Съемка портрета

Фото 3

Рассмотрев в предыдущих статьях вопросы освещения и пропорции лица в классическом портрете, сегодняшняя статья будет носить рекомендательный характер, опираясь на исправление основных ошибок, совершаемых начинающими фотографами-портретистами.

Точка съемки

Рекомендуемая высота установки камеры по отношению к портретируемому зависит от:

— фокусного расстояния объектива;

— размера портретируемого по отношению к кадру;

— особенностей строения овала лица портретируемого.

Фокусное расстояние объективов, рекомендованных для съемки портретов крупным планом (слегка захватывая плечи), примерно можно подсчитать по такой формуле:

F= 3a,

где а – длинная сторона кадра, на который производится съемка. Для кадра 24х36 это фокусное расстояние составит, соответственно, 3х36=108 мм. Причем я беру на себя смелость утверждать, что это самое короткое расстояние для подобной крупности портрета. Для начинающих я бы посоветовал еще более длиннофокусные объективы — около 200 мм. Они меньше всего будут «вмешиваться» в передачу пропорций лица, в силу того, что фотограф значительно удален от объекта съемки и разница в передаче отдельных элементов лица и, соответственно, их возможная разномасштабность, зависящая от фокусного расстояния объектива, меньше скажутся на конечном результате. Обычно человеческий глаз замечает разницу в пропорциях объекта и его изображения, когда она превышает 1%. Более всего она заметна на строгих геометрических фигурах – шарах, параллелепипедах и пр., которые на снимке, снятым короткофокусным объективом, могут быть с сильно измененными масштабными соотношениями.

Конечно, хорошо, что наша голова не напоминает геометрическую фигуру (шутка). Но мы склонны замечать малейшую разницу во внешности портретируемого и особенно в пропорциях овала лица, говоря, что портрет «не похож» на оригинал – а это уже не шутка! Не буду вступать в полемику по вопросу «фирменных», более короткофокусных, портретных объективов. Для сомневающихся единственный способ доказательства — это сравнительные портреты, выполненные в одинаковой крупности при разных фокусных расстояниях. Влияние более короткофокусных объективов на передачу пропорций овала лица значительно заметнее. Только не надо говорить, что это «плохие» объективы. Очень часто именно «короткий фокус» поможет фотографу исправить сильные диспропорции овала лица или отдельных его частей (узкий лоб, очень маленький подбородок).

Располагать объектив при съемке портрета крупным планом (лицо и плечи) изначально рекомендуется на уровне глаз портретируемого. В дальнейшем эта точка может сместиться вверх или вниз в зависимости от необходимости коррекции овала лица – верхняя точка приводит к незначительному сокращению нижней части овала (подбородок и нижняя челюсть), что необходимо для некоторых портретируемых. Нижняя точка, наоборот, зрительно увеличивает крупность подбородка. Понятия верхняя и нижняя точка относительны – изменение по высоте от исходной точки «на уровне глаз» могут составлять всего лишь десять-пятнадцать сантиметров, но это будет достаточно заметное влияние на пропорции овала портретируемого.

Изменение точки съемки по высоте от основной, «центральной», точки часто связано еще и с тем, что иногда нам необходимо, по разным причинам, уменьшить вертикальную вытянутость овала лица. Изменение пропорций вертикального размера овала лица, их уменьшение, приводит к тому, что лицо портретируемого получается более округлым – мы с вами в портрете видим лишь проекцию трехмерного объекта на плоскость, где изменение линейных размеров вертикалей и горизонталей ассоциативно связывается с объемом — лицо кажется более округлым. (Одно замечание: обращайте внимание на наклон головы портретируемого в вертикальной плоскости. Очень часто люди неосознанно поднимают подбородок, зрительно уменьшая в кадре вытянутость вертикальной составляющей овала лица. Для нас с вами это может сравниться лишь со съемкой с очень низкой точкой.) Для начинающих любителей я всегда советую съемочную камеру закреплять на штативе – в этом случае вы будете смотреть на вашего портретируемого всегда с одного направления и с одной точки, даже когда вам приходится отойти от нее.

