Разбор фотографий читателей

Рубрика «Фотокритика» посвящена разбору и анализу читательских фотографий. Чтобы ваши работы попали в нее, необходимо прислать по адресу редакции 1–3 фотографии размером 10х15 см. На конверте сделайте пометку: «Фотокритика». На оборотной стороне каждой фотографии напишите ее название, а также свою фамилию, имя, отчество и место жительства. Укажите технические параметры: модель фотокамеры и объектива, экспозицию (выдержка, диафрагма), тип фотопленки, место и время съемки, характер освещения. Присланные фотографии не возвращаются. Свои работы вы можете передать и по электронной почте: marchenko@potrebitel.ru.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ФОТОГРАФИИ

Стремясь более полно и разносторонне проанализировать ваши фотоработы, мы оцениваем их по четырем критериям: жанру, композиции, освещению, техническому качеству.

Жанр фотографии

Каждую фотографию мы относим к определенному жанру и последующий анализ ведем уже с учетом его закономерностей.

Композиция фотокадра

Слово «композиция» переводится с латинского как «сочинение, составление, связь» и в отношении к фотографии означает продуманное построение кадра, нахождение соотношения между отдельными его компонентами, образующими в конечном итоге единое целое, завершенное, законченное. При правильно выстроенной композиции что-либо убрать или добавить в фотоснимок практически нельзя.

Один из признаков совершенства композиции — это когда фотография прочитывается сразу. Если фотоснимок превращается в неопределенную серую гамму или «дребезжит» своей пестротой, это означает, что в нем не решен главный вопрос — не создана гармоничная композиция.

Освещение

Вопрос освещения тесно связан с композицией. С помощью света не только прорисовываются объемы, выявляется фактура, но и создается определенное настроение, которое способствует раскрытию сюжета и выражению фотографом своих мыслей и чувств.

Основная задача освещения изобразительная, а значит, свет не отделим от композиции.

Техническое качество

В фотографии важным является прежде всего грамотное композиционное и световое решения. Но без отличного технического качества фотоснимка все ваши старания пойдут насмарку. Любой фотограф должен стремиться овладеть как можно большим числом технических приемов для создания снимка.

Преподаватель предмета «Фотокомпозиция» в Московском политехническом колледже имени Моссовета ЮРКОВ Юрий Владимирович

«Портрет» Алексей Петров, г. Москва

Жанр фотографии

Студийный художественный фотопортрет, выдержанный в темных тонах.

Композиция фотокадра

Автор выбрал крупный масштаб изображения и создал головной портрет. Такой размер позволяет акцентировать внимание на лице и, в частности, глазах. В художественном портрете очень важен поворот головы. В данном случае портретируемый находится в классическом полуобороте. Именно полуоборот позволяет передать форму и объемы лица. В фронтальном положении лицо получается плоским, лишенным естественной геометрии. Поэтому фронтальное положение головы, как правило, используется не в художественном портрете, а в съемках на документ.

Освещение

Созданный на фотографии эффект освещения называется прописным вариантом светового полуоборота. Источник рисующего света находится в переднедиагональном положении. Лицо повернуто от источника. В результате создается светотеневой рисунок, в котором большая часть лица освещена, а меньшая — находится в тени. На затененной части световое пятно, высвечивающее глаз. Помимо рисующего света, был применен моделирующий для подсветки волос. В данном случае обойтись без него было нельзя. Дело в том, что автор выбрал для портрета черный фон, а волосы модели тоже темные. Без моделирующего света они слились бы с фоном. Портретное изображение лишилось бы объемности и фактурности. Мощность моделирующего света подобрана точно. Волосы не получились пересвеченными, их фактура отлично прочитывается. Единственное замечание — подсветка глаза в теневой части: он недостаточно высвечен. Часть глаза ушла в тень, в нем нет блика — той искорки, которая делает его живым. Это можно было исправить с помощью ретуши — поставить белую точку.

Техническое качество

Отличное техническое качество. Проработка фактуры есть даже в тенях.

Резюме

Оценка «отлично». Очень интересный художественный фотопортрет, раскрывающий характер человека.

«Город» Давид Федулов, г. Москва

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами городской пейзаж. В этом жанре мало просто сфотографировать здания; важно передать атмосферу городской жизни в восприятии автора.

Композиция фотокадра

Выделить главное на этой фотографии нельзя. Все композиционные элементы равнозначны и распределены по всему фотоснимку равномерно. Этим данная работа и интересна. Зритель, не находя главного, будет долго рассматривать фотографию, уделяя внимание различным то одной, то другой ее части. Его взгляд будет словно ощупывать изображение, наслаждаясь формами и ритмами.

А композиция действительно очень ритмична. В ней много повторяющихся элементов.

Хаос из автомобилей (нелинейный ритм) в нижней части кадра сталкивается с упорядоченным ритмом архитектурных сооружений (линейный), занимающих верхнюю, большую, часть снимка.

Этот жесткий линейный ритм довлеет над хаосом и беспорядочным движением в нижней части фотографии.

