Фото 3 Рассмотрев в предыдущих статьях вопросы освещения и пропорции лица в классическом портрете, сегодняшняя статья будет носить рекомендательный характер, опираясь на исправление основных ошибок, совершаемых начинающими фотографами-портретистами.
Точка съемки
Рекомендуемая высота установки камеры по отношению к портретируемому зависит от:
— фокусного расстояния объектива;
— размера портретируемого по отношению к кадру;
— особенностей строения овала лица портретируемого.
Фокусное расстояние объективов, рекомендованных для съемки портретов крупным планом (слегка захватывая плечи), примерно можно подсчитать по такой формуле:
F= 3a,
где а – длинная сторона кадра, на который производится съемка. Для кадра 24х36 это фокусное расстояние составит, соответственно, 3х36=108 мм. Причем я беру на себя смелость утверждать, что это самое короткое расстояние для подобной крупности портрета. Для начинающих я бы посоветовал еще более длиннофокусные объективы — около 200 мм. Они меньше всего будут «вмешиваться» в передачу пропорций лица, в силу того, что фотограф значительно удален от объекта съемки и разница в передаче отдельных элементов лица и, соответственно, их возможная разномасштабность, зависящая от фокусного расстояния объектива, меньше скажутся на конечном результате. Обычно человеческий глаз замечает разницу в пропорциях объекта и его изображения, когда она превышает 1%. Более всего она заметна на строгих геометрических фигурах – шарах, параллелепипедах и пр., которые на снимке, снятым короткофокусным объективом, могут быть с сильно измененными масштабными соотношениями.
Конечно, хорошо, что наша голова не напоминает геометрическую фигуру (шутка). Но мы склонны замечать малейшую разницу во внешности портретируемого и особенно в пропорциях овала лица, говоря, что портрет «не похож» на оригинал – а это уже не шутка! Не буду вступать в полемику по вопросу «фирменных», более короткофокусных, портретных объективов. Для сомневающихся единственный способ доказательства — это сравнительные портреты, выполненные в одинаковой крупности при разных фокусных расстояниях. Влияние более короткофокусных объективов на передачу пропорций овала лица значительно заметнее. Только не надо говорить, что это «плохие» объективы. Очень часто именно «короткий фокус» поможет фотографу исправить сильные диспропорции овала лица или отдельных его частей (узкий лоб, очень маленький подбородок).
Располагать объектив при съемке портрета крупным планом (лицо и плечи) изначально рекомендуется на уровне глаз портретируемого. В дальнейшем эта точка может сместиться вверх или вниз в зависимости от необходимости коррекции овала лица – верхняя точка приводит к незначительному сокращению нижней части овала (подбородок и нижняя челюсть), что необходимо для некоторых портретируемых. Нижняя точка, наоборот, зрительно увеличивает крупность подбородка. Понятия верхняя и нижняя точка относительны – изменение по высоте от исходной точки «на уровне глаз» могут составлять всего лишь десять-пятнадцать сантиметров, но это будет достаточно заметное влияние на пропорции овала портретируемого.
Изменение точки съемки по высоте от основной, «центральной», точки часто связано еще и с тем, что иногда нам необходимо, по разным причинам, уменьшить вертикальную вытянутость овала лица. Изменение пропорций вертикального размера овала лица, их уменьшение, приводит к тому, что лицо портретируемого получается более округлым – мы с вами в портрете видим лишь проекцию трехмерного объекта на плоскость, где изменение линейных размеров вертикалей и горизонталей ассоциативно связывается с объемом — лицо кажется более округлым. (Одно замечание: обращайте внимание на наклон головы портретируемого в вертикальной плоскости. Очень часто люди неосознанно поднимают подбородок, зрительно уменьшая в кадре вытянутость вертикальной составляющей овала лица. Для нас с вами это может сравниться лишь со съемкой с очень низкой точкой.) Для начинающих любителей я всегда советую съемочную камеру закреплять на штативе – в этом случае вы будете смотреть на вашего портретируемого всегда с одного направления и с одной точки, даже когда вам приходится отойти от нее.
Прическа и макияж
Фото 1 Фраза о том, что прическа должна соответствовать типу лица, стала уже расхожей, но ничего нового я здесь сказать не смогу…
Распространенной ошибкой перед съемкой портрета является попытка модели выбрать новый вид прически или новый макияж. Конечно, модели хочется видеть себя в наиболее выигрышном свете… но такая фотография может лишь занять место зеркала – ведь в ней отражается совершенно новый образ, непривычный как для самой модели, так и для тех, кто будет его рассматривать. У фотографа-портретиста другая задача – нужно вылепить образ из типичных, слившихся в единую цепь индивидуальных черт портретируемого, только тогда получится узнаваемый обобщенный образ, в котором прическа занимает далеко не последнее место.
