Разбор читательских фотографий

Рубрика «Фотокритика» по-прежнему вызывает живой интерес у наших читателей. В адрес редакции приходит все больше писем с фотографиями и пожеланиями их критического разбора. Ведь только анализируя свои и чужие ошибки, можно научиться хорошо фотографировать.

Поступающие на «Фотокритику» работы представляют разные жанры (пейзаж, портрет, спорт и др.) и выполнены людьми разного возраста и квалификации. Одни фотоснимки напечатаны просто с негатива без какой-либо корректировки и кадрирования, другие — с дополнительной обработкой на компьютере при помощи современных технологий.

Критический разбор фотоснимков поможет вам лучше разобраться в недостатках, которые вы допустили, и которые, может быть, сами не заметили.

Мы старались, чтобы жанр представленных в рубрике фотографий был разнообразен, а сами работы отражали типичные ошибки авторов. В то же время мы будем печатать и фотоснимки без явных недостатков, чтобы читатели могли представить, какой должна быть хорошая фотография.

Для того чтобы фотоснимок напечатали на страницах нашего журнала, нужно отправить в адрес редакции 1—3 фотографии (желательно разного жанра) в конверте с пометкой «Фотокритика». На обратной стороне каждой фотографии нужно написать фамилию, имя, отчество; населенный пункт, в котором вы проживаете; название фотографии. Желательно указать техническую информацию об используемом фотооборудовании и условиях съемки (фотоаппарат, объектив, экспозиционные параметры: выдержка, диафрагма, тип фотопленки, освещение и т. п.).

Фотографии можно отправлять и по электронной почте по адресу marchenko@potrebitel.ru. Убедительная просьба — не присылать больше трех фотографий, а также негативы и слайды. Присланные работы не возвращаются.

Критерии оценки фотографий

В современном мире, насыщенном электроникой и автоматикой, часто принижается роль человека. Большинство фотолюбителей, а иногда и профессионалы, все больше полагаются на электронику, теряя при этом свое индивидуальное мировосприятие. К тому же создание хорошего фотоснимка — это не просто решение технических вопросов, но и выражение содержательной мысли, создание определенного художественного образа. Сами фотоснимки должны «говорить» за себя убежденно, ясно и понятно, без каких-либо комментирующих подписей.

Оценивая присланные работы, мы постарались, во-первых, определить жанр, во-вторых, оценить композицию, освещение и общее техническое качество фотоснимка.

В заключение мы дали краткие рекомендации по исправлению ошибок.

1. Жанр фотографии

Жанры фотографии весьма разнообразны — это натюрморт, портрет, пейзаж, репортаж, архитектура и многое другое. Каждый вид жанра может быть передан по-разному. Так, например, портрет человека можно показать предельно статично, подобно фотографии на паспорт, а можно — в динамике, изобразив человека за каким-то действием: работой, игрой и т. д. Как правило, сюжет любого жанра, переданный в динамике, более привлекателен для зрителя.

2. Композиция фотокадра

Каждая фотография включает в себя какие-либо изобразительные элементы, которые несут определенную смысловую нагрузку.

Общее впечатление и выразительность фотоснимка зависят от того, как композиционно эти элементы будут размещены в плоскости кадра.

Фотографу очень важно создать в фотоснимке уравновешенную композицию со смысловым центром и взаимодействующими с ним остальными элементами сюжета, передать объем и пространство окружающего нас мира и, в конечном итоге, правильно реализовать свой творческий замысел.

3. Освещение

В фотографии освещение играет одну из главных, даже можно сказать ключевую роль. Освещение способствует передаче пространства в снимке, выявлению объема сфотографированных предметов и их фактуры, отражает общее настроение, а в цветной фотографии создает общий колорит, как при естественном, так и при искусственном освещении.

4. Техническое качество

Этот критерий оценивает техническое исполнение фотографии. Заметим, что низкое техническое качество снижает общую оценку снимка, так как ухудшается общее впечатление от фотографии. Под удар нашей критики попадали ошибки в определении: 1) экспозиции (передержка или недодержка); 2) глубины резкости и резкости изображаемого пространства в целом; 3) цветопередачи (искажение цветовой гаммы снимка по отношению к естественному цвету).

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами типичная пейзажная фотозарисовка, автору которой удалось передать неповторимость и красоту горного пейзажа.

КОМПОЗИЦИЯ ЖАНРА

Фотография удачно скомпонована. В центре кадра расположен смысловой зрительный центр — вершины гор. Взгляд зрителя устремляется именно к ним. Фотография разноплановая: имеются ближний, средний и дальний планы. Хорошо передана тональная перспектива, и за счет этого снимок кажется объемным, отлично ощущается пространство. Благодаря включению в кадр облаков небо не выглядит плоским.

Однако стоило немного подкадрировать левую часть снимка. Такая кадрировка была бы более удачной, так как левый участок изображения не очень интересный — нет крупных деталей, световых и цветовых акцентов.

ОСВЕЩЕНИЕ

Пейзаж довольно равномерно освещен, нет глубоких теней и переэкспонированных участков. Однако цветы на переднем плане все же несколько пересвечены и выглядят неестественно. Следовало бы уменьшить интенсивность вспышки.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Отличное, за исключением того, что цветы на переднем плане получились не резкими. Следовало бы больше задиафрагмировать объектив и тем самым увеличить глубину резко изображаемого пространства.

РЕЗЮМЕ

Очень хороший пейзажный фотоснимок. Так и просится на календарь или плакат.

