Стив Шапиро. Проживая Америку

В московском Центре фотографии имени братьев Люмьер в начале 2013 года прошла ретроспективная выставка американского фотографа Стива Шапиро «Проживая Америку». В лихие 1960-е Шапиро объехал всю Америку от побережья до побережья, чтобы запечатлеть людей, их жизнь и осветить волновавшие их вопросы. Его фотоочерки публиковались в таких изданиях, как Life, Time, Rolling Stone, Sports Illustrated, People, Newsweek и Vanity Fair.

Фото: Стив Шапиро

Благодарим Ольгу Коровкину за помощь в подготовке публикации,

Благодарим Центр фотографии имени братьев Люмьер 
за предоставленные для публикации снимки.

 

1. Боб Мэки и Рэй Аджиан. Манекены поп-див, Лос-Анджелес. 1974

 

Шапиро ставил перед собой задачу сделать портрет эпохи, показав в этом временном срезе знаковых личностей и простых людей, которые позднее явили собой новое поколение Америки. В экспозицию выставки вошло более 100 работ того периода, затрагивающих главные события в социально-политической и культурной жизни США и посвященных таким темам, как гражданское высказывание, портреты икон художественной и музыкальной сцены, а также жанровая стрит-фотография 60-х.

Шапиро был вхож в разные социальные круги, в его объектив попадали и гарлемские наркоманы, и голливудские знаменитости. Несмотря на такую тематическую дифференциацию, каждая его работа — это точно выверенная композиция и идеальный баланс черного и белого.

Карьера Шапиро началась в 1961 году, во времена так называемого «золотого века фотожурналистики». Шапиро, будучи документалистом и в то же время активистом, удалось запечатлеть возникновение и расцвет движения хиппи, протесты против войны во Вьетнаме, митинги Движения за гражданские права чернокожих в США, в том числе Марш Сельма — Монтгомери за равные избирательные права и Марш на Вашингтон (1963), во время которого Мартин Лютер Кинг младший произнес свою знаменитую речь «У меня есть мечта». Позднее Шапиро был первым фотографом на месте убийства Мартина Лютера Кинга — именно его легендарные фотографии этой трагедии облетели весь мир.

 

2. Предвыборная кампания Роберта Кеннеди, Калифорния. 1966

 

Все это делает фотографию Стива Шапиро невероятно актуальной для сегодняшней России, ведь именно в те далекие 60-е в США слагалось равноправное гражданское общество. Люди отстаивали свою позицию, прибегая исключительно к методам ненасильственного сопротивления, влияли и в конечном счете меняли историю своей страны.

Не обошел Шапиро и бурлящей художественной сцены того времени: в экспозиции — портреты Фрэнсиса Бэкона и Рене Магритта, Роберта Раушенберга и Класа Ольденберга. Он в буквальном смысле документировал жизнь студии Энди Уорхола «Фабрика», работал над множеством проектов с Барбарой Стрейзанд и Дэвидом Боуи, создал знаменитые портреты Рэя Чарльза, Фрэнка Синатры, Саймона и Гарфанкела, Тины Тернер и Ива Монтана. Именно ему удалось уловить характер и особую харизму таких прославленных актеров и режиссеров, как Дастин Хоффман, Роберт Де Ниро, Кэтрин Хепберн и Миа Фэрроу, Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Вуди Аллен и Роман Полански. Его «героями» были Жаклин Кеннеди Онассис, Мухаммед Али, Роберт Кеннеди, Труман Капоте и Сэмюэль Бекетт.

Отдельный зал выставки «Проживая Америку» был посвящен спецпроекту «Крестный отец. Семейный альбом», в который вошли цветные фотографии Стива Шапиро, сделанные во время съемок легендарной трилогии Копполы. Помимо узнаваемых образов — Марлон Брандо с кошкой, умирающий Пачино и знаменитый «шепот», в экспозицию вошли фотографии никогда ранее не публиковавшиеся.