И все же несоответствие прически и типа лица иногда настолько очевидно, что «привычный», но далеко не самый лучший образ надо корректировать: круглое лицо и волосы, собранные на затылке в «конский хвостик», — прическа не для слабонервных портретистов.
Задача макияжа состоит в том, чтобы те участки лица, которые вы хотите визуально увеличить или привлечь к ним внимание, надо покрывать светлым тоном, а те, которые нужно скрыть или уменьшить – темным. Главное – сделать границу перехода незаметной, и тогда вполне можно отдельные недостатки лица скрыть с помощью искусно сделанного макияжа.
Если лицо круглое по типажу и склонно к полноте, можно отдельные пряди спустить небрежно на лоб, с боков зачесать на виски и щеки, локоны могут доходить до середины щек. Волосы можно немного завивать. Задача изменения овала лица будет достигнута. Не подходят прямые проборы и гладко расчесанные на стороны волосы – они придадут еще большую округлость такому лицу и зрительно сократят шею. Слишком круглое лицо можно подправить макияжем: по наружным сторонам щек от висков к подбородку нужно нанести более темный тон, который как бы создаст градиентную тень на овале щеки. Но наиболее действенный прием – снимать круглое лицо «в три четверти», повернув лицо модели таким образом, что кончик носа проецировался на среднюю часть дальней от зрителя щеки. (Ну вот, совсем заговорился – такие речевые обороты вполне уместны при описании методики ориентирования на местности, а не в разговоре о портрете.) Тем не менее, как бы коряво это не звучало, прием действует безотказно – пропорции овала лица становятся более вытянутыми по вертикали.
Узкое и длинное лицо зрительно расширяют, применяя прически с мягкими локонами, волнами или используя асимметричную прическу без пробора. Задача таких причесок – создать надо лбом модели зрительный объем, плавно сужающийся к подбородку. При помощи макияжа в области подбородка нанести более темный тон, при этом в центре щеки использовать светлые румяна, создающие эффект припухлости. Не забывайте о возможности применения вами более высокой (или низкой – что реже) точки съемки, чтобы зрительно «сжать» лицо по вертикали.
При квадратном типе лица следует избегать гладко зачесанных волос, собранных в пучок или распущенных по плечам. Также избегайте прямого пробора и открытых ушей. Наиболее подходящая прическа – с пышными локонами и волнами по бокам лица. Макияж также способен смягчить угловатые формы – пудру темного тона наносят на выступающие углы нижней челюсти и растушевывают вдоль ее нижнего края. Темные румяна можно нанести от височной области к носогубной складке – щеки заметно «провалятся».
Грушевидное лицо исправляют прической с короткими завитыми прядями, падающими на лоб и щеки. Волосы надо лбом хорошо бы приподнять, взбить – воздушная прическа может зрительно изменить природный овал лица. Не рекомендуются прически, расширяющие нижнюю часть – с прямым пробором, гладкими волосами, пучками и локонами, расположенными на уровне ушей. При таком типе лица задача макияжа – зрительно уменьшить объем щек, поэтому темную пудру наносят на боковые поверхности щек и углы нижней челюсти. Точка съемки – предпочтительно сверху и, возможно, с легким наклоном и поворотом лица. Очень часто при таком ракурсе дальняя от нас щека скрывается, а ближнюю можно «задекорировать» прядями волос. Фото 2
При ромбовидном овале лица носят прически с мягкими локонами, которые спадают ниже ушей, до плеч. Можно попробовать для такой модели челку, спадающую почти до бровей. Еще больше зрительно уменьшить объем средней части лица поможет макияж – нужно на боковую поверхность скул нанести темную пудру, при этом растушевывать пудру нужно на уровне внешних углов глаз. Такой прием поможет отвлечь зрителя от угловатых очертаний формы лица. Румяна темного цвета наносят вдоль скуловой дуги, не доходя до висков – они подчеркнут уменьшенный объем щек.
Треугольному овалу лица подходят прически с челкой – они зрительно сократят резко очерченную линию лба. Лучше всего подходят полудлинные волосы, где боковые пряди легко завить и зачесать на щеки. Если челка недостаточной длины, можно зрительно уменьшить ширину лба в височной области, нанеся на височную впадину темный тон. Также затемняют боковую поверхность скул и нижнюю часть острого подбородка, видя основную задачу в том, чтобы уравновесить широкую верхнюю часть лица с нижней узкой, сблизив их между собой. Стоит попробовать нижнюю точку съемки и варианты поворота лица, близкие к «трем четвертым», постарайтесь, если это допустимо, немного расширить подбородок более короткофокусной оптикой.