Тотьмянин Сергей «Весна»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

На фотоснимке под названием «Весна» показан подпрыгнувший мальчик на фоне весеннего пейзажа. Такой вид съемки относится к фотографированию на пленэре. Вы попытались передать этим снимком весеннее настроение, и в какой-то степени это удалось.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Выбирая точку съемки, следовало бы кроме создания смыслового центра (в данном случае изображение мальчика) следить и за второстепенными элементами, вводимыми в кадр. В данном случае — это деревья и здание. И тут вас постигла неудача: за главным объектом съемки (мальчиком) слишком четко изображено дерево. Создается впечатление, что герой этого снимка как бы «приклеен» к нему. Чрезмерно резкое изображение всех элементов не способствует выделению главного объекта и придает фотографии статичность.

В то же время следует отметить, что выбранная нижняя точка съемки позволила передать высоту прыжка мальчика. Если бы вы попытались поработать с глубиной резкости и несколько «размыть» фон, то снимок получился бы более динамичным. Или же стоило установить более длинную выдержку, чтобы, наоборот, главный объект получился в небольшой нерезкости, этот прием также создал бы эффект движения. Следовало также обратить внимание и на кадрировку фотоснимка. Надо было убрать с нижнего правого угла темное пятно.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение выбрано правильно. Падающие от деревьев тени придают фотоснимку объемность. Учтите на будущее, что наилучшим временем съемки на пленэре являются утренние или послеобеденные часы, когда солнце находится близко к горизонту, и падающие тени от предметов способствуют созданию более естественного и объемного фотоизображения.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

С технической стороны снимок выполнен хорошо. Плотность изображения и цветопередача соответствуют норме.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «удовлетворительно». Очень хорошо, что вы попытались передать свои чувства (радость весне, солнцу, приходящему теплу) с помощью образа человека, находящегося «в полете». Но снимок получился незавершенным из-за отсутствия динамичности этого «полета», неудачного включения в «центр» кадра светлого ствола березы и за счет серого здания, которое портит весеннее настроение.

Пожелания — уделите внимание изучению литературы по фотосъемке спорта. В таких изданиях рассматриваются различные способы показа эффекта «движения», создания динамичного и, можно сказать, «живого» снимка.

Удалов В. С. • «Аленка»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

В своем снимке вы показываете девочку, сфотографированную на фоне природы. Такой снимок можно кратко охарактеризовать как «детский портрет на пленэре». В целом снимок смотрится неплохо. Но есть в нем и недостатки.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Вы правильно определили смысловой центр в кадре — девочку — и поместили ее в центр снимка. Правильно выбрали и значение диафрагмы, что способствовало «размытию» заднего плана и тем самым выделению главного сюжета. В целом снимок получился уравновешенным и правильно откадрированным. В сюжете как бы просматриваются две главные детали — портрет девочки и фрагмент ствола березы. Причем желто-оранжевый цвет березы сразу же привлекает взгляд. Мы привыкли к тому, что ствол березы имеет белый цвет — в этом случае он способствует олицетворению радости, нежности, создает ощущение счастливого детства. Но в вашем снимке береза находится в дисгармонии с изображением девочки.

ОСВЕЩЕНИЕ

Освещение достаточно ровное, мягкое, без создания какого-либо высокого контраста. Это способствует передаче нежности в детском портрете. Желтые пятна на заднем плане придают снимку теплоту, что также следует отметить как положительную сторону фотографии.

Неудачной, на наш взгляд, как уже отмечалось, стала насыщенная желто-оранжевая окраска березы, которая в какой-то степени усилилась за счет солнечных лучей. В итоге изображение березы получилось неестественным по цвету, «тяжелым» элементом кадра, отвлекающим взгляд от главного объекта снимка.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество снимка с технической стороны достаточно хорошее. Технических недостатков в виде пятен, царапин и иных дефектов нет.

Цветопередача требует небольшой корректировки в сторону уменьшения желтого цвета.

РЕЗЮМЕ

В целом снимок заслуживает оценки «хорошо». И хотя эта тема не новая, снимок по-своему привлекателен.

Пожелания — кроме выбора темы фотосъемки надо думать о деталях кадра и цветовых соотношениях в изображении, выделять главное в снимке, учитывая при этом все законы фотокомпозиции.

Александр Дмиртриев «На рыбалке»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами событийная жанровая фотография на пленэре, повествующая о поездке на рыбалку. Надо сказать, что автору удалось передать атмосферу, царящую во время рыбной ловли. Внутреннее состояние рыбака, застывшего в ожидании поклевки, природа в предрассветные часы — все это создает определенное настроение.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

С задачей по компоновке снимка автор справился хорошо.

Фигура рыбака, расположенная в левой части кадра, вполне уравновешивается мостиком и удочкой в правой части. Очень хорошо, что автор не поместил рыбака в центре фотоснимка, что сделало бы фотографию слишком статичной и скучной. В кадре пропала бы диагональ, которая создается рыбаком и мостиком с удочкой. Это и лишило бы снимок динамики.

Недостатком композиции является то, что автор слишком много места оставил за спиной рыбака. Это пространство можно было бы уменьшить за счет правильного кадрирования.

ОСВЕЩЕНИЕ

Съемка, видимо, производилась в утренние часы, поэтому общий колорит фотографии имеет голубой оттенок. Хорошо, что автор сделал фотоснимок в момент, когда рыбак прикуривает сигарету. В результате на снимке создался эффектный цветовой акцент, который сразу притягивает к себе внимание зрителя. Создается смысловой и зрительный центры. Без этого фотография была бы скучной и не интересной.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество фотографии в целом хорошее. Однако фигура рыбака получилась несколько смазанной, и это портит общее впечатление от снимка.

РЕЗЮМЕ

Фотография заслуживала бы оценки отлично, если было бы более точное кадрирование и фигура рыбака была бы резкой. Общая оценка — «хорошо».

