Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Fujifilm FinePix XP80 – всепогодная камера-амфибия
17 января 2015
Новости

Fujifilm FinePix XP80 – всепогодная камера-амфибия

Корпорация FUJIFILM с радостью объявляет о выпуске новой камеры FinePix XP80, которая позволяет легко снимать экшн-фотографии и видеоролики и мгновенно делиться ими. Эта 16,4-мегапиксельная компактная камера с водонепроницаемым, ударопрочным, морозоустойчивым и пылезащищенным корпусом оснащена модулем беспроводной связи для быстрой передачи данных на смартфон или планшет, а также рядом очень полезных функций.

Сильный и точный
31 декабря 2003
Тесты

Сильный и точный

Onkyo THX Ultra сертифицированный проигрыватель Onkyo DV-SP800 воспроизводит DVD-Audio и Video, DVD-R, DVD-RW, Super Audio CD, MP3, CD-R, CD-RW, Video CD и музыкальные CD диски. Он имеет встроенные декодеры DTS и Dolby Digital, что в ряде случаев позволяет обойтись высококачественной активной акустикой либо многоканальным усилителем мощности без встроенного в него декодера.

Парад новинок EZVIZ на All-over-IP Expo 2016
22 ноября 2016
Новости

Парад новинок EZVIZ на All-over-IP Expo 2016

EZVIZ, бренд компании Hikvision, впервые представит масштабное обновление модельного ряда своей продукции в ходе международного форума All-over-IP Expo 2016, который пройдет 23-24 ноября 2016 года в московском выставочном центре «Сокольники».

Смартфон Prestigio MultiPhone 5300 DUO имеет четырехядерный процессор и стоит меньше 9 000 рублей
29 июля 2013
Новости

Смартфон Prestigio MultiPhone 5300 DUO имеет четырехядерный процессор и стоит меньше 9 000 рублей

Компания Prestigio анонсировала выпуск своего первого смартфона на базе четырехъядерного процессора – MultiPhone 5300 DUO. Большой экран, популярная операционная система, мощный процессор и камера с разрешением 8 Мп выделяют его в ряду собратьев. Новый MultiPhone 5300 DUO стал первым смартфоном компании Prestigio на базе четырехъядерного процессора Qualcomm с тактовой частотой 1.2 Ггц. Он позволяет работать сразу в нескольких ресурсоемких и требовательных приложениях, легко переключаясь между ними, а также быстро открывать веб-страницы.

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров
12 февраля 2013
Новости

Canon запускает в России портал PartnerNet для партнеров

Москва, 12 февраля 2013 г. — ООО Канон Ру, российское подразделение корпорации Canon, представляет новый портал для официальных партнеров — PartnerNet. Интуитивно понятная платформа коммуникаций, разработанная на базе веб-технологий, предоставляет все инструменты, которые могут понадобиться партнерам при продаже продуктов или решений Canon — от маркетинговых материалов и документов до сервисных инструментов и информации по поддержке...

Три июльские новинки серий Earsuit и Solid Bass Audio-TechnicaТри июльские новинки серий Earsuit и Solid Bass Audio-Technica
26 июня 2013
Новости

Три июльские новинки серий Earsuit и Solid Bass Audio-TechnicaТри июльские новинки серий Earsuit и Solid Bass Audio-Technica

В начале июля коллекция классических дуговых наушников японской компании Audio-Technica пополнится тремя новыми моделями. Два поступления ожидаются в серии Solid Bass, еще одна новинка представлена как флагман линии Earsuit.

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже
24 июня 2014
Новости

Портативный DVD-плеер BBK PL948TG с игровым джойстиком уже в продаже

Москва, 24 июня 2014 г. Компания BBK представляет новый портативный DVD-плеер PL948TG с поворотным дисплеем (9”). Новинка оснащена LED-подсветкой экрана, встроенным ТВ-тюнером и внешней антенной, благодаря чему PL948TG можно использовать как портативный телевизор и смотреть эфирные ТВ-передачи в любом месте, где есть телесигнал, например в дороге или на даче.

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix HS50 EXR получила суперзум с самым быстрым в мире автофокусом.
27 января 2013
Новости

Компактная фотокамера FUJIFILM FinePix HS50 EXR получила суперзум с самым быстрым в мире автофокусом.

FUJIFILM сообщает о пополнении фотокамер серии FinePix. Новый флагман FinePix HS50EXR оснащен ручным высокоточным 42-кратным зум-объективом 24-1000мм (в экв. 35мм). Благодаря новой матрице EXR CMOS II ½” с датчиками фазовой детекции FinePix HS50EXR отличается высокой скоростью автоматической фокусировки и превосходным качеством получаемых снимков.

В России начинаются продажи премиальных часов MARQ от компании Garmin
16 мая 2019
Новости

В России начинаются продажи премиальных часов MARQ от компании Garmin

15 мая 2019 года в России стартовали продажи коллекции MARQ – линейки подключаемых часов-инструментов премиального уровня. Выпуск приурочен к 30-й годовщине компании Garmin. Новые устройства разработаны на базе многолетнего опыта Garmin в авиационном, автомобильном, морском и спортивном направлениях, а также на рынке оборудования для активного отдыха.

Беззеркальная камера Panasonic LUMIX DMC-G5 может быть вся в черном, серебряном и белом
22 июля 2012
Новости

Беззеркальная камера Panasonic LUMIX DMC-G5 может быть вся в черном, серебряном и белом

Компания Panasonic представляет новинку семейства беззеркальных фотоаппаратов LUMIX G - DMC-G5. Новую фотокамеру отличает превосходное качество изображения, высокая скорость съемки, простое управление и безграничные творческие возможности. Корпус фотоаппарата DMC-G5 – очень легкий и компактный, несмотря на наличие встроенной вспышки. При разработке этой модели особое внимание уделялось внешнему дизайну и удобству управления. DMC-G5 поставляется в черном, серебряном и белом цвете.