Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Panasonic представил бесконтактную систему распознавания эмоций
26 января 2018
Новости

Panasonic представил бесконтактную систему распознавания эмоций

Довольно простое по механике решение - видеокамеры двух типов и система обработки изображений от Panasonic – позволяет добиваться довольно интересных результатов. «Глядя» на человека, устройство довольно точно оценивает его эмоциональное и отчасти физическое состояние. Например, понимает, что испытуемый злится и уже покраснел от гнева. Или, наоборот, в сильном расстройстве и потому ощущает озноб.

Смартфон Fly ERA Life 1 (IQ447) — дизайн и производительность
30 октября 2013
Новости

Смартфон Fly ERA Life 1 (IQ447) — дизайн и производительность

Бренд Fly //www.fly-phone.ru/ обновляет линейку бюджетных смартфонов и представляет на российском рынке новый Fly ERA Life 1. Новинка является стильным и производительным решением, при этом доступным для широкой аудитории. Компактный тонкий корпус и шустрая начинка гарантируют положительное впечатление от смартфона не хуже, чем от использования дорогого гаджета! В смартфоне установлен 4 дюймовый экран, мощный двухъядерный процессор, ОС Android 4.2 и 5 Мп камера с BSI-сенсором и автофокусом. Модель Fly ERA Life 1 уже поступила в продажу по рекомендованной розничной цене — 4490 рублей.

Huawei Watch 2 – новая эра смарт часов.
28 февраля 2017
Новости

Huawei Watch 2 – новая эра смарт часов.

Huawei Consumer Business Group объявляет о создании новой категории носимых устройств, представляя умные часы Huawei Watch 2. Выполненные в формате классических наручных часов и оснащенные новейшими техническими достижениями, они объединяют коммуникационные возможности смартфона, функции премиального носимого устройства и мощного фитнес-трекера.

Компактная фотокамера PENTAX MX-1 с четырёхкратным зум-объективом и высокой светосилой для ночных съемок
30 января 2013
Новости

Компактная фотокамера PENTAX MX-1 с четырёхкратным зум-объективом и высокой светосилой для ночных съемок

PENTAX RICOH IMAGING COMPANY, LTD. сообщает о выходе новой компактной цифровой камеры PENTAX MX-1 с четырёхкратным зум-объективом, обладающим светосилой от F/1,8 до F/2,5. Благодаря высокой светосиле, камера позволяет делать чёткие, высококачественные снимки в условиях плохой освещённости, а также получать приятное размытие заднего плана в портретной фотографии или предметной съёмке.

Ночная видеосъемка Canon PowerShot G7 X: любителям пленочного зерна посвящается.
1 января 2015
Видео

Ночная видеосъемка Canon PowerShot G7 X: любителям пленочного зерна посвящается.

Отснятое видео получилось немного высветленным и от этого кажется блеклым. Видеокартинка выглядит зернистой, как и ночные фотоснимки. Слабое мерцание "зерна" субъективно снижает детализацию при просмотре.

Две новые модели беззеркальных камер Sony формата APS-C скоро в России
29 октября 2019
Новости

Две новые модели беззеркальных камер Sony формата APS-C скоро в России

Новые беззеркальные камеры Sony Alpha формата APS-C – Alpha 6600 (модель ILCE-6600) и Alpha 6100 (модель ILCE-6100) скоро будут доступны в России. Эти модели объединяют в компактном и легком корпусе самые современные технологии Sony, включая автофокусировку с безупречными характеристиками, превосходное качество изображения и новейшие технологии видео.

Fujifilm анонсирует два новых цвета для камеры Instax SQUARE SQ6 и двусторонние наклейки Instax
3 октября 2018
Новости

Fujifilm анонсирует два новых цвета для камеры Instax SQUARE SQ6 и двусторонние наклейки Instax

Компания FUJIFILM рада сообщить, что в начале ноября 2018 года представит два новых цвета для камеры моментальной печати Instax SQUARE SQ6 – Рубиново-красный цвет и Цвет морской волны. Кроме того, Fujifilm расширит линейку Instax двухсторонними наклейками для декорирования (набор из 12 листов), в которые без труда поместятся Instax снимки. Наклейки также станут доступны в начале ноября.

Ночная съемка: зажигаем звезды по всему небу
17 июня 2016
Советы

Ночная съемка: зажигаем звезды по всему небу

Пейзажная съемка - моя страсть. Я люблю вставать пораньше ради рассветных красок и ждать, когда солнце окончательно зайдет за горизонт. Много света, много цвета, привычные формы и игра тонов и теней. Но что происходит, когда становится темно, какие истории мы сможем рассказать ночью, когда разглядеть что-то можно только с фонариком? Именно за это я и люблю ночь, ведь именно ночью мы можем рассказывать не истории из жизни, а самые настоящие сказки.

Тест DVD-проигрывателя и Full HD-медиаплеера Xtreamer DVD
13 июня 2012
Тесты

Тест DVD-проигрывателя и Full HD-медиаплеера Xtreamer DVD

Этот обычный на вид DVD-проигрыватель обладает всеми возможностями продвинутого сетевого HD-медиаплеера, позволяя своему владельцу скачивать медиаконтент из Интернета и воспроизводить все наиболее распространенные и популярные сетевые форматы изображения и звука. Выбор аппарата, построенного по принципу два в одном, почти никогда не бывает проигрышным, поэтому можно смело утверждать, что Xtreamer DVD ждет популярность у отечественных аудио- и видеолюбителей.

Медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H чего только не умеет, а еще оцифровывает VHS-кассеты и виниловые диски
22 сентября 2012
Обзоры

Медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H чего только не умеет, а еще оцифровывает VHS-кассеты и виниловые диски

При первом взгляде на этот девайс - медиаплеер 3Q 3QMMP-SF402H, возникает ощущение, что перед нами – звуковая панель. В сущности, это так и есть, с той лишь разницей, что в нее встроен медиаплеер, - поэтому, когда будете искать эту модель на бескрайних просторах Интернета, - не забудьте задать оба параметра, так как в разных магазинах это устройство может относиться к разным категориям.