А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
В. Маяковский
Какого цвета ваш город? Красного, желтого, синего, малинового, изумрудно-зеленого? А может, комбинации этих цветов или всех их, слитых вместе в бесконечном калейдоскопе сочетаний: фактур, форм, оттенков...
Города подобны людям: они растут, живут, стареют, возрождаются, меняются внешне и внутренне, преображаются или остаются неизменными... В результате подобных метаморфоз получаются совершенно непредсказуемые последствия: среди современных высотных зданий из стекла и бетона можно встретить старый покосившийся деревянный дом, или наоборот — современный каменный особняк, возвышающийся над бревенчатыми домишками позапрошлого века...
Если обратиться к истории фотографии, то можно с уверенностью утверждать, что съемка города и городских пейзажей — самый древний вид фотографии. Так, на самом первом в мире фотографическом снимке, сделанном изобретателем фотографии Ж.Н. Ньепсом в 1826 году, был вид города из окна его мастерской. Затем городские пейзажи снимал Ж.Л. Даггер, партнер и последователь Ньепса. Дальнейшее развитие этого жанра связано с такими именами, как Надар, Фредерик Эванс, Эжен Атже, Эдвард Уэстон, Эрнст Хаас, Б. Игнатович, А. Родченко, В. Рахманов и многими другими.
Снимки городов, которые мы обычно видим, можно подразделить на два вида: «открыточные» и «репортажные». «Открыточные» снимки лучше всего подходят для туристов и других презентационных целей: они показывают официальную сторону города, его исторические места, памятники, т.е. то, каким город должен казаться. Зритель как бы оказывается в прошлом города, видит его историю. Напротив, репортажная фотография показывает город во всей его неприкрашенной достоверности и документальности, со всеми современными проблемами и заботами. Оба эти направления по-своему хороши и с успехом решают свои задачи, но при этом трактуют тему в своей плоскости.
Создавая серию «Город красок», захотелось уйти от помпезности официальной фотографии и проблемности фотографии репортажной, захотелось показать город в его повседневном цвете и великолепии, таким, как он открывается и видится мне. В основе идеи лежит создание обобщенного образа современного города, его текущего состояния. Здесь нет узнаваемых панорам или мест, каждый снимок — обобщение образа моего города, причем слово «мой» здесь отнюдь не означает город, в котором я живу. Это образ любого города, который я создаю, который я вижу. Это может быть Москва, Санкт-Петербург, Тула, Воронеж, Иваново, Владимир...
Первоначально замысел съемки города возник несколько лет назад как попытка сохранить, зафиксировать исчезающий старый город. Новостройки, перестройки и смены владельцев приводили к тому, что некоторые здания исчезали совсем, а некоторые преображались до неузнаваемости. Так, снятый однажды дом был снесен буквально через месяц и остался только на фотографии. Эти преобразования все же имели и положительную сторону: к примеру, постоянно сменяющиеся владельцы одного здания перекрашивали его фасад каждый на свой манер, из-за чего возникло совершенно фантастическое сочетание цветов на одном и том же участке стены. По мере преображения города изменялся и мой подход к сюжетам, которые возникали в результате этого.
Как возникают сюжеты? На этот вопрос трудно ответить однозначно, поскольку иногда это происходит на уровне подсознания, интуиции, когда сначала возникает ощущение того, что нужно сфотографировать увиденное, и выполняется съемка, а понимание приходит позднее, уже на стадии работы с негативами или отпечатками. Иногда же первым рождается некий образ, идея будущего снимка, и нужно искать непосредственного проявления этого образа на улицах города. Для этого зачастую требуется наличие многих факторов, таких как освещение, которое зависит от времени года и высоты солнца в небе, наличие подходящего объекта или состояния этого объекта (наличие или отсутствие снега, растительности, воды и т.п.). Огромную роль здесь играет и состояние души, настроение, поскольку только так рождается особое состояние, в котором хочется делать снимки, творить.
