Город и цвет

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В. Маяковский

Какого цвета ваш город? Красного, желтого, синего, малинового, изумрудно-зеленого? А может, комбинации этих цветов или всех их, слитых вместе в бесконечном калейдоскопе сочетаний: фактур, форм, оттенков...

Города подобны людям: они растут, живут, стареют, возрождаются, меняются внешне и внутренне, преображаются или остаются неизменными... В результате подобных метаморфоз получаются совершенно непредсказуемые последствия: среди современных высотных зданий из стекла и бетона можно встретить старый покосившийся деревянный дом, или наоборот — современный каменный особняк, возвышающийся над бревенчатыми домишками позапрошлого века...

Если обратиться к истории фотографии, то можно с уверенностью утверждать, что съемка города и городских пейзажей — самый древний вид фотографии. Так, на самом первом в мире фотографическом снимке, сделанном изобретателем фотографии Ж.Н. Ньепсом в 1826 году, был вид города из окна его мастерской. Затем городские пейзажи снимал Ж.Л. Даггер, партнер и последователь Ньепса. Дальнейшее развитие этого жанра связано с такими именами, как Надар, Фредерик Эванс, Эжен Атже, Эдвард Уэстон, Эрнст Хаас, Б. Игнатович, А. Родченко, В. Рахманов и многими другими.

Снимки городов, которые мы обычно видим, можно подразделить на два вида: «открыточные» и «репортажные». «Открыточные» снимки лучше всего подходят для туристов и других презентационных целей: они показывают официальную сторону города, его исторические места, памятники, т.е. то, каким город должен казаться. Зритель как бы оказывается в прошлом города, видит его историю. Напротив, репортажная фотография показывает город во всей его неприкрашенной достоверности и документальности, со всеми современными проблемами и заботами. Оба эти направления по-своему хороши и с успехом решают свои задачи, но при этом трактуют тему в своей плоскости.

Создавая серию «Город красок», захотелось уйти от помпезности официальной фотографии и проблемности фотографии репортажной, захотелось показать город в его повседневном цвете и великолепии, таким, как он открывается и видится мне. В основе идеи лежит создание обобщенного образа современного города, его текущего состояния. Здесь нет узнаваемых панорам или мест, каждый снимок — обобщение образа моего города, причем слово «мой» здесь отнюдь не означает город, в котором я живу. Это образ любого города, который я создаю, который я вижу. Это может быть Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Иваново, Владимир...

Первоначально замысел съемки города возник несколько лет назад как попытка сохранить, зафиксировать исчезающий старый город. Новостройки, перестройки и смены владельцев приводили к тому, что некоторые здания исчезали совсем, а некоторые преображались до неузнаваемости. Так, снятый однажды дом был снесен буквально через месяц и остался только на фотографии. Эти преобразования все же имели и положительную сторону: к примеру, постоянно сменяющиеся владельцы одного здания перекрашивали его фасад каждый на свой манер, из-за чего возникло совершенно фантастическое сочетание цветов на одном и том же участке стены. По мере преображения города изменялся и мой подход к сюжетам, которые возникали в результате этого.

Как возникают сюжеты? На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку иногда это происходит на уровне подсознания, интуиции, когда сначала возникает ощущение того, что нужно сфотографировать увиденное, и выполняется съемка, а понимание приходит позднее, уже на стадии работы с негативами или отпечатками. Иногда же первым рождается некий образ, идея будущего снимка, и нужно искать непосредственного проявления этого образа на улицах города. Для этого зачастую требуется наличие многих факторов, таких как освещение, которое зависит от времени года и высоты солнца в небе, наличие подходящего объекта или состояния этого объекта (наличие или отсутствие снега, растительности, воды и т.п.). Огромную роль здесь играет и состояние души, настроение, поскольку только так рождается особое состояние, в котором хочется делать снимки, творить.