Татаринов Леонид «У Белого моря»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Присланная фотография относится к жанру «Пейзаж». Она демонстрирует нам один из красивейших сюжетов с включением в кадр воды и заката солнца. Однако если охарактеризовать этот снимок по нашим критериям, станут заметны не только его положительные, но и отрицательные стороны.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

В данном пейзажном снимке два смысловых центра: в одном — дерево и заходящее солнце, а в другом — просто дерево и кустарник на берегу, поэтому снимок не имеет единой композиции и завершенности. Если фотографию разделить ровно пополам, то получится два самостоятельных фотоснимка. Кроме того, изображение получилось очень плоским, не чувствуется глубины и воздушности пространства. Такое впечатление создают две горизонтальные линии — берега и горизонта. Вам следовало выбрать точку съемки так, чтобы горизонтальные линии уходили в глубь кадра по диагонали.

ОСВЕЩЕНИЕ

Основным источником освещения в снимке является заходящее солнце. Его желто-оранжевый цвет придал снимку теплый оттенок. Учитывая, что источник освещения находился в контровом направлении, деревья и берег получились в виде силуэта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Техническое качество снимка хорошее. По отпечатку можно судить, что экспозиция при съемке и фотопечати была нормальной. Цветопередача также адекватная.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка — «хорошо». С технической стороной фотоснимка вы справились прекрасно. Но с композицией — не совсем. Для получения более завершенного снимка необходимо было создать единый смысловой центр, а, выбрав соответствующую точку съемки, добиться нужной глубины и пространственности.

В.  Владимиров • «Гол»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Присланный снимок относится к жанру спортивной фотосъемки. Вы попытались запечатлеть один из самых острых моментов игры в футбол — полет мяча в ворота. Однако за счет съемки общим планом, а также из-за двух светлых пятен в левой и правой части ворот, трудно определить, где мяч, и констатировать, что это «гол». Изображение в целом получилось очень пестрым. Зритель, просматривающий снимок, должен был бы без поясняющей надписи понять, что изображено на снимке, и что является главным в нем.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Кадрируя изображение, вам следовало бы учесть, что острая игровая ситуация у ворот является смысловым центром. В данном случае взгляд сначала устремляется к центральной части кадра — футболисту в белой спортивной майке, затем — к футболисту в красной форме, и только после этого на правую часть — ворота. Отвлекает внимание и вертикальное расположение осветительной системы, которая также делит снимок на две части. В подобных случаях желательно применять длиннофокусные объективы, которые позволяют выделить главный сюжет в кадре. При этом длиннофокусная оптика, имеющая меньшую глубину резкости, несколько «размоет» задний план, который не будет привлекать внимание зрителя.

ОСВЕЩЕНИЕ

При фотосъемке спортивных игр на открытом воздухе приходится довольствоваться тем освещением, которое есть. Главное, чтобы солнечные лучи не попадали в объектив. Фотограф при выборе точки съемки должен учитывать условия освещения. Вы с этим справились весьма успешно.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество вашего фотоснимка хорошее. Фотоснимок имеет нормальную плотность изображения, естественную цветопередачу. Технические дефекты отсутствуют.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «удовлетворительно».

Помните, что каждый жанр фотографии требует определенной подготовки фотографа к съемке. Фотограф должен хорошо знать особенности каждого жанра, в данном случае спортивного репортажа. Он должен предугадывать наиболее интересные ситуации, которые могут возникнуть в процессе конкретной игры, и соответствующим образом выбирать точку съемки. Не последнюю роль играет и выбор фотоаппарата, объективов, пленки и разных других фотопринадлежностей.

Совет — используйте при фотографировании спортивных игр длиннофокусную оптику. Продумайте вопрос экспозиции, выбора точки съемки, освещения, момента, — и положительный результат не замедлит сказаться.

Юрий Дивинский «Олимовский шабат или мамин выходной»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотография относится к жанру фотопортрета в интерьере. Этот вид съемки интересен тем, что портретируемый находится в определенной обстановке, дающей информацию о характере и образе жизни человека. В данном случае автору это вполне удалось.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиционное решение фотографии неудачно.

Во-первых, автор располагает свою модель по центру кадра, что лишает снимок динамичности, несмотря на то, что человек не статичен в момент съемки, а совершает определенное действие. Следовало бы скадрировать фотографию таким образом, чтобы модель располагалась не по центру кадра, а ближе к переднему плану. Изображение человека на дальнем плане почти всегда теряется, особенно в окружении многочисленных деталей обстановки.

Во-вторых, по центру кадра проходит широкая черная полоса, которая разделяет кадр на две части и нарушает целостность снимка.

В-третьих, на фотографии имеются довольно большие ничем не заполненные пространства по краям.

Всего этого в дальнейшем желательно избегать и точно кадрировать изображение при фотосъемке. В данном случае вертикальный формат кадра был бы более оправдан.

ОСВЕЩЕНИЕ

С освещением вы справились хорошо. Несмотря на довольно сложную задачу, которая стояла перед вами, вы сумели согласовать свет от окна и фотовспышки и правильно установить экспозицию. Свет и тени достаточно хорошо проработаны. И даже вид в окне получился нормальным по плотности, не пересвеченным. (Очень часто окно, которое попадает в кадр при фотосъемке в интерьере помещения, получается переэкспонированным и смотрится как белое пятно.)

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Вполне хорошее. Снимок резкий и без цветовых искажений.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка фотографии — «удовлетворительно». Вам необходимо уделить внимание основам построения и кадрирования фотографического изображения.

Арапов Александр «3 Ликбез»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок с изображением ребенка, изучающего картинки на обложке журнала, следует отнести к репортажному детскому портрету. Вы увидели необычность в поведении ребенка и «зафиксировали» ее в кадре. Это позволяет судить о том, что у вас есть фотографическое видение, и, мы надеемся, что оно и в дальнейшем будет способствовать получению интересных фотоснимков.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА Смысловым центром в данной фотографии является ребенок. Все остальные элементы, введенные в кадр, являются дополнительными.

