Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

В зоне холода. Как фотографировать зимой?
22 февраля 2018
Советы

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектор Panasonic PT-RZ470E
18 декабря 2013
Обзоры

Обзор мультимедийного лазерно-светодиодного DLP-проектор Panasonic PT-RZ470E

Проектор PT-RZ470E — представитель инновационной линейки Solid Shine, созданной на основе новой для Panasonic лазерно-светодиодной технологии. Вместо традиционной газоразрядной лампы в этом аппарате установлен гибридный лазерно-светодиодный источник света. Комбинация сверхмощных красных и синих светодиодов с лазерным диодом, дающим зелёный цвет, позволила получить световой поток мощностью 3500 ANSI-Lm.

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W
30 марта 2013
Обзоры

Мини-обзор мультимедийного 3LCD-проектора NEC M311W

M311W предназначен для оснащения небольших конференцзалов, переговорных, учебных классов. Это компактный, но мощный WXGA-аппарат со световым потоком 3100 ANSI-Lm и контрастностью 3000:1 — крайне высокой для моделей своего класса и технологии проецирования 3LCD. Проектор отличается повышенным сроком службы ламп — до 8000 часов (для сравнения — в среднем газоразрядные лампы в аппаратах такого типа служат порядка 2000–6000 часов), что уменьшает стоимость владения устройством. Это стало возможным благодаря применению технологий Eco, продлевающих ресурс лампы и снижающих энергопотребление устройства.

Незримое... Память
10 июня 2015
Видео

Незримое... Память

Фотофильм-размышление о истории, памяти, разных поколениях, о времени и пространстве, о метаморфозах, происходящих в нашем сознании с течением времени... Временная река, где смешались чувства, мысли , воспоминания, факты... В основу фильма положена подборка мультиэкспозиционных снимков "О времени и пространстве". автор: Анастасия Чикановская, Россия, г.Коркино, 2014 год

ASUS представляет ZenWatch 2
18 июня 2015
Новости

ASUS представляет ZenWatch 2

Компания ASUS представляет ZenWatch 2 – «умные» часы, работающие под управлением операционной системы Android Wear и выпускаемые в партнерстве с компанией Google. Часы ZenWatch 2 изготавливаются из высококачественных материалов и служат в качестве дополнения к Android-смартфонам, выводя на свой экран актуальную информацию и позволяя пользователю реагировать на нее с помощью жестовых и голосовых команд.

Sony планирует занять лидирующие позиции на рынке цифровых камер к 2021 году
25 мая 2018
Новости

Sony планирует занять лидирующие позиции на рынке цифровых камер к 2021 году

Компания Sony, под руководством генерального директора Кеничиро Йошиды, представила новый трехлетний план развития основных направлений своего бизнеса. Представленный план даёт понять, что главным приоритетом компании является увеличение своей доли на рынке цифровых камер и датчиков изображения, а также достижение лидирующих позиций в этой области к 2021 году.

Футбольный клуб «Ростов», LG и «Эльдорадо» провели совместный день донора
21 сентября 2018
Новости

Футбольный клуб «Ростов», LG и «Эльдорадо» провели совместный день донора

LG Electronics, футбольный клуб «Ростов» и компания «Эльдорадо» впервые в истории провели совместный День донора. Акция стала первой для LG и ФК «Ростов», 30-й совместной с партнером LG в области бизнес и социальных инициатив, «Эльдорадо» и 93-й в истории донорского проекта LG.

Будь в тренде с новыми Amazfit GTS
29 октября 2019
Новости

Будь в тренде с новыми Amazfit GTS

Получившая множество наград технологическая компания Huami, акции которой торгуются на биржах США, объявляет о релизе умных часов Amazfit GTS. Устройство представлено в шести различных цветах и может похвастаться водонепроницаемостью на глубине до 50 метров. Современные и стильные, часы оснащены ярким силиконовым ремешком, корпусом толщиной 9,4 мм для максимального комфорта, и батареей со сроком службы до 10 дней. Интеллектуальные мобильные уведомления, функция поиска телефона, управление музыкой через Bluetooth и прогноз погоды позволяют пользователям всегда оставаться на связи.

ERA Style 2 (IQ4601) — самый «большой» представитель линейки смартфонов Fly
30 апреля 2014
Новости

ERA Style 2 (IQ4601) — самый «большой» представитель линейки смартфонов Fly

Популярность мобильных гаджетов с большой и даже очень большой диагональю экрана растет день ото дня. Преимущества смартфонов с экраном от 5.5 дюймов очевидны, и сегодня уже никто не удивляется при виде пользователя с «большим телефоном». Бренд Fly, следуя данному тренду, запустил в продажу новую модель ERA Style 2 (IQ 4601) с огромным 6-дюймовым экраном. Новинка порадует покупателей эргономичностью исполнения, удобством использования и элегантным дизайном в сочетании с необходимым функционалом и более чем демократичной стоимостью.

CorelDRAW Graphics Suite 2018: мощное и надежное решение для разработки графического дизайна
14 апреля 2018
Новости

CorelDRAW Graphics Suite 2018: мощное и надежное решение для разработки графического дизайна

Представляем новейшую версию пакета приложений для разработки графического дизайна Corel — CorelDRAW® Graphics Suite 2018. Решение оснащено мощными функциями и усовершенствованиями, разработанными в помощь графическим дизайнерам для трансформации творческого вдохновения в великолепные проекты профессионального уровня.