Фотоснимок выполнен с дальней точки с использованием длиннофокусной оптики. В результате передний, средний и дальний планы оказались в одной плоскости, между ними не ощущается пространства.

Применение длиннофокусной оптики и выбор удаленной точки съемки как бы сжимают пространство, рождаются сюжеты, которые не видны невооруженным глазом. С помощью такого приема можно сделать много удачных и оригинальных фотографий. Фотограф часто формирует пространство, совмещая в своих снимках объекты, которые никогда не находились рядом друг с другом.

Освещение

Освещение светотональное. Свет равномерно озарил кадровое пространство. Нет пересвеченных участков и глубоких теней. Проработка деталей отличная.

Техническое качество

Великолепное техническое качество исполнения.

Резюме

Оценка «отлично». Автор сумел увидеть и выхватить из огромного пространства очень интересный фрагмент городской среды. Сформировано новое пространство, в котором удаленные друг от друга объекты оказались в одной плоскости.

«Лестница» Оксана Малышева, г. Москва

Жанр фотографии

На фотографии представлен фрагмент лестницы. Этот жанр весьма интересен. С помощью небольшой, но выразительной детали фотограф может донести до зрителя представление о целом, создать образ архитектурного сооружения или интерьера. С другой стороны, отснятый фрагмент иногда превращается в некую абстракцию, формами которой можно просто любоваться, отвлекшись от конкретного интерьера. В данном случае, пожалуй, так и случилось.

Композиция фотокадра

Композиция вполне удачная. За счет переднего плана возникает ощущение глубины пространства. Автор удачно разделил кадр на две части. Одна складывается из вертикалей и горизонталей, геометрических объемов и представляет собой абстрактную картину. Другая, левая половина кадра, — ровная, плоская, спокойная поверхность, прямо противоположная правой половине. Возникает композиция, построенная на контрасте между покоем и динамикой, между ритмами и полным их отсутствием, между плоскостью и глубиной. Обе эти части накрепко связаны изогнутой трубой на переднем плане. Эта деталь имеет явно выраженный цветовой тон, заметно отличающийся от общего черно-белого. Этот цветовой акцент — отправная точка для созерцания всей фотографии.

Освещение

Дополнительный свет не использовался, что является правильным решением: любое световое вмешатель­ство могло бы разрушить эту композицию.

Техническое качество

В целом качество фотографии хорошее, за исключением достаточно высокой зернистости изображения.

Резюме

Работа заслуживает оценки «отлично».

«Забытая гитара» Алексей Елистратов, г. Москва

Жанр фотографии

Это фотоэтюд. В кадре создана романтическая, немного грустная атмосфера осени на даче. Создается впечатление, что гитара забыта дачниками во время отъезда. Теперь она будет стоять на крыльце прислоненной к двери до самой весны. Опавшие листья уже начали засыпать ее, еще немного и снежное покрывало накроет ее вместе с дачным домиком.

Композиция фотокадра

Главный композиционный элемент — гитара — находится в центре кадра. Для центровзвешенной композиции характерна статичность. Обычно такое композиционное решение считается не самым удачным. Но в данном случае оно оправдано. Статичность работает на раскрытие содержания этого сюжета. Нет ощущения, что гитару сейчас кто-то возьмет, что ее оставили буквально на минуту. Наоборот, статика усиливает предположение, что гитара простоит на крыльце всю зиму.

С точки зрения кадрирования нижняя темная часть снимка занимает неоправданно много места. Ее можно было «подрезать», добавив воздушности в верхнюю часть фотоснимка.

Освещение

Освещение очень удачное. Боковой солнечный свет отлично прорисовал объемы и передал фактуру, добавив в изображение узорчатые тени от перил. Эти тени попали на гитару и как бы прижали ее к двери. Без бокового солнечного света фотография лишилась бы объемности, исчезла бы романтическая атмосфера с элементом легкой грусти.

Техническое качество

Отличное техническое качество. Отменная проработка как теней, так и светов.

Резюме

Оценка «отлично». Пример очень удачной фотоработы.

«Городской рассвет» Алиса Широкова, г. Москва

Жанр фотографии

Городской пейзаж, очень точно передающий рассвет, который многие горожане наблюдают из окон своих квартир. Вместо солнца, поднимающегося из-за горизонта, лишь солнечные зайчики в окнах дома напротив.

Композиция фотокадра

Композиция построена на линейном ритме. Ритмические элементы (окна) расположены в строгом порядке. Они занимают всю площадь кадра. Этот ритм, как занавес, закрывает от горожан природный ландшафт с восходящим солнцем. Солнце пытается пробиться через этот ритм, но взора городского жителя достигают лишь его слабые отблески, отраженные в стекле.

Освещение

Солнечные лучи, отражаясь в оконных стеклах, образуют очень яркие блики. Остальное кадровое пространство освещено рассеянным светом. Экспозиция определена с учетом бликов. Видно, что бликующие поверхности имеют небольшую проработку. В результате само здание на фотографии значительно темнее, чем на самом деле. Темная тональность с яркими световыми акцентами и помогает донести до зрителя содержание фотоработы.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее.

