Ральф Гибсон

В контексте современной американской и мировой фотографии Ральф Гибсон занимает далеко не последнее место. В его активе — публикация более 20 фотоальбомов и статей, посвященных собственным фотографиям. С 1970 по 1983 год, будучи основателем издательства «Люструм Пресс», он также выпускает ряд книг, посвященных различным тематическим и теоретическим материалам по фотографии и произведениям таких фотографов, как Ларри Кларк, Роберт Франк, Эрика Ленард и т.д. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, коллективные и персональные выставки его работ проходят в Соединенных Штатах Америки, Франции, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швеции, Австралии, Аргентине, Марокко, Японии, Греции, Италии, Швейцарии и в ряде других стран. Обладатель различных грантов (в частности, гранта фонда Симона Гуггенхейма) и призов, он в 2002 году был удостоен звания кавалера Ордена искусств и литературы — одной из самых престижных наград в области литературы и искусства во Франции.

Этому успеху Ральф Гибсон обязан прежде всего своему фотографическому видению, своей технике и методичности в работе. Сын ассистента режиссера в Голливуде, будущий фотограф, рано столкнулся с миром кино, и сильные контрасты его последующих работ часто приписывают влиянию ортохроматической пленки, использовавшейся в то время в голливудских фильмах. В 1956 году в возрасте 17 лет он идет в морской флот, где его определяют в фотографическую школу. С этого момента его любовь к фотографии развивается параллельно с его пристрастием к музыке (в 1952-м он получает в подарок свою первую гитару). По возвращении с армейской службы Ральф Гибсон продолжает учебу в Художественном институте Сан-Франциско, после чего становится ассистентом известного американского фотографа Доротеи Ланг, участвовавшей в проекте Фарм Секьюрити Администрейшен.

Несколько лет спустя ему также доведется работать с не менее известным американским фотографом швейцарского происхождения Робертом Франком. У него он учится быстроте съемки, что является характерной чертой фоторепортажа. Тем не менее после своего трехмесячного пребывания в известном агентстве новостей «Магнум» Гибсон понимает, что работа фоторепортера не для него. Впоследствии он скажет, что никогда бы не смог стать фоторепортером, так как этот вид фотографии слишком часто построен на людских трагедиях.

В 1966 году Ральф Гибсон переезжает в Нью-Йорк, где живет и поныне. Он быстро осознает, какую роль в распространении его фотографий могут играть фотоальбомы, и начинает публиковать по книге каждые два-три года. «Сомнамбула» (1970), «Дежа вю» (1972), «Дни у моря» (1974) и «Синтаксис» (1983) были изданы «Люструм Пресс». После закрытия собственного издательства уже пользующийся тогда известностью Ральф Гибсон продолжает публиковаться в Лондоне, в Париже, в Нью-Йорке и Цюрихе. Выходят в свет его фотоальбомы «Анонимный», «Тропизм», «In situ», «Светотень», «История Франции», «Женщины», «Душа Бургундии», «Свет фараонов, «Инфанта», «Год света», «Продолжающееся течение», «Экслибрис», ретроспективное издание «Деус Экс Макина».

Последний альбом, который должен появиться в 2004 году, — «Световые струны». В нем прослеживается взаимосвязь между одной из самых важных тем фотографа — женским телом и его страстью к гитаре. Как уже было упомянуто выше, музыка с самого юного возраста играла важную роль в жизни Ральфа Гибсона. Он всегда увлекался гитарой; в 70-е годы играл в группе «Секс энд драгз» («Секс и наркотики»), пользовавшейся успехом в богемном районе Нью-Йорка — Сохо. И сегодня музыка продолжает играть важную роль в его жизни. Фотограф изучает музыкальную теорию, гармонию, композицию и говорит, что игра на гитаре доставляет ему огромное удовольствие и удовлетворение. По его мнению, фотографию можно сравнить с музыкой, так как время звучания ноты так же коротко, как и момент фотографирования. В данном случае можно провести параллель между фотоаппаратом и музыкальным инструментом, так как и тот и другой нуждаются в определенной, хорошо продуманной манипуляции, чтобы вышел нужный звук или получилась удачная фотография.