Перед фотосъемкой всегда следует представлять, как эти дополнительные элементы будут влиять на общее восприятие фотоснимка. Будут ли они композиционно подчеркивать главный объект или, наоборот, отвлекать от него внимание. В данном случае детали заднего плана (фона) отвлекают внимание своими вертикальными темно-белыми линиями. Причем эти линии придают фотоснимку статичность и отсутствие пространственности.

Вам следовало бы выделить главный объект резкостью за счет изменения глубины резко изображаемого пространства. Проще говоря, приоткрыть диафрагму объектива.

Наклон головы малыша вниз и наличие на нем тенеобразований не позволяет хорошо видеть лицо. Желательно было изменить точку съемки на более низкую.

ОСВЕЩЕНИЕ

Основной поток естественного света идет с верхнего заднедиагонального направления, от окна. В связи с этим свет резко подчеркнул детали фона и привлек к ним внимание. Этот же свет подсветил голову малыша и акцентировал внимание на волосах. Но главное — лицо мальчика — притенилось и стало плохо читаться.

Световой поток должен подчеркивать главный элемент, а не отвлекать от него. Это основная ошибка в вашем снимке.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество снимка удовлетворительное. Недостатков в виде царапин, точек и пятен на фотографии нет. Но цветопередача требует корректировки, в частности, уменьшения желтого цвета.

РЕЗЮМЕ

Оценка — «удовлетворительно». Фотосъемка динамичных сюжетов из окружающей нас жизни требует оперативности и определенных навыков. Нужно увидеть интересный сюжет, оценить условия освещения и влияние деталей фона, выбрать точку съемки, мысленно произвести кадрировку снимка, определить экспозицию и только после этого производить собственно фотосъемку. Как правило, решение этих вопросов опытным фотографом происходит в считанные секунды. А это достигается постоянной практикой. Больше фотографируйте — и это принесет вам успех.

• Осипова Наталья • «Чаепитие»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Снимок «Чаепитие», так его можно назвать, относится к жанровой репортажной фотографии, так как, скорее всего, фотосъемка была проведена на каком-то мероприятии. Однако в нем присутствуют и элементы постановки: девушка улыбается и смотрит в объектив, явно позирует. Ваш замысел понятен, но реализовали вы его не очень удачно.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Главные объекты в снимке — это улыбающаяся девушка и блестящий самовар. Вам следовало бы все-таки решить, какой из этих двух объектов важнее, его выделить, а все остальные элементы сделать второстепенными. На наш взгляд, главным в снимке должна быть девушка, а чайный сервиз — дополнительным элементом, подчеркивающим сюжет чаепития. Центральное изображение в снимке по своему масштабу не соответствует формату фотографии, поэтому снимок следовало кадрировать так, чтобы в фотографии меньше было верхнего поля (фона) и скатерти на переднем плане. Данные элементы в фотоснимке не несут никакой смысловой нагрузки.

Выбор точки съемки неудачен — самовар перекрывает изображение главного объекта. А если учесть, что девушка явно позирует, то, при невозможности изменить точку съемки, можно было просто переставить самовар на другое место.

Диагональные линии стола, уходящие в глубь снимка, создают объем в фотографии, а плоское изображение фона, причем занимающего большую часть, наоборот, вносит статичность.

ОСВЕЩЕНИЕ

Главным источником освещения сюжета в фотографии являлась фотовспышка, расположенная на фотоаппарате, поэтому освещение получилось плоским, необъемным. Причем на некоторых участках образовались блики и световые пятна. Фотовспышка осветила фотографируемый сюжет неравномерно, с более ярким пятном в центральной части кадра. Передний план оказался пересвечен.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Простая конструкция фотовспышки создала неравномерное освещение по всему кадру. В итоге снимок получился недостаточно качественным.

РЕЗЮМЕ

Оценка фотоснимка — «плохо». При фотосъемке не всегда следует полагаться на автоматику — прежде всего нужно думать о композиционных задачах. И только после их решения производить фотосъемку.

Тотьмянин Сергей • «Утро в лесу»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами довольно традиционный фотопейзаж. На снимке изображен уголок среднерусской природы. Находясь за городом, гуляя в лесу, мы часто можем увидеть подобный пейзаж. И все-таки этот снимок обращает на себя внимание. Почему? Конечно, за счет освещения.

ОСВЕЩЕНИЕ

Очень удачное. Утреннее солнце создает в плоскости кадра определенную атмосферу. Изображение кажется объемным, чувствуется свежесть утреннего воздуха. Такой эффект получается тогда, когда солнце находится в контровом или заднедиагональном положении по отношению к фотокамере. Солнце находится низко над горизонтом, из-за чего деревья отбрасывают длинные тени, чередующиеся с солнечными пятнами. Это чередование светов и теней создает определенную ритмическую композицию кадра.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиция кадра довольно традиционна. Линия горизонта делит кадр пополам. Вообще при кадрировании лучше отказываться от симметричных композиций. В кадре находится солнечный «диск». Причем солнце расположено в левом верхнем углу фотоснимка, что является достоинством данной фотографии, так как расположение солнца в центре кадра почти всегда менее удачно с точки зрения композиции.

Хорошо, что солнечный диск частично перекрыт стволами деревьев, в противном случае имелось бы слишком большое светлое пятно, которое притягивало бы к себе взгляд зрителя.

Плохо в этом снимке то, что домик, расположенный на дальнем плане, закрыт деревьями и почти невидим. Следовало бы изменить точку съемки для того, чтобы деревья не закрывали домик. Создалась бы более уравновешенная композиция.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Отличное качество. Хорошо проработаны свет и тени. Правильно определена экспозиция.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «очень хорошо». Вам необходимо более точно выстраивать композицию фотокадра.

Паздерина Г. П. • «Птичница»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Cнимок относится к постановочному натюрморту. При создании подобной композиции очень важно правильно подобрать предметы, которые должны быть взаимосвязаны между собой, если, конечно, фотограф не ставит перед собой задачи создания цветового контраста и противопоставления введенных в кадр предметов.