Резюме

Оценка «отлично». Автор через композиционное и световое решение сумел донести до зрителя особенную атмосферу городского рассвета.

«Отражение» Алексей Оводов, г. Москва

Жанр фотографии

С первого взгляда может показаться, что мы допустили ошибку и поместили фотографию вверх ногами. Но только с первого взгляда. Фотоснимок представляет собой отражение в луже. Это жанровая фотография. Сюжет ничем не примечателен: молодые люди гуляют, взявшись за руки. Зато оригинальна его подача — через отражение. В той же луже, как в зеркале, отражается и памятник Г. К. Жукову. Происходит смешение времен и эпох. В этом зеркале не только современная Москва, но и персонажи давно минувших лет. И, кажется, что это уже не отражение памятника, а сам маршал Жуков принимает на Красной Площади Парад Победы в июне 1945 г.

Композиция фотокадра

Основные персонажи находятся в центре кадра, но композиция не статична. Энергичные движения героев фотографии создают динамику. У зрителя складывается ощущение, что девушка с юношей и всадник вот-вот выйдут за пределы фотографии. Работа оставляет ощущение сиюминутности, мимолетности. Герои снимка лишь на секунды появились в этом зеркале вместе и вот-вот исчезнут. И на смену им придут другие персонажи.

Освещение

Судя по всему, съемка велась в пасмурный дождливый день. Солнце скрыто облаками. Такое освещение называют светотональным.

Техническое качество

Хорошее техническое качество.

Резюме

Оценка «отлично». Интересная и содержательная фоторабота.

«За работой» Анастасия Симаненко, г. Москва

Жанр фотографии

Фоторабота относится к жанру портрета в интерьере. В этом жанре важно не просто сфотографировать человека, а показать его в привычной обстановке. Интерьер часто способствует раскрытию образа портретируемого, повествуя о его характере, профессии, привычках. При этом не следует забывать о том, что при создании портрета прежде всего необходимо показать самого человека. Персонаж не должен теряться на фоне интерьера. Вы же слишком увлеклись показом обстановки, и человек превратился в ее незначительную деталь, потерялся в огромном количестве предметов в кадровом пространстве.

Композиция фотокадра

Несколько иное композиционное решение позволило бы вам сделать более интересный и грамотный портрет в интерьере.

Во-первых, необходимо было увеличить масштаб портретного изображения, убрать из кадра пустое неинформативное пространство (на переднем плане), «подрезать» правую темную и малочитаемую часть кадра.

Во-вторых, несмотря на то, что вы хотели сделать портрет в репортажной манере, не привлекая к себе внимания, можно было все-таки попросить героя вашей работы немного попозировать. Лицо портретируемого плохо прочитывается из-за мелкого масштаба и почти профильного положения, мешает также телефонная трубка. В портрете главное — выражение лица, глаза. Здесь мы этого не видим.

Освещение

По всей видимости, вы не применяли импульсную вспышку или какой-либо дополнительный источник света, а пользовались только естественным освещением помещения. Судя по расположению светотени, это верхний свет от потолочного осветительного прибора. Он отлично выделил горизонтальные поверхности, но лицо портретируемого, находящееся в вертикальной плоскости, оказалось в тени: высвечен только кончик носа. Для портрета такой свет не подходит. Скорее всего, вы не использовали дополнительный свет, чтобы не привлекать к себе внимания и не нарушать рабочую атмосферу в кабинете. Это правильно. Но обратите внимание на торчащую на фоне окна настольную лампу. Стоило только включить ее, и лицо вашего героя осветилось бы. Создался бы светотеневой рисунок, который выделил бы черты лица. При этом сам свет от настольной лампы обеспечил бы световой акцент, который с особой убедительностью подчеркнул бы главное в этом кадре.

Техническое качество

Качество фотографии хорошее; резкость отличная, прочитываются даже названия книг.

Резюме

Работа заслуживает оценки «хорошо». К сожалению, чувствуется незавершенность и недоработанность фотографии.

«Зимний пейзаж» Диана Никитина, г. Москва

Жанр фотографии

Классический зимний российский пейзаж. С полным набором необходимых атрибутов: церковью, березками, речушкой.

Композиция фотокадра

Фотография отличается грамотно выстроенной, гармоничной композицией. Главный элемент (церковь) находится в левом верхнем углу кадра. В правом нижнем углу за счет березок создан передний план. Там же начинается извилистая речушка, теряющаяся затем в глубине кадрового пространства. Изображение извилистой речки и березок на переднем плане создает иллюзию глубины пространства в двухмерной плоскости снимка. Речка ведет к церкви — возникает диагональ, соединяющая две части фотографии в единое целое.

Освещение

Освещение светотональное. Солнце закрыто облаками, которые рассеивают прямой солнечный свет, превращая его в мягкий, пластичный поток, равномерно озаряющий кадровое пространство. За счет этого на фотографии отсутствуют насыщенные цвета, снимок напоминает черно-белую фотографию.

Техническое качество

Очень хорошее техническое качество фотографии.

Резюме

В целом фотография заслуживает оценки «отлично».