У меня однажды был случай, когда нужное освещение объекта держалось в течение нескольких минут, и происходило это только в одном месяце. Так, некоторые сюжеты лучше (и возможно) снимать только зимой или летом, либо осенью, весной. Часто приходится отмечать, запоминать увиденное место, чтобы затем вернуться к нему в подходящее время, поэтому иногда необходимо ждать по нескольку дней, недель или даже месяцев. К сожалению, за это время может возникнуть множество непредвиденных обстоятельств: старый дом могут снести или перекрасить, может полностью смениться окружающая обстановка в результате пристроек, смены владельца и множества других факторов. С этим приходится считаться и учитывать, что еще одной возможности съемки может не быть, поэтому необходимо более требовательно относиться к выполнению съемки, кадрированию. Здесь на помощь приходят все накопленные знания и опыт, а также такие функции камеры, как брекетинг (что особенно необходимо при ночной съемке), наличие полностью ручного режима управления экспозицией и фокусировкой, поскольку камеры, как правило, не рассчитаны на подобные «экстремальные» условия съемки.

Интересные сюжеты можно найти повсюду: в центре большого города или на его окраинах, в областных центрах и в районных городках; здесь главным является не географическое положение или застройка, а умение видеть, подмечать необычное. Для этого лучше всего быть одному, чтобы была возможность смотреть по сторонам, обдумывать, анализировать увиденное. Во время съемки, когда сюжет «раскрывается», когда он живет, дышит, нужно ловить и умело использовать каждое предоставленное мгновение. Нужно жить этим моментом, ситуацией, забыть все постороннее, внешнее. Дела, заботы, расписание — все должно отойти далеко на второй план, быть на время забыто, спрятано, иначе это будет отвлекать, торопить, мешать восприятию момента, ситуации.

Очень часто коллеги и зрители интересуются, какой техникой я снимаю. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, и снимать приходится тем, что есть под рукой: не всегда есть возможность носить с собой несколько камер или объективов, различных пленок, что особенно актуально во время дальних поездок. Обычно я использую зеркальную камеру с одним или (редко) двумя объективами, пару-тройку светофильтров, из которых поляризационный используется наиболее часто. Не всегда получается брать с собой штатив, что вынуждает использовать имеющиеся подручные средства, которые могут не иметь абсолютно никакого отношения к фотографии: деревья, строения или любые другие опоры, белый носовой платок в качестве импровизированного рассеивателя для вспышки, кирпич, камень или собственную сумку в роли штатива и т.д. Очень важно иметь при себе достаточно пленки, т.к. обычно на каждый сюжет уходит по нескольку кадров, бывает также, что со всей снятой пленки можно затем выбрать только два-три удачных кадра. Лучше потратить пленку, чем потом жалеть о безвозвратно ушедшем мгновении или возможности.

Снимать чаще всего приходится на узкую негативную пленку или слайд. Выбор фотоматериала зависит от сюжета или особенностей последующей обработки пленки, которая обычно сводится к минимуму. Пленка выбирается на основе личного опыта и восприятия, нежели на основе каких-либо технических данных. Главным критерием здесь является универсальность пленки, ее цветопередача и зернистость. Неплохо зарекомендовали себя любительские пленки известных фирм, основным преимуществом которых является распространенность, наличие в любом городе и населенном пункте. Часто возникают ситуации, когда во время дальней поездки запас профессиональной пленки неожиданно иссякает и пополнить его нечем, поэтому на выручку приходят любительские пленки малой чувствительности. Вообще я крайне редко использую пленку чувствительностью более 100 ISO.

Обычно я предпочитаю не придумывать к снимкам названия, поскольку считаю что это, на мой взгляд, ограничивает их восприятие, что не всегда приемлемо и допустимо.

Все фотографии на первый взгляд просты и не требуют установки множества осветительных приборов, применения специализированных технических приспособлений, фонов, материалов. Для их создания нужно всего лишь три компонента: уметь смотреть, видеть и передать увиденное.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

28 ноября 2005
Обзоры

E

Новый смартфон LG G3 DUAL-LTE уже в России
1 ноября 2014
Новости

Новый смартфон LG G3 DUAL-LTE уже в России

Москва, 31 октября 2014г — LG G3 Dual-LTE — это улучшенная версия нашумевшего флагмана LG G3, продолжающая концепцию умных и простых в ис-пользовании устройств и отвечающая всем потребностям современного пользователя. Этот смартфон стал вершиной философии LG «Вдохновлен вами», на основе которой разрабатываются новые продукты компании. Так новый смартфон оснащен 32 Гб встроенной памяти, 3 Гб оперативной и 2 SIM-картами, одна из которых предназначена для общения в сети 2G, вторая работает при поддержке 2G / 3G / LTE.

