храмов Троице-Сергиевой лавры оно подходит как нельзя лучше, а в некоторых сюжетах позволяет включить в кадр людей и цветы на переднем плане.
В этом сюжете присутствуют как глубокие тени (чугунная решетка на лавочках), так и яркие света (вода в фонтане). TZ20 убедительно передала и те, и другие, со всеми деталями. Экспокоррекция не потребовалась. Можно еще раз повториться: суперзум для жанровой съемки бесценен (f/5,3, 1/250 c, ISO 100). Если широкоугольник самодостаточен, то телеположение зума просто требует оптического стабилизатора, даже при съемке на ярком свете. 16-кратный зум означает совмещение в одном миниатюрном аппарате всего оптического диапазона 24–384 мм (экв.), а снимать на фокусных расстояниях от 200 мм — все равно что смотреть в мощный бинокль, который передает с усилением любое движение рук. К счастью, стабилизатор оказался в наличии, таким образом запас примерно в 4 ступени выдержки был обеспечен. Тем не менее стоит заметить в скобках, что законы физики никуда не деваются и, снимая в крайнем телеположении, надо стараться держать камеру устойчивее, особенно если освещение не самое яркое.
Съемка
Миниатюрность и неприметность трэвел-зума — громадный плюс не только при ношении камеры, но и при съемке. Помогает делу и большой дисплей с отличными углами обзора: несколько раз пришлось для маскировки снимать с уровня пояса, и картинку на экране было отлично видно. Оказалось, что с хорошим дисплеем даже при такой съемке «от бедра» вполне можно строить кадр, даже не отличаясь идеальным зрением. Эти кажущиеся мелочи многое решают в деле: возможность не привлекать к себе лишнего внимания, не нарушать атмосферу места дает массу шансов, которые были бы просто немыслимы, снимай я зеркалкой. Например, батюшку, пересекающего двор в лавре, я бы не решился снимать открыто, а втихую, почтительно, держа камеру в вытянутой вниз руке — получилось вполне ничего. Кстати, в этом случае особенность «компактной» оптики, обычно являющаяся поводом для критики из-за большой глубины резкости, обернулась громадным плюсом: в одном кадре цветы на переднем плане, бывшие в полуметре от камеры, и священник вдалеке оказались переданы приемлемо резко; если бы цветы были размыты до состояния жидкой манной каши, кадр понравился бы мне меньше.
Это уже крайнее телеположение зума — с его помощью удалось, не побеспокоив, снять мальчика, изучающего жука. Без стабилизатора, да еще при съемке такой легкой камерой кадр практически гарантированно был бы смазан. Интересно, что на таком большом фокусном расстоянии объективу как-то удается сохранять объемность изображения (f/5,9, 1/200 c, ISO 100). В ходе «полускрытой» съемки порадовала скорость зумирования: объектив проходит все значения от крайнего широкоугольного до крайнего телеположения довольно шустро, скорость автофокусировки также достаточная. Интересно, что скорость серийной съемки на максимуме, при фиксации фокуса всей серии по первому кадру (без следящего автофокуса), достигает 10 кадров/с, т.е. если с такой камерой попасть, скажем, на волейбольный матч, она и тут не подведет.
Снова и снова я ловил себя на мысли, что брожу вот уже второй час, третий, четвертый, а плечо не ломит, усталость не одолевает и интерес к окружающему не кончается. Легкость и свобода! Увидев сюжет, не бросаешься расстегивать молнии кофра, путаясь в ремнях, — камера невесомо болтается на запястье, через секунду все снято. К этому привыкаешь не сразу, и время от времени приходило ощущение пребывания на нудистском пляже, где освобождение от ненужного бремени оборачивается просто физической эйфорией.