Работы Стива Шапиро находятся в коллекциях Smithsonian Institution (Вашингтон), High Museum of Art (Атланта), Национальной портретной галерее (Вашингтон). Персональные выставки Шапиро недавно прошли в Лос-Анджелесе (Fahey/Klein Gallery), Амстердаме (Wouter van Leeuwn Gallery), Лондоне (Hamiltons Gallery) и Париже (Gallerie Thierry Marlat). Его фотоальбомы выпускали издательства Taschen, Arena Editions и PowerHouse Books.

 

3. Барбра Стрейзанд с жемчужной сережкой. Лос-Анджелес. 1960-е

 

Отрывки из интервью со Стивом Шапиро

— Когда я начинал работать, это время называлось «золотой век журналистской фотографии». Если у вас были идеи, вы всегда могли найти журнал, который бы вас нанял, оплачивал ваши расходы, чтобы вы создали историю. Теперь такого не происходит — сейчас гораздо более тяжелое время для молодых фотографов, трудно найти место, где их работа была бы нужна. И если вы не видите, что ваши работы нужны, это немного обескураживает.

Есть две самые важные вещи в фотографии. Одну из них я постоянно повторяю: каждый видит объект по-особенному, мы все видим окружающий мир по-своему. Например, есть три фотографа, которые видят мир одинаково, но фотографии у них получаются абсолютно разные. Все они известные фотографы, но в то же время они абсолютно разные, потому-то у каждого из этих фотографов своя точка зрения.

Для молодого фотографа важно развивать свой способ видения, особенность смотреть на вещи. И другая важная деталь — это снимать то, что вас волнует, потому что, если вы переживаете за своих героев, эмоционально вы вовлечены в то, что вы делаете.

Еще одно важное замечание: цифровая фотография позволяет видеть фотографии сразу после щелчка затвора. И вы должны посмотреть на то, что вы сфотографировали, и спросить себя: как я могу это сделать лучше? Что я могу сделать, чтобы это фото стало особенным? Как мне добавить в нее больше эмоций? Я должен чувствовать того, кого я фотографирую, чувствовать его душу…

 — Джон Кеннеди был из тех, кто вызывал у меня наибольшее уважение. И он был очень обожаемой персоной. Для него было очень важно было чувствовать себя президентом, потому что по нему было видно: он может изменить направление развития страны, чтобы создать государство, которое по-настоящему заботится о гражданах и обо всех своих людях.

И это не было стремлением к деньгам или власти и не было удовлетворением своего эго. Он не хотел сказать: «Эй, я президент США, или я стремлюсь быть президентом США». Это было что-то гораздо большее: он ощущал, что он хочет помочь людям, что он хочет сделать мир лучше и сделать лучше страну, сделать ее более заботливой к людям, которым нужна поддержка и нужно больше помощи, чем они получают сейчас. Я хотел с помощью фотографий показать, как его любят люди, как люди заботятся о нем, потому что я знал: он заботится о них…

 — Иногда ты встречаешь людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали. Им приходится соглашаться, потому что все пиарщики говорят, что это хорошо. Я работал с одним известным писателем, его звали Роббер Лоуэлл, он известный американский поэт. А я делал историю для журнала
Life. Я могу сказать, что ему хотелось быть в журнале Life, но в то же время он был таким пафосным, что идея быть напечатанным в Life казалась ему не такой хорошей. Он ни разу не предложил мне чашки кофе, а я работал с ним шесть или семь дней в его доме, и в этом доме мне ни разу не предложили ни чашки кофе ни чего либо еще! Вы можете сказать, что он делал это просто потому, что был обязан.

 — Мне приходилось работать с людьми, действовавшими на меня расслабляюще, я мог с ними веселиться, это было своего рода приключение. И если вам повезет — такая работа превращается в сотрудничество. Одним из таких людей был Стив Мартин.