«Монорельсовая дорога» Лада Киреева, г. Москва

Жанр фотографии

Интересный фотоэтюд на тему движения.

Композиция фотокадра

Расположив монорельс с поездом по диагонали, фотограф создал диагональную композицию. При съемке камера была наклонена как по вертикали, так и по горизонтали. В результате получился очень динамичный кадр, передающий движение поезда. Чувствуется, однако, что поезд с некоторым усилием преодолевает свой путь. Это связано с направлением движения из нижнего правого угла кадра в верхний левый, которое ассоциируется с подъемом. Интуитивно зритель это понимает, и в его сознании поезд как бы замедляет движение. (Если бы поезд перемещался по диагонали сверху вниз, то казалось бы, что его скорость увеличивается). Подобными психологическими приемами часто пользуются специально для создания динамичной композиции. При ней даже такой объект фотосъемки, который никогда в жизни не двигался и двигаться не будет, выходит из состояния покоя.

Освещение

Фотосъемка велась в солнечный день. Однако из-за темной тональности кажется, что фотография сделана в сумерках или лунной ночью. Это связано с тем, что экспозиция была установлена по самому яркому участку кадра — солнечному блику на поезде. Несмотря на большую яркость, на снимке блик получился проработанным, с читаемой фактурой. Поэтому остальная часть изображения вышла в темных тонах.

Техническое качество

Качество фотографии очень хорошее.

Резюме

Работа заслуживает оценки «пять».

«Движение» Дмитрий Павлов, г. Москва

Жанр фотографии

Фотозарисовка, на примере которой можно увидеть и понять, как в работе можно создать внутреннюю динамику.

Композиция фотокадра

Фотоснимок делится на две части. Нижняя, большая, часть за счет дорожки, состоящей из красных и белых плиток, имеет явно выраженную линейную перспективу. Вместе с ней создается и ритм. Взгляд зрителя все быстрее перемещается по ритмичной дорожке в глубь кадра — к верхней изобразительной части. Она представляет собой панораму с ярко выраженным движением влево, ощущение которого создается за счет велосипедиста и судна на дальнем плане. Нос судна направлен влево. Поэтому при внимательном рассматривании фотографии возникает чувство движения вглубь с резким и крутым поворотом влево в верхней части кадра. Фотография застывшего мгновения словно превратилась в кинопленку: один план сменяется другим.

Освещение

Снимок сделан в солнечную погоду, за счет этого получились очень яркие и контрастные цвета, которые добавляют динамики.

Техническое качество

Очень высокое техническое качество исполнения.

Резюме

Оценка «отлично».

«Портрет с гитарой» Елизавета Зеленецкая, г. Москва

Жанр фотографии

Это фотографический портрет, выполненный с использованием аксессуара — гитары. Использование аксессуаров позволяет точнее и полнее охарактеризовать портретируемого. Через характерную деталь зритель сразу получает представление о роде занятий, интересах, привычках, увлечениях человека. Но эта характерная деталь, или аксессуар, не должна выходить на первый план и конкурировать с собственно портретным изображением. В данной работе именно это и произошло, что вызвано компоновкой кадра и освещением.

Композиция фотокадра

Вы избрали горизонтальное кадрирование. В правую часть кадра поместили героя фотографии, левую заполнили гитарой, но создали симметричную композицию. Фотоснимок четко делится на две равные части. В обеих есть большие световые пятна, попеременно притягивающие внимание зрителя. Это приводит к развалу композиции. Гитара имеет красивую форму, ритмичный гриф, фактурную поверхность — все это приковывает взгляд зрителя и отодвигает портретируемого на второй план. В немалой степени этому способствуют и притененные глаза: их фактически не видно, они находятся в тени. А в портрете, известно, главное — глаза; именно они выражают настроение, мысли.

Освещение

Направление светового потока не боковое, а почти заднедиагональное. Притенен даже глаз, находящийся в светах. Высвечены только щека и ухо. При четко боковом положении источника света глаз не должен притеняться. Заднедиагональный свет не применяется в портретной съемке как основное рисующее средство. Он выступает в портрете в качестве вспомогательного моделирующего, например, для подсветки волос. Если бы глаза были высвечены и проработаны, то никакой аксессуар (даже такой ритмичный с изящными формами) не смог бы привлечь к себе больше внимания, чем глаза портретируемого. Таким образом, неудачное световое решение не позволило создать гармоничную композицию.

Техническое качество

Техническое качество в целом хорошее. Но проработка в тенях не достаточна.

Резюме

Работа заслуживает оценки «удовлетворительно».

«Портрет на натуре» А. Ткаченко, г. Москва

Жанр фотографии

Фотопортрет на натуре. В качестве натуры фотограф избрал ритмичный архитектурный фрагмент.