В этом же натюрморте синяя бутылка очевидно несовместима с остальными элементами композиции, как по смыслу, так и по колориту.

Наверняка вы хотели показать красоту и «теплоту» традиционной русской игрушки, но синяя бутылка никак не помогает, а только мешает и портит все впечатление от снимка.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Теперь обсудим композиционное решение фотонатюрморта. Прежде всего, следует отметить, что фотоснимок не имеет смыслового центра. Все предметы распределены достаточно равномерно в плоскости кадра, но не связаны композиционно между собой. Каждый предмет воспринимается отдельно друг от друга. Композиция не уравновешена, во-первых, из-за того, что левая часть снимка сильно перегружена введенными в кадр предметами, во-вторых — за счет несоответствия масштаба игрушек. Фотография требует кадрирования, в ней много неоправданно свободного пространства, как на переднем плане, так и на заднем. А четкое воспроизведение всех элементов снимка, включая и фон, делает снимок статичным.

ОСВЕЩЕНИЕ

При работе над фотонатюрмортом важно создать «грамотное» освещение. В данном случае допущена ошибка. Для освещения было применено два световых потока, разных по направлению и цветовой температуре: естественный свет от окна и искусственный свет от настольной лампы. В результате тени от предметов направлены в разные стороны, что не способствует гармоничной композиции.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество снимка приличное, что говорит о печати с нормального по плотности негатива и точном определении экспозиции.

РЕЗЮМЕ

В целом фотоснимок заслуживает оценки «удовлетворительно». Вам необходимо перед выполнением каждой фотосъемки решить задачи, связанные с выбором сюжета, композицией кадра и освещением. Если это натюрморт, то продумать взаимосвязь вводимых в кадр предметов, их количество и расположение. Не следует забывать о фоне и его сочетании с объектом съемки. И только после четкого представления, что должно получиться, приступать непосредственно к съемке.

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотографию можно отнести к пейзажному жанру. На снимке запечатлен вид на красивую морскую бухту. Автору удалось передать романтику моря и морских путешествий. Так и хочется отправиться в дальнее плавание на паруснике, изображенном на фотографии.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиция кадра не совсем удачна. С одной стороны, очень хорошо, что автор создал композицию с передним планом. Это придает фотографии объемность, подчеркивает глубину пространства. Кроме того, дети, изображенные на переднем плане и смотрящие вдаль, создают определенное настроение. Можно догадаться, о чем мечтается детям, любующимся морскими просторами и кораблями.

Однако передний план несколько перегружен. Прежде всего, за счет стола, накрытого красной тканью. В кадре его слишком много. Кроме того, красный цвет очень привлекает к себе внимание, взгляд непроизвольно устремляется к нему, и это отвлекает от восприятия всей фотографии.

Очень неудачно и то, что кадр делится на три части за счет ограждения на переднем плане. Нет целостной композиции, кадр разваливается на отдельные участки. Вертикально расположенную тонкую колонну нельзя было включать в кадр ни при каких обстоятельствах. Надо было несколько изменить точку съемки. Плохо и то, что люди на переднем плане смотрят в разные стороны, это также не способствует целостности композиции.

ОСВЕЩЕНИЕ

Фотография сделана после захода солнца, в сумерках. Это очень удачное время для съемок. Особенно эффектно смотрятся именно морские пейзажи с включением в кадр больших площадей водной поверхности. Такое освещение создает определенное настроение и придает фотографии воздушность и романтичность. За счет света передается и пространство.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Достаточно хорошее, за исключением того, что фигура человека на переднем плане несколько нерезкая, видимо, из-за ее движения во время съемки. Этого можно было бы избежать, попросив человека не двигаться.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «хорошо». Фотография получилась интересной и притягивает к себе внимание. Автору удалось создать определенное эмоциональное настроение. Однако из-за композиционных ошибок фотографию на «отлично» оценить нельзя.

Пашкова Лариса • «Московский силуэт»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Перед нами городской пейзаж, выполненный в стиле черно-белой фотографии. Уголок города представлен в виде темного ажурного силуэта на фоне облачного неба. Автор сумел увидеть и запечатлеть на своей фотографии интересный и оригинальный вид Москвы.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиция весьма удачная. Силуэт памятника Петру I, расположенный в левой части кадра, создает неуравновешенную композицию, которая куда более интересна и динамична, чем расположение основного композиционного элемента в центре кадра. Однако это не значит, что правая часть фотоснимка должна быть абсолютно пуста. Очень хорошо заполнить ее небольшими, но хорошо читаемыми деталями. И на этой фотографии идущие по мосту люди очень удачно заполнили эту часть кадра, создав определенное равновесие. Ажурный силуэт решетки моста связал левую и правую части фотоснимка воедино.

Электрические провода на фоне неба придали фотографии определенный ритм.

Очень хорошо, что в нижней плоскости кадра имеются светлые пятна, созданные за счет отражений в воде. Если бы этого не было, то нижняя часть снимка выглядела бы темной и тяжеловесной, а это сильно ухудшило бы композицию.

ОСВЕЩЕНИЕ

Удачное освещение. Солнце находится низко над горизонтом в контровом положении по отношению к фотокамере. Именно за счет этого получилось силуэтное изображение, и хорошо подсветились облака на небе.

Необходимо отметить, что для получения силуэта необходимо еще и правильно определить экспозицию. Ее следует замерять по светам.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

По качеству снимка есть замечание — не очень резкий дальний план. Необходимо было задиафрагмировать объектив для получения большой глубины резко изображаемого пространства.

РЕЗЮМЕ

Фотография заслуживает отличной оценки.

Максимов Андрей • г. Санкт-Петербург

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок относится к жанру городского пейзажа. На снимке мы видим хорошо узнаваемый вид города Санкт-Петербурга. Эта набережная не раз воспроизводилась на открытках и в фотоальбомах. Однако в данном случае автор сумел передать на фотографии не просто архитектуру города, но и весеннюю атмосферу.