Возвращаясь к теме ню в его творчестве, можно отметить, что она присутствует во многих фотоальбомах, некоторые почти полностью посвящены этому жанру («Дни у моря», «Анонимный», «Инфанта», серия «Черный поцелуй»). Женское тело, как и остальные объекты, Ральф Гибсон фотографирует быстро, со всех сторон, со всех ракурсов. Он просит своих моделей двигаться, потом вдруг застыть, вернуться в прежнее положение. Он меняет освещение, место съемки. Отснимает пленки одну за другой. А затем — проявка, контактный тираж, отбор фотографий.

Для Ральфа Гибсона, как и для многих фотографов, момент выбора удачного снимка очень важен. Это может быть одна фотография на целую пленку, а иногда ни одной на три, пять пленок. Фотограф проводит много времени, выбирая удачные снимки. Только они удостаиваются позитивной печати, остальные фотографии остаются в виде негативов. Время, проведенное в темной комнате, и весь процесс выбора являются одним из основных этапов творческого процесса Ральфа Гибсона.

В одном из своих интервью он говорит, что стал фотографом, потому что любит смотреть фотографии. И на мой взгляд, это чувствуется при просмотре его фотоальбомов. Его фотографии раскрываются не сразу, даже если глаз тут же мысленно узнает предметы, изображенные на снимке; их взаимосвязь, их сочетание, их аура, их смысл открываются постепенно, часто не с первого и даже не со второго раза.

Другим объектом изображения является глаз. Он часто один — второй скрыт в тени. Ральф Гибсон останавливает свой глаз-объектив на памятниках, на элементах архитектуры, на руках. Фотограф придает большое значение умению работать с объективом. Иногда он может целый год использовать одно и то же фокусное расстояние, изучая каждую скорость экспозиции, каждый нюанс дистанции. В своих фотографиях он уделяет большое внимание построению, архитектуре снимка.

Если попытаться выделить характерные черты снимков Ральфа Гибсона, то прежде всего бросается в глаза наличие в основном ближних планов. Все предметы близки и статичны, двигающихся объектов практически нет. В его работах часто пытаются прочесть какие-то знаки, их сравнивают с иероглифами, которые нужно расшифровать. Сам фотограф отрицает наличие символики в его снимках. По его мнению, в его фотографиях нет аллегорий, но есть содержание. Последнее можно найти как в самом изображенном предмете, так и в его тени, в выбранном ракурсе, в игре контрастов. В своих снимках Ральф Гибсон активно использует весь арсенал фотографического искусства: контрасты светотени, тонкую градацию серых тонов, объемное построение фотокадра, скульптурную насыщенность форм. Он — мастер крупного плана, мастер детали, часто освобожденной от фона и от излишних окружающих элементов.

Это сосредоточение на одном предмете или на его части прекрасно удается фотографу не только в черно-белых снимках, но и в цвете. Цветную пленку он начинает использовать с середины 70-х годов. Его первая серия цветных снимков «Теорема» выставляется в 1977 году в известной нью-йоркской галерее Лео Кастелли. За ней следует серия «Хроника Готама» и в 1991 году фотоальбом «История Франции». Цвет в своих фотографиях Ральф Гибсон использует как художник краски: с одной стороны, для придания уравновешенности композиции, а с другой — для красоты цветовых комбинаций. Облако на фоне голубого неба, снятого из окна, красная резинка в темных волосах, желтая краска, покрывающая кирпичную стену, — все эти визуальные штрихи, эти цветовые лучи вспыхивают и мигают в умелом объективе фотографа.

Свои фотографии Ральф Гибсон характеризует как мыслительный процесс, нарисованный светом. По своей сути фотография не может быть отделена от реальности, от видимых предметов. На снимках Гибсона последние становятся не только вещественной сущностью кадра, но и импульсами к эстетическому восприятию, к ассоциативному мышлению или просто к рождению мимолетных, часто неосознанных эмоций.

Сила фотографии заключается в том, что она позволяет даже самый тривиальный предмет сделать фотографически интересным. Ральф Гибсон в полной мере владеет этим мастерством. Чтобы добиться скульптурно-объемной значимости своих предметов и моделей, он придает большое значение кадрированию снимка, композиции, световым контрастам, крупным планам, разрушающим перспективу. Все вышеперечисленные приемы позволяют ему избежать ненужных деталей и информационной загруженности снимка.

