Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Смартфон LG Q6+ поступил в продажу в россии
1 декабря 2017
Новости

Смартфон LG Q6+ поступил в продажу в россии

Компания LG Electronics (LG) сообщает о начале продаж старшей модели Q-серии, LG Q6+. Новинка привлечет внимание ценителей качественных устройств, унаследовавших наиболее интересные характеристики флагманов по оптимальной цене. Модель LG Q6+ поддерживает технологию NFC, возможность бесконтактной оплаты Android Pay и отличается увеличенным объемом памяти — 4 ГБ оперативной и 64 ГБ встроенной.

Тест акустической системы JBL TL260 LE
15 мая 2013
Тесты

Тест акустической системы JBL TL260 LE

JBL TL260 LE — акустические системы с динамичным звуком и очень глубоким басом. Нам очень понравилось, с каким задором и драйвом они воспроизводили поп- и рок-музыку, отлично справлялись американки и с танцевальными ритмами. Колонки будут прекрасной фронтальной парой в хорошем домашнем кинотеатре.

Компания LG Electronics объявляет о начале предзаказа на новый смартфон LG К10 2017
14 января 2017
Новости

Компания LG Electronics объявляет о начале предзаказа на новый смартфон LG К10 2017

Новая модель К-серии 2017, представленной компанией LG Electronics в начале января в рамках международной выставки CES в Лас- Вегасе, LG K10 2017, стала доступна для предзаказа в России. Аппарат оснащен передовыми технологиями: широкоформатной селфи-камерой с углом обзора 120 градусов, многофункциональной кнопкой со сканером отпечатка пальца и удобными пользовательскими характеристиками. Важнейшие ключевые функции и технические находки флагманских моделей успешно интегрированы в LG K10 2017 и дополнены дизайнерскими решениями в оформлении, такими как: 2,5D стекло дисплея, тонкий и изящный корпус.

Тест беззеркальной камеры Sony a7: с полным кадром и сменной оптикой промахнуться невозможно
14 апреля 2014
Тесты

Тест беззеркальной камеры Sony a7: с полным кадром и сменной оптикой промахнуться невозможно

В сентябре 2013 года компания Sony представила первую компактную полнокадровую систему с автофокусом на байонете E. Были анонсированы две беззеркальные камеры Sony ILC-E A7 и Sony ILC-E A7R, а также 5 объективов к ним: Zeiss FE 24–70mm f/4.0 OSS, Sony FE 28–70mm f/3.5–5.6 OSS, Zeiss FE 35mm f/2.8, Zeiss FE 55mm f/1.8, Sony FE 70–200mm f/4.0 G OSS (объектив в разработке). Данная система рассчитана на продвинутых любителей и профессионалов, которым надоело носить с собой большие и тяжелые полнокадровые зеркалки, но при этом они не готовы отказаться от изображения высокого качества и богатого функционала камер.

Беспроводные наушники HUAWEI FreeLace
16 июля 2019
Новости

Беспроводные наушники HUAWEI FreeLace

Компания HUAWEI объявляет о начале продаж в России новых беспроводных наушников HUAWEI FreeLace, впервые представленных в марте на презентации флагманской серии смартфонов HUAWEI P30.

DVD-проигрыватели BBK
28 апреля 2003
Новости

DVD-проигрыватели BBK

Современные цифровые стандарты изображения и звука прочно вошли в нашу жизнь. Большинство производителей, работающих на рынке потребительской электроники, предлагают потребителям устройства записи и воспроизведения DVD. Однако цены на такие аппараты пока остаются весьма высокими. Китайская компания BBK в этом году выпустила несколько инновационных аппаратов, в которых ей удалось совместить, казалось бы, несовместимые вещи — самые современные технологии, традиционно высокое для этой компании качество и столь же традиционную доступную цену.

Новый легкий объектив AF-S NIKKOR 400мм f/2.8E FL ED VR с большой светосилой от компании Nikon — точная съемка на любой скорости
15 мая 2014
Новости

Новый легкий объектив AF-S NIKKOR 400мм f/2.8E FL ED VR с большой светосилой от компании Nikon — точная съемка на любой скорости

Компания Nikon объявила о выпуске нового легкого супертелеобъектива AF-S NIKKOR 400мм f/2.8E FL ED VR с большой светосилой и фиксированным фокусным расстоянием.

Визуальный тест проектора Canon WX450 ST: проекция на экране ставит диагноз
17 июня 2014
Тесты

Визуальный тест проектора Canon WX450 ST: проекция на экране ставит диагноз

Визуальный тест мультимедийного проектора Canon WX450 ST проводить было достаточно занимательно. Проектор необычный, из новых поступлений, имеет довольно неожиданную специализацию, что заставляет ожидать от него серьезных результатов по «избранной специальности». Выбор режимов у новинки по-спартански лаконичен: Стандарт, Презентация, Фото и DICOM SIM. Для визуальной оценки был выбран режим Стандарт, хотя по умолчанию стоял режим для врачей - DICOM SIM. Сброс в стандартные настройки оставил этот «лечебный» режим приоритетным...

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...
28 ноября 2005
Обзоры

Вы рисуете, вы рисуете, вам зачтется...

Вы уже выбросили старый электроглянцеватель? И зря... Конечно, по своему прямому назначению он теперь практически не нужен, разве что на досуге отглянцевать старые фотографии из семейного архива. Можно в конце концов приспособить его для подогрева детского питания, а если дети уже выросли, хранить на случай топливного кризиса, упрямо игнорируя вопросы жены: «Для чего тебе этот хлам?».

Российские инженеры скрестили «айфон» и «нокию»
17 апреля 2014
Новости

Российские инженеры скрестили «айфон» и «нокию»

Бренд Highscreen начинает продажи Highscreen Zera S («Зера Эс») – первого в России бюджетного 4-ядерного смартфона с характеристиками начала 2014 года. Помимо «свежего» процессора MediaTek MT6582 (не путать с MT6582M), обеспечивающего высокую производительность в играх, модель также оснащена 4,5-дюймовым IPS-экраном с технологией OGS, ответственной за повышение качества изображения.