Естественно, при такой съемке исподтишка постоянно менять съемочные параметры не получается. Но, как оказалось, это и не нужно — выручили «умные» сюжетные программы. На первый взгляд, их многовато, но после короткой практики и быстрого просмотра отснятого понимаешь, что совершенно достаточно одной — режима iA («умной» программы). Она грамотно подбирает подходящие к съемочной ситуации сюжетные режимы и даже устанавливает при необходимости экспокоррекцию (например, при контровом освещении). Кстати, интересно, что смысл одного из режимов, который при первой встрече с ним в меню камеры разгадать не удалось, открылся впоследствии, при внимательном просмотре снятых кадров на мониторе: это оказалась исключительно продвинутая обработка снимка. В этом режиме («умного» разрешения) камера обрабатывает разные участки одного и того же снимка по-разному, обеспечивая где надо максимальную резкость мелких деталей, на других участках — красивую плавность перехода тональных и цветовых градаций, на третьих — четкость контуров. Понятно, что в цифровых камерах неизбежно обрабатываются все снимки (как минимум применением установок резкости, контраста, баланса белого и проч.), но весь кадр обрабатывается одинаково; мне такая умная обработка встречается впервые. Очень похоже, что по умолчанию корректируются и аберрации оптики, во всяком случае ни дисторсии, ни виньетирования на снимках не заметно не было, даже в сверхширокоугольном положении зума.
Стоит отметить корректную работу экспонометрии, даже при сложном освещении — таком, как солнце или яркое пятно в кадре. По старой привычке я сходу, еще до съемки, установил небольшую отрицательную экспокоррекцию –1/3 EV (это снижает риск выбеливания деталей в ярких светах, что губит кадр безвозвратно, а если притемнение сюжета на получившемся кадре не нравится, дело поправляется в любом редакторе за считанные секунды), но, похоже, такая перестраховка необязательна. «Умная» программа справилась со всеми сюжетами, с которыми ей пришлось столкнуться.
Шустрый автофокус и привод зума позволяют вполне успешно вести жанровую съемку. Сцена, изображенная на снимке, длилась очень недолгое время, но TZ20 его оказалось достаточно. Большая кратность зума для такой съемки — просто клад (f/5,6, 1/1000 c,
ISO 200). На велосипеде
Поездка в Сергиев Посад оказалась неожиданно богатой на позитивные ощущения и одновременно заставляющей задуматься, потому что такой легкости фотобытия я не ощущал давным-давно. Впечатления были настолько яркими, что на следующий же день, пока камера еще оставалась у меня, я вскочил на верный велик и отправился колесить по столице. Для такой поездки лучшее помещение для камеры — застегивающаяся сумочка на поясе, обеспечивающая оперативный доступ. Велосипед позволяет побывать за короткое время в куче мест и не устать при этом, и для вольного поиска сюжетов это просто клад. Например, с Патриаршего пешеходного моста я заметил, как коллега-фотограф снимает брейк-дансера (или танцора?) на одной из бетонных полянок Москвы — для меня снять их было делом секунд. Девушки у фонтана, мальчик и жук — много всего интересного можно увидеть, наматывая велокруги по Москве, а если на поясе есть всегда готовый в дело компакт, да еще суперзум, то свои наблюдения можно и запечатлеть навечно.
В отличие от пешей прогулки, съемка с велосипеда склоняет больше к использованию теледиапазона. Тут получилось не то чтобы проверить запас из 4х ступеней выдержки от применения оптического стабилизатора (все-таки при субъективной оценке точных цифр лучше сторониться), но по крайней мере убедиться, что при более-менее хорошем дневном освещении стабилизатор обеспечивает достаточно резкие кадры, если ему не мешать. Скажем, мальчика, изучающего жука, я снял на крайнем телеположении зума не самым ярким днем, и проблем с резкостью не было.
Кстати, за эти два дня я так и не смог разрядить аккумулятор — может быть, потому, что не злоупотреблял видеосъемкой.