Создание у зрителя определенного эмоционального настроения — главное достоинство фотоснимка. Вообще говоря, при работе над любым сюжетом задача фотографа состоит не только в точном воспроизведении объекта съемки, но и в создании определенного эмоционального образа.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Плоскость фотоснимка достаточно равномерно заполнена композиционными элементами. Это достигнуто за счет введения в кадр водной поверхности с небольшими льдинами, в которой отражаются здания, освещенные весенним солнцем. Эти отражения придают снимку легкость и воздушность, а также создают уравновешенную композицию с равномерно заполненным пространством.

К композиционным недостаткам следует отнести недостаточно точную кадрировку фотографии. В правом углу слишком большое темное пятно, созданное неосвещенными деревьями. Следовало бы несколько «срезать» правый угол.

Следует отметить, что линию горизонта лучше располагать не по центру кадра, так как это создает излишнюю симметрию в кадре, деля тем самым его на две равновеликие части. Небо получилось однотонным без явно видимых облаков, его присутствие в кадре следовало бы уменьшить. Это можно было бы сделать как непосредственно при съемке, так и с помощью кадрирования при печати.

ОСВЕЩЕНИЕ

На этом фотоснимке очень интересное неповторимое мимолетное освещение, которое дает солнце на закате или на рассвете. В этот короткий промежуток времени фотограф должен успеть построить композицию кадра и нажать на спуск затвора. Это не просто, но фотографии, сделанные в этот короткий миг, всегда интересны и необычны.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

К техническому качеству претензий нет. Снимок резкий, нормальной плотности и цветопередачи.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «очень хорошо». Вам следует учиться лучше кадрировать свои фотографии и больше фотографировать такой прекрасный город, как Санкт-Петербург.

Боярчук Н. В. • «Морской закат»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Данный фотоснимок в целом можно отнести к пейзажной фотографии. Точнее — это детский портрет на фоне пейзажа.

Практически все отдыхающие, особенно если они отправляются в дальние края, берут с собой фотоаппараты и видеокамеры. И, как правило, в большинстве случаев фотоснимки представляют собой аналогичные сюжеты — это портреты в разном масштабе на фоне красивых мест или просто пейзажи. Но далеко не у всех снимки оказываются интересными.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Главный объект в кадре — девочка. Композиционно она смещена в левую часть кадра, создавая возможность видеть красивый пейзаж с закатом солнца. Но кадрировка выполнена неудачно — нижняя граница кадра «срезает» ступни ног, а линия горизонта темным силуэтом проецируется на уровне шеи девочки. Это нарушает целостность снимка и не способствует правильной передаче портретного изображения.

Зато диагональные линии красивой балюстрады и линия горизонта создают ощущение объемности.

ОСВЕЩЕНИЕ

При фотосъемке были использованы два источника света: один естественный — это закат солнца, а второй искусственный — это фотовспышка. Естественное освещение позволило проработать фактуру воды, подсветило небосвод и смягчило контраст морского пейзажа.

Искусственное освещение подсветило девочку и весь передний план, правда, последний оказался освещен весьма неравномерно. Правая часть кадра, где изображена большая часть балюстрады, была удалена от фотоаппарата и вспышки, и в итоге получилась более темной. Это обычное явление, поэтому с целью устранения этого темного силуэта следовало использовать дополнительную вспышку или же откадрировать изображение при фотопечати.

Точку съемки по высоте также желательно было бы изменить. Для этого, перемещая аппарат по вертикали и одновременно наблюдая изображение в видоискателе, следовало бы определить наилучшую композицию.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

С технической стороны снимок выполнен хорошо. Исключение составляет только неравномерное освещение переднего плана. С одной стороны, такое освещение как бы выделило главный объект съемки, а с другой, создало неуравновешенность в композиционном построении всего фотоснимка.

РЕЗЮМЕ

Оценка снимка — «хорошо».

Если считать, что фотоснимок сделан просто «на память», а вы к тому же начинающий фотолюбитель, то это неплохо. Но всегда надо стремиться к лучшему. Нужно хорошо знать особенности работы своего фотоаппарата и фотовспышки и обязательно учитывать это при фотосъемке. Никогда не забывайте и о композиции фотоснимка.

Нахатакян Вардан • «Автосалон»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Из серии снимков, присланных вами под общим названием «Автосалон», мы выбрали один, так как он больше всего отвечает своему названию. Этими несколькими снимками вы попытались сделать фоторепортаж, но получилось не совсем удачно, причем из четырех фотографий две практически одинаковы по сюжету.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

На фотоснимке в полный его кадр показан фрагмент автомобиля со стоящей рядом девушкой, которая его представляет. Привлекает внимание цвет автомобиля и цвет костюма девушки.

Однако в снимке не чувствуется энергии и динамичности, что обычно присутствует в репортажной фотографии. Девушка выглядит очень пассивной и как бы безразличной ко всему происходящему. Приоткрытая дверь автомобиля приглашает нас заглянуть внутрь салона и оценить его дизайн. Но в серии присланных снимков снимка салона нет.

Отвлекает от главного объекта и чрезмерно резкий фон — надписи, цифры, стена и так далее. Следовало подумать об изображении пространства и выделении главного в фотокадре. Фотоснимок получился плоским, с отсутствием глубины пространства.

ОСВЕЩЕНИЕ

Присутствующее в снимке естественное освещение является обычным — дневным, когда солнце светит со стороны фотографа. Сюжет снимка освещен равномерно, за исключением некоторых естественных эффектов: несколько большая яркость плоских участков задней части кузова автомобиля и темный «провал» внутри салона.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Технически снимок выполнен хорошо. Явных технических дефектов нет.