Я делал постер для фильма Parenthood. Я купил огромный диван — такой, чтобы все могли на него поместиться, а Стив должен был стоять во время съемки. Стив спросил меня: «Что если я буду держать детей вверх ногами?». И это стало постером! Иногда сотрудничество с талантливыми людьми очень помогает, они приходят к тебе с идеями которые лучше чем твои.

 — Я работал с Вуди Алленом над фильмом «Все, что вы всегда хотели знать о сексе». Это было забавно, потому что были забавны все ситуации, все герои были забавны, а также весь фильм был очень расслабленным и забавным.

 — Дастин Хофман. Замечательно в Дастине то, что у него чудесное чувство юмора и он всегда расслаблен, он все время шутит, с ним приятно проводить время. 

— Я вырос в Нью-Йорке. Подростком я каждые выходные посещал Музей современного искусства и Музей Метрополитен. Там была картина Веласкеса, на ней изображен старик, на которого я любил смотреть каждую неделю. Я всегда любил рисовать. Из современных художников мне нравятся Фрэнсис Бейкон и Люсьен Фрейд.

 — Многие фотографы любят Роберта Франка за книгу The Americans, за ее сильные эмоциональные фотографии. Он вдохновил целое поколение фотографов, включая меня.

Мне нравится Анри Картье-Брессон за его умение поймать решающий момент, который я также пытался повторить.

Ирвин Пенн, чьи фотографии очень стильные, они передают тебе чувства людей, которых он снимал.

Уокер Эванс и Доротея Ланг, создавшие сильные образы Америки периода Великой депрессии 1930-х годов.

 — Я не очень хорошо знаю о современной русской фотографии. Я знаю Родченко. Все знают Родченко! И мне нравится то, что он сделал стилистически со всеми его углами и т. п.

 

4. Дастин Хоффман и режиссер Боб Фосс, Майaми. 1981

 

5. Труман Капоте с кошкой, Холкомб, Канзас. 1967

 

6. Энди Уорхол, Эди Седжвик и окружение, Нью-Йорк. 1965

 

7. Рене Магритт, Музей современного искусства, Нью-Йорк. 1965

 

8. Девушки под мостом, Кони-Айленд, Нью-Йорк. 1960

 

9. Женщина с пуделем в салоне красоты, Нью-Йорк. 1961

 

10. Вуди Аллен с муравьем на поводке

 

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Две цифровые зеркальные фотокамеры Nikon — D850 и D7500 — удостоены награды Red Dot Award: Product design 2018
25 апреля 2018
Новости

Две цифровые зеркальные фотокамеры Nikon — D850 и D7500 — удостоены награды Red Dot Award: Product design 2018

Компания Nikon с радостью сообщает о том, что две ее цифровые зеркальные фотокамеры — D850 и D7500 — удостоены награды Red Dot Award: Product Design 2018. Профессиональное жюри оценило 6300 продуктов, представленных в категории, по таким критериям, как инновационность, функциональность и надежность.

Acronis Access – первое решение, позволяющее превратить любой планшет или смартфон в настоящий мобильный офис
6 марта 2014
Новости

Acronis Access – первое решение, позволяющее превратить любой планшет или смартфон в настоящий мобильный офис

6 марта 2014 года, Москва. Компания Acronis, ведущий производитель систем для глобальной защиты данных, представляет Acronis Access – первое решение, позволяющее превратить любой планшет или смартфон в настоящий мобильный офис, благодаря объединению на одной платформе решений по управлению мобильным контентом с возможностями безопасного обмена данными и синхронизации файлов между различными устройствами. Acronis Access создан с учетом специфических потребностей IT-подразделений компаний, требующих конфиденциальности служебных данных...

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-5N c легкостью снимает едва ли не в полной темноте
1 мая 2012
Обзоры

Беззеркальный фотоаппарат Sony NEX-5N c легкостью снимает едва ли не в полной темноте

Sony NEX-5, одна из лучших, на наш взгляд, беззеркалок своего времени, все же обладала рядом ограничений и недоработок — не то чтобы понижающих общий рейтинг камеры, но способных доставить некоторые неудобства пользователям. Обновленная NEX-5N содержит столько достоинств, что ее будущим владельцам предстоит не раз поразиться способностям и возможностям камеры.