Прическа и макияж

Фото 1

Фраза о том, что прическа должна соответствовать типу лица, стала уже расхожей, но ничего нового я здесь сказать не смогу…

Распространенной ошибкой перед съемкой портрета является попытка модели выбрать новый вид прически или новый макияж. Конечно, модели хочется видеть себя в наиболее выигрышном свете… но такая фотография может лишь занять место зеркала – ведь в ней отражается совершенно новый образ, непривычный как для самой модели, так и для тех, кто будет его рассматривать. У фотографа-портретиста другая задача – нужно вылепить образ из типичных, слившихся в единую цепь индивидуальных черт портретируемого, только тогда получится узнаваемый обобщенный образ, в котором прическа занимает далеко не последнее место.

И все же несоответствие прически и типа лица иногда настолько очевидно, что «привычный», но далеко не самый лучший образ надо корректировать: круглое лицо и волосы, собранные на затылке в «конский хвостик», — прическа не для слабонервных портретистов.

Задача макияжа состоит в том, чтобы те участки лица, которые вы хотите визуально увеличить или привлечь к ним внимание, надо покрывать светлым тоном, а те, которые нужно скрыть или уменьшить – темным. Главное – сделать границу перехода незаметной, и тогда вполне можно отдельные недостатки лица скрыть с помощью искусно сделанного макияжа.

Если лицо круглое по типажу и склонно к полноте, можно отдельные пряди спустить небрежно на лоб, с боков зачесать на виски и щеки, локоны могут доходить до середины щек. Волосы можно немного завивать. Задача изменения овала лица будет достигнута. Не подходят прямые проборы и гладко расчесанные на стороны волосы – они придадут еще большую округлость такому лицу и зрительно сократят шею. Слишком круглое лицо можно подправить макияжем: по наружным сторонам щек от висков к подбородку нужно нанести более темный тон, который как бы создаст градиентную тень на овале щеки. Но наиболее действенный прием – снимать круглое лицо «в три четверти», повернув лицо модели таким образом, что кончик носа проецировался на среднюю часть дальней от зрителя щеки. (Ну вот, совсем заговорился – такие речевые обороты вполне уместны при описании методики ориентирования на местности, а не в разговоре о портрете.) Тем не менее, как бы коряво это не звучало, прием действует безотказно – пропорции овала лица становятся более вытянутыми по вертикали.

Узкое и длинное лицо зрительно расширяют, применяя прически с мягкими локонами, волнами или используя асимметричную прическу без пробора. Задача таких причесок – создать надо лбом модели зрительный объем, плавно сужающийся к подбородку. При помощи макияжа в области подбородка нанести более темный тон, при этом в центре щеки использовать светлые румяна, создающие эффект припухлости. Не забывайте о возможности применения вами более высокой (или низкой – что реже) точки съемки, чтобы зрительно «сжать» лицо по вертикали.

При квадратном типе лица следует избегать гладко зачесанных волос, собранных в пучок или распущенных по плечам. Также избегайте прямого пробора и открытых ушей. Наиболее подходящая прическа – с пышными локонами и волнами по бокам лица. Макияж также способен смягчить угловатые формы – пудру темного тона наносят на выступающие углы нижней челюсти и растушевывают вдоль ее нижнего края. Темные румяна можно нанести от височной области к носогубной складке – щеки заметно «провалятся».

Грушевидное лицо исправляют прической с короткими завитыми прядями, падающими на лоб и щеки. Волосы надо лбом хорошо бы приподнять, взбить – воздушная прическа может зрительно изменить природный овал лица. Не рекомендуются прически, расширяющие нижнюю часть – с прямым пробором, гладкими волосами, пучками и локонами, расположенными на уровне ушей. При таком типе лица задача макияжа – зрительно уменьшить объем щек, поэтому темную пудру наносят на боковые поверхности щек и углы нижней челюсти. Точка съемки – предпочтительно сверху и, возможно, с легким наклоном и поворотом лица. Очень часто при таком ракурсе дальняя от нас щека скрывается, а ближнюю можно «задекорировать» прядями волос. Фото 2