Этот оттенок красного цвета довольно труден для воспроизведения, но получилось в целом похоже. Для корректной цветопередачи важна надежная работа баланса белого, и камера вполне с этой задачей справилась (f/5,3, 1/3200 c, ISO 100). Видео
Пробы видеосъемки трэвел-зумом свелись преимущественно к изучению новых возможностей управления, предоставленных сенсорным дисплеем (все-таки это занятие увлекает!). Например, коснувшись экрана, можно сфокусировать камеру на выбранной части сюжета; при прикосновении к другой точке автофокус переводится на нее, но не рывком, а плавно, как в профессиональной камере, и скорость перехода можно регулировать. Система стабилизации работает исправно и при видеосъемке, что позволяет снимать не только без штатива, но даже и на ходу (правда, при этом лучше не уходить в теледиапазон). Кроме того, можно зумировать непосредственно во время видеосъемки.
Крайне удобна отдельная кнопка видеосъемки — больше никаких параметров устанавливать не нужно, а во время видеосъемки можно одним нажатием кнопки спуска сделать полноразмерный фотоснимок.
Снятые видеоклипы при просмотре впечатляют: формат Full HD убедительно передает самые мелкие детали, движение плавное, стабилизация работает эффективно. При том, что микрофоны на верхней панели разнесены едва ли на пару сантиметров, стереоэффект вполне ощутим.
Приятные мелочи
И само собой, обращает на себя внимание самая остромодная «фишка» — встроенная приемная антенна GPS. Собственно для фотографии она не нужна, зато поможет в грамотном складировании снимков: компьютерный мозг камеры хранит данные о более чем миллионе популярных туристических достопримечательностей по всему свету, вдобавок можно зарегистрировать еще полсотни мест, важных лично для вас. Определив широту и долготу места съемки, камера может сама подписать название места съемки (например, фонтан Треви в Риме) и на этом основании каталогизировать снимки, складывая все снятые в одном месте в отдельную папку.
Для этого сюжета пришлось ввести небольшую экспокоррекцию — минус треть ступени. Объектив уверенно «держит» блики, а оптический стабилизатор позволяет не слишком беспокоиться на предмет возможного смаза изображения, поскольку диапазон допустимых выдержек расширяется примерно на 4 ступени (f/4,2, 1/8 c, ISO 400, экспокоррекция –1/3 EV). О качестве изображения
Опыт общения с трэвел-зумом приводит к мысли, что у каждой камеры свои изобразительные способности и таланты. Конечно, глупо сравнивать компакт и тот же средний формат, но возможности больших форматов нужны далеко не всегда. Скажем, если бы сюжет со съемкой брейк-танцора был снят полнокадровой зеркалкой и часть фона ушла бы в нерезкость, совершенно не очевидно, что кадр стал бы лучше. Вспомним по случаю того же Ансела Адамса, зажимавшего диафрагму до f/64 для максимальной глубины резкости. Все, даже самые впечатляющие изобразительные приемы годятся не для каждого случая. Для рисунка каждого объектива можно найти сюжет, в котором он, этот рисунок, будет оптимальным.
Еще один немаловажный момент: когда смотришь на мир уже заданными тебе «глазами» конкретной камеры и сразу автоматически отсеиваешь, что войдет в кадр (т.е. что может получиться, а что нет), в сухом остатке, после взаимозачета всех противоречивых факторов, это скорее плюс, чем минус. Действительно, снимает не камера, а фотограф…
Как итог: продвинутые компакты достигли такой точки развития, что могут без натяжки считаться полноценными инструментами серьезного фотографа. Они формируют изображение с определенными стилистическими особенностями (та же большая глубина резкости), которые вполне могут быть обыграны в художественных целях. По личному впечатлению, эти особенности хорошо передают ощущение дороги, движения, мимолетного взгляда на ходу — здесь кроются большие возможности, и их можно разрабатывать и добиваться интересных результатов.
А если говорить о конкретных типах камер, то трэвел-зумы собрали в себе главные достоинства компактных камер: миниатюрность, мобильность, неприметность, превосходный, большой кратности зум, умную и надежную автоматику. Такая камера никак не обременит вас в пути, а по прибытии на место не подведет.
Комментарии