Композиция фотокадра

Композиция построена таким образом, что фон занимает заметно большую часть фотографии по отношению к самому портретируемому. Девушка расположена в глубине кадрового пространства, в правой части. Из левого нижнего угла (передний план) к ней по диагонали направлены ритмичные перила. Таким образом, взгляд зрителя практически сразу останавливается на главном. Если бы не было диагонального ритма, то героиня фотографии могла бы затеряться среди архитектурных форм. В подобного рода портретных работах фон, занимающий значительную часть кадра, несет в себе еще и некую характеристику портретируемого. Мы невольно переносим ощущение с фона на человека. В данном случае фону присуща строгая геометрия, ритмичность, жесткость. И образ девушки воспринимается зрителем с учетом этого. Хотя на самом деле девушка может быть мягкой, доброй, романтичной. Однако натура диктует совсем иные образы и черты характера.

Освещение

Фотосъемка велась в солнечную погоду. Изображение имеет выраженный светотеневой рисунок. Это добавляет фотографии цветовой насыщенности и контрастности.

Техническое качество

Фотография хорошего качества. Однако на фотоотпечатке видны технические дефекты — белые пятна от пыли.

Резюме

Работа заслуживает оценки «хорошо».

«Бродвей макромира» Мария Семенова, г. Москва

Жанр фотографии

Перед нами жанровая фотография макромира. Комар прогуливается по местному Бродвею, засыпанному сухими листочками.

Композиция фотокадра

Автор избрал диагональную композицию, что придало фотографии динамики. Кажется, что листочки движутся по этой диагонали, как автомобили по улице. Диагональ здесь — самая динамичная линия. Вертикальное расположенные доски создают ритм, что также работает на динамику кадра. Эти доски можно представить небоскребами, расположенными вдоль улицы. Фотография имеет четко выраженную линейную (сходящиеся диагональные линии) и тональную (спад резкости в глубине кадрового пространства) перспективы. Это придает ей объема и глубины.

Как мы видим, законы и правила композиции (линейная и тональная перспективы, диагональ, ритм) работают и в макромире.

Освещение

Освещение светотональное, мягкое, пластичное, бестеневое.

Техническое качество

К техническому качеству фотоснимка замечаний нет.

Резюме

Оценка «отлично». Очень любопытная и оригинальная фоторабота.

«Альпийская деревня» Алексей Орловский, г. Москва

Жанр фотографии

Перед нами горный зимний пейзаж. Запечатлена аккуратная, красивая деревенька у подножья гор.

Композиция фотокадра

Фотограф избрал вертикальную кадрировку, что, видимо, связано с высоким острым шпилем башни с часами. Вполне оправданное решение. Эта башня является главным композиционным элементом и несколько смещена от центра кадра. В итоге была создана неуравновешенная композиция. Внутренне равновесие в кадре достигнуто за счет темного пятна (дома) в его левой части. Такое решение почти всегда предпочтительно по сравнению с расположением главного элемента в центре кадра.

Фотография разноплановая. Имеются передний, средний и дальний планы — снимок объемный с хорошо читаемым пространством. В немалой степени этому способствует и воздушная перспектива. Мы наблюдаем очевидный спад насыщенности тонов на дальнем плане. Передний план для этой композиции несколько великоват, ярок и «бездетален». Его вполне можно было уменьшить за счет кадрирования. Тем более, он белый. А правила тональной перспективы требуют, чтобы яркость, насыщенность тонов спадала в глубине кадра, по мере удаления от точки съемки. В данном случае получилась обратная тональная перспектива. Альпийская деревня хоть и находится на среднем плане, но кажется, что она стремится вперед, как бы выходит из плоскости кадра на передний план, а белый снег переднего плана, наоборот, отступает.

Освещение

Фотоснимок сделан в солнечную погоду. За счет этого отлично проработалась фактура снега и леса, прорисовались объемы домов. Фотография получилась объемной.

Техническое качество

Отличное техническое качество. Замечаний нет.

Резюме

Работа заслуживает оценки «отлично».

«Алина» Анатолий Щетинин, г. Москва

Жанр фотографии

Фотография относится к жанру портрета на натуре.

Композиция фотокадра

Композиция центровзвешенная. Главный композиционный элемент, лицо девочки, находится в естественной природной раме, образованной деревом. Таким приемом можно пользоваться для создания оригинальных портретных композиций. Важно увидеть эту рамку среди множества окружающих объектов.

Освещение

Освещение контровое, из-за чего волосы девочки получились излишне пересвеченными. Этого можно было избежать, если бы вы немного изменили точку съемки или положение головы девочки в рамке.

Лицо девочки, несмотря на контровый свет, получилось хорошо проработанным, что говорит о применении дополнительной подсветки, скорее всего встроенной лампы-вспышки.

Техническое качество

Качество фотографии невысокое. Отсутствует резкость, изображение размытое, недостаточно хорошо передана красивая фактура дерева. Кроме того, имеется сильно пересвеченный участок изображения (волосы девочки), где полностью отсутствует фактура.

Резюме

Хорошая задумка с плохой реализацией. Фотография заслуживает оценки «удовлетворительно».

«Знаки» А. Латунина, г. Москва

Жанр фотографии

Городской пейзаж, в котором внимательный зритель может найти определенное содержание. Посмотрите, какая суета в нижней части кадра: автомобили, навязчивая яркая реклама, закрывающая город. Верхняя часть снимка свободна, лишь Останкинская телебашня возвышается над городом.