При ромбовидном овале лица носят прически с мягкими локонами, которые спадают ниже ушей, до плеч. Можно попробовать для такой модели челку, спадающую почти до бровей. Еще больше зрительно уменьшить объем средней части лица поможет макияж – нужно на боковую поверхность скул нанести темную пудру, при этом растушевывать пудру нужно на уровне внешних углов глаз. Такой прием поможет отвлечь зрителя от угловатых очертаний формы лица. Румяна темного цвета наносят вдоль скуловой дуги, не доходя до висков – они подчеркнут уменьшенный объем щек.

Треугольному овалу лица подходят прически с челкой – они зрительно сократят резко очерченную линию лба. Лучше всего подходят полудлинные волосы, где боковые пряди легко завить и зачесать на щеки. Если челка недостаточной длины, можно зрительно уменьшить ширину лба в височной области, нанеся на височную впадину темный тон. Также затемняют боковую поверхность скул и нижнюю часть острого подбородка, видя основную задачу в том, чтобы уравновесить широкую верхнюю часть лица с нижней узкой, сблизив их между собой. Стоит попробовать нижнюю точку съемки и варианты поворота лица, близкие к «трем четвертым», постарайтесь, если это допустимо, немного расширить подбородок более короткофокусной оптикой.

Мы поговорили о коррекции овала лица при помощи грима, но можно и нужно накладывать общий тон на лицо модели. Назначение такой тональной коррекции – убрать или сделать значительно менее заметной разнооттеночность кожи портретируемого. Портрет — это образ не только содержащий узнаваемые черты лица и психологии портретируемого, но и обобщение близких, часто избыточно детализированных фактур. Проведем маленький эксперимент: подойдите к кому-нибудь из ваших хороших знакомых. Внимательно посмотрите на него (нее) несколько секунд, затем закройте глаза. Попытайтесь максимально точно вспомнить образ вашего знакомого – овал лица, глаза, губы, прическу, мимику, цвет лица и т.д. А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите на него (нее) еще раз. Как много мы с вами заметили нового... Мы запоминаем только образные, характерные детали внешности. Остальные отбрасываются за ненадобностью, стираются из памяти, которая точно следует словам поэта «сотри случайные черты…» Именно так поступают художники – они отбирают только типичные для данной личности индивидуальные черты. Фотография, в силу своей природной документальности, изображает портретируемого с безжалостностью протокола, одинаково хорошо передавая и нужное, и случайное.

Задача нанесения общего тона на лицо именно в устранении мелких не запоминающихся деталей, устранении разнооттеночности отдельных участков кожи. Тональный крем должен быть максимально близок к естественному цвету кожи. Лучше всего подбирать его в зависимости от цвета кожи на тыльной стороне ладони около большого пальца – там цвет кожи больше всего соответствует цвету лица. Наносят его небольшими порциями, легкими скользящими движениями, равномерно распределяя по всему лицу. Для фотосъемки обязательно тонируют не только лицо, но и ушные раковины, подбородок, шею, тонким слоем наносят на веки, на все открытые участки тела, которые могут попасть в кадр. Тон сводят на нет у линии роста волос, но обязательно нанеся тональный крем в небольшом количестве на линию кромки волос. Самая распространенная ошибка – светлый контур вдоль линии волос – из-за того, что жалко пачкать волосы тоном. Если вы сами будете наносить макияж на портретируемого, то прежде чем приступить к фотосъемке, желательно проверить его соответствие по цвету на фотопробе – очень часто непрофессиональные гримы передаются на пленке более насыщенными или теплыми (холодными), нежели мы их видели на модели. Привлекая к работе профессиональных визажистов (что более правильно), хотелось бы, чтобы они применяли опробованные тона и румяна, имели опыт работы в фотографии, зная, что мы очень «привередливы» к качеству их работы…

Лоб

Фото 4

Широкий лоб можно зрительно сузить, нанеся темный тон на височные области, создавая как бы теневой переход. Узкий, низкий лоб будет казаться больше, если его высветлить – покрыть тоном светлее общего оттенка. Если зачесать волосы назад, то низкий лоб также зрительно увеличивается. Это вопросы, связанные с макияжем. Но у нас в арсенале фотографов-портретистов тоже кое-что имеется из профессиональных наработок.