Мы поговорили о коррекции овала лица при помощи грима, но можно и нужно накладывать общий тон на лицо модели. Назначение такой тональной коррекции – убрать или сделать значительно менее заметной разнооттеночность кожи портретируемого. Портрет — это образ не только содержащий узнаваемые черты лица и психологии портретируемого, но и обобщение близких, часто избыточно детализированных фактур. Проведем маленький эксперимент: подойдите к кому-нибудь из ваших хороших знакомых. Внимательно посмотрите на него (нее) несколько секунд, затем закройте глаза. Попытайтесь максимально точно вспомнить образ вашего знакомого – овал лица, глаза, губы, прическу, мимику, цвет лица и т.д. А теперь откройте глаза и внимательно посмотрите на него (нее) еще раз. Как много мы с вами заметили нового... Мы запоминаем только образные, характерные детали внешности. Остальные отбрасываются за ненадобностью, стираются из памяти, которая точно следует словам поэта «сотри случайные черты…» Именно так поступают художники – они отбирают только типичные для данной личности индивидуальные черты. Фотография, в силу своей природной документальности, изображает портретируемого с безжалостностью протокола, одинаково хорошо передавая и нужное, и случайное.
Задача нанесения общего тона на лицо именно в устранении мелких не запоминающихся деталей, устранении разнооттеночности отдельных участков кожи. Тональный крем должен быть максимально близок к естественному цвету кожи. Лучше всего подбирать его в зависимости от цвета кожи на тыльной стороне ладони около большого пальца – там цвет кожи больше всего соответствует цвету лица. Наносят его небольшими порциями, легкими скользящими движениями, равномерно распределяя по всему лицу. Для фотосъемки обязательно тонируют не только лицо, но и ушные раковины, подбородок, шею, тонким слоем наносят на веки, на все открытые участки тела, которые могут попасть в кадр. Тон сводят на нет у линии роста волос, но обязательно нанеся тональный крем в небольшом количестве на линию кромки волос. Самая распространенная ошибка – светлый контур вдоль линии волос – из-за того, что жалко пачкать волосы тоном. Если вы сами будете наносить макияж на портретируемого, то прежде чем приступить к фотосъемке, желательно проверить его соответствие по цвету на фотопробе – очень часто непрофессиональные гримы передаются на пленке более насыщенными или теплыми (холодными), нежели мы их видели на модели. Привлекая к работе профессиональных визажистов (что более правильно), хотелось бы, чтобы они применяли опробованные тона и румяна, имели опыт работы в фотографии, зная, что мы очень «привередливы» к качеству их работы…
Лоб
Фото 4 Широкий лоб можно зрительно сузить, нанеся темный тон на височные области, создавая как бы теневой переход. Узкий, низкий лоб будет казаться больше, если его высветлить – покрыть тоном светлее общего оттенка. Если зачесать волосы назад, то низкий лоб также зрительно увеличивается. Это вопросы, связанные с макияжем. Но у нас в арсенале фотографов-портретистов тоже кое-что имеется из профессиональных наработок.
Большой, сильно бликующий лоб обязательно нужно припудрить, даже когда вы не пользуетесь макияжем и тоном. Таким «перефактуриванием» мы с вами отвлечем внимание зрителя от большого и светлого блика на лбу (Фото 1).
Отвлечь внимание зрителя от морщины на лбу и сильного блика можно еще одним способом – если ваш портретируемый носит челку, придайте ей слегка «небрежный» вид, опустите челку на лоб, разбив ее на пряди, задекорировав необходимые детали (Фото 2). Имейте в виду, что когда вы таким образом устраняете «проблему», автоматически возникает другая – зритель видит новый овал лица и готов к нему применять требования классических пропорций (Фото 4).
У людей с большими залысинами или лысых решений по поводу блестящего лба может быть тоже несколько. Плавное градиентное затемнение лба от височных и надбровных областей (в зависимости от ракурса) до макушки. Уверяю вас, если все сделать правильно и точно, зрителю не будет никакого дела до того, откуда взялась эта тень (Фото 3). Главное, не допускать резких контрастных переходов, «режущих» объем, подобно сабельному удару.
И конечно же, всевозможные головные уборы, скрывающие «лишние» детали.
(Окончание в следующем номере)
Комментарии