Как охарактеризовать стиль Ральфа Гибсона? В некоторых его фотографиях есть сюрреалистические элементы. Другие характерны своим минимализмом. Резкие и глубокие контрасты светотени напоминают кинематографический экспрессионизм. Какие-то снимки почти абстрактны. Сам фотограф отрицает наличие у него какого-либо определенного стиля, так как в его восприятии стиль — это что-то завершенное и незыблемое, а к его фотографиям, по его мнению, можно скорее применить понятие визуальной подписи.

Просматривая фотоальбомы Ральфа Гибсона, замечаешь, что его сюжеты иногда нейтральны, а иногда неразрывно связаны со страной, где они были сняты. Так, фотоальбом «Светотень» посвящен Италии. Фрагменты скульптур, венецианские маски и гондолы, выбитые на камне надписи, — казалось бы, стандартные, банальные сюжеты, а переданы так, что чем больше на них смотришь, тем таинственней они становятся, тем глубже хочется проникнуть в то, что стоит за ними. То же ощущение возникает при просмотре серии «Хаику», посвященной Японии. Детали лиц, тел, пейзажей. Все очень гармонично и минимально, как многие произведения японского искусства.

«Свет фараонов» и «История Франции» говорят о своей тематике сами за себя. В первом фотоальбоме Ральф Гибсон использует только черно-белую пленку, во втором — многие снимки цветные. В обоих случаях совокупность фотографий-деталей, собранных в фотоальбом, создает единый ансамбль, который, в свою очередь, рождает образ представленной в альбоме страны. Создавая свои фотоальбомы, Ральф Гибсон уделяет большое внимание диспозиции снимков. Устанавливая между ними содержательную и визуальную взаимосвязь, фотограф таким образом придает им дополнительные оттенки.

Ральф Гибсон много работает с фотоаппаратом «Лейка», меняя и детально изучая различные объективы. Он снимает быстро и много, по 300—400 пленок в год. Такая активность позволяет ему сохранять умение манипулировать фотоаппаратом.

Сейчас Ральф Гибсон продолжает активно работать над несколькими проектами. Закончен макет фотоальбома «Световые струны», который должен появиться в 2004 году. Выставка его египетских фотографий проходит во Флориде. Параллельно фотограф работает над проектом для музея современного искусства Кастелло ди Риволи в Италии и над новой серией снимков, посвященных Бразилии. Так что путешествие по миру фотографий Ральфа Гибсона продолжается... Его работы будут выставляться и в Москве, в Доме фотографии с 20 по 25 апреля.








Комментарии

kirill
11.07.2009
0
Шшикарная статья, становишься другом сразу двум людям: Ральфу и Ольге, которая поняла и приподнесла Художника Света, Тела, Отношений Жизни и Красоты. Спасибо приогромное
tolajn1
18.07.2010
0
Хорошо.
Григорий
30.04.2012
0
Интересная статья. Интересный фотограф. Раньше не слышал о нем.

Похожие статьи

Портрет Дориана Грея
28 июня 2006
Обзоры

Портрет Дориана Грея

С использованием современных программ редактирования изображений можно в течение получаса пересадить голову одного человека другому, заменить глаза, волосы, улучшить фигуру… Другими словами, заниматься вещами, по которым плачет инквизиция. Колдовскими приемами работы в Photoshop’е CS делится Ольга РОМАШКОВА.

Тест наушников Fischer Audio Tandem
10 января 2013
Тесты

Тест наушников Fischer Audio Tandem

Если китайскую фирму Head-Direct (Hifiman) можно назвать азиатским тигром мира аудио, то Fischer Audio — это этакий, гуляющий вразвалочку русский бурый мишка, успевший пройтись чуть ли не по всему свету. Да-да, вы всё правильно поняли — компания Fischer Audio действительно родом из России, а её продукты продолжают медленно, но верно шествовать по планете и завоёвывать сердца меломанов отличным сочетанием цены и качества.

Роскачество подсказывает, как правильно спланировать свою жизнь
10 мая 2018
Обзоры

Роскачество подсказывает, как правильно спланировать свою жизнь

Из-за большой информационной нагрузки современному человеку бывает сложно удержать в памяти большое количество задач и запомнить, когда и что необходимо сделать. В такой ситуации на помощь приходят «Менеджеры задач», которые сегодня становятся все более популярными. Роскачество провело исследование таск-менеджеров, чтобы помочь потребителю выбрать наиболее качественное приложение.