Синие дорожные знаки со стрелками указывают на верхнюю часть кадра — туда, где нет городской суеты.

Композиция фотокадра

Фотокадр делится на две части: насыщенную деталями нижнюю и пустую верхнюю. Применение длиннофокусного объектива позволило передать передний и дальний планы практически в одной плоскости. Это сделало нижнюю часть кадра перенасыщенной различными объектами и деталями, что, в свою очередь, создало в кадре ощущение городской суеты.

Освещение

Фотосъемка велась сразу после дождя. Солнце только выглянуло из-за туч. Его лучи усилили яркость и контрастность рекламы и дорожных знаков на общем сером фоне кадра.

Техническое качество

Отличное техническое качество исполнения.

Резюме

Оценка «отлично». Очень интересный фотоснимок.

«Вечернее кружение» Fuad Abdullayev, г. Баку

Жанр фотографии

Городской пейзаж, передающий атмосферу вечернего парка с работающими аттракционами.

Композиция фотокадра

Автор выбрал центральную композицию, расположив соответствующе карусель. Надо заметить, такая композиция обычно считается статичной. Но на вашем фотоснимке вращение карусели столь сильно, что статики совсем не ощущается. Динамика создана за счет съемки с длительной выдержкой движущегося аттракциона. Темные размытые фигуры на переднем плане несколько отвлекают зрителя от его мощного красивого вращения.

Вообще этот сюжет можно было подать гораздо интереснее. Например, найти такую точку съемки, где отсутствовал бы передний план. Возможно, тогда у зрителя сложилось бы впечатление, что это не карусель, а НЛО, застывший над городским парком. Фотография приобрела бы загадочность, скрытый смысл, утратила бы свою однозначность и, в конечном счете, стала бы интереснее. На вашей же фотографии передний план очень ярок, ритмичен, перенасыщен деталями, отвлекающими от главного.

Освещение

Парк и карусель освещены искусственным светом уличных фонарей. Длительная выдержка позволила хорошо проработать и воспроизвести на фотографии вечерний парк.

Техническое качество

Неплохое техническое качество фотографии.

Резюме

Фотография заслуживает оценки «четыре». Сюжет до конца не продуман. Работу можно было сделать более интересной.

«Весной» Ксения Белоус, г. Москва

Жанр фотографии

Пейзаж с явно выраженным экологическим содержанием. Такой фотоснимок убеждает в необходимости бережного отношения к природе красноречивее, нежели таблички с надписью «Мусор не бросать». Ржавый остов автомобиля чуждо и дико смотрится на фоне удивительно красивого весеннего пейзажа. Не надо даже никаких надписей, чтобы понять смысл этой фотографии и задуматься о хрупкости и беззащитности природы.

К сожалению, таких изуродованных ландшафтов бесчисленное множество.

Композиция фотокадра

Эмоциональности и выразительности в немалой степени способствует композиционное решение. Автомобиль расположен на переднем плане и несколько смещен в правую часть кадра. В левом углу, на том же переднем плане, лежит ствол мертвого дерева. Правый верхний угол удачно заполнен ветвями дерева. В результате возникает диагональ, по которой перемещается взгляд зрителя. Диагональ — самая активная композиционная линия. Именно она прежде всего привлекает взгляд зрителя. Затем взгляд обращается к пейзажу на дальнем плане. Хорошо, что автор помимо остова автомобиля включил в кадр и мертвое дерево. Невольно мы начинаем сравнивать останки этих двух погибших объектов. И если ствол даже мертвого дерева красив и естественен в этом пейзаже, то ржавый остов автомобиля выглядит дико и несуразно.

Освещение

Солнце находится в заднедиагональном положении по отношению к фотокамере. Такое направление светового потока отлично передает объемы и выявляет фактуру. Небольшая дымка несколько рассеивает солнечный свет, тем самым понижая контраст. Обратите внимание на отличную проработку теней.

Техническое качество

Безупречное техническое качество фотографии.

Резюме

Оценка «отлично». Пример продуманной и грамотно выстроенной композиции, позволяющей раскрыть содержание фотографии.

«Вишера» Искандер Карманов, г. Казань

Жанр фотографии

Классический летний пейзаж, воспроизводящий красоту Пермского края и речки Вишера.

Композиция фотокадра

Композиция традиционная для такого рода пейзажей. Верхняя точка съемки позволила отлично передать на фотографии ландшафт местности и перспективу. Ветви деревьев создали передний план. За счет этого фотоснимок смотрится объемно, ощущается глубина пространства. Этому способствует и тональная перспектива. Лес на дальнем плане имеет менее насыщенный тон, чем на переднем, и приобретает голубоватый оттенок. Кадр равномерно заполнен, не имеет пустых неинформативных участков. Небо получилось фактурным, на нем отлично проработались облака. За счет отмелей удачно заполнен нижний левый угол кадра. В целом композиция не вызывает замечаний.

Освещение

Снимок выполнен в солнечную погоду. Однако больших контрастов нет. Даже небо отлично проработалось.

Техническое качество

Очень хорошее техническое качество.