Большой, сильно бликующий лоб обязательно нужно припудрить, даже когда вы не пользуетесь макияжем и тоном. Таким «перефактуриванием» мы с вами отвлечем внимание зрителя от большого и светлого блика на лбу (Фото 1).

Отвлечь внимание зрителя от морщины на лбу и сильного блика можно еще одним способом – если ваш портретируемый носит челку, придайте ей слегка «небрежный» вид, опустите челку на лоб, разбив ее на пряди, задекорировав необходимые детали (Фото 2). Имейте в виду, что когда вы таким образом устраняете «проблему», автоматически возникает другая – зритель видит новый овал лица и готов к нему применять требования классических пропорций (Фото 4).

У людей с большими залысинами или лысых решений по поводу блестящего лба может быть тоже несколько. Плавное градиентное затемнение лба от височных и надбровных областей (в зависимости от ракурса) до макушки. Уверяю вас, если все сделать правильно и точно, зрителю не будет никакого дела до того, откуда взялась эта тень (Фото 3). Главное, не допускать резких контрастных переходов, «режущих» объем, подобно сабельному удару.

И конечно же, всевозможные головные уборы, скрывающие «лишние» детали.

(Окончание в следующем номере)

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Realme: яркие смартфоны для дерзких и юных
14 июня 2019
Новости

Realme: яркие смартфоны для дерзких и юных

13 июня 2019 года realme представил смартфоны, с которыми выходит на российский рынок. Первыми устройствами, которые будут доступны российским пользователям, стали модели realme 3 Pro, realme 3 и realme C2.

Минкомсвязь России планирует упросить пропуск трафика в телефонных сетях
17 марта 2014
Новости

Минкомсвязь России планирует упросить пропуск трафика в телефонных сетях

Москва, 17 марта 2014 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовило и направило на общественное обсуждение проект приказа, позволяющий операторам пропускать трафик в обход внутризоновой телефонной сети. По замыслу министерства, такие меры будут способствовать снижению абонентских тарифов благодаря экономии средств операторов связи на пропуск трафика за счет выбора оптимальных маршрутов.

Pixii (A1112) – новый формат камеры с байонетом Leica M
26 октября 2018
Новости

Pixii (A1112) – новый формат камеры с байонетом Leica M

Pixii (A1112) – это цифровая дальномерная камера, разработанная французской стартап-компанией PIXII. Камера поддерживает установку сменных объективов с байонетом Leica M, а также M39 и LTM, устанавливаемых через адаптер. Основой особенностью Pixii является использование аппаратных возможностей смартфона для хранения, обработки и просмотра изображений.

Компания ASUS представляет новую компактную 7.1-канальную звуковую карту ASUS Xonar U7 MKII
19 января 2017
Новости

Компания ASUS представляет новую компактную 7.1-канальную звуковую карту ASUS Xonar U7 MKII

Компания ASUS представляет новую компактную звуковую карту с усилителем для наушников ASUS Xonar U7 MKII. Это модернизированная версия известной Xonar U7, которая обеспечивает воспроизведение настоящего 7.1-канального звука высокого разрешения (192 кГц/24 бита). В комплект поставки звуковой карты ASUS Xonar U7 MKII входит новейший программный пакет ASUS Sonic Studio для гибкой настройки звука с интуитивно понятным интерфейсом. Кроме того, эксклюзивная технология Sonic Radar Pro создана специально для геймеров - она визуализирует все источники звука в шутерах от первого лица для обеспечения преимущества над виртуальными соперниками.