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук
3 ноября 2015
Новости

Новая линейка компактных акустических систем Philips: портативный и мощный звук

Россия, Москва — Бренд Philips представляет линейку портативных Bluetooth-аудиосистем, которые обеспечивают беспроводное воспроизведение музыки высокого качества. Эти компактные подзаряжаемые колонки удобно брать с собой повсюду: на природу, на дачу или просто на прогулку — они удивят владельцев по-настоящему мощным и чистым звуком в любой обстановке.

Компания Vivo официально представила смартфон V9 Youth в России
17 мая 2018
Новости

Компания Vivo официально представила смартфон V9 Youth в России

Компания Vivo представляет новый смартфон V9 Youth с дисплеем FullView™ и качественными фотокамерами для создания идеальных снимков. Vivo V9 Youth представляет собой более доступную версию представленного ранее смартфона Vivo V9, предназначенную для молодых пользователей. Модель отличается стильным и изящным дизайном, позволяют делать идеальные фотографии, и наслаждаться результатом на великолепном экране.

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-3N: съемка автопортретов никогда еще не была такой простой
20 февраля 2013
Новости

Беззеркальная фотокамера Sony NEX-3N: съемка автопортретов никогда еще не была такой простой

Решили перейти на новый уровень фотосъемки и отказаться от камеры с фиксированным объективом? Путешествуйте налегке с компактной и простой в обращении фотокамерой NEX-3N, оснащенной байонетом Е ( E-mount) и встроенной вспышкой. Интересная новинка в мире фотосъемки сменными объективами от Sony. Съемка автопортретов никогда еще не была такой простой, как с NEX-3N, благодаря удобной текстурированной рукоятке, позволяющей надежно удерживать камеру в руке.

В Галерее Классической Фотографии пройдет презентация альбома ведущего мото-фотографа Артёма Василькова
29 мая 2017
Новости

В Галерее Классической Фотографии пройдет презентация альбома ведущего мото-фотографа Артёма Василькова

Галерея Классической Фотографии представляет альбом ведущего российского мото-фотографа Артёма Василькова «Как мечтает сталь». Уникальное по формату издание включает в себя около двухсот портретов кастом-мотоциклов и их создателей. Работа, а по сути исследование мира российского штучного мотостроения, заняла у автора более пяти лет. За это время перед объективом фотографа прошли все ведущие мастера российского мотоциклостроения, творения которых входят в первые десятки мировых рейтингов.

ONYX BOOX C67ML Magellan 3 — недорогой букридер с экраном E Ink Carta
16 июля 2015
Новости

ONYX BOOX C67ML Magellan 3 — недорогой букридер с экраном E Ink Carta

Москва, 16 июля 2015 года. — Компания МакЦентр, эксклюзивный дистрибьютор продукции ONYX International на территории России, Украины и Беларуси, представляет модель ONYX BOOX C67ML Magellan 3, продолжающую серию устройств для чтения электронных книг, посвященную великим путешественникам. Новинка, как и предыдущая популярная модель серии, ONYX BOOX C67ML Darwin, получила экран последнего поколения E Ink Carta. Однако благодаря облегченной комплектации стоит дешевле и станет оптимальным решением для тех, кто желает приобрести качественный букридер по умеренной цене.

CES 2013. Гарнитуры Thrustmaster Y-Gaming Headsets — геймеры получат по ушам!
9 января 2013
Новости

CES 2013. Гарнитуры Thrustmaster Y-Gaming Headsets — геймеры получат по ушам!

Лас-Вегас, 9 января 2013 г. Компания Thrustmaster — имеющая 30-летний успешный опыт работы в игровой индустрии и практически 20-летний опыт в сфере аудио в рамках группы компаний Guillemot Group под брендом Hercules — представляет вашему вниманию линейку игровых гарнитур Y-Gaming Headsets.

Тест зеркальной фотокамеры Canon EOS 600D: между тенью и светом колокола удержались на грани
5 марта 2012
Тесты

Тест зеркальной фотокамеры Canon EOS 600D: между тенью и светом колокола удержались на грани

Камера Canon EOS 600D в линейке любительских зеркальных фотокамер компании Canon занимает среднюю позицию. Она предназначена как для начинающих, так и для опытных любителей. Внимательное изучение характеристик камеры никакой внешне заметной разницы не выявило за исключением габаритов и веса, но одно важное различие все-таки существует, и оно резко расширяет сферу применения камеры для очень многих фотографов.