РЕЗЮМЕ

Общая оценка снимка — «удовлетворительно». Основная цель фоторепортажа — рассказать серией фотоснимков о каком-либо мероприятии или событии. Причем все снимки должны иметь логическую взаимосвязь. Кроме этого надо правильно выделять главный сюжет. У вас это получилось не очень удачно. К тому же фотоснимок не обладает динамичностью и объемностью.

Вам необходимо уделить внимание изучению литературы по съемке фоторепортажа и чаще посещать фотовыставки, анализируя работы фотомастеров жанра.

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Портрет на фоне красивого ландшафта. Таким образом, перед нами опять фотография, совместившая в себе два жанра: портрет и пейзаж.

Фотограф во время съемки такого сюжета всегда должен учитывать это обстоятельство. Это довольно сложная задача, и автор с ней справился хорошо.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Композиция фотографии достаточно удачна. Все композиционные элементы равномерно распределены по плоскости кадра. Хотя правая часть несколько перегружена изображением массивного дерева, это не портит кадр. За счет разноплановой композиции фотография получилась объемной.

Фигура человека расположена в кадре достаточно естественно. Создается впечатление, что человек только что был внизу, у самого моря, и поднялся наверх, чтобы сфотографироваться на фоне прекрасного пейзажа.

ОСВЕЩЕНИЕ

Солнечный свет не очень удачно осветил лицо. Заднедиагональное освещение не подходит для портретной фотосъемки. Поэтому следовало бы попросить вашу модель повернуть голову немного вправо к солнцу, тогда бы на лице раскладка светотени была бы более удачной.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Качество хорошее. Снимок имеет правильный цветовой баланс. Передний и дальний планы получились резкими.

РЕЗЮМЕ

Фотография заслуживает отличной оценки.

Dimka • «Дерево»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Фотоснимок, отображающий фрагмент окружающей нас природы, следует отнести к пейзажной фотографии. Сюжет с упавшим засохшим деревом и контровым его освещением удачно подмечен и зафиксирован. Только внимательный человек, а таким и должен быть фотограф, может увидеть «чудо природы», ассоциирующееся с каким-либо земноводным существом или птицей.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

В целом фотоснимок построен удачно. Присутствуют разные планы, создающие объем и передающие эффект пространства. Этому способствует небольшое диагональное расположение в глубь кадра упавшего дерева, а также разная тональность переднего, среднего и заднего планов.

Приподнятые и уходящие по диагонали светлые отростки дерева придают композиционное заполнение верхней части кадра. Анализируя уравновешенность изображения, надо отметить, что верхняя правая часть фотографии несколько плотнее других участков заднего плана и поэтому смотрится несколько «тяжеловато». При съемке следовало бы попытаться «размыть» задний план, то есть увести его в небольшую нерезкость. Это придало бы снимку большую воздушность и способствовало бы более четкому выделению главного сюжета в кадре.

ОСВЕЩЕНИЕ

Верхнее заднедиагональное освещение выделило главный объект и подчеркнуло на упавшем дереве и его отростках красивые линии и неровности. Световой поток выделил и зеленые листочки, растущие на засохшем дереве, придав им определенный смысл. Но в то же время лучи света несколько переусердствовали — создали более яркую освещенность в нижней правой части кадра, особенно на светлом участке палки. В верхней части кадра солнечный свет также несколько перевыявил ветвь с листвой. Эти яркие пятна нарушают единство и законченность снимка в его световом решении. Как правило, переосвещенные участки затеняют методом «кэширования» при ручной печати или после обработки фотоснимка в специальной программе на компьютере.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

С точки зрения технического исполнения фотоснимок хороший. Небольшое наличие светлых точек и пятнышек на темном фоне деревьев (а они хорошо видны только при увеличении фотоснимка) не влияет на общее впечатление от фотографии.

РЕЗЮМЕ

Фотоснимок заслуживает оценки «хорошо». Всегда интересно рассматривать фотосюжеты, на которых запечатлены необычные явления, созданные природой. Как правило, только очень внимательные могут увидеть и сфотографировать их, а потом показать фотоснимки всем остальным. У вас это получается. Продолжайте дальше.

Маслова Виктория «За мечтой»

ЖАНР ФОТОГРАФИИ

Прочитав название фотоснимка, мы хорошо поняли замысел автора — запечатлеть на фотоснимке «мечту» посредством изображения мальчика, бегущего по дороге с парящим в небе воздушным змеем. Название соответствует содержанию.

Нам трудно судить, постановочная это фотография или фотограф сумел поймать этот момент случайно. И все-таки снимок не получился, хотя, казалось бы, в кадре все для этого есть.

КОМПОЗИЦИЯ ФОТОКАДРА

Снимок неудачно смотрится именно из-за композиционных ошибок. Прежде всего, левая часть снимка абсолютно пуста, небо белое, без каких-либо облаков. Кстати, облака здесь очень хорошо подчеркнули бы на название фотоснимка, придав ему воздушность и мечтательность. Правая часть кадра, наоборот, перегружена за счет столбов, которые вряд ли способствуют созданию романтического настроения в кадре. Их ритмичное параллельное изображение разрушает эмоциональное впечатление от фотографии. Воздушный змей тоже находится в правой части кадра, хотя более логично с композиционной точки зрения было бы заполнить им левую часть фотоснимка.

Фотография четко разделена на две части за счет линии горизонта, проходящей по середине, и за счет белого верха и темного низа. В результате кадр разваливается и как единое целое не смотрится. Тем более что фигура мальчика теряется на общем сером фоне. Необходимо было выбрать нижнюю точку съемки. Тем самым линия горизонта ушла бы вниз, и фигура мальчика спроецировалась бы на светлое небо. Будучи четко различимой, она стала бы главным смысловым элементом композиции. Только дорога, уходящая вглубь кадра, придает снимку объем за счет закономерностей линейной перспективы.