«Секретные метки» Nikon: как определить восстановленную камеру
4 апреля 2018
Новости

«Секретные метки» Nikon: как определить восстановленную камеру

При покупке камеры или объектива Nikon есть простой способ определить являются ли они новыми или были восстановлены в процессе ремонта на заводе. Для этого достаточно взглянуть на их серийный номер и найти «секретные метки».

Fujifilm X-T3 прошла процесс регистрации
12 июля 2018
Новости

Fujifilm X-T3 прошла процесс регистрации

Предстоящая беззеркальная камера Fujifilm X-T3 официально зарегистрирована под кодовым именем FF180003 (FCCID: COF - WMBNBM 26A). Камера будет производиться в Китае и получит встроенные модули Bluetooth и Wi-Fi.

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры
27 июля 2018
Новости

SCOUT – нагрудная система для переноса камеры

SCOUT разработана канадской компаией Cotton Carrier и предназначена для фотографов, которым важно держать свою камеру всегда на готове и быть уверенными в её безопасности. Система позволяет плотно прижимать камеру к телу, исключая лишние колебания, а сама камера надёжно фиксируется в специальном быстросъёмном креплении.

Внутриканальные наушники MyST Nail 2: поставляются «без ансамбля», но с погружением в большую любовь. К музыке
1 октября 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники MyST Nail 2: поставляются «без ансамбля», но с погружением в большую любовь. К музыке

Если пожелаете утонуть, возьмите эти «гвоздики». Погружение будет полным. И даже, если жизнь вытолкнет назад, в череду будней, полное погружение повторится снова, снова и снова. Не верите? Попробуйте украсить свои органы слуха двумя золотыми «пульками» - внутриканальными наушниками MyST Nail 2. Бренд MyST - российский, думаю, очень скоро вместе со мной запоете: «Баня, «гвоздик», гармонь и лосось…» Ну, что? Погружаемся вместе? Сегодня слушаем MyST Nail 2.

Универсалы нового формата: обзор объектитов для беззеркальных фотокамер.
27 августа 2014
Обзоры

Универсалы нового формата: обзор объектитов для беззеркальных фотокамер.

По общему мнению специалистов, только с появлением нового «беззеркального» класса фототехники ее цифровая природа, обретенная десять с лишком лет назад, воплотилась в «железе» наиболее полно и логично. Действительно, простая и очевидная цепочка «объектив — матрица — ЖК-экран (или электронный видоискатель)» вмиг сделала ненужными все разработанные в прошлом веке хитроумные приспособления, призванные подавать изображение попеременно то в окуляр видоискателя, то на светочувствительный элемент — зеркало, матовое стекло, механический затвор, оптический блок видоискателя.

Фотограф Энтони Пауэлл рассказывает, как использовать камеру в условиях экстремально низких температур.
23 мая 2018
Новости

Фотограф Энтони Пауэлл рассказывает, как использовать камеру в условиях экстремально низких температур.

Режиссёр и фотограф Энтони Пауэлл много лет работает в Антарктиде и знает, что такое по-настоящему отрицательные температуры. Он является создателем документального фильма «Антарктида: год на льду», который получил десятки наград по всему миру. Снятые им кадры также появлялись во многих фильмах и телешоу, включая «Замерзшую планету» телеканала Би-Би-Си. Недавно Пауэлл снял небольшое видео, в котором рассказывает об использовании камеры на сильном холоде.

Ресиверы DVB-T2 от Hyundai: расширенные возможности и универсальное применение
13 марта 2018
Новости

Ресиверы DVB-T2 от Hyundai: расширенные возможности и универсальное применение

Компания Hyundai представила три новые модели ресиверов DVB-T2: H-DVB160, H-DVB180 и H-DVB320. Устройства предусмотрены для использования для приема цифровых телеканалов стандартной и повышенной четкости.