У меня однажды был случай, когда нужное освещение объекта держалось в течение нескольких минут, и происходило это только в одном месяце. Так, некоторые сюжеты лучше (и возможно) снимать только зимой или летом, либо осенью, весной. Часто приходится отмечать, запоминать увиденное место, чтобы затем вернуться к нему в подходящее время, поэтому иногда необходимо ждать по нескольку дней, недель или даже месяцев. К сожалению, за это время может возникнуть множество непредвиденных обстоятельств: старый дом могут снести или перекрасить, может полностью смениться окружающая обстановка в результате пристроек, смены владельца и множества других факторов. С этим приходится считаться и учитывать, что еще одной возможности съемки может не быть, поэтому необходимо более требовательно относиться к выполнению съемки, кадрированию. Здесь на помощь приходят все накопленные знания и опыт, а также такие функции камеры, как брекетинг (что особенно необходимо при ночной съемке), наличие полностью ручного режима управления экспозицией и фокусировкой, поскольку камеры, как правило, не рассчитаны на подобные «экстремальные» условия съемки.
Интересные сюжеты можно найти повсюду: в центре большого города или на его окраинах, в областных центрах и в районных городках; здесь главным является не географическое положение или застройка, а умение видеть, подмечать необычное. Для этого лучше всего быть одному, чтобы была возможность смотреть по сторонам, обдумывать, анализировать увиденное. Во время съемки, когда сюжет «раскрывается», когда он живет, дышит, нужно ловить и умело использовать каждое предоставленное мгновение. Нужно жить этим моментом, ситуацией, забыть все постороннее, внешнее. Дела, заботы, расписание — все должно отойти далеко на второй план, быть на время забыто, спрятано, иначе это будет отвлекать, торопить, мешать восприятию момента, ситуации.
Очень часто коллеги и зрители интересуются, какой техникой я снимаю. К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует, и снимать приходится тем, что есть под рукой: не всегда есть возможность носить с собой несколько камер или объективов, различных пленок, что особенно актуально во время дальних поездок. Обычно я использую зеркальную камеру с одним или (редко) двумя объективами, пару-тройку светофильтров, из которых поляризационный используется наиболее часто. Не всегда получается брать с собой штатив, что вынуждает использовать имеющиеся подручные средства, которые могут не иметь абсолютно никакого отношения к фотографии: деревья, строения или любые другие опоры, белый носовой платок в качестве импровизированного рассеивателя для вспышки, кирпич, камень или собственную сумку в роли штатива и т.д. Очень важно иметь при себе достаточно пленки, т.к. обычно на каждый сюжет уходит по нескольку кадров, бывает также, что со всей снятой пленки можно затем выбрать только два-три удачных кадра. Лучше потратить пленку, чем потом жалеть о безвозвратно ушедшем мгновении или возможности.
Снимать чаще всего приходится на узкую негативную пленку или слайд. Выбор фотоматериала зависит от сюжета или особенностей последующей обработки пленки, которая обычно сводится к минимуму. Пленка выбирается на основе личного опыта и восприятия, нежели на основе каких-либо технических данных. Главным критерием здесь является универсальность пленки, ее цветопередача и зернистость. Неплохо зарекомендовали себя любительские пленки известных фирм, основным преимуществом которых является распространенность, наличие в любом городе и населенном пункте. Часто возникают ситуации, когда во время дальней поездки запас профессиональной пленки неожиданно иссякает и пополнить его нечем, поэтому на выручку приходят любительские пленки малой чувствительности. Вообще я крайне редко использую пленку чувствительностью более 100 ISO.
Обычно я предпочитаю не придумывать к снимкам названия, поскольку считаю что это, на мой взгляд, ограничивает их восприятие, что не всегда приемлемо и допустимо.
Все фотографии на первый взгляд просты и не требуют установки множества осветительных приборов, применения специализированных технических приспособлений, фонов, материалов. Для их создания нужно всего лишь три компонента: уметь смотреть, видеть и передать увиденное.
Комментарии