ОСВЕЩЕНИЕ

Ровное, безтеневое освещение. Такое освещение создает облачное небо, солнце скрыто облаками. Из-за этого снимок получился плоским, плохо передается пространство и объем. Главный герой фотографии сливается с фоном.

ТЕХНИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО

Низкое техническое качество. Фотография нерезкая, изображение размыто.

РЕЗЮМЕ

Авторская задумка реализована неудачно, как с точки зрения композиции, так и с точки зрения технического исполнения. Хочется посоветовать автору больше внимания уделять композиции кадра и технической реализации своего замысла.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Совершенно новый Tough TG-6: создан для любых приключений
22 мая 2019
Новости

Совершенно новый Tough TG-6: создан для любых приключений

Компания Olympus представляет новый флагман линейки Tough, камеру Tough TG-6, которая выдерживает любые погодные условия, подводную съемку, давление и падения с большой высоты. Она обладает не только знаменитой прочностью Olympus, уникальной системой датчиков и способностью снимать RAW-файлы, но и получила многочисленные улучшения и новые функции: новые режимы подводной съемки и универсальные режимы макросъемки, а также улучшенный монитор с большим разрешением.

Смартфон Fly IQ448 Chic – первая модель Fly для женщин
9 августа 2013
Новости

Смартфон Fly IQ448 Chic – первая модель Fly для женщин

Бренд Fly объявляет о начале продаж первого смартфона компании, ориентированного исключительно на женскую аудиторию. Благодаря компактному корпусу с 4-дюймовым экраном и выразительному дизайну IQ448 Chic будет идеально смотреться в женских руках и поместится в любой сумочке. Помимо модного образа, смартфон оснащен мощной начинкой, позволяющей справиться со всеми потребностями современной деловой женщины. Модель уже появилась в продаже по рекомендованной цене 6990 рублей.

PocketBook 640 – ридер для идеального отпуска
4 марта 2014
Новости

PocketBook 640 – ридер для идеального отпуска

Компания PocketBook, лидер российского рынка электронных книг, представляет первый в мире серийный влагостойкий и пылезащищенный ридер PocketBook 640. Уникальный гаджет будет впервые показан публике в рамках ежегодного книжного форума Salon Du Livre в Париже.

Fujifilm выпускает объектив FUJINON XF35mmF2 R WR и телеконвертер для объективов с байонетом X Mount*1
21 октября 2015
Новости

Fujifilm выпускает объектив FUJINON XF35mmF2 R WR и телеконвертер для объективов с байонетом X Mount*1

Корпорация FUJIFILM представила новый объектив FUJINON XF35mmF2 R WR, который войдет в линейку сменных объективов серии X в ноябре 2015 года. Также было объявлено о выпуске телеконвертера FUJINON XF1.4X TC WR, предназначенного для расширения диапазона телефотосъемки некоторых объективов с байонетом X Mount*1. Этот телеконвертер дополнит линейку продуктов для премиальныхбеззеркальных камер серии X в ноябре 2015 года.

Авангард техники
28 апреля 2003
Новости

Авангард техники

Компания, являющаяся одним из крупнейших авторитетов в создании аудио- и видеотехники, не имеет права почивать на лаврах. Она обязана постоянно обновлять свою линейку, предлагая покупателям все лучшее, что рождается в ее стенах. Такой компанией, уже долгие годы находящейся в авангарде разработок в области техники для домашнего кинотеатра, является ONKYO.

Sigma выпустила обновления встроенного ПО для ряда объективов и конвертёра MC-11.
19 июня 2018
Новости

Sigma выпустила обновления встроенного ПО для ряда объективов и конвертёра MC-11.

Компания Sigma обновила прошивку для ряда объективов с байонетом Canon EF до версии 2.01, которая улучшает стабильность скорости непрерывной съёмки. Также была выпущена новая прошивка версии 1.10 для ковертёра MC-11 SA-E и версии 1.14 для MC-11 SF-E. Обе прошивки добавляют совместимость конвертёра с некоторыми объективами Sigma.

GENIUS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПАКТНУЮ СТЕРЕОСИСТЕМУ SP-J120
22 декабря 2015
Новости

GENIUS ПРЕДСТАВЛЯЕТ КОМПАКТНУЮ СТЕРЕОСИСТЕМУ SP-J120

Москва, 22 декабря 2015 года — Компания Genius, мировой лидер в области компьютерной и мобильной периферии, представляет доступную акустическую стереосистему SP-J120 для настольных компьютеров, ноутбуков и мобильных устройств. Несмотря на скромные габариты и малый вес (469 г), эта модель способна обеспечить сбалансированный звук в фильмах и играх.

Пополнение в линейке Hi-Fi плееров от компании Hifiman!
16 декабря 2014
Новости

Пополнение в линейке Hi-Fi плееров от компании Hifiman!

Один из ведущих производителей портативных аудиоустройств, профессиональных наушников и усилителей Hifiman представил на потребительский суд свой новый плеер Hifiman HM-650!

Huawei представляет беспроводной монопод для селфи с подсветкой Moonlight Selfie Stick
11 сентября 2018
Новости

Huawei представляет беспроводной монопод для селфи с подсветкой Moonlight Selfie Stick

Компания Huawei представляет новый монопод для селфи Moonlight Selfie Stick со встроенной вспышкой, Bluetooth и стильным дизайном. Устройство удобно носить с собой: в сложенном виде его длина составляет 185 мм, а вес – всего 120 грамм.

Загадочный пейзаж...
15 марта 2004
Советы

Загадочный пейзаж...

Что это такое — пейзаж, до сих пор не знает никто. В целом, что это портрет Природы, знают все, а вот в частностях... Японцы запечатлевают каменные сады, олицетворяющие Вечность, и гору Фудзияма. Это — пейзаж! Кто-то снимает поле и старинную церковь, а кто-то — завалившиеся заборы и ряды безликих коробок-домов, опутанных проводами, — тоже пейзаж.