Тест усилителя Densen Beat-110
25 сентября 2013
Тесты

Тест усилителя Densen Beat-110

Densen Beat 110 — очень музыкальный усилитель, не скрывающий богатства тембров, с рас-кованной динамикой звука. Из недостатков отметим, что аппарат не подойдет людям, слушаю-щим музыку время от времени, так как В-110 требуется значительное время на разогрев. Еще один относительный недостаток — отсутствие пульта ДУ в комплекте.

Nissin анонсировала новую вспышку i400
15 октября 2018
Новости

Nissin анонсировала новую вспышку i400

Компания Nissin представила мощную и компактную вспышку i400, которая идеально совместима с беззеркальными и зеркальными камерами начального уровня. Вспышка поддерживает режим TTL для систем Nikon, Canon, Fujifilm, Sony, Olympus и Panasonic

Ultimate Ears WONDERBOOM: портативная колонка размером с маленькую банку газировки, выдающая потрясающе мощный звук
29 марта 2017
Новости

Ultimate Ears WONDERBOOM: портативная колонка размером с маленькую банку газировки, выдающая потрясающе мощный звук

Познакомьтесь с новой моделью в линейке компактных, водонепроницаемых и ультрапортативных беспроводных Bluetooth колонок Ultimate Ears - WONDERBOOM. Несмотря на свои маленькие размеры, эта малышка размером с небольшую банку газировку воспроизводит качественный, громкий, потрясающе чистый и чёткий звук с полноценным глубоким басом. Новая колонка WONDERBOOM выпущена в шести стильных цветовых решениях: Stone (серый), Phantom (черный), Fireball (красный), SubZero (синий), Cashmere (розовый) и Lilac (сиреневый).

В центре вашего внимания!
16 декабря 2005
Новости

В центре вашего внимания!

По словам одного из идеологов современного маркетинга, в отсутствие конкуренции спится, конечно, спокойнее, но живется — хуже. Головокружительное развитие современных технологий эту мысль только подтверждает: молодые компании, ведомые грамотными и дерзкими менеджерами новой волны, ниспровергают авторитеты и готовят революцию в индустрии домашних развлечений.

Компания Sony объявляет о старте конкурса #SonyAlphaPortrait
23 июня 2018
Новости

Компания Sony объявляет о старте конкурса #SonyAlphaPortrait

Компания Sony объявила о старте глобального фотоконкурса, который будет проходить на платформе Instagram и будет посвящен искусству создания портретов. Зарегистрируйтесь, разместите свои фотографии в Instagram с нужными хэштегами до 16 августа 2018 года и получите шанс выиграть камеры α7 III, α7 II и α7

На Едином портале госуслуг появилось девять новых электронных услуг
11 апреля 2014
Новости

На Едином портале госуслуг появилось девять новых электронных услуг

Москва, 11 апреля 2014 года. — На Едином портале государственных услуг (ЕПГУ) стали доступны для получения в электронном виде услуги, которые предоставляют Фонд социального страхования (ФСС России), Федеральная служба безопасности (ФСБ России), Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).

Transcend представляет широкую линейку нагрудных камер DrivePro Body
10 октября 2018
Новости

Transcend представляет широкую линейку нагрудных камер DrivePro Body

Компания Transcend Information, Inc. (Transcend®), мировой лидер среди производителей мультимедиа и накопителей, представляет широкую линейку нагрудных камер DrivePro Body. Нагрудные камеры созданны специально для сотрудников правоохранительных органов, военных и служб обеспечения безопасности и спасения, а также сотрудников частных охранных компаний. Их служба непредсказуема и надежность используемого в критических ситуациях оборудования чрезвычайно важна. При покупке техники ключевую роль играет способность таких камер обеспечивать четкость изображения при съемке в движении или при недостаточном уровне освещения, а также их влагозащищенность и способность устойчиво функционировать в широком диапазоне рабочих температур.

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G11: классический дизайн, полный спектр ручных настроек и отличная съемка в полумраке
7 мая 2012
Обзоры

Компактный фотоаппарат Canon PowerShot G11: классический дизайн, полный спектр ручных настроек и отличная съемка в полумраке

То времена, когда цифровые зеркальные фотокамеры стоили не меньше двух-трех тысяч долларов и, в общем, были практически недоступны широкому кругу пользователей, первые поколения G-серии Canon неплохо с ними конкурировали, предлагая фотографам бескомпромиссные возможности за разумные деньги.