Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Panasonic LUMIX S1H: профессиональная производительность и безграничные творческие возможности.
28 августа 2019
Новости

Panasonic LUMIX S1H: профессиональная производительность и безграничные творческие возможности.

Компания Panasonic анонсировала новую беззеркальную камеру LUMIX S1H, о разработке которой было объявлено в начале июня на выставке CineGear 2019 в Лос-Анджелесе. Камера оснащена недавно разработанным полнокадровым сенсором с разрешением 24,2 Мп и поддерживает съёмку видео, отвечающего высоким стандартам кинопроизводства.

Толко для М.Видео! Мощная и стильная акустика с отличным функционалом от SVEN
22 сентября 2015
Новости

Толко для М.Видео! Мощная и стильная акустика с отличным функционалом от SVEN

В сентябре 2015 года компания SVEN представляет в сети магазинов М.Видео громкую премьеру — новую мультимедийную акустическую систему 2.1 — MS-307. Мощная, стильная новинка с богатым функционалом будет доступна во всех магазинах сети.

BQ представляет мобильный телефон Vitre в luxury-дизайне
29 сентября 2014
Новости

BQ представляет мобильный телефон Vitre в luxury-дизайне

На создание мобильного телефона BQ Vitre разработчиков вдохновил дизайн устройств известного luxury-бренда. Стремление к безупречному стилю нашло отражение в динамичной геометрии чистых линий корпуса BQ Vitre, в сдержанной строгости цветовой палитры.

Люди хотят Слышать...
8 декабря 2004
Новости

Люди хотят Слышать...

В наши дни, как известно, все производители уделяют огромное внимание дизайну своей аппаратуры. Люди не хотят загромождать свой дом объемными ящиками акустических систем и выбирают зачастую систему с не самыми лучшими звуковыми характеристиками, но зато с привлекательным дизайном. Многие потребители вообще хотят, чтобы домашняя развлекательная система была незаметна, и выбирают акустические системы, встраиваемые в стены или в потолок.

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года
1 декабря 2015
Советы

Неуловимая красота поздней осени: съемка пейзажа на Nikon D5500 в самое сложное время года

С конца октября по середину декабря для пейзажиста начинается темное и грустное время. Золотая осень уже отполыхала, деревья стоят голые и мрачные, а пестрая листва медленно перемешивается с вездесущей грязью. На небе что-то невнятное, под ногами хлюпает, солнце показывается на пару минут, да и то по большим праздникам. Добро пожаловать в позднюю осень, когда снимать не хочется, да и, вроде как, нечего. Или все не так уж и плохо?

Lenovo представляет фаблеты Phab 2 и Phab 2 Plus на российском рынке
28 октября 2016
Новости

Lenovo представляет фаблеты Phab 2 и Phab 2 Plus на российском рынке

Москва — 27 октября 2016 года: Компания Lenovo объявила о доступности в России фаблетов Phab 2 и Phab 2 Plus. Обе модели предлагаются в двух расцветках - серой и золотистой и оснащены дисплеем с диагональю 6,4 дюйма: Phab 2 — с разрешением HD (1280х720), а Phab 2 Plus — с разрешением FHD (1920х1080). Корпус Phab 2 выполнен из пластика, Phab 2 Plus - из магниево-алюминиевого сплава. Объём оперативной памяти составляет 3 ГБ, а встроенной — 32 ГБ, которая может быть расширена за счет карт памяти microSD емкостью до 128 ГБ.

Романтика Франции и Вы!
31 августа 2003
Новости

Романтика Франции и Вы!

Приезжая во Францию, даже самый прагматичный человек невольно настраивается на романтичный лад. Есть непередаваемое очарование в узких парижских улочках, суете шумных проспектов, плавном журчании Сены. А французские песни? Даже те, кто не знает французского языка, с удовольствием слушают Мирей Матье, Патрисию Каас.

Nikon обновила прошивку для D5
24 мая 2018
Новости

Nikon обновила прошивку для D5

Nikon обновила прошивку для зеркальной камеры D5 до версии 1.30. Новая прошивка исправляет возникавшие ошибки и вносит ряд улучшений по работе с камерой.

«Путеводитель LG TV + AR» — виртуальный каталог телевизоров LG
26 апреля 2013
Новости

«Путеводитель LG TV + AR» — виртуальный каталог телевизоров LG

Москва, 26 апреля 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) представляет на российском рынке приложение дополненной реальности «Путеводитель LG TV + AR», которое позволяет виртуально подобрать подходящий телевизор для интерьера. Приложение можно скачать бесплатно в Google play.

Тест телевизора LG 47LM580S
13 февраля 2013
Тесты

Тест телевизора LG 47LM580S

Телевизор LG 47LM580S сочетает в себе такие качества как хорошее изображение и звука, приятный дизайн, а также достаточно большой размер диагонали. Данную модель несомненно стоит рассмотреть тем, кто ищет качественный телевизор с диагональю побольше, но не готов доплачивать за дополнительные функции и технологии.