Резюме

Фоторабота заслуживает оценки «отлично».

«Крым» Мария Калинина, г. Москва

Жанр фотографии

Перед нами очень красивый романтический морской пейзаж. Отличная фоторабота для календаря или постера.

Композиция фотокадра

Композиция выстроена удачно. Диагональ, образованная берегом, создает внутреннюю динамику. Взгляд зрителя перемещается по ней, связывая людей над обрывом с людьми у самой воды. Диагональная линия берега закрывает часть горизонта.

Часто в пейзажных снимках линия горизонта проходит по центру кадра, и это, как правило, оказывается не лучшим композиционным решением. За счет прямой фотография «разваливается» на две составляющих. В таких случаях линию горизонта лучше всего частично перекрыть передним планом, что и было сделано с помощью береговой полосы. В итоге диагональ связала воедино верхнюю и нижнюю части кадра. При фотосъемке можно было даже чуть наклонить фотокамеру — линия горизонта несколько приподнялась бы, и группа людей у кромки воды в нижнем правом углу была бы видна отчетливее.

Освещение

Фотография сделана на закате. Солнце находится низко над горизонтом, за счет этого солнечные лучи приобретают желто-красный оттенок. Посмотрите, каким неестественно красным получился берег. Между ним и синим морем возникает цветовой контраст, который приковывает к себе внимание. Любоваться таким сочетанием цветов зритель будет подолгу.

Кроме того, очень хорошо проработаны фактура и объемы облаков в свете заходящего солнца.

Техническое качество

Отличное качество. Особенно хочется отметить проработку теней и светов.

Резюме

Оценка «отлично». Хочется поместить фотографию в рамку и повесить на стену. Эта работа наполнит комнату теплом и светом, заставит вспомнить о лете во время долгой зимы.

«В ожидании» Юрий Таратынов, г. Воронеж

Жанр фотографии

Типичный жанровый фотоснимок. Судя по названию, автор стремился передать атмосферу ожидания концерта.

Композиция фотокадра

С этой точки зрения композиция не совсем удачна. Вы расположили контрабас в центре кадра, что еще больше акцентировало на нем внимание, тем более он и так очень выделяется на общем черно-белом фоне. Создался слишком мощный цветовой акцент, да еще в центре кадра. Этому способствовал и довольно крупный масштаб изображения. Здесь уместнее был бы общий план с включением в кадр всего «оркестра» (стульев и музыкальных инструментов). А контрабас за счет своего яркого цвета и формы все равно выделился бы на общем фоне.

Освещение

Прямой солнечный свет отлично высветил контрабас, передал его фактуру и цвет.

Техническое качество

Фотография имеет превосходное техническое качество.

Резюме

Фотоснимок заслуживает оценки «хорошо». Вы нашли интересный сюжет, но раскрыли его не до конца. Необходимо было смелее менять точку съемки, ракурс, направление, масштаб, то есть сделать как можно большее количество дублей, один из которых мог бы оказаться значительно лучше.

«Ночная гроза» Роман Юрин

Жанр фотографии

Фотографию можно отнести к жанру ночного городского пейзажа. Автор сумел поймать мгновение: запечатлел разряд молнии, длящийся доли секунды. Такая фотосъемка требует подготовки. Чтобы поймать молнию в кадре, необходимо установить камеру на штатив, направить объектив на участок неба, где чаще всего вспыхивают молнии, задиафрагмировать объектив и открыть затвор. После разряда молнии затвор закрывают.

Композиция фотокадра

Композиция для подобных сюжетов традиционна и неоригинальна. Фотоснимок делится на две части практически посередине: ночное небо с молнией и городская застройка. Эти части не имеют прочных композиционных связей между собой, и кадр в единого целого не образует. Фоторабота оставляет ощущение незавершенности. Возможно, надо было организовать передний план и не делить снимок на равные части. Сфотографировать молнию, конечно, не просто. Вам это удалось, но все-таки для настоящей творческой фотографии необходима идея, внутреннее содержание.

Освещение

Кадровое пространство освещено искусственным светом уличных фонарей и светом молнии. Эти два вида света имеют разную цветовую температуру, что хорошо заметно на фотографии. Холодный (синий) свет молнии и теплый (желто-зеленый) свет уличных фонарей. Таким образом, цветовая композиция построена на контрасте. С одной стороны, это еще больше разъединяет фотографию, а с другой — делает ее приятной для созерцания.

Техническое качество

Качество фотографии не очень высокое. На изображении видны шумы. Это говорит о длительной выдержке и высокой светочувствительности, при которых велась съемка.

Резюме

Фотография заслуживает оценки «хорошо».

Комментарии

liya-leoni
26.11.2011
0
Спасибо, хочу использовать материал статьи для занятия с детьми "критерии оценки фотографии" - тут все четко и понятно.