Huawei представляет смартфон Huawei Y9 2018 с двумя двойными камерами
20 апреля 2018
Новости

Huawei представляет смартфон Huawei Y9 2018 с двумя двойными камерами

Компания Huawei представляет новый смартфон Huawei Y9 2018, с двумя двойными камерами, которые обеспечивают высокое качество фотографий в различных сценариях и условиях съёмки. Дизайн корпуса Huawei Y9 2018 дополняет большой экран Huawei FullView для более комфортного чтения, использования браузера и просмотра кинофильмов. Huawei Y9 2018 оснащен интерфейсом EMUI 8.0 и мощной батареей, способной поддерживать работоспособность устройства в течение всего дня. Новинка имеет полный набор функций и технологий, необходимых молодым и активным пользователям.

Обзор мультимедийного проектора Aiptek 120 MobileCinema
19 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного проектора Aiptek 120 MobileCinema

i20 MobileCinema, выпущенный компанией Aiptek этой вес¬ной, будет интересен в первую очередь владельцам Apple iPhone 3GS, 4 и 4S, а также планшетов Apple iPad и iPad 2. Ведь микро¬проектор разработан специально для этих устройств, чтобы сде¬лать возможным просмотр файлов не на маленьком дисплее, а на большом экране. С помощью i20 MobileCinema легко спрое¬цировать фотографии, видеоролики, веб-страницы и другие фай¬лы со смартфона или планшета прямо на лист бумаги, обычную стену или даже на потолок. При этом размеры экрана достигают 60 дюймов по диагонали.

Россия подписала уже десятый меморандум о снижении цен на международный роуминг
13 февраля 2014
Новости

Россия подписала уже десятый меморандум о снижении цен на международный роуминг

Москва, 13 февраля 2014 года. — Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров и министр транспорта и связи Норвегии Кетиль Сульвик-Ульсен в ходе взаимодействия по дипломатическим каналам подписали меморандум о снижении цен на международный роуминг. Это уже десятый для России документ, который призван повысить доступность услуг связи для абонентов, выезжающих за границу. Меморандум был подписан и российскими операторами ОАО «Ростелеком», ОАО «МТС», ОАО «Вымпелком», ОАО «МегаФон» и норвежскими — Telenor ASA, TeliaSonera Norge AS, Tele2 Norge AS2.

Стартовал юбилейный проект «Лучшие фотографии России — 2012»
21 августа 2012
Новости

Стартовал юбилейный проект «Лучшие фотографии России — 2012»

Приём фотографий для участия в пятом юбилейном проекте «Лучшие фотографии России — 2012» уже начался! Всероссийский ежегодный проект «Лучшие фотографии России» организован в 2008 году Центром современного искусства ВИНЗАВОД при поддержке Министерства культуры РФ. Цель проекта — запечатлеть жизнь нашей страны в самых ярких и неординарных снимках, созданных её жителями. За 4 года в нем приняли участие более 100 000 фотографий из всех регионов нашей страны.

Обзор беззеркальной камеры Sony A6000
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Sony A6000

Sony A6000 появилась совсем недавно, но является самым что ни на есть показательным примером новейшей тенденции удорожания фототехники любительского сегмента, выходя за пределы психологической границы в 1000 долларов. Подъем ценника постарались оправдать всеми возможными способами, оснастив камеру максимумом функций. Встроенный видоискатель невелик, но встроенная в него OLED-матрица демонстрирует полтора миллиона точек. Он оснащен датчиком приближения к глазу, автоматически переключая отображение картинки с дисплея в окуляр.

Новый смартфон ASUS ZenFone Selfie уже на российском рынке
13 октября 2015
Новости

Новый смартфон ASUS ZenFone Selfie уже на российском рынке

Компания ASUS представляет новый смартфон ZenFone Selfie (ZD551KL), ориентированный на поклонников автопортретов-селфи. Новинка обладает двумя камерами с разрешением 13 мегапикселей и эксклюзивной технологией ASUS PixelMaster. И фронтальная, и тыловая камеры смартфона оснащены двухцветной светодиодной вспышкой Real Tone. В обеих камерах применены современные компоненты от Largan и Toshiba, а в основной также реализована высокоскоростная система лазерной автоматической фокусировки, позволяющая мгновенно (за 0,2 секунды) делать резкие снимки.