Похожие статьи

Schneider Electric расширяет линейку мобильных аккумуляторов для смартфонов и планшетов
12 августа 2015
Новости

Schneider Electric расширяет линейку мобильных аккумуляторов для смартфонов и планшетов

Москва, 10 августа 2015 г., — Компания Schneider Electric, мировой эксперт в области управления энергией и промышленной автоматизации, представляет новую серию портативных батарей APC Mobile Power Packs M3 емкостью 3000 мАч. От предыдущей серии линейки новинки отличаются более компактными размерами, повышенной защитой и расширенной палитрой цветов корпуса. APC M3 идеально подходят активным пользователям современных смартфонов — аккумулятор позволяет полностью зарядить телефон и оставаться на связи в городских условиях и путешествиях если рядом нет электрической розетки.

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма
29 октября 2019
Новости

Лекция «Импрессионисты и фотография» в музее русского импрессионизма

Есть стереотип о том, что фотография и её «мгновенная» эстетика влияла на импрессионистов – певцов момента. Но на самом деле все гораздо сложнее. В импрессионизме было многое, о чем фотографы могли только мечтать в XIX веке. Но и в фотографии были особенности, которые сначала вообще не считались художественными. Сложные отношения импрессионистов и фотографии – тема этой лекции.

Технология индивидуальности
22 мая 2007
Новости

Технология индивидуальности

Samsung YP-K3 Появление модели YP-K3 ознаменовало начало продаж флеш-плеера с 8 Гб встроенной памяти. Помимо старшей версии доступны модификации с 1, 2 и 4 Гб. Полностью сенсорное управление также является отличительной чертой модели. Разнообразие цветового исполнения выгодно выделяет YP-K3 из «серой массы» его портативных собратьев.

Обзор полочных акустических систем JBL 4429
13 июля 2012
Обзоры

Обзор полочных акустических систем JBL 4429

JBL представляет новые модели 4429 как прямых наследниц исторических студийных мониторов 4425, пришедших из середины 80-х годов прошлого столетия, первых сравнительно компактных мониторов с компрессионными ВЧ-излучателями в рупорах Bi-Radial и большим басовым динамиком, обладающим достаточной эффективностью на низких частотах, для того чтобы отказаться от использования дополнительного сабвуфера. По прошествии 25 лет инженеры JBL решили, что классическим акустическим системам 44-й линейки не помешает обновление.

Тест ЖК-телевизора Changhong E32F898EB
6 марта 2012
Тесты

Тест ЖК-телевизора Changhong E32F898EB

Достоинства: большой набор различный функций, в том числе связанных с интернет-приложениями. Плавное отображение движения. Недостатки: цветовая палитра при сигнале с компонентного входа местами не очень натуральна.

Ritmix представляет свой первый смартфон на Android 4.2
6 февраля 2014
Новости

Ritmix представляет свой первый смартфон на Android 4.2

В конце февраля на российский рынок наконец выйдет долгожданная новинка — смартфон Ritmix RMP-506 на ОС Android 4.2. Гаджет сможет порадовать своих обладателей отличным экраном с qHD-разрешением, полным функционалом, включающим все необходимое для отдыха и работы, а также вполне бюджетной ценой, которая обещает сделать гаджет одним из самых выгодных предложений рынка.

Любителям качественной музыки CAMPFIRE AUDIO открыла сразу два свежих флагмана из США
20 июня 2017
Новости

Любителям качественной музыки CAMPFIRE AUDIO открыла сразу два свежих флагмана из США

Этой весной американский бренд Campfire Audio вышел на российский рынок, открыв аудиоманам сразу две ТОПовые модели наушников: арматурные- Andromeda и динамические-Vega. Компания начала свой путь с производства высококачественных аудио кабелей. Выпустив линейку арматурных наушников, Campfire Audio расширила горизонты и прочно освоилась в сфере Hi-Fi.

Беззеркальная фотокамера Sony α7 сочетает потрясающую мобильность с преимуществами полнокадровой фото и видеосъемки
16 октября 2013
Новости

Беззеркальная фотокамера Sony α7 сочетает потрясающую мобильность с преимуществами полнокадровой фото и видеосъемки

Новая камера α7 от Sony предоставляет все преимущества 35 мм полнокадровой матрицы и сменных объективов в поистине компактном корпусе. Обеспечивая бескомпромиссное качество изображения, удобство съемки, функциональность и эффективность автофокусировки, камера α7 создает потрясающие фотографии, какие ранее можно было сделать только большой камерой класса high-end.

Компания VIKS представила линейку инновационных аксессуаров и персональной электроники
25 марта 2013
Новости

Компания VIKS представила линейку инновационных аксессуаров и персональной электроники

20 марта 2013 года в Антикафе дизайн-завода «Флакон» компания VIKS, производитель инновационных аксессуаров и персональной электроники, провела свою первую пресс-конференцию, продемонстрировав публике новинки электроники.

Timberk и открывают сезон подарков
23 мая 2012
Новости

Timberk и открывают сезон подарков

Торговая марка Timberk и сеть магазинов товаров для дома Enter открывают сезон подарков! 25 мая в 17:00 во флагманском магазине Enter на Большой Дорогомиловской, д.8 состоится торжественное подведение итогов Всероссийского фотоконкурса «Мой любимый Timberk» - путешествие в один из интереснейших городов Европы